Отсудить льготную пенсию. Льготную пенсию придется оформлять через суд

Дело в том, что предприятие уже ликвидировано, и получение необходимых документов не представляется возможным.-

возможно и такое а Архивы запрашивали?? возможно там что-то сохранилось желательно было поискать в архивах документы.

В файле решение суда в схожей ситуации суд указал на следующее-

В подтверждение тяжелых условий труда, а именно занятости на строительстве новых объектов в спорные периоды работы истца в качестве «мастера» и «прораба», представлена трудовая книжка, акты приема в эксплуатацию объектов соцкультбыта, строительство которых велось хозспособом при непосредственном трудовом участии истца, а также показаниями свидетелей Б*** Л.В ., Б*** Н.М., Б*** Ю.И., К*** А.Ю.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области в апелляционной жалобе об отсутствии доказательств характера работы истца в спорные периоды не могут повлечь отмену решения суда. К выводу о наличии оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости суд пришел на основании оценки представленных сторонами доказательств в их совокупности, оснований для переоценки которых судебная коллегия не находит.

Ссылка на недопустимость в данном случае свидетельских показаний является несостоятельной, так как выводы суда о характере работы истца и полной занятости в спорный период наряду с показаниями свидетелей подтверждены и письменными доказательствами. Письменным доказательством в этом деле была трудовая книжка и акты приемки работ.

Стоит отметить что запросы о наличии полной занятости в течение рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, ввели согласно Постановления Минтруда России от 22.05.1996 N 29. с этого момента и появилось норма о том что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках, в течение не менее 80% рабочего времени.

До момента издания Постановления N 29. - не предусматривалась необходимость наличия полной занятости.

Таким образом в суде первой инстанции можно было заявить о том что требования учреждений ПФ РФ о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996, можно признать неправомерными.

по ссылке - приведена интересная выборка со статистикой рассмотрения дел и примерами толкования судами пенсионного законодательства -Проблемные вопросы в практике рассмотрения пенсионных дел ОБОБЩЕНИЕ /Ставропольский краевой суд/http://www.pandia.ru/text/77/178/27059.php

Есть ли вероятность, что апелляционный суд удовлетворит их жалобу? Ведь ситуация очень спорная.

- да есть такая вероятность… ситуация действительно спорная

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсиях) право на досрочную трудовую пенсию имеют более 20 категорий граждан. Условно их можно объединить в следующие основные группы:
проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;
осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
некоторые другие лица.
Нередко исключение некоторых периодов из специального стажа бывает неправомерным. Отказ органов Пенсионного фонда РФ (далее – ПФ РФ) в назначении досрочной трудовой пенсии не является окончательным и может быть обжалован в суде. Рассмотрим судебную практику, сложившуюся по данной категории дел.

Основаниями для отказа органами ПФР в назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, являются следующие:

1. Исключение определенных периодов из стажа работы по специальности.
2. Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
3. Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки).
Прежде чем подробно рассмотреть каждое из обстоятельств, обратимся к п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ) от 20.12.2005 N 25, в котором указано: «По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов».
Изложенная правовая позиция ВС РФ обоснована длящимся характером трудовых отношений и значительно расширяет нормативно-правовую базу в правоприменительной практике судов.

Исключение определенных периодов из стажа работы по специальности

1. Повышение квалификации

Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня и представляет собой обновление теоретических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.
Учреждения ПФ РФ в своих возражениях на исковые требования граждан зачастую ссылаются на то, что деятельность граждан в период прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична работе в особых условиях, дающей право на досрочное назначение пенсии. Однако по смыслу ч. 1 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) (далее – ТК РФ) работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы.
О включении в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации говорится в Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 года. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009; далее – Правила ИПР), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ.
Однако специальные законодательные нормы в отношении включения (невключения) в специальный стаж периодов учебных отпусков с сохранением заработной платы отсутствуют.
Согласно п. 5 Правил ИПР периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в специальный стаж, но периоды отпуска в связи с обучением с сохранением заработной платы в Правилах ИПР не упоминаются.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) был закреплен порядок зачета в специальный стаж работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая или лечебная деятельность. В связи с этим в Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 года указано: «С учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».
Кроме того, в соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 N 148 период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике. В данном случае суды должны основываться на положениях Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

