Универсальный метод запоминания для детей и взрослых. Мнемотехника в упражнениях: запоминаем быстро и со вкусом Рабочая программа кружка мнемотехники в средней группе

Как однажды сказал известный шахматист из Армении, память - исключительно загадочная вещь, так как позволяет вспомнить ему партии, сыгранные несколько десятилетий тому назад, а вот запомнить свой номер телефона совершенно нереально. И для ученых, занимающихся особенностями памяти, она тоже до сих пор представляет собой загадочный механизм. Некоторые его параметры, характеристики удалось выявить и изучить, но еще больше информации нам пока недоступно. Где хранятся воспоминания? Как активировать память? Как корректировать хранилище памяти? Все эти вопросы или не имеют ответа, или ученые его только-только начинают находить. Специально для тех, кто хочет развить свою память, была изобретена мнемотехника. Упражнения, которые предлагает эта практика, дают возможности для саморазвития, самосовершенствования.

Как улучшить память?

Как удалось узнать ученым, в механизмах памяти задействовано огромное количество нейронов, формирующих связи с соседними участками тканей. Стимуляция клеток нервной системы позволяет сохранить данные в кратковременной памяти, а частый повтор стимуляции укрепляет связи между нейронами и делает их стабильными. Это позволяет данным перейти из кратковременной памяти в хранилище на долгий срок.

Упражнения мнемотехники предполагают влияние на связи таким образом, чтобы данные переходили из кратковременной памяти в долговременную. На это же рассчитаны и все те упражнения, на которых строится школьная программа: многократное повторение одного и того же позволяет сделать крепче нейронные связи. В то же время хорошо известно, что некоторые данные запомнить намного проще, а вот освоение других дается с большим трудом. Если какая-то информация упорно не удерживается в памяти, а ее обязательно нужно заучить, на помощь приходят упражнения мнемотехники, активно используемые и в маркетинговых стратегиях, и в режиссуре, и в психологии.

Основные правила

Как удалось выяснить (а затем реализовать в упражнениях мнемотехники), лучше всего человек усваивает данные в начале информационного блока и его конце. Также проще запомнить, если человек сам дает себе установку: «Это важно!» Как удалось выявить в ходе исследований, испытуемые лучше запоминали незавершённые фразы (вероятно, здесь срабатывают механизмы мышления, ответственные за любопытство).

Чем интереснее информация, тем ее проще запомнить. Дополнительный положительный эффект дает повторение данных, желательно несколько раз. Наконец, последнее правило - запоминать нужно на практике. Чем более полезна информация для нашей повседневной жизни, тем эффективнее она будет усваиваться нашим мозгом и с большей охотой записываться им в долговременное хранилище. Эффективные упражнения из мнемотехники учитывают все указанные правила (или большинство из них).

Зачем нужна мнемотехника?

Чаще всего такой вопрос приходит в голову человеку, которому свойственна хорошая память от природы. И все же мнемотехника может пригодиться и в этом случае: например, этот метод позволяет удержать в голове сложную для усвоения информацию. Можно довольно быстро создать ассоциативный ряд, благодаря которому мозг кодирует информацию и сохраняет ее, несмотря на сложность для восприятия (например, длинные числа). Формировать ассоциативный ряд, как видно из упражнений мнемотехники для памяти, можно, основываясь на чем угодно: прикосновениях, звуках или зрительных образах.

Простые и эффективные методики

Один из самых результативных методов мнемотехники называется «Дворец памяти», но подходит он только тем, кому свойственно сильное воображение, а также людям с ярко выраженным творческим потенциалом, так как приходится создавать целый выдуманный мир вокруг объекта, информацию о котором нужно усвоить. А вот мнемотехника в упражнениях для детей предполагает применение гораздо более простых, но тоже эффективных методик, из которых на первом месте - рифма. Со школьной скамьи она известна по заучиванию числа «пи»: было написано специальное стихотворение, позволяющее выучить наизусть эту сложную цифру аж до 13-го знака. Мнемотехника в упражнениях для детей школьного возраста рекомендует писать несложные стихотворения для любого объекта, данные о котором необходимо усвоить. Подача в рифмованной форме позволяет упростить запоминание, а многократное повторение стихотворения переносит данные в долговременное хранилище информации в нашем мозге.

Именно через стихотворение можно запомнить глаголы, являющиеся в нашем родном языке исключениями. Были придуманы в стихотворной форме собрания слов, в которых сложные ударения, дающиеся не всем и не каждому. Через запоминание стихотворения освоение данных дается намного проще. Необязательно брать готовые упражнения можно запросто сочинить собственное стихотворение - и усваиваться оно будет даже лучше, чем подготовленное кем-то.

