«Я мама чудесного полуторогодовалого малыша. Но есть момент, который меня беспокоит: мой ребенок кусается: иногда меня или близких, иногда на детской площадке. Порой другие мамочки на меня косятся и показывают свое недовольство. Я понимаю, что это не правильно, но не знаю, как с этим бороться. И надо ли, может оно пройдет само? Может ли это перерасти в патологию?»
С подобной проблемой сталкивается ни один родитель. Главное во время определить причину, и тогда легче будет понять, как отучить ребенка кусаться.
Кусание и щипание – травмоопасные привычки. Чтобы определиться, как отучить ребенка кусаться и щипаться, нужно понять причину такого его поведения. А их существует несколько, в зависимости от возрастных особенностей развития малыша.
Чуть постарше могут проявляться психологические причины кусания: малыш перевозбужден, он переиграл, а как сказать об этом или расслабиться – не знает.
Если ребенок в 2 года начал кусаться, это часто связывают с причинами эмоционального характера. С годовалого возраста малыш начинает кусаться осознанно. Его словарный запас маленький, а эмоций предостаточно, особенно, когда произошло перевозбуждение или малыш получил яркие эмоции. Кусая, он снимает напряжение.
Особенности поведения – еще одна существенная причина присущая этому возрасту. До 3-х летнего возраста ребенок сильно кусается из-за стрессовых потрясений. Смена обстановки, расставание с мамой, посещение детского сада – это нагрузка на маленькую психику. Кусая, он избавляется от стресса, пытается контролировать ситуацию. В коллективе кроха старается защитить свои границы или дать отпор.
Часто кусая, малыш высказывает свой протест, что может быть связано с ранним началом кризиса 3-х летнего возраста.
В таком возрасте начинает проявляться индивидуальность, кроха показывает свой характер. Начинается намеренное отрицание правил, часто это связывают с кризисом 3-х летнего возраста . Кроме того, как и в 2-х летнем периоде, он пытается проявлять свои лидерские качества через силу, авторитет.
Низкая адаптация, педагогическая запущенность, неспособность контролировать эмоции. Могут быть и неврологические проблемы: отставание развития, травмы мозга, головные боли, неуравновешенность нервной системы, испуг, страх, коммуникативные проблемы, проблемы речевого развития. О самых распространенных страхах читайте в нашей рубрике >>>
Психологические нарушения – более серьезная причина. О ней стоит говорить тогда, когда ребенок продолжает кусаться в 4, 5 лет, а то и старше в 6-7. Кроме приступов агрессии, заметны другие отклонения в развитии. В таких ситуациях нужна консультация психолога.
Причину определили, но какие методы выбрать и что делать, если ребенок кусается? Как воздействовать, чтобы не усугубить ситуацию и не травмировать ребенка грубыми действиями. Все зависит от возраста, особенностей развития, принципов воспитания и психологического климата в семье.
Если у малыша лезут зубки, нужно предложить силиконовые игрушки с пупырышками, которые массажируют десна. Их можно приобрести в аптечной сети или детских магазинах.
Особенно часто малыш кусается во время кормления. Как только кроха начал «баловаться», прикусывая грудь, сразу заберите ее. Он быстро поймет, что его кусание ведет к потере любимой груди.
Ни в коем случае нельзя использовать совет некоторых доморощенных психологов, говорящих, что нужно тихонько щипать малыша, когда он укусил при кормлении. Якобы после этого его действие будет ассоциироваться с болью. Да, а еще у него будет понимание, что его мама не взрослая и адекватная женщина, а беспомощное существо, которая решила устранять проблему с годовалым ребенком, через причинение ему боли.
Смотрите мой видеоурок как отучить ребенка кусаться:
Для детей постарше, можно прибегнуть к следующим методам:
В 1.5 года ребенок не очень хорошо понимает слова и объяснение действиями сработает гораздо лучше.
Смотрите семинар по восстановлению материнского авторитета Мама-главная! >>>
Если вам сложно сдержать свои эмоции, действуйте по методике из курса Мама, не кричи! >>>
Стоит знать, что через эту проблему проходит много родителей, ее не стоит игнорировать и действуя правильно при первых попытках укусить, вы быстро научите ребенка другим способам проявления своих эмоций.
РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ! ЧТО ДЕЛАТЬ?
Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели обносится к этому, прямо скажем, больному вопросу?
Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.
Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.
Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.
В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.
Причины поведения
Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая - желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.
Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.
Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.
Третьим фактором может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями. Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.
Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.
Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.
Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу.
В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.
Педагог-психолог
Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?
Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.
Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.
Причина | Описание | Что делать? |
Плохой пример | Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии. | Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком. |
Защитная реакция | Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом. | Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью. |
Недостаток внимания | Ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно. | Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте. |
Доказательство собственной значимости | Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом. | Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников. |
Чувство тревоги | Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким. | Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку. |
Неурядицы в семье | Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи. | Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка. |
Агрессия со стороны родителей | Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может. | Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты. |
Как средство коммуникации | Ну кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности. | Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой. |
Гиперактивность | Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания. | Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование. |
Усталость | Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал. | Если видите, что ребенок устал, - не трогайте его, обеспечьте ему отдых. |
Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.
Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.
Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.
Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.
Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!
