Внутренние угрозы безопасности россии. Внешние и внутренние угрозы Внутренние угрозы безопасности России


В начале месяца организация Global Challenges Foundation опубликовала свой первый доклад про самые серьезные угрозы, с которыми может столкнуться человеческая цивилизация в будущем. Он включают и существующие сегодня угрозы, и потенциальные. Исследователи хотят, чтобы человечество задумалось и сделало что-нибудь для исправления ситуации, так как пока еще есть время, чтобы найти возможные способы решения проблем.

Многие угрозы, упомянутые в нашем списке, стали результатом технологических и жизненных обстоятельств, а другие существуют еще со времени образования нашей планеты и появления человечества.


Ученые уже давно предупреждают о том, что исчезают многие виды животных и растений. Наш способ жизни и способ жизни животных зависят от сложной экосистемы, и если виды начинают исчезать, то это становится катализатором для необратимых процессов, которые негативно отразятся на нас в будущем и уже в настоящем. Даже ограниченные территорией экологические катастрофы имеют общепланетарные последствия.


Речь идет о крахе всемирной экономической и политической систем в результате принятия неправильных решений в этих областях, истощении ресурсной базы Земли и военных конфликтах. Если подобное случится в одном уголке Земли, то последствия затронут и остальную часть планеты. Исследователи заявляют об угрозе тоталитаризма, который может стать реальной угрозой сегодня.


В истории человечества имели место масштабные извержения вулканов, которые стали причиной экологических и антропогенных катастроф. Извержение Везувия привело к гибели города Помпеи и его жителей. 3000 лет назад в результате извержения вулкана погибла минойская цивилизация. Супер вулкан сможет выбросить в атмосферу столько пепла, что на Земле начнется изменение климата, как в результате ядерного взрыва. Шанс, что такое может произойти, составляет 0,0001%.


В последние годы все чаще стали тревожиться о причине гибели человечества в результате глобальных эпидемий. Свидетельством чему можно назвать большое количество умерших от птичьего гриппа, который начался в Азии и распространился по всему миру довольно быстро. Также стоит вспомнить и о SARS в 2003 году. Как не парадоксально, но технический прогресс, в частности всемирная транспортная система, стал причиной быстрого распространения болезней по всему миру и гибели миллионов людей. Если люди не смогут справиться с такими инфекционными заболеваниями, то население планеты резко сократится. Потенциально это возможно, так как исследователи дают шанс в 0,0001%.


Одной из версий гибели динозавров 65 миллионов лет назад является удар о землю большого астероида. Исследователи утверждают, что астероид диаметром до 5 км в среднем падает на Землю каждые 20 миллионов лет. В результате такой катастрофы погибнут страны, дестабилизируются политическая и экономическая системы, изменится климат и выжить будет невозможно. Такому развитию событий исследователи дают шанс 0,00013%.


По всему миру находятся военные базы, на которых установлены системы ядерных ракет, и это несмотря на то, что страны стремятся уменьшить его количество на планете. Напряжение отношений между США и Россией в Восточной Европе за последние годы, усугубился кризисом, происходящим на территории Украины, и это убеждает в том, что ядерная война более реальна, чем это было раньше. Если, кто-то один нажмет на кнопку, то мир обречен. Тем, кто выживет в результате атаки, не выжить в сложившейся после ядерного удара экологической ситуации. Шанс начала ядерной войны составляет 0,01%.


За последние десятилетия климат переживает резкие изменения, и исследователи считают их одними из самых серьезных угроз для человечества. По всему миру проводятся международные конференции по этим вопросам, где правительства многих стран обсуждают угрозы и способы выхода из такой ситуации, но все, что они заявляют, не выполняют. Если произойдут изменения климата, то это приведет к голоду, засухам, массовым миграциям людей, повышению уровня мирового океана, в результате чего многие территории станут необитаемыми. Последствия изменения климата особенно остро отразятся на жизни бедных государств. Шанс такого развития событий исчисляется 0,01% и произойти это может за следующие 200 лет.


