До какого возраста ребенок считается новорожденным: возраст малыша. У ребенка режутся зубы: симптомы, признаки, поведение

Родители всегда бывают рады рождению нового человека, но проблемы, которые возникают с его самочувствием, значительно омрачают эту радость. Особенно мучительным как для детей, так и для всех членов семьи, бывает период, когда у ребенка появляются первые зубы.

Взрослых нередко пугает жар и капризы в поведении ребенка, поскольку они считают это проявлениями какой-либо серьезной болезни, но если помнить, когда режутся первые зубы, симптомы у детей не кажутся слишком страшными. Поэтому важно прояснить для себя основные моменты и встретить прорезывание зубов без лишних волнений и во всеоружии.

Когда у ребенка (младенца) появляется первый зуб, это вполне может сопровождаться индивидуальными симптомами в каждом конкретном случае, и даже рост следующих зубов у одного и того же ребенка может проявляться по-другому. У большинства детей это проходит болезненно не только для них, но и для всех членов семьи, но иногда поведение и здоровье младенца совсем не изменяется, а новые зубы взрослые обнаруживают чисто случайно.

Первыми показателями прорезания зубов считаются повышенное выделение слюны и отекшие десны. Это иногда происходит еще за несколько месяцев до того, как появится хотя бы один зуб. Ребенок начинает беспокойно спать, грызет пальцы и любые попадающиеся предметы, что вызвано тем, что он ощущает неудобства, а иногда и боль.

Когда начинают прорезаться первые зубы у младенцев

Когда прорезаются первые зубы, на десне появляется тоненькая белая полосочка или небольшое выпячивание.

Заключение о том, что именно прорезание зубов вызывает понос, рвоту, насморк, кашель и повышение температуры врачи дать не могут, поскольку зубы обычно растут несколько лет, и не исключено, что их появление не совпадет с заражением малыша какой-нибудь инфекцией. Винить в этих эффектах только появление зубов не следует, но они очень часто появляются и в это время тоже.

Как можно снять болевые ощущения

Когда режутся первые зубки, симптомы могут быть самыми разными, но если мать уделяет ребенку много внимания, она отвлекает его от неприятных ощущений и боли. При питании грудью именно она становится основным способом спасения. В это время рекомендуется давать малышу грудь по первому его требованию: хотя просить об этом он начинает намного чаще, но это обычно проходит уже через три-четыре дня.

Когда начинают прорезаться первые зубы

Почти все дети в это время все время что-нибудь грызут или сосредоточенно жуют, поскольку это снимает у них неприятные ощущения. Когда вылезают первые зубы у детей, родители могут давать им погрызть резиновые или силиконовые кольца или другие игрушки, а иногда дети находят себе такую игрушку самостоятельно. Родителям нужно следить, чтобы в этой игрушке не содержалось маленьких легко отрывающихся деталей и не было острых углов. Некоторые дети с удовольствием грызут хлебные горбушки или баранки.

Настроение в это время у младенцев меняется достаточно часто: плач и смех могут чередоваться у них без видимых причин. Рекомендуется чаще гулять и больше играть с малышом, постоянно подыскивая, чем его занять, чтобы переключить на приятные эмоции. Если боль слишком сильная и младенец никак не успокаивается, можно применить специальные, снимающие боль, гели, которые периодически (согласно инструкции) нужно втирать в воспаленную десну, одновременно массируя ее.

Когда начинают прорезаться первые зубы, лечить появившиеся симптомы не нужно, но если температура поднимется выше, чем 38,5 градусов, следует обратиться к врачу.

Дети тяжело проходят через появление первых зубов, поскольку новым зубам приходится пробиваться через слизистую десен и костную ткань. Обычно малыш плохо себя чувствует всего лишь несколько суток, но если симптомы ярко выражены дольше, чем четыре дня, следует обязательно обратиться к педиатру.

В каком возрасте должен появиться первый зуб

Во сколько месяцев первый зуб у ребенка порадует родителей, однозначно ответить нельзя. Обычно это происходит на 6-8 месяце, но этот срок может меняться. Иногда зубы растут парами или даже по 4 сразу и за такую ситуацию ребенку приходится расплачиваться, поскольку десны у него болят и отекают сразу в нескольких местах. Иногда зубы могут начать расти и раньше на несколько месяцев и это может указывать на сбои в работе его эндокринной системы. У некоторых детей зубы появляются еще в утробе матери.

Симптомы появления первых зубов

Важно понимать, что во сколько месяцев прорезаются первые зубы никак не отразится на последующем здоровье и прочности. Некоторые считают, что если у малыша молочные прорежутся позже, то их долговечность будет больше, но на самом деле это ничем не подтверждается.

У подавляющего большинства детей молочные зубы вырастают только к 8,5 месяцам. Врачи утверждают, что к году у каждого должен быть хотя бы один зуб, а если их нет, то нужно обратить на это самое пристальное внимание, поскольку этот может указывать, например, на рахит.

Схема прорезывания зубов у ребенка

В каком порядке должны резаться зубы

Педиатры руководствуются определенным порядком, в котором прорезаются зубы у детей, но этот порядок настолько условный, что во многих случаях дети без труда нарушают его. Согласно установленной норме, зубы прорезаются в таком порядке:

Важно помнить, что когда (во сколько) появляются первые зубки у малышей, можно указать только очень приблизительно, но тем не менее у большинства младенцев все молочные зубы вырастают к двум с половиной годам.

Чем родители могут помочь ребенку

Когда появляются первые зубы у детей, они могут очень сильно страдать, и родителям необходимо прилагать много сил, чтобы облегчить этот очень сложный для них период. Для этого существует довольно много способов, например:

  1. Специальные прорезыватели, округлая форма которых делает их полностью безопасными. Ребенок может сколько угодно грызть такую игрушку и массировать при этом воспаленные десны. Иногда такие приспособления заполнены водой, поэтому могут иметь охлаждающий эффект. В зависимости от производителя, приблизительно такие игрушки могут стоить 120-2000 рублей.
  2. Препараты гомеопатического характера:
  • Ÿдентокинд , который можно применять независимо от того, во сколько месяцев появляются первые зубы у детей. Этот препарат не только облегчает болевые ощущения, но и предупреждает расстройства пищеварительной системы и даже снимает лихорадку. 150 таблеток этого средства стоят примерно 700 рублей, при этом они являются одним из наиболее действенных средств для облегчения состояния детей;
  • Ÿдантинорм бэби , который тоже можно применять вне зависимости от того, во сколько месяцев режутся первые зубки. Это лекарство тоже не только снимает боль, но и нормализует общее состояние пищеварения младенца. Его стоимость в среднем равняется 300 рублям.
  1. Специальные стоматологические гели.
  • Ÿпансорал «Первые зубы» , созданный полностью на травной основе без анестетиков. Его основными компонентами являются шафран, ромашка и корень алтея, чем и объясняется оказываемый им эффект, но этот препарат можно применять только для детей, которым уже исполнилось 4 месяца. 15 мл этого средства стоят 360 рублей;
  • Ÿхолисал , не только снимающий воспаление и боль, но и являющийся антимикробным средством. Это средство может вызывать аллергическую реакцию, которая проявляется в виде кратковременного жжения, которое проходит само по себе, но доставляет ребенку дискомфортные ощущения. Стоимость 10 гр средства — 300 рублей.
  • ŸБейби доктор «Первые зубки» , базовым компонентом которого является вода. Кроме 70% воды в состав средства входят экстракты из того же корня алтея, а также из календулы и подорожника. Этот гель успокаивает воспаление десен и практически мгновенно убирает их болезненность. Средство разрешено использовать после достижения 3-месячного возраста и цена за 15 мл геля — 240 рублей.
  1. Народные способы:
  • Ÿдесны младенца можно смазывать медом, который хорошо успокаивает раздражение;
  • Ÿвместо прорезывателя можно использовать другие, предварительно охлажденные предметы: например, серебряные ложки, соски-пустышки и т. п.;
  • Ÿобласть возле рта ребенка можно протирать детским кремом или растительным (кокосовым, подсолнечным и т. п.) маслом, чтобы обильные потоки слюны не раздражали нежную кожу;
  • Ÿмассировать или чесать воспаленные десны малыш может, грызя корень земляники, а если его нет, мать может обмотать указательный палец бинтом, смоченным в перекиси водорода. Такой массаж тоже значительно облегчит страдания ребенка;
  • Ÿможно также промыть ребенку рот успокаивающим и обезболивающим отваром ромашки.

Независимо от того, во сколько месяцев лезут первые зубы, самое мучительное для ребенка время не занимает более нескольких дней, после чего все симптомы пропадают и ребенок снова может безболезненно есть и хорошо спать.

Когда у малыша появляются первые зубы

Когда следует посетить педиатра

Обычно, вне зависимости о т того, в каком возрасте режутся первые зубки, помощи врача для снятия симптомов этого процесса не требуется, но в некоторых случаях без нее обойтись не получается. Очень важно немедленно показать ребенка врачу, если:

  • Ÿтемпература поднимается слишком высоко (39 градусов или даже выше) или очень долго не исчезает;
  • Ÿребенка мучает частый и слишком изнурительный кашель, при котором откашливается очень много мокрот;
  • Ÿв стуле ребенка обнаружена слизь или даже кровь;
  • Ÿу малыша очень сильный и частый понос;
  • Ÿиз носа у ребенка выделяются гнойные выделения;
  • Ÿнасморк у ребенка держится дольше 4 дней;
  • Ÿзапор не исчезает через 3-4 дня;
  • Ÿво рту малыша появились язвочки;
  • Ÿзубы у ребенка появляются с неправильным окрасом (на эмали замечены желтые пятна или черная кайма);
  • Ÿв возрасте года у малыша не вырос еще ни один зуб.

Во сколько месяцев прорезаются первые зубы

Иногда классические признаки прорезания зубов могут скрывать расстройства пищеварительных органов или инфекцию, к примеру, ОРВИ. Когда дело касается младенца, благоразумнее отнестись к симптомам чересчур осмотрительно, чем всю оставшуюся жизнь исправлять последствия своего легкомыслия.

Прорезавшийся первый зубик является поводом для восторгов всех членов семьи, но не стоит забывать, что очень скоро ребенок порадует своих родных и другими достижениями, а его развитие на этом не останавливается.

Появление первых зубов у ребенка

Еще во время беременности вы пытаетесь представить себе первую встречу с вашим малышом. Какой он? На кого похож? Узнаете ли вы его? Действительно ли все новорожденные одинаковые? И так уже хочется прижать к себе это чудо... Но вот желанный момент стремительно приближается. Уже и головка появилась, уже вы слышите его первый крик... И акушерка показывает вам ВАШЕ сокровище... Перед вами во всей красе предстает сморщенный, багрово-красный от натуги, широко разевающий свой крошечный ротик взъерошенный мокрый комочек. Он почти полностью уместился в руках акушерки. Неужели он и останется таким?

Лада Старостина
Врач-педиатр, ММ А им. И.М. Сеченова

Период новорожден­ности длится с мо­мента родов до 4 не­дель жизни ребенка. За это время происходит так много изменений! Новорожденный малыш действительно смор­щенный, ведь он все время находился в околоплодных водах. Но пройдет буквально час-другой, и морщинистость исчезнет - останется не­большой отек лица, век, по­ловых губ или мошонки. Эти отеки тоже пройдут через день-другой. И тогда малыш сможет открыть свои глаз­ки - пока еще мутные. На склерах (белках) глаз могут быть кровоизлияния, которые рассасываются в течение нес­кольких (3 - 4) дней.

Естественно, вы сразу начнете выяснять цвет глаз. Но у большинства новорож­денных, независимо от наслед­ственности, при рождении глаза имеют голубую окраску. Исключением являются дети темнокожих: они при рожде­нии кареглазые.

Конечно, каждая мама будет внимательно рассматривать ви­димые части тела малыша - его личико, головку. Давайте сделаем это повнимательнее.

Не удивляйтесь багрово- красному цвету кожи - не забывайте, что малыш про­делал нелегкий путь из матки через родовые пути, перенес сильнейший стресс, огромное напряжение. Когда кроху по­кажут вам впервые, еще до первого туалета новорожден­ного, то кожа его будет пок­рыта белым кремообразным веществом - смазкой, кото­рая помогает ему легче прохо­дить через родовые пути и за­щищает его от бактерий. Че­рез 1-2 дня после рождения у 40 - 45% новорожденных наступает желтушка. Связано это с тем, что в печени идет интенсивная перестройка фетального (плодного) гемоглобина, который был необходим плоду для кислородного обме­на через плаценту, на зрелый гемоглобин, с помощью кото­рого осуществляется газооб­мен в легких. Желтуха, как правило, не сильно выраженая - это небольшое жел­тушное окрашивание кожи, слизистых оболочек, склер глаз. Появляется она на 2- 3-й день жизни и держится обычно 7-10 дней. В это время «внутриутробная» кровь (фетальный гемогло­бин) заменяется на взрослый вариант.

У многих смуглых детей на коже над ягодичками в облас­ти крестца может обнару­житься «монголоидное пятно» - пятно синеватого цвета. Не пугайтесь, это не си­няк. К 5 - 7-месячному воз­расту это пятно исчезнет.

В том месте, которым ма­лыш проталкивался через ро­довые пути матери, будет не­большая припухлость - ро­довая опухоль, так называемая кефалогематома. В тече­ние 7 дней она рассосется.

В процессе прохождения головки через родовые пути матери кости черепа находят одна на другую. Это прощу­пывается на голове ребенка небольшим костным продоль­ным выступом. К концу неде­ли кости встают на место, и размер головы увеличится в среднем на 1 см. Станет от­четливо виден большой род­ничок (место, где сходятся кости черепа плода, пока не сросшиеся, но соединенные перепонками), а если он не будет виден, то его вполне можно будет прощупать. И вы наверняка обратите внима­ние, что головка ребенка относительно велика по сравне­нию с другими частями тела: пока она занимает 1/4 часть всего «роста» малыша.

Часть детей рождается с довольно большим количест­вом волос на голове, а часть - «лысые как колен­ка». Не волнуйтесь. Даже сейчас на голове малыша есть волосы - пушковые, более того, малыш покрыт волоса­ми практически везде, кроме ладошек, стоп и губ. В тече­ние первых 3 месяцев жизни пушковые волосы полностью заменятся на более жесткие. И цвет волос также может меняться - даже в течение нескольких лет: светлые во­лосики могут впоследствии стать довольно темными.

У некоторых деток пуш­ ковые волосы (лануго) мо­гут покрывать плечи, спину, лобик и щеки. Это - признак незрелости или недоношен­ности. В течение нескольких недель такая повышенная «волосатость» пройдет. Еще одной причиной беспокой­ства мам может стать почти полное отсутствие ресничек и бровок. В отличие от волос на голове и теле, это щетинковые, более жесткие волосы. Растут они гораздо медлен­нее, поэтому у новорожден­ного малыша могут появиться не сразу, а спустя несколько недель. Цвет их также может изменяться.

Лицо новорожденного нес­колько отечно, это проходит на 2-3-й сутки. После того как прошли отеки на лице, у некоторых деток могут проя­виться так называемые сосу­ дистые пятна в области верхних век, переносицы или на лбу между бровями, над ушками и на границе роста волос сзади. Обычно такие пятна долго не бледнеют и постепенно исчезают в 3 - 4-летнему возрасту.

Также со схождением отеков на ли­це малыша могут проявиться милии - желтоватые прыщички на носу, подбородке и щеках новорожденного. Не пугайтесь! Это - расширенные сальные железы, которые просвечива­ют через кожу. Постепенно, по мере набирания массы, а соответственно и жирового слоя, милии перестанут быть заметными.

Теперь рассмотрим те части тела, ко­торые скрыты пеленкой. У всех деток при рождении уже есть ноготочки. У доно­шенного зрелого малыша ноготки высту­пают за ногтевое ложе. У незрелых и не­доношенных - нет. Ноготочки мягкие, но при этом могут очень больно поцара­пать кожу малыша. Поэтому уже ново­рожденному малышу можно сделать «ма­никюр» - аккуратно подрезать ногти.

В первую неделю жизни кожа крохи может сильно шелушиться: происходит отшелушивание «внутриутроб­ ной» кожи и замена ее на новую.

В родильном зале на пуповину накла­дывают специальную скобку на расстоя­нии 1 см от пупочного кольца. Остаток пуповины отпадает на 2- 3-й сутки в роддоме, на его месте остается пупочная ранка - углубление, покрытое короч­кой. К 8 - 10-му дню заживет пупочная ранка. Человечек приобретет просто пу­пок - памятку о внутриутробной связи с матерью.

Не забудьте обратить внимание на та­кие части тела, как молочные железы и половые органы. На 3 - 4-й день и у мальчиков, и у девочек может произойти нагрубание (увеличение) молочных же­лез. Может даже выделяться молозиво-подобная жидкость. Ни в коем случае не выдавливайте! Наложите сухую марле­вую повязочку, чтобы трением об одежду не травмировать нежную кожицу. К 10-му дню обычно такое состояние про­ходит. Это состояние может совпасть с таким явлением, как «гормональный криз» новорожденного у девочек, когда из половых органов может выделиться беловатая слизь. Иногда она может быть окрашена кровью. Пугаться этого не стоит - это «выходят» материнские гормоны. Через 2-3 дня это пройдет. Не удивляйтесь, если большие половые губы не прикрывают малые, - посте­пенно все станет наоборот. У некоторых девочек возможно также выпячивание девственной плевы из влагалища. Через несколько недель и она «втянется» на место.

Что же касается мальчика, то стоит обратить внимание на его мошонку. В норме она должна быть относительно большой и свободно висеть. Она не должна плотно прилегать к промежнос­ти. Яички уже должны быть в мошонке.

Осталось рассмотреть только клеен­чатую бирочку на руке малыша. На ней указаны пол ребенка, фамилия и иници­алы мамы, номер истории болезни и вре­мя рождения вашего крохи. Заботливо сохраненная в домашнем архиве, она когда-нибудь напомнит вам о том волну­ющем моменте, когда вы впервые увиде­ли свое «сокровище».


Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

Ребенок – это целый неизведанный мир, который вызывает много вопросов, порой самых неожиданных. Особенно много волнений связано с совсем маленькими детьми – новорожденными. Например, почему – то многие люди считают, что после рождения у малыша еще не сформирована функция, отвечающая за зрение. Естественно, что сразу же становится интересно – когда окружающий мир будет доступен для него во всех своих красках? Разобраться со способностью младенца видеть после рождения поможет ниже-перечисленная информация.

Развеиваем мифы

Суждение о том, что новорожденные дети ничего не видят в корне неверно. Зрительная функция формируется еще в тот период, когда ребенок находится в организме матери, поэтому она является врожденной. Способность еще не родившегося малыша реагировать на свет формируется уже к 8-му месяцу беременности мамы. Поэтому, если давать точный ответ на вопрос – когда малыш начинает видеть, то он будет следующим – сразу же после рождения.

Особенности зрительной функции у новорожденных

Как выяснилось, начинают видеть малыши с первых дней своей жизни. Другой вопрос – что они могут увидеть и как это происходит?

Миф о том, что новорожденный ребенок ничего не может видеть, происходит оттого, что у многих детей после рождения еще очень слабое зрение, и мир ему видится расплывчато и мутно. К тому же, в первые дни своей жизни малыш почти все время спит, и редко открывает глазки. Создается впечатление, что ему ничего не интересно, из-за того, что окружающий мир он не видит.

Но на самом деле в начальный период после родов, происходит адаптация ребенка к новым условиям, в том числе и его зрительной функции. Яркий свет для них еще непривычен, и глаза малыша от него быстро устают. Но постепенно они привыкают к нему. Новорожденный начинает открывать глаза чаще и на более долгое время. Еще у некоторых может наблюдаться припухлость век, которая им мешает, но бояться не стоит – это быстро проходит.

