Здоровье малыша – самое важное для будущих мам. Потому они стараются избежать любого риска. Один из опасных факторов – путешествия на самолётах. Не все знают, до какого срока можно летать беременным на самолёте, не нанося вред ребёнку.
Лучше заранее обратиться к перевозчику, чтобы избежать неприятных ситуаций. Например, чётко прорабатываются определённые регламенты. В них и пишется, до какой недели беременные могут пользоваться услугами перевозчиков. И с какой недели нужно будет брать справки от лечащего врача, прежде чем вступить на борт.
Каждая авиакомпания выпускает свой ряд правил, касающийся беременных женщин.
Lufthansa – одна из популярных компаний, которая всегда старается избежать непредвиденных ситуаций. Услугами этого предприятия беременные могут свободно пользоваться вплоть до 8 недели. Потом придётся тратить время и силы, чтобы получить медицинскую справку. Выдаются они только на территории медицинского центра, который принадлежит самой компании. Там же легко получить ответ на вопрос, до какого месяца можно летать беременным на самолёте.
British Airlines допускает женщин до 28 недели беременности. После этого, опять же, требуется получить отдельное разрешение врача. Если сроки более поздние, то в путешествии будут отказывать.
Не такие строгие правила действуют на судах, принадлежащих нашему . Без проблем летать можно вплоть до 36 недели. Потом понадобится справка от лечащего врача, чтобы получить разрешение.
Delta Airlines – ещё один американский перевозчик. Он пускает на борт беременных женщин вне зависимости от срока.
Первый триместр в этом плане является наиболее рискованным . Слишком активные движения приводят к тому, что роды начинаются преждевременно. Велик риск того, что случится выкидыш. Основные системы в это время у плода ещё не сформированы. Есть большая вероятность и того, что случится интоксикация у мамы. Врачи едины в своём мнении относительно этого периода: от полётов все рекомендуют воздержаться.
Перед полетом на самолете беременным необходимо обратиться за рекомендациями к своему гинекологу
Есть и другие важные нюансы. Они дадут ответ, до скольки недель путешествия не нанесут вред здоровью.
Лучше сходить к гинекологу и получить консультацию у него перед тем, как отправиться в путешествие. Он внимательно посмотрит на результаты анализов, изучит медкарту.
Второй триместр беременности наиболее благоприятен для путешествий
Надо получить не только саму справку, но и сделать так, чтобы на ней стояла печать . Именно в этой печати пишут о том, когда предположительно пройдут роды, и на каком сроке находится женщина. Там же укажут, что противопоказания к перелётам отсутствуют. Хотя эта справка является обязательной лишь у некоторых компаний, которые желают защититься от всех возможных рисков.
Есть несколько ситуаций, в которых летать строго запрещается . Вот некоторые из них:
Большинство авиакомпаний не разрабатывают , которые бы запрещали беременным летать. Каждый решает этот вопрос исходя из индивидуальных особенностей. Главное – самим пассажирам узнавать набор правил перед тем, как приобретать билеты.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма беременной женщины при совершении перелета
Например, если женщинам осталось до родов менее 4 недель, их могут не пустить на борт самолета Аэрофлота. Необходимо получить так называемую обменную карту , чтобы потом предоставить её сотрудникам компании. Свою подпись необходимо поставить на соглашении о том, что, в случае непредвиденных обстоятельств, отсутствуют претензии к самому перевозчику.
Есть несколько хитростей, благодаря которым каждый сможет пережить полёт легче.
Бизнес-класс — оптимальный выбор для совершения перелета беременным женщинам
Чтобы ответить на вопрос о том, вредно ли беременным летать на самолёте, должна сама понять, как протекает беременность. Всё зависит от индивидуальных особенностей организма. На этот вопрос по-разному будет отвечать каждая женщина, уже отправлявшаяся в отпуск, например. У кого-то опыт положительный, а у кого-то только отрицательный. И не обязательно прислушиваться к каждой рекомендации. Главным специалистом, к которому рекомендуется прислушиваться, остаётся только сам лечащий врач.
Лишь по нескольким причинам стоит вообще задуматься о том, так ли необходим перелёт на воздушном транспорте.
В это время к родам готовится весь женский организм. Будущей маме сложно передвигаться из-за большого живота, отёков и общей утомляемости. Никто не доказал, что в это время опасность велика, но не лишним будет поберечься. Из-за перепадов давления часто развивается гипоксия. А это значит, что и малышу может не хватать кислорода.
Самолеты и беременность, не разрешено летать беременным на самолетах дольше 4 часов
Будьте готовы к любым последствиям, в том числе, самым неприятным. В этом деле поможет аптечка, приготовленная заранее.
Если для обычной женщины авиаперелет это вполне рядовое событие, то для беременной, особенно во второй половине гестации, это серьезное испытание, порой крайне негативно отражающееся на состоянии здоровья и самочувствии матери и плода, а также угрожаемое , осложнениями и . Многие авиакомпании накладывают запрет на полеты женщин в поздних сроках беременности, другие – обязывают дополнительно страховать свою жизнь, третьи – ограничивают дальность и время полетов . Но стоит понять – можно ли летать на самолете, и каким образом безопасно это делать, какие нюансы важно знать?
В путешествия или на отдых, по работе или с иными целями на самолете летают даже беременные женщины. В сравнении со всеми остальными вариантами, это самый быстрый и относительно удобный способ добраться из одной страны в другую и даже сменить континент. Перелеты в разные сроки беременности сегодня являются предметом для жарких споров среди врачей и ученых. Как таковой перелет, если в период гестации нет никаких осложнений со стороны самой матери и плода, это вполне себе нормальное явление. И пользуются услугами авиаперевозчиков сотни беременных, но с соблюдением особых мер предосторожности.
Если это первый триместр беременности, никаких справок от врача и различных дополнительных документов для перелета не требуется. Путешествие самолетом практически не влияет на состояние здоровья и самочувствие женщины . Поэтому в отношении полета все решает только сама будущая мать – по самочувствию и общему состоянию. Нередко ограничивают перелеты самолетом и недомогание, усиливающиеся в полете за счет сухости воздуха, перепадов давления и разряжения атмосферы, неудобного положения и изменений режима дня и питания.
При индуцированной беременности (после или ИКСИ), при наличии в анамнезе прерываний и угроз, перед полетом стоит посоветоваться с врачом. Иногда на фоне токсикоза и плохого самочувствия, или низкого давления будет наложен временный запрет на полеты.