С тех пор как человек научился производить болезнетворные микроорганизмы, которые попадают в окружающую среду, существует риск, что это может сыграть злую шутку с человечеством и уничтожить его и экосистемы. Террористы особенно озабочены вопросом использования биологического оружия. Генная инженерия приведет к мутациям и к неспособности нашего организма бороться с патогенными микроорганизмами. Шанс развития подобных событий – 0,01%.


Мы не можем знать все, и исследователи предполагают, что могут произойти события, которые станут причиной гибели человечества. Возможно, это будет атака инопланетной цивилизации, возможно, опыты ученых, которые приведут к гибели цивилизации. Например, влияние аэрозолей на окружающую среду ранее не было известно людям, а сегодня все осознают его. В будущем могут произойти сегодня неизвестные события, которые уничтожат человечество и даже планету. Шанс развития подобной ситуации оценивается исследователями в 0,1%.


Создание сложных роботов и компьютеров, несомненно, имеет большое значение для прогресса человечества, но также это может привести к конфликту искусственного интеллекта и человека. Пока человек управляет роботами, но может все измениться. Есть военные роботы, которые могут регенерировать и питаться, используя все материалы, что есть вокруг. Такие киборги могут реально угрожать жизни цивилизации, так как имеют высшую степень выживаемости. Шансы очень велики – от 0 до 10%. Да что там роботы, и те уже нападают на хозяев.

На протяжении IX-XI вв. успехи империи в области внешней политики перемежались с дипломатическими неудачами и военными поражениями. Благодаря активному курсу Василия II Болгаробойцы (958-1025) держава ромеев значительно расширила свои границы.

Византии удалось отвоевать у ослабевшего Арабского халифата Крит, Кипр и часть Малой Азии, в результате изнурительной продолжительной войны захватить Болгарию, вынудить сербов и хорватов признать верховное главенство василевса и присоединить некоторые кавказские области (с утверждением протектората в Армении и Грузии). Однако во второй половине XI-XII в. империя столкнулась с новым мощным противником, турками-сельджуками, и потерпела от них ряд поражений: в 1071 г. в битве при Манцикерте султан Алп-Арслан разгромил греческие войска, пленил Романа IV Диогена (1068-1071) и включил Армению и Малую Азию в свои владения; в 1176 г. при Мириокефале отряды сельджуков снова нанесли решительное поражение армии василевса. Алексей I Комнин с помощью рыцарей I Крестового похода сумел вытеснить сельджуков во внутренние районы Малой Азии, тем самым на время обеспечив безопасность границ. Часть принадлежавших ромеям территорий была отторгнута норманнами: благодаря успешной военной кампании герцогу Роберту удалось в 1071 г. завоевать Южную Италию. С севера Византии угрожали печенеги: поражение Алексея I Комнина в битве при Доростоле (1088 г.) значительно ухудшило положение империи. Печенегам удалось не только захватить часть земель (Филиппополь), но и своим агрессивным наступлением привлечь как внешних (эмир Чаха), так и внутренних (богомилы) врагов державы ромеев. К началу 90-х годов XI в. нестабильность в стране, вызванная возрастающим давлением неприятеля, была настолько глубока, что Алексею I Комнину ничего не оставалось, как обратиться за помощью к западноевропейской знати и половцам. Благодаря успешной стратегии императору удалось 29 апреля 1091 г. в битве при Эносе разгромить орды печенегов, оттеснить их от границ Византии, а заодно (путем хитроумных дипломатических манипуляций) нейтрализовать притязания эмира Чаха. Последовательность Алексея I Комнина в деле защиты империи и сохранении ее территориального единства принесла плоды: он сумел вернуть значительную часть византийских владений в Анатолии. Приход к власти династии Комнинов на время остановил череду внешнеполитических неудач: ромеи отвоевали земли, прежде захваченные сельджуками; вели успешные военные операции, направленные на ослабление нор маннов - дипломатической победой являлся подписанный в 1108 г. Алексеем I Комнином и Боэмундом Тарентским Девольский договор. Это помогло отдалить перспективу раздробленности. Византийские императоры, надеясь любым доступным им способом сохранить территориальную целостность государства, делали ставку на заключение военных и династических союзов с европейскими монархами. Однако такая тактика, за редким исключением, не принесла реальных результатов.

