Лиза | Эраст | |
Качества характера | Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. | Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. |
Внешность | Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную барышню из высшего общества. | Молодой, хорошо одетый человек. У него были нежные глаза и красивые розовые губы. Лицо приятное и доброе. |
Социальное положение | Дочь зажиточного поселянина; позже сирота, живущая с матерью старушкой. Простая девушка, крестьянка. | Молодой офицер, дворянин, довольно знатный господин. |
Поведение | Содержит свою больную мать, не умеет читать и писать, часто поет жалобные песни, хорошо вяжет и ткет. | Ведет жизнь настоящего барина, любит развлекаться и нередко играет в азартные игры (проиграл всё имение, в то время как должен был воевать), читает романы и идиллии. Плохо влияет на Лизу. |
Чувства и переживания | Жертва чувств. Всем сердцем любит Эраста. Поцелуй его и первое признание в любви отозвались в душе девушки восхитительной музыкой. Каждую встречу она с нетерпением ждала. Позже Лиза глубоко переживает случившееся. Можно заметить, когда молодой человек соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Узнав, что Эраст женится, недолго думая несчастная девушка бросилась в реку. Для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце. | Хозяин чувств. Большую часть своего времени он не знал чем себя занять и ждал чего-то иного. Он «искал» удовольствие в забавах». В городе происходит встреча, и Эраст испытывает чувства к «дочери природы». Он нашел в Лизе то, что сердце его так долго искало. Но вся эта привязанность скорее была иллюзией, потому что любящий человек так не поступил бы, а после смерти Лизы его печалит не потеря любимой, а чувство вины. |
Отношение к окружающим | Очень доверчива; убеждена, что вокруг только добрые и хорошие люди. Лиза гостеприимная, услужливая и благодарная | Частый гость светских мероприятий. Об отношении к другим людям в повести не говорится, но можно сделать вывод, что он в первую очередь думает о себе. |
Отношение к богатству | Бедна, зарабатывает деньги трудом (собирает цветы), чтобы содержать себя и свою маму; моральные качества важнее материальных средств. | Довольно богат; всё измеряет деньгами; вступает в брак по расчёту, покоряясь обстоятельствам; пытается откупиться от Лизы ста рублями. |
Лиза | Эраст | |
Внешность | Необычайно красивая, молодая, светловолосая. | Красивый, молодой, статный, обаятельный |
Характер | Нежная, чувственная, кроткая, доверчивая. | Слабохарактерный, двуличный, безответственный, трусливый, от природы добрый, но ветряный. |
Общественное положение | Крестьянская девушка. Дочь зажиточного поселянина, после смерти которого обеднела. | Светский аристократ, богатый, образованный. |
Жизненная позиция | Жить можно только честным трудом. Нужно заботиться о матери, не огорчать ее. Быть честной и милой с окружающими. | Жизнь была ему скучна, поэтому он часто искал развлечений. |
Отношение к моральным ценностям | Ценила моральные ценности превыше всего. Отступиться могла только ради кого-то, а не по собственной прихоти. | Мораль он признавал, но часто отступал от ее принципов, руководствуясь лишь собственными желаниями |
Отношения к материальным ценностям | Расценивает деньги лишь как средство к существованию. Никогда не гналась за богатством. | Считает богатство основополагающим фактором веселой, счастливой жизни. Ради богатства женился на пожилой женщине, которую не любил. |
Нравственность | Высоконравственная. | Все помыслы его были высоконравственными, но поступки противоречили этому. |
Отношение к семье | Предана своей матери, горячо любит ее. | Не показаны, но скорее всего, он предан семье. |
Отношение к городу | Выросла в деревне, поэтому любит природу. Предпочитает жизнь в глуши городской светской жизни. | Целиком и полностью городской человек. Ни за что не променяет городских привилегий на деревенскую жизнь, только с целью развлечься. |
Сентиментализм | Чувственная, ранимая. Не скрывает чувств, способно говорить о них. | Чувственный, порывистый, сентиментальный. Способен переживать. |
Отношение к любви | Любит чисто и преданно, целиком и полностью отдавшись чувствам. | Любовь — как развлечение. В отношениях с Лизой им движет страсть. Когда никаких запретов больше нет, он быстро охладевает. |
Значение общественного мнения | Для нее не имеет значение, что о ней говорят. | Зависит от общественного мнения и положения в обществе |
Взаимоотношения | Ее чувства с самого начала были кристально чистыми. Влюбленность переросла в крепкую любовь. Эраст был идеалом, единственным и неповторимым. | Чистая красота Лизы завлекла Эраста. Сначала, его чувства были братские. Он не хотел мешать их с похотью. Но со временем, страсть победила. |
Сила духа | Не смогла совладать с болью в душе и предательством. Решилась на самоубийство. | Эрасту хватило силы духа признать себя виновным в гибели девушки. Но все же не хватило силы духа сказать ей правду. |
Характеристика Лизы из «Бедной Лизы» важна для понимания общей идеи произведения. Н. М. Карамзин старался показать чистую и невинную душу, любовь которой привела к трагедии.