2. Отпуск по уходу за ребенком

Во времена СССР в общий и специальный трудовой стаж включался период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. С принятием Правил ИПР ситуация изменилась.
Пункт 5 Правил устанавливает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Отпуск по уходу за ребенком в Правилах ИПР не указан, что породило правовую неопределенность в разрешении данного вопроса при рассмотрении заявлений граждан о назначении досрочной трудовой пенсии.
Несмотря на то, что ВС РФ многократно (определения ВС РФ от 21.01.2011 N 41-В10–22, от 10.12.2010 N 39-В10–9, от 26.12.2005 N 46-В05–48, от 27.05.2005 N 45-В05-5) разъяснял правовые основания и условия для включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543–1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»), по-прежнему наблюдаются случаи отказа в назначении досрочной пенсии указанной категории граждан. И даже письмо Минздравсоцразвития России от 04.06.2004 N МЗ-637, говорящее об исчислении стажа, в том числе и специального, по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату), не исправило ситуацию.
А между тем ст. 167 Кодекс законов о труде РСФСР в редакции, действовавшей до 01.10.1992, предусматривал включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п. 2 Постановления Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей»).
Согласно разъяснениям Госкомтруда от 29.11.1989 N 23/24–11 при исчислении общего и непрерывного стажа, а также стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено. В связи с данным обстоятельством время такого отпуска полностью должно учитываться в стаже для назначения пенсии, в том числе льготной.
Обращает на себя внимание правовая позиция ВС РФ, изложенная в определении от 10.06.2011 N 46-В11–12. Суд в стаж работы по специальности включил весь период отпуска по уходу за ребенком, в том числе имевший место после 06.10.1992.
М. обратилась в суд с требованием о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 10.06.1995 и назначении досрочной трудовой пенсии с момента подачи заявления.
Решением районного суда в удовлетворении исковых требований было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала на существенные нарушения норм материального права и постановила: «Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался со 02.04.1992, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 по 10.06.1995 подлежит включению в специальный стаж работы М.».
По аналогичному делу ранее ВС РФ также принял решение в пользу истицы (см. определение ВС РФ от 14.05.2009 N 19-В09-3).

3. Служба в армии

Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, суды исходят из того, что действовавшее в период службы законодательство не запрещало включать его в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Подпункт «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397) предусматривал, что работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом было необходимо, чтобы не менее ⅔ стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам право на получение пенсии за выслугу лет (п. 4).
Как видим, отказ органов ПФ РФ в назначении гражданам досрочной трудовой пенсии нередко признается судами неправомерным.

Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии

1. Ошибка в трудовой книжке

Наиболее распространенное основание для отказа в назначении досрочной пенсии, установленной для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, – несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
В списках N 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета министров СССР 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991); применяются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537), наряду с профессиями указаны условия предоставления досрочного пенсионного обеспечения: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и т.д. В связи с этим для назначения досрочной пенсии заявителям приходится подтверждать не только страховой стаж и профессию, но и характер выполняемой работы.
Обязанность по доказыванию распределяется судами в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012): на ответчика возлагается обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца – обязанность доказать наличие права на льготную пенсию.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в ней содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, в качестве подтверждения страхового стажа принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. При отсутствии документов о работе не по вине работника трудовой стаж нужно подтвердить показаниями двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за подтверждаемое время.
До недавнего времени доказывание характера и условий работы свидетельскими показаниями было возможным благодаря позиции ВС РФ, которая исходила из того, что действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях (Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал 2004 г.).
К сожалению, ситуация кардинальным образом изменилась с 01.01.2010 , когда вступил в силу п. 3 ст. 13 п. 3 ст. 13 Закона о пенсиях, определивший, что «допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается».
Данная правовая норма ограничила средства доказывания при определении характера работы (под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции). В силу ст. 60 ГПК РФ после 01.01.2010 такие показания признаются судами недопустимым доказательством.

2. Отсутствие наименований работ, профессий, должностей в списках, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Нередко основанием отказа в досрочном назначении пенсии по старости педагогическим работникам является формальное несоответствие указанным спискам наименования образовательного учреждения, содержащего имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ). Признавая необоснованными мотивы отказа территориальных органов ПФ РФ в зачете указанных периодов работы в специальный трудовой стаж, суды руководствуются следующим.
Согласно действующему пенсионному законодательству для назначения пенсии по старости необходимо осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, поэтому в случае, если учредительные документы образовательного учреждения содержат данные о виде учреждения, предусмотренном списками, подтверждены образовательная, воспитательная деятельность, наличие образовательных программ, суды приходят к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, законодатель не исключает возможность дополнения наименований образовательных учреждений указанием на территориальную (ведомственную) принадлежность, а также нумерацией или оригинальным названием.
Аналогичная ситуация имеет место при оценке судами пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По мнению судов, клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки)

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требование о выполнении работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) далеко не всегда является обязательным условием.
Так, для педагогических работников подтверждение выполнения заявителем нормы рабочего времени требуется для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 01.09.2000 (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Требование о наличии полной занятости в течение рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, было введено Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 N 29. Согласно ему право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках, в течение не менее 80% рабочего времени.
До принятия указанного Постановления Правительства РФ в нормативно-правовых актах не предусматривалась необходимость наличия полной занятости.
Поэтому считаем, что требования учреждений ПФ РФ о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996, можно признать неправомерными в судебном порядке.

Споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел. Это свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном и исполнительном уровнях.

В заключение отметим, что судебная защита пенсионных прав – важнейшая гарантия соблюдения конституционных прав граждан. ===== Предварительный административный порядок обжалования действий и решений пенсионных органов не является обязательным, что позволяет заявителю наиболее полно восстановить нарушенное право.

Евгений Матвеев

№ 41-В10-22, ссылка на которое предоставлена уважаемой (не устаю её благодарить за находки) в "Северная пенсия" не менее уважаемой Альбины - можно попробовать (через Исполнительную Дирекцию ПФ. Просто спросить для начала - запрос электронный послать).
ВС указал на то, что граждане вправе были рассчитывать (тогда, в 1990-м), а также вправе рассчитывать и сейчас , что пенсионные права, приобретённые ранее, будут уважаться властями (эх, словцо-то какое разухабистое), и будут реализованы (гражданами же, ими. Не отняты ПФ) в полном объёме (когда звонок звякнет). И это всё вытекает из нашей замечательной Конституции, необходимо (то есть, обойти никак низзя-я Конституцию. Это - заметочка моя для ПФ - bb) предполагающей (статьи указаны даже! Ой) правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Именно потому, что Вы, уважаемая , хотели иметь в 1990-1994г.г. уверенность (а Вы же её хотели - об этом надо себя поставить в известность и честно всегда об этом не забывать объявлять в ПФ и в суде), обучаясь по специальности, дающей право , что власти так и будут уважать приобретённое право полностью , и именно, как раз, потому, что Вы имели и имеете конституционное (это же) право на то, чтобы в разумных пределах предвидеть последствия своего (как считает сейчас ПФ - неразумного) поведения, Ваше обучение подлежит (это не я сказал, а ВС) - зачёту в спецстаж полностью - с 1990г. по 1994г. (иначе Вам пришлось бы напрягаться аж в 1990г., или ещё раньше, и пред - видеть - ух, ты! - что в 1993г. - у них Там мозг замкнёт. Это очень опасное занятие - предвидение. Вот, к примеру, сейчас - начни я предполагать , то есть, пред-видеть - куда бензин понесёт, возраст пенсионный, али о начальстве в самом ПФ чего начну - здоровье моё пошатнуться может. Лучше обойтись без предположений. Правов у меня нет - на "пред-видеть". Так у Вас же - тоже нет и не было в 1990-м!).
Но (думаю, это будет правильно) - не говорите никому, что Вы всё это прочитали в определении ВС (не любят в ПФ и в суде, чтобы их носом тыкали в какие-то там "прецеденты". Посылают-с Оне всех их). Скажите, что - просто Вы изучили Конституцию (это же никому не воспрещено, и даже приветствуется, потому что патриотично, рукопожатно и духовноскрепно).
Однако - если досрочная пенсия уже назначена, значит, право Ваше не нарушено (и обучение, значит, на возникновение права не влияет, в стаж его тогда не включат - скажут - смысла нет). А размер пенсии от включения такого стажа (думаю) - не изменится. Для размера такой стаж (как мне что-то подсказывает, но - могу ошибаться) не признают, только для права - имеются разъяснение № 4 Минтруда (2003г.) и Постановление № 2-П Конституционного Суда РФ (2004г.).
С другой стороны - право может раньше возникнуть при увеличении спецстажа. Тоже хорошо.

Российское законодательство позволяет учителям и другим работникам образовательной сферы выйти на пенсию раньше основного срока, только лишь на основании 25-летнего стажа педагогической работы.

По сути, это такая же трудовая , только получить ее имеет право тот работник, рабочая деятельность которого попадает под определенные условия.

Законодательная база и последние изменения

Работники сферы образования имеют возможность уйти на законный отдых по старости намного раньше других категорий граждан.

Данное право обозначено действующим российским законодательством. Для тех кто оформлял пенсию до 2001 года, основанием были :

Общий педагогический стаж работника – 25 лет и возраст к этому не имеет отношения.

Первые изменения нормативно-правовые документы, касающиеся труда и пенсионного обеспечения педагогов, были приняты в 2001 году. Тогда впервые были упразднены начисления за выслугу лет – их сменили льготные пенсионные выплаты по возрасту . Право учителя выйти раньше на заслуженный отдых государство сохранило.