Важным направлением византийской внешней политики было поддержание дипломатических отношений с Древнерусским государством, впоследствии вылившихся в прочные союзнические связи. На протяжении IX-XI вв. русы постоянно совершали вооруженные набеги на империю. В согласии с некоторыми из заключенных по итогам военных кампаний договоров (особенно 907/911 г.) им предоставлялись значительные привилегии (возможность ведения беспошлинной торговли); часть военной элиты русов в виде наемной силы была принята в византийскую армию. Исключительное значение в истории русско-византийских отношений имеет договор 987 г.: киевский князь Владимир Святославович, согласившись поддержать Василия II в его борьбе с оппозицией (Варда Фока), потребовал в награду руку сестры василевса Анны; греческая сторона в качестве одного из условий исполнения договора обязала Владимира принять христианство (см. с. 382). Вместе с необходимостью преодоления оппозиции византийской знати и устранения внешней угрозы, исходившей от турок-сельджуков, норманнов и печенегов, императорам предстояло столкнуться с серией еретических движений. Богомилы, впервые появившиеся в Болгарии и досаждавшие официальной власти, обличали порочность духовенства, а также взяточничество местных чиновников. Они указывали на ущербность всей системы управления, ориентированной исключительно на удовлетворение интересов богатейших людей страны. Учение богомилов, получившее широкую поддержку крестьян, части городского населения и военных, было во многом родственно идеям укрывшихся от гонений в Македонии и Фракии павликиан, имевших множество последователей в Армении. Массовые народные и еретические выступления, нередко отражавшие больше интересы аристократии, чем плебса, то и дело угрожали целостности империи: в 1040 г. Болгарию потрясло восстание Петра Деляна, в 1042 г. недовольным произволом чиновников удалось захватить дворец василевса, свергнуть и ослепить Михаила V Калафата, в 1078 г. около Месемврии разыгрался мятеж богомилов под предводительством Доб- ромира, в 1078-1079 гг. разразился бунт павликиан, наконец, в 1147 г. по о. Корфу прокатились масштабные выступления против власти. Несколько раз восстания богомилов и павликиан вспыхивали в Филип- пополе; после первой военной неудачи еретиков они вновь собрались с силами, выдвинулись в 1084 г. против Алексея I Комнина и благодаря заключенному союзу с печенегами, а также умелому руководству полководца Травла нанесли византийской армии сокрушительное поражение. Позднее василевс все же сломил сопротивление мятежников. Наряду с усмирением «светских» бунтовщиков, императорская власть стремилась искоренить всякое религиозное инакомыслие - еретичество не только вредило христианским устоям, но и угрожало социальной и полити ческой стабильности государства, возбуждая в представителях низших слоев общества желания свергнуть существующий строй. Василевс, считавший себя защитником Православной церкви («общины верных»), наставлявшей людей в вере и направлявшей души к спасению, видел в ней политического союзника, игравшего важную роль на дипломатической сцене. Произошедший в 1054 г. раскол между Православной и Католической церквями повлек за собой глубокие последствия для Византии. Столкновение константинопольского патриарха Михаила Кирулария, инициировавшего закрытие ряда придерживавшихся латинской литургической практики обителей в Южной Италии, и римского понтифика Льва IX способствовало увеличению расхождений (прежде всего догматических) между церквями и их дальнейшему обособлению друг от друга. Развернувшаяся полемика между византийскими иерархами и папским легатом Гумбертом привела к взаимным обвинениям и последующему отлучению. Предав 16 июля 1054 г. друг друга анафеме, представители церквей лишь несколько лет спустя смогли прийти к временному соглашению. Тем не менее схизма не была преодолена, и ее влияние отчетливо прослеживается на характере крестоносного движения. Постоянная угроза со стороны врагов (сельджуков, норманнов и кочевников), внутренние раздоры, приводившие к дестабилизации аппарата управления, и недостаточно развитая армия вынуждали василевсов искать союзников. Набеги печенегов на византийскую империю диктовали Алексею I Комнину необходимость ведения переговоров с западноевропейскими рыцарями (1095 г.), которые могли бы силой своего оружия защитить рубежи державы ромеев. Уже говорилось, что первоначально благодаря участию крестоносцев византийцам удалось отвоевать у турок-сельджуков значительные территории в Малой Азии (включая Смирну и Эфес) и существенно укрепиться в этом регионе. Однако постепенно роль «латинского воинства» переставала быть исключительно союзнической: возрастало количество мелких стычек и масштабных столкновений населения с крестоносцами. Проникнувшие в крупные города венецианские и генуэзские купцы, все прочнее утверждались в жизни византийского общества, разоряли, как уже упоминалось, местных производителей и постепенно замещали греческие ремесленные и торговые корпорации, прежде являвшиеся основными поставщиками товаров для аристократии, итальянскими компаниями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности

1. Понятие и структура национальной безопасности

Проблема национальной безопасности России приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам. Россия подошла к опасной черте, за которой разрушение государства может стать неизбежным. Исходя из этого, сегодня можно утверждать, что по какому бы пути ни пошла Россия, ее главной стратегической целью будет воссоздание обновленной великой державы, мощного Российского государства, основанного на социальной демократии и экономике, сориентированной на обеспечение благосостояния абсолютного большинства населения.

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

Национальная безопасность - способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

Структура национальной безопасности

Национальная безопасность включает в себя:

· государственную безопасность - понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

· общественную безопасность - понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

· техногенную безопасность - уровень защищенности от угроз техногенного характера;

· экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

· экономическую безопасность

· энергетическую безопасность

· информационную безопасность

· безопасность личности.

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

· защиту государственного строя;

· защиту общественного строя;

· обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

· обеспечение политической и экономической независимости нации;

· обеспечение здоровья нации;

· охрана общественного порядка;

· борьба с преступностью.

· обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, - Армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

2. Понятие и виды угроз национальной безопасности

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида :

Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Без заинтересованности иностранных государств в ослаблении и даже разрушении СССР, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу.

Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:

* государственной защите национальных интересов;

* национальной дипломатической политике;

* поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;

* быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;

* готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

3. Внешние угрозы национальной безопасности

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

· снижение роли страны в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

· снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

· усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

· наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

· повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

· ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

· создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

· территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

· международный терроризм;

· ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

· активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

· резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства - национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости.

4. Внутренние угрозы национальной безопасности

угроза национальный государство безопасность

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

· усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

· деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

· усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

· криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

· резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

· усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

· усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

· повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

· снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

· демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Заключение

В целом комплексная оценка угроз экономической безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод: в настоящее время главные угрозы ее безопасности лежат во внутриполитической, экономической, социальной, духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримой перспективе, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем безопасности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Определение сущности экономической безопасности. Разработка и реализация политики и стратегии, формирование системы обеспечения безопасности.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Сущность экономической безопасности государства и её содержание. Характеристика, история возникновения угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Анализ внутренних и внешних угроз, меры по их нейтрализации в России.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2017

    Характеристика угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Совершенствование мер, направленных на нейтрализацию внутренних и внешних опасностей в целях укрепления хозяйственной защищенности Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Теоретико-правовые аспекты обеспечения экономической безопасности государства. Международный опыт развития подходов к обеспечению защищенности страны. Совершенствование мер, направленных на нейтрализацию внутренних угроз, укрепление устойчивости державы.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Безопасность - социальное явление и категория теории национальной безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Угрозы национальной безопасности, задачи ее обеспечения. Роль экономической безопасности в стабилизации экономики.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2012

