Возрастные особенности детей 5 6 лет родительское собрание в старшей группе. Родительское собрание в старшей группе

30.09.2019 Новости
Разнообразие форм и методов гражданско-патриотического воспитания в начальной школе как условие формирования патриотизма у учащихся.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации традиционно являлось патриотическое воспитание граждан. В последние десятилетия все более заметной становится утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Президент выразил уверенность, что все-таки для большинства россиян оно все же сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. «Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» .

В свете происходящего всё острее и глобальнее, на уровне государственной образовательной политики, встаёт вопрос о повышении значимости патриотического воспитания.

Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими силами служить его интересам. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способного успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и в военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения нет слов «патриот», «патриотическое воспитание», в нем используются слова «гражданин» и «гражданственность». Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни, однако оно тесно пересекается с патриотическим, нравственным, духовным и социальным развитием личности. Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), тесно связанных с его гражданскими качествами: любовь к своему народу, своему краю и своей Родине; уважение к ценностям семьи и общества; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; а также любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражатьформирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Гражданское воспитание в современном ритме жизни должно формировать у ребенка активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Таким образом, патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства.

Воспитание патриотизма в современных условиях, когда подрастающее поколение все чаще ориентируется на Запад, требует от педагога тщательно продуманного системного подхода. На наш взгляд, начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Последние два года накануне 70-й годовщины великой победы во второй мировой войне предоставляют, на наш взгляд, особенно широкий диапазон возможностей для патриотического воспитания школьников. Этот период совпал с моим приходом в новую школу, в 1 класс. Мероприятия по патриотическому воспитанию стали проводиться мной систематически с первых месяцев обучения школьников.

Сначала работа проводилась на ознакомительном уровне, была направлена в большей степени на эмоциональную сферу детей и на развитие их творческих способностей. Во 2 классе мы начали вводить точные даты, исторические справки, увеличили долю самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Тема Великой Отечественной войны, жертв, принесенных советским народом, цены, заплаченной нашей страной в целом и каждой семьей в частности за победу, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Поэтому одной из наиболее значимых целей, которые мы ставили перед собой, было «оживить» те события, согреть их лично пережитыми эмоциями горя, радости, гордости, дать ребятам почувствовать свою сопричастность событиям далекого прошлого.

Мы начали нашу работу с проведения нескольких классных часов, посвященных Великой Отечественной войне, которые сопровождались демонстрацией фотографий, видео-роликов, музыкальным сопровождением. Дети смотрели ролики и хроники о Великой Отечественной войне с большим желанием, а потом задали ряд вопросов о предметах военного быта, об оружии, о возрасте, с которого молодых людей брали на фронт. Все эти вопросы свидетельствовали о глубокой заинтересованности детей. Чтобы удовлетворить их интерес, мы пригласили в класс музейных работников с выездными лекциями о детях войны, истории шинели, животных, которые помогали человеку воевать и выживать в этих страшных условиях. Ребята с интересом разглядывали принесенные экспонаты (письма, фотографии, предметы, связанные с войной). Особенно внимательно учащиеся слушали рассказы о детях, которые участвовали в войне, о том, что им довелось пережить. Ощутив, что эта тема особенно глубоко их волнует, мы дополнительно провели в школьной библиотеке литературный час «Маленькие герои большой войны». Дети с огромным желанием записали авторов и названия книг о юных участниках войны, 17 человек из 24 действительно взяли эти книги в библиотеке и прочитали их. Затем мы сами посетили музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты.

Интересной и показательной, на наш взгляд, оказалась следующая работа. На уроках литературного чтения мы дважды проделывали однотипные действия: прочитав и разобрав произведение о войне, дети под моим руководством выделяли этапы сюжета (завязку, развитие действия, кульминацию, развязку), рисовали иллюстрации к каждому этапу и устраивали выставку рисунков «Рассказ о войне в иллюстрациях». Сравнение иллюстраций наглядно показало, что после проведенных классных часов, лекций сотрудников музея и посещения музейных экспозиций ребята гораздо лучше стали представлять себе, как выглядели солдаты, что представлял собой их быт, как проходили сражения.

