Почему дети одиноки в семье. Детское одиночество

Одиночество ребенка в семье.

Чувство одиночества, ненужности возникает уже самого раннего возраста. Как ни странно это звучит, но его начинают формировать родители ребенка. Я не раз слышала такие фразы: «Будешь плохо себя вести, отдам другой маме». Или «Отдам дяде», «Оставлю тебя на улице», «Оставайся один». Родители не задумываются над этими фразами, шутливыми угрозами. Но эти фразы, произнесенные самыми близкими людьми, уже зарождают у ребенка тревогу, неуверенность, страх.

Ради многого мы отказываемся от главного. А главное это наш близкий человек. Одним из самых близких для нас является наш ребенок.

Мы не специально обделяем вниманием своих детей. Большую часть времени каждый из нас проживает на работе, и, оказываясь в пространстве собственной семьи, чаще всего попросту не способен перестроиться. Отсюда и одна из самых распространенных ошибок в диалоге с ребенком – мы начинаем разговор о том, что создает проблемы для нас, как родителей: оценки, учебный процесс и успеваемость, здоровье ребенка, его поведением и даже целость одежды и обуви. Стандартные вопросы родителей: «ну как там, в школе? спрашивали?», «чем кормили на обед?», «уроки сделал?», «устал?» - предполагают подобные же ответы ребенка: «нормально», «нет», «как обычно». Играя, общаясь и уча ребенка, мы готовим его к взрослению. «Детство, - замечает профессор МГУ, Дмитрий Леонтьев, - должно быть детством, но именно в нем должна постепенно вызревать взрослость». А вызревает взрослость благодаря усвоенным светлым детским воспоминаниям: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть».

Лишенный диалога и совместной деятельности с родителями, ребенок с детства усваивает состояние апатии и начинает скучать. Названные проявления как раз свидетельствуют о крепнувшем экзистенциальном вакууме. А данный вакуум есть состояние внутренней опустошенности и бегство от реальности. Апатия, согласно австрийскому психиатру и психологу Виктору Франклу (1905-1997) - неспособность проявить инициативу. А скука есть ничто иное как неспособность проявлять интерес. Казалось бы, кому, а ребенку должно быть многое интересно и он по определению должен быть инициативен. Но в современных семьях все чаще дети обслуживают заявленный интерес своих родителей, не обнаруживая свой собственный. Да и откуда ему взяться, если его не помогли нащупать самые близкие…

Стоит ли после этого удивляться безынициативным молодым людям, которые «ничего не хотят» и им уже «ничего не нужно»? Мы сами опустошаем своего ребенка, делая его беззащитным перед злом. На первый взгляд мы заботимся о ребёнке: его поведении, оценках, внешнем виде и физическом здоровье. И это правильно. Положа руку на сердце, скажите честно, разве не о своем имидже мы заботимся в первую очередь? Ведь по нашему ребенку нередко судят о нас. Вероятно по этой причине мы часто бросаем в сердцах ребенку допустившему очередную ошибку: «как я буду людям в глаза смотреть?!»; «что теперь обо мне подумают?!».

Никогда не поздно начать слушать и научится слышать своего ребенка.

Ребенок воспитывается сердцем. А это как? Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы вместе с ним проживали важные моменты его жизни. «Способность вступать с ребенком в событие, и составляет суть родительского отношения», - замечает проф. Виктор Слободчиков. А еще лаконичнее и глубже об этом сказал св. апостол Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Иными словами нам необходимо находиться рядом с ребенком в его переживании печального или радостного события.

Педагог-психолог МОБУ СОШ им. Ф. Султанова

Трубкулова Римма Махмудовна

Психолог.

Одиночество детей может быть физическим и психологическим. Физическое одиночество – вынужденное, появляется в ситуациях, когда маленький ребенок остается физически один, без присутствия родителей. Ведь именно через них, особенно через мать ребенок ощущает свою связь с миром, ему важно чувствовать себя взаимосвязанным. Э.Фромм пишет, что физическое одиночество непереносимо, если к нему присоединяется и моральное, когда возникает чувство изолированности. Естественно, чем меньше ребенок, тем сильнее он нуждается в матери, тем сильнее зависит от нее его самоощущение.

Физическое одиночество может переживать младенец, оставленный мамой, пусть даже на короткое время. Физическое одиночество становится естественным, когда ребенок взрослеет и учится бывать без мамы, (например, проводит иногда время с бабушкой, появляется этап детского сада), а потом учится быть дома одному. Умение быть одному является необходимым для развития человека.

Психологическое одиночество ребенок переживает, если не чувствует любви, заботы, внимания, его эмоциональные потребности не удовлетворяются, его не понимают, не принимают, не слушают, не учитывают. Поэтому проблема одиночества ребенка очень часто обусловлена именно семьей, в которой он живет. Одиночество детей в мире взрослых довольно часто выявляется при работе с психологом, куда сами родители приводят ребенка, когда у него появляется проблема с поведением, учебой, интернет-зависимостью и т.п.

Одинокими часто чувствуют себя дети, чьи родители много работают, и детям приходится часто оставаться одним, причем сейчас появляются тенденции оставлять дома одних детей все меньшего возраста. Если физическое одиночество дети приучаются переживать, то психологическое в наше время часто заглушают гаджетами, которые получают в свои руки довольно в раннем возрасте. Одиночество может поспособствовать тому, что ребенок пойдет легко на контакт с тем, кто проявит к нему внимание, а это могут быть люди, у которых намерения не самые лучшие.

Одиночество могут переживать и дети, чье общение со сверстниками не задалось. Уже в садике бывает так, что ребенку трудно найти друзей, но еще сложнее эта проблема проявляется у школьников. Ощущая отвержение со стороны сверстников ребенок начинает ощущать себя одиноким, появляется серьезная болезненная душевная рана. Родителям очень важно понимать, что происходит с ребенком, а для этого необходимо строить с ним доверительные отношения. В случае, когда ребенок жалуется, что ему не с кем дружить, или его отвергают, важно услышать его и вовремя среагировать. Важно понять, какова проблема самого ребенка, что с ним не хотят общаться. Может быть слишком зажат, застенчив, или с ним скучно, или он склонен стоять только на своем, не учитывая желания других, не умеет уступать, или слишком груб и агрессивен, а может не хватает навыков общения, или не может быть с другими сверстниками на "одной волне", разделить с ними интересы, или найти тех, с кем они могут быть общие. Важно слушать, то ребенок говорит о других детях, не считает ли он их лучше, или хуже себя, ведь это может показать, что есть искажения самооценки.


Бывает и так, что действительно ребенок окружен другими детьми, с кем находится мало общего. Дети, которые сильно отличаются чем-то, к сожалению нередко чувствуют себя непринятыми. В таком случае можно помочь ему, предлагая альтернативные варианты для общения. Это могут быть кружки, студии, разные секции по интересам, где более вероятно, что ребенок найдет друзей, с кем есть нечто схожее в интересах.


Многие маленькие дети понимают концепцию одиночества и чувствуют себя одинокими, как показало исследование Cassidy &, Asher, 1992. Например, детсадовского возраста и первого класса на вопрос "Что такое одиночество" отвечали, что это когда "грустно и одиноко", на вопрос откуда оно происходит, отвечали "никто не играет", а на вопрос, что можно сделать, чтобы преодолеть чувства одиночества – отвечали "найти друга". Исследование Kochenderfer & Ladd, 1996, показало, что чувству одиночества у маленьких детей могут способствовать конфликты дома, переход в новую школу или переезд, потеря друга, или домашнего питомца, развод родителей, смерть близкого человека. Среди других факторов – отвержение сверстниками, отсутствие социальных навыков и знаний о том, как подружиться, личными особенности (например, застенчивость, тревога и низкая самооценка). Дети детсадовского возраста, которые подвергаются "террору" со стороны сверстников сверстников (физически или психологически) показывают более высокий уровень одиночества, страдания и негативного отношения к школе, чем дети, не подвергаемые насилию.

Одиночество в детстве, вызванное отвержением сверстников, имеет такое последствие, как снижение самооценки, ведь ощущая социальную изоляцию, он начинает чувствовать себя "инаковым", хуже чем другие, теряя надежду, что когда-то найдет друзей.

Хочется также обратить внимание, что теория К.Г.Юнга говорит о том, что есть люди экстратимы и инротимы, что обусловлено темпераментом, психофизиологией, и заметно еще с детства. Родителям можно порекомендовать следующее: если ребенок интротимный (любит быть один, с удовольствием и упоением чем-то занимается самостоятельно), то важно его учить видеть удовольствие от общения с внешним миром, открываться навстречу другим людям. Если ребенок экстратимный (очень нуждается в компании, аудитории), обучать его быть с самим собой наедине, например слушая музыку, читая, занимаясь чем-то интересным). Таким образом можно поспособствовать тому, что дети будут и уметь общаться и получать удовольствие от общения, а также будут способны находиться наедине с собой без дискомфорта и тревоги.

Подростковое одиночество

Существует мнение, что впервые одиночество переживается очень остро именно в подростковом возрасте, чему являются причинами следующие факторы:
  • Актуализация растущих социальных потребностей (в отношениях со сверстниками, друзьями, другими людьми; в причастности и признании разными социальными группами);
  • Потребность в уединении, необходимая для самопознания, оценки себя и своих отношений с людьми, прибывание наедине со своей внутренней жизнью.
По мнению Дж.Олдри, если у подростка сильно преобладает потребность в уединении, то это тревожный сигнал, так как может привести к состоянию хронического одиночества. Это может указывать на то, что не ладятся отношения со сверстниками, и стремление к уединению тогда выступает как деструктивное изменение. Именно общение со сверстниками, дружеские связи помогают им учиться взаимодействовать, находить поддержку, понимание, учиться поддерживать и понимать, утверждать себя, строить доверительные отношения. Эти потребности подросток уже не в состоянии удовлетворить в семье, для этого обязательно нужны другие, в особенности сверстники.

Однако, переживанию одиночества в подростковом возрасте может способствовать и отсутствие понимания и признания со стороны родителей. Быть не понятым, ощущать что не учитывается твое мнение, а иногда и существует запрет на собственное мнение, условная, требовательная любовь родителей, препятствование самостоятельности, свободе, личному пространству – все это может способствовать тому, что подросток уходит в себя, закрывается, и что опаснее всего, может начаться депрессивное состояние. Кстати, чувство непонимания подростки испытывают в семье зачастую потому, что родители не способны принять их не только "хорошими". А они нуждаются в принятии и понимании больше всего тогда, когда взрослым меньше всего нравится их поведение.

По мнению С.Малышевой и Н. Рождественской подростковое одиночество может переживаться в связи с осознанием своей личности, как уникальной и неповторимой. Однако переживание уникальности может натолкнуть на мысль о том, что эту уникальность никто не сможет понять по-настоящему, а значит способствовать ощущению обреченности на одиночество. К переживанию подростком одиночества может привести и экзистенциальный кризис "смысла жизни".

Одиночество подростков становится опасным, когда становится хроническим, способствуя возникновению депрессии и вследствие этого, суицидальному поведению.


Литература по коррекции подростково одиночества говорит, что она может быть решена следующими путями: обучение подростков социальному взаимодействию, созданию новых связей, психологическая работа по коррекции своих внутренних качеств, навыков общения. Последнему хорошо помогают тренинги для подростков, направленные на развитие навыков общения и повышения уверенности в себе.

Важно помнить и о другом, дети и подростки зачастую не могут объяснить взрослым, что они чувствуют, некоторым детям представляется трудным открыться. Поэтому нельзя недооценивать роль взрослых, находящихся рядом с детьми и подростками – родителей, родственников и учителей. Если у ребенка появилась тревожность, неуверенность, он кажется робким, грустным, то следует насторожиться, так как возможно он чувствует себя одиноким. Возможно ребенок чувствует себя отвергнутым своими сверстниками, или испытывает недостаток в социальных навыках, а может быть испытывает на себе травлю в школе. Абсолютно простой вопрос, но дающий соломинку, вытаскивающий ребенка наружу, к миру из переживаний внутреннего одиночества: "Мне кажется, тебе грустно и одиноко, не так ли?". И когда ребенок расскажет о том, что с ним происходит – есть шанс помочь ему исправить ситуацию, поддерживая, направляя, проявляя чуткость и любовь. Страшнее всего, когда нет ни одного человека вокруг, кто обратил бы внимание на то, что с подростком что-то происходит и проявил участие.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Потребность в общении, в эмоциональной близости — одна из базовых для любого человека, в том числе и для ребенка. Всем родителям хочется, чтобы у их малышей еще в детстве появились настоящие друзья. Но что делать, если у ребенка не получается завязывать дружеские отношения? Как помочь малышу, который чувствует себя одиноким? Разбираемся вместе с психологом Светланой Пятницкой.

Почему ребенок одинок

Чтобы помочь малышу, переживающему одиночество, важно понять, почему среди сверстников нет близких для него людей.

Переезд в другое место, переход в новую школу или класс

Оказываясь в новой обстановке, утрачивая привычный круг общения, ребенок поначалу будет ощущать одиночество особенно остро. Но со временем это пройдет, ведь у него появятся новые друзья.

Особенности в поведении и внешности

В детском коллективе ребенка, который не похож на других, зачастую выбирают как . Если у малыша нервный тик или заикание, выраженная хромота, чрезмерная эмоциональность, к сожалению, он легко может стать объектом насмешек сверстников.

Отличия во взглядах, жизненных принципах, приоритетах

Ребенок может быть воспитан так, что ему сложно будет находить точки соприкосновения с другими ребятами.

Есть дети, которыми занимается старшее поколение с «устаревшими» идеалами, и они перенимают жесты, манеру общения таких взрослых. Таких малышей сразу видно: они употребляют обороты и выражения, которые давно не используются, вздыхают, причитают, шаркают, похожи на маленьких старичков, слишком, не по-детски, принципиальны в некоторых вопросах.

Другие дети транслируют миру ценности своей семьи, что может вызывать отторжение у других ребят: «У вас машина допотопной марки», «Книжки — это для бездельников, так моя мама говорит».

Влияние родителей

Мама или папа могут отрицательно отзываться о других детях: «Не дружи с этим мальчиком, он не достоин твоего внимания», «Эта девочка тебя плохому научит, не надо с ней общаться».

Влияние учителя

Для детсадовцев и учеников начальной школы фигура взрослого очень авторитетна, и они зачастую солидарны с просто потому, что он «задал тон». «Ты, как всегда, не справился с заданием», — дети могут хуже относиться к ребенку, который слышит такое от педагога.

Самооценка

Ребенку сложно сблизиться с кем-то, если он , а потому недостойным. Завышенная самооценка также мешает найти друзей. Дети не любят ни тех, кто задирает нос, ни тех, кто отчаянно нуждается в их внимании и пытается угодить, задабривая конфетами.

Как помочь ребенку справиться с одиночеством

Проявите чуткость

Первое, что вы можете сделать, — это разобраться с причинами одиночества и дать малышу уверенность в том, что ваш дом — это место, где его принимают и любят, а его ситуация — это временная трудность, с которой можно справиться. Только воздержитесь от обесценивающих выражений: «Да ладно, у тебя таких друзей еще знаешь сколько будет! Стоит ли из-за такой ерунды расстраиваться?». Если ребенок поделился этим, значит, он вам доверяет. Цените это желание рассказать вам о сокровенном и уважайте чувства малыша.

Используйте «Я-сообщения»

Начните разговор так: «Вижу, что ты расстроен чем-то, тебя что-то тревожит который день». Если вы правильно уловили настроение ребенка и попали в больное место, он сам все расскажет. Но если он не захочет говорить, не будьте настойчивы, иначе он замкнется.

Расскажите о своем опыте

Поделитесь своей личной историей, не давая советы, не делая нравоучений: «Мне кажется, я понимаю, о чем ты говоришь. У меня в детстве был похожий случай. Я тебе расскажу, если хочешь, а ты скажешь, правильно ли я тебя понимаю». Этим вы покажете ребенку, что понимаете его боль, разделяете ее, ведь и вы пережили подобное, но все обязательно пройдет.

Обратитесь к литературе

С подобной тематикой. Допустим, сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Но без морализаторства! Не говорите ребенку: «Главный герой — умный, а остальные — глупцы!». Здесь важно пояснить малышу, что все мы разные: «Бывают неприметные люди, которые имеют доброе сердце. Не всем дано разглядеть это. У каждого из нас разные интересы, и кто-то нам близок сразу, а кого-то мы подпускаем к себе со временем. Есть люди, которые нравятся с первого взгляда, но потом понимаешь, что ваши интересы не сходятся. А кто-то сначала не нравится, а после понимаешь, что разделяешь его взгляды». Спросите у ребенка, как он понимает смысл сказки.

Обсудите конкретные ситуации

Ребенок может чувствовать себя отвергнутым и очень переживать, если кто-то из сверстников пригласил на свой день рождения половину класса, а его не позвал. Чтобы помочь малышу справиться с этой ситуацией, объясните ему, почему это могло произойти. Например, потому, что возможности у всех разные, не всегда можно позвать на свой день рождения всех-всех друзей домой или в квартиру. Поговорите о том, что если наши возможности ограничены, нам приходится ограничивать и свои желания.

Спросите у ребенка, кого бы он пригласил на свой праздник, если бы у него была возможность позвать только пять человек. Что бы он сказал тем ребятам, которых позвать не смог? Возможно, ему легче было бы пережить ситуацию, если бы он знал, почему его не пригласили. А после этого разговора он станет понимать, что причина может быть не в нем, и нет повода для грусти.

Как найти друзей

Если ребенок чувствует себя одиноким уже долго, задумайтесь, как это связано с вашей семьей. Что вы, как родитель, делаете для того, чтобы он не чувствовал себя одиноким? Каково отношение к в вашей семье? Не считает ли ребенок себя хуже других потому, что вы не покупаете ему модные смартфоны и дорогие игрушки?

Малыш может ни с кем не дружить еще и потому, что ему не нравятся сверстники, и с этим тоже нужно разобраться. Если у него не совпадают интересы и уровень развития со знакомыми ребятами, нет смысла стремиться заводить с ними отношения во что бы то ни стало. Можно отыскать коллектив по интересам, например спортивную секцию, и там искать новых друзей. Когда есть какое-то занятие, которое ребенку нравится, когда он делает в нем успехи, ему легко найти единомышленников и за пределами школы.

Искать их можно в интернете. Если ребенок увлекается иностранным языком или просто хочет его подтянуть, попробуйте найти друга по переписке, носителя языка. Можно поискать группы по интересам, скажем, поклонников роликовых коньков, чтобы кататься вместе по выходным или после школы.

Если к ребенку уважительно относятся в семье и у него сформировано чувство собственного достоинства и адекватная самооценка, другие дети примут его в свою компанию. И как бы ни складывались отношения вашего малыша со сверстниками, очень важно, чтобы дом стал для него местом силы, где ему всегда рады.

Людей много, а друзей нет. Неизвестный автор

Перевернув горы специальной литературы, вы столкнетесь с огромным количеством объяснений причин детского одиночества. Но чаще всего педагоги, психологи и психиатры видят истоки такого состояния ребенка в его семье.

Считается, что в неполных семьях дети никогда не получат полноценную психологическую защиту. Не случайно, что в таких семьях, в семьях алкоголиков и в семьях, где родственники враждуют друг с другом, где существует опыт суицидального поведения, попытки самоубийства детей встречаются очень часто. Это самый страшный результат одиночества.

Пример такого «классического» одиночества и его последствий – Мэрилин Монро. Незаконнорожденный одинокий ребенок, скитавшийся с детства по чужим домам, потому что мать лечилась в психиатрических больницах. Не потому ли так рано она ушла из жизни, что боялась стать никому не нужной?

Тогда, следуя этой теории, и Исаак Ньютон, чувствовавший себя одиноким и отверженным с двух лет, должен был покончить с собой. Его биография – просто находка для психиатров: рос в неполной семье, слабым, пугливым, не играл со сверстниками. Но он прожил долгую жизнь, а в день его похорон был объявлен национальный траур.

Значит, люди могут вырасти и стать успешными вопреки всем теориям и жизненным обстоятельствам.

Все чаще сегодня встречаются дети, которые, как это ни странно, отвергают сами предлагаемый круг общения. Умея ладить с разными людьми, никого к себе не приближают и ни с кем не сближаются, не боятся отстаивать свое мнение. Последствия такого одиночества нельзя назвать катастрофическими. Ребенок не впадает в депрессию, находится в гармонии с собственным «я», поэтому отсутствие друзей все же не всегда говорит о серьезных эмоциональных проблемах.

Даже в благополучных семьях детское одиночество – не случайный гость. Непонимание родителей, постоянная их занятость на работе, нехватка времени на общение, неумение выслушать, дать дельный совет (проще ведь откупиться, отмахнуться).

Ребенку приходится самому адаптироваться в этом мире, завоевывать авторитет среди сверстников. А как это сделать, когда нет финансовых возможностей выделиться, похвастаться игрушкой, одеждой, отдыхом на престижном курорте? Как это сделать, если ты очкарик, заикаешься или картавишь, не занимаешься спортом?

Растет ребенок, растет его потребность в самовыражении и ему трудно без умных взрослых, способных и обязанных помочь.

Чаще всего дети склонны скрывать, что у них нет друзей, не с кем играть, не с кем даже просто поговорить. О том, что ребенку нужна психологическая помощь, любящие родители без особого труда могут понять сами, понаблюдав за ребенком вовремя прогулок, на отдыхе, во время общения с другими детьми.

Бывает и так, что заботливые родители стараются быть всегда рядом, чтобы помочь ребенку почувствовать себя комфортно в обществе, а в результате – тоже одиночество. Почему?

Еще одно обстоятельство, подталкивающее детей к одиночеству – это то, что благодаря компьютерам, еще не умея читать и писать, дети погружаются в виртуальный мир, который с легкостью заменяет им этот ненадежный и шаткий, непонятный и враждебный мир реальный. Ведь не случайно появился термин «компьютерная зависимость».

В каждом случае детского одиночества нужно разбираться индивидуально. Только родительская забота, терпение, взаимопонимание (иногда и совместное обращение родителей с ребенком к психологам или психиатрам) – все вместе может дать положительные результаты в воспитании коммуникабельного, востребованного и успешного человека.

Людмила Владимировна Кунденок
Одиночество ребёнка в семье

ОДИНОЧЕСТВО РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

В детском саду. У Саши день рождение ему исполнилось пять лет. Дети наперебой стали поздравлять именинника. Маша пожелала здоровья, Петя - новую игрушку, а Дима подошёл и тихо сказал : - «А я желаю тебе, чтобы тебе не было одиноко » . В группе Дима не играет в коллективные игры, старается держаться в стороне, отвергает сам предлагаемый круг общения. У Димы и родители есть и семья благополучная .

Но даже и в благополучных семьях детское одиночество встречается довольно часто. Чаще всего педагоги и психологи видят истоки детского одиночества в семье . Не понимание родителей, постоянная их занятость на работе, нехватка времени на общение, умение выслушать ребёнка . Бывает и по-другому, заботливые родители стараются быть рядом с ребёнком , помочь ему чувствовать себя комфортно в обществе, но в результате всё тоже – одиночество .

Есть и ещё одно обстоятельство, чем больше развивается общество технически, тем больше появляется одиноких людей . Доступна масса занятий, способных заменить человеческое общение. Не исключение и дети. Чем ближе ребенку телевизор или компьютер, тем дальше от него родители и друзья. Но не только компьютеры отдаляют детей от внешнего мира, сам ритм жизни приводит к тому, что взрослые меньше внимания могут уделить детям. Они остаются предоставленными сами себе, мамы рано начинают выходить на работу, папы пропадают там с самого рождения крохи. И чем больше родители разрешают детям просиживать за компьютером или телевизором, тем меньше своего времени они уделяют ребёнку .

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого - растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые - от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Психологи утверждают, что любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а прежде всего на коммуникативной деятельности. Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает. На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь детей в игре становится скудной - они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями

Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм и естественному движению, не давая детям достаточно стимулов для формирования двигательных навыков. Нехватка разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что пострадают творческие способности, фантазия и интеллект. Выделите хотя бы один день в неделю без телевизора для всей семьи . Замените телевизор вашим вниманием и займитесь ребенком. В качестве компенсации подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная прогулка. Окупится любое, даже самое малое ваше усилие. Нужно постараться создать ребенку как можно более благоприятные условия для творческих игр, получения живого чувственного опыта и энергичной активности. Это поможет разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности.

Чтобы помочь прогнать чувство одиночества у ребенка в семье , нужно приложить немало усилий. Нужно помнить, что главное – это любовь. Не скупитесь в демонстрации своей любви к ребенку. Конечно, не стоит его баловать, любовь не выражается в материальных вещах (подарках) . В семье должна быть искренность, чуткость, доверие и дружеское участие родителей в жизни ребенка. Чаще интересуйтесь, как идут у него дела – этим вы покажете свою заинтересованность. Разделяйте с ним радость и заботы, говорите о том, что вы к нему чувствуете.

Старайтесь не отказывать, когда ребенок приглашает вас играть, не отмахивайтесь от него, находите для детей время : «…У нас двое сыновей. Старшему 9, младшему 1,5 года.» - говорит одна мамочка. «…Муж часто допоздна занят на работе, да и я занята с младшим. Мне приходиться ещё подрабатывать и не всегда по первой просьбе могу уделить внимание старшему сыну, такова жизнь. Но как бы я не была занята, никогда не отмахнусь от ребенка просто так, не вникнув в его проблему или вопрос. И муж, как только выдается свободная минутка, тут же старается покатать на плечах младшего либо вместе со старшим выскочить во двор погонять мяч. Со старшим мы любим, раскрашивать солдатиков и шалаши на деревьях строить, а с младшим тайком от всех животик чесать и песенки петь…»

Главное не количество, а качество времени, проводимое с детьми. Это должно быть максимально насыщенное для вас и ваших детей время. И не важно, будете ли вы, молча плечом к плечу сидеть с удочками, или взахлеб спорить, какая лучшая в мире видеоигра. Главное быть открытым и искренним с ребенком. И если детей у вас не один , обязательно для каждого ребенка должно быть его индивидуальное неприкосновенное время. Ни вместе с другими детьми, ни с вашими подругами, ни с бабушками с дедушками, а только вы и ребёнок .

МАУ д/сад комбинированного вида № 107.

Педагог психолог Кунденок Людмила Владимировна