Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы
Проблема застенчивости и порождённых ею трудностей общения является актуальной психологической проблемой для людей ХХI века. Всё больше людей живёт в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомыми людьми. Расширилась сфера обслуживания, работники которой обязаны уметь общаться. Люди гораздо больше стали договариваться между собой.
Таким образом, для преуспевания в современном мире человеку необходимо практически освоить искусство общения. Преуспевание представляется маловероятным при отсутствии такого фактора личностного развития, как собственная активность личности. Застенчивому трудно общаться, но ещё труднее проявить свою активность и инициативу.
Дети с высокой адаптивностью достаточно быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе. Но далеко не каждый ребёнок имеет соответствующие врождённые качества и может адаптироваться к трудным психологическим условиям современного мегаполиса.
Поэтому очень важно выявлять и корректировать застенчивость и связанные с ней трудности общения именно в дошкольном возрасте, когда идёт становление важных черт личности ребёнка.
Что такое застенчивость?
В современной науке застенчивость понимается, как черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, безмотивном чувстве стыда, порождающим комплекс ощущений неловкости, растерянности, страха, препятствующих нормальному общению.
Проявления застенчивости
Проявления застенчивости могут быть различными: от испытываемой время от времени неловкости или дискомфорта в присутствии других людей, до тревоги и необъяснимого страха перед людьми.
Застенчивый ребёнок испытывает большое внутреннее напряжение и оно может проявляться внешне: ерзанье на стуле, опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону и почти никогда в глаза собеседнику, боязнь обратиться к взрослому, проявить свои желания, затруднения при ответе на самые простые вопросы.
Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница.
Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива) общаться с людьми, нет навыков общения.
Застенчивый ребёнок чаще всего имеет мотив, желание общаться, но либо не имеет средств и навыков общения, либо не может по каким-то причинам (низкая самооценка, боязнь наказания и т.д.).
Характерной особенностью общения застенчивого ребёнка являются прерывистость, цикличность, т.е. затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребёнок чувствует себя свободно, раскрепощённо, и возникать вновь при каких – либо затруднениях.
Застенчивость могут вызывать:
Любой человек может испытывать чувство застенчивости в тех или иных ситуациях, но истинно застенчивого человека отличает частота и сила испытываемого ими комплекса ощущений.
Причины застенчивости:
Важность коррекции застенчивости в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.
Чем старше становится застенчивый ребёнок, тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности.
Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности. Проанализировав содержание понятия «застенчивость», можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста: замкнутость, страх, повышенная тревожность, склонность к молчанию, избирательность в контактах с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.
Содержанием взаимодействия педагога с родителями застенчивых детей является забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, статусного положения ребенка в группе сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах его развития, особенностях характера и учета их в общении с ребенком, в итоге, о счастье подрастающей личности.
Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированны на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.
К сожалению, многие воспитатели не учитывают индивидуального подхода в работе с такими детьми. Общаясь с детьми, воспитатели практически не используют педагогические принципы работы с застенчивыми детьми: проявление безусловной любви; педагогической поддержки; апелляции к достоинству; опоры на положительное в ребенке; уважения личности застенчивого ребенка и др.
Воспитатель не создает детям ситуации успеха как основы личностного развития застенчивого ребенка, практически не использует ни одного приема по организации успешной деятельности ребенка. Если у ребенка что-то не получается, чаще всего воспитатель доделывает это за него или показывает, как нужно сделать. Оценка результатов продуктивной деятельности детей не всегда проводится профессионально. Чаще воспитатель отмечает, например, красивые рисунки или работы детей, хвалит их, нередко оставляя без внимания работы застенчивых детей. Нередко можно услышать сравнительные оценки, что хорошо удалось выполнить, а что – плохо и если ребенок в следующий раз постарается, то получится лучше. Нередко это еще больше усугубляет положение застенчивого ребенка в группе детей.
Екатерина Артамошкина
Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста
Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста (наряду с проблемой страха , агрессивности и др.) является достаточно серьезной, т. к. она может оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие ребенка и его социализацию.
Дошкольный возраст – это период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Поэтому помочь ребёнку преодолеть застенчивость , сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей , которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.
Чем старше становится застенчивый ребёнок , тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке» . Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость , поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности.
Психологи выделяют следующие источники застенчивости :
Страх перед людьми (главный источник застенчивости ) ;
Представления застенчивого ребенка о самом себе;
Очередность рождения (старшинство) ;
Чувствительность к застенчивости родителей и детей друг к другу ;
Наследование застенчивости .
Но, как известно фундамент застенчивости , конечно же, закладывается в детстве. Появление ее во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Проявление застенчивости очень разнообразно : от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов.
Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.
Отношение к себе у застенчивых детей дошкольного возраста характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.
У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы : личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя» , а иногда в принятии «маски равнодушия» .
Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница.
Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива) общаться с людьми, нет навыков общения.
Застенчивый ребёнок чаще всего имеет мотив, желание общаться, но либо не имеет средств и навыков общения, либо не может по каким-то причинам (низкая самооценка, боязнь наказания и т. д.) .
На сегодняшний день, разработаны различные программы, направленные на коррекцию застенчивости у детей . В настоящее время за рубежом большой популярностью пользуется так называемый «метод сенсорной интеграции в диалоге» , который предложен и используется немецким эрготерапевтом У. Кислинг.
Под понятием «сенсорная интеграция» она понимает взаимодействие всех органов чувств. В работе со стеснительными детьми У. Кислинг фактически использует андропедагогическую модель сотрудничества, в которой ребенок, родитель и педагог являются своеобразными сторонами равностороннего треугольника.
В России создатели программ, направленных на преодоление застенчивости в дошкольном возрасте , единодушно считают, что преодоление застенчивости у детей данного возраста , прежде всего, связано с поведением педагогов и психологов. В связи с этим педагогам рекомендуется постоянно подкреплять в ребенке чувство уверенности в себе и своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением; расширять круг знакомств; дать ребенку определенную (в разумных рамках) свободу действий. Психолог обязан выявить причины данного состояния; направить ребенка в случае необходимости (при обнаружении явной патологии) к соответствующим специалистам; создать благоприятную для него среду.
Кроме этого в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется активно использовать игру. Анализ существующих программ коррекционных занятий позволил выделить несколько групп игр и игровых упражнений, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников . Среди них игры и игровые упражнения, направленные на овладение паралингвистическими, неречевыми средствами общения, речевыми средствами, методами выражения своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций других людей (детей и взрослых ) ; снижение психоэмоционального напряжения; развитие навыков доброжелательного отношения друг к другу.
В то же время, игры и игровые упражнения каждой группы могут быть разделены жестами на две категории. К первой мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых не регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий детей . Например : игра «Колдун» (игра описана Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной в сборнике «Учим детей общению » )
Содержание. Колдун заколдовывает детей так , что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Другие дети рассказывают словами то, что он показывает.
Игровое упражнение «Различная походка» (предложено В. Леви и описано Л. Строгановой в статье «Как «расколдовать» застенчивого »)
Ко второй категории мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых строго регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий. Например, игра «Живая иллюстрация» .
Игры, регламентирующие время выполнения игровых заданий, являются более сложными для освоения, однако практика показывает, что дети дошкольного возраста любят эти игры , особенно музыкальные. Это притом, что в музыкальной игре музыка является основным «действующим лицом» , определяющим характер, темп, ритм, динамику реакций и движений участников игры.
Многие ученые признают, что музыка, как вид искусства, оказывает влияние на биологическую сущность человека (В. М. Бехтерев, Н. А. Бернштейн, В. Леви и др.) . Еще И. М. Сеченов указывал на взаимосвязь слуховых и мыслительных ощущений. Б. М. Теплов уточнял : восприятие музыки сопровождается теми или иными двигательными реакциями.
Таким образом, музыка, минуя сознание, способна вызвать определенные реакции человека. Наличие данных реакций, а также их стимуляция извне (в виде похвалы родителей или других людей) являются факторами, побуждающими организм к развертывающейся как во внутреннем, так и во внешнем плане познавательной, а также коммуникативной деятельности.
В освоении музыкальной игры дошкольниками особая роль принадлежит педагогу, организующему этот процесс. Педагог выявляет уровень подготовленности (музыкального развития) ребенка к той или иной музыкальной игре, проводит и разучивает ее с детьми.
Предлагая ребенку новую музыкальную игру, педагог должен знать несколько вариантов ее проведения (легких и более трудных) . Начинать, безусловно, нужно с более легких. Разученную игру необходимо исполнять на занятиях достаточно длительное время. Повторение разученной игры не просто развлекает ребенка, а способствует развитию и формированию различных умений и навыков (в том числе познавательных и коммуникативных) . Каждый вариант музыкальной игры представляет собой определенный уровень развития.
Музыкальная игра «Комплимент» . Дети встают в круг, поют первый куплет песенки, производя необходимый движения. Затем один из детей делает комплимент рядом стоящему ребенку, последний благодарит его за него. Вновь звучит музыка, поется песенка, и ребенок только что получивший комплимент, делает его рядом стоящему и так далее по кругу (возможны и другие варианты игры) .
В коррекционных занятиях с застенчивыми детьми музыку необходимо использовать не только в качестве фона или средства, позволяющего снять психо-эмоциональное напряжение дошкольников . Музыкальная игра способна быть средством вовлечения застенчивого ребенка в коммуникативный процесс, а значит, музыкальные игры должны занять достойное место в коррекционных программах, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников .
Список литературы :
1. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться) / Ф. Зимбардо. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 256 с.
2. Популярная психология : Хрестоматия / В. В. Мироненко. – М.:Просвещение, 1990. – 253 с.
3. Практикум для детского психолога – Изд. 5-е. / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 314 с.
4. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е . Е. Алексеева. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.
5. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л . И. Катаева. – М.: Книголюб, 2005 г. -156 с. 7.
Когда ваш малыш неожиданно становится боязливым, стеснительным, нерешительным и неуверенным в себе, ситуация вызывает беспокойство и страх. Чтобы решить проблему, нужно знать ее психологические аспекты. Они позволят определить оптимальные условия коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста.
Часто застенчивость считается положительной чертой ребёнка. Малышу даются характеристики сдержанного, уравновешенного, скромного. В действительности такое состояние психики не позволяет ребёнку быть самим собой, демонстрировать свой настоящий характер и особенности. Это негативно влияет на его состояние, с каждым разом усугубляя ситуацию.
Поведение застенчивого малыша вызывает непонимание у людей. Такая позиция окружающих сказывается на самовосприятии ребёнка, который ещё больше погружается в состояние робости. Получается замкнутый круг. Для внушения себе уверенности малыш тратит большое количество сил, что также сказывается на его состоянии.
Застенчивость - психическое состояние, которое проявляется у человека в форме нерешительности, боязливости, напряжённости, скованности и неловкости. Такое состояние также часто обозначается терминами стеснительность или робость.
Психологические исследования показывают, что застенчивость может быть двух видов:
Не стоит воспринимать рассматриваемое явление как обычное состояние с небольшим негативным оттенком, который можно игнорировать. Исследования в психологии показывают, что застенчивость - это тяжёлое эмоциональное состояние, оказывающее влияние на весь организм человека.
Определить наличие стеснительности у ребёнка дошкольного возраста можно, путём выявления характерных признаков, которые сопровождают его в процессе общения длительное время.
Проявления робости в поведении дошкольников:
Ситуации, вызывающие застенчивость:
Выделяют две ключевые причины развития застенчивости:
Ряд исследователей добавляют ещё несколько причин, которые провоцируют развитие стеснительности. К ним относятся:
Застенчивость проявляется с самого раннего возраста, когда малыш начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми.
Последствие развития застенчивости:
Ряд исследователей выделяет в своих работах положительное влияние умеренной застенчивости на развитие ребёнка. Он более защищён от эмоциональных перегрузок, перевозбуждения нервной системы в результате коммуникации. Робкие дети ограждены от общения и контактов с незнакомыми людьми, их внутренний мир более богат и лучше развит.
Стеснительность во взрослой жизни выражается в уравновешенности, сдержанности, уважении личного пространства других людей.
В преодолении застенчивости дошкольников должны участвовать родители, воспитатели детского сада и психологи.
Для эффективной коррекции застенчивости у детей необходимо соблюсти 2 ключевых условия:
Советы, которые нужно выполнять для создания этих условий:
Коррекцию застенчивости дошкольников в группе психологи рекомендуют проводить в четыре этапа:
Внешние условия для проведения четырёхэтапной корректирующей терапии:
Роль игротерапии заключается в преодолении неуверенности. Игры способны помочь раскрепоститься, преодолеть психологические барьеры в коммуникациях с родителями и сверстниками, расширить поведенческие вариации при взаимодействии.
Для коррекции поведения очень застенчивых детей в детских садах психологи рекомендуют следующие игры:
Существенную роль в эффективности устранения стеснительности дошкольников играет куклотерапия. На первых этапах коррекции кукла замещает детей. С ней малыш проигрывает элементы общения и осваивает навыки коммуникации. Положительное, доверительное отношение к игрушкам позволяет преодолевать психологические барьеры малыша. Куклотерапия позволяет решать целый комплекс задач:
Советы психологов родителям при общении с очень застенчивыми детьми:
Существенное влияние на развитие застенчивости оказывает современная технологическая среда, интернет. Человек с рождения контактирует с многочисленными гаджетами. Вопросы общения и взаимодействия с миром решаются удалённо, без прямого контакта. Всё это приводит к неготовности человека к реальному взаимодействию с миром. На эту незащищённость психика реагирует застенчивостью.
Чтобы преодолеть проблему родители должны ограничивать своих малышей от контактов с технологичными устройствами и современными средствами коммуникации. Нужно формировать социальные навыки взаимодействия и общения. А это происходит во время игры с родителями, чтения книжек с бабушкой, игры с ровесниками в беседке.
Некоторые родители жалуются, что всегда веселый и общительный ребенок, вдруг замыкается в себе, не реагирует на приветливость незнакомых людей. Такая ситуация знакома многим. Почему же так происходит? Давайте попытаемся разобраться.