    Понятие, сущность и концепция экономической безопасности. Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности национальной экономики. Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности РФ на современном этапе развития.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2009

    Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности, ее основные показатели. Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности: угрозы и факторы риска. Условия социально-экономического развития страны, пути совершенствования.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2012

    Основные угрозы экономической безопасности в реальном секторе экономики и возможности их нейтрализации. Обеспечение экономической безопасности реального сектора: политика, угрозы, опасности. Классификация основных угроз безопасности сектора экономики.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2011

    Национальная экономическая безопасность, определение ее уровня и обеспечение. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Спектр угроз экономической безопасности страны, основные предпосылки и последствия их возникновения.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2013

    Методологические подходы к регулированию рыночной экономики развитых стран. Исследование необходимости государственного вмешательства в экономику. Внутренние и внешние функции государства в современной России, цели, объекты, субъекты и методы ГРЭ.

В период с 1974 года по настоящее время попыток неконституционной смены власти или государственных переворотов в ФРГ не было. Нелегальные сепаратистские и антиправительственные движения отсутствуют. Также отсутствуют и легальные сецессионистские движения, способные представлять заметную политическую опасность. Определённую тенденцию к обособлению традиционно демонстрирует Бавария. В эпоху до римского завоевания автохтонами Баварии были кельты, причём кельтское влияние сохранялось и в более поздние времена. В современной Германии сецессионистскими воззрениями отличается Баварская партия. Внутри самой Баварии на статус отдельной земли претендует регион Франкен.

В 2005 году лужицкие сербы, славянское меньшинство, проживающее в землях Саксонии и Бранденбурга, организовали свою партию. В качестве целей бранденбургские сорбы ставят сохранение серболужицкого языка и культуры и отстаивание национальной самобытности. Союз избирателей Южного Шлезвига, представляющий интересы датского и фризского меньшинств в ФРГ (на территориях, утраченных Данией в 1864 году и не возвращённых по итогам референдума 1920 года), не поднимает вопросы о сецессии и присоединении к Дании. Попытка датского меньшинства в Южном Шлезвиге добиться возвращения в состав Датского королевства после Второй мировой войны не получила одобрения населения и властей Дании.

Серьёзная угроза национальной безопасности — терроризм. Уровень террористической угрозы продолжает оставаться высоким. По словам министра внутренних дел Баварии, на территории ФРГ действует террористическая сеть, организованная исламскими радикалами численностью до 5 тыс. членов. Известно, что некоторые из террористов, готовивших теракт 11 сентября 2001 года, долгое время находились в Гамбурге.

Правительство А. Меркель выдвинуло целый пакет мер, направленных на снижение террористической опасности, однако левые партии отказались его поддержать, ссылаясь на содержащиеся в нем существенные ограничения прав и свобод граждан. В частности, предлагалось ввести механизмы слежения за пользователями сети Интернет и иные способы государственного контроля за распространением информации.

В ходе арестов (2007 года) членов немецкой ячейки «Союза джихада» в баварском Ной-Ульме выяснилось, что большинство террористов, планировавших взорвать аэропорт во Франкфурте-на-Майне и военную базу США Рамштайн, являются гражданами Германии. Правоохранительные органы земли заявили, что налицо новый тип терроризма, возникший на немецкой почве.

Курдская группировка «Анвар-аль-ислам» осуществляет вербовку новых членов на территории Германии, а затем переправляет террористов-смертников в Ирак. Хотя «Анвар-аль-ислам» не осуществляет терактов на территории Германии, само существование подобных объединений — серьёзная угроза национальной безопасности.

Помимо исламистов с конца 1980-х годов активизировались и праворадикальные группировки, в арсенале которых продолжают сохраняться методы терроризма. Недостаточное регулирование миграционных потоков и высокие показатели безработицы создают социальную базу для пропаганды крайне правой идеологии.

