Методики для диагностики мелкой моторики рук. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Диагностический материал для обследования уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Источник: программа "Детство"

Проводится в два этапа по следующим направлениям:

1. Статистическое развитие мелкой моторики.

2. Динамическое развитие мелкой моторики.

Методика эксперимента 1 этапа.

Выполнение статистических упражнений.

педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Упражнение 1.«Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.

Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.

Упражнение 2. «Коза» - вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10).

Выполняется 2 – 3 раза.

Упражнение 3. «Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).

Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.

Упражнение 4. «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).

Выполняется 3 – 4 раза.

Упражнение 5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10).

Упражнение 6. «Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10).

Методика эксперимента 2 этапа:

Выполнение динамических упражнений.

Обследование проводится по 5 пунктам:

1. Работа с бумагой.

2. Тактильные ощущения.

3. Сила тонуса.

4. Координация движений.

5. Обследование щепоти.

Работа с бумагой.

Упражнение 1. Вырезание ножницами.

Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.

Упражнение 2.Обрывание листа бумаги.

Цель: исследовать согласованность действий обеих рук.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.

Тактильные ощущения.

Инструкция к проведению обследования: Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.

Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

Упражнение 1.Узнавание качества предметов.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Инструкция педагога: «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».

Упражнение 2. Узнавание формы предмета.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, кубик, кирпичик и т.д.).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».

Упражнение 3.Узнавание предмета.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

Сила тонуса.

Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

Упражнение 1. Сжатие двумя руками рук взрослого.

Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

Упражнение 2 .Сжатие руки взрослого одной рукой.

Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая.

Координация движений.

Упражнение 1. Вдевание нитки в иголку.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребёнку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.

Упражнение 2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».

Инструкция к проведению: Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…».

Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза.

Упражнение 3 .Упражнение «Коза – заяц».

Инструкция к проведению: Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.

Обследование щепоти.

Инструкция к проведению обследования: Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой.

Упражнение 1 .Захват карандаша.

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:

Как ребёнок держит карандаш;

В какой руке держит карандаш;

Как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.);

Как заканчивает линию.

Упражнение 2. «Посолим суп».

Инструкция к проведению: Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.

Упражнение 3. Катание шарика.

Цель: исследовать согласованность в действиях пальцев щепоти, ловкость, переключаемость движений.

Инструкция к проведению: Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.

Оценка результатов деятельности:

Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.

Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.

Обработка результатов обследования:

Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень (18-19 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.

Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.

Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.

Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.

Обследование состояния общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста проводилось с 17 по 21 октября на базе ГУО «Ясли-сад №4». В экспериментальном исследовании приняли участие 8 детей логопедической группы детского сада.

Для изучения состояния общей моторики мы использовали игры-задания, направленные на:

1. Исследование статистических, изолированных движений:

Попрыгать на правой ноге;

Попрыгать на левой ноге;

Попрыгать на 2х ногах, как «зайчик»;

Попрыгать на 2х ногах как «мячик».

Под текст:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился в скач,

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Завести «мотор» правой рукой;

Завести «мотор» левой рукой;

Попрыгать в «классики».

2. Исследование координации движений:

Попрыгать через скакалку;

Поочередно поднимать правую и левую ноги, согнуть в коленях, опуская их, как «лошадки»;

Завести «мотор» обоими руками;

Поймать мяч, брошенный экспериментатором;

Бросить мяч на пол и поймать его двумя руками;

Поднять руки вверх, потянуться («большие»); присесть, руками обхватить колени, спрятать голову («маленькие»);

Размахивать руками вперед - назад как «маятник».

3. Исследование двигательной памяти:

Вытянуть руки вперед, сделать хлопок перед собой, опустить вниз;

Поднять флажок вверх, помахать им, посмотреть на него, опустить вниз;

Взять флажок в другую руку, повторить то же самое;

Присесть на корточки (стали «маленькими»);

Встать выпрямиться (стали «большими»);

Повторить то же самое в обратной последовательности .

4. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. С этой целью выполняются следующие задания:

назвать буквы печатного шрифта, данные в беспорядке;

сконструировать буквы (из цв. полосок);

найти буквы (п и н) среди других;

узнать буквы, зеркально расположенные на листе бумаги;

дополнить недостающий элемент.

Эти задания для детей, которые знают буквы. В остальных случаях достаточно дать задания воспроизвести рисунок (копирование), задания на ориентацию слева – справа, вниз – ниже, дальше – ближе .

Для изучения состояния мелкой моторики мы использовали следующие задания:

1.Символический праксис (сначала по образцу, затем по инструкции)

Детям необходимо показать наглядно, как:

Рубят дрова;

Чистят зубы;

Манят пальцем;

Отдают честь;

Свистят;

2.Предметные действия :

Завязывание банта;

Зашнуровывание ботинок;

Расстегивание пуговиц на одежде;

Игра на пианино (1 пальцем, 2 пальцами, поочередно каждым пальцем);

Игра на пианино 2-мя руками.

