Уголок эмоций в доу. Уголки психологической разгрузки

Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, в каждой группе организуется уголок (центр) психологической разгрузки.

Роль центра психологической разгрузки

Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в:

  • неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией;
  • неуважении своих товарищей;
  • неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами.

В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно-развивающей среды - центр психологической разгрузки.

Центр психологической разгрузки помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции

Цели и задачи уголка

  • создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности (дети могут не только побыть наедине с собой, но и почитать, порисовать и т.д.);
  • обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр, тренажёров);
  • организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение (через игровую, познавательную деятельность).

Задачи организации уголка психологической разрядки являются универсальными для всех групп детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.

  1. Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов. Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное «Я сам, моё» сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой, кто будет «водой» в игре и т.д.
  2. Повышение самооценки детей. Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя.
  3. Обучение социально приемлемым способам поведения, то есть как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр. Если в младшем дошкольном возрасте (особенно в 1,5–3 года) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из «хочу» и «не хочу», то с возрастом она расширяется до «надо, потому что так делают все», «так сказал взрослый». Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе.
  4. Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап - обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена вся образовательная система.

Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид

Оформление центра психологической разгрузки

Масштабность задач, стоящих перед организацией уголка психологической разрядки, определяет требования, которые должен учитывать педагог при содержательном наполнении этого блока предметно-развивающей среды.


Это интересно. Чтобы сделать уголок неповторимым, многие педагоги предпочитают наполнять его не только готовыми купленными стендами, плакатами и игрушками, но и материалами, изготовленными своими руками или силами родителей (например, фетровые аппликации грустного смайлика на «подушечке-плакушечке»).

Центр психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

  • места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
  • стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

На последней стоит остановиться детально, так как именно средства, используемые для организации работы по психологической разрядке, определяют успешность реализации поставленных задач этого центра предметно-развивающей среды.

Материалы и их назначение - таблица

Назначение Средства
Релаксация Мягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий.
«Стул для размышлений» (для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то). Важный элемент центра для любого возраста.
«Волшебный стул» (для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова). Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас.
Фотоальбомы, мягкие игрушки, «Мамины ладошки» (сшитые мамой варежки), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках. В младших группах такая работа - это ещё и отличный вариант развития мелкой моторики.
Обучение способам приемлемого выражения агрессии Боксёрская груша, «подушка-кусачка», «баночки-кричалочки», мишени для сублимации негативной энергии. Эти материалы подходят больше для старших групп, в младших лучше использовать «агрессивный коврик».
«Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/коробку).
«Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).
Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение Аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т.д.) для отдыха.
Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.
Волшебные предметы (шляпа, башмачки, накидка), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение.
Игры с песком (лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки).
«Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).
«Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку). Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам.
Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения «Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями), «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку), «Остров примирения» (принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало).
Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
«Доска настроений» (например, в виде светофора с кармашками-эмотиконами, выражающими разные настроения - веселье, грусть, нейтральное, ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на палочку, и ставит в подходящий кармашек).
Снижение уровня тревожности, повышение самооценки Подиум, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности. Например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке.
Стенд «Герой дня», куда определяются 1–2 фотографии детей, отличившихся чем-то положительным сегодня (в учёбе, на прогулке и пр.). В младших и средней группе менять «героев» стоит дважды в день, чтобы у детей создавалась правильная мотивация для стараний.
«Почётный стул» - альтернатива подиуму (при нехватке пространства), для которого используется «волшебный стул» - достаточно набросить покрывало.
Обучение навыкам сотрудничества в коллективе Игры «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».
Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение «Выставка рисунков» (дети выражают на бумаге свои чувства и крепят зарисовки магнитом на небольшую магнитную доску).

Фотогалерея: практическое применение некоторых материалов

Подув в мешочек злости, малыш выплёскивает свои негативные эмоции, обиды Одним из вариантов работы с Азбукой настроения является подборка картинок, изображающих одинаковые настроения Коробка-мирилка помогает быстро помириться самым отъявленным спорщикам

Средства для оформления уголка

Организация материалов в центре психологической разгрузки происходит по стандартной модели:

  • стенд с рисунками (о правилах поведения, в старших группах - с иллюстрированными вредными советами Г.Остера), а также свободным пространством для экспозиции рисунков (если для этой цели не предполагается магнитная доска);
  • стол, комод или открытые полки для размещения материалов;
  • коробки для хранения мелких предметов (пуговиц, камешков и пр.);
  • книги (либо так или иначе связанные с вопросами дружбы, добра, правил поведения - стихотворения С. Михалкова, сказки В. Сутеева и т.д., либо те, что интересны детям в конкретном возрасте, например, волшебные сказки про муми-троллей Т. Янссон для подготовительной группы).