В 2015 году изменения вновь коснулись сотрудников образования. Заработная плата, которая начислялась педагогу, не учитывается при расчете всего пенсионного содержания. Как и у других категорий населения страны, на пенсию учителя могут влиять только фонды пенсионных отчислений – чем их больше, тем выше выплаты по возрасту.

В феврале 2016 года в ранее действующее законодательство внесены дополнения, согласно которым в 25 лет стажа войдут только те годы, которые учитель потратил на свое образование, то есть период его учебы в высших учебных заведениях России. При этом педагогическая работа должна проводиться как перед началом учебы, так и по факту ее окончания.

Если пособие по выслуге лет уже выплачивается, лицо, претендующее на льготы, обязано прекратить трудовую деятельность, а в дальнейшем его право на образовательный труд теряется. Непосредственно принцип начисления пенсий не изменился.

Категории педагогических работников

Как ни странно, не все категории работников педагогической сферы могут обладать правом на льготную пенсию. Перечень профессий прописан в Законе за № 173.

В него входят следующие категории работников :

Помимо перечня профессий, законом предусмотрен и список учебных заведений :

  • школы и лицеи;
  • гимназии с углубленным изучением предметов;
  • кадетский корпус;
  • военно-морские училища (Суворовское и Нахимовское);
  • детские дома;
  • интернаты для детей, не достигших совершеннолетия;
  • школы санаторного типа;
  • детские сады и ясли;
  • музыкальные и балетные школы;
  • учреждения дополнительного образования.

Таким образом, перед тем, как начать оформлять льготную пенсию, следует обратить внимание и на место работы. По профессии можно подойти под категорию льготников, а по названию учреждения – нет. Оградить от такой ситуации может только тщательная проверка записей в трудовой книжке и их сопоставление с законодательным перечнем.

Практически ежегодно, в действующий на постоянной основе Закон, вносятся поправки и изменения. Наименования учреждений и должностей меняются и дополняются, например:

  • к льготной категории воспитателей относятся все разновидности этой должности: школьный воспитатель, воспитатель продленки, детского сада, яслей, интерната и тому подобное;
  • должность музыкального работника может носить современное название преподаватель музыки или руководитель музыкального класса;
  • к названию гимназия причислены и такие названия, как школа-лицей и школа-гимназия;
  • с 2007 года есть второе имя и у интерната для умственно-отсталых детей – Детский психоневрологический дом-интернат.

С 2001 года в категорию льготников зачислены не только учителя, но и педагогические работники дополнительного образования , имеющие одновременно наличие следующих условий:

  • рабочий стаж на 01.01.01 должен быть не меньше 16 лет и 8 месяцев. Причем, все годы работы должны были проходить в соответствующей должности и учреждении, прописанных законодательством;
  • факт работы в дополнительной сфере образования должен иметь подтверждение в период с 01.11.99 по 31.12.2000.

Условия выхода

Оформить льготную пенсию педагогический работник сможет только в том случае, если во время его трудовой деятельности были выполнены обговоренные законом условия:

  1. Во-первых, стаж работы в сфере образования не должен быть менее 25 лет.
  2. Во-вторых, все эти годы, человек должен был работать полный рабочий день, а работодатель – платить страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Выплата страховых взносов касается и , и периодов временной трудоспособности.
  3. В-третьих, у женщин не входит в стаж свыше полутора лет. Но если педагогическая практика была начата до сентября 2000 года, все это войдет в стаж.

Нормы отработанного времени

До 01.09.2000 при оформлении льготной пенсии не учитывалась выработка положенного нормой рабочего времени.

Учет учебной нагрузки пошел после этой даты. Согласно трудовому законодательству, работник, претендующий на льготную пенсию по старости, должен был отработать за неделю 6 часов, в год – 240.

Те, преподаватели, которые работают в средних профессиональных учреждениях, должны в год отработать 360 часов. Однако, на учителей начального звена и тех, кто работает в , такой объем нагрузки не распространяется и ни коим образом не влияет на начисление пенсии.

Периоды времени, учитывающиеся при выходе на досрочную пенсию

Одним из условий выхода на льготную пенсию является общий стаж педагогической работы. Он должен быть не менее 25 лет.

По действующему законодательству в стаж входят следующие периоды работы:

  • время деятельности, приравниваемое к полному трудовому дню и подтвержденное страховыми отчислениями;
  • временной нетрудоустроенный промежуток;
  • время, отведенное на ежегодный отдых;
  • время обучения в учебных заведениях, если педагог до момента обучения и после него работал сфере образования, и его должность прописана в Законе РФ.

