Чему учит семейный этикет. Внеклассное мероприятие "семейный этикет"

Итак, мы с вами начинаем цикл статей про семейный этикет. И первый критерий семейного этикета — это уважать привычки и вкусы своих близких. В данной статье мы поговорим с вами о том, как правильно говорить о своих предпочтениях близкому вам человеку, как принять и уважать его приоритеты и что делать, если вам наотрез не нравятся его привычки.

Привычки и вкусы

Этот пункт я и посвящу теме семейного этикета. Дальше же я буду описывать жизненные ситуации, в которых стоит делать коррекцию в отношениях. Речь же я буду вести именно для женщин о мужчинах, т.к. в большей степени все в руках женщины, она решает, будет ее жизнь расцветать с мужчиной или постепенно разрушаться.

Мною замечено, что мужчины о женщинах и их привычках слишком не жалуются, а вот женщины частенько говорят о том, что такого этакого совершает ее возлюбленный. Скорее этот факт можно причислить к тому большинству сплетниц, в роли которых выступают именно женщины. Еще дело в том, что женщины всегда стремятся к тому, чтобы все усовершенствовать, исправить подкорректировать, а мужчин, как правило, все устраивает, даже самые тяжелые ситуации, не говоря уж о простых мелочах. Также, женщины очень часто думают, что мужчина изменится. Но реальность показывает, что мужчины в своем большинстве остаются именно такими, какими они были и до сожительства/брака.

Просто мы, женщины, всегда любим верить в чудо, что я вот возьму и изменю своего мужчину. Хорошо. Тогда позвольте мне задать вам следующие вопросы: Что вы делаете, чтобы ваш мужчина поменялся? Сколько вы делаете ему замечаний и упреков? Не стало ли это привычкой, и вы все равно надеетесь, что повторяя из раза в раз, как попугай, он все же одумается и сделает так, как вы этого хотите? Отчасти вы будете правы, если ответите положительно на последний вопрос, но повторюсь, отчасти. Итак, рассмотрим подробнее.

Вы правы будете, что верите в своего мужчину и то, что говорите о своих желаниях. Но как попугай говорить это будет слишком. Мужчина не любит, когда его считают глупцом . Вы можете систематично реагировать определенным образом на его действия, которые вам не приятны и хотелось бы исправить, и смотреть меняет ли это что-то или стоит попробовать иной метод. Вы должны сначала понять, что именно вас в нем не устраивает и как вы раньше реагировали на это поведение? К примеру, женщина встречается с мужчиной, который курит, и думает, что он вот в любой момент раз и бросит. Да, бывает, что мужчина сам решает перестать курить, найдя для себя другой источник отдыха и расслабления, но это далеко не со всеми так случается. И больше я вам скажу, что с тем, который превзошел его в чем-то, ни в ком случае не стоит, это задевает мужское эго, и вы в его глазах становитесь уже не столь желанны.

Женщина, встречаясь, думает, что вот начнут они жить вместе или как появится у них малыш, так сразу же он возьмет и бросит. Но нет, на деле 90% мужчин так и продолжают курить, ведь их все устраивает и он не собирается «прогибаться» под ситуацию. Мужчина думает, что его уже приняли и полюбили таким, какой он есть , раз вышли на него замуж или начали жить вместе. Что стоит делать женщине в этом случае? Ей сначала надо найти способы, которые могут быть приятны и интересны (помимо курения) для мужчины. То, что подойдет именно ему. То, что будет помогать ему также расслабляться и быть в своей «пещере», где его никто не трогает, и он может делать то, что считает нужным. Ведь зачастую мужчина подобным образом просто уединяется, пытается забыться от проблем и расслабиться. И это нужно понять и принять в первую очередь для женщины.

Второе что она должна сделать, это поговорить с ним об альтернативе, что может ему быть приятно помимо курения. Просто, к примеру, пробовать совместными усилиями уменьшать количество выкуренных сигарет, взамен он получает любимый массаж, или часы единения с любимым занятием, или встреча с друзьями без вашего контроля, или что-то иное, что могло бы стимулировать мужчину к этой цели. Т.е. смысл в том, чтобы проговаривать со своим мужчиной все, что вам хочется и искать компромиссы, принимая его природу и потребности. Не давить, как многие делают, выставляя его дураком в который раз, подчеркивая его слабохарактерность.

