Функциональная педагогика или терапевтическое образование. Лечебная педагогика – учитесь на здоровье

Арендный блок

Лечебная педагогика — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

Лечебная педагогика — это комплексное воздействие на организм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умственного и физического развития, коррекция имеющихся отклонений в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться на сохранные функции и возможности ребенка.

Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь, с педиатрией, с детской неврологией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его развитие.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является также психотерапевтическое воздействие на ребенка и его семью с разработкой индивидуализированных программ семейного воспитания, семейной психотерапии, адекватного, развивающего взаимодействия матери и ребенка.

На основе анализа структуры ведущих нарушений, обусловливающих отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие педагогические и общевоспитательные задачи, так и сугубо специфические-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главным принципом лечебной педагогики является тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.

Программа педагогической и воспитательной работы строится с учетом общепедагогических и общевоспитательных задач с использованием специфических педагогических приемов и методов, дифференцированных в зависимости от характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии, общего уровня физического и умственного развития, возраста, степени социальной и педагогической запущенности и дезадаптации. Лечебно-коррекционное воздействие должно оказывать положительное влияние не только на ребенка, но и на его семью. Это особенно важно, так как хорошо известно, что в семье, в которой воспитывается больной ребенок, обычно создается особый психологический конфликт, особенно в тех случаях, когда члены семьи начинают ощущать безрезультатность или малую эффективность своих усилий, направленных на стимуляцию развития ребенка. Если же происходит еще и снижение социального статуса семьи, чаще матери, ухаживающей за больным ребенком, то семейный психологический конфликт может углубляться. В этих случаях необходима систематическая семейная психотерапия, одним из основных звеньев которой является обучение матери специальным коррекционным приемам и привлечение ее к работе как со своим ребенком под руководством психотерапевта и педагога-дефектолога, так и постепенно к работе с другими детьми в качестве помощника дефектолога.

Важным принципом лечебной педагогики является необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом наиболее сохранных, «здоровых» нервно-психических функций и положительных свойств личности.

Важным принципом лечебной педагогики является «принцип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъявляемые больному ребенку, должны соответствовать состоянию его здоровья, его физическим и психическим возможностям. Только в этих условиях у ребенка может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям. Рекомендуется, чтобы на начальных этапах работы педагогические требования даже несколько отставали от психофизических возможностей ребенка, что будет способствовать повышению его эмоционального тонуса.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является умственное воспитание ребенка, при этом особенно важно развивать умственные способности, а не только расширять объем знаний и представлений об окружающем.

Различают общую и частную лечебную педагогику. Частная лечебная педагогика основывается на специфике отдельных заболеваний и отклонений в психомоторном развитии.

В настоящее время роль лечебной педагогики в воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии резко возрастает. Это обусловлено как увеличением числа детей, нуждающихся в специальной лечебно-педагогической помощи, так и гуманизацией образования, обусловливающей необходимость создания специальных условий для возможности успешного обучения каждого ребенка, в том числе и детей с отклонениями в развитии, различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями. Увеличивается число детей, которые без специальной подготовки с применением лечебно-педагогических мероприятий, не могут успешно начать обучение в школе. Условно они объединяются в группу детей с особыми нуждами. Среди них есть дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтактные дети, больные с хроническими соматическими заболеваниями и, в том числе, с так называемым врожденным иммунодефицитом, когда ребенок при нормальном умственном развитии отличается резкой соматической ослабленностью и повышенной склонностью к различным заболеваниям внутренних органов. Многие из этих детей являются лежачими больными, и их обучение проводится либо на дому, либо в стационарных детских больницах.

Среди детей с особыми нуждами большую группу составляют дети с нервно-психическими заболеваниями и отклонениями в развитии. Это дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтактные дети, или дети с нарушениями общения, нарушениями поведения, больные психическими и неврологическими заболеваниями, такими как детская шизофрения, эпилепсия, миопатия и многими другими. Особую группу составляют дети со сложными нарушениями в развитии, у которых имеется несколько отклонений или заболеваний. Например, сочетание отставания в умственном развитии с нарушениями зрения, слуха, поведения, заболеваниями костно-мышечной системы или внутренних органов, эндокринными и другими расстройствами.

Большое значение для школьной и социальной адаптации этих детей имеет не только характер самого заболевания или вариант аномального развития, но и, прежде всего, время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые систематически лечебно-коррекционные мероприятия и обучение могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и социальной адаптации детей, в том числе и детей-инвалидов с наиболее тяжелыми отклонениями в развитии и заболеваниями.

Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприятий в раннем возрасте, как в семье родителями, так и на специальных занятиях педагогами, психологами и логопедами является мало разработанной. Особенно это касается детей с хроническими соматическими заболеваниями, которые часто сочетаются с нервно-психическими расстройствами, а также детей с нарушениями общения (РДА), нерезко выраженными отклонениями в развитии и сложными, множественными дефектами.

Несмотря на наличие специфических трудностей развития и обучения у каждого из детей этих групп, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это прежде всего низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений.

Для некоторых из них характерна аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, для других, напротив, вялость, пассивность, недостаточная двигательная и психическая активность, безразличие к окружающему.

Для большинства этих детей характерна недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации. К началу школьного обучения у многих этих детей рука «не готова» к письму.

Большие индивидуальные различия в специфике и степени выраженности указанных нарушений развития в значительной степени обусловлены характером и временем поражения ЦНС, спецификой психического, неврологического или соматического заболевания, а также генетически обусловленными особенностями органов ребенка.

Большое значение для дальнейшего развития ребенка с отклонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и прежде всего время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые систематические лечебно-педагогические коррекционные мероприятия, могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и обучению ребенка. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если же при отсутствии лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий эти стереотипы изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.

Лечебно-педагогическое воздействие предполагает как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы, а также различными психическими травмами, приводящими к возникновению особых болезненных состояний нервной системы, которые легко возникают у детей раннего и дошкольного возраста — неврозов. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучения родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребенком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Для этого необходимы специальные лечебно-педагогические кор-рекционно-развивающие программы взаимодействия матери и ребенка; педагога-корректора и ребенка.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Лечебная педагогика

Книга предназначена специалистам по коррекционной педагогике. Она может быть полезна для студентов дефектологических и психологических факультетов, детских психоневрологов, педиатров, семейных врачей, а также родителей.

На первый взгляд может показаться, что тема «Лечебной педагогики» касается узкого круга людей, имеющих то или иное отношение к специальному образованию детей с особенными потребностями. Однако сегодня уже смело можно говорить о том, что это мнение ошибочное. По данным Всероссийской диспансеризации: «число практически здоровых детей в России снизилось до 32,2 процента, а во многих регионах здоровых детей не выше четырёх процентов». За время учёбы в школе, только седьмая часть, от общего количества поступивших в школу здоровых детей, остаются такими же на момент получения аттестата. Таким образом, на сегодняшний день в образовательном сообществе проблема сохранения здоровья молодых людей выходит на первый план. Перед школой ставится задача не только обучения и воспитания подрастающего поколения, а в первую очередь сохранения здоровья и будущего нации. И, несмотря на то, что спецификой лечебной педагогики является коррекционная направленность образовательного процесса, ее принципы сегодня можно успешно использовать в общеобразовательном процессе массовых школ.