Что можно сделать своими руками

В принципе, любые средства для организации уголка психологической разгрузки можно купить. Однако такой подход лишит элемент предметно-развивающей среды индивидуальности. Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно (и нужно) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе - и самими детьми.


Как назвать

Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение:

  • «Моё настроение»;
  • «Маленькая страна хороших людей»;
  • «Страна эмоций»;
  • «Остров счастья»;
  • «Страна дружбы»;
  • «Уголок уединения».

Видео: экскурсия по уголку психологической разгрузки

Фотогалерея: эскизы оформления центра психологической разгрузки

Обычно центр психологической разгрузки устраивают в углу комнаты В центре психологической разрядки обязательно должна быть мягкая мебель, чтобы ребёнок мог расслабиться Если пространство группы ограничено, то центр психологической разгрузки можно организовать прямо в одной из его зон - палатке уединения В центре психологической разгрузки детям предлагаются разные виды эмоционально-развивающих и дидактических игр

Работа в уголке психологической разгрузки

Целями и задачами организации центра психологической разрядки игровая деятельность определяется ведущим способом активности в этой предметно-развивающей зоне. Для создания ситуации успеха - реализации основного принципа в работе с детьми - используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.

Таблица: виды игр в центре психологической разгрузки

Вид игры Возраст детей Название Цель и ход
Дидактические Младший дошкольный возраст «Птицы» Для развития эмоциональной симпатии друг к другу, тренировки мимических мышц.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, и дети, «превращаются» в птиц. После слов: «Солнце встало, птицы глазки открыли, крыльями взмахнули и полетели приветствовать друг друга».
Средний «Хорошо-плохо» Для развития умения оценивать свои и чужие хорошие и плохие поступки.
Педагог раздаёт детям карточки с изображением плохого поступка (например, мальчик льёт воду с балкона на голову прохожим), малыш должен самостоятельно подобрать из «банка» карточек адекватный ситуации хороший поступок (мальчик поливает цветы на балконе). Как вариант: воспитатель распределяет карточки по двум группам, намеренно перепутав «хорошо-плохо». Дети должны по очереди правильно рассортировать картинки.
Старший дошкольный возраст «Ласковое имя» Для формирования правильного отношения к товарищам, развития интонационной стороны речи.
Дети садятся по кругу и передают из рук в руки мяч, ласково произнося имя соседа.
Эмоционально-развивающие Младший «Связующая нить» с клубочками Для освоения навыка работать в группе, воспитания чувства товарищества.
Дети садятся по кругу, первый малыш берёт хвостик нитки, отдаёт моточек следующему, который передаёт клубок дальше, держась за свою часть ниточки.
Средний «Коробочка секретов» Для релаксации.
Малыш закрывает глаза. Воспитатель проводит по его руке любым предметом и спрашивает: «Что это?» Как вариант, ребёнок может просто доставать предметы и рассматривать их. Игра проводится в индивидуальной форме.
Старший «Полянка настроения» Для определения своего эмоционального состояния, тренировки навыка саморегуляции.
Ребёнок заходит на «полянку» в виде покрывала или цветного коврика и рассказывает о своём настроении. Игра проводится для всей группы.

Это интересно. В большинстве своём игры в уголке психологической разгрузки универсальны для любого возраста. Некоторые из эмоционально-развивающих забав носят характер традиционный характер. Например, использование «доски настроений» или «подушки-мирилки» для примирения ссорящихся.

Уголок настроения «Светофор эмоций»

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста. Данное пособие позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад и следить за изменением настроения в течении дня.

Данное панно выполнено из трех кругов, соединенных между собой с помощью атласной ленты. Фотографии детей крепятся на бельевые прищепки.

Цель : совершенствовать умение детей определять своё настроение

Задачи:

Образовательная:

Формировать умение анализировать события в течении времени, определять настроение.

Способствовать развитию речи, развивать желание рассказывать о причинах изменения своего настроения.

Развивающая:

Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие

Развивать наблюдательность.

Воспитательная:

Воспитывать умение сопереживать друг другу, делить радость.

Материал: плотный картон, самоклеющая пленка, клей «Момент», клей «Титан» атласная лента, циркуль, линейка, бельевые прищепки, плотный пластик (папка для бумаг), фотографии детей.