3. Праксис позы кисти руки (выполнения действия правой – левой рукой, перенос позы с одной руки на другую – по подражанию, затем по инструкции):

Сжимание кисти;

Перебор пальцев;

Ладонь вертикально;

Ладонь горизонтально;

Перенос позы с одной руки на другую.

4. Условные реакции и действия :

а) простые условные реакции:

– на 1 стук – поднять руку;

– на 2 стука не поднимать руку;

б) конфликтные условные реакции:

– в ответ на кулак – поднять палец, на палец – кулак, кулак – палец, палец – кулак;

– в ответ на сильный стук поднять руку, на слабый опустить.

5. Пространственный праксис :

а) одноручные пробы на пространственную координацию, сначала по образцу, затем по инструкции:

– показать левую руку;

– вытянуть руку вперед;

– положить руку на бок;

– отвести руку назад;

– поднять руку к подбородку;

– сжать пальцы в кулак – разжать.

Каждое задание выполнять 5 – 6 раз.

б) двуручные пробы на пространственную координацию движений (те же самые пробы);

в) пробы Хэда:

– по образцу: коснуться левой рукой правого уха и, наоборот;

– по инструкции (то же) .

6. Моторика пальцев рук

– сжать правую руку в кулак;

– сжать левую руку в кулак;

– сжать одновременно руки в кулаки;

– стать руки в кулаки и постукивать ими по столу, сопровождая каждый удар словом «тук – тук – тук»;

– соединить большой и указательный пальцы, чтобы получилось кольцо. Затем воспроизвести кольцо двумя руками одновременно.

– выдвинуть указательный и средний пальцы (ушки зайчика) и подвигать ими. Затем воспроизвести «ушки зайчика» одновременно двумя руками;

– поздороваться большим пальцем правой руки поочередно с каждым пальчиком той же руки. Затем произвести те же движения, начиная с мизинца;

– положить ладонь на стол и раздвинуть пальцы;

– «догнать пальчики» сначала побежал большой пальчик, а за ним поочередно побежали другие пальчики .

7. Динамический праксис

Необходимо воспроизвести следующие слова:

Кулак – кольцо;

Кулак – ребро – ладонь;

Ребро – ладонь – кулак.

8. Графические пробы

Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.

«цепочка»

«заборчики»

«башня-крыша»

Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: башня – крыша – башня – крыша.

9.Конструктивный праксис :

а) сложить из отдельных элементов фигуры по образцу (треугольник, квадрат, круг);

б) срисовать фигуры (треугольник, квадрат, дом);

в) нарисовать самостоятельно (дом, дерево, человек);

г) обвести рисунки.

1. Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, мы проанализировали различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностику мы провели в п. Красная сопка, на базе дошкольного образовательного учреждения «Алёнка» во второй половине дня. Диагностика представляет собой индивидуальные задания (Приложение 1).

Диагностика состояла из следующих заданий:

1. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

5. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

6. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 15 человек (Приложение 2).

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий

Низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;

Средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

Высокий: четкое выполнение задания.

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу (Приложение 3), что:

На низком уровне в группе находится 6 детей, что составило 40 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.

Средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 5 детей, что составило 33,3 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.

Высокий уровень выявлен у 4 детей, что составило 26,7 %. Дети выполняли четкое выполнение заданий.

Итак, анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста находиться на низком уровне (6 детей - 40 %) и мы рекомендуем провести с детьми углубленную работу на развитие мелкой моторики со столом - планшетом для рисования песком.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте выявляет уровень графомоторных функций, то есть готовность руки ребёнка к письму. В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д...

Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", писал Кант...

Развитие мелкой моторики детей 2-4 года жизни посредством пальчиковой гимнастики

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста: теоретический анализ

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

лепка моторика ребенок Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей с ОНР особенно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОНР...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности

Потребность и способность двигаться заложена в человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством стола-планшета для рисования песком

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться. По мнению М...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на логопедических занятиях

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. Кольцова, Н. Новикова, Н. Бернштейн) ...

Ирина Щепетинникова
Диагностика определения уровня развития мелкой моторики

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Обработка и анализ результатов:

1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;

2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;

3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Особенности проведения:

Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет:

Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

Поочередно постукивать пальчиками по столу.

Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

Задания для диагностики мелкой моторики детей 4-5 лет:

Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать счет до 10.

Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.

Движение щепоть - ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

Поглаживание всех пальчиков большим пальцем.

Нанизывание пуговиц средней величины.

Выполнить ножницами прямой разрез.

Задания для диагностики мелкой моторики детей 5-6 лет:

Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.

Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.

Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, а также человека.