Лиза - красивая девушка. Автор произведения отмечает ее «редкую красоту». У Лизы были светлые волосы и голубые глаза, которые смотрели всегда открыто и чисто. Рассказчик называет девушку прекрасной, отмечая и внешнюю, и внутреннюю красоту.
Описывая персонажа, Н. М. Карамзин хочет показать, что Лиза чиста как внутренне, так и внешне. Героиня «прекрасна душой и телом».
Характеристика бедной Лизы раскрывается прежде всего через ее личностные качества. Лиза - отличная хозяйка, она очень трудолюбива, постоянно занята каким-либо делом. Девушка - искренняя и любящая. Она всем сердцем любит свою мать, ради которой готова на многое.
Героиня умеет общаться с окружающими людьми, она добра и гостеприимна. Лиза честна с другими и с самой собой. Когда за собранные цветы девушке предлагают не 5 копеек, а целый рубль, она отказывается. Честь для нее превыше всего.
В отношениях с Эрастом она проявляет добродушие, нежность и искреннюю любовь. Способность Лизы к любви делает тематику всего произведения новаторской: Н. М. Карамзин показал, что и «крестьянки любить умеют». Причем любовь Лиза оказалась глубже и чище, чем любовь Эраста.
Несмотря на невинность и другие положительные качества, Лиза - неопытное создание. Она наивна, из-за чего ей сложно перенести обман и предательство любимого человека.
На момент повествования Лизе 17 лет. Она живет с матерью, ведет домашнее хозяйство. Отец героини умер, когда Лизе было 15 лет. С этого момента она взяла всю ответственность на себя за свою жизнь и за жизнь своей матери. Лиза содержит свою больную мать, потому что искренне любит ее и хочет ей помочь. Для этого героиня постоянно трудится. Лиза - мастерица на все руки: она плетет корзинки, собирает цветы, которые затем продает. Именно тогда она встречает Эраста, любовь к которому разрушила судьбу девушки. Лиза с первых минут любви полностью отдалась этому чувству. Она думала лишь о возлюбленном, делала все ради него. Из-за своей наивности Лиза не заметила, что чувства Эраста постепенно начали остывать. Героиня рассказа полностью доверяет возлюбленному, поэтому его поступок ранит сердце Лизы. Девушка не может вынести предательство Эраста и бросается в пруд.
Доктор Лиза: 5 поступков Настоящего ЧеловекаСегодня вспоминаем слова и поступки филантропа, правозащитника, врача-реаниматолога и общественного деятеля Елизаветы Глинки, погибшей в авиакатастрофе над Черным морем.
Это было много лет назад, я тогда представления не имела, что это за место. Стоя перед вывеской, я спросила: что это? Мой муж ответил: «Это место, где умирают».
Елизавета Петровна не раз говорила, что не любит, даже ненавидит смерть. Но тогда ей захотелось зайти внутрь. Потом Глинка рассказывала:
Когда я увидела крошечный хоспис в Берлингтоне, в котором лежат 24 больных и медперсонал исполняет любое их желание, когда оказалось, что люди на пороге смерти могут быть чистыми, накормленными, неуниженными - это перевернуло мою жизнь.
Пять лет Елизавета Петровна посещала хоспис в качестве волонтера и училась ухаживать, а не лечить. И когда в Америке появилась специализация по паллиативной медицине, сразу же отучилась на нее. А в 1999 году основала в Киеве первый хоспис при онкологической больнице.
Мой внутренний двигатель - это любовь. Я люблю наших больных, очень. Ведь на самом деле разница между мной и Марьиванной, которая лежит в хосписе, только одна: она знает, когда она умрет, а я когда умру - не знаю. Вот и всё.
Сейчас Илья уже взрослый 22-летний парень. Три года назад он подарил Елизавете Петровне первую внучку. На своей странице в социальной сети Илья выложил фото с мамой и подписью: «Я не могу поверить».
В своей колонке для издания «Сноб» журналист Ксения Соколова вспоминает, как сопровождала Елизавету Петровну во время поездки в Донецк в 2015 году. Оттуда они должны были вывезти 13 детей, а вывезли 10. Еще около 50 малышей остались ждать помощи. На вопрос, почему нельзя забрать всех сразу, Доктор Лиза ответила:
…мы можем взять только один автобус - колонну с большей вероятностью обстреляют.
Совсем недавно, еще на прошлой неделе, Доктор Лиза привезла с Донбасса еще 17 малышей для лечения и реабилитации в московских больницах.
Я буду курировать это отделение. Хочу, чтобы дети были обеспечены не только концентраторами кислорода, пеленками и остальным, но и расходными материалами, которые часто бывают недоступны. Не секрет, что такие дома ребенка и именно такие дети финансируются, к сожалению, по остаточному принципу. Их не усыновят, они не поправятся никогда.
Но можно поддерживать их жизнь в достойном состоянии, чтобы они чувствовали себя комфортно. Если задыхается - давать кислород. Неудобна поза, в которой он сидит - найти приспособления, чтобы ему было удобно. За границей в хосписах много специальных приспособлений, вплоть до ложечек, которыми кормят. У нас этого ничего нет. Нужно с чего-то начинать...
Доктор Лиза хотела открыть такие отделения при каждом специализированном Доме ребенка, во всех регионах России.
Мне очень трудно видеть убитых и раненых детей Донбасса. Больных и убитых детей Сирии. Трудно сменить привычный образ горожанки на жизнь 900 дней во время войны, в которой сейчас гибнут ни в чем не повинные люди.
Увы, Доктор Лиза знала, о чем говорит. Пророческими оказались и слова, которыми она завершила свое выступление:
Мы никогда не уверены в том, что мы вернемся назад живыми, потому что война - это ад на земле, и я знаю, о чем я говорю. Но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия.
Елизаве́та Петро́вна Гли́нка (широко известна как До́ктор Ли́за; 20 февраля 1962 года, Москва - 25 декабря 2016 года, акватория Чёрного моря близ Сочи, Россия) - российский общественный деятель и правозащитник. Филантроп, по образованию врач-реаниматолог, специалист в области паллиативной медицины (США), исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь». Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека.Решением Министра обороны России имя Елизаветы Глинки будет присвоено одному из медицинских учреждений Минобороны. Её именем будут названы Республиканская детская клиническая больница в Грозном и хоспис в Екатеринбурге.
Тема урока: Образы главных героев, их поступки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Тип урока : развитие речи
Цели : 1.Способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика; Рассмотреть образы действующих лиц. Учить работать с текстом выборочно. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания. Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.
Оборудование урока : учебник, текст повести, иллюстрации, музыкальное сопровождение: « Andante » Моцарта; эпиграфы, презентация к уроку.
В душе померк бы день, И тьма настала вновь,
Когда бы на земле, изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил
А кто не знал любви, тот все равно, все равно, что не жил.
Ж.Б. Мольер (1622-1673)
Ход урока:
Огрмомент. Распределение по группам.
Литература – удивительный предмет, который приближает к нам прошедшие века. Благодаря книгам мы переносимся то в XII век, то путешествуем по XVIII .
Дома вы прочитали сентиментальную повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», созданную в 1792 году. Ребята, действительно ли повесть является сентиментальной? И что за направление – сентиментализм? (минута на обсуждение)
2.Ввод в тему урока.
Наш сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа – это слова французского писателя 17 века Ж.Б. Мольера. Прошу Вас прочитать и ответить на вопрос: К кому из героев можно его адресовать? И почему? (Лизе и Эрасту, автору). Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Откройте тетради и запишите тему урока «Образы главных героев, их поступки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Давайте определим цель нашего урока. (Рассмотреть образы главных героев, их поступки)
Ну а какое же ключевое слово можно выделить из эпиграфа? (Любовь) Что вам известно о любви вообще? (Дискуссия)
Я вполне согласна с вами, в словаре С.И. Ожегова Любовь - 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь. И в повести мы увидели одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым автор показывал многоликость этого чувства и как бы давал понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно). И об этом мы тоже будем говорить на уроке
Основная часть урока.
Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий. Внимание, Проблемный вопрос « Почему герои повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - не могут быть счастливы ни в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Счастлив ли третий герой повести – автор? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим образы главных героев
Задание для 1 группы
Составить постер по теме « Образ Лизы» (что означает ее имя, черты ее характера (эпитеты), воспитание Лизы, Жизненные ценности Лизы). Начертить диаграмму чувств Лизы.
Задание для 2 группы
Составить постер по теме «Образ Эраста» (что означает его имя, черты его характера (эпитеты), воспитание Эраста, Жизненные ценности Эраста). Начертить диаграмму чувств Эраста.
Задание для 3 группы
Составить постер по теме «Образ автора» (показать роль автора в повести, как он относится к своим героям, какую оценку дает автор поведению своих героев в различных элементах композиции).
Для составления постера вам дается (доказательство надо предоставить отрывками из текста).
Защита постеров.
Оценивание групп.
Высказывание групп
Просмотр отрывка из мультфильма «Бедная Лиза»
А теперь я предлагаю Вам посмотреть отрывок из мультфильма, снятого по повести «Бедная Лиза». Определить, какой элемент композиции здесь показан?(2 мин) (просмотр и обсуждение). И здесь я с вами вполне согласна.
Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)
Перекрестные вопросы.
А сейчас я даю Вам время для того чтобы вы составили сложный вопрос для соседней группы. Вспомним с каких слов могут начинаться сложные вопросы? (Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...?Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? Согласны ли вы...? ) Перед вами лежат ландыши, напишите на них по одному вопросу и передайте 1 группа -3 группе, 2 группа -1 группе, 3 группа – 2 группе) Время – минута. Передали. Группы вам на обсуждение 1 минута. Ответы.
Пятистишье
А сейчас я предлагаю вам записать пятистишье. Ключевое слово ЛЮБОВЬ
Но 1 группа «Что значит Любовь для Лизы»,
2 группа «Что такое любовь для Эраста»,
3 группа «Что такое любовь для автора» (2 минуты)
Ответы на проблемный вопрос
А теперь возвращаемся к нашему вопросу
Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
Домашнее задание. Сегодня в качестве домашнего задания, мы используем методику РАФТ и напишем письма героям и от героев
РАФТ
Группы
Роль
Адресат
Форма
Тема
1 группа
Лиза
Мама
Письмо- прощение
«Мое минутное счастье стало несчастьем нашей семьи»
2 группа
Эраст
Лиза
Письмо-страдание
«Я не могу утешиться и считаю себя убийцей»
3 группа
Современной молодежи
Письмо -оправдание
«Всякое страдание получит награду»
Итоги урока. Выставление оценок. Прошу всех спикеров дать оценку каждому члену группы, прокомментировав результат работы. Подведение итогов. А теперь возьмите в руки свои цветы, которые вы получила в начале урока, напишите какие чувства вызвала в Вас сентиментальная повесть «Бедная Лиза». Сейчас мы соберем корзину чувств.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо.
Фамилия, имя учащегося
Задание №1
д/з и обсуждение эпиграфа
5б
Задание №2 Работа в группе по заполнению и защите постера
10б
Задание №3
5б
Задание №4 Пятистишье
5б
Итого 25-23б – «5»
22-20б – «4»
19-17б– «3»
Фамилия, имя учащегося
Задание №1
д/з и обсуждение эпиграфа
5б
Задание №3 Перекрестные вопросы(участие в составлении сложных вопросов и ответы на них)
5б
Задание №4 Пятистишье
Самостоятельное составление пятистишья
5б
Итого 25-23б – «5»
22-20б – «4»
19-17б– «3»
Фамилия, имя учащегося
Задание №1
д/з и обсуждение эпиграфа
5б
Задание №2 Работа в группе по заполнению и защите постера 10б
Задание №3 Перекрестные вопросы(участие в составлении сложных вопросов и ответы на них)
5б
Задание №4 Пятистишье
Самостоятельное составление пятистишья
5б
Итого 25-23б – «5»
22-20б – «4»
19-17б– «3»