Следующим шагом стала организация встреч с ветеранами войны и тружениками тыла. С каждым годом все меньше становится участников и очевидцев тех страшных военных лет. Если мы не проявим бережливого внимания к воспоминаниям воевавших, не передадим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки (в надежде, что, когда придет время, они поступят так же), связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться сохранить, восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют отношение к тем далеким военным событиям, пусть и опосредованное.

На личных встречах с ветеранами дети имеют прекрасную возможность услышать об ужасных и радостных моментах войны из первых уст. Память старшего поколения, которую они несут ребятам в своих простых рассказах о пережитом, врезается в детские души очень глубоко. Ведь одно дело, когда тебе говорит об этом учитель в классе, и совсем другое – впечатление от рассказа участника той страшной войны. Кроме того, современная молодежь порой бывает жестока и нетерпима в своем восприятии пожилых людей, их переживаний, не чувствует, что Ветераны Великой Отечественной войны –люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайший пример патриотизма и самоотверженности. Бережность, чувство благодарности к ним должно начать формировать и воспитывать с детства.

В этом году наш класс встречался с Ситниковым Игнатом Деевичем, ветераном труда и испытателем ядерного оружия, и Чернобай Ниной Никифоровной – труженицей тыла. По окончанию беседы ветераны неожиданно угостили детей пряниками, которые считались на войне большим и редким лакомством. После такого рассказа воспринимали их ребята уже совсем по-другому. Даже те дети, которые не любят пряники, не считают их лакомством, ели их с удовольствием. На этапе рефлексии в ходе беседы, которую мы проводили после посещения ветеранов, практически все учащиеся говорили, что эти пряники были особыми, показались им необыкновенно вкусными. Ребята, в свою очередь, подарили ветеранам подарки и рисунки. Встреча была незабываемой, полной впечатлений. На ней было сделано немало фотографий – каждый хотел обязательно сфотографироваться с участниками трагических событий – из которых позже составили фотоотчет.

Ряд последующих мероприятий мы объединили темой благодарной памяти современного поколения к участникам войны, которым удалось выжить в этих страшных испытаниях, и которые погибли, защищая свою Родину.

На уроках технологии учащиеся работали в группах над творческим проектом открытки «Спасибо за победу»: необходимо было продумать оформление и содержание открытки, сделать ее, а затем защитить свой проект. Каждый ребенок вложил свою фантазию, творчество, написал пожелание ветеранам войны.

Впервые в этом году решились на исследовательскую работу: под моим руководством ученицей 2 класса был подготовлен проект «Великая отечественная война и ее роль в судьбе моих прадедушек». В работе девочки над проектом участвовала также ее семья; ученица собирала песни военных лет (песни, которые произвели на нее особенно сильное впечатление, были записаны на диск, прослушивание и обсуждение которого было организовано в классе), документы, награды, свидетельствовавшие об участии ее прадедов в войне. В процессе сбора необходимых материалов ученица опрашивала родственников, которые еще помнят ее прадедушек и хоть что-то могли рассказать об их жизни, посетила краеведческий музей по месту их жительства (село Костино Алапаевского района), военкомат; мы работали с сайтом «Мемориал» и другими информационными интернет-источниками. Работа была проделана очень большая. На выступлении в районном конкурсе исследовательских проектов, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках городской краеведческой игры «Я- тагильчанин», наш проект занял II место, получил Диплом второй степени. На защите проекта на конкурсе учебно-исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь Нижнего Тагила» ученица заработала 61 балл из 90, получила грамоту за социальную значимость проекта. На вопрос комиссии: «Для чего ты собирала песни военных лет?» ребенок ответил коротко и в то же время исчерпывающе: «Чтобы почувствовать, что испытывали тогда люди».