Лечебная педагогика – суть и принципы

В энциклопедическом словаре педагога можно прочитать следующее определение «лечебной педагогики» - «ветвь педагогики как системы наук, изучающая особенности реконструкции педагогического процесса и среды в целях усиления их влияния на оздоровление детей с теми или иными заболеваниями. Лечебная педагогика – это педагогика, способствующая развитию, обучению, воспитанию и самореализации ребенка с любыми физическими и психическими отклонениями. В ней педагогические средства выполняют функции лекарств» . Именно благодаря правильному и рациональному подбору педагогических инструментов можно предотвратить либо скорригировать физические и психические недостатки в развитии ребенка. А учитывая тенденцию к инклюзивному и интеграционному процессу в общеобразовательной среде, современный педагог просто обязан знать и опираться в своей работе на принципы лечебной педагогики, а именно:

1. Личносто-ориентированный подход в обучении детей

Дети все разные, со своими психическими особенностями и умственными возможностями, и не учитывать эти отличия в обучении, значит не давать возможности развиваться, порождать комплексы, и как следствие способствовать развитию тех или иных заболеваний психического и соматического характера. Это касается и способа восприятия учебного материала. Учащиеся, зачастую, воспринимают материал либо целостно, выделяя затем отдельные части, такой тип восприятия называется аналитическим, либо фрагментарно, в последующем выстраивая целостную картину, в таком случае говорят о синтетическом типе усвоения информации. Учителю необходимо знать: как именно усваивает информацию ребенок, какой анализатор работает эффективнее, и, исходя из этого, выбирать методы обучения. Поэтому на начальном этапе (при поступлении ребенка в школу) рекомендуется провести его обследование, используя, например, методику быстрого тестирования модальности (KQM), которая дает представление о доминирующем анализаторе ученика. При использовании данной методики необходимым условием является умение ребенка считать до 30.

2. Индивидуальный темп организации обучения

Для каждого из нас характерен свой темп обучения и дети не являются здесь исключением. В связи с этим учитель обязан учитывать данный принцип в своей работе. Педагог, ориентированный на способность более сильного учащегося усваивать материал, не дает возможности ребенку со средним и низким темпом работы до конца разобраться и понять тему. В итоге ученик остается неудовлетворенным своей деятельностью, не чувствует ситуации успеха и как следствие возникает нервозность, причина многих соматических заболеваний, и нежелание учиться. Грамотный учитель не станет пенять на медлительность учащегося, он понимает: для овладения знаниями ему необходимо чуть больше времени, и построит урок так, чтобы дать возможность и «сильным детям» не скучать, и «слабым» усвоить учебный материал.

3. Использование на уроке игровых методов обучения

«Игра вР‚" это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра вР‚" это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил Сухомлинский.

Многие дети, приходят в школу с достаточно незрелой познавательной активностью. И основным мотивационным компонентом познания у них остается игра. Поэтому опытный педагог, всегда использует игру как неотъемлемый элемент урока, и это касается не только учащихся младшей школы. Игру можно использовать на любом этапе урока и вводить ее необходимо так, чтобы понимание учебного материала стало средством в достижении цели игры. Так, например, на уроке чтения можно поиграть в «Почту», в этом случае читать и писать ребенку нужно будет не для учителя, а для успешной реализации себя в игре.

4. Принцип последовательности в освоении материала

Данный принцип характерен не только для лечебной педагогики, но и для педагогической науки в целом. Любое занятие необходимо начинать с того уровня знаний, который имеется у ребенка на данном этапе, что создаёт позитивный настрой на работу и служит стимулом к сотрудничеству между учителем и учеником. Однако, зачастую, педагог игнорирует этот принцип по отношению к учащимся, пропустившим урок по той или иной причине, и не усвоившим материал. В итоге «незнания» у ребенка растут, как снежный ком, и как следствие нервозность и неудовлетворенность от процесса обучения. Единственным выходом в данной ситуации может стать индивидуальный подход к ученику.

5. Развитие психологических предпосылок, для усвоения знаний

Известно, что любой навык в своей основе имеет те или иные психологические предпосылки, обеспечивающие его успешное формирование. Следовательно, прежде чем приступать к формированию определенного навыка, учитель должен знать степень готовности школьника, к овладению учебным материалом. Так, например, для формирования орфографического навыка, ребенок должен уметь абстрактно мыслить, устанавливать аналитико-синтетические взаимосвязи, обобщать. При несформированности данных психических процессов, ученик не сможет успешно овладеть умением грамотно писать, и будет получать от этого процесса негативные эмоции.

Личность учителя – залог успеха лечебной педагогики

Ну, и конечно, как короля играет свита, так и школу делает учитель. А говоря о необычной школе, и личность педагога должна быть креативной и нестандартной, поэтому учитель, который в своей практике использует принципы и методы лечебной педагогики должен обладать рядом качеств:

  • Владеть методами диагностики и коррекции;
  • Быть терпеливым и сдержанным, готовым столкнуться лицом к лицу с трудностями как учебного, так и поведенческого характера;
  • Уметь строить отношения с ребенком не на принципе принуждения, а полагаясь на свой багаж знаний и умений, заинтересовать ученика;
  • Уважать внутренний мир маленького человека, с пониманием относится к его интересам.

Примеры успешного использования «лечебной педагогики»

Ни кто не станет спорить, что нововведения требуют апробации и имеющийся опыт стаёт опорой для внедрения инноваций.

Одним из ярких представителей, работающих по принципам лечебной педагогики, можно считать Вальдорфскую школу . Её кредо – образование и воспитание подрастающего поколения на основе здорового развития.

Еще один пример – это московская школа «Планета здоровья XXI века», где принципы лечебной педагогики давно стали образом жизни её обитателей. Здесь не просто рассказывают о том, как быть здоровым, тут учат сохранять здоровье, укреплять его и передавать эти знания другим. Особое внимание уделяется профилактике нервно - психических заболеваний, снижению зрения, изменению осанки.

И помните, слова великого поэта Генриха Гейне «Единственная красота, которая существует, - это здоровье».

Когда я пытался развить идеи относительно истории лечебной педагогики, я осознавал сложность подобного намерения. Даже сам процесс подборки исторического материала натыкался на непредвиденные препятствия; чем интенсивнее проводился поиск исторических событий и фактов, тем сильнее выступали основополагающие вопросы, которые прежде едва ли осознавались. Что такое лечебная педагогика вообще? В чем можно видеть начало лечебно-педагогического движения?

Ответить на эти вопросы нелегко, поскольку приняв во внимание только исторические события в области специального или лечебного воспитания, достаточного объяснения мы не получим. Например, в Англии и Америке выражений "лечебная педагогика" ("Heilpadagogik") или "попечительское образование" ("Curative Education") вообще не существует. Несмотря на то, что на Западе лечебно-педагогическое движение повсеместно получило развитие уже лет 30 назад, сам термин лечебного воспитания здесь известен не так хорошо. Имеется "Child- Guidance"- течение, ставящее своей целью заботу о психологическом здоровье детей, но это движение вряд ли можно назвать лечебной педагогикой. Не содержат названий, обнаруживающих связь с лечебным воспитанием, и ведущие учебники и журналы. Так, например, один ведущий американский журнал называется "American Journal of Mental Deficiency", что в переводе означает что-то вроде "Американского журнала слабоумия". А ведущий английский учебник Тредгольда просто носит название: "Mental Deficiency" ("Душевное слабоумие").

В Германии выражение "Лечебная педагогика" появилось в конце XIX столетия, но где оно было упомянуто впервые, мне установить не удалось. Оно появилось в педагогической литературе и стало с тех пор обозначать специальное воспитание детей, не имеющих возможности посещать нормальную школу. И только с началом этого столетия "вспомогательное школьное воспитание" пробило себе путь и завоевало признание во всем мире. К 1925 году только в Германии существовало 1500 самостоятельных вспомогательных школ, в которых практиковалась лечебная педагогика.

Но ответу на вопрос: "Что такое лечебная педагогика?" все это ни в малейшей степени не способствует. Хотя лечебно-педагогическое движение и обнаруживает себя с появлением вспомогательных школ, само оно ими никак не ограничивается, поскольку одновременно, наряду со вспомогательными школами, существуют и другие ветви социального обеспечения, также принадлежащие к области лечебной педагогики. Таким образом, появляется целое движение под названием "Попечительское воспитание" ("Fursorge- Erziehung"), целью которого становится помощь детям и подросткам.

Но корни этого "попечительского воспитания" ведут к более ранним попыткам помощи детям, находящимся в бедственном положении, и предупреждению многих вытекающих отсюда неблагоприятных последствий. Крупные благотворительные организации, появившиеся в период, начиная с середины XIX века, ставили себе задачей воспитание беспризорников, предоставление приюта сиротам, защиту маленьких детей от преждевременного привлечения в качестве рабочей силы, открытие яслей и детских садов, "отсрочку" школьного возраста и многое другое.

Сюда же можно отнести возникновение педиатрии как особого раздела терапии (inneren Medizin ). Этот процесс, подготовка к которому шла в продолжении всего XIX столетия, привел к тому, что в 1896 году в берлинском университете появилась кафедра педиатрии. Следующими отправными точками этого процесса являются введение государственного образования для акушерок и сестер по уходу за грудными детьми, особое внимание к вопросам младенческой смертности и выступление Земмельвайс (1818- 1865), "спасительницы матерей". Получается, что в продолжении XIX столетия во всех цивилизованных западно- и центрально- европейских государствах осуществляется процесс, который можно обозначить как "пробуждение внимания к ребенку". Индустриализация и сопровождающее ее бедственное положение среднего класса, появление пролетариата и чудовищное обнищание крупных слоев населения привели к необходимости проявления внимания к нуждам детей.

В этом всеобщем процессе "пробуждения внимания к ребенку" особое место занимает лечебная педагогика . Попытаемся теперь охарактеризовать, в чем заключается эта особенность.
II . Что такое лечебная педагогика?
Когда в 1887- ом году профессор Г. Эмингхауз опубликовал свою книгу "Психические нарушения детского возраста", то в главе "История детских психозов" он мог опираться лишь на очень немногие работы, посвященные детским психическим болезням. Существовали отдельные публикации, посвященные детской психологии, кретинизму, эпилепсии и ее отношению к детскому слабоумию. Все эти работы были направлены в основном на классификацию психических нарушений в детском возрасте; но самым существенным являлось то, что все эти попытки (предпринятые в период около 1830 года) обращали внимание на ребенка и аномалии детского возраста. Г. Моудсли в своей книге "Психология и патология сознания", появившейся в 1867 году и в 1870 году переведенной на немецкий, вводит следующие разделы детского слабоумия и аномалий душевных состояний:

1. Мономания или частичное помешательство в представлении;

2. Хореевидный делирий;

3. Каталептическое помешательство, особо проявляющееся у маленьких детей;

4. Эпилептическое помешательство.

6. Меланхолия;

7. Аффективное или моральное помешательство.

Я привожу эту классификацию не потому, что она кажется мне существенной, а лишь для того, чтобы показать, что уже тогда имелось достаточное количество наблюдений, позволяющих создать подобные классификации.

Как раз незадолго до появления этой книги английский врач Лэнгдон Даун опубликовал небольшую статью "Обозрение этической классификации идиотов", в которой он попытался сгруппировать различные формы идиотии и имбецильности по расовым признакам. Здесь впервые приводится описание монголизма, откуда это название и получило распространение.

В книге Эммингхауза для нашего рассмотрения важен следующий абзац: "В начале 50- ых годов в парижской больнице Бисетр [ Bic е tre ] было создано особое отделение для душевнобольных детей (и молодых людей). Ведущим врачом там был Польмье , который заслужил признание благодаря сбору статистических данных о частоте детских психозов и опыту клинического лечения детей и молодых людей, страдающих манией".

Таким образом, там было создано специальное отделение для детей с психическими нарушениями; правда, результатом явились статистические и психиатрические исследования.

Но в той же больнице Бисетр, с ее славной историей, в то же время работал врач, которого, вероятно, можно назвать основателем лечебной педагогики. Уже тогда, в 1843 году, Сегуин опубликовал свой двухтомный труд "Моральное воспитание, гигиена и образование идиотов", в котором он изложил опыт, накопленный за предыдущие 15 лет. Одновременно с выходом книги в больнице открылось отделение для детей с психическими нарушениями, созданное его учителем И. М. Итардом.

Итард был, собственно, отологом, и являлся автором первого учебного пособия по отиатрии "Лечение слуха у детей". В 1798 году, когда он занимался воспитанием глухих детей, к нему привели "дикаря из Аверона" - беспризорного ребенка, которого охотники департамента Аверон в южной Франции нашли в лесу. Итард взял этого ребенка к себе и с любовью и энтузиазмом попытался его воспитать; и он действительно смог его "социализировать", правда, пробудить в нем высшие духовные способности ему не удалось. Результаты этого опыта были обобщены в небольшой статье, и тем самым он заложил фундамент лечебной педагогики. Его учеником был уже упомянутый выше Сегуин, который в 1846 году вместе с американцем Самуэлем Гридли Хоу не только основал в штате Массачусетс первый дом для слабоумных детей, но и попытался организовать настоящее лечебно-педагогическое движение.

За несколько лет до этого, в 1836- ом году, произошло следующее: один молодой человек, студент- медик, Ганс Яков Гюггенбюль, прогуливаясь по швейцарским Альпам, в местечке Зеедорф кантона Ури повстречал одного человека, страдающего кретинизмом, который стоял на коленях перед иконой Девы Марии и молился ей.