Звуки и вспомогательные объекты

Довольно часто к мнемотехнике, упражнениям для развития памяти прибегают при изучении азбуки Морзе. Действительно, запомнить правильные коды для всех букв очень сложно. Как правило, обучающиеся морзянке прибегают к кодировке каждого из символов звуками, проще говоря, напевают, осваивая азбуку. Например, для обозначения первой буквы алфавита, записываемой последовательностью точки и тире, зачастую поют «Ай-даа», а вторую для себя запоминают как «Баа-ки те-кут», так как буква «Б» кодируется последовательностью из тире и трех точек.

Подойдет всем

Описанный выше вариант - это мнемотехника для развития памяти взрослым. Упражнения для детей обычно попроще. Например, чтобы понять, сколько дней в месяце, нужно просто посчитать по костяшкам. Удивительно, но эта методика, изобретённая гораздо раньше, нежели слово «мнемотехника», полностью удовлетворяет правилам для упражнений этой методологии. Чтобы проверить, насколько длинный месяц, нужно просто сжать руки в кулаки и посчитать месяцы по костяшкам. Если приходится на косточку - 31 день, если на впадину - 30. Другой забавный метод, позволяющий запомнить непростой для человеческого восприятия процесс прироста луны: если приставить к месяцу палец, можно понять, убывает сейчас луна или растет. Если вышла буква «Р», значит, период прироста.

Связь между объектами

Особенное внимание в мнемотехнике приковано к взаимодействию объектов друг с другом, к возможности создания последовательности из даже, казалось бы, несвязанных между собой предметов, звуков и явлений. При этом создается осмысленное предложение, которое надолго сохраняется в памяти. Классический пример из русской грамматики, позволяющий запомнить все падежи в правильной последовательности: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Казалось бы, смысла у этого предложения очень мало, но именно благодаря абсурдности оно легче запоминается. Другой хороший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Этой же логикой, доступной из мнемотехники, можно пользоваться, чтобы запомнить последовательность цифр (к примеру, телефонный номер). Для кодировки следует использовать ту самую клавиатуру, на которой номер набирается. Для каждой цифры есть комбинация символов, записанная на эту же клавишу. Можно просто запомнить какое-нибудь слово, которое можно набрать через нужные клавиши, и это позволит сохранить в памяти номер телефона.

Скорочтение и мнемотехника

Одно из важных практических применений мнемотехники - это умение быстро читать. Чем медленнее человек запоминает полученную информацию, те медленнее он ее усваивает, тем медленнее читает. Наоборот, тот, кто может быстро запомнить поступившие данные, также быстро способен прочитать некоторый текст и усвоить из него максимум полезной информации.

Обучение мнемотехнике требует усилий и времени. Вряд ли удастся добиться хороших результатов меньше чем за полгода, хотя освоить основные идеи методологии можно всего лишь за пару дней. Важно усердно относиться к поставленной перед собой задаче и четко осознавать, ради чего нужно тренировать мозг.

Фоновая память

Простые упражнения из мнемотехники позволяют результативно тренировать фоновую память. На помощь придет в свободное время можно придумывать небольшие примеры и рассчитывать итог по ним в голове, не прибегая к записям. Также необходимо стараться по возможности долго сохранять в голове данные, вызвавшие хоть какой-то интерес. Если удастся сделать это даже без формирования ассоциативной цепочки - это определённый успех. При чтении книги стоит сконцентрироваться на сохранении в памяти нескольких абзацев одновременно - скажем, сразу пяти. Поначалу это будет непросто, но со временем даст хорошие результаты для памяти.

Если мнемотехника используется для запоминания стихов, то есть один хороший совет, упрощающий процесс заучивания: необходимо повторять информацию ежедневно. То есть наилучший результат дает длительное заучивание, растянутое на недели и даже месяцы. Не нужно спешить, главное - качество. Начинать можно с одного четверостишия, к которому постепенно прибавлять несколько строчек. Кроме прямого порядка, стоит запомнить еще и обратный. Это даст наилучший результат - стихотворение останется в памяти на всю жизнь.