Последний классный час о войне мы завершили минутой памяти, сопровождающейся заставкой вечного огня и соответствующей мелодией. Это очень сильно подействовало на школьников, на формирование чувства сопереживания, сопричастности детей. Мы организовали поход к памятнику боевой славы, возложили цветы к его подножию.

Двухлетняя системная работа по воспитанию у детей патриотических чувств дала свои результаты. Например, это отразилось на отношении ребят к участию в различных мероприятиях, конкурсах, связанных с темой войны. Оно стало гораздо более серьезным и осознанным, ребята демонстрировали желание работать вместе и заинтересованность, и в итоге добились успеха. Всем классом рисовали стенгазету, посвященную Дню победы, которая была признана одной из лучших в школе. Участвовали в конкурсе военно-патриотических песен, исполняли песню «Солнечный круг» большим хором 2-х классов, реквизит (солнце, голуби и небо) готовили и раскрашивали сами. Выступили отлично, родители, которые присутствовали на конкурсе, были очень довольны и гордились своими детьми. Наш рисунок «Маршал Жуков на коне» был размещен на выставке в здании ГДДЮТ. Мы приняли участие в смотре-конкурсе «Поколение «дети войны» глазами детей XXI века», посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Получили благодарность от Нижнетагильского местного отделения Общероссийской общественной организации «Дети Войны». Каждый год мы участвовали в городской игре «Я – тагильчанин», и в этом году заняли первое место в параллели среди начальных классов.

Младший школьный возраст – это период существенных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым школьником на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он прочитал, выучил, а то, что он пережил, поэтому знает и помнит, и этот опыт определяет его действия и поступки. Поэтому гораздо более важными результатами, по моему мнению, стало то, что я замечаю, как мои дети, слушая рассказ о войне, замирают, а некоторые даже не могут сдержать слезы. Мои дети гордятся тем, что они родились и живут именно в России, они умеют уважать пожилых, готовы отдать свои игрушки для детей-сирот, поздравить ветеранов, понимают, что нашу Родину нужно беречь и защищать.

Уроки Великой Отечественной войны – это уроки жизни, нашей с вами жизни, как в прошлом, в настоящем, так и в будущем. А каким оно будет, зависит от нашей с вами работы по патриотическому воспитанию сегодня…

Патриотическое воспитание в современной начальной школе и пути его совершенствования.

Бражник В.М.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

Родина - это город, в котором

родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая способствовала

твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать

их, они нужны тебе, как воздух и вода

М. Ауэзов

Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа. Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащихся, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.

«Патриотизм является важным фактором консолидации общества. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства». Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой. Оно присуще всем народам. Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл. В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Возникнув еще в раннем детстве как любовь к родной природе, отчему дому, месту, где родился и рос, патриотизм растущего человека постепенно наполняется идейным, гражданским содержанием, становится качеством не только нравственным, но и нравственно-политическим. Ребенок учится любить не только свою “малую Родину” - край, где родился, но и свою большую Родину – Казахстан. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Культурно- исторический компонент.

Включает воспитание у школьников чувства любви к Родине, гордости за казахстанский народ, воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту казахского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью Казахстана, но и достоянием мировой цивилизации (народный промысел, памятники архитектуры, народные обычаи и традиции, праздники, произведения живописи, графики, музыки).

Военно- исторически й компонент.

Включает ознакомление с переломными моментами истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, описанных в трудах видных историков М Козыбаева, Е.Бекмаханова, А.Кенесарина,М. Магауина и др.(борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями, победа в Великой Отечественной войне и др. события).

Краеведение .

Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного города не возникают само по себе, а воспитываются, Воспитание к родному городу, понимание ценности культурного наследия, созданные народом за века, гордости за своих соотечественников. Желание познать славное прошлое родных мест дает импульс для развития патриотизма.