Если же вы встречаетесь, и вас уже раздражает та или иная привычка в мужчине, вам стоит задуматься, готовы ли вы и дальше принимать его привычки, ведь они в большинстве своем случаев останутся прежними. Вступая в замужество, вы должны четко понимать, что вы принимаете своего возлюбленного таким, какой он есть и готовы по жизни поддерживать и .

Помните, дорогие женщины, мужчина любит, уважает и ценит лишь ту, которая уважает свои границы , ценит мужчину, которого выбрала и открывает ему свое сердце, признавая свои ошибки и принимая природу другого. Только такая сможет изменить своего мужчину в лучшую сторону, и только благодаря такой, мужчина готов меняться и быть лучшим для нее. Совершая выбор — думайте, а сделав – принимайте.

Что делать, если не хочу принимать его таким

Изучив многие вопросы касательно этой темы, я поняла следующее: девушки, вам стоит трезво оценить сложившуюся ситуацию. В первую очередь стоит отвлечься, найдя себе новое занятие, которое бы увлекало вас от мелких и крупных проблем с мужчиной. Отвлечься это всегда было, и остается самым лучшим решением для осмысления дальнейших действий и проработки отношений.

Однако, существуют вещи, которые ни в коем случае не стоит терпеть женщине:

  • оскорбления в свой адрес
  • насмешки и издевательства
  • грубую речь, которая вам не приятна
  • непристойное поведение
  • или что-либо еще задевающее вас, как женщину

Вы должны обижаться, плакать или еще что-либо, что могло бы кардинально повлиять на , подтолкнуть его к изменению своего поведения. Вам также нужно уяснить следующее: если вы ранее терпели подобное поведение, а спустя время вам это надоело – то будет непросто его изменить.

И да, напоследок хотелось бы дополнить, чтобы вы не забывали о том, что не нужно полностью подстраивать близкого человека под себя. Ведь каждый из нас индивидуален и мы прекрасны по своему, у нас есть своя природа, от которой мы не уйдем полностью, мы можем подстроиться под близкого человека, но не теряйте свою индивидуальность, ищите компромиссы и будьте на одной волне со своими желаниями и близкими. Это я в тему тех мелких неурядиц, которые порой раздражают супругов. К примеру: он храпит, а она постоянно стягивает одеяло; он разбрасывает вещи, а она любит убирать его «беспорядок»; он любит побыть с друзьями, а она болтать долго по телефону и т.п.

Всем знакомо слово «этикет» и его значение. Все мы стремимся произвести впечатление на людей своими манерами, умением вести беседу, образом жизни. Но как часто мы забываем о том, что наша семья – это маленькое общество, в котором тоже нужно вести себя по правилам. Семейный этикет – это основа основ всех отношений, восприятия мира и окружающей среды. Нас формирует не общество, а домашняя среда. Дети – это уменьшенная копия родителей, они копируют всё – манеры, речь, жесты. Глядя на то, как ребёнок ведёт себя в детском саду или в школе, можно понять, какая атмосфера царит в семье ребёнка. Поэтому и существуют правила семейного этикета, которыми не следует пренебрегать.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]
Презентация [PDF ] [PРTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование элементарных представлений об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.

Задачи:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей в соответствии с основами нравственно-правовых норм семейных отношений;
  • формирование понятий «этикет» и «вежливость»;
  • воспитание заботливого отношения к младшим и старшим родственникам.

Задание № 1. Рассмотрите изображения на слайде. Что у них общего? Выскажите предположение, о чём будет наш классный час.

Прочитайте текст, выберите правильный ответ.

На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От этих французских карточек произошло название … . Выберите правильный ответ:

- «правила хорошего тона»;
- «карты»;
- «воспитанность»;
- «этикет ».

Задание № 2. Рассмотрите изображения на слайде. Представьте, какие вежливые слова говорят друг другу люди, изображенные на иллюстрациях. Объясните, что значит семейный этикет. Обязательно ли дома соблюдать правила этикета?

Задание № 3. Рабочий лист. Составьте этикетку № 1 в виде поезда, в которой будут перечислены вежливые слова, которые употребляются в семье в течение дня, начиная с «доброго утра» и заканчивая «добрым вечером». Раскрасьте паровозик, дорисуйте недостающие вагоны.