Выполнить ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

Упражнение «Посолим суп» - предложить посолить воображаемый суп. Во время выполнения игрового задания следить, чтобы ребенок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.

Сжатие двумя руками рук взрослого. Ребенку предложить сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

Результаты диагностики внести в карты для удобства обработки данных:

Фамилия, имя ребенка Номер задания Оценка умений

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Публикации по теме:

Анкета для определения уровня овладения ИКТ-компетенции педагогов ДОУ Уважаемые коллеги! Заполните, пожалуйста, данную Анкету с целью определения направления развития информационной службы детского сада и оказания.

Дидактическая игра. Цель игры: развитие мелкой моторики рук детей, сенсорное развитие, закрепление понятий " один- много". Изготовлена из.

Игровое пособие выполнено в рамках взаимодействия с родителями по развитию моторики рук детей. На деревянный квадрат прикреплены кнопки-гвозди.

Всем известно, что мелкая моторика влияет не только на развитие речи, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение,.

Консультация для родителей "Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи" Эффективность.

Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.

Примерная серия игр на развитие мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития детей от 1.5 до 3 лет. «Ум ребенка.

Изучение исследуемых данных Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.Г. Литвака, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупаногова по проблеме развития мелкой моторики детей позволили сделать вывод о том, что в специальной литературе недостаточно полно и точно описаны методики изучения мелкой моторики детей с нарушением интеллекта.

При адаптации методик изучения мелкой моторики у младших школьников с нарушениями необходимо учитывать:

1. Возрастные особенности развития детей.

2. Психофизиологические особенности детей с нарушением интеллекта.

3. Индивидуальные особенности развития детей.

При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие условия:

1. Исследование начинается с наиболее простых для выполнения методик.

2. Время выполнения не более 2 - 3 минут.

3. Благоприятная психологическая атмосфера.

4. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

5. Перед началом работы ребенку всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

6. На рабочих местах индивидуально подбираются условия комфортной освещенности (600 - 800 люкс).

Выполнения заданий обычно оцениваются по пяти уровням:

Высокий - задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Выше среднего - при выполнении задания ребенку требуется помощь взрослого (повтор инструкции).

Средний - при выполнении задания ребенок делает ошибки, но при помощи взрослого исправляет их.

Ниже среднего - выполнение задания под руководством взрослого.

Низкий - ребенок не справляется с заданием.

Для диагностики развития мелкой моторики школьников с нарушением интеллекта могут быть использованы методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

Методика «Рисование ножницами».

Цель методики - выявляет у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно - моторную координацию и мелкую моторику кисти рук.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага.

Ход: Учащимся показываются вазы разной формы, чтобы ребята могли рассмотреть, ощупать, что дает обеспечение перцептуальному развитию и развитию сенсомоторной функции. В данной методике происходит интеграция образа округлых форм и двигательных навыков на уровне кинестетико-визуально-моторной координации.

Испытуемым предлагается сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами такую красивую вазу. Учащимся необходимо приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Оценка результатов:

Методика «Пластилиновые узоры».

Цель - используется для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином.

Оборудование: лист бумаги, пластилин.

Ход: Учащимся предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Методика «Рисование по замыслу».

Цель - возникновение и развитие образа для рисования, развитие мелкой моторики.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Ход: Школьникам предлагается работать по своему замыслу. Смелая линия, хороший нажим, быстрый темп работы, правильное пользование карандашом -- всё это постепенно осваивается детьми путём указаний и показа.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Методика «Деревья из бумажных лент».

Цель - развивает аналитическое мышление т.е. анализировать способы выполнения работы, навык самоконтроля в процессе работы. А также способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкость, точность в действиях. Данная методика позволяет развить навык соотношения силы нажима с качеством бумаги; соотношение амплитуды движений с длиной полосы.

Оборудование: бумага, ножницы. Необходимо нарезать перед уроком бумажные полосы шириной от 5мм до 1,5см и длиной до 25см в количестве 15 - 20 штук для одного ребёнка.

Ход: Бумажные полосы собираются в плотный пучок с одного конца. Одной из полосок (приклеивая её) обматывают по спирали будущий ствол дерева. Полоса должна плотно облегать ствол. Обмотав 5-6см снизу, от основного пучка отделяют 3-5 полосок, собирают их в отдельный пучок, отводят в сторону и продолжают накручивать до сведущего ответвления. Концы полосок пока оставляют в свободном провисании. Число ответвлений делают на своё усмотрение, но каждую ветвь «лепят» в нужном направлении до полного высыхания клея.

Одну из нарезанных полосок бумаги шириной 0,5-1,5см произвольной длины накручивают на карандаш. Витки должны быть плотными. После окончательного скручивания карандаш вынимают. Ажурность спиралей зависит от диаметра стержня и ширины полоски бумаги.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Все представленные выше методики позволяют получить результаты исследования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.