Экологический компонент.

Занимаясь проблемами охраны природы важно, чтобы дети осознали единство «природы – человек», где человек часть природы и его развитие является фактором изменений самой природы. Отсюда вытекают задачи экологического направления патриотического воспитания.
Первая – овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу.
Вторая - воспитание понимания многогранной ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

Третья – обучение детей правилам общения с природой, познание ее.
Четвертая - развитие потребности в общении с природой.

В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка - определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы, часто имеют доминирующее значение. Именно, поэтому важно разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств. При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: одни через природу или искусство, другие – через изучение истории родной страны и родного края, третьи – через религиозную веру, а кто-то через служение Родине. Воспитание патриотизма должно осуществляться через изучение культуры и традиций своего народа, знание государственной символики. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятиях. К ним относятся проведение викторин, игр, оформление стенгазет, экскурсии в музеи. В учебное время патриотическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий.

И все же становиться вопрос каковы же пути совершенствования процесса патриотического воспитания учащихся начальной школы?

Продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию;

Обогащение содержания патриотического воспитания;

Развитие форм и методов по патриотическому воспитанию на основе новых информационных технологий;

Усиление патриотической направленности проводимых мероприятий;

Участие в конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, имеющих отношение к патриотическому воспитанию;

Организация сотрудничества педагогов школы и педагогов дополнительных образований, сотрудников музеев и библиотек;

Изучение и обобщение передового опыта работы в области патриотического воспитания для его внедрения в практику работы педагогов.

Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу.

При разработке программ направленных на формирование патриотических качеств личности младших школьников каждому учителю необходимо помнить, что патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию поможет нам воспитать настоящего гражданина.

Мы убеждены, что патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Это сегодня звучит актуально.

Список литературы:

1 Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2–8.

2 Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005. №8 – С. 17.

Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.

В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.

Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:

  • деньги – 32,7 %;
  • деловая карьера и образование – 20 %;
  • получить от жизни по-больше удовольствия – 18,7 %.

Извечные же ценности собрали такие цифры:

  • любовь – 5,1 %;
  • действия ради будущего России – 4,4 %;
  • идеалы и вера – 2,7 %.

Среди учащихся школы было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 11-14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):

  • здоровье;
  • родители;
  • счастье;
  • деньги;
  • любовь;
  • жизнь;
  • природа;
  • мама-92 %;
  • 2 % ответили “не знаю”.

На вопрос “Самое главное в жизни – это... ” были даны следующие ответы:

  • здоровье;
  • моя семья;
  • родители;
  • учеба;
  • счастье;
  • мама;
  • доброта к окружающим;
  • любовь;
  • окружающие тебя люди;
  • хорошо закончить учебный год;
  • иметь собачку;
  • сама жизнь;
  • внимание.

Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Дети более очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь “изюминку”. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы... ”?

Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

Так что же такое “патриотизм”? Дадим несколько определений.

  • Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
  • Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
  • Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

А что же тогда патриотическое воспитание?

  • Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;
  • системность;
  • преемственность и непрерывность в развитии молодежи;
  • многообразие форм, методов и средств;
  • индивидуальный подход.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

  1. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
  2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  3. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
  4. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
  5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
  6. Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.

Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:

  1. Пропаганда отечественной истории и культуры.
  2. Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
  3. Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
  4. Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
  5. Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
  6. Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
  7. Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
  8. Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
  9. Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
  10. Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
  11. Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Яндыбаева Е. В. Патриотическое воспитание школьников средствами литературного краеведения // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 136-141.

В данной статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников средствами литературного краеведения, а также система работы педагога школы по патриотическому краеведению, формы и методы данного направления в воспитании школьников.

Kлючевые слова: система патриотического воспитания, литературное краеведение, духовность, формы работы, урочная и внеурочная деятельность.

PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF LITERARY LOCAL STUDY

Elena V. Yandybaeva

This article describes the patriotic education at school by means of literary local study, as well as school teacher"s work in the sphere of patriotic local history, the forms and methods of this activity within students" education.

Keywords: system of patriotic education, literary study of local lore, spirituality, forms of work, curricular and extracurricular work.

Вопросы патриотического воспитания, ставшие актуальными в наше время, вызваны необходимостью сохранения нашего общества как единого многонационального суверенного государства. По словам В. В. Путина, эта проблема «давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, …она не обсуждалась… На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну» [Владимир…]

Как тут не вспомнить слова русского писателя А. И. Солженицына: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная». Несомненно, основополагающая роль в привитии патриотических чувств подрастающему поколению отводится, наряду со средствами массовой информации, школе.

Президент России В. В. Путин в своем выступлении, посвященном данной проблеме, предостерег: «Мы ничего не должны идеализировать и ничего не должны повторять в том виде, в котором это было в прежние времена, прежние десятилетия или столетия. И уж тем более механически брать какие-либо шаблоны и какие-то клише из прошлого». А для этого сегодня «нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности…» [Владимир…]. Назревшая проблема поисков действительно «живых» форм работы и легла в основу данной работы.

Краеведческая работа является важной составляющей частью в патриотическом воспитании школьников. Она осуществляется под руководством педагога и направлена на всестороннее изучение учащимися своего края. Краеведение призвано воспитывать у школьников причастность к истории своих предков, формировать желание изучать языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познавать свои корни, что, конечно, способствует формированию таких нравственных ценностей, как духовность, национальное самосознание, патриотизм.

Литературное краеведение занимает важное место в общей системе патриотического воспитания в современной школе. Оно включает в себя три направления:

· изучение обычаев, традиций и устного народного творчества данного региона, их влияние на развитие современной публицистики и литературы;

· исследование литературного прошлого своего региона: первых печатных СМИ, произведений искусства и литературы, их своеобразие, особенности;

· изучение биографий и творчества литераторов региона.

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух связанных между собой направлениях: введение регионального компонента в содержание урочной и внеурочной деятельности по литературе. В урочной форме деятельности формируются краеведческие интересы учащихся, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных занятий. Таким образом, взаимосвязь этих направлений в литературной краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной проблеме. Деятельность, направленная на формирование патриотических чувств, способствует также развитию интеллектуальных и личностных качеств современных школьников, их творческих и исследовательских навыков. Задача педагога, на мой взгляд, – через развитие познавательного интереса к литературе родного края формировать патриотические чувства учащихся, что, несомненно, ведет к росту духовного потенциала личности.

Специфика предмета литературы дает возможность педагогу привлекать краеведческий материал в урочной и внеурочной деятельности. В календарно-тематическое планирование уроков входит краеведческая составляющая. Региональный компонент школьной программы по литературе, как и в федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных произведений:

· для чтения и изучения;

· для самостоятельного чтения и обсуждения в классе;

· для внеклассного чтения [Табарданова 2009].

Интересными для изучения в региональном краеведческом компоненте я считаю творчество Б. Екимова, а также поэзию волгоградских авторов.

Краеведческая работа в современных условиях активизирует учебно-воспи-тательный процесс. Как показывает опыт работы, наиболее эффективной формой привлечения учащихся к работе по краеведению является поисково-исследо-вательская деятельность учащихся. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения:

· Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты). Этот вид творческой деятельности приобщает учащихся к систематическому и целенаправленному поиску и сбору материала. Они учатся анализировать, отбирать самые главные материалы, рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно связывая его с жизнью края и страны. Учащиеся пишут трудовые биографии передовых людей края, очерки о людях труда. Все это прививает детям любовь к труду, воспитывает уважение к людям труда, способствует выбору профессии.

