Занятие кружка «Рукоделие» на тему: Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница. Кукла Параскева Пятница— женская помощница и заступница Схема обережная вышивка для куклы параскева пятница

01.11.2019 Новости

Вот в старину именно осенью, когда заканчивались полевые работы, женщины могли больше времени уделять рукоделию.

Была на Руси и Святая женская заступница, покровительница рукодельниц — Параскева Пятница. Осенью, 28 октября (10 ноября), есть праздник — день Параскевы Пятницы. На Руси она издревле считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей молились девушки, чтобы выйти замуж по любви, и поскорее. Представления о ней — результат наложения культа Святой Параскевы на древний русский культ Макоши (богини Судьбы, плодородия, колдовства и властительницы Дикой природы).

Кукла Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. На её руки навешивают ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, напёрсток, ножнички, коклюшки и т.д. В платьице куколки втыкают иголочки с приговоркой: "Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору".

  • Для замужних — кукла-помощница и возможность укрепить семейные отношения.
  • Для незамужних — скорая помощь в замужестве (разберём молитвы, которые этому способствуют).

Куклы "Крупеничка и богач"

Куколки являются символом плодородия, достатка, благополучия в семье и сытой жизни. Крупеничка несёт в себе образ уверенной в себе женщины. Она помогает своей хозяйке обрести такое же состояние. Её задача — это прибыль и достаток на будущее, защита благополучияи благосостояния семьи.

Богач-мужичок — пара Крупенички.

С виду Богач — простой мешочек, а на деле — верный помошник. В Богача вкладываются образы любви и благодарности Роду и предкам.

На Руси кукол наполняли отборным зерном нового урожая и бережно хранили. Своего рода это был неприкосновенный запас, и в то же время оберег на достаток и хороший урожай в будущем. Если Крупеничка да Богач полны, то и семья сыта.

Крупеничку и Богача хранят дома или дарят, как символ богатства и достатка.

Эта парочка была весьма почитаема в семье, так как от них, по повериям, зависело богатство и процветание рода. Поэтому перед куколками обычно ставилась одна из следующих задач:

  • защита благополучия и благосостояния семьи;
  • обеспечение прибыли и достатка на будущий год;
  • наполнение и обогащение силой тех сторон жизни, которые в этом нуждаются;
  • быть помощником: подсказать, посоветовать, уберечь от неприятностей, связанных с потерей денег, ущерба имуществу.

Для замужних — укрепление семейных отношений, достаток, благополучие, лад в семье.

Для незамужних — скорая помощь в замужестве (т.к. делая куклака "Богач", мы формируем образ будущего мужчины, конечно, достаток в дом, благополучие.

На мастер-классе мы уделим внимание:

  • призыву помощи рода и высших сил,
  • укрепления веры в себя и свои силы,
  • взгляд на себя со стороны (отладим себя),
  • психологическая разгрузка от повседневных забот.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Образ Макоши (часто его связывают с образом Параскевы-Пятницы) один из самых противоречивых.


У Б.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» встречаем: «…обращение к летописи возвышало Макошь до ранга единственной, а следовательно, главнейшей богини; сосредоточение на этнографическом материале снижало её образ до простой покровительницы женского прядения. Тысячелетний диапазон между разрядами источников не учитывался». Обширный материал по Макоши в книге Б.Рыбакова .

Параскева-Пятница и Козьма и Демьян (МК по нему будет следующим) – это самые значимые и самые важные для меня куклы. В них отражена полнота мироустройства, охватывающая почти все основные стороны жизни.

Мастер-класс

1 Приготовим шерстяные или п/ш нитки (цвета, кроме белого для рубашки и телесного, по вашему усмотрению) и палочки для крестовины ⌀ 1 см, длиной 26 см для тела и 19 см для рук.

2 Наматываем заготовки. Везде указываю половину длины, т.к. они будут складываться пополам. Значит всю длину надо удваивать. Длина белой рубашки 22 см (т.е. вся длина 44 см), коричневые волосы 28 см, оранжевые (или др. цвета) для платья 18 см, бежевые для лица 12 см. Немного красных ниток для обережного креста.

3 Закрепляем руки. Получаем крестовину, основу многих традиционных кукол и обматываем бежевыми нитками. Лучше от шеи и назад во все 4 стороны.

4 Накладываем обережный крест.

5 Белые нитки перекидываем на крепкую нитку и распределяем вдоль.

6 Привязываем белую рубашку под самые руки. Нитки распределяем ровно вокруг тела и перед тем как завязать, перекидываем через плечи, чтобы при возможном растяжении ниток она не спадала.

7 Заготовку для лица накидываем сверху макушки.

8 Крепко завязываем, не захватывая шеи.

9 Сверху «лицевых ниток» накидываем нитки для волос.

10 Завязываем на том же уровне, что и лицевые.

11 Ровно собираем сначала волосы вверх, затем лицевые нити.

12 Завязываем на макушке, очень крепко.

13 Только если всё крепко и ровно завязано, аккуратно обрезаем лицевые (бежевые) нитки выше перевязки на 5-7 мм вокруг всей обозначенной уже головы.

14 Отделяем небольшую прядь волос.

15 Прядью закрываем лицевые нитки, аккуратно оформляем голову.

16. Заготовку для платья делим на две части, накидываем на плечи.

17. Перевязываем ниже рук. Полы платья не соединяем вплотную, оставляем распахнутыми.

18. Сплетаем или скручиваем пояс. Ваша Параскева Вам в поддержку и помощь!


Славянская обережная кукла Параскева-Пятница

Празднования славян в честь Пятницы-Макоши были самыми длительными, что свидетельствует о ее значительной роли в славянском и праславянском пантеоне. Макошь — богиня плодородия, воды, покровительницы женских работ и девичьей судьбы, образ которой был запечатлен на главной, лицевой грани Збручского идола, а празднества в ее честь проводились еженедельно, ежемесячно и особенно в осеннюю пору — на рубеже лета и зимы (с 1 по 8 ноябя).

* * *

Кукла Параскева в глубоком язычестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием. Даже не просто богиня судьбы, а богиня, которая владеет судьбой, хранит её, плетёт нити судьбы, устанавливает взаимодействие разных уровней космоса с человеком, имманентно встроенным в этот самый космос. А также Макошь - богиня плодородия, колдовства и властительница Дикой природы.

Образ постепенно трансформировался в Параскеву Пятницу, которая считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Она рачительная помощница во всех делах и ремеслах, особенно если дело касается прядения льна. Ей даже был посвящен свой день недели, Считалось, что Параскева Пятница запрещает работать в этот день: прясть, ткать, пахать, стирать, а также купаться и купать детей и сурово карает нарушающих запреты.

Кукла органично совмещает в себе оба образа. Так, для неё характерно наличие веретена. У нее, в память о Макоши, должны быть распущенные волосы. Она помогала людям донести их сокровенные мысли и просьбы до богов и предков. Красные нити, завязанные на её руках - обращения к предкам, а голубые - обращения к богам. На её ладонях сидят птицы, что подчеркивает божественный прообраз куклы, которая воплощает собой хозяйку неба, небесную пряху. Птицы, так же, как и она, зачастую являются посредниками между реальным и ирреальным миром. Если кукла не была общественной, а хранилась дома, то женщины призывали её помочь им в работе, делая хранительницей мелких предметов рукоделия (лент, кружева, веретен, коклюшек, наперстков, игл), которые вешали на руки кукле с приговором: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

* * *

Кукла Параскева Пятница в глубоком славянском ведичестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием.

Куклу Параскеву-Пятницу делать без знакомства с её историей считаю просто невозможным. Многие представляют эту куклу в очень ограниченной функции помощнице в женских ремеслах. Для этой цели вполне достаточно куклы "Десятиручки".

Это совсем разные куклы с разными исходными историями. Ни одна кукла не претерпела такой длительной трансформации во времени, сохраняя свою основную сущность, как Макошь, прообраз Параскевы. Когда вы познакомитесь с ценнейшими исследованиями Рыбакова, вы всё это увидите. Символ женского божества Макошь это фундамент, всё остальное (по моим ощущениям позволю такое сравнение) надстройки, этажи, украшения, детали. Это единственная кукла, требующая немалых знаний и собственного осмысления. В противном случае это будет трансляция некоего рукоделия и только, а значит потеря первосмыслов, основополагающих глубинных истин.

Я брала мастер-класс по Параскеве, как и многие другие МК, у Новосибирского этнопедагога Велесовой Свтеланы Власовны. Этим летом она планирует работать в Чепошском кукольном музее на Алтае. Тем повезет, кто посетит ее экскурсии, ибо она кладезь ценнейших знаних о славянской этнокультуре, о народных куклах. Для меня кукла Параскева стала самой значимой. Именно она мотивировала меня на дальнейшее знакомство с таким народным творчеством, как куклы.

  • на сайте народной игрушки
  • в стране мастеров
  • на летописиру
  • в Воркуте

Кукла Параскева (с греч. пятница) в глубоком язычестве была женским божеством Макошь. (" Макошь - славянская богиня вселенской судьбы " ). Это один из самых сильных символов.Богиня рода и судьбы и всего,что связано с их укреплением и благополучием Материалы по истории символа Параскевы весьма противоречивы.Наиболее глубокое исследование у Б. Рыбакова. (" ).

УБ.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» встречаем: «…обращение к летописи возвышало Макошь до ранга единственной, а следовательно, главнейшей богини; сосредоточение на этнографическом материале снижало её образ до простой покровительницы женского прядения. Тысячелетний диапазон между разрядами источников не учитывался».

Делать Параскеву чрезвычайно интересно. Сейчас Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна.

Современный вариант позволяет не только передавать сложившийся традиционный образ, но и вложить в куклу свои "тексты" и заветные желания, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.

Параскева индивидуальная

Предыдущая Параскева − модель общественной куклы, которая была метра полтора ростом. Люди вешали на неё разные штучки и завязывали поясочки со своими заветными желаниями. Вся увешенная и украшенная, затем она спускалась на воду. (Мне почему-то эта затея не нравится по разным причинам). А вот из ниток кукла индивидуальная , небольшая, просто помощница в рукоделии. Обе куклы взяты на курсе этнографа Велесовой Светланы Власовны. По логике Параскева общественная и Параскева индивидуальная - это одна кукла. Однако, по тому как фактически толкуют и изготавливают этих кукол сегодня, так не скажешь.

Параскева индивидуальная тесно связана с христианской святой Параскевой, жившей во II веке. Параскева с греческого - пятница, отсюда Параскева-Пятница. Параскева общественная продолжает сохранять в себе основополагающие смыслы, ибо прародительницей её является женское божество Макошь - богиня рода, земли, наделяющая судьбой. Макошь, это глубоко и глобально, её трансформация в столь продолжительном времени говорит о необходимости сохранять основополагающие представления о бытие и о мироустройстве как о неразрывной связи времен. Параскева-Пятница индивидуальная сегодняшняя практически другая кукла. Эти два образа сегодня переплетены невероятно, в самых разных вариантах и в толковании и в изготовлении…

Мне бы не хотелось преумножать путаницу вокруг этих кукол. И я больше говорю о своём восприятии и о своём отношении к этим куклам, для меня они разные. Говоря о Параскеве индивидуальной и учитывая, как она изготавливается, я бы не стала связывать её с Макошью, хотя отдельные функции у них схожие, но Параскева-Пятница, на мой взгляд, ближе к бытовой стороне жизни, а Макошь - к бытийной. Сегодня Параскеву-Пятницу индивидуальную считают покровительницей женских ремесел, особенно прядения льна, ткачества. Она заступница женской доли, исцеляющяя родниковой водой болезных детей, помощница в женском рукоделии.

Зоя Пинигина

Мастер-класс

1 Приготовим шерстяные или п/ш нитки (цвета, кроме белого для рубашки и телесного, по вашему усмотрению) и палочки для крестовины ⌀ 1 см, длиной 26 см для тела и 19 см для рук.


2 Наматываем заготовки. Везде указываю половину длины, т.к. они будут складываться пополам. Значит всю длину надо удваивать. Длина белой рубашки 22 см (т.е. вся длина 44 см), коричневые волосы 28 см, оранжевые (или др. цвета) для платья 18 см, бежевые для лица 12 см. Немного красных ниток для обережного креста.


3 Закрепляем руки. Получаем крестовину, основу многих традиционных кукол и обматываем бежевыми нитками. Лучше от шеи и назад во все 4 стороны.

4 Накладываем обережный крест.

5 Белые нитки перекидываем на крепкую нитку и распределяем вдоль.


6 Привязываем белую рубашку под самые руки. Нитки распределяем ровно вокруг тела и перед тем как завязать, перекидываем через плечи, чтобы при возможном растяжении ниток она не спадала.

7 Заготовку для лица накидываем сверху макушки.

8 Крепко завязываем, не захватывая шеи.


9 Сверху «лицевых ниток» накидываем нитки для волос.

10 Завязываем на том же уровне, что и лицевые.

11 Ровно собираем сначала волосы вверх, затем лицевые нити.

12 Завязываем на макушке, очень крепко.


13 Только если всё крепко и ровно завязано, аккуратно обрезаем лицевые (бежевые) нитки выше перевязки на 5-7 мм вокруг всей обозначенной уже головы.


14 Отделяем небольшую прядь волос.

15 Прядью закрываем лицевые нитки, аккуратно оформляем голову.


16. Заготовку для платья делим на две части, накидываем на плечи.

17. Перевязываем ниже рук. Полы платья не соединяем вплотную, оставляем распахнутыми.

18. Сплетаем или скручиваем пояс. Ваша Параскева Вам в поддержку и помощь!

Как сделать народную куколку Параскеву-пятницу - по следам осенней встречи "Заревницы"
http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=316

Кукла Параскева-пятница считается берегиней женских ремёсел.

Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу - Параскеву.

Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии. Размера она небольшая (большую неудобно хранить и переносить), но и не маленькая (а то на ней места не хватит).

Мы будем делать интересный вариант этой куколки.
Для ее изготовления нам потребуется две прямые палочки- для рук и для туловища, которые крепятся накрест. И клубки разноцветных шерстяных ниток. Можно взять остатки разных клубков от вязания.
Еще если взять различные тесемки, тряпочки, кусочки ваты или синтепона для набивки - то можно сделать игольницу, или сумочку для мелочей и повесить кукле на плечо:-)
Если взять кусочек тряпочки и пуговички, то будет у куколки красивая юбочка:-)

А вот и наши Параскевы:

А также Параскева считалась покровительницей рожениц и браков. Именно поэтому день Параскевы - Пятницы получил название «бабьего» или женского праздника.

По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в пятницу, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов.

Заговор на благополучную беременность

"Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостивая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам."

Также Параскева считалась покровительницей женского рукоделия, в первую очередь, прядения - Параскева-льняница.

Приметы Прасковьи трепальницы:
Было еще одно название этому дню - Параскева Трепальница (лен треплют).
В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель.
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.
Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
Кола мять лен, так уж доминать.
Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать.
Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью (кострицей забьет глаза).
Мни и толки льны с грязнихи.
Мни лен доле и волокно будет доле.
На Грязниху грязь - четыре смены (недели) до зимы.
На грязниху не бывает сухо.
На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен.

Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей».
Параскева Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами.
Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница».
Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.
Полагают, что с этого дня должно трепать лен.

Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!
С мужем — хужа, без мужа и того хуже; я вдовой да сиротой — хоть волком вой.
Хоть за старца, лишь бы в девках не остаться.
Христовым страстям причастница.

Цель: Формирование интереса к русской культуре, фольклору, традициям через изучение истории и видов русской народной куклы.

  • познакомить детей с историей, назначением, изготовлением различных видов русских народных кукол;
  • воссоздать русскую народную куклу Параскеву-пятницу.

Возраст учащихся: 10-14 лет.

Оборудование для педагога: Видеоролик "Это всё Россия!", медиапрезентация "Русская народная кукла" (приложение), музыкальное сопровождение - записи народных и фольклорных песен, образцы русских народных кукол.

Оборудование для детей: каркасы куклы, лоскуты ткани разного цвета и размера, кружева, тесьма, шерстяные и простые нитки.

Примечание: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 декабря.

СЦЕНАРИЙ

Мероприятие начинается с просмотра видеоролика "Это все Россия!" (автор Белозёрова Т.В., www.youtube.com).

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной куклой, узнаем, как связана она с русской культурой и традициями.

Народная кукла - огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека.

У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины-богини.

В каждой области России свои куклы, как и свои костюмы, песни. Их десятки, если не сотни. Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

Слайд №1 (см. медиапрезентацию "Русская народная кукла")

По назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые. Какова же история возникновения кукол?

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая "безликая" кукла служила "оберегом". Отсутствие лица было знаком того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит, не доступная для вселения в нее злых сил. Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Славяне очень тщательно готовились к появлению в роду младенца. Будущему малышу делали куклу. Делали ее без иголки и без ножниц - нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть.

Слайд №2

Кукла "Берегиня сна".

Берегиню снавешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!".

Так, кукла по-прежнему оставалась игрушкой не для ребенка, а для бессонницы, болезни и прочих напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев.

Слайд №3

Кукла-"пеленашка".

После рождения ребенка к нему в кроватку или колыбельку подкладывали особую куколку - пеленашку, с той же целью - обмануть злых духов, предложив им куклу вместо ребенка. Понятно, что такую куклу нельзя было купить, только сделать самим. Делали такую куколку только из куска ношеной домотканой одежды. Такая ткань несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле-оберегу вместе с частичкой жизненной силы человека.

Такая кукла служила оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего же кукленок-то хорош!", чтобы не сглазить ребенка.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Слайд №4

"Зайчик на пальчик".

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда находится рядом с тобой.

Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становится скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы, и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Слайд №5

Кукла-"закрутка".

С пяти лет девочку уже учили делать куклы-закрутки .

Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестрам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для кукол. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

Слайд №6

Кукла-"стригушка".

Кукла-стригушка была одной из самых популярных в народном быту. Отправляясь на покос или полевые работы, матери брали с собой ребятишек, и, чтобы занять чем-то ребенка, из пучка стриженой травы или соломы изготавливали вот таких неприхотливых кукол.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи.

Слайд №7

Кукла "Крупеничка" (или "Зернушка" ).

Это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерна и употребляли в пищу. По внешнему виду крупенички можно было судить о достатке и благополучии в семье: если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, люди в нём голодают и достаток покинул семью.

Слайд №8

Кукла "Десятиручка".

Десятиручка - это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.?

Слайд№9

Кукла "Коза".

Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.

Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку, к которой прикрепляли рога из соломы. Парень-"коза" садился верхом на сани - так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела.

Бытовая кукла Коза имела те же функции, что и переодетый в козу колядовщик. Одета была Коза в специальное яркое платье, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подковы в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание необходимости жениться.

Слайд №10

Кукла "Кубышка-травница".

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался, или над колыбелью ребенка.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через два года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов, болезни, и добрая утешница.

Слайд №11

Кукла "Коляда".

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Слайд №12

Кукла "День и Ночь".

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую куклу, а ночью - темную.

Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня. И следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.

Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Слайд №13

Кукла "Колокольчик".

Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Слайд №14

Кукла "Капустка".

Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, которая собиралась выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Слайд №15

Кукла "Девка-Баба".

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Слайд №16

Кукла "Веснянка".

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.

Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной

Слайд №17

Кукла "Параскева-Пятница" считается берегиней женских ремёсел.

Праздник Параскевы-Пятницы может быть не обязательно пятницей. Праздник значится 10 декабря, и не важно, на какой день недели он выпадает. Считалось, что это "бабий праздник".

Святая Параскева-Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу - Параскеву.

Параскева-Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют "долговязая пятница".

Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии. Размера она небольшого (большую неудобно хранить и переносить), но и не маленького (а то на ней места не хватит).

Ведущий: Сегодня на нашем занятии мы с вами будем рукодельничать - делать своими руками куклу Параскеву-Пятницу.

Слайды №18-28

Дети приступают к изготовлению куклы. Педагог показывает этапы выполнения работы и объясняет при помощи медиапрезентации, что следует делать на каждом из них.

Работа детей сопровождается звучанием народных и фольклорных песен. Дети подпевают. Таким образом происходит воссоздание обстановки старинных русских посиделок за рукоделием.

Итог занятия: Выставка готовых кукол. Рефлексия.