Задание № 4. Рабочий лист. Работа в группах.

Прочитайте фрагмент книги «Юности честное зерцало » и станьте «переводчиком» правил на современный язык, составьте этикетку № 2. Как вы назовёте эти правила? Выскажите свое мнение. Аргументируйте ответ.

В каждой семье любят принимать гостей и ходить в гости.

Задание № 5. Рабочий лист. Групповая работа.

Прочитайте стихотворения, придумайте название и правила этикетки № 3:

Если вас пригласили в гости;
- если вы приглашаете гостей.

Вспомните, с какими проблемами столкнулись герои стихотворений. Выскажите свое мнение, почему так произошло. Раскрасьте картинку. Сделайте выводы.

Задание № 6. Рассмотрите изображения на слайде. Оцените поведение детей за столом. Используя плакат слева, сочините правила поведения за столом (этикетка № 4).

Задание № 7. Прочитайте на слайде стихотворения Григория Остера «Вредные советы». Как правильно вести себя в описанных поэтом ситуациях?

Задание № 8. Рассмотрите изображения на слайде. Опишите их. Придумайте стихотворения в манере написания стихотворений Григория Остера, начиная с фразы «Если вдруг вам захотелось…». Как правильно вести себя в ситуациях, изображенных на слайде?

Какой персонаж изображен на слайде? Как называется этот мультфильм? О чём он?

Задание № 9. Рабочий лист. Посмотрите значение некоторых слов в толковом словаре Ожегова и составьте 2–3 предложения, выражая благодарности, поздравления, просьбы, извинения.

Задание № 10. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Чем красивые дела отличаются от красивых слов?»

Посмотрите видеофрагмент . Продолжите фразу «Что такое этикет…». Сочините продолжение этого мультфильма. Для чего необходим семейный этикет? Что будет, если в вашей семье его не станут соблюдать?

Задание № 11. Вырежьте из рабочего листа все этикетки, скрепите их, придумайте название для своего блокнота.

Этикетом называют правила и нормы поведения, которых необходимо придерживаться в определенных ситуациях и находясь в определенных местах. Важно еще с младенчества обучать своего ребенка этикету, тогда родители не будут попадать в неловкие ситуации, когда им неловко за своего не воспитанного малыша. Даже наоборот, родители услышат много комплементов в адрес своих юных леди и джентльменов.

Какие есть виды этикета для детей и подростков

Видов этикета, как известно, есть большое количество. Но к счастью, у детей их немного меньше , нежели у взрослых:

  • Гостевой (как следует вести себя, находясь в гостях)
  • Выходной (как нужно вести себя в особых общественных местах, например, в музее, кино, театре)
  • Пассажирский (как следует себя вести в общественном транспорте)
  • Семейный (как нужно вести себя в кругу семьи)
  • Речевой (как правильно вести вербальное общение)
  • Столовый (как правильно вести себя за столом)
  • Учебный (как правильно вести себя в учебных учреждениях)
  • Телефонный (как правильно вести разговоры по телефону и по переписке)

Для родителей важно понять, что правильно воспитать ребенка они смогут лишь в том случае, если они сами вежливые и воспитанные люди. Правильный пример - это лучший способ привить хорошие качества для своих детей.

В каком возрасте следует начинать обучать детей этикету

Кого-то это удивит, но уже с рождения малыша можно начинать обучать его этикету. Новорожденного следует обучать этикету мягким взглядом, определенными словами, интонацией . Например, перед едой пожелать приятного аппетита, а когда малыш протянет маме погремушку, поблагодарить его. Обязательно надо похвалить ребенка, если ведет себя правильно, а также с помощью интонации в голосе, показать что он ведет себя не совсем как надо.

Начиная с двух лет, надо активно обучать ребенка приличным манерам и правилам поведения, объяснить, как можно поступать, а как лучше не стоит. Хорошо в обучении помогает мотивация, ну и, конечно, личный пример.

Для восприятия ребенка лучше всего подойдут игровые формы обучения . Можно смоделировать разные ситуации, прибегать к сюжетным играм также стоит использовать разные стишки и сказки по теме этикета.

В возрасте от четырех до шести лет ребенок уже сам должен понять необходимость знания этикета. Это здорово поможет ему облегчить общение со своими сверстниками и взрослыми. В этом возрасте важную роль в воспитании ребенка играют не только родители, но и воспитатели в детском саду. В школе тоже будет происходить обучение хорошим манерам, но до этого возраста, ребенок уже должен иметь багаж определенных знаний этикета.

Как организовать уроки этикета для детей и подростков

Следует учить детей хорошим манерам постоянно , использовать обучение в форме игры, напоминать, часто приводить примеры – этот процесс должен быть беспрерывным. Частое обсуждение разных ситуаций, положительный пример от взрослых, точно смогут привести обучение ребенка к успеху.

Для того чтобы в детских садах и школа, обучающий процесс не прерывался, для педагогов разработали специальные уроки и программы. При желании они также могут найти в интернете множество бесплатных уроков и материалов.

Как обучить ребенка столовому этикету

Обучать ребенка правилам этикета за столом необходимо с раннего возраста. Ребенку важно понять, что принимать пищу можно только в определенных местах: на кухне или в столовой.

Для самых маленьких существуют самые важные правила этикета за столом:

  • - принимать еду можно только из тарелок и специальными приборами;
  • - по необходимости следует воспользоваться кухонной салфеткой.

Чем старше ребенок становится, тем больше правил столового этикета он будет знать, но главные правила он должен запомнить пораньше:

Как вести ребенок или подросток должен вести себя в гостях

Крайне важно, чтобы ребенок умел как принимать гостей, так и прилично вести себя в гостях. Существует несколько правил гостевого этикета:

Как ребенок или подросток должен вести себя в общественных местах

Для того чтобы родителям не пришлось испытывать неловкость за своего ребенка, еще на выходе из дома ему нужно рассказать о некоторых правилах поведения в обществе. Особенно нужно подчеркнуть правила поведения в общественном транспорте:

Правила выходного вида этикета

Очень хорошо, если ребенок развивается культурно. Для этого родителям нужно водить своего ребенка в кино, театры, музеи. Но перед походом, нужно обязательно объяснить ребенку какие есть правила выходного этикета. Например, правила поведения в театре:

Какие есть правила общения между людьми

Есть некоторые правила поведения в школе , которые должны знать все дети:

Правила семейного этикета

В семье тоже существуют правила приличного поведения:

  • Со всеми старшими родственниками следует вести себя вежливо и уважительно
  • Нельзя спорить и повышать голос на родственников
  • Перед тем как войти к родителям в комнату, нужно постучать
  • Нельзя ругаться, драться и ругаться со своими сестрами или братьями
  • Нужно придерживаться и поддерживать все правила и традиции, которые установлены внутри семьи

– это смысл нашей жизни, та движущая сила, которая заставляет нас ставить перед собой цели и достигать их. То, ради чего мы становимся лучше, совершенствуемся и развиваемся, это люди, которые любят нас, и которых любим мы. Почему же порой отношения внутри семьи складываются так непросто?

Скорее всего, причина в том, что мы, сознательно или нет, игнорируем такое понятие как семейный этикет. Несмотря на то, что в школе у каждого из нас был предмет «Этика семейной жизни», вряд ли кто-либо вынес что-то полезное для себя из этих смешных и «не важных» уроков. Только с возрастом и опытом понимаешь, что без некоторых моральных принципов, ценностей и элементарной этики бывает очень сложно ужиться на одной территории нескольким людям, особенно, если эти люди принадлежат к разным поколениям и между ними лежит бездна межполового непонимания. Давайте, будучи в сознательном возрасте, в здравом уме и твердой памяти повторим то, что воспринимали, как демагогию занудных учителей, а именно – правила семейного этикета.

1.Уважение на первом месте

Без уважения вообще невозможно сосуществование людей. Такие простые постулаты: уважать мнение другого человека, лояльно относиться к привычкам, учитывать вкусы и соблюдать личное пространство всех членов семьи, кажутся чем-то ненужным? Если соблюдать только эти несколько пунктов, конфликтных ситуаций станет в разы меньше. Это так просто быть вежливым, тактичным, внимательным и заботливым с посторонними, но почему-то мы забываем, что все это, прежде всего, необходимо нашим домочадцам, особенно старшему поколению. Почему-то выходит из моды уважение старших, послушание им. Все реже мы прислушиваемся к пожилым людям, пренебрегая их жизненным опытом и их мудростью. А ведь быть может, это является одной из основных причин учащения распада браков. Взаимоуважение, как важнейшая составляющая семейного этикета, позволяет улучшить взаимопонимание, упрощает совместное проживание всех членов семьи. Это не простые правила поведения, а – опыт и мудрость многих поколений.

2.Не выносите сор из избы

Супруг и супруга обязаны решать свои проблемы сами. Они ни в коем случаи не должны жаловаться родителям. А родители, в свою очередь, не должны вмешиваться в личную жизнь своих детей. Нужно понимать, что негатив и недоверия разрушает семью - это приносит много боли и страданий всем членам семьи. Также совершенно не уместно выносить на обсуждение посторонних лиц сугубо семейные вопросы и проблемы. В этом случае стоит помнить, что родные и близкие искренне желают вам счастья и действуют только из лучших побуждений.

3.Автономность молодой семьи

Психологи считают, что для воспитания детей лучше, если в одном доме проживают сразу три поколения: бабушки и дедушки, папы и мамы, дети. Но молодые родители всеми силами стремятся к самостоятельности и автономности, что не удивительно, ведь и свекровь и теща должны набраться терпения и быть более сдержанными в своих благих намерениях и советах. А как часто вы встречали тихих и скромных свекровей или ни во что не вмешивающихся тещ? Это редкость, часто бабушки и дедушки пытаются контролировать жизнь молодой семьи и невольно нарушают гармонию союза. А ведь это именно те женщины в семье, которые мудрее и опытнее. Желая семье счастья и процветания, они должны сохранять нейтралитет, не принимая сторону дочери или же сына. Помните, счастье семьи вашего ребенка – это его личные счастье и радость.

4.Элементарная вежливость

Комфорт в семье создается элементарным уважением и заботой. Не следует забывать о простых словах, таких как «спасибо», «пожалуйста» и т.д. Помним об уважении к старшим и постоянно выражаем его словесно и в поведении. Не забываем о том, что имеет значение и ценность для других членов вашей семьи, даже если для вас это крайне незначительно. Не нарушаем личное пространство. Ведь для человека это может быть очень болезненно и психологически непросто. Это же касается детей. Многие родители разрушали и продолжают разрушать личное пространство ребенка, считая, что они вправе поступать данным образом, так как занимаются воспитанием своего чада. Но подобное неуважение может вызвать многие нежелательные последствия в формировании характера и моральных норм человека.

5.Сплетням – бой!

Не нужно в присутствии детей обсуждать остальных членов семьи, или же друзей и знакомых. Ни в коем случае недопустимо, чтобы ребенок стал свидетелем сор и скандалов своих близких. Это не только плохой пример, но и разрушение хрупкой детской психики. Если же родители требуют чего-то от ребенка, они сами должны безукоризненно это исполнять. Только на вашем личном примере ребенок понимает важность и значение того, чего от него требуют взрослые.

6.Воспитание детей – это самовоспитание

Люди постарше должны следить за собой и обдумывать каждый свой шаг и каждое слово, так как они служат примером для младших. Не думайте, что оброненное невзначай ругательство останется незамеченным для детских ушей. Дети как губка – они впитывают все, что их окружает. Бесполезно говорить им о том, как надо себя вести. Необходимо просто вести себя так, как вы хотите, чтобы вели себя ваши дети. Это нелегко, но это неотъемлемая часть воспитания. Мы продолжаем обучаться и совершенствоваться на протяжении всей своей жизни. И обучаем друг друга именно мы. Мы учителя, и мы же ученики.

7.Чувство единства

Главное правило семейного этикета – семья важней всего. И все решения, которые напрямую или косвенно касаются других членов семьи, принимаются сообща. Если в семье есть проблема, касающаяся детей, например, финансовые сложности, которые повлекут за собой сокращение бюджета на развлечения или отказ от некоторых кружков и секций, это необходимо обсуждать в присутствии детей. Дети должны и имеют право знать о трудностях, с которыми приходится сталкиваться их родителям, так они учатся сочувствию и самоограничению. Воспитывайте в своих детях и всячески поддерживайте идею общности и единства вашей ячейки общества. Это залог крепкой и счастливой семьи.