С точки зрения врачей это самое безопасное время беременности – вес тела и объем живота еще относительно небольшие, состояние стабилизировалось, выровнялись гормональный и эмоциональный фон, и минимальна угроза осложнений беременности.
Никаких документов и справок от врача не нужно предъявлять, билеты покупаются иногда со льготами, и переносится воздушное путешествие наиболее благоприятно.
Нередко в последние недели перед родами многие авиакомпании отказываются от перевозок будущих мам, мотивируя это высокими рисками на борту и осложнений от перепадов давления в воздухе.
В третьем триместре все перелеты возможны только после предъявления справки от ведущего акушера-гинеколога о возможности перелета и общем состоянии здоровья.
Исключением будет перелет в определенные страны в рамках медицинского туризма для родов заграницей . Тогда понадобится еще и документ принимающей стороны, что они готовы встретить женщину у трапа в случае проблем на борту или иных сложностей.
Обычно после 34 недель, а у некоторых авиаперевозчиков и ранее, рекомендуют отказаться от полетов, либо предлагают дополнительные расширенные страховки, удорожающие стоимость билетов для будущих мам. Это связано с высокими рисками начала родов в воздухе, или формирования осложнений при перелете, особенно если это дальнее расстояние.
По мнению физиологов и акушеров-гинекологов, перелеты на самолетах сопряжены с рядом определенных рисков и опасностей, которые могут стать неприятным сюрпризом для беременной:
В целом, недлительные перелеты, по времени не превышающие 3-4 часов вполне безопасны, а вот для трансатлантических перелетов, при которых происходит еще и смена климатических и часовых поясов ситуация сложнее.
Однозначно ответить на этот вопрос отрицательно или утвердительно нельзя – все зависит от сроков, состояния здоровья, вида перелета и страны, часового пояса и климатической зоны конечной точки. По мнению врачей – перелет при любом сроке гестации – дополнительные нагрузки на организм, если он ослаблен, они могут грозить неприятностями. Поэтому в каждой конкретной ситуации вопрос решается в индивидуальном порядке, совместно с ведущим беременность врачом-гинекологом.
Перед приобретением билетов и планированием перелета важно посещение врача и консультация с ним, при необходимости – дополнительное обследование и получение заключения о состоянии здоровья в виде справки. Особенно важна эта справка при покупке билетов в поздние сроки, когда живот уже хорошо заметен. Некоторые перевозчики без подобной справки могут просто не пускать на борт судна будущую мать в целях ее же собственной безопасности.
Обратите внимание
При заказе билетов важно указывать срок беременности и все необходимые данные, некоторые компании имеют особые условия для будущих мам. Важно заранее выяснить все нюансы, особенно при он-лайн бронировании билетов.
В салон самолета при посадке нужно выбирать удобную одежду, чтобы она не мешала при движениях и сидении, смене положения тела. Важно взять с собой валики или подушечки для спины и шеи, которые надуваются и помогают в расслаблении и принятии нужной позы.
При пристегивании ремней безопасности нужно создать такое его положение, чтобы живот не передавливался, а между кожей и материалом проходило 2 пальца .
Не стоит злоупотреблять перелетами – поездка на отдых один раз за все время не навредит, а вот постоянные перелеты по работе между странами и континентами могут стать тяжелым испытанием для женщины и крохи.
Важно подбирать перевозчика с хорошими отзывами и удобное время перелета, без многочасовых интервалов между рейсами или же прямой перелет. Заранее стоит позаботиться о том, чтобы путешествие было максимально комфортным и спокойным.
Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель
Считается, что во время вынашивания девушкам надо максимально беречься, избегать переутомлений и стрессов, обеспечить полный комфорт и пр. Современным мамочкам далеко не всегда удается следовать подобным рекомендациям. Очень часто женщина вынуждена работать вплоть до 6-7 месяца, причем работа иногда предполагает авиаперелеты. Но можно ли беременным во втором триместре летать на самолете? Или подобные перелеты могут навредить пациентке. Должна ли беременная отказывать себе в перелетах или такие путешествия никак не влияют на самочувствие пациентки?
Перед дальним путешествием необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом
Мнения относительно авиаперелетов для беременных существенно разделились. Одни пациенты считают, что полеты недопустимы и могут негативно сказаться на состоянии пациентки, другие же придерживаются теории, что подобные перелеты во время беременности не несут угрозы при отсутствии к ним противопоказаний. Не нужно беспокоиться, если беременность развивается с отличным самочувствием, отсутствием осложнений и обострений патологий хронического характера. Что касается второго триместра, данный гестационный этап считается наиболее благополучным для авиаперелетов.
Специалисты выделяют некоторые особенности авиапутешествий для разных сроков вынашивания, а также целый спектр осложнений медицинского характера, которые являются препятствием для выполнения поездок подобным транспортом, причем на любых этапах гестационного развития. Чтобы не навредить ребенку и сохранить беременность, нужно с максимальной ответственностью подойти к предстоящей поездке, заранее ознакомиться с правилами и требованиями, которые обычно выдвигаются различными авиакомпаниями для пассажирок в интересном положении.
Для каждого срока существуют свои ограничения в перелетах.
Многое зависит от самочувствия пациентки
Многие авиакомпании, чтобы снять с себя лишнюю ответственность, вводят ограничения относительно перелетов женщин, имеющих беременность. Поэтому перед приобретением билета необходимо зайти на сайт авиакомпании и изучить требования, которые перевозчик предъявляет к своим беременным пассажиркам. К примеру, самолетами компании «Аэрофлот» лететь могут мамочки на любом сроке, кроме тех, которым предстоит рожать в течение 4 недель от даты перелета. Девушка должна будет предоставить вместе с билетом и паспортом выписку из гинекологии, где будет указано отсутствие каких-либо противопоказаний для авиаполета при беременности. Срок действия такой справочки составляет 7 суток.
Авиакомпания «Трансаэро» категорически не пускает на борт авиасудна девушек, которые в течение месяца должны родить или имеют риск преждевременного родоразрешения, т. е. беременяшек, имеющих 36-недельный срок и более. При посадке пассажирка должна предоставить обменную карту с отметкой, что авиаперелеты не противопоказаны, а также справочку, где указана предварительная дата родов. Кроме того, пациентка должна будет подписать согласие, что всю ответственность за возможные последствия перелета она берет исключительно на себя.
Еще одна известная авиакомпания «Эйр Франс» считается самой лояльной к пассажиркам в интересном положении. Перелет во время беременности на ее воздушных суднах не требует никакого документального сопровождения вроде справок или обменной карты. Но при принятии решения о перелете женщина полностью берет всю ответственность на себя. Поэтому рисковать не надо, лучше предварительно обсудить с гинекологом возможность полета.
Уже понятно, можно ли летать беременяшкам самолетом, но до каких точно сроков можно делать это без опасения за развитие плода и сохранность беременности? Обычно авиаперевозчики ограничивают перелеты для девушек с 34-недельного срока гестации. Для каждой пациентки сроки, до которых можно безопасно совершать перелеты, могут отличаться. Самыми безопасными сроками считаются 14-28 неделя, при условии стабильности состояния мамочки и плода.
Основным советчиком относительно возможности авиапутешествия для женщины должен выступать акушер-гинеколог, ведущий ее беременность. Только специалист сможет правильно оценить состояние пациентки и вероятные угрозы, связанные с осложнениями при перелетах и пр. Обычно врачи солидарны с авиакомпаниями и не разрешают летать после 36 гестационной недели, а также при риске преждевременного родоразрешения или выкидыша, при эклампсии и тяжелом гестозе, сложной анемии.
Итак, при вынашивании самолетом летать вполне допускается, но для безопасного перелета рекомендуется правильно подготовиться к путешествию.
Столь простые рекомендации по подготовке к полетам помогут сделать предстоящее путешествие максимально комфортным. Чтобы избежать сильной отечности конечностей, мамочке рекомендуется делать массаж и почаще прогуливаться по салону.
Желательно взять с собой немного домашней еды
Иногда случается, что противопоказаний для перелетов нет, беременная чувствует себя отлично, но в определенный момент в процессе полета на нее вдруг накатывает дурнота, что доставляет мамочке массу дискомфорта. Чтобы этого избежать или как-то снизить накатывающую тошноту, пациенткам рекомендуется отказаться от плотного приема пищи, а за сутки до полета лучше перейти на облегченный рацион питания.
Если это возможно, то лучше возьмите с собой в дорогу контейнер с легкой домашней пищей, а во время перелета попросите стюардессу разогреть вашу еду в микроволновке. Если же подобное не предусмотрено, то закажите что-то диетическое. При возникновении признаков недомогания перейдите на глубокое дыхание через рот и сфокусируйтесь на одной точке.
Избавиться от дурноты неплохо помогает чашечка кофе, но нужно ограничиться только одной порцией. Постарайтесь настроиться на хорошие мысли и успокоиться. Полистайте какой-нибудь журнал или почитайте книжку, послушайте успокаивающую музыку или даже вздремните. Но только без снотворного, подобные препараты способны негативно отразиться на самочувствии.
Беременность – состояние особенное, которое требует от мамочек внимательного отношения к самочувствию и ощущениям. Врачи обычно рекомендуют воздержаться от перелетов в беременном состоянии, но если возникает острая необходимость в перелетах, то лучше тщательно к нему подготовиться и предусмотреть возникновение возможных осложнений, которые могут серьезно испортить течение беременности и даже привести к неблагоприятным последствиям. Чего прежде всего стоит опасаться?
В процессе перелета происходит и заметное снижение кислорода в салоне судна. Для здоровых людей эти изменения остаются незаметными, однако, при беременности подобное явление доставляет немало волнений. Картина в целом не так страшна, как опасаются девушки. Если пациентка относительно здорова, то никаких отклонений в состоянии здоровья ни у мамы, ни у малыша не возникнет. Просто в газовом составе кровотока за непродолжительный полет никаких изменений не происходит.
Дефицит кислорода малыш может почувствовать только в том случае, если полет будет длиться более 4-5 часов, а сама пациентка при этом будет не совсем здорова. Если у девушки вынашивание протекает с угрозой прерывания или преждевременного родоразрешения, то от любых полетов ей необходимо полностью отказаться.
Дамы в положении отличаются особенной чувствительностью даже к самым незначительным перепадам давления. Особенно они ощущаются при посадке и на момент взлета воздушного судна.
При получении неудовлетворительных результатов авиаперелет все же лучше отложить, пока не появится малыш.
Многие склоняются к мнению, что радиация в самолетах – это придуманный миф. В действительности, воздушные судна перемещаются в таких слоях атмосферы, где защитные слои значительно тоньше, поэтому самолеты и считаются объектами с повышенной радиоактивной опасностью.
Если женщина при вынашивании летала самолетом менее 3 раз, то переживать не о чем, столь редкие полеты не смогут принести никакого вреда малышу, потому как облучение не достигает даже минимальных значений. Исследования ученых показывают, что за 7-часовой авиаперелет организм человека облучается вдвое-втрое меньше, нежели при прохождении флюорографии.
В дороге нужно быть готовой ко всему
Точной взаимосвязи преждевременного родоразрешения и авиаполетами специалисты не установили, однако, скачки давления и анемия, гипоксия и волнение в комплексе могут спровоцировать отслоение плацентарных тканей или излитие амниотической жидкости, что завершается чаще всего родами.
Подобные ситуации считаются чрезвычайными, потому мамочкам, относящимся к группе риска в плане преждевременных родов (к примеру, при многоплодном вынашивании, на поздних сроках гестации и пр.) авиаперелеты лучше отложить.
Риск тромбоза считается наиболее серьезной опасностью, которая нависает над женщиной в положении во время авиаперелетов. Перед полетом пациентка должна серьезно подойти к подобному вопросу. По статистике, женщины при вынашивании в 5 раз чаще рискуют столкнуться с патологиями вен, нежели небеременные дамы аналогичного возраста. Фактически гестация сама по себе повышает риск тромбоза, а если сидеть долго в одном положении, то женщина только усложняет ситуацию.
Если перелет необходим, то мамочкам рекомендуется выбирать место в салоне первого класса, чтобы путешествие было комфортным, с минимальной вероятностью развития тромбоэмболических осложнений. На время полета пациентке рекомендуется надеть компрессионные чулки, чаще употреблять какие-либо напитки, лучше простую воду. А вот от кофеина и напитков, его содержащих, пациенткам лучше отказаться. Чтобы исключить затекание конечностей и тромбоз, раз в час надо вставать и прохаживаться по салону, разминая ноги.
Самолет при вынашивании – не лучший вид транспорта. Но если все же возникает особая необходимость в перелете, то лучше подойти к подобному путешествию основательно, чтобы оно прошло максимально комфортно.
Если получиться, постарайтесь расслабиться и вздремнуть во время полета, так путешествие пройдет незаметно и достаточно быстро.
Специалисты в области акушерства выделяют несколько специфических состояний, при которых беременным категорически запрещено летать самолетом. К подобным патологическим состояниям относят гипертонус маточных мышц и тяжелые случаи железодефицитной анемии, патологии сердечной, легочной и сосудистой системы. Также от полетов настоятельно рекомендуется отказаться при многоплодном вынашивании, тромбофлебитах и частых повышениях артериального давления. Беременность вследствие искусственного оплодотворения, а также воспалительные ЛОР-патологии тоже входят в число противопоказаний для путешествия на воздушном судне.
На любом гестационном сроке перед принятием решения об авиаперелете пациентке необходимо предварительно обговорить возможность подобной поездки с акушер-гинекологом, даже если предполагаемое путешествие приходится на самый безопасный период – второй триместр беременности.
Путешествие на далекие расстояния сейчас трудно представить без авиатранспорта. Самолет становится обычным средством передвижения все большего количества людей. Беременные женщины не являются исключением. Кроме того, некоторые женщины совершают частые перелеты в силу своей профессиональной принадлежности (например, стюардессы). Поэтому вопрос о безопасности авиаперелетов при беременности является актуальным. К сожалению, эта проблема не очень подробно представлена в литературе, а имеющаяся информация чаще основана на здравом смысле, чем на данных доказательной медицины. Некоторые вопросы остаются неясными.
К наиболее важным проблемам относятся преждевременные роды, тромбоэмболические осложнения, воздействие радиации, снижение насыщения кислородом артериальной крови, а также трудно прогнозируемые акушерские осложнения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не рекомендует пользоваться воздушным транспортом беременным женщинам в следующих случаях:
* беременность более 36 недель (более 32 недель при многоплодной беременности);
* осложненная беременность (патология беременности, угроза выкидыша и др.);
* в течение семи дней после родов.
Известно, что лучшее время для путешествий, в том числе и перелетов во время беременности - это второй триместр, когда все основные органы малыша уже сформировались, он надежно защищен от внешних негативных воздействий, наименее восприимчив к изменениям окружающих условий. Именно с 14 по 28 неделю токсикоз уже не мучает, а живот еще не мешает, снижается риск выкидыша и не встает угроза преждевременных родов. Разумеется, в этом должен быть уверен ваш гинеколог. Он знает, как протекает беременность, существует ли опасность осложнений, и способен дать рекомендации конкретные, а не вообще. Если же существует угроза прерывания беременности, лучше все же отложить ваше путешествие до того момента, когда малыш появится на свет, немного подрастет.Таким образом, если авиаперелет не является жизненно необходимым для беременной женщины, то лучше не рисковать своим здоровьем и здоровьем своего еще не родившегося малыша, а отложить полет до лучших времен.
Подготовку к поездке нужно начать с похода к врачу, чтобы еще раз убедиться, что беременность протекает нормально и планируемый перелет не несет риска для здоровья, а также, чтобы взять справку о состоянии здоровья, в которой будет указан срок беременности и приблизительная дата родов. Многие авиакомпании не допускают на борт самолета беременных со сроком более семи месяцев (тогда-то и понадобится справка от врача). Их можно понять: роды в воздухе не самое удачное решение. Информацию о перевозке беременных нужно уточнять дополнительно в авиакомпании, потому что она вправе устанавливать свои правила. Итак, рассмотрим следующий риск.
Преждевременные роды
В настоящее время не существует научных доказательств того, что авиаперелет во время беременности повышает риск преждевременных родов, рождения маловесного ребенка. Вызванный полетом стресс может рассматриваться как фактор риска, поскольку стресс связан с повышенным выбросом кортикотропин-рилизинг-гормона. При необходимости консультирования беременных с высоким риском для прогнозирования преждевременных родов можно использовать трансвагинальное ультразвуковое исследование шейки матки. Длина шейки матки более 15 мм указывает на низкую вероятность преждевременных родов. Следует помнить, что преждевременные роды случаются довольно часто, и пациентки должны быть осведомлены об отсутствии возможностей для реанимации новорожденных на борту самолета. Именно вследствие этого некоторыми авиакомпаниями разработаны специальные правила, запрещающие полеты беременным с высоким риском преждевременных родов (например, при многоплодной беременности, преждевременными родами в анамнезе), а также при доношенной беременности. Так авиакомпания «Аэрофлот» оговаривает следующие условия. Беременным женщинам, роды которых предполагаются в течение ближайших четырех недель, необходимо представить письменное согласие врача на полет. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее чем за 7 дней до начала полета.
Узнайте больше о той авиакомпании, которой вы собираетесь лететь.
Прежде чем покупать билет на самолет – поинтересуйтесь, какие правила существуют в выбранной вами авиакомпании. Например, Аэрофлот не рекомендует совершать перелеты за 4 недели до предполагаемого срока родов и требует подтверждение врача. Если нет справки, в которой указана дата родов, то проблему решает врач аэропорта. Аэрофлот не разрешает перелет за 7 дней до срока родов и в течение 7 дней после родов. Экипажи авиалайнеров проходят специальную подготовку в медицинских учебных центрах. Что интересно, Аэрофлот стоит на первом месте по количеству рожденных в самолетах детей, и это обстоятельство породило смешливую поговорку в народе: «Рожайте самолетами Аэрофлота!». Скай Экспресс беременным, чей срок заканчивается в течение ближайших 12 недель, необходимо представить письменное согласие врача на полет. Нужно будет подписать обязательства в том, что авиакомпания не несет ответственности за возможные отрицательные последствия для матери или плода. Такую же бумажку попросят подписать и в Трансаэро. Здесь перелет беременных женщин допускается при условии, что он выполняется не позднее четырех недель до срока предполагаемых родов и не существует опасности преждевременных родов. Информация о состоянии беременной женщины, подтвержденная медицинским заключением и обменной картой, обязательно должна быть предоставлена авиакомпании. Utair согласна перевозить беременных, чей срок не превышает 30 недель, и они тоже попросят расписку об отсутствии претензий за последствия. Расписка заполняется при оформлении билета в агентстве или на регистрации в аэропорту (если расписка не была оформлена в агентстве). В общем все подробности можно узнать у авиаперевозчика напрямую!
Вот условия перелетов беременных некоторых других авиакомпаний.
При регистрации на рейс можно попросить место у прохода, чтобы во время полета иметь возможность беспрепятственно выходить в туалет, ходить по салону самолета. Ремень безопасности лучше застегнуть пониже, чтобы он не перетягивал живот, в полете нужно пить много воды, регулярно разминать ноги, чтобы активизировать кровообращение. Отсюда ознакомимся со следующими проблемами, которые могут возникнуть в полёте.
Тромбозы глубоких вен и ТЭЛА
Риск тромбоза глубоких вен во время длительного авиаперелета увеличивается в 2-3 раза. Симптомный тромбоз глубоких вен встречается с частотой 1:4000-10000, бессимптомный -приблизительно в 10 раз чаще. Кроме того, эти цифры возрастают при очень длительных перелетах, например, из Европы в Австралию. Английские авторы сообщают приблизительно об одном случае смерти пассажиров от ТЭЛА в месяц только по данным аэропорта Heathrow (Лондон). Риск тромбозов увеличивается преимущественно вследствие длительной иммобилизации пассажиров, а также пониженной концентрацией кислорода и низкой влажностью воздуха в салоне самолета, употреблением алкоголя и большого количества кофе, что приводит к развитию венозного застоя в нижних конечностях и дегидратации. В современной литературе феномен развития венозных тромбозов у авиапассажиров часто называют «синдром экономического класса». Однако венозный тромбоз, связанный с продолжительной иммобилизацией, может развиться у пассажиров бизнесс-класса и первого класса, а также во время длительной поездки на автомобиле, автобусе или поезде. Поэтому некоторые авторы считают более точным термин «связанный с перелетом глубокий венозный тромбоз».
Тромбоэмболические осложнения при беременности встречаются с частотой 1:1000 и являются одной из основных причин материнской смертности в развитых странах. Причинами повышенного риска венозных тромбозов во время беременности являются повышение уровня прокоагулянтов и венозный застой в нижних конечностях. Наибольший риск связан с наличием венозных тромбозов в анамнезе и тромбофилии. Не существует доказательных данных, позволяющих провести количественную оценку риска связанных с авиаперелетом тромбозов, однако его увеличение при беременности очевидно. Поэтому профилактические рекомендации для пассажиров с повышенным риском тромботических осложнений во время длительных перелетов вполне приемлемы для беременных.
Консультативным Комитетом Королевской Коллегии Акушеров-гинекологов Великобритании (Royal College of Obstetricians and Gynaecologists) разработаны дифференцированные рекомендации для беременных в зависимости от наличия дополнительных факторов риска и длительности авиаперелета. Длительным считается авиаперелет, продолжающийся более 3 часов. Всем пациенткам (беременность любого срока и 6 недель послеродового периода) во время перелета необходимо проводить профилактику венозного застоя в нижних конечностях, включающая изометрическое напряжение мышц голени и передвижение по салону самолета по 5-10 минут в час, когда это возможно. Для предотвращения дегидратации рекомендуется употреблять достаточное количество жидкости (вода, сок), ограничить прием кофе, других кофеин-содержащих напитков и алкоголя. Всем беременным при длительном перелете целесообразно использовать компрессионные гольфы.
Медикаментозная профилактика проводится только при длительных перелетах у беременных, имеющих дополнительные факторы риска тромбоэмболических осложнений, к которым относятся: вес более 100 кг или индекс массы тела >30, многоплодная беременность, отягощенный семейный анамнез, тромбофилия и другие состояния, сопровождающиеся повышенным риском тромбоза глубоких вен. Методом выбора считается введение препаратов низкомолекулярного гепарина в день перелета и на следующий день в следующих дозах: 5000 ЕД дальтепарина или 40 мг эноксипарина. Альтернативным способом профилактики является назначение аспирина в низких дозах в течение 3 дней до перелета и в день перелета (75 мг 1 раз в сутки). По мнению экспертов RCOG аспирин является менее эффективным средством профилактики венозных тромбозов, чем низкомолекулярные гепарины, но более приемлемым, т.к. принимается per os. Следует также помнить, что отсутствие неблагоприятного воздействия на плод низких доз аспирина в первом триместре пока окончательно не доказано, тогда как низкомолекулярные гепарины не проходят через плаценту.
NB! проконсультируйтесь с вашим врачом, прежде чем принимать что либо из вышеприведённого списка.
Профилактика тромбозов. Беременны вы или нет, но вот несколько советов, которые положительно скажутся на реологии- вязкости крови и кровотоку в целом.
Общие противопоказания к поездкам на всех сроках беременности:
чрезмерная рвота;
кровотечения;
пороки и различные заболевания женских половых органов; поздний токсикоз (гестоз);
анемия II и III степени;
обострение хронических заболеваний, туберкулез, обострение герпетической и цитомегаловирусной инфекции, алкоголизм и наркомания.
По мнению экспертов Королевской Коллегии Акушеров-гинекологов Великобритании абсолютными противопоказаниями для перелета следует считать предлежание плаценты, преэклампсию, анемию тяжелой степени. К относительным противопоказаниям относятся преждевременные роды и преждевременная отслойку нормально расположенной плаценты; анемия средней степени тяжести, низкая плацентация (с 20 недель гестации), наличие кровянистых выделений из половых путей при любом сроке беременности, проведение инвазивных процедур, многоплодная беременность (после 24 недель), неправильное положение плода во второй половине III триместра.
Все эти противопоказания чаще всего сопровождаются плохим самочувствием самой женщины, поэтому и желание путешествовать в таком состоянии чаще всего не возникает.
Отсюда вытекает следующее осложнение, возникающее в перелёте.
Гипоксия
Хорошо известно, что на большой высоте имеет место снижение напряжения кислорода (Pa O2) в воздухе салона самолета, что приводит к уменьшению Pa O2 крови и вызывает развитие соответствующих компенсаторных реакций, которые у здорового человека не выходят за рамки физиологических. Параметры на PaO2 на типичной для коммерческих рейсов высоте (до 2500 метров) представлены в таблице. Критические значения PaO2 отмечаются на высоте >3000 метров.
Huch R. изучал влияние относительной гипоксии на организм здоровых беременных в реальных условиях, во время полета, и не выявил каких-либо серьезных отличий со стороны газового состава крови или компенсаторных реакций. При мониторинге состояния плода во время перелета также не обнаружено признаков респираторного дистресса плода, т.е. тахи- и брадикардии и патологических видов вариабельности сердечного ритма при кардиотокографии. Считается, что снижение небольшое снижение PaO2 в крови матери во время авиаперелета, как правило, не приводит к развитию выраженной гипоксии плода, т.к. сродство к кислороду у фетального гемоглобина намного больше, чем у гемоглобина взрослых. Таким образом, относительная гипоксия легко переносится как матерью, так и плодом. Мнение о повышенном риске возникновения врожденных аномалий развития плода вследствие гипоксии во время авиаперелета на высоте <2500 метров в настоящее время считается необоснованым.
Но при некоторых патологических состояниях, например при анемии тяжелой степени (Hb <80 г/л), снижение PaO2 в крови может достигать критических значений. Поэтому авиаперелеты противопоказаны беременным с анемией тяжелой степени, но могут допускаться при возможности дополнительной оксигенации.
Воздействие космической радиации. Миф или реальность? Стоит ли опасаться беременной женщине?
Космические лучи представляют собой поток стабильных частиц высоких энергий и квантов электромагнитного излучения, приходящих на Землю из мирового пространства, а также рожденное этими частицами при взаимодействиях с атомными ядрами в атмосфере вторичное излучение, в состав которого входят все известные элементарные частицы. Подавляющая часть космических лучей происходит из Галактики, меньшая часть связана с активностью Солнца. Солнечные вспышки могут усиливать интенсивность космического излучения в 10-20 раз. Естественным щитом, препятствующим проникновению космической радиации на Землю, является атмосфера. Но с увеличением высоты защитный эффект атмосферы прогрессивно снижается. На высоте полета современных пассажирских авиалайнеров интенсивность космического излучения в несколько сотен раз выше, чем на уровне моря.
Безусловно, речь идет о так называемых «малых» дозах радиации, которые не оказывают какого-либо влияния на здоровье обычных пассажиров. Однако пилоты и другие члены экипажа в течение года могут получить дозу радиации, которая в среднем адекватна радиационному воздействию на объектах с повышенной радиационной опасностью. Этот факт был официально признан Федеральным управлением Авиации США в начале 1990-х годов. Разработан специальный документ, где четко установлена предельно допустимая доза радиации для членов экипажа, которая считается безопасной – не более 50 миллизивертов в год (для населения США эта цифра составляет 1 мЗв в год). В то же время максимально допустимая эквивалентная доза в течение 9 месяцев беременности для женщин-членов экипажа не должна превышать 5 мЗв. Вследствие высокой проникающей способности космического излучения дозы радиации, полученные беременной женщиной и плодом, считаются одинаковыми.
Как известно, последствия воздействия больших доз ионизирующего излечения на развитие эмбриона и плода зависит от срока гестации, в который произошла экспозиция. В первые 9 дней после зачатия наиболее вероятным эффектом является гибель плодного яйца до момента его полноценной имплантации. Наиболее опасным является период с 9-го по 50-й день от зачатия (особенно 3-я и 4-я недели), когда формируются все основные органы и системы. Воздействие радиации в конце I триместра может привести к задержке умственного развития ребенка. И, наконец, экспозиция при любом сроке гестации связана с повышенным риском развития злокачественных опухолей в детском возрасте. Однако стоит подчеркнуть, что биологические эффекты «малых» ионизирующего излучения на организм человека, тем более в период внутриутробного развития, пока недостаточно изучены. Согласно имеющимся теоретическим разработкам и эпидемиологическим данным, увеличение риска пороков развития плода и развитие рака в детском возрасте вследствие воздействия космического излучения во время профессиональных авиаперелетов в период беременности является крайне незначительным.
Тем не менее, женщинам, чья профессия связана с полетами, во время беременности не рекомендуется участвовать в длительных перелетах на большой высоте и в определенных широтах, близких к геомагнитным поясам Земли, где риск воздействия космического излучения наиболее высок. Многие авиакомпании предлагают стюардессам временную работу «на земле», как только факт беременности установлен. Реально в развитых странах, эти женщины сейчас редко участвуют в полетах.
Следует отметить, что современные данные о частоте невынашивания среди женщин, работающих стюардессами во время беременности довольно противоречивы. В проспективном исследовании Okoshi H. с соавт., включающем 480 стюардесс, которые прекратили полеты в среднем в 6.5 недель беременности, частота самопроизвольных абортов (до 22 недель) составила 14.6%, т.е. не отличалась от общей популяции. Крупное когортное ретроспективное исследование Aspholm R. (n=1751) показало небольшое увеличение риска невынашивания среди стюардесс, которые совершали перелеты в ранние сроки беременности, по сравнению с их неработающими в этот период коллегами (относительный риск 1.3, 0.9-1.8, 95% доверительный интервал). Причем отмечено увеличение относительного риска невынашивания за период с 1973 до 1994 года (0.4 и 1.6 соответственно). Тогда как по результатам исследования James E. Cone с соавт. (n=718) число самопроизвольных абортов (до 28 недель) у работавших в I триместре стюардесс оказалось почти в 2 раза больше, чем у неработавших (15% и 8% соответственно). Кроме того, риск невынашивания у первобеременных возрастал с увеличением количества летных часов. Среди профессиональных факторов невынашивания у стюардесс авторы обращают внимание, прежде всего, на десинхроноз, изменение гравитационного давления, воздействие озона, компонентов топлива, табачного дыма, шум и вибрацию, стресс, а также вирусную инфекции и космическую радиацию. Однако, следует признать, что количественного анализа возможной взаимосвязи полученной дозы радиации и риска невынашивания пока не проводилось.
В настоящее время считается, что нечастые длительные авиаперелеты (т.е в качестве пассажира) независимо от срока беременности не оказывают неблагоприятного влияния на внутриутробное развитие будущего ребенка, поскольку полученная при этом эквивалентная доза в несколько раз меньше предельно допустимого уровня, принятого для населения (т.е. < 1 миллизиверта). Так, например, за время трансатлантического перелета эквивалентная доза составляет 50 микрозивертов, что в 2.5 раза меньше, чем при рентгенографии органов грудной клетки с экранированием области малого таза.
Следует также сказать, что используемые службами безопасности в аэропортах металоискатели, не являются источником ионизирующего излучения (в основе их работы – слабое магнитное поле), и, как принято считать, не могут оказывать какого-либо повреждающего воздействия при беременности. Рентгеновское излучение применяется только при проверке багажа.
Стоит ли опасаться перепадов давления?
Следует помнить также, что при подъёме на бОльшую высоту, пусть даже на ту, на которой происходят полёты всех коммерческих рейсов, вашему сердцу придётся испытать увлеченную нагрузку, в связи с изменением атмосферного давления. И ему придётся работать в более усиленном режиме, чтобы успешно перекачивать кровь, с целью обеспечения кислородом организма. У изначально здорового человека, эти компенсаторные возможности закономерны, чего нельзя сказать о заведомо проблемном сердце. То есть если у вас есть какая-либо патология сердечно-сосудистой системы, лучше избежать перелёта во время беременности.
Ну и подведём важные итоги прочитанного. Как приготовиться к перелёту, как себя во время него вести.
Оденьтесь правильно . В самолёте лучше всего в свободной хлопчатобумажной одежде. Вместо комбинезона лучше одеть широкие брюки или юбку с рубашкой. В узком туалете и так тяжело поворачивать с увеличивающимися габаритами, а тут еще лямки комбинезона будут подметать пол или упадут прямо в унитаз.
Перед полетом необходимо легко перекусить , потому что голод способствует появлению синдромов укачивания. Возьмите с собой в кармашек гематоген или горькую шоколадку, также помогут любые кислые леденцы. Перед выходом из дома можно выпить чашку слабого имбирного (продается в отделах здорового питания, фитоаптеках) или мятного чая. Во время полета не смотрите в иллюминаторы, если вас уже укачивает – не читайте. Расслабьтесь, откиньте спинку кресла назад и смотрите прямо перед собой. Возьмите с собой плеер с аудиокнигами, они помогут отвлечься и не кидать панические взгляды по сторонам (чем больше вертите головой, тем хуже укачивает). Средства от укачивания, разрешенные при беременности: Авиа-море и Вертигохель (гомеопатия), но прежде, чем принимать их, посоветуйтесь со своим врачом. Возьмите с собой в салон эфирное масло лимона, эвкалипта или мяты.
В самолете наиболее удобные места находятся в бизнес-классе (широкие кресла, увеличенное расстояние между рядами), в первом ряду эконом-класса (увеличенное расстояние между креслом и межсалонной перегородкой), за ними по комфортности для беременной следуют места у прохода в первых рядах эконом-класса (там проще выходить в коридор). На большинстве авиалиний, в том числе Аэрофлота, введен запрет на курение, поэтому воздух в самолетах стал чище. Но поскольку ток воздуха в них идет от носа к хвосту, последние ряды в самолете по-прежнему нежелательны для беременных. Просить место в рядом с аварийным выходом не стоит. По технике безопасности делать этого не рекомендуется. Потому что при необходимости вам придётся открывать этот люк для спасения пассажиров. Вряд ли вы сможете это сделать будучи беременной. Но вот что стоит сделать, так это попросить место у прохода. чтобы вы могли часто выходить на «прогулки».
Как правило, во время любого длительного путешествия приходится долго сидеть, ноги затекают, нарушается кровообращение в органах малого таза. Найдите возможность лишний раз встать и пройтись, для вас это исключительно важно. Снимите обувь сразу же, как устроитесь в кресле. В полете вам пригодятся специальные подушечки для шеи, а под поясницу подложите мягкий валик или плед. Тогда сидеть в одном положении будет не так тяжело. Перед полетом желательно надеть специальные противоварикозные чулки. Не сидите в позе нога на ногу. Каждый час выходите в проход и ходите. Не забывайте про зарядку для ваших уставших ног.
Обязательно пить много жидкости , примерно 500 мл в течение одного часа.
Ремни безопасности не застегивать на животе, а только ниже живота. Время взлета и посадки не столь велико, можно и потерпеть, а как показывает практика при катастрофах, безопасность женщины и будущего ребенка при этом повышается.В салоне может быть душно или холодно.
Ваши слизистые оболочки, которые в период беременности и так-то испытывают тройную нагрузку, могут забунтовать, это грозит обострением «беременного» насморка . Возьмите с собой в ручную кладь Аква-марис, а еще бутылочку 0,33 с термальной или минеральной водой (без газа), чтобы освежать лицо.
Если вы стали внезапно испытывать сильные схватки , не стесняйтесь сообщить об этом экипажу. Они должны заранее сориентироваться в оказании помощи вам, и возможно в крайнем случае борт сможет совершить аварийную посадку в ближайшем аэропорту, для того чтобы вы получили более квалифицированную помощь.
И ещё- если вы задумываетесь о страховке , то не стоит забывать, что в большинстве страховых компаний беременность страховым случаем не является. И многие из них категорически отказываются страховать беременных женщин. Беременность признается страховыми компаниями слишком серьезным риском, не покрываемым никакими повышающими коэффициентами. Это общемировая практика: на существенных сроках не страхуют нигде. Как сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, в Европе практикуется страхование отправляющихся в путешествие при сроке беременности до 8 недель. В случае возникновения неприятностей со здоровьем женщины в этот период речь не идет об ответственности врачей за жизнь второго человека – ребенка, то есть медицинская помощь в данном случае оказывается одному – застрахованному лицу.
По материалам u-mama.ru, mayoclinic.com, pregnancy-info.net, avia-shop.ru
Спасибо
В настоящее время авиаперелет стал вполне обыденным событием, не вызывающим сильных эмоций у человека любого возраста, если только он панически не боится летать. Однако даже такое банальное событие, как авиаперелет, вызывает беспокойство и множество вопросов, если человек, планирующий совершить путешествие в воздушном судне, является беременной женщиной.
В связи с повышенной бдительностью беременной женщины в отношении собственного состояния, от которого зависит нормальное развитие плода, она задается вопросом о безопасности практически любых обыденных действий, в том числе и авиаперелетов. Рассмотрим возможные влияния авиаперелетов на состояние беременной женщины и ответим на вопрос: "можно ли летать при беременности на самолете?"
В общем, степень безопасности авиаперелета для каждой конкретной беременной женщины зависит от состояния ее здоровья . То есть, по сути, безопасность перелета при беременности такая же, как и для этой же, но не беременной женщины.
Известные в настоящее время потенциальные опасности и возможные негативные воздействия авиаперелетов на организм человека касаются не столько роста и развития плода в утробе матери, сколько любого взрослого или ребенка, предпринимающего путешествие на воздушном судне. Это означает, что все риски и опасности авиаперелетов для беременных женщин точно такие же, как и для небеременных представительниц прекрасного пола, мужчин и детей. Так, главными рисками авиаперелетов считается "синдром путешественников экономического класса", повышение риска тромбоэмболии, пересушивание слизистых оболочек ЛОР-органов, заражение инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, из-за скопления большого количества людей в салоне самолета и т.д.
Однако все имеющиеся относительные риски авиаперелетов можно снизить практически до нуля, выполняя несложные правила поведения на протяжении всего полета, которые мы рассмотрим отдельно.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровая женщина, беременность которой протекает нормально (без осложнений), может спокойно летать на самолете, выполняя простые правила, направленные на минимизацию рисков, тогда, когда это необходимо, поскольку авиаперелет для нее и будущего ребенка безопасен. Если же у женщины имеются какие-либо осложнения беременности, то сначала следует их устранить, после чего по достижении стойкого улучшения можно совершать авиаперелеты, также выполняя простые правила, минимизирующие риски и негативное влияние полета на самолете.