Цифры, слова и наука

Некоторые ученые придерживаются мнения, что невозможно улучшить память. Во многом это обусловлено тем фактом, что и по сей день неизвестны все особенности механизмов, на основании которых человек запоминает, сохраняет информацию, применяет ее для своей жизни. А вот видимость хорошей памяти можно создать, если пользоваться возможностями мнемотехники. В то же время известно, что четкое запоминание для всех доступно в количестве семи объектов (+/- две единицы). Это распространяется и на предложения, и на слова, и на цифры. Такой объем информации усваивается за один раз, но каждый следующий подход дает увеличение запоминаемого объема данных.

Для запоминания цифр рекомендуют пользоваться ассоциативным рядом. Эти упражнения мнемотехники наиболее полезны для детей. Например, цифра «2» похожа по форме на лебедя - вот и ассоциативная цепочка, позволяющая уложить в голове правильное написание. Как только удастся запомнить сто образов, описывающих сто чисел, дальше уже получится выбирать любые образы из памяти для описания самых разных чисел, какой бы длины они ни были.

Мнемотехники (приемы мнемоники) - это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках . Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Что такое мнемотехника?

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МНЕМОТЕХНИКЕ

На протяжении дошкольного возраста одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой и разными её жанрами.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. С раннего возраста закладывается любовь к художественному слову. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Дети сами легко придумывают подходящий символ – картинку. Нужно спросить у детей: «На что похоже?». Прочитав стихотворение, объяснив и положив перед детьми карточки-схемы или мнемотаблицу, дети, глядя на них, рассказывают стихотворение. Так им легче запомнить текст и озвучить его.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, сюжетов рассказа, явлений природы, т.е. можно изобразить всё то, что необходимо. Но изобразив так, чтобы было понятно детям. Дети и сами любят рисовать и придумывать таблицы на 6 и 9 ячеек. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, и как его завершить.

Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучивать небольшие рассказы, сказки. При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, чётко говорить, принимать решение, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Я предлагаю ПРОГРАММУ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МНЕМОТЕХНИКЕ с использованием методических разработок Е.Д. Сафоновой, Л.В. Черемошкиной, Симановского и Волиной.

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) по программе обучения интеллектуального развития детей на основе интеллектуального тренинга памяти.

Актуальность вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка касается и проблемы обучения ребёнка и развитию памяти.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, не успев прочитать его до конца, забыли бы его начало. Информация от органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память многолика. Существует определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь: собственное имя, образ папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т.д.. Всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память…

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

Цель – помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Не только подготовить, но и развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е. адаптировать детей к учебному процессу, а также к рациональным приёмам рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственные приёмы для запоминания) и эйдотехники (образное мышление).

Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения.

Исследования показывают, что дети, занимающиеся в группах интеллектуального развития по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.

Подготовительный этап

Развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания);

Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать;

Развитие логики;

Развитие образного мышления;

Умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

Решение дидактических общеобразовательных задач;

Развитие смекалки;

Тренировка памяти;

Навык правильно воспроизвести графически.

Материал: мнемотаблицы.

Развивающие таблицы:

Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления.

Перекодирование информации.

Образование логических связок.

Правильное графическое воспроизведение.

Обучающие мнемотаблицы:

Принцип работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е. информацию ещё не знакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берёт на себя педагог, особенно если это первая (пробная) мнемотаблица в определённом направлении.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

Математическое;

Обучение чтению, письму, правилам русского языка;

Природоведение (общие знания о природе);

Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию);

Историческое направление.

Коллажи

Коллаж – это формат А4, А3 или больше картона, плотной бумаги или фланелеграфа, на которые наклеиваются, накладываются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Коллажи – это учебное пособия, выполняющие следующие задачи:

Закрепление различных методов запоминания.

Развитие фотографической памяти.

Расширение словарного запаса, образного восприятия: умение говорить, рассказывать.

Обучающая задача, т.к. вмещают различную информацию.

Структура НОД

Настройка – начало.

Упражнения на развитие слуховой памяти: слова-сюжет, трансформация, ассоциация.

Упражнения на развитие зрительной памяти (фото-память): открытки + слова (коллаж).

Физминутка.

Ассоциативный тренинг из темы на внимание, восприятие, воображение (на столе и грушки).

Работа с обратной стороной мнемотаблиц: лабиринт, конструирование, работа двумя руками.

Мнемотаблицы (воспроизведение детьми письменно).

Используемая в работе литература

Волина «Учимся играя», «Праздник числа», «Занимательное азбуковедение», «Весёлая грамматика», «В гостях у слова» и др.

Сафронова Е.Д. Методическое пособие по курсу «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга»;

Симановский «Развитие творческой памяти у детей»;

Череможкина Л.В. «Развитие памяти у детей».

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением .

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия(эндорфина).Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.