Представьте ситуацию: вы пришли на прием к врачу, доктор пытается разговорить малыша, а он делает вид, что не слышит его. Ребенок прячется, а затем и вовсе начинает плакать. Конечно, такая ситуация вызывает неловкость у родителей и они начинают уговаривать кроху, чтобы он поговорил с доктором, а потом начинают стыдить ребенка за его поведение. Однако это делать категорически нельзя и это самая распространенная ошибка многих мам и пап. Не навязывайте малышу свое мнение, не заставляйте делать то, что он не хочет. Не злитесь и не кричите, поскольку это может только укрепить негативную реакцию . Погладьте малыша, возьмите на руки, скажите ему ободряющие слова. После визита к врачу обязательно поинтересуйтесь у ребенка, почему он так вел себя.
Конечно, хорошо, когда такая ситуация больше не повторяется. Но бывает, что ребенку сложно дается общение с посторонними людьми абсолютно любого возраста. Малыш не желает играть вместе с остальными детьми, часто обижается по пустякам, не стремится к общению . Если вы заметили эти признаки, не игнорируйте их. Возможно, у ребенка проявляется такая черта, как застенчивость. Застенчивость появляется в результате страха, возникающего при взаимодействии с окружающими людьми и остающегося в сознании. Данная особенность проявляется в достаточном раннем возрасте, и если вовремя ее не искоренить, может стать серьезной проблемой в процессе общения. Страх к посторонним людям появляется у детей в возрасте восьми месяцев. Незнакомец, обращаясь к малышу, говорит так же ласково, как и мама. Но такое общение ребенок ассоциирует только с ней, по этой причине данная ситуация вызывает у ребенка чувство недоумения и страх: у него появляются слезы , кроха категорически отказывается идти на руки к таким людям.
Привязанность к матери у малыша постоянно увеличивается и утихает ближе к шести годам. Со временем ребенок понимает, что мама всегда рядом, она не даст его в обиду, поэтому можно быть немного раскованным. Если же страхи не проходят, то специалисты говорят о застенчивости уже, как о черте характера . Застенчивых детей узнать довольно просто: сутулая осанка, опущенный вниз взгляд, скованность во всем теле. Когда их заставляют общаться, они теряются, не могут ответить на элементарные вопросы, хотят побыстрее уйти или убежать, только бы их не трогали. Зажатость и подозрительность не только ограничивают ребенка в общении, но и лишают детских шалостей. Такое поведение должно вызвать у родителей тревогу.
Психологи утверждают, что застенчивость является генетически передаваемой чертой характера: в большинстве случаев у подвижных и общительных родителей дети не страдают этим. И это не удивительно, поскольку в первые годы малыш расценивает и познает мир, подражая своим родителям. Поэтому если вы живете уединенно, то не стоит потом удивляться, что ребенок не очень общителен.
Помимо этого, застенчивость может быть вызвана излишней опекой родственников. Мамы и папы постоянно беспокоятся за кроху, предупреждают появление ситуаций, которые каким-либо образом могут нарушить покой ребенка. Однако это порождает у ребенка чувство незащищенности . А если ребенку постоянно внушают, что у него что-то не получится, то это еще больше выбивает его из колеи. Ребенок перестает к чему-либо стремиться и пробовать свои силы.
Слишком строгое воспитание родителей также может сделать ребенка застенчивым. Ребенок, постоянно живущий по строгим правилам, лишен воли, подавляет свои эмоции, у него появляется неуверенность и пассивность к жизни.
В основном такие дети очень переживают о том, какое же впечатление он производит на окружающих. Ему очень больно слышать критику, любое замечание в его адрес может стать причиной уныния. Ребенок живет с мыслью, что он хуже остальных, поэтому он и боится показать себя с другой стороны. Переживания и такое поведение сковывают его, не давая возможности начать нормальное общение. В итоге ребенок избегает людей .
Особенно ярко застенчивость у ребенка проявляется тогда, когда вокруг него много людей, которые желают с ним пообщаться. Уйти из такой ситуации можно, но не всегда. Когда-нибудь ребенку все равно придется контактировать с людьми. Поэтому сами родители должны быть активными, не стоит закрываться в своем мирке. Знакомьтесь с новыми людьми, приглашайте людей к себе в дом , ходите с малышом в гости в семьи, где тоже есть дети такого же возраста. Чаще бывайте в людных местах, ходите в музеи, на представления.
Приучайте ребенка к самостоятельности , не решайте все за него. Свобода выбора поможет ребенку почувствовать, что его мнение уважают и прислушиваются к нему. Не забывайте чаще хвалить ребенка, ведь у застенчивого малыша очень занижена самооценка. Кроха должен быть уверен в том, что вы любите его таким, каков он есть. Только в этом случае вы сможете избавить ребенка от этой не совсем хорошей черты характера, как застенчивость.