"Cet aspect emut та sensibilite en taveur de ces malheureix et fixa ma vocation. Un etre susceptoble de concevoir encore la pensee de Dieu est digne de tout soin et de tout sacrifice. Des individus de noire cspece, des l"reres abatardi ne sont ils pas plus dignes de notre interet quc ces races d"animaux qu"on traivaille aperfectionner?"

(Вид этого несчастного неимоверно взволновал и укрепил меня в правильности моего призвания. Быть в состоянии постигать мыслью бога - это ли не стоит всех усилий и жертв. Почему же тогда наши убогие собратья должны представлять для нас интерес лишь в качестве облагороженных работой животных ?)

Так это событие описывает сам Гюггенбюль. Один из его биографов говорит, что это переживание было таким сильным, что он дал торжественный обет "посвятить свою жизнь устранению этого бедствия и скорее умереть, чем оставить это поле битвы человечества ".

После этого случая Гюгенбюль интенсивно занимается существом кретинизма, при этом он наталкивается на работу великого врача и естествоиспытателя П.В. Трохлера, начинает переписываться с ним, а потом общается и лично. Затем в 1837- ом году он получает допуск к врачебной деятельности при университете в Берне, и три года спустя публикует свою работу "Воззвание о помощи из Альп для борьбы с ужасным кретинизмом". Еще через год, в 1841, в Абендберге у Интерлакена он открывает интернат для воспитания больных кретинизмом. Здесь для лечения Гюггенбюль пытается заложить методы лечебно-педагогической терапии . Он твердо убежден, что

Расположение на возвышенности,

Прекрасная питьевая вода

И специальные установки для отопления послужат основанием для успешной терапии.

Он разрабатывает особые методы обучения письму и счету, пропагандирует идею создания "образцовых деревень" для блага больных, и его огромное стремление приводит к тому, что вскоре в Европе и Америке действительно возникают подобные заведения. Тем не менее, он оказывается слишком занятым для того, чтобы обратить серьезное внимание на интриги соотечественников, и в 1863 году, не достигнув 47 лет, умирает от сердечного заболевания.

Согласно его завещанию, в виде благотворительного акта интернат должен был перейти братству Херренхутеров; обшина, однако, отклонила легат, и скоро интернат пришлось закрыть. Но дело Гюггенбюля и пример его самопожертвования в лечебно-педагогических начинаниях продолжают жить дальше.

Таким образом, Итард, Сегуин и Гюггенбюль могут рассматриваться в качестве трех основателей лечебной педагогики. Но почему же именно они? Почему, к примеру, не Эммингхауз или Моудсли, которые упоминались выше? Вспомним еще раз Итарда и Гюггенбюля, и нам станет совершенно ясно, где искать ответ. У обоих в начале их лечебно-педагогической деятельности стоит особое переживание. Итард встречает "дикаря из Аверона", а Гюггенбюль - молящегося кретина. В этот момент в каждом из них созревает решение помочь, а именно: помочь непосредственным действием. Это значит, не только изучать и регистрировать, не только исследовать и познавать, а "хотеть добра".

Но как раз это "хотеть добра" часто и стоит в начале успеха в педагогической или социальной областях. Что делает решение Итарда и Гуггенбюля особенным? Оба оказываются перед особым типом: "человек". Французский врач видит ребенка, который деградировал из за одиночества и беспризорности. Швейцарский студент- медик обнаруживает в молящемся кретине обезображенное человеческое существо , которое, несмотря на свое уродство, способно высказывать "божественные мысли". И в Итарде, и в Гюггенбюле крепнет воля вернуть изуродованному человеческому образу свой первоначальный, вечный облик. Это не просто импульсивное желание вылечить больного, это - воля присоединить отпавшее к своему источнику.

В этом стремлении действовать я вижу прафеномен пробуждающейся лечебной педагогики. Поскольку лечебная педагогика, на мой взгляд, состоит не из некой комбинации двух компонентов - лечения и воспитания , а представляет собой нечто новое, третье. Когда из натрия и хлора образуется соль, последняя есть нечто большее, нежели сумма двух первых; так и лечебная педагогика - это нечто совершенно новое, некий импульс, который до этого не существовал в человечестве, или существовал не так явно.

Лечебная педагогика - это импульс, направленный на то, чтобы вернуть человеку подобие Божие, которое он потерял в силу обстоятельств, внутренней нужды или заблуждения; то есть, в каждом человеке определенными действиями или обучением можно пробудить способность ходить, говорить и мыслить, поскольку все это является выражением истинного человеческого. Этот импульс жил в Итарде, в Сегуине, в Гюггенбюле. Где, однако, можно найти этот импульс еще?
III . Где выступает лечебно-педагогический импульс?
"В этом убогом крае я наблюдал жалкое состояние крестьянских детей, нанятых общинами; я видел, как подавляющая жесткость корыстолюбия, можно сказать, убивает этих детей как телесно, так и духовно, как многие, без надежды, терпя нужду, вырастают, все же не теряя человечности, не теряя веры в себя, в родину...

Это для меня опыт, позволяющий понять, что из состояния глубочайшего убожества, неразвитости они очень скоро дорастают до ощущения человечества, до чувств доверия и дружелюбия, - опыт, показывающий, что человечность может проявляться и по отношению к самым слабым человеческим душам, что из глаз страдающего, заброшенного ребенка, когда после всех мытарств ему протягивается рука помощи, может излучаться полное чувств изумление".

Не описано ли здесь в общих чертах то, что позднее охватило всю Европу в виде бедственного положения детей? В такие состояния привела детей беспризорность, поскольку армии Французской Революции растеклись по Швейцарии. Удивительно, как Песталлоци демонстрирует один постоянно повторяющийся мотив: свою внутреннюю привязанность к Французской Революции и свою мощь как лечебный педагог.

Уже через несколько недель эти дети в Стансе стали похожи на людей. Благодаря чему? В том же письме он говорит: "Я проводил с ними и день и ночь. Все благо, оказавшее влияние на их тела и души, исходило из моих рук. Всякая помощь, всякая поддержка в нужде, всякий совет, которые они получали, исходили непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руках, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вмести с их слезами, и мой смех сопровождал их смех. Они были за пределами мира, за пределами Станса, они были со мной, и я был с ними. Их похлебка была моей пищей, их питье - моим питьем".

Эти слова звучат как Евангелие лечебной педагогики, и они написаны в тот же год, когда лечебно-педагогический импульс пробудился в Итарде. Но в тот же год Наполеон прерывает свою египетскую кампанию и осуществляет в Париже государственный переворот 18 Брюмера (9 ноября). Он становится первым консулом и, вместе с тем, правителем Франции с неограниченными полномочиями. Сироты Станса и их отец, лечебный педагог Песталлоци, снова оказываются в нужде.

Через 66 лет (дважды по 33 года после этого ), в декабре 1866- го, в тот же год, когда доктор Лэнгдон Даун написал свою работу по классификации отсталых детей и ввел в научный оборот термин "монголизм", в восточном районе лондонских трущоб происходит следующий разговор. В нем участвуют молодой студент- медик (ему 21 год) и десятилетний мальчик. Занятия, которые этот студент проводит в вечерней школе для бедных (представляющей собой наполовину развалившееся деревянное здание), закончились. Все ученики, кроме одного мальчика, Джима Джарвиса, разошлись по домам. Студент хотел было отправить домой и его, но тот попросил разрешить ему остаться, поскольку у него не было ни отца, ни матери, - также, впрочем, как и дома. Так студент Томас Джон Барнардо взял его к себе, накормил, и в полночь, а это было еще и в декабре, пустился с Джимом в путь. Куда? Джим рассказал ему, что кроме него в Лондоне проводят ночи под открытым небом сотни других детей. Барнардо, который уже четыре года (вначале в Дублине, а потом в Лондоне) пытается проповедовать Евангелие среди самых бедных (он принадлежал к "Пробужденным"), сначала не хотел верить Джиму. Но в ту ночь, в холоде и кошмаре огромного города, он увидел множество детей, одетых в лохмотья и спящих в сараях без одеял.

Барнардо собирался стать миссионером в Китае, но в ту ночь он обнаружил, что его Китай находится здесь, в Лондоне, и он должен помочь этим заброшенным, беспризорным, осиротевшим детям. Он основывает " The East End Juvenile Mission ". В марте 1868 года ему удалось открыть первый в Лондоне Дом для беспризорных. Дело Барнардо развивалось на удивление быстро. Открывался дом за домом, сотни бездомных детей получили средства для существования и воспитания, а когда 14 февраля 1873 года перед ними открывались двери огромного зала, использовавшегося ранее как трактир, лорд Шефстбери произнес речь, в которой говорилось примерно следующее: "Без сомнения, церковь сегодня является хорошим делом. Но она лишена наступательного духа, она считает: надо просто построить здание и поставить всех в известность, что здесь может быть обретена религия. Но для того, чтобы вернуть веру массам, этого как раз недостаточно. Мы должны следовать словам Евангелия, которые говорят: "выходите на улицы города и зовите бедных и калек, хромых и слепых" и: "выходите за ограду, чтобы созвать нуждающихся, чтобы дом мой был полон"".

Дух, овладевший доктором Барнардо , не мог быть описан лучше. Он исполнял свою работу из сознания "королевской свадьбы". Он искал бедных и калек, бездомных и беспризорных, и пытался вернуть им человеческий облик.

Когда 19 сентября 1905 года наступила его смерть, он был отцом, учителем и примером для 60 тысяч детей, которым он в различных домах и деревенских поселениях создал условия для нормальной человеческой жизни . Его завещание начиналось следующими словами: "Смерть и могила - узы преходящие; Христос победил их. Я надеюсь умереть так, как я жил; в смиренной, но твердой вере в Иисуса Христа, которому я пытался служить, пусть и недостаточно, и в котором я признаю моего спасителя, моего учителя и моего короля".

В год смерти доктора Барнардо, который как и Гюгенбюль умер из за болезни сердца, писатель Яков Вассерман неутомимо трудится над своей книгой, бросая и начиная сначала до тех пор, пока ему не удается найти верный стиль и подходящее название: "Каспар Хаузер или леность сердца". Пролог к этой книге звучит так:

"То же Солнце

Улыбается той же Земле;

Из той же слизи и крови

Созданы Бог, Человек и Дитя.

Ничто не осталось, ничто не исчезло,

Всё молодо и старо,

Смерть связана с жизнью".

В 1841 году (в том же году, когда Яков Гюггенбюль учреждает свой интернат в Абендбере) один молодой итальянец завершает свое теологическое образование и посвящается в Турине в католические священники. Сын безземельного крестьянина из Пьемонта, он ровно на год старше Гюггенбюля. В два года он теряет отца, и уже с раннего детства трудится в усадьбе своей матери вместо того, чтобы ходить в школу. Наконец, в 11 лет он уходит из дома, и для того, чтобы, наконец, иметь возможность посещать латинскую школу, работает у крестьян, пасет коз, доит коров. Одновременно, чтоб обеспечить себе существование, он работает у портного, а затем у кондитера. Так, он посещает латинскую школу, затем семинарию и, наконец, посвящается в священники.

Теперь начинается настоящая работа, которую он себе избрал. Он собирает всех беспризорных детей Турина, попрошаек и воров, бродяг и тунеядцев. Каждое воскресенье встречается с ними в предместье Турина, немного обучает их, но, прежде всего, играет с ними. Он бегает, прыгает и смеется лучше, чем все они вместе взятые. Он становится их признанным руководителем и защитником. За год он собрал 200 детей, и не строгость, а его сила, доброта и одержимость быть всегда вместе с ними сохраняли эту "банду" в единстве. Через два года у него уже 700 детей, продавцов газет, посыльных, тележечников - половина всех бродяг, а может, и все. На него косятся. "Что связывает священника с этим сбродом?" Епископство предпринимает все, чтобы признать его душевнобольным, но Джованни Боско, благодаря своему уму, выскальзывает из этой западни.

Теперь он пытается приобрести для своих детей постоянный дом. После долгих стараний ему это удается, и он создает не только школу, но и, что еще лучше - учебные мастерские; это происходит в 1853 году. После школы и мастерских он начинает строительство церкви, открывает гимназию для малообеспеченных и образует вокруг себя ядро учителей. Он основывает Салезианский Орден, который после его смерти (Дон Боско умирает в 1888 году) распространяется по всей Европе и Южной Америке. Сегодня орден насчитывает около 12 тысяч членов и опекает сотни школ и мастерских. Дон Боско был убежден, что любой ребенок, любой молодой человек по сути своей хорош. Только если социальные условия подавляют это хорошее в нем, он теряет возможность сформировать себя. В его школах никому не было позволено бить детей , подавлять их или наказывать как-то иначе. Профилактика, а не наказание было его воспитательной программой. Учителя должны подавать пример и пробуждать в своих учениках доверие и любовь к добру. Дон Боско стал отцом для сотни тысяч подростков, благодаря ему они стали настоящими людьми. Много лет позднее католическая церковь его канонизировала и возвела в ранг святого. Революционер Песталлоци, методист Барнардо, католический священник Дон Боско - на Юге, на Севере и в Центральной Европе пробудили импульс лечебной педагогики, оживили и взрастили его . Они не были "официальными" представителями лечебной педагогики, но зато они ее истинно исповедовали.

А теперь посмотрим, куда же шла официальная лечебная педагогика?
IV . Путь лечебной педагогики
Рядом с этими тремя пионерами:

Генрих Песталлоци (1746- 1827)

Джованни Боско (1815- 1888)

Джон Томас Барнардо (1845- 1905), которые внесли лечебно-педагогический импульс, волю к спасению вечного человеческого образа в социальную жизнь своего времени и реализовали его, стоят основатели собственно лечебной педагогики:

М. Г. Итард (1775- 1838)

Эммануэль Сегуин (1790?- 1869?)

Ганс Якоб Гюггенбюль (1816- 1863),

трое, оказавшие внимание и помощь так называемым слабоумным и трудновоспитуемым.

Помимо них действовали и многие другие, примерно в то же время охваченные тем же импульсом. Так,

Учитель Готхард Гуггенмоос уже в 1816 году основал интернат для воспитания глухих и больных кретинизмом в Зальцбурге.

Врач Карл Фридрих Керн в 1853 году в Мокерне - примерный институт для воспитания трудновоспитуемых.

Фермер Катенкамф, следуя внутреннему импульсу, изучает педагогику, становится учителем для глухонемых и в 1845 году основывает собственное учреждение в Деененхорсте.

Затем пришли, проникнутые лечебно-педагогическим импульсом, священники из протестантских и католических кругов. Так возникли такие каритативные учреждения, как

В городах Вильдберг (земля Вюртемберг) в 1835 году,

Штеттен (там же) в 1848 году,

Экберг 1854, Нюрнберг 1854,

Альстердорф 1867

И Бетхель - при Биелефельде 1872.

У истоков каждого из этих учреждений стояли, прежде всего, энтузиазм и самопожертвенность отдельных личностей. Воля "вершить добро" призывает в эти ряды таких мужей, как Пробст, Зенгельманн, Бодельшвинг. В эти пионерские годы лечебно-педагогического движения для всех этих людей речь идет о божественном источнике человеческого существования.

Особого внимания заслуживает тот факт, что многие из этих учреждений имели тогда дело с воспитанием и обучением глухонемых детей, поскольку воспитание глухонемых исторически образует материнское основание лечебной педагогики. Она вырастает, в первую очередь, как раз из удачных попыток обучить глухонемого ребенка чтению и письму, речи и самовыражению . Эти попытки предпринимаются

- уже в 16- ом столетии (Педро де Понче), - затем этот опыт подхватывается живущим в Голландии швейцарским врачом Аманом и продолжается двумя великими учителями воспитания глухонемых :

- французским священником Шарль Мишелем де ля Эпи - и немцем Самуэлем Хайнике. Оба работали в одно и то же время, при этом

- француз при воспитании глухонемых делал акцент на язык жестов ,

А немец, прежде всего, занимался произношением. Насколько значительными были их заслуги, настолько мало было замечено, что в основании их деятельности, несмотря на использование диаметрально противоположных методик, лежит одно и то же стремление: "Ребенок глух и нем; как, несмотря на это, я могу помочь ему утвердиться как человеку?" Другим вопросом, скорее сугубо лечебно-педагогическим, был бы следующий: "Как преодолеть глухоту саму по себе? Каким образом можно помочь глухому ребенку слышать?"

Здесь я вижу исторический симптом, который для понимания истории лечебного воспитания должен быть рассмотрен со всей ясностью . В период рационализма XVIII столетия человек все больше и больше рассматривался как существо, отпавшее от божественного основания. Он вступает в мир со своими слабостями, уродствами и недугами, и гуманитарные, хотя и рациональные, усилия должны были направлены на то, чтобы ему помочь. Хайнике, как и де ля Эпи - дети этого рационализма. Лишь на рубеже нового столетия человеческая душа захлестывается новой волной "связи с Богом".

- Идет ли речь об английских романтиках , таких как Шелли, Вордсворт, Китс,

О великих немецких философах, таких как Шеллинг, Гегель, Фихте,

Или романтических поэтах: Новалис, Арним, Брентано,

Или романтических естествоиспытателях: Окен, Трохлер,

Или об Итарде и Гюггенбюле - у всех у них одновременно мы видим нечто новое для их времени, что-то совершенно уникальное.

Перед нами стоит вопрос: почему все это происходит именно в это историческое время, на рубеже XVIII- XIX веков?

Это время, когда Гёте пишет "Годы учения Вильгельма Мейстера"

Свой роман о воспитании, в центре которого стоит Миньона, слабоумная девочка;

Когда Шиллер издает свои письма об "Эстетическом воспитании человека".

Повсюду - в Англии и Германии, России, Польше и Италии - осуществляется новый прорыв к духу. Менее публично пытаются работать в этом направлении Песталлоци и Лафатэр, Оберлин, Юнг Штиллинг.

Это время Наполеона, когда один человек пытается завоевать весь мир, обходится с людьми как с шахматными фигурами, развязывает бессмысленную войну, попирая ногами достоинство отдельного человека. В этот особый исторический момент в Итарде и Песталлоци рождается импульс лечебной педагогики, который подхватывают Сегуин и Гюггенбюль. Дон Боско и Барнардо несут его дальше, хотя последние уже выходят за пределы непосредственно лечебной педагогики и действуют в сфере социального воспитания. Почему это произошло? Потому что примерно с 1835 года начинает развиваться материализм XIX века. Начинают свое победоносное шествие физиология и неврология, психиатрия и хирургия, физика и химия. Романтический идеализм и классический гётеанизм покрываются тучами материалистического атеизма. В 1850 году, с Фехнером, Вундтом, Гельмгольцем, начинает развиваться экспериментальная психология. Выделившееся из материализма, лечение гипнозом вводится в процесс становления психиатрии. Спинной и головной мозг все больше и больше рассматриваются как рефлекторные центры, а весь нервный аппарат изучается как машина рефлексов. Душевные заболевания трактуются как заболевания мозга, а душевные свойства человека - как результат нервных функций.

Затем, на рубеже XX века, появились первые ростки учения о наследственности и психоанализа. Были обнажены основы человеческого существования, и теперь, согласно учению о происхождении видов, его оценка целиком подпадала законам животно-органического. Что же тут еще оставалось для трудновоспитуемого, для невротического и психопатического, для парализованного и эпилептического ребенка?

В начале XX века было введено определение интеллекта. Каждый ребенок, для определения его способностей и возможностей, подвергался специальному тесту.

Между тем повсюду, особенно в Германии и в Швейцарии, возникают вспомогательные школы. О чем это говорит?

Еще раз оглянемся назад. На рубеже XVIII- XIX веков человечество захватывает поток духовной связанности каждого отдельного человека и групп. Произвол Наполеона находился на другой чаше весов, и победу одержали тогда не намерения Наполеона, а тенденции человечности.

Но против них уже собирались силы наступавшего материализма, подавляя расправляющиеся крылья романтического и гётеанистического духопознания. Пробудившаяся на почве воспитания глухонемых, лечебная педагогика засияла, чтобы затем очень скоро потухнуть.

"Первый период, период основателей, показывает особо отчетливо, что ни великие таланты, ни значительные практические успехи, ни величайший энтузиазм не способны пронести движение за границы жизни ведущих личностей, если им недостает хозяйственной смекалки, если они не являются людьми практической жизни, если государство и церковь, то есть публичные попечители воспитания, встречают их без доброжелательства или понимания. Когда педагогическое вдохновение выдохлось , учителя сами превратились в нищих, - это педагоги, на которых каждый мог дозволить себе взглянуть свысока и которые в публичной жизни не имели никакого веса".

В этом характерная особенность ситуации, в которой находилась лечебная педагогика в середине XIX столетия. Лечебно-педагогический энтузиазм выдохся, но не по той причине, что эти первые личности не были "людьми практической жизни", а потому, что "против небольшой кучки лечебных педагогов выступили три гиганта: церковь, государство и наука.

Церковь, как из хороших, так и из плохих побуждений, все же одолела первых лечебных педагогов, так что, в конце концов, оставшиеся учреждения стали либо полностью католическими, либо полностью протестантскими. Миссионерские и благотворительные настроения заполнили эти дома и заведения. Но вместе с этим лечебная педагогика как импульс погибает. Побеждает "Каритас".

Наука, психиатрия и неврология претендуют на лечебную педагогику как на свою область исследований, и, начиная с 60- ых годов прошлого столетия, лечебно-педагогические заведения оказываются под контролем психиатрии.

Государство все больше и больше претендует на вмешательство в вопросы воспитания и благотворительности. Керн и Штёцнер требуют учредить (1879) государственные вспомогательные школы. В продолжение следующих десятилетий социальное обеспечение все в большей и большей степени становится государственным и централизованно управляемым. Вначале появляются спецклассы, а затем, в отдельных городах, целые спецшколы (Дрезден - 1867, Эльберфельд - 1879, Лейпциг - 1881, Дортмунд - 1883, Аахен, Дюссельдорф, Кассель, Любек - 1888, Бремен, Альтона, Франфурт- на- Майне - 1889 и т. д.).

Со всем этим, однако, истинный лечебно-педагогический импульс был уничтожен. Я хотел бы, чтобы меня здесь поняли правильно. Я не хочу сказать, что в каритативных церковных заведениях, государственных вспомогательных школах и в лечебно-педагогических отделениях домов для сумасшедших не делалось ничего хорошего. Там было достаточно самоотверженных людей, которые помогали, изучали и проявляли заботу о своих подопечных. Была осуществлена помощь в воспитании и развитии многим тысячам учеников вспомогательных школ; но сама лечебная педагогика была повержена под тройственным натиском. Эти особые, избранные, стигматизированные дети стали добычей трех сил, выделенных материалистической эпохой. Но где же прорывается родник истинной лечебной педагогики снова?

Описание этого периода не может быть законченным без упоминания одной фигуры, которая подобно нагорному преображению - как знак и симптом, - является для того, чтобы озарить первое пробуждение для лечебной педагогики.

В Троицын понедельник 1828 года в Нюрнберге неожиданно, словно из под земли, появляется один молодой человек. Он едва ли владеет речью, выглядит как нищий; его ноги, стиснутые тяжелыми сапогами, все в крови. Никто, в том числе и он сам, не знает, откуда он. Он просто здесь. Поначалу его запихивают в полицейскую тюрьму, но затем его передают для воспитания педагогу Фридриху Даумеру.

Благородный и знаменитый Ансельм Риттер фон Фойербах принимает его и пишет о нем книгу: "Каспар Хаузер, пример преступления против душевной жизни человека". В ней он описывает необычайную судьбу и особые свойства Каспара Хаузера, прослеживая корни его происхождения, ведущие к королевскому двору, и, тем самым, к окружению Наполеона.

Несколько раз необычного человека пытаются убить и, наконец, 14- го декабря 1833 года неизвестный преступник пронзает ножом его сердце в дворцовом саду Ансбаха. Через три дня он умирает. На его надгробном камне высечены следующие слова:


HIC JACET

ЗДЕСЬ ПОГРЕБЕН

CASPARCJS HAUSER

КАСПАР ХАУЗЕР

AENIGMA

ЗАГАДКА

SGI TEMPORIS

СВОЕГО ВРЕМЕНИ

IGNOTA NATIVITATIS

ПРОИСХОЖДЕНИЕ - НЕИЗВЕСТНО

OCCCILTA MORS

СМЕРТЬ - ТАИНСТВЕННА

В последние годы в России растет интерес к лечебной педагогике, все больше организаций обращаются в своей работе к лечебно-педагогическому подходу. Но откуда это понятие появилось, и что стоит за этими, уже почти привычными, словами?

Лечебная педагогика в России имеет давнюю и драматичную историю. Появилась она, как и в странах Европы, во второй половине XIX века. Большой вклад в ее становление внесли Иван Васильевич Маляревский (1844-1915), врач, известный детский писатель, один из ведущих организаторов службы детской психиатрической помощи, создавший в 1882 году первое в России врачебно-воспитательное заведение, а также Александр Федорович Лазурский (1874-1917), работавший в педагогических учреждениях с психически больными детьми. Меры, направленные на обеспечение достойной жизни детям с психическими нарушениями, постепенно начинали складываться в систему, в которой применение современных медицинских и педагогических знаний сочеталось с гуманным отношением к ребенку.

Бурный научный прогресс, с одной стороны, и исторические катаклизмы, пережитые Россией, – с другой, привели к разделению единого направления на много разных дисциплин: дефектологию, детскую психиатрию, клиническую и возрастную психологию и т.д., которые стали успешно развиваться. Однако целостный подход к ребенку был утрачен, его «разделили» между несогласованными областями науки и изучали проблему по частям, при этом практика безнадежно оторвалась от теоретических знаний.

Огромный потенциал, накопленный в научных школах Л.С. Выготского в области психологии и дефектологии, А.Р. Лурии в нейропсихологии и И.А. Аршавского в возрастной физиологии, в силу многих причин не мог реализоваться в рамках существовавших образовательных форм. Остро ощущалась необходимость вернуться к изначально свойственному лечебной педагогике комплексному подходу, который позволил бы синтезировать современные знания и выстроить целостную систему практической помощи детям с нарушениями развития.

Радикальные изменения, произошедшие в России в конце 80-х годов XX века, сделали возможным создание организации, которая объединила накопленные наукой знания с реальной практической помощью детям. В1989 г. в Москве появился Центр лечебной педагогики, который с самого начала обладал всеми чертами профессиональной организации, был восприимчив к знаниям, как традиционным, так и самым современным, и при этом создавал для детей доброжелательную среду жизни и общения, обладающую терапевтическими свойствами.


Специалисты, работающие в Центре, еще в первые годы совместной работы свое видение современной лечебной педагогики сформулировали в следующих принципах:


Ребенок должен жить в семье. Только воспитание в семье дает ребенку возможность максимально развить свои способности. Воспитание вне семьи – в интернатном учреждении – ограничивает развитие ребенка и ухудшает его состояние, зачастую – катастрофически. Необходимо делать все возможное, чтобы ребенок воспитывался в семье либо в среде, максимально приближенной к ней.

Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и помощи специалистов. Отсутствие одного из этих факторов значительно сужает перспективы развития ребенка.

Залог успешной помощи ребенку – понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства. Даже весьма квалифицированный специалист без должного отношения к ребенку может нанести вред его личностному росту. Манипулятивные методы недопустимы.

Работа «в команде» значительно эффективнее работы специалиста-одиночки. Построение общего языка, плодотворное сотрудничество между педагогами, медиками, психологами и другими специалистами позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку. Врачебное наблюдение играет прежде всего поддерживающую и супервизорскую роль. Эпизодические консультации и медикаментозное лечение не могут заменить регулярных психолого-педагогических занятий.

Опора на собственную активность ребенка. Недирективные методы способствуют пробуждению самостоятельности и интереса ребенка к занятиям.

Все дети должны обучаться: необучаемых не бывает. Образование является наиболее адекватной формой социализации ребенка. Чем тяжелее состояние ребенка, тем более (а не менее!) он нуждается в обучении. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое воздействие. Важное свойство такой среды – побуждение к усилию; излишний комфорт препятствует развитию.

Интеграция – базовый принцип организации образовательного пространства. Мы стремимся к тому, чтобы дети с разными возможностями – с нарушениями развития и без таковых – жили и взаимодействовали в едином социуме. Такой подход позволяет каждому ребенку максимально раздвинуть границы мира, в котором он может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Ступенчатость и вариативность образования – важные составляющие интеграционного подхода.


В настоящем издании собраны статьи, иллюстрирующие реализацию этих принципов в деятельности Центра. Через призму конкретного опыта различных специалистов, дополняющих и поддерживающих друг друга, можно увидеть целостную картину работы Центра лечебной педагогики. Основная часть этих статей публиковалась ранее в сериальном издании «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи», которое выходит с 1998 г. и обобщает научный и практический опыт специалистов, работающих в сфере помощи детям с нарушениями развития.

Эта книга посвящена памяти Антонины Андреевны Цыганок, которая с первых лет существования ЦЛП и до последних дней своей жизни руководила научной работой Центра. Антонина Андреевна принимала живое участие во всех его начинаниях и разработках не только как Председатель Экспертного совета, но и как старший товарищ, которому было небезразлично все, что происходит в Центре. Практически все идеи и тексты сотрудники обсуждали с Антониной Андреевной. Этот сборник также появился благодаря ей.


А.Л. Битова, Р.П. Дименштейн,

руководители Центра лечебной педагогики

К сожалению, в процессе своего развития некоторые дети могут испытывать значительные трудности, связанные с врожденными или приобретенными психическими и умственными отклонениями. Таких детей необходимо реабилитировать и максимально приспособить для жизни в обществе. Этим призвана заниматься специальная отрасль педагогики и психологии, получившая название лечебная педагогика .

Лечебная педагогика занимается изучением расстройств и аномалий в развитии ребенка с целью выработки различных путей для их преодоления. Она осуществляет специальное лечебное воздействие на личность отстающего в развитии или больного ребенка или подростка с определенной лечебной целью. Объектами лечебной педагогики являются все дети и подростки с различными отклонениями в развитии, испытывающие трудности в процессе школьного обучения, семейного и школьного воспитания, а также педагогически и социально запущенные.

Эффективность лечебной педагогики во многом зависит от использования успехов возрастной физиологии, возрастной психиатрии, медицинской и специальной психологии, психогигиены, патопсихологии, индивидуальной и семейной психотерапии. Коллективная психотерапия, в частности, почти всегда представляет собой комбинацию психотерапевтических и лечебно-педагогических методов. Психотерапия в своем составе всегда имеет элементы воспитания, а лечебной педагогике всегда сопутствует психотерапевтическое воздействие.

Задачами лечебной педагогики являются коррекция поведения, преодоление связанной с отставанием в развитии педагогической и социальной отсталости, стимулирование эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, способствующей проявлению желания и возникновению возможности учиться, либо приобретение определенных профессиональных навыков. Главная задача лечебной педагогики отстающих в развитии детей это коррекция и стимуляция развития их эмоциональной, познавательной сферы, а также психомоторики, речи и личности.

Главный принцип лечебной педагогики составляет единство лечебного и педагогического процессов. При разработке коррекционной педагогической программы необходимо учитывать этиологию отставания в развитии, степень выраженности этого отставания, основные клинические проявления главного нарушения, форму недоразвития психики, сохранные и компенсаторные способности ребенка, степени нарушения социальной и педагогической адаптации, а также возрастные особенности ребенка.

Также в лечебной педагогике необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку, с учетом особенностей его развития, состояния психического и соматического здоровья, а также особенности темперамента и характера. Очень важным условием является сочетание индивидуальной коррекционной воспитательной работы с общим оздоровлением окружающей ребенка микросоциальной среды.

К отстающим в развитии детям следует предъявлять требования с учетом их физических и психических возможностей, что в свою очередь будет стимулировать у них повышение самооценки, веру в свои силы и подъем настроения. В лечебной педагогике ведущей фигурой является специальный педагог, в задачи которого входит взаимодействие с детьми и подростками и создание определенной эмоционально положительной атмосферы, которая усиливает его возможности в коррекционном воспитательном воздействии.

Помимо специальных педагогов в этом коррекционном воспитательном процессе должны участвовать специальные психологи и врачи. Соответственно и план лечебных корригирующих и воспитательных мероприятий должен составляться совместно педагогом , психологом и врачом .

Воспитание и обучение умственно отсталых детей и подростков, в том числе и с поведенческим отклонением и расстройством личности осуществляется в открытых и закрытых специальных образовательных учреждениях. В системе образования создана сеть специальных дошкольных образовательных учреждений, дошкольные группы при специальных школах, специальные группы при детских садах общего типа, а также специальные дома для детей с умственной отсталостью. Созданы специальные образовательные учреждения для детей школьного возраста, которые нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, осуществляющие коррекционную воспитательную работу.

Умственно отсталые дети более легкой формы проходят обучение в специальных или коррекционных образовательных учреждениях восьмого вида. Для детей с умеренной и тяжелой формой умственно отсталости существуют специализированные интернаты и детские дома. В этих учреждениях для них организуются специальные группы, где они расширяют свою ориентировку в ближайшем окружении и совершенствуют свое самообслуживание.

Создаются общеобразовательные учреждения, в которых используются интеграционные формы обучения детей и подростков с ограниченными возможностями. В сфере профессиональной начальной подготовки также осуществляется коррекционная воспитательная работа в специальных образовательных учреждениях, таких как коррекционные центры и специальные профессионально-технические училища.

В специальных образовательных учреждениях растет число детей и подростков с отклонениями в развитии, связанными с различными социальными и экономическими катастрофами, обладающих делинквентным поведением, хроническими соматическими и психосоматическими заболеваниями и так далее. Эта ситуация привела к необходимости создания в них специальной психологической помощи детям и подросткам. Делинквентное поведение следует отличать от девиантного поведения , которое включает в себя достаточно широкий спектр поступков, в то время как делинквентное поведение является лишь его частью.