Индивидуальные коррекционные занятия с дефектологом детьми зпр. Программы занятий дефектолога с ребенком с зпр

Обучающие:

  • Обучение послоговому чтению;
  • Обучение умению проводить звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки;
  • Автоматизация звука «Ш»;
  • Закрепление правильного произношения свистящих звуков в стихотворной речи;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в чистоговорках;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в предложениях;
  • Закрепление правильного произношения звуков «Р» и «Р» в стихотворной речи.

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие умения отгадывать загадки;
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Развитие артикуляционной мускулатуры;
  • Развитие направленности выдоха;
  • Развитие познавательных процессов (памяти, внимания);
  • Развитие силы голоса, интонационной выразительности речи;
  • Развитие чувства ритма;
  • Активизация словаря по теме «Одежда», «Овощи», «Фрукты».

Воспитательные:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Воспитание доброжелательности.

Оборудование:

  • В.С. Володина «Альбом по развитию речи» стр. – 87, 94
  • О.А. Новиковская «Логопедическая азбука» стр. – 59
  • Звуковые домики;
  • Фишки желтого, синего, красного, зеленого цвета.
  • Иллюстрации с изображением фруктов, овощей, одежды;
  • Картинка с изображением воздушных шариков.


Ход занятия

1. Организационный момент.

Предложить ребенку послушать стихотворение и досказать слово:
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея, словно знак вопроса.
Гусь идет
Гулять в луга
И гогочет: … … … !

2. Дыхательная гимнастика.

Предложить ребенку подуть на снежинки сначала сильно, потом слабо.

3. Артикуляционная гимнастика.

Предложить ребенку сесть перед зеркалом, выполнить следующие упражнения:
-Заборчик
-Лопатка
-Иголочка
-Часики
-Чистим зубки
-Лошадка
-Грибок
-Маляр

4. Предложить ребенку посмотреть на картинку,

на которой нарисованы воздушные шарики; предложить надуть, сдуть шарики, произнося при этом звук Ш.

5. Развитие фонематического восприятия.

А) Предложить ребенку послушать звуки и хлопнуть 1 раз в ладоши, когда он услышит звукШ.
С-К-Т-Ш-В-Ф-Т-Л-Ш-К-С-Ш

Б) Предложить ребенку послушать слоги и поднять руку только тогда, когда он услышит слог со звуком Ш.
СУ-ШО-ХИ-ПУ-ША-ЛУ-КА-ШУ-ЛИ-РО-ШО

6. Фонематический анализ.

Послушай…Ш…А….что получится?(ША)
Предложить ребенку взять фишки синего и красного цвета; выложить из них получившийся слог.

7. Предложить ребенку отгадать загадку:

Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок)

8. Игра «Найди картинку».

Перед ребенком лежит карта с нарисованными картинками (по 4 на каждой карте). Предложить ребенку найти из 4-х картинок одну картинку со звуком Ш.

9. Игра «Овощи-фрукты».

Предложить ребенку разложить овощи и фрукты следующим образом: овощи со звуком Р на грядки, а фрукты со звуком Л на дерево.

10. Игра «Какой звук».

Предложить ребенку послушать слова и сказать, какой звук слышится в начале, конце слова.

Начало: Лиса, листья, лампа, лимон.
Конец: стол, Стул, мел, укол.

11. Предложить ребенку рассмотреть картинки и назвать слова со звуком Л.

12. Предложить ребенку рассказать стихотворение.

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

13. Игра «Одежда»

Предложить ребенку сложить в чемодан одежду со звуком Р.
Стр.- 87

14. Предложить ребенку рассмотреть картинку и назвать слова со звуком С.

15. Определение позиции звука С в слове.

Предложить ребенку взять «звуковые схемы»; фишки желтого цвета.
-«Сейчас мы с тобой будем расселять слова со звукам С в разные комнаты. Я буду называть слова, а ты будешь ставить желтую фишку в первое окошко, если звук С будет в начале слова; во второе – если звук С будет в середине слова; в третье – если звук С будет в конце слова.