· Литературная обработка воспоминаний участников различных исторических событий. При таком виде деятельности происходит прямая передача знаний людей различных поколений, профессий подросткам, что создает особую, творческую атмосферу. Именно в такие моменты слова «героизм», «патриотизм», «Родина» приобретают не отвлеченное значение, а наполняются конкретным смыслом и имеют значительный воспитывающий эффект [Калашникова 2007].

В процессе работы с текстами художественных произведений особое внимание уделяется рассмотрению образа священной волгоградской земли и духовной красоты людей, живущих на ней.

Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания. Краеведческий компонент может быть элементом урока, а может составлять и содержание всего урока. Например, на уроках, посвященных литературе Великой Отечественной войны, элементом содержания становятся произведения наших земляков. В ходе беседы выявляются вопросы, интересные для учащихся. Они и становятся предметом исследований школьников. Осуществление старшеклассниками проектно-исследовательской деятельности позволяет им проявить себя, развивает коммуникативные компетенции. Можно привести примерную тематику проектов по литературному краеведению:

· «Кровью омытые строки мои…» (о поэтах, погибших в Сталинградской битве).

· Поэзия современного Волгограда.

· Тема родной земли и творчестве М. Агашиной.

· Военная тема в творчестве М. Агашиной.

· Тема детства в творчестве М. Агашиной.

· «Женская» поэзия Волгограда.

· Тема семьи в творчестве Б. Екимова.

При изучении поэзии Великой Отечественной войны в 8 классе, после знакомства с творчеством поэтов – участников войны учащимся предлагается подготовить проекты-презентации по темам «Поэты, защитившие Сталинград», «Поэзия пылающего Сталинграда». Также ребята сами могут определить тему своего проекта. Чтобы подготовить проекты по предложенным темам, школьники проводят индивидуальные и групповые исследования, привлекая фонды школьной и районной библиотек, пользуются сведениями из Интернета. Такой вид работы, конечно, формирует и развивает познавательные, коммуникативные и информационные компетенции учащихся. Включение элементов краеведения на уроках развивает воображение, память, интерес, внимание.

Воспитанию чувства сопричастности и близости к родной волгоградской земле, на мой взгляд, способствует также проведение на уроках литературы поэтических пятиминуток. Они, как правило, проводятся в преддверие дат, священных для каждого сталинградца и волгоградца: 19 ноября, 2 февраля, 9 мая. Ребята читают наизусть стихи наших земляков по данной тематике, причем произведения выбирают сами. Эмоциональность и сопереживание учащихся – главный педагогический итог такого рода деятельности. Для воспитания современных детей считаю это немаловажным результатом.

Предметные декады, проходящие в школе систематически, также входят в систему краеведческой работы. Так, в рамках предметных декад регулярно проводятся интегрированные уроки. Применение технологии интеграции активизирует познавательную деятельность школьников, развивает их интеллектуальные и личностные качества, позволяет учащимся успешнее усвоить материал. Привлечение литературного и исторического краеведческого материала, безусловно, делает урок эффективнее, так как развивается интеллектуальный и эмоциональный, личностный потенциал школьника. Учащиеся осознают себя продолжателями и носителями традиций священной земли, на которой они родились.

Внеурочная деятельность по литературному краеведению является важной частью системы патриотического воспитания учащихся. Она включает в себя разнообразные формы деятельности. Из применяемых мною можно говорить о следующих:

· литературные вечера;

· конкурсы чтецов;

· встречи с земляками;

· читательские конференции.

Литературные вечера проводятся в рамках предметных недель, а также приурочиваются к памятным датам поэтов и писателей-земляков. Для их проведения требуется серьезная подготовка: определяется тема и цель вечера, отбирается материал, значимый в идейном и художественном отношении, а также интересный для учащихся. Затем составляется программа. Важно, чтобы вечер имел именно краеведческий характер. Для накопления материала организуется изучение литературных произведений местных авторов, собираются сведения о них. При проведении этих мероприятий используются различные средства – чтение стихов современных поэтов, исполнение песен.