Порядок расчета

Расчет льготной пенсии педагога происходит на основании поданной справки, где отражена заработная плата человека.

В последние годы расчет проводится на основании размера накопительной части и страховой части. Связано это с переходом на новую пенсионную систему.

В каждом конкретном случае пенсия рассчитывается индивидуально, однако выплаты не могут составлять меньше 40 % от среднего заработка педагога.

Порядок получения и список необходимых документов

Для того, чтоб начать процедуру оформления льготной пенсии, педагогическому работнику необходимо посетить региональное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации либо там, где он прописан, либо там, где живет действительно, и подать соответствующие в данном случае документы. Причем, сделать это возможно, как обратившись в фонд лично, так и отправив туда представителя, статус которого подтвердит юридически заверенная доверенность. Последнее время можно и совсем не посещать организацию, а воспользоваться государственными услугами через интернет на одноименном портале.

Чтоб вопрос о предоставлении пенсии на льготных условиях стал решаться, будущий пенсионер обязан предоставить в Пенсионный фонд следующий пакет документов :

  • российский паспорт, подтверждающий личность;
  • трудовую книжку педагогического работника, в которой отражены записи в соответствии с действующим в стране законодательством;
  • военный билет (для мужчин, оформляющих пенсию, документ обязательный);
  • свидетельство о регистрации рождения ребенка;
  • заявление на досрочные льготы в виде пенсионных выплат.

Данный пакет стандартен для всех территориальных округов России. Однако надо быть готовым к тому, что работники Фонда могут попросить донести документы и справки, уточняющие характер трудовой деятельности.

Поданное заявление и приложенный пакет документов, на основании действующего законодательства, рассматривается в течение 10 дней.

Итак, каждый педагог или работник дополнительного образования имеет возможность выйти на пенсию гораздо раньше, если он соответствует прописанным в законе условиям. Для большинства данное государством право важно. Чаще всего, учителя уходят на льготную пенсию в возрасте 40-45 лет, однако не все они готовы бросить любимую работу.

Часто задаваемые вопросы

Женщин-педагогов очень часто волнует вопрос, входит ли отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в педагогический стаж , который необходим для определения периода педагогической деятельности.

На этот случай существует пункт 21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. (ред.) № 29, в соответствии с которыми в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, если этот отпуск состоялся до 06 октября 1992 года , т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Период нахождения женщины в таком отпуске после 06.10.1992 г. уже не включается в педагогический стаж.

Кроме того, согласно Разъяснению Пленума Верховного Суда РФ от 20.15.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости установлено, что если указанный период имел место до 06.10.1992, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Второй волнующий граждан вопрос, это входит ли в стаж педагогической деятельности период обучения в учебных заведениях высшего и среднего образования . В этом вопросе тоже все не так однозначно.

Существует Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Согласно п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах включается в специальный трудовой стаж , дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данное постановление не применяется на территории РФ с 01 октября 1993 г. в связи с принятием 25.09.1992 г. того же Закона РФ № 3543-1, в последствии такой порядок исчисления стажа был отменен. С 01.10.1993 г. период учебы в педагогический стаж не включается.

Мужчин-педагогов волнует вопрос о том, войдет ли служба в армии в льготный стаж , и тут ответ в следующем. До 1991 года действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Данное правило не применяется с начала 1991 года.

Какой порядок в 2019 году?

В связи с проведением в стране масштабной пенсионной реформы, начиная с 2019 года требования к стажу педагогических работников меняться не будут , но после завершения переходного периода (2019-2023) стать пенсионером педагог сможет только через 5 лет после выработки стажа 25 лет.

Вводиться новое условие будет постепенно. Если педагогический работник выработал стаж 25 лет в 2019 году, то право выхода на льготную пенсию откладывается на 6 месяцев с даты, когда стаж стал ровно 25 лет. В 2020 году право на пенсию будет отложено уже на 18 месяцев, в 2021 году на 3 года , в 2022 — на 4 года и начиная с 2023 года откладывается на 5 лет .

Например, у школьного учителя 20 мая 2019 года исполняется ровно 25 лет как началась его педагогическая деятельность, право на пенсию возникает только 20 ноября 2019 года (+6 месяцев).

Другой пример, воспитатель детского сада вырабатывает педагогический стаж 25 лет — 10-го января 2020 года, в связи с этим право на льготную пенсию возникает 10 июля 2021 года (+18 месяцев).

О некоторых особенностях начисления льготной пенсии для педагогов рассказано в следующем видеосюжете: