«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».
По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:
Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:
Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.
Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:
Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?
Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:
Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:
Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.
Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.
Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.
Важно!
Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.
С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.
Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:
Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.
Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.
Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:
Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.
Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.
Ленивый сосунок — проблема с которой часто сталкиваются кормящие мамочки. Что делать если малыш активно сосет грудь не больше 5 минут, а потом ненадолго засыпает, и через полчаса вновь просыпается с голодным криком? В чем причина такого поведения крохи и всегда ли это значит, что у кормящей мамы ?
Режим «часто, но мало» может быть вариантом нормального и естественного режима для ребёнка, при условии, что младенец здоров и хорошо прибавляет в весе. В первые месяцы после рождения малыша во время становления и налаживания грудного вскармливания крохе может потребоваться до 15-20 прикладываний в день. Кроме того, следует отметить, что груднички нуждаются в груди не только для утоления чувства голода, но и для удовлетворения других потребностей (колики, ощущение дискомфорта по любому поводу, желание пообщаться с мамой, и т. д.). Что касается количества молока, в большинстве случаев быстрое засыпание у груди совершенно не мешает младенцу и дальше получать молоко. Быстро высосав «переднее» молоко, малыш добирается до «заднего», жирного, которое вытекает из груди значительно медленнее, по каплям и содержит вещества, оказывающие на младенца снотворный эффект. Если при этом ребенок не отпустил грудь, он может насыщаться, находясь в полусонном состоянии.
В то же время быстрое засыпание у груди может быть обусловлено и другими причинами:
— ребенок ослаблен из-за недоношенности, осложненного течения беременности и родов;
— кроха неправильно захватывает грудь во время кормления, при неэффективном сосании малышу необходимо потратить значительно больше сил, чтобы добыть молоко, в результате он быстро утомляется и засыпает. Неправильный захват также может приводить к тому, что ребенок во время сосания заглатывает много воздуха, который заполняет желудок, при этом быстро наступает чувство насыщения. Большое количество заглатываемого воздуха может стать причиной болей в животике, из-за которых ребенок просыпается и плачет.
Что можно предпринять?
По мере взросления ребенка и созревания его пищеварительной и нервной системы потребность в прикладываниях в груди постепенно уменьшится, и режим ребенка станет более упорядоченным.
С самого раннего возраста ребенок начинает изучать собственное тело и его возможности. И все это - в постоянном движении. Поначалу новорожденный просто моргает, улыбается, двигает ножками и ручками, а уже позднее начнет ползать, садиться и, наконец, делает первые неуверенные шаги. Обычное, казалось бы, ползание на самом деле - отличная тренировка мышц, к тому же такой способ передвижения помогает ребенку гармонично развиваться. Педиатры дружно утверждают, что ползание - подготовительный этап перед ходьбой. Во время ползания у ребенка укрепятся мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, улучшается координация. В общем, ползание просто необходимо. Но что же делать, если малыш ленится и не хочет ползать?
Помните, что ваш ребенок только начал открывать для себя этот интересный новый мир, ему нужно оторваться от мамы, начать изучать пространство и предметы, которые находятся вокруг. Дайте ему чуть больше свободы, почаще доставайте из кроватки или манежа, кладите на пол. Присядьте рядом: ребенку будет намного проще, когда мама или близкие люди находятся в непосредственной близости. Положите на небольшом расстоянии от малыша игрушки или мячик, он будет тянуться к ним, пытаться достать и одновременно учиться ползать.
Вот несколько упражнений, которые помогут научить ребенка ползать. Как говорится, проверено на собственном опыте и работает даже с очень упрямыми карапузами.
1. Первое упражнение поможет сформировать опору на прямые руки - это главное условие для того, чтобы начать ползать на четвереньках. Шестимесячный малыш должен научиться не только приподниматься на руках, но и желательно хватать одной рукой игрушку, опираясь при этом на другую. Если такой навык не сформирован, стоит немного помочь ребенку. Для начала положите его на живот, а перед ним, чуть выше головы, подвесьте игрушку. Чтобы схватить ее, ребенок будет приподниматься на руках и тянуться к заинтересовавшему его объекту. Если вдруг игрушка не вызывает интереса, сначала дайте ребенку ее потрогать, а потом постепенно поднимайте ее вверх.
2. Это упражнение поможет укрепить вестибулярный аппарат малыша, научит работать руками. Сделайте валик из одеяльца и подложите под грудь малышу (как и в первом упражнении ребенок лежит на животе). Голова и руки ребенка должны свисать с валика, ноги и живот при этом находятся на ровной поверхности. В таком положении ребенок может поворачивать головку и брать предметы обеими руками.
3. Учимся стоять на четвереньках . Для этого упражнения опять понадобится валик из одеяла, однако на сей раз его нужно подложить под живот и грудь малыша, чтобы ручки и ножки свисали над полом. В этом случае ребенок инстинктивно захочет на них опереться и будет вынужден встать на четвереньки.
4. Это упражнение научит ребенка ползать на четвереньках , чтобы его сделать правильно, лучше пригласить еще одного взрослого помощника. Заранее распределите роли: один из взрослых отвечает за работу рук ребенка, другой - за ноги. Затем поставьте ребенка на четвереньки на полу, перед ним положите привлекающую внимание игрушку. Далее один из взрослых двигает вперед левую руку ребенка, второй - правую ногу и так далее.
И не забывайте показывать ребенку положительный пример. Если мама, а еще лучше другой ребенок, будет ползать перед малышом на четвереньках, поверьте, так карапуз гораздо быстрее научится передвигаться сам. И напоследок несколько обучающих видео по этой теме.
Грудное вскармливание таит в себе огромное количество основ и нюансов, которые применимы индивидуально для малыша. Так, молодые мамы сталкиваются с проблемами кормления крохи – малыш сосет грудь вяло, предпочитает употреблять в пищу только «переднее» молоко, часто засыпает. Определенно, у вас попросту ленивый ребенок. Как с этим бороться? В чем причина подобной лени?
Не следует полагать, что, если малыш во время кормления уснул, значит, он ленивый. Рассматриваемый вопрос щепетильный и здесь следует разбираться основательно.
К основному признаку ленивого крохи относят полный . Малыш кричит, говоря о том, что хочет есть, но никакие попытки заставить «уцепиться» не увенчиваются успехом. Но если ему предложить бутылку с молоком или смесью, он охотно начнет трапезу.
Другие признаки указывают на другие факты. К примеру:
Теперь необходимо распределить и дополнить все вышесказанное на основные причины проявления лени малышом. Выделяют следующие причины отказа от груди из-за лени крохи:
Чтобы не сталкиваться с этими проблемами, достаточно учесть те факты и причины, почему малыш отказывается от молока матери. Но если проблема уже возникла, ее необходимо решать незамедлительно.
Даже если лень заложена в ребенке на генетическом уровне, его можно заставить употреблять грудное молоко, причем самостоятельно. Здесь прибегают к простым действиям:
Перед кормлением наладьте с малышом контакт. Поймите, кормление должно быть в радость, а не в тягость. У вас ровно столько молока, сколько необходимо ребенку. И не следует постоянно контролировать сцеженные объемы, взвешивать ребенка после кормления – таким образом, вы создадите тревогу вокруг процесса. А дети чувствуют подобное нутром – капризы и отказы вам обеспечены. Будьте ближе с ребенком и у вас все получится!
Общаясь между собой, мамочки любят хвалиться достижениями своих любимых чад: «мой уже в кроватке стоит», «а мой уже ползает хорошо», а твой малыш не спешит за сверстниками и только начал сидеть. Нужно ли беспокоиться и что-то предпринимать, волнуется мама, или малыш просто развивается по своему собственному графику.
Мой второй сынок в свои восемь с половиной месяцев и не думает ползать, а первый в этом возрасте уже носился за мной ползком по всей квартире, как маленькая игуана. И все остальные свои навыки мой младший сын приобретал немного позже своих сверстников.
Психомоторное развитие ребенка зависит от многих факторов: от течения беременности и родов, наличия или отсутствия у малыша заболеваний, темперамента крохи и наконец, от того как с ним общаются и занимаются мама и другие члены семьи. Для малышей первого года жизни составлен примерный календарь развития его умений и навыков, которыми карапуз должен овладевать в каждом месяце своей жизни. И мама, и врачи, ориентируясь на этот календарь, могут оценить есть ли задержка психомоторного развития или нет. Но все же каждый приобретаемый навык имеет определенный коридор в несколько месяцев, и лишь после пересечения критической границы этого коридора нужно насторожиться и можно вести речь о задержке развития. Например, в среднем к семи месяцам ребенок самостоятельно сидит, но один малыш может уверенно сидеть уже в 5,5 месяцев, а другой уверенно сядет только к 8-ми. И только если после 8 месяцев ребенок не сидит, идет речь о задержке.
Безусловно, каждый малыш должен своевременно наблюдаться у педиатра и невролога, которые в случае необходимости, назначат крохе дополнительное обследование или лечение. Но если малыш здоров и просто не торопится учиться новому, не стоит волноваться и форсировать события. Ему лишь нужно немножко помочь.
Ленивому малышу обязательно нужен массаж и гимнастика, а для этого ему нужна не ленивая мама. Массаж очень полезен малышам с первых недель жизни, и его под силу делать каждой заботливой маме. Массаж укрепляет мышцы, улучшает работу сердечнососудистой системы, улучшает пищеварение, способствует лучшему физическому и эмоциональному развитию малыша и, наконец, позволяет и маме и малышу получить удовольствие от общения друг другом.
Очень эффективна в укреплении мышечной системы и гимнастика. Вот несколько упражнений, которые нравятся моему сыночку:
— «качалка» для укрепления мышц брюшного пресса. Малыш лежит на спине, мама захватывает его кисти рук, закладывая в них большой палец, и подтягивает туловище малыша в сидячее положение, в котором задерживает на несколько секунд и осторожно опускает его в лежачее положение. Это упражнение мы делаем с 5 месяцев, и оно помогло нам научиться сидеть.
— «нижний брейк» для укрепления мышц спины. Малыш лежит на животе, голова повернута набок, ручки вдоль тела, а мама, обхватив руками голени и нижнюю поверхность бедер малыша, приподнимает ножки и таз вверх, при этом грудь, плечи и головка не отрываются от стола.
— «подтанцовка» для укрепления ножек. Мама держит малыша под мышками вертикально, а он, опираясь на всю стопу, пританцовывает, желательно под музыку.
— покачивание на четвереньках поможет малышу научиться ползать. Мама ставит малыша на четвереньки, поддерживая его, и раскачивает вперед-назад.
— «сели – встали» помогает укрепить ножки. Самое любимое упражнение моего сына. Мама захватывает кисти рук малыша, закладывая в них большой палец, и подтягивает его туловище из положения сидя в положение стоя, в котором задерживает на несколько секунд и осторожно опускает его в сидячее положение.
Выполнения любых гимнастических упражнений должно проводиться не раньше, чем через 40 минут после еды, малыш должен быть в хорошем расположении духа, а чтобы получить больше удовольствия от процесса включите веселую музыку или напевайте любимую песенку.
Ленивому малышу нужна мотивация. Любому ребенку свойственно любопытство и интерес ко всему новому. Создайте малышу безопасные условия для познания мира и для того чтобы получить желаемый объект, он сам начнет осваивать новые движения. На мой взгляд, самое лучшее место для исследовательских поползновений – это пол. Главное, чтобы он был безопасным и чистым. Я выкладываю своего ленивца на пол с 4х месяцев. Сначала это был развивающий коврик, потом я присаживала его и обкладывала с трех сторон подушками, а перед ним раскладывала всякие занятные вещицы, а сейчас в его распоряжении весь пол. И хотя он и не ползает, но движения его с каждым днём становятся увереннее и разнообразнее. И уж не знаю как ему это удаётся, но он умудряется тихой сапой достать любую интересующую его вещь, где бы она ни лежала.
Ленивого малыша не нужно торопить. Если заставлять кроху делать то, что ему не по силам, у него могут возникнуть страх и негативное отношение к новым занятиям, и он не скоро захочет возобновить попытки. Но при этом необходимо внимательно наблюдать за малышом и когда он начнет осваивать какое-нибудь новое движение, нужно ему немного помочь в том, что у него не получается. Например, подтянуть застревающую ручку или ножку, или показать как правильно ручки и ножки поставить, чтобы переместиться из одного положения в другое, а самое главное показать, что в новом положении малыш может достать то, к чему он стремиться. Помогать таким образом малышу нужно до тех пор, пока у него самого не начнет получаться.
Любимая поговорка моего мужа – «Плохая лошадь берет со старта». Не волнуйтесь и не форсируйте события, и ваш карапуз, когда придёт время, не только догонит своих сверстников, но может и перегонит их. К тому же, в том, что кроха ленится, есть и свои плюсы: во-первых, каждое его новое достижение вызывает двойную радость у всех членов семьи, а во-вторых, за ним гораздо легче присматривать, чем за активным и подвижным ребенком. Успехов!
Юлия Лопина
P.S. Мой малыш к 9 месяцам наконец-то пополз, уж очень хотелось ему достать укатившийся от него мячик. Теперь за ним нужен глаз да глаз и все чаще я ловлю себя на мысли — Господи, как было хорошо, когда он просто сидел!