Тема: « СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ»

Цель: воспитывать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения ко всем членам семьи и к окружающим; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

Задачи: повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета.

Оборудование: лист с файлом для индивидуального задания, презентация «Семейный этикет».

Ход занятия

I . Организационный момент Слайд 1

Под музыку « Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» дети входят в класс. Каждый делает поклон гостям. Заканчивается музыка. Дети садятся.

II . Вступление Слайд 2

Учитель: Добрый день, уважаемые гости!

Здравствуйте, коллеги!

Мы рады приветствовать Вас на нашем занятии.

Ученик: Здравствуйте, поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель: Самое простое слово «здравствуйте» означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, что бы ты ко мне хорошо относился».

Учитель: Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что же мы желаем этим словом «здравствуйте»?

Ученик: Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья.

Учитель: Во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

III . Сообщение темы и цели занятия.

Учитель: Ребята, а ведь приветствие – это одно из самых важных правил.

А каких это правил? (Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении в театре, в планетарии…?)

Ученик: ЭТИКЕТ . Слайд 3

Учитель : Послушайте короткое стихотворение и скажите о чём оно?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Учитель: Так о чём же это стихотворение?

Ученик: О семье. Слайд 4

Учитель: Так о каком этикете мы будем говорить?

Ученик: О семейном.

Учитель: Теперь назовите тему занятия.

Ученик: Семейный этикет . Слайд 5

Учитель: Что же нам предстоит узнать по данной теме?

Ученик: Узнать, что такое «Этикет», правила семейного этикета.

Учитель: Продолжим разговор о вежливости, а главное научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.

IY . Происхождение слова «этикет»

Учитель: Зная правила этикета, вы будете чувствовать себя увереннее в семье, в обществе, не попадёте впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к семье и к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.

Ученик: Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. ЭТИКЕТ – это французское слово. На одном из пышных приёмов у короля Людовика Х IY гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.

Ученик: На французском языке карточка называется « этикетка» – отсюда и пошло слово « Этикет» . Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.

Учитель: А вот какое определение слову «этикет» дал Сергей Ожегов в толковом словаре.

Слайд 6

ЭТИКЕТ – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

(Дипломатический этикет. Речевой этикет.)

Учитель: Давайте соберём правила этикета в один цветок. Слайд 7

(Размещаем на лепестках: в школе, в театре, в гостях, в магазине, в транспорте, в семье, на природе, во дворе.) Учитель: Мы рассмотрим всего лишь один этикет. Какой?

Ученик: Этикет в семье.

Y . Ситуация для обсуждения.

Учитель: У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и любимые вам. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда.

Кто же это?

Ученик: Родители . Слайд 9

Учитель: А как сказать одним словом? Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка…

Ученик: Семья. Слайд 10

Учитель: Слово «семья» произошло давно, когда настоящей семьёй считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. В некоторых семьях было по 9, 10, 12 детей.

Давайте о «семье» прочитаем «Раздаточный материал (Хэндаут)».

1) Почему же так дружно жили в таких больших семьях?

(Уважали старших и не обежали младших. Трудились все. Выполняли свои обязанности. Знали правила поведения в семье и их выполняли.)

Учитель: Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве – это пословицы. Попробуем закончить пословицы. Для этого заполним таблицу «Раздаточный материал (Хэндаут)».

Слайд 11

В гостях хорошо, (а дома лучше).

Не нужен клад, (когда в семье лад).

Чем богаты, (тем и рады).

Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).

Мой дом – (моя крепость).

Вывод. Прочитаем под таблицей.

ФИЗМИНУТКА Слайд 12

Учитель: Проверим на сколько хорошо вы знаете вежливые слова.

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово.

Дружно встали на разминку, пожалуйста.

Для начала мы с тобой,

Повращаем головой, пожалуйста.

Оборот и оборот,

А потом наоборот, пожалуйста.

Поднимаем руки вверх, будьте любезны,

Плавно опускаем вниз, пожалуйста.

Повороты влево – вправо, будьте добры,

Это лёгкая забава.

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

- Извините, а теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

Отдых кончен наш, ребята,

Будьте любезны , нам пора опять за парты.

Учитель: Ребята, ваши родители всегда будут любить и заботиться о вас. Но придёт время, когда и вам придётся ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые подростки.

Сценка 1 Слайд 13

(Девочка собирается на дискотеку, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)

Мама: Седа, положи вещи на место!

Девочка: Мама, отстань! Не видишь, я тороплюсь!

Мама: Ты когда вернёшься?

Девочка: А что?

Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?

Девочка: Так тебе и надо! Может, быстрее мне новый ключ закажешь! Ну, ладно некогда мне!

Мама: До свидания, дочка.

Учитель: Знает ли девочка правила семейного этикета?

Ученик: Не знает.

Учитель: За что мы осуждаем девочку?

Ученик: За грубость, за неуважительное отношение к маме.

Учитель: Какие правила этикета ей надо выполнять.

Ученик: Говорить с мамой мягко и по - доброму.

Употреблять вежливые слова: извини, пожалуйста.

Сообщить маме во сколько вернётся.

Уважать маму, не обижать.

Сценка 2 Слайд 14

(Входит Борька с другом. Их в прихожей встречает бабушка.)

Борька: Идём, идём. Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка: (Одёрнув кофточку и поправив платок, тихо).

Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать…

(уходит)

Друг: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька: Как это - главная?

Друг: Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!

Борька: Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!

Друг: (покачивая головой) Чудно! Теперь старых все уважают! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так теперь ему платят родные. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть!

Борька (покраснев): Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.

(Борька прощается с другом, но задерживает его у дверей.)

Борька: Бабка, иди сюда!

Бабка: Иду-иду!

Борька (другу): Вот попрощайся с моей бабушкой.

Учитель: Что вас возмутило?

Ученик: Грубое отношение Борьки к своей бабушке.

Учитель: А что можно сказать о друге?

Учитель: В какой семье соблюдаются правила семейного этикета?

Ученик: В семье друга?

Учитель: Повлияли слова друга на Борьку? Докажите.

Ученик: Борька назвал бабку «бабушкой» и пригласил её для прощания с другом. Так принято по этикету.

YI . Правила семейного этикета.

Учитель: Прочитаем и запомним самые основные правила семейного этикета на с. 11.

(Подкреплять слайдами.)

Комфортной домашнюю жизнь делают слова… Слайд 14

Всегда сообщай членам семьи… Слайд 15

Для всех домочадцев обязательными являются… Слайд 16

Резкий и требовательный тон… Слайд 17

Уважай родителей … Слайд 18

7. Игра – соревнование «Правила семейного этикета»

Учитель: У вас на партах файл с таблицей. Вам необходимо составить правила семейного этикета и записать их в таблицу. Побеждает та пара, которая сумеет за короткое время составить как можно больше правил семейного этикета.

1 ряд составляет правила «Как вести себя дома».

2 ряд составляет «Правила поведения и этикета за столом».

3 ряд составляет « Правила поведения в гостях ».

(Звучит лёгкая музыка)

Проверка. (Дети зачитывают правила. Подкрепляется ответ слайдами.)

«Как вести себя дома» Слайд 19

1) Следи за порядком в своей комнате.

2) Никогда не порти книжки.

3) Не рисуй на обоях.

4) Учись правильно одеваться.

5) Не прыгай с высоких предметов.

«Правила этикета за столом» Слайд 20

1) Сиди за столом спокойно.

2) Во время еды нельзя разговаривать.

3) Дуть на горячий чай или суп нет смысла.

4) Пить чай, компот нужно бесшумно, не прихлёбывая.

5) Нельзя вылизывать тарелку.

6) Всё, что положили в тарелку нужно съесть.

Правила поведения в гостях. Слайд 21

1) Не приходи в гости без приглашения.

2) Не приходи раньше назначенного срока.

3) Не опаздывай к назначенному часу.

4) Приходя, разувайся в коридоре.

5) Умей пользоваться столовыми приборами.

6) Перед тем как сесть за стол помой руки.

7) Уходя, поблагодари хозяев за приём.

8) Не мусори в гостях.

8. Игра «Этикет улицы».

* Как вы поведёте себя при встрече на улице со своим знакомым?

А. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.

Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.

В. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.