Чтобы понять, почему ребенок стал кусаться, надо оценить ситуацию, в которой это произошло, а также учитывать возраст «хулигана». Причины, по которым кусается ребенок 10 месяцев, будут кардинально отличаться от причин, по которым двух-четырехлетний ребенок начал кусаться. И способы справиться с таким поведением тоже будут разными.
Рассмотрим, как меняются причины того, почему маленькие дети кусаются, в зависимости от их возраста.
Скорее всего, виной этому - дискомфорт и боль, связанные с прорезыванием зубов. Ребенок становится капризным, плаксивым, он готов кусать и грызть все, что попадется под руку: погремушку, свои пальцы, плечо соседа. Если маленький ребенок кусается, потому что его десны набухли и покраснели, пусть у него под рукой всегда будут пластиковые или резиновые игрушки-прорезыватели. Покрасневшие десны можно смазывать гелями с анестезирующим эффектом («Калгель», «Камистад-гель»). Но до года-полутора проблема с болезненным прорезыванием зубов в любом случае может сохраняться, поэтому если, например, ребенок 11 месяцев кусается, этот период можно просто переждать, не предпринимая особых мер.
Если зубки ребенка уже не беспокоят, но годовалый ребенок кусается во время игры или просто так - это может говорить о переутомлении. Переизбыток эмоций, с которыми малыш не может справиться, становится причиной, почему годовалый ребенок кусается. Если ваш малыш в радостном или гневном порыве может больно укусить родителя или товарища по игре, нельзя оставлять это без внимания. Скажите ребенку твердое «нельзя», прервите игру, покажите, что обижены и не намерены продолжать веселье. Если ребенок кусает других детей - заберите его из игры и объясните, что так будет всякий раз, когда он будет кусаться.
Еще один способ, как отучить годовалого ребенка кусаться: предложить ему интересные и одновременно успокаивающие, требующие созидательного труда занятия: лепку, конструктор, игры с песком и водой, рисование карандашами и мелками.
Если ребенку уже исполнилось два года, родители начинают волноваться, почему такой, казалось бы, уже взрослый и все понимающий ребенок кусается, что делать и как его отучить?
Два года - это возраст, когда многие дети начинают ходить в детский сад или развивающие группы, где встречаются с другими детьми и порой хотят подчинить их себе и таким первобытным способом продемонстрировать свое лидерство. Если ребенок в год кусается от переизбытка чувств, часто безо всякого умысла, то в два года ребенок уже действует сознательно. К сознанию и надо обращаться, объясняя, что такие методы установления лидерства окружающим не нравятся, они недопустимы и приведут к тому, что с ним никто не захочет дружить.
Если ваш ребенок укусил товарища, вместе с ним подойдите для того, чтобы пожалеть пострадавшего и попросить прощения: малыш должен знать, как следует поступить, чтобы исправить положение.
Вместе с ребенком можно продумать неагрессивные методы привлечения внимания и завоевания новых друзей.
Если кусается ребенок трех лет и старше, обратите пристальное внимание на его отношения со сверстниками. Может быть, ребенок чувствует себя изгоем, у него есть проблемы в общении и ему приходится таким образом защищаться?
Если же ребенок не защищается, а именно атакует, у него могут быть проблемы с самоконтролем. В таком случае, чтобы определить, как отучить ребенка кусаться, необходимо проконсультироваться с неврологом и психологом.
Если ребенок кусается, советы психолога могут потребоваться и родителям, чтобы узнать, как правильно реагировать на происходящее и какой полезной деятельностью занять ребенка, чтобы направить его эмоции в позитивное русло.
Как уверял дедушка Фрейд, все мы хотим одновременно съесть и уничтожить то, что любим. Но взрослые достаточно разумны и мудры, чтобы понять невозможность воплощения этого противоречивого позыва и примириться.
Дети только начинают быть разумными и мудрыми. Им тяжело совладать с желанием из-за незрелости центральной нервной системы: возбуждение из очага эмоций легко охватывает бόльшую часть мозга и активирует двигательную активность. Поэтому и радостные, и огорчённые тоддлеры стискивают, колошматят, бегают, крутятся и у них это не проявление агрессии.
Поэтому у меня нет других советов для вашей крохи, кроме как: «Маму грызть нельзя, потому что я против» и подготовленной среды.
Тот, кто имеет много пространства для самореализации, довольно сговорчив. «Тут воду не льём, только сюда» - «Ок». «В этой зоне красим краской, карандашами, пластилином, а в других местах не рисуем» - «Ладно».«Вот мои ложки-вилки-ножи-кастрюли-тарелки-стаканы-кувшины, а это твоя утварь, и трогать её нельзя» - «Хорошо, ты тоже мою вилку без спроса не бери».
В год и три обычно интересно знать, как надо и как не надо, познания на эту тему легко становятся предметом гордости. Главное, чтобы простор для свободных действий был привлекательным. Если на одно малюсенькое «Ну, поиграй» приходится два гектара «Вова, перестань», ожидать лояльности от малыша не стоит.
Если ребёнок кусает маму не только при встрече, то это хотя бы частично может быть предсказуемо. Задача опять же вовремя обнять, не давая возможности грызть, если вы подозреваете, что малыш к этому близок. И каждый раз повторять: «Маму кусать нельзя, потому что я против».
И почаще обнимайте кусачих, подросших и самостоятельных, даже интровертов - аккуратно и в приемлемой для них форме. Даже тех, кто боится щекотки. В общем всех и всегда, но с учётом их потребностей и ваших возможностей.