Процесс изготовления:

Вырезаем из плотного картона 3 круга, заданного размера (в моем случае диаметр круга 19 см.), а также 3 круга из пластика, несколько меньшего размера (у меня 17 см.).

Обклеиваем круги из картона самоклеющейся пленкой трех цветов. Важно: заготовку для картонных кругов вырезаем большего размера, чтоб можно было загнуть кончики пленки на обратную сторону.

На белой самоклеющейся пленке рисуем 3 круга диаметром 11 см. - это заготовки для наших эмоций

Наклеиваем их на лицевую сторону картонных кругов

Выкладываем круги на стол: красный, желтый, зеленый, с помощью клея приклеиваем атласную ленту, как показано на фото

Сверху приклеиваем круги из плотного пластика

Мне часто приходится сталкиваться с тем, что родители считают чем-то неправильным и ненормальным. Когда ребёнок открыто выражает свой гнев – мы, родители, не знаем, как реагировать.

Давайте немного поговорим об этом.

Злость и гнев ребенка.

Злость, гнев - это естественные человеческие чувства, которые все мы периодически испытываем. Эти чувства выражают эмоции, направленные против испытываемой несправедливости или как реакция на ситуацию, препятствующую в удовлетворении потребности.

Агрессия - это физические действия в адрес другого человека, выражающееся в нападении или угрозе нападения, связанное с эмоциями злости, страха, ярости и т. п.

Когда мы, взрослые, испытываем злость, гнев, раздражение - мы чаще всего знаем, что именно с нами происходит и как с этим можно справляться.

Мы можем свои чувства: выражать, подавлять, скрывать, рассказывать о них своим друзьям или близкими, мы можем пнуть от злости ногой диван, выкурить сигарету, встать под душ, ударить кулаком по столу, швырнуть вещь и т. д. и т. п.

Как правило, мы не проявляем агрессию в адрес других, т.к. знаем, что доставим им, тем самым, сильный дискомфорт, и поэтому используем разные другие способы справляться со своей злостью.

Дети, когда испытывают злость, не понимают, что с ними происходит, как это называется и что с этим делать. Они могут сказать: «Уйди отсюда», «Ты дурак», «Плохая мама», «Ненавижу тебя», «Я не буду с тобой дружить».


И очень редко ребёнок может сказать: «Я на тебя злюсь», если вы его никогда этому не учили.

Дети переживают жизнь «тотально», они всем своим существом находятся в настоящем моменте, они спонтанны и искренни в проявлении своих чувств, живут «здесь и сейчас» и часто находятся во власти эмоций.

Очень важно, чтобы родители не запрещали ребёнку проявлять чувство злости (да и любые другие чувства тоже), не стыдили его за это и не ругали, а, наоборот, помогли ему.

Как помочь ребенку выражать свои чувства?

Когда ребенок злится, родителям нужно помочь ему.

1) Помочь ребёнку осознать, что с ним происходит с помощью слов, озвучить его чувство, объяснить, что с ним сейчас. Например: «Я вижу, что ты сейчас сердишься». «Я понимаю, что ты сейчас злишься».

2) Показать, что вы понимаете, на что именно злится ребёнок:
«Я вижу, что ты очень злишься, потому что тебе хочется играть моим телефоном, я а тебе не разрешаю», «Ты злишься на меня потому, что произошло то-то…», «потому что ты хочешь…..», «потому что тебе не дают…».

3) Сказать, что вы понимаете его: «Я тебя понимаю, я бы тоже разозлилась на твоём месте», «Я понимаю, мне тоже неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась, когда была маленькой в таких случаях…».

4) Помочь ребёнку сказать своими словами, что он чувствует. Научите ребёнка говорить: «Я сержусь», «Я злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется тут всё раскидать», «Я так злюсь, что мне хочется тебя ударить».

Ведь у ребёнка такие мысли возникают, просто вы об этом не догадывайтесь. Сказать – совершенно не значит сделать. Пусть ребёнок скажет вам о том, что он чувствует и думает и ему сразу станет легче.

5) Обозначить ограничения на физическую и словесную агрессию в адрес людей и животных, научив ребёнка перенаправлять свою злость на другие неодушевлённые объекты, то есть, выражать её приемлемыми способами.

На что перенаправить злость ребенка?