Следующей важной формой внеурочной деятельности являются конкурсы чтецов, проходящие в школе регулярно и, несомненно, развивающие интерес учащихся к творчеству поэтов и прозаиков-земляков. Дети участвуют в традиционном школьном конкурсе «Край ты мой родной». Перед ним ведется планомерная подготовительная работа, одной из целей которой является привлечение как можно большего числа школьников. Каждый из участников сам подбирает себе произведение, перед выступлением кратко знакомит зрителей с биографией автора. Группа ребят отвечает за музыкальное сопровождение конкурса. Широкий охват детей в школьных мероприятиях способствует повышению интереса ребят к литературе родного края, формируя духовный облик школьника в общем и патриотические чувства в частности.

Важной формой патриотического краеведения также считаю участие ребят в различных районных конкурсах чтецов, посвященных нашим землякам – героям, участникам локальных конфликтов; в районном конкурсе «Детство, опаленное войной». В сентябре 2015 г. мои ученики приняли участие в региональном этапе международного фестиваля «Литературные чтения в Сарепте». В рамках этого фестиваля состоялась встреча с поэтессой Е. Иванниковой. Участие в конкурсах такого уровня расширяет литературный кругозор учащихся, обогащает их жизненный опыт. Внимание школьников привлекается к лучшим представителям родного края, которые становятся образцами для юношества. Эта форма внеурочной деятельности, безусловно, важна для формирования чувства любви к родной земле.

Неотъемлемой частью работы по литературному краеведению является проведение мероприятий совместно с районной детской библиотекой № 6. В рамках празднования 70-летия Великой Победы состоялась литературная гостиная. Ребята подготовились к литературной викторине с краеведческим элементом, затем прошла встреча с нашими земляками – «детьми Сталинграда». Такие мероприятия, конечно, обогащают личностный опыт школьников, когда ребята не из книг и кино, а вживую могут пообщаться со свидетелями тяжелого для всех наших соотечественников времени. Обобщением такого жизненного опыта становятся творческие работы – сочинения на основе личных впечатлений.

Еще одной формой внеурочной деятельности является читательская конференция. Главное достоинство ее в том, что учащиеся могут выразить свое мнение о книге, аргументировать его, поспорить. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

Читательские конференции проводятся нечасто. Они требуют очень серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но увлекающей аннотацией. Естественная трудность состоит в том, чтобы организовать по-настоящему активное и живое обсуждение, чтобы учащиеся не просто рассказывали о писателе, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы и дискутировали. На мой взгляд, интересны читательские конференции, посвященные проблемам, поднимаемым в произведениях Б. Екимова. Именно раскованное и свободное обсуждение школьниками проблем в художественных произведениях волгоградских авторов отличает читательскую конференцию от обычной. Данная форма литературного краеведения, на мой взгляд, приобщает учащихся к литературе, в ходе выступлений формируются и развиваются речевые и коммуникативные компетенции.

Литературное краеведение является важной составляющей частью патриотического воспитания. Ведь главная задача современного педагога не только вооружить ученика необходимым багажом знаний, но и воспитать из него человека, гражданина, патриота. Не привив школьникам любовь к родному краю, не получится, на мой взгляд, и сформировать патриотические чувства.

В свете проблемы гуманизации образования, естественно, необходимы новый подход к урокам литературы, связь с элементами краеведения. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной», – эти слова принадлежат академику Д. С. Лихачеву. Они близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине [Храпова 2011: 169–171].

Литература

Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. – 2006. – № 5, 6.

Владимир Пути о патриотизме // Культура здоровой жизни [Электронный ресурс]. URL: http://ros-idea.ru/site/163.

Калашникова О. М. Метод исследования и интепретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения // Педагогическое обозрение. – 2007. – № 4.

Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцман. – В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, Владос, 1994.

Табарданова Т. Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. – 2011. – № 6. – Т. 2. – С. 169–171.

Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. – М.: Просвещение, 1976.