Как ухаживать за ребенком сразу после родов и на протяжении первого года жизни

Что может увидеть новорожденный

Мир для только что родившегося малыша видеться размытым и несколько расплывчатым. Это совершенно нормально, в возрасте одного года зрение полностью приходит в норму. Самое оптимальное расстояние, на котором ребенок начинает видеть – около 20 – 25 см, таким образом, изображение становится более четким.

Кстати, довольно интересный факт, что именно на таком уровне находится лицо ребенка при кормлении грудью.

Первое, что начинает рассматривать младенец после своего рождения, это лицо мамы и папы. Он даже может расстроиться и заплакать, если мимика родителей резко меняется. Дело в том, что ребенок привык к определенному облику, и любые резкие изменения могут его напугать. Еще новорожденных интересуют разнообразные черно-белые узоры и предметы, которые он с удовольствием изучает.

Что касается цветовой палитры, то новорожденный способен различать только черно-белые тона, а сама картинка представляется ему серой.

Способность видеть цвета проявляется на третьем месяце жизни.

Именно тогда у него окончательно формируется способность сосредотачивать свой взгляд на каких-либо предметах. Важно понимать разницу, что видеть цвета и различать их – это разные вещи. Задача родителей – дать представление об определенных цветовых тонах, но не стоит этим заниматься сразу после рождения.

Как уже упоминалось выше, в самый ранний период жизни ребенок начинает видеть 2 цвета – черный и белый. Первыми яркими цветами, с которыми знакомиться новорожденный – красный и желтый, это происходит в период от 2-х до 3-х месяцев. Основная цветовая гамма открывается малышу только в 4-х — 5-и месячном возрастном периоде. Важно понимать, что цвета ребенок видит чистые, не различая оттенков, и лишь с наступлением его первой годовщины, все оттенки становятся доступны его зрения.

Желтушка у новорожденных, и все, что с ней связано

Итак, если выделить несколько периодов формирования зрительной функции ребенка, то получается следующее:

  • В период, когда ребенок только что родился – он уже способен различать и реагировать на свет
  • Сам мир для младенца представляется несколько размытым, и из него он способен видеть только крупные черно-белые предметы на расстоянии не более 30 см
  • Постепенно малыш начинает замечать движения (например, мимика родителей, перекладывания предмета)
  • Период, когда ребенку исполняется 2-3 месяца, знаменателен тем, что он уже способен различать 2 цвета, и следить за игрушками (двигающимися)
  • В 6 месяцев появляется способность наблюдать за некрупными предметами, к тому же начинается узнавание ребенком мамы и папы
  • Когда малышу исполняется 1 год, появляется способность различать оттенки

Физиологические особенности зрения младенца

Следует помнить, что после того, как ребенок появился на свет, у него начинается адаптационный период. Малыш много спит, и просыпается в основном для того, чтобы принять пищу. Глаза тоже должны привыкнуть к новым условиям. Поэтому, новорожденный в первую неделю своей жизни не может сфокусировать взгляд на чем-либо больше 3-4 секунд. К 2-м месяцам взгляд младенца пока не останавливается на конкретном объекте, но становится более устойчивым. Постепенно временной интервал увеличивается и к 4 месяцам формируется почти окончательно.

Многих пугает такое явление – как косоглазие у новорожденных. Следует знать о том, что это норма для таких маленьких детей, т.к. еще не у всех глаза способны действовать вместе.

Дело в том, что мышцы глаза еще недостаточно развиты, поэтому это происходит непроизвольно, и где-то к полугоду полностью проходит (иногда к 1 году).

К специалисту стоит обращаться, когда такое явление происходит слишком часто. Можно провести небольшой тест – посветить ребенку в глаза фонариком, и понаблюдать, как будут располагаться световые отблески. Если в центре зрачка – то никаких патологий нет, если не в центре – то лучше обратиться к специалисту, чтобы проверить мышцы глаза.

Какие продукты могут вызвать колики при грудном вскармливании

Итак, точный ответ на вопрос, когда же у ребенка проявляется зрение, будет такой – до его рождения, и соответственно, сразу после того, как он появился на свет. Но, для ребенка наступает адаптационный период, поэтому, гораздо более важно знать, что и как способен видеть младенец.

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.