Предложите ребёнку варианты снять напряжение и «разрядить» свою злость: «Когда ты очень злишься, бить других нельзя, можно сделать вот что (на ваш выбор):

Давай мы с тобой:

– поколотим подушку руками!
– покидаемся подушкой!
– попинаем подушку ногами!
– покидаем мягкие игрушки (в корзину, на пол, на диван).
– будем мять в комок листы бумаги! (обычные листы формата А4 резко сминаются в комок за 1 секунду).
– покидаемся бумажными комками в стену или друг в друга!
– порвём бумагу!
– будем обзываться овощами:
«Ты – баклажан! Твоя очередь!», «Ты – морковка», «Ты – капуста!».

– нарисуем того, на кого ты злишься и потом его зачирикаем.
– слепим того, на кого ты злишься, а потом его раздавим.

Все это нужно не просто сказать а обязательно продемонстрировать ребёнку, показызать, как это делать и вовлечь его в процесс.

Каждый раз, когда вы видите, что ребёнок злится, озвучивайте его чувства, показывайте понимание и поддержку и предлагайте ему какой-нибудь из вариантов выше. Скорее всего, со временем, у него появится свой любимый способ и он сможет справляться это без вас.

Таким образом, вы помогаете ребёнку выплеснуть напряжение, разрядить свою негативную эмоцию и при этом он не причинит вред себе, взрослым или другим детям.


Вы показываете, что уважаете чувства ребёнка, но при этом устанавливаете определённые ограничения на их проявление.

Вы запрещаете агрессию, но помогаете ребёнку другими путями справляться с чувством злости и проявлять его.

P.S. Папе и маме тоже не мешало бы периодически устраивать друг с другом подушечный бой. Проверено родителями! :)

Всего вам самого доброго!

Интернет-журнал «Эйдос» - официальный печатный орган Научной школы А.В.Хуторского и Центра дистанционного образования «Эйдос». Журнал основан в 1998 году. Зарегистрирован в системе РИНЦ - Российском индексе научного цитирования (ID=9259).

Ежедневно журнал «Эйдос» читают сотни человек. В рейтинге цитирования журнал «Эйдос» входит в двадцатку среди 450 педагогических журналов России. По индексу Хирша за 10 лет журнал "Эйдос" занимает 6-е место среди всех педагогических журналов, включая ВАКовские.

Выпуски журнала «Эйдос» выходят 4 раза в год.


Выпуски журнала с 1998 до 2014 года размещены в открытом доступе. С 2014 года согласно лицензионному договору с Научной электронной библиотекой Elibrary.ru (РИНЦ) статьи Интернет-журнала "Эйдос" можно приобрести на платной основе на сайте elibrary.ru


Внимание! В настоящее время (сентябрь-октябрь 2019) происходит перенос сайта. Старые выпуски журнала «Эйдос» доступны по адресу http://эйдос.рф/journal/ : , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Познакомьтесь также со статьями Вестника Института образования человека: 2011 №1 , №2 ; 2012 №1 , №2 ; 2013 №1 , №2; 2014 №1 , №2; 2015 №1,№2 ; 2016 №1 ; №2 ; 2017 №1 , №2 ; 2018 №

Выходные данные журнала «Эйдос»

Учредитель и издатель журнала: Центр дистанционного образования «Эйдос».
Главный редактор журнала: докт. пед. наук, проф., чл.-корр РАО Хуторской А.В.
Год начала издания: 1998. Язык: русский
Адрес сайта журнала: http://сайт/journal/
Адрес редакции журнала: Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, оф. 111.
e-mail: journal@сайт

Журнал - рецензируемый, имеет учебно-методическую направленность. Предназначен учителям, воспитателям, методистам, вузовским педагогам, администраторам образования.

Форма издания: интернет-журнал. Журнал размещается в открытом доступе (с 1998 по 2018), статьи последнего года приобретаются на сайте elibrary.ru . Согласно ГОСТ 7.83-2001 журнал является сетевым, научно-популярным, продолжающимся, текстовым, самостоятельным, электронным изданием. Периодичность - 4 выпуска в год.

Тематика статей: Народное образование. Педагогика. Дидактика. Методики. Психология.

Рубрики журнала: Научная школа, В условиях ФГОС, Методика в школе, Экспериментальная площадка, Эвристическое обучение, Дистанционное обучение, Современное воспитание, Вузовская подготовка, Знаменитые системы обучения, Рейтинги.

Состав редколлегии:

  • Хуторской Андрей Викторович , доктор педагогических наук, проф., чл.-корр. РАО, гл. редактор.
  • Король Андрей Дмитриевич , доктор педагогических наук.
  • Воровщиков Сергей Георгиевич , доктор педагогических наук.
  • Свитова Татьяна Викторовна
  • Андрианова Галина Александровна , кандидат педагогических наук.
  • Скрипкина Юлия Владимировна , кандидат педагогических наук.
  • Краснопёрова Татьяна Вадимовна , кандидат педагогических наук.

Публикация статей бесплатная. Статьи перед публикацией проходят рецензирование. Оплата рецензирования производится авторами или их организациями согласно действующим расценкам . Стандартная стоимость рецензии одной статьи для одного автора 998 руб. Статьи вместе с заявкой на их публикацию в журнале "Эйдос" направляются в редакцию по e -mail: journal@сайт

Как ссылаться на статьи в журнале

Для чего школе интернет? Беседа Е.П.Велихова и А.В.Хуторского на телеканале "Культура" [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 9 ноября. - Режим доступа к журн.. - Загл. с экрана.

Или так:

Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 11 июля..htm..

Часть URL-адреса типа 2003/0711-05 указывает дату поступления статьи в Интернет-журнал "Эйдос", где 2003 - год, 07 - месяц, 11 - число, 05 - порядковый номер статьи, поступившей в этот день (порядковый номер может отсутствовать, если других статей в этот день не поступало).

У каждой статьи электронного журнала только одна страница, а не их диапазон. В примерах ссылок в статьях с 2014 года может не быть указано номера страницы статьи. Если вам необходимо в ссылке на статью из журнала указать номер её страниц, их можно легко определить по имени pdf-файла статьи: две последних цифры в номере - это и есть номер страницы. Например, статья с именем файла Eidos-2011-103 -Khutorskoy.pdf имеет номер 03 , и страница её в журнале тоже 3 .

Имущественные права на данное электронное издание в целом и его отдельные части, если иное не оговорено особо, принадлежат Центру дистанционного образования "Эйдос". Имущественные права являются неисключительными, т.е. автор вправе публиковать свою статью и в других изданиях.

Пересылка, перепечатка, тиражирование, распространение, публикация материалов Интернет-журнала "Эйдос" в электронной, "бумажной" или иной форме лицами, не являющимися их авторами, а также любыми организациями, допускается ТОЛЬКО по официальному указанию или разрешению редакции журнала.

Уголки психологической разгрузки.

Современные дошкольники загружены сейчас не меньше взрослых. В процессе роста и развития детям приходится получать и перерабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика может не выдержать такой нагрузки - ребенок капризничает. Вот почему важно, что бы у детей в детском саду была возможность уединиться, восстановиться и прийти в себя.

Поэтому в каждой группе просто необходима специально организованная среда, оснащенная предметами, способствующими снятию напряжения, расширению возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Уголок психологической разгрузки это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Пребывание в таком уголке улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используются сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда. Ориентирован психологический уголок на зону ближайшего развития каждого ребёнка, направленность его интересов, обеспечение свободы выбора и волеизъявления. Полезен он и для создания благоприятного психолого-социального микроклимата в группе, комфортной организации режимных моментов.

Благодаря уголкам психологической разгрузки появилась возможность контролировать и регулировать психологические, интеллектуальные и физические нагрузки, самочувствие и настроение детей, своевременно корректировать их.

Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться, снизить уровень переживаний.

Цель корзинки с клубочками разноцветных ниток - успокоить расшалившихся детей, так же, разматывая клубочки, дети овладевают приемам саморегуляции, развивается мелкая моторика.

Немаловажные атрибуты психологического уголка, целью которых является научить дошкольников разнообразным способам примирения после ссоры - «коробочка мирилка», «подушка примирения»


«коврик примирения» «остров примирения»


Помогают снять психофизическое напряжение, агрессию «стаканчики для крика», «подушка злости», «копилка плохого настроения», «агрессивный коврик» даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.

«Уголок уединения» , призван решать благородную задачу создания ниши покоя.

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей. «Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

«Воспоминание о лете» помогают обрести покой, расслабиться, снять мышечное напряжение.

Тепло и заботу маминых рук ощущают малыши, надев свою варежку «Мамины ладошки».

Альбом с семейными фотографиями позволяет детям вновь пережить положительные эмоции, стабилизировать свое внутреннее состояние.

В уголке психологической разгрузки находятся материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр , направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с использованием материалов уголков психологической разгрузки приводит к положительным результатам: дети меньше ссорятся, материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям; они все с большим удовольствием сотрудничают друг с другом, со взрослым, с желанием играют в команде.