Более четкие противопоказания к авиаперелетам при беременности приводят специалисты акушеры-гинекологи развитых стран Европы и США. Так, абсолютными противопоказаниями к авиаперелетам во время беременности являются следующие состояния у женщины:
Помимо абсолютных, существуют относительные противопоказания к авиаперелетам для беременных женщин. При наличии подобных относительных противопоказаний женщина может летать на самолете с соблюдением осторожности, однако врачи настоятельно рекомендуют в таких случаях отказываться от воздушных путешествий. Итак, к относительным противопоказаниям к авиаперелетам при беременности относят следующие состояния и заболевания:
Данные относительные противопоказания могут становиться и абсолютными, но только в каждом конкретном случае, если у женщины имеется действительно высокий риск потери беременности на фоне каких-либо указанных состояний или заболеваний. Однако в целом при наличии относительных противопоказаний авиаперелет совершить можно, но делать это следует только в случае острой необходимости.
Однако многолетние практические наблюдения за полетами беременных женщин, находящихся на разных сроках беременности, показали, что частота преждевременных родов в воздухе такая же, как и на земле. А перепады давления никоим образом не влияют на сократительную активность матки. Иными словами, авиаперелет не увеличивает риск преждевременных родов, поэтому этого не стоит бояться. И даже если у женщины уже имеется риск выкидыша или преждевременных родов, то авиаперелет его не увеличит. Таким образом, данное мнение является мифом.
Определить риск преждевременных родов можно при помощи трансвагинального УЗИ с измерением длины шейки матки. Если шейка матки длиннее 14 см, то риск преждевременных родов практически нулевой и можно смело совершить авиаперелет. Если же шейка матки короче 14 см, то имеется риск преждевременных родов, степень которого должен оценить врач и принять решение, можно ли лететь данной женщине на самолете.
Многих женщин результаты многолетних практических наблюдений не убеждают, поскольку они считают, что если бы полеты не увеличивали риск преждевременных родов и не влияли на беременность негативно, то авиакомпании не ограничивали бы их в допусках к полетам, требуя справку от врача-гинеколога , в которой указывается, что данной женщине можно лететь на самолете. Однако политика авиакомпаний не имеет никакого отношения к влиянию полетов на беременность, поэтому указанный вывод является в корне неверным.
Следует понимать, что подобная политика авиакомпаний обусловлена не негативным влиянием полетов на беременность, а стремлением минимизировать вероятность стресса для команды лайнера, который они получат, если пассажирка начнет рожать в салоне самолета. Ведь ни пилоты, ни стюардессы не являются врачами-гинекологами, и не особенно желают оказаться в ситуации, когда нужно оказывать помощь роженице. Хотя стюардесс и обучают навыкам приема родов, но они не врачи и не акушерки, а потому рожающая женщина для них – это чрезвычайная ситуация. А оказываться в стрессовой чрезвычайной ситуации не хочет никто, и поэтому авиакомпании просто страхуются, предпочитая не иметь дела с подобными инцидентами. Сделать это очень просто – ограничить допуск к авиаперелетам для беременных женщин, что мы и видим со стороны авиакомпаний.
Необходимо помнить, что риск тромбозов и ТЭЛА при авиаперелетах связан с низкой концентрацией кислорода и избыточной сухостью воздуха салона самолета, употреблением алкоголя, кофе и газированной воды, а также длительным нахождением в неподвижном положении. Все эти факторы вызывают застой крови в сосудах ног и обезвоживание, что и приводит к образованию тромбов.
Однако данные повышенные риски тромбозов и ТЭЛА у беременных женщин можно минимизировать при помощи правильного поведения в полете (ходить через каждые 45 – 50 минут, часто двигать ногами в положении сидя, надевать компрессионное белье и т.д.). Если беременная женщина будет выполнять указанные правила поведения в полете, то риск тромбозов существенно снизится. В настоящее время общество акушеров -гинекологов Британии разработало следующие рекомендации для беременных женщин, выполнение которых позволит снизить риск тромбозов:
Если по каким-либо причинам ввести препараты низкомолекулярного гепарина нельзя, то их можно заменить приемом Аспирина по 75 мг один раз в сутки накануне и в день перелета. Однако Аспирин для профилактики тромбозов вен и ТЭЛА обладает меньшей эффективностью по сравнению с низкомолекулярными гепаринами.
Однако не следует паниковать, поскольку данное влияние радиации солнца совершенно безопасно для всех людей любого пола и возраста, в том числе для беременных женщин. Безопасность солнечной радиации, воздействию которой подвергается беременная женщина при авиаперелете, обусловлена тем, что получаемая доза излучения очень низкая. Так, доза солнечной радиации, получаемая при трансатлантическом перелете, в 2,5 раза ниже, чем при рентгене органов грудной клетки. Поэтому при нечастых авиаперелетах беременная женщина подвергается влиянию малых доз радиации, которые не опасны ни для нее, ни для плода.
Так, в ходе изучения влияния низкой концентрации кислорода в воздухе в условиях авиаперелета на организм беременных женщин было выявлено, что признаки гипоксии у плода отсутствуют (по данным КТГ). То есть, небольшое уменьшение концентрации кислорода в воздухе и крови женщины во время полета не приводит к гипоксии плода, а, следовательно, не оказывает негативного влияния на его состояние. Поэтому распространенное мнение о том, что плод испытывает кислородное голодание во время авиаперелета, является мифом.
Единственной ситуацией, в которой плод может оказаться в состоянии гипоксии при авиаперелете, является наличие анемии III степени у беременной женщины. В таком случае компенсаторных механизмов не достаточно для устранения гипоксии из-за отсутствия необходимого количества гемоглобина.
Помимо благоприятных, имеются еще и неблагоприятные периоды для авиаперелетов, во время которых полет наиболее опасен для беременной женщины. К таким неблагоприятным периодам для авиаперелетов, да и вообще для любых других активных действий, относятся следующие:
Указанные правила являются общими и наиболее часто встречающимися, однако не универсальными. Многие авиакомпании используют другие правила перевозки беременных женщин, которые могут быть как более строгими, так и напротив, лояльными. Например, некоторые авиакомпании берут на борт женщин и после 36 недели беременности со справкой от гинеколога о том, что полет разрешен. Поэтому, покупая билеты на самолет, необходимо выяснить правила авиакомпании, которая осуществляет рейс.
В наиболее крупных авиакомпаниях действуют следующие правила относительно беременных женщин: