Всем привет! Продолжаем разбор тем по обществознанию, и семья поговорим о понятиях «брак» и «семья». В обыденном сознании между этими понятиями проводят знак равенства, например, говоря: «Брак дал трещину» и тому подобное. На самом деле с точки зрения обществознания, да и права, эти понятия абсолютно разные. Не знание основных понятий и определений, и их отличий неминуемо приведет к проблемам на экзамене.
С точки зрения права, закона, брак — это добровольный законный союз женщины и мужчины, которые порождает их взаимные имущественные и не имущественные права и обязанности, как по отношению друг к другу, так и по отношению к другим членам семьи.
Наряду с законным браком в обыденном лексиконе часто можно встретить словосочетание: «гражданский брак». Так вот, если вы хотите сдавать любые экзамены на отличные баллы, вам следует уянсить раз и навсегда, что гражданский брак правильно называть фактическими брачными отношениями. В Российской Федерации такие отношения не порождают никаких взаимных прав и обязанностей.
Например, решили совершеннолетний мальчик и девочка вместе жить, не тужить, вместе, как говорится, валенки делить. Сняли комнату, или квартиру, и собственно стали жить как муж и жена, при этом не регистрируя свои отношения в ЗАГСе (Органах Записей Актов Гражданского Состояния). Так вот если потом любовь пройдет и завянут помидоры, то они по-любому начнут делить нажитое добро: айфоны, аймаки, порши кайены и прочую прелесть.
Так вот, суд не сможет им помочь. Ведь они никак не оформили свои отношения, а значит никакие статьи Семейного кодекса РФ на них не могут распространяться. Поэтому дело доходит, часто, до поножовщины, бытовых преступлений, что составляет до большинства вообще всех преступлений.
Законный же брак порождает взаимные имущественные и не имущественные обязанности. В нем можно разделить имущество как закону, так и по брачному договору, ежели такой заключен.
То есть в нормальном понимании — брак — это узаконенные семейные отношения, которые уже стали правоотношениями. Институт брака, куда входят органы ЗАГСа и другие государственные органы, призван именно регистрировать фактические брачные отношения, переводя их в правовое поле.
Семья же — это кровнородственная социальная группа, которая сложилась на основе биологических, материальных и духовных связях. Подробнее о видах семьи читайте .
Биологические связи — думаю, всем понятно, что это — это кровнородственное родство, извиняюсь за тавтологию. Грубо говоря, кто на ком женился и кто кого родил.
Материальные связи — это отношения взаимных материальных и имущественных прав и обязанностей. Обязанностей, к примеру, по содержанию детей, беременной жены, других родственников, если они оказались в недееспособном состоянии.
До духовных связей в нашем непростом мире как правило уже дело не доходит. Однако некоторые семьи еще чтят свои семейные ценности и традиции. Их таких семей выходят действительно представители элиты. Но не той, которую показывают по телевизору. Возможно, в будущем напишем статью на эту тему, так что вступайте в нашу группу в ВК , чтобы ничего не пропустить.
Духовные связи реализуются в семье, если в ней есть место для воспитания морали и нравственности у детей, и многих других общечеловеческих ценностей, о которых сейчас мало вообще кто помнит.
Таким образом из этой статьи вы должны вынести то, что брак порождает семью. Брак — это путь к созданию семьи на законных основаниях. Если возникли вопросы, пишите их в комментариях! А также поделитесь этой статьей в социальных сетях!
С уважением, Андрей Пучков
В обществознании семью квалифицируют как малую группу, в которой человек реализует свои потребности: в пище, сне, жилище, продолжении рода, заботе и поддержке. Семья как социальный институт является одним из самых распространенных и долговечных. Рассмотрим кратко основные признаки, характеризующие семью, и ее функции.
Семья - это социальная группа, в которой отношения между участниками основаны на кровном родстве или браке.
Существует такое понятие, как жизненный цикл семьи, согласно которой в развитии семьи выделяют несколько этапов. Представим их в виде таблицы.
Виды семей:
Для доиндустриального общества была характерна традиция создавать большие, многопоколенные семьи. В современном обществе преобладают нуклеарные семьи.
Функции семьи как социального института общества связаны, прежде всего, с удовлетворением важнейших социальных потребностей.
Значение семьи в современном обществе велико. Выделим ряд тенденций, которые характерны для данного института:
В поддержке института семьи большую роль продолжает играть государство.
К мерам, которое оно предпринимает, можно отнести:
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Семья - это один из социальных институтов, в рамках которого человек реализует особые роли: супруга, родителя, ребенка. Семья как форма организации жизни возникла давно и продолжает существовать сейчас, хотя ее формы и признаки постоянно меняются. Главная функция семьи - реализация потребностей людей. Тесную связь имеет семья с институтом брака, так как государством в качестве семейных признаются только те отношения, которые официально зарегистрированы в специальных органах (ЗАГС). Глобальные изменения в обществе отражаются на семейных отношениях и часто порождают некоторые проблемы. К примеру, в настоящее время существует тенденция к падению ценности семьи и увеличению неполных семей. Государству важно сохранить институт семьи, так как он является самой устойчивой формой (семейные роли сохраняются всю жизнь человека). Оно оказывает социальную поддержку семей, создает благоприятные условия для заключения браков.
ГБОУ СПО РО ОАТТ Рожина Валентина Сергеевна
Слайд 2
Семья – основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Слайд 3
Брак-это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественые права и обязанности
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в вашей семье? Опишите ситуацию
В структуре семейных ролей выделяется лидер, он же – глава семьи. Им может быть как женщина, так и мужчина. Кто в вашей семье лидер – мать или отец? Дайте анализ проблемы.
Подумайте и ответьте, почему жить в браке и жить вместе не одно и тоже?
Выполнение обязанностей мужем и женой может принимать следующие формы:
А)Муж выполняет только свои, а жена – свои обязанности
Б) Муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет.
В) Муж выполняет свои обязанности, а жена – нет
Г) Муж выполняет женские обязанности, а жена – мужские.
Что произойдет в каждой ситуации – скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.
Слайд 13
Слайд 14
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. М., 2012
Важенин А.Г. Обществознание. М., 2012
Кравченко А.И. Обществознание. М., 2001
Посмотреть все слайды
Предмет: обществознание 10 класс
Тема: «Семья - как социальная группа».
Цель:
Систематизировать знания обучающихся о социальной роли, нормы, ценности семьи, межличностные отношения в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи.
Развивать интерес к предмету. Подвести к выводу о функциях семьи как социального института и малой группы, раскрыть причины кризиса семьи в современном обществе и путях его преодоления;
Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию
Оборудование: учебник, наглядности, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский
Средства обучения:
1.Учебник:
2. Интерактивная доска.
3. Презентация
4. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.
План урока
Организационный момент
Подготовка к изучению нового материала.
Изучение
Проверка понимания
Закрепление.
Итоги урока
Ход урока:
Орг момент: Постановка темы, целей и плана урока.
Учитель активизирует внимание детей: мы сегодня должны выяснить
Изучение
Эпиграф урока(на доске): « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» . (Л. Н. Толстой)
Учитель ставит проблему: «Как помочь молодой семье?»
Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений.
Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность норм, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.
Виды браков: моногамия – союз женщины и мужчины, полигамия -многоженство.
Типы семей: полная, неполная, расширенная
Игра: На консультацию к юристу
Решение задач и повторим из курса 9 класса о Правовой основе семьи.
1. Родители гражданки М. путем шантажа и угроз заставили гражданина Б. вступить в брак с их дочерью. Считается ли брак законным? Ответ обоснуйте.
2. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ирина, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Тот возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ирины?
3. Ермек до вступления в брак купил дом в деревне. Находясь в браке, построил гараж, купил машину, приобрел мебель. Что является личным имуществом Ермека, а что - совместным имуществом супругов?
4. Гражданин Д. 1996 года рождения и гражданка С. 1997 года рождения решили вступить в брак, но в регистрации им отказали. Обоснован ли отказ?
Вывод: Вы успешно справились с решением задач, мы повторили правовые основы семьи. Брак нужно обязательно регистрировать в органах ЗАГСа, знать свои права в случае развода.
Логическая минутка (разгадывание загадок)
1. В дружной, большой и счастливой семье – у братьев семерых есть по сестре. Подберите к замочку отмычку - сколько в этой семейке сестричек? (одна)
2. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому один достался, никто без фрукта не остался. Как могло такое быть? Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед3, отец и сын).
Функции семьи: каждая удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности
Специфические:
Репродуктивная
Воспитательная
Экономическая защищенность
Посмотрите на схему 10 какие удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности
«Решение проблемных ситуаций.
Взаимоотношения в семье. Воспитание в семье.
Ситуация 1. Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что вы думаете в такой момент?
Ситуация 2.
В кино, что ль, собралась? Я - то знаю с кем. – говорит родитель
А что, нельзя?
А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?
Как чувствует себя дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?
Вывод: Умение общаться – одна из главных особенностей семейного воспитания. Мы должны научиться понимать своих родных, набраться терпения, делить обязанности поровну. Нужно стать на позицию родителей, понять их и прислушаться к их аргументам.
Неспецифические:
Экономическая
Первично-социальный контроль
Социально-статусный
Духовное общение
Эмоциально-психологическая
Досуговая
В современной семье произошли изменения в брачно-семейных отношениях. Самая распространенная форма современной семьи это нуклеарная семья (родители и дети на их иждивении)
Выделите из функций те, которые играют особую роль по вашему мнению-
Морально- правовые
личностные
Для государства и общества в целом главное - предоставить возможность наилучшим образом выполнить свои функции
Проект на тему: «Как помочь молодой семье?»
Проблемы в обществе:
Сложная демографическая ситуация определяется кризисом института семьи Наметилась тенденция сокращения детей в семье Увеличивается число незарегистрированных браков Сокращается число зарегистрированных браков Смертность по-прежнему превышает рождаемость, но намечается тенденция снижения смертности и повышения рождаемости. Основной возраст матерей от 18 до 30 лет После свадьбы молодые семьи сталкиваются со многими проблемами. Многие отметили, что основная проблема - это проблема, связанная с жильем и немногие семьи могут позволить себе купить собственную квартиру. Программа ипотечного кредитования вовсе не эффективна, т.к. этой суммы не достаточно для покупки жилья, а дополнительных средств у молодых семей нет. Так же даже те кто берут эти кредиты не всегда могут их выплачивать. Следующая проблема - это ребенок. Многие и хотели бы его иметь, ведь дети способствуют укреплению семьи, но неуверенность в будущем и отсутствие поддержки от государства рождают страх о том смогут ли родители обеспечить малыша. Конечно, государство предпринимает действия для улучшения демографического положения в стране, выдавая матерям пособия как единовременные так и по достижению ребенка 1 года, но в большинстве случаев это вновь оказывается неэффективным. Существует проблема взаимопонимания, между супругами, а так же с родителями Так же большой проблемой является трудоустройство и получение образования
Решение:
1. Жилищную программу, которая обеспечивает льготным жильём семьи, планирующие от двух-трёх и более детей.
2. Повысить денежные пособия на детей
3. Создать программу льготного налогообложения для молодых семей.
4. Создать службу по трудоустройству и переквалификации молодых специалистов с целью помочь молодым супругам найти работу.
5. Сделать молодую семью более защищённой ячейкой общества (предоставить возможность государственного страхования на случай безработицы для погашения кредита)
6. Обязать работодателя предоставлять «Родительское время
7. Ввести в школе курс «Основы семейной жизни» для учащихся старших классов.
8. Создать службу психологической помощи и поддержки семьи.
9. Развивать систему дошкольных учреждений.
Вывод: Семья как социальный институт общества не утратит своего значения, сохранит свою ценность и значимость в жизни людей. Поэтому, вступление в брак, создание семьи, рождение и воспитание детей лично для каждого человека будет по-прежнему иметь огромное значение.
IV. Рефлексия.
О чем узнали на уроке? Вам понравился урок? Что именно понравилось?
Учитель: Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине - матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, что они смогут взять положительного из своих семей
Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Толстого? Что вы взяли хорошего из сегодняшнего урока?
Домашнее задание: написать эссе-размышление: «Какой я вижу свою будущую семью» или « Семья – это кристалл общества » (В. Гюго)
Учитель: В заключении хочу напомнить вам всенародную мудрость, что человек сам творец своего счастья. Чтобы построить семью, обрести свое счастье, дать его любимому человеку, нужен постоянный и неустанный труд «души».
Подготовила учитель истории Клышева Айнамгуль Каматаевна
ГУ «Борис-Романовская средняя школа» акимата Костанайского района Костанайской области.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный инсти-тут. В качестве малой группы она удовлетворяет личные пот-ребности людей, в качестве института - социально значимые потребности общества.
Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регу-лируется как брачно-семейным законодательством, так и мо-рально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.
Семья выполняет определенные функции. Под функция-ми семьи понимается способ проявления жизнедеятельнос-ти и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу ис-тории менялись: они обусловлены социально-экономически-ми особенностями общества.
Функции семьи:
Репродуктивная (от лат. productio - производ-ство) - биологическое воспроизводство населения на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях на личностном уровне.
Социализации - формирование индивида как личности.
Хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за деть-ми и престарелыми членами семьи.
Экономическая - материальная поддержка несовершенно-летних и нетрудоспособных членов семьи.
Социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наслед-ственными статусами - национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества.
Эмоциональная - оказание психологической поддержки чле-нам семьи.
Защитная - физическая, экономическая, психологичес-кая защита членов семьи.
Духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи.
Досуговая - организация рационального досуга, вза-имообогащение интересов членов семьи.
Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:
1. Вступление в брак, начало деторождения, рождение последнего ребёнка. (Рис. 1)
Рис. 1. Брак
2. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка. (Рис. 2)
Рис. 2. Брак ребенка
3. Смерть одного из супругов. (Рис. 3)
Рис. 3. Смерть супруга
Виды семей:
1. По характеру брака: моногамные и полигамные.
Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной, при полигамии существует брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола: (рис. 4)
Рис. 4. Полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами ()
Рис. 5. Полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (тибетская семья) ()
2. По составу: индивидуальные (одна брачная группа) и «составные» (две или несколько брачных групп).
3. По характеру верховенства власти в семье: патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и «демократические» (равенство супругов). (Рис. 6, 7)
Рис. 6. Патриархат ()
Рис. 7. Матриархат ()
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная фор-ма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их ин-тимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
Индивиды, вступившие в брак, становятся родственни-ками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.
Родственные узы (родство) - это отношения, возни-кающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).
В Российской Федерации правоотношения в области се-мьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права - семейным правом. Его источниками явля-ются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.
Регулирование семейных отношений российским законо-дательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Добровольность брачного союза мужчины и женщины;
Равенство прав супругов в семье;
Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;
Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов не-совершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процесса-ми индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Мож-но отметить, что сегодня происходят процессы трансформа-ции семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.
В частности, можно выделить следующие тенденции раз-вития современной семьи:
Сокращение ведущих позиций семьи в социализации ин-дивидов, в организации их досуга;
Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;
Сокращение числа патриархальных семей;
Развитие семьи партнерского типа, в которой осущест-вляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;
Разрушение многопоколенной (расширенной, родствен-ной) семьи;
Преобладание нуклеарной семьи;
Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;
Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
В современных условиях особую роль в развитии семей-ных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.
Список литературы
Домашнее задание