Леворадикальные группировки снизили свою активность в связи с широким представительством партий левого политического спектра в политической жизни. Большинство акций левых радикалов приурочены к международным событиям, таким, как, например, саммит «Большой восьмёрки».

Согласно экспертным оценкам, уровень коррупции в Германии невысок. Принятие правительством решений и функционирование государственного аппарата имеют от- крытый характер, а различные группы интересов воздействуют на власть с помощью законных механизмов, а не путём теневого лоббирования «без правил». Все же в Германии периодически получают огласку скандалы, связанные с сокрытием политическими партиями реальных размеров пожертвований на их политическую деятельность.

Исследование «Глобальный барометр коррупции-2007», подготовленное международной неправительственной организацией «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International), показывает, какие сферы общественной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. В Германии наиболее коррумпированными население считает политические партии, частный бизнес (3,5 балла по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный показатель коррумпированности); СМИ, коммунальные службы (3,1); законодательные органы (3,0); НПО, систему здравоохранения (2,8). Наименее коррумпированными граждане считают регистрирующие и лицензирующие органы (2,0 балла); систему образования (2,2); правоохранительные и налоговые органы (2,3); вооружённые силы (2,4).

Германия сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005-2015 годах прогнозируется отрицательный ежегодный прирост населения, который составит — 0,1 %.

Убыль населения компенсируется иммиграцией. Правительство не считает показатели иммиграции угрожающими или высокими, однако сложная ситуация на рынке труда и проблемы, связанные с ассимиляцией мигрантов, вынуждают правительство Меркель принимать меры по ограничению иммиграции. Германией поощряется иммиграция высококвалифицированных специалистов.

С 1989 по 2003 годы в страну приехали около 2,2 миллионов этнических немцев с территории бывшего СССР, а также из Польши (570 тысяч) и Румынии (220 тысяч). Правительство Германии старалось регулировать этот процесс, устанавливая квоты на въезд этнических немцев. С 1993 по 1999 годы квота составляла 225 тысяч человек, в 1999 году она была снижена до 100 тысяч, в 2002 году — до 91 тысячи, а в 2003 году — до 73 тысяч. При этом существует серьёзная проблема социализации этнических немцев, поскольку в 2003 году только 20 % из них владели немецким языком.

Во второй половине 1950-х годов ФРГ нуждалась в притоке дополнительной рабочей силы для развития экономики. Именно в этот период были подписаны двусторонние договоры с Италией, Испанией, Португалией, Грецией, Югославией и Турцией. Их суть заключалась в том, что граждане этих стран могут на определённый срок (как правило, на год или два года) приезжать в Германию в качестве гастарбайтеров

С начала 1960-х годов процент иностранцев, постоянно проживающих в стране, начал постепенно расти. В середине 1970-х годов Германия перестала испытывать недостаток рабочей силы, поскольку темпы развития экономики снизились, однако к этому времени многие приезжие рабочие получили разрешение на жительство и перевезли в ФРГ свои семьи. Рождавшиеся в Германии дети иммигрантов вплоть до 2001 года не получали немецкое гражданство автоматически и также считались иностранцами (для сравнения, в 2001 году число детей, получивших немецкое гражданство, составило 37 000 человек).

В конце 1980 — начале 1990-х годов многие граждане стран Восточной Европы стремились получить в Германии убежище. И если в 1989-1990 годах официальной политикой правительства Германии было согласие на приток в страну иммигрантов, то уже в 1993 году коалиция ХДС/ХСС — СвДП, находящаяся в то время у власти, называла сокращение числа иммигрантов одной из своих главных задач. В 1993 году был принят новый закон, ограничивающий въезд иммигрантов. В 2001 году правительственная комиссия подготовила отчёт, который декларировал новый подход в иммиграционной политике, однако закон на этот счёт был ратифицирован бундестагом лишь в 2004 году и вступил в силу 1 января 2005 года. По сути, он также является скорее ограничительным и призван регулировать поток въезжающих иностранцев в сторону его сокращения.

Практика предоставления временных разрешений на работу продолжается и в начале XXI века. Хотя такие страны, как Польша и Чехия, с 2004 года являются членами ЕС, подобные ограничения по-прежнему распространяются и на их граждан. Это связано с опасениями государств «старой Европы», в том числе Германии, что дешёвая рабочая сила из стран Восточной Европы подорвёт рынок рабочей силы в западноевропейских странах.

Курдские мигранты начали массово переселяться в Германию во второй половине XX века. Многие дети иммигрантов первой волны практически полностью интегрированы в немецкое общество. В 1973 году из-за изменения конъюнктуры на мировых рынках труда Германия закрыла свои центры найма рабочей силы в Турции. Несмотря на это, ожидаемого снижения количества иммигрантов не произошло: для переезда курды стали использовать закреплённый в германском законодательстве принцип предоставления политического убежища. В результате принятых правительством мер по контролю за миграционными потоками значительно увеличились показатели нелегальной миграции. В начале 1990-х годов этнический конфликт между турками и курдами возник уже на территории Германии. Кровавые уличные столкновения между бандами привлекли внимание правоохранительных органов, по сообщениям которых в стране находились около 7 тысяч радикальных активистов курдских и турецких националистических группировок. В 1993 году Рабочая партия Курдистана, осуществившая серию террористических актов, была запрещена. После ареста её лидера Абдуллы Оджалана произошла новая серия терактов. Наиболее сложной ситуация была в Берлине.

На сегодняшний день турки и курды являются крупнейшим этническим меньшинством (730 тысяч человек). Политика мультикультурализма, которую власти Германии проводили в 1990-х годах, отчасти сгладила противоречия, связанные с интеграцией мигрантов из Малой Азии (преодоление языкового барьера, программы обучения для разных возрастов). Турецкая община в подавляющем большинстве случаев поддерживает СДПГ, которая выступает за расширение социального пакета для мигрантов.

Одной из основных «нетрадиционных» угроз безопасности является деятельность на территории Германии транснациональных преступных сообществ, специализирующихся на наркоторговле и торговле оружием. Незаконные каналы поставки оружия из Восточной Европы контролируются как гражданами Германии, так и выходцами из стран СНГ.

Всего за 2007 год было зарегистрировано 6,3 миллионов правонарушений. Несмотря на некоторую тенденцию к снижению этого показателя (на 1,4 %), преступность продолжает оставаться серьёзной угрозой.

В структуре криминала выделяются такие сегменты, как преступность этнических мафий, транснациональная преступность, экономическая преступность. Эти три вида преступности наряду с терроризмом представляют наибольшую общественную опасность. Показатель раскрываемости преступлений составил в 2007 году 55,4 % (самый высокий с момента воссоединения страны). Определённые опасения у правоохранительных органов вызывает также рост детской и подростковой преступности, особенно в восточных регионах и в Баварии.

Введение

Безопасность Российской Федерации -- это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозами безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям нации и Государства. Угрозы безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за пределами её территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

К основным объектам безопасности относятся:

личность -- ее права и свободы; общество -- его материальные и духовные ценности;

государство -- его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности. их можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные

Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1. снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2. снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

3. усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

4. наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

5. повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

6. ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

7. создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

8. территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

9. международный терроризм;

10. ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

11. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

12. резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

13. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

1. усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

2. деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

3. усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

4. криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

5. резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

6. усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

7. усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

8. повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

9. снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

10. демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе -8л.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

Деятельность международных террористических организаций.

Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях - межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.

Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России - это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.

Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.

Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про- и антироссийских администраций - полномасштабная гуманитарная катастрофа. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома

Процесс выявления источников опасностей и угроз требует ясного понимания их общих и специфических признаков. Источники опасности для безопасности государства находятся в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Представляется, что наиболее существенные из них скрыты в сферах политических отношений государства, классов, социальных групп общества; экономических отношений; духовно-идеологической, этно-национальной и религиозной, а также в экологической сфере и сфере обеспечения информационной безопасности и др.