Стол, колесо, стул, яблоко, лиса, укус.

16. Обучение послоговому чтению.

17. Подведение итогов.

Спросить:
-«Чем мы сегодня занимались?»
-«Какие звуки сегодня приходили к нам в гости?»
Завершить занятие эмоционально-положительной оценкой ребенка.

В данном тематическом разделе можно почерпнуть множество интересных идей по организации занятий и НОД с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития.

Педагоги делятся живым опытом работы в области обучения грамоте и счёту детей с ЗПР. Выделяют особенности организации творческих, познавательных, физкультурных, игровых занятий с теми, кто нуждается в особом подходе. Показывают возможные пути успешного решения коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач.

Проводите полезные занятия для детей с ЗПР, опираясь на опыт коллег.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1261 .
Все разделы | ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 5–6 лет с задержкой психического развития «Дикие животные» Цель : Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью детей, корригировать и развивать психические процессы . Провести диагностическое исследование психических процессов у детей . Задачи : Коррекционно-образовательные...

Конспект НОД «Вкусное печенье» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР второго года обучения Программное содержание. Вызвать у детей интерес к лепке из соленого теста, учить вырезать формочками для выпечки. Активизировать и расширять словарный запас детей, введение новых слов : скатерть – самобранка, квашня. Развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев...

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития - Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР

Публикация «Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе...» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по аппликации «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н. 2019 г. Цель: 1. Продолжать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект беседы с родителями «Особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к обучению в школе» Тема беседы: «Особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе». Возрастная групп: подготовительная. Цель беседы: оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение их психолого-педагогической...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР: «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь» Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н. 2019...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по познавательному развитию «Почему земля кормит?» в подготовительной группе детей с ЗПР Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н. 2019...

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития - Конспект занятия на тему «Транспорт» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Конспект занятия занятия на тему «Транспорт» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Цель: Развитие познавательной активности, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, развитие психических...


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по аппликации «Ваза с фруктами» в подготовительной группе детей с ЗПР Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н. 2019 г. Цель: 1....

Московский гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой

гуманитарный факультет

О тделение психологии

ПРЕДМЕТ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Выполнила студентка

3 курса заочного (ускоренного) отделения

Полуханова А.А.

Преподаватель:

Бучацкая М.В.

Москва

2011 год


Введение

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

(ЗПР) ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВАРИАНТА ЗПР: медицинский и педагогический.

МЕДИЦИНСКАЯ

На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития.

· Доброкачественное или неспецифическое. Оно не связано с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без специфических мероприятий. Проявляется в запаздывании двигательных функций.

· Специфическая или церебрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговых структур и частичном отставании их функций.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

· Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Незрелость психического облика проявляется в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной познавательной деятельности, т.е. незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к недоразвития познавательной. Для детей с конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия, доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем. Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

· Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. первичный интеллект не снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособным в процессе школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.. Эмоционально-волевая сфера отличается не зрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

· ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. ЗПР обусловлено неблагоприятными условиями воспитания.

· ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции.

ДИНАМИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Фаза Задачи Психотехнические приемы Субъект психокоррекции
Установочная 1. Образование группы как целого. 2.Формирование положительного настроя на занятие. 3.Диагностика пове дения и особенно стей общения детей Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры Дети с ЗПР всех форм: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органического генеза
Подготовительная 1. Структурирование группы. 2. Формирование активности и самостоятельности 3. Формирование эмоциональной поддержки членами группы Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоцио- нального напряжения Для детей с ЗПР соматогенной формы и церебрального генеза со снеженным социальным опытом - игры-драматизации. С психогенной формой, конституциональной, без выраженных нарушений социального опыта - сюжетно-ролевые игры
Реконструктивная 1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций на дефект. 2. Проработка негативных переживаний. 3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях Разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций Для детей с ЗПР с тяжелой церебрально-органической недостаточностью, возможно привлечение родителей
Закрепляющая 1. Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. 2. Формирование адекватного отношс-1ия к себе и окружающим Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников или сверстников с ЗПР с более легкими формами

На основе выделенных выше структуры и этапов групповой динамики разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с ЗПР.

СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Психотехнические приемы Радикалы для психологического наблюдения Критерии эффективности занятий
Занятие 1. Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятие.
Игра I. «Знакомство» с воздушными шарами Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить. Игра 2. «Угадай, кто это» Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена. Игра 3. «Ворвись в круг» Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает Отношение ребенка к занятию Коммуникативные навыки Спонтанность поведения Эмоциональные реакции на препятствия Предпочтения в выборе партнера Специфические реакции (уход от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам) Спонтанное, естественное поведение ребенка Проявление активности на этапе занятий Положительный эмоциональный фон в процессе занятий
Занятие 2. Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности
Приветствие Разминка: дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом. Игра 1. «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор). Игра 2. Создание коллективного рисунка Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей. В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям. Проявление выраженного интереса к занятию Охотное включение в процесс занятий Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии.
Занятие 3. Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы.
Приветствие Игра I. По выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях, и принять коллективное решение. Игра 2. «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон». Игра 3. «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ. Игра 4. Дети сами придумывают задачу и предлагают се группе. Сплоченность группы при решении коллективных задач Уровень самостоятельности и активности каждого ребенка Лидерские позиции членов группы Дети, имеющие проблемы группового взаимодействия, нуждаются в эмоциональной поддержке психолога. Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы.
Занятие 4. Цель: формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия
Приветствие Игра 1. «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Задача - пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Игра 2. «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются. Игра 3. «Все наоборот» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок Затем дети меняются ролями Симпатии детей друг к другу (выбор пары) Способность детей конструктивно общаться Развитие навыков самоконтроля Интерес детей к занятию. Желания группового взаимодействия. Адекватная оценка своих неуспехов.

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия с ребенком,

с задержкой психического развития (ЗПР)

ТЕМА: НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА

СОСТАВИЛ:

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

ЛАВРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

2014 г.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Учить понимать и устанавливать логические, причинно-следственные связи, связи между внешними и функциональными свойствами предметов (Что к чему подходит? Что перепутал художник?).

Продолжать учить ребенка вычленять основание группировки, находить «лишний» предмет

Среди других.

2. Учить ребенка выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, учить действовать методом проб, обращать внимание на свойства предметов (форму, цвет), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения задания.

3. Расширятьноминативный и глагольный словарный запас ребенка.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мелкие движения рук, закреплять хватание щепотью, развивать целенаправленность действий.

2. Формировать зрительно-двигательную координацию у ребенка и чувство пространства на листе бумаги.

3. Развивать все виды словесной регуляции (умение делать простой словесный отчет о содержании выполненных действий).

Воспитательные задачи:

1. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания;

2. Воспитывать усидчивость, желание доводить выполнение задания до конца.

3. Побуждать к отзывчивости, вызвать желание помогать.

Предшествующая работа:

Дидактические игры «Подбери пару», «Подбери по смыслу», «Разложи картинки правильно», сматывание клубочков ниток, шнурование, выкладывание из мозаики узоров, игры с заводными игрушками, работа с прописями, задания на различение и называние цвета, формы предметов.

Материал:

Макет избушки, лесная полянка, игрушки пальчикового театра - бабка, колобок, зайчик, волк, лиса, медведь, схема дорожки колобка, фломастер, домик с запирающимися дверцами, набор ключей, дидактическая игра «Подбери по смыслу», «Путаница», «Что лишнее?», миска с крупой и горохом, тарелочка, мольберт, магниты, магнитофон с аудиозаписью, указка, пирожок.

Ход:

Дефектолог: - Сегодня я расскажу тебе сказку про новые приключения колобка.

Дефектолог сопровождает свою речь показом пальчикового театра.

Жили - были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старуха замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку - и дальше по дорожке.

Дефектолог показывает ребенку схему дорожки, по которой покатился колобок.

Задание 1 – Проведи фломастером длинную извилистую линию, покажи дорожку, по которой покатился колобок. Старайся не отрывать фломастер от листа бумаги. Молодец!

Видит бабка – нет колобка! Что делать? Где искать? Выбежала на улицу. Увидела во дворе петушка.

Бабка: - Петя – петушок, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Петушок: - Дашь мне гороха, тогда покажу!

Задание 2 – Отбери горох среди гречневой крупы.

Поклевал петушок горох и показал в сторону леса – туда покатился колобок. Побежала бабка в лес и повстречала зайца.

Бабка: - Заинька - зайка, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Зайка: - Выполнишь мое задание, тогда покажу!

Дефектолог вывешивает на мольберт картинки с неправильным сюжетом.

Задание 3 – Распутай путаницу. Покажи, что на картинках нарисовано неправильно? Почему так не бывает?

Раз задание выполнено верно, то зайчик показал, в какую сторону покатился колобок.

Бабка: - Волчок – серый бочок, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Волк: - Отгадаешь мои загадки - тогда покажу!

Дефектолог раскладывает на столе перед ребенком карточки.

Задание 4 – Подбери карточки по смыслу. Расскажи, что к чему подходит. Подумай!

Волк: - Ладно, скажу – вон в ту сторону покатился колобок.

Бабка: - Мишенька – медведь, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Медведь: - Решишь мою задачу – тогда скажу!

Дефектолог прикрепляет на мольберт карточку.

Задание 5 – Подумай и скажи, какой предмет на картинке лишний? Почему ты так считаешь?

Медведь: - Раз мое задание выполнено, тогда скажу – вон туда колобок покатился!

Бабка: - Лисичка-сестричка, не видела ли ты, куда колобок покатился?

Лиса: - Конечно, видела! Хотела его съесть, но передумала, я сегодня уже завтракала.

Бабка: - Помоги мне, пожалуйста, колобка найти!

Лиса: - Ну, хорошо, помогу! За лесом есть сказочный домик, только двери в нем все заперты, если сможешь их открыть, тогда и найдешь там колобка!

Поблагодарила бабушка лисичку и снова отправилась в путь. Шла она, шла, и вот – увидела сказочный домик! Хотела она открыть дверцы – не открываются! Что же делать?

Дефектолог: - Как ты думаешь? Правильно, надо найти подходящий ключ!

Задание 6 – Подбери среди нескольких ключей подходящий и отопри дверцу.

Открыла бабка дверь, и нашла колобка! Обрадовалась, взяла его и понесла домой! А тебе, Боря, бабушка приготовила вкусное угощение – за то, что ты ей помогал выполнять трудные задания и хорошо справился с ними.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!


Разделы: Логопедия

Вид занятия: коррекционное (дефектологическое).

Форма занятия: групповая (4– 6) чел.

Цель: Коррекция зрительного, тактильного, слухового внимания методами кинезиологии и через коррекционный игротренинг.

Продолжительность занятия: 45 минут.

План занятия:

  1. Организационный момент (игра на разогрев, массаж БАТ) – 2 минуты.
  2. Вызов – 1 минута.
  3. Разминка – 5 минут.
  4. Основная часть – 34 минуты.
  5. Физминутка (гимнастические упражнения с гимнастикой для глаз, кинезиологическое упражнение на коррекцию внимания, игра “кулак – ребро – ладонь”).
  6. Итог занятия – 2 минуты.
  7. Рефлексия – 1 минута.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра на разогрев “ зеркало”. Массаж БАТ. Приложение 1 .

– Ребята, вы, любите соревноваться? (Да!)

– Сегодня, предлагаю побороться вам за звание “Самого внимательного” и получить медаль от феи Внимание. Медаль получит тот, кто наберет больше жетонов за правильные ответы.

3. Разминка.

– Давайте сначала проведем разминку. Отгадайте загадки. Ученик называет отгадку, на экране появляется картинка отгадка и ребенок получает жетон за правильный ответ. Презентация .(Слайды 1–5.)

  1. В огороде у дорожки сидит солнышко на ножке. Только желтые лучи у него не горячи. (Подсолнух.)
  2. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
  3. Если, я нужна бываю, про тебя я забываю, но когда несу еду, – мимо рта я не пройду. (Ложка.)
  4. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.)
  5. Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит, без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный, в этом домике жильцы – все умелые пловцы. (Аквариум.)

– Молодцы! Начало у вас хорошее. Продолжим дальше.

4. Основная часть.

Учитель: Запомните изображение (30 сек) и нарисуйте как можно точнее по памяти. (Слайд 6).

Работы сверяются с изображением на экране, исправления вносятся карандашом другого цвета.

Учитель: На столе выставлены игрушки и предметы (заяц, синий кубик, кукла, машинка, мяч).

Дети внимательно смотрят и стараются запомнить (30сек) . Педагог закрывает специальным экраном предметы, производит перестановку предметов, после чего, дети должны определить, что изменилось (повторяют 2–3 раза) . За правильные ответы дети получают жетоны.

Игра “ волшебный мешочек”. Дети выходят в круг.

Учитель: Определите на ощупь предметы (елка, кубик, гриб, клубок, шарик, бусы, линейка, кукла – пупс, пуговица, буква “Р” пластмассовая.)

Работа с сюжетными картинками (за партами) .

Игра “найди отличия” (засекается время).

У каждого ученика своя картинка. Дети находят отличия, поочередно называет их. Жетоны получают те, кто нашел больше отличий или выполнил все верно.

Физминутка (дети выходят из-за парт):

– гимнастические упражнения с гимнастикой для глаз,

– кинезиологическое упражнение на коррекцию внимания, игра “ кулак – ребро – ладонь” (с ловушками). Приложение 1 .

Упражнение – игра “кто внимательный?” на коррекцию слухового внимания (за партами) .

Учитель: Послушайте внимательно стихотворные тексты, запомните и назовите все слова обозначающие действия предметов.

Ученики получают жетоны за правильные ответы.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Бежит рыжая лиса,
Зайца съесть хочет она.

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась шишка.
Шепчет ночью мне на ушко,
Сказки разные подушка.

Игра на коррекцию внимания и формирование межполушарного комиссура “ухо – нос” 3–4 раза (дети выходят в круг) . Приложение 1.

Учитель: Молодцы!А, сейчас будьте внимательны.

– Откройте тетради и возьмите карандаш.

– Нарисуйте грибок справа от домика, но левее цветочка и ниже елочки (инструкция произносится 2 раза).

Дети рисуют, затем сверяют с эталоном, отмечают рисунок знаком “+”, если все изображено, верно, согласно инструкции, сверяют с эталоном.

(Слайд 7.) Учитель отмечает правильные варианты жетонами.

Учитель: Молодцы, справились со всеми заданиями! Посчитайте все свои жетоны. Определяется победитель, которому вручается медаль “Самый внимательный” и суперприз от феи Внимание. Остальные дети получают поощрительные призы (витамины).

6. Рефлексия. Окончание занятия.

– Нарисуйте свое настроение.

– Занятие окончено. До, свидания.

Список используемой литературы.

  1. О. А. Степанова. Профилактика школьных трудностей. М., Т. Ц., “ Сфера”, 2003 г.
  2. А. Ф. Ануфриева. С. Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. “ Ось – 89”, Москва, 2005 г.
  3. А. Л. Сиротюк. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., Т. Ц., “ Сфера”, 2001 г.
  4. Холодова О. “ Юным умникам и умницам: “ Информатика, логика, математика …”
  5. Рабочая тетрадь для 1 – 4 классов. Росткнига, 2008 г.
  6. Н. В. Сократова. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М., Т.Ц. “Сфера” 2005 г.