Статьи о патриотизме в школе. Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики

30.09.2019 Новости

Без сомнения, на сегодняшний день в России патриотическому и военно-патриотическому воспитанию уделяется повышенное внимание: в нем участвует целая сеть государственных и общественных организаций, на эти цели выделяются специальные средства, о результатах и существующих проблемах написано множество статей, книг, отчетов и методических пособий. В этой небольшой статье мы не можем подробным образом рассмотреть весь этот многоуровневый и многоплановый процесс. А потому хотелось бы сосредоточить внимание на его осмыслении в публичном пространстве: какие смыслы доминируют в обсуждении (военно-)патриотического воспитания в публичном пространстве современной России. Опираться в этом мы будем на официальные документы, научные статьи и доклады тематических конференций последних лет, а также наиболее популярные материалы в Интернете .

Во-первых , необходимо обратить внимание на то, что в средствах массовой информации внутрироссийские события представляются через противопоставление «либералов» и «патриотов». Странность этой дихотомии заключается в том, что либерализм является политической идеологией (т.е. системой воззрений о желательном политическом устройстве государства), в то время как патриотизм (любовь к Отечеству и готовность подчинять свои интересы государственным) - это более фундаментальная система воззрений, не связанная с обсуждением конкретных политических проблем. В качестве примера можно привести ситуацию в России в августе 1914 г., когда в самом начале Первой мировой войны представители разных политических взглядов объединились под патриотическими лозунгами во имя защиты Отечества.

Существующее ныне ситуативное противопоставление во многом связано со смешением понятий, когда консервативные идеи представляются как патриотические, а «патриотами» называют себя консерваторы, тем самым обозначая монополию на «патриотизм» и обрекая оппонентов на автоматический статус «не патриотов». Влияние идеологии консерватизма прослеживается в увязывании патриотического воспитания с духовно-нравственным развитием и апелляцией к таким понятиям как «духовность», «соборность», «национальный дом» и пр. . В итоге патриотическое воспитание начинает сводиться к продвижению определенной политической идеологии, неизбежным следствием чего патриотизм перестает быть универсальной ценностью для всего общества.

Во-вторых , в глаза бросается нечеткость определения патриотизма даже в официальных документах. Например, четкое определение отсутствует в тексте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» . В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Определение патриотизма через «любовь» характерно для большинства изученных нами материалов. Некоторым исключением является Росвоенцентр (осуществляет организационное сопровождение указанной программы), на сайте которого акцент смещен на поведенческий аспект: «патриотизм рассматривается как особая направленность социального поведения граждан, высший смысл жизни и деятельности личности, долг и ответственность перед обществом, предполагающие приоритет общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества» .

Широкое использование таких размытых понятий как «любовь», «готовность» и прочих (т.е. отсылающих к психическому миру человека) создает неопределенность (ведь конечная цель «любить свое Отечество» размыта и широка) при выработке конкретных действий в рамках (военно-)патриотического воспитания и тем более при создании конкретных систем оценки. Так, хотя (военно-)патриотическое воспитание направлено на сознание людей, 7 из 8 оценочных показателей упомянутой государственной программы учитывают лишь интенсивность ее воплощения. Размытость понятий и целей при акценте на формально-организационную сторону приводит к тому, что под воспитание любви и чувств можно привязать чуть ли не любое мероприятие, избегая ответа на сущностный вопрос: действительно ли проводимые мероприятия эффективны. Например, в методических материалах, написанных педагогами, порою наблюдается столь большое расширение понятия «патриотическое воспитание», что возникает ощущение, будто авторы пишут обо всем образовательном процессе .

В-третьих , и это отражено в заглавии, стоит отметить столь тесное переплетение патриотического и военно-патриотического воспитания, что зачастую последнее полностью поглощает первое. Подобная подмена характерна прежде всего для представителей государственных организаций и тех, кто занимается именно военно-патриотическим воспитанием (и в меньшей, например, для работников системы среднего образования). Нередко оба понятия используются как синонимы. Это наблюдается и в аналитических , и в учебно-методических работах : в приведенных по ссылкам примерах можно наиболее ярко наблюдать, как разговор о патриотизме плавно перетекает в анализ системы военно-патриотического воспитания. В государственной программе по патриотическому воспитанию из шести задач пять относятся к организационно-правовым и лишь одна, связана с конечным результатом: «формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву». Среди задач по патриотическому воспитанию, решаемых Росмолодежью, на первом месте стоит: «Содействие включению молодёжи в программы патриотического воспитания, в том числе по подготовке к службе в Вооружённых Силах, проведению работ по увековечению памяти защитников Отечества» .

Четвертый аспект, который обращает на себя внимание, связан с тем, что во всех текстах подрастающее поколение выступает зачастую в качестве пассивного объекта патриотического воспитания: его учат любить Родину, передают определенные знания, прививают культурные нормы и стандарты в целях формирования долга перед страной. Если некая творческая активность и предполагается, то лишь в выборе определенного рода занятий. В качестве иллюстрации обратимся к словам «практика» - руководителя Зала воинской славы музея Великого Новгорода С.М. Орловой: «Реже видим посетителей-студентов. Это показывает, что добровольное посещение, без принуждения, непривычно для сознания сегодняшней молодежи и автоматически сигнализирует о маловажности мероприятия. <...> Во многом такой образ мысли связан с позицией нашего государства, где человек пассивен. Стоя в толпе на митинге, он не является его активным участником и услышанная таким образом информация не сформирует его самосознания и активной гражданской позиции» . Поясним, что наша критика направлена на навязчивую нарочитость этого процесса, в рамках которого даже не предполагается, что обучающийся может выстраивать собственные тактики сопротивления, которые в самом радикальном случае приведут к полному отрицанию «навязываемых» идей (ибо они будут восприниматься именно как навязанные).

И наконец, отметим, что работа по (военно-)патриотическому воспитанию зачастую ограничивается такими смысловыми сферами как «спорт», «армия», «история», «духовность», «народная культура». Как правило под патриотическую попадают такие виды деятельности, которые сочетают те или иные элементы, заимствованные из указанных сфер. Например, военно-патриотические лагеря, в которых происходит подготовка к армии, проходят занятия по физической подготовке и читаются лекции на историческую тематику. Другой пример - издания, указанные в списке мероприятий по реализации государственной программы по патриотическому воспитанию: 7 из 8 посвящены исторической тематике (причем остается неясным каким образом 6-томный сборник архивных документов по истории оборонно-промышленного комплекса России и СССР может напрямую способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения) . Институт национальной стратегии (Центр политологического консалтинга) посвятил патриотическому воспитанию один доклад с характерным названием: «Концепция патриотического воспитания в современной России: историческая память и гражданское самосознание». Весь текст представляет собой разоблачение стереотипов, связанных с отечественной историей.

Показательно и то, что язык («дискурс»), на котором ведется обсуждение проблем (военно-)патриотического воспитания является смесью бюрократического языка (превращение разговора в «сухие» программы и отчеты), дидактики (с акцентом на структурно-функциональный подход, который везде видит некие «системы», «структуры», «элементы» и «функции», создавая тем самым иллюзию управляемости) и патриотической публицистики. Подобное сочетание делает дискурс обращенным самим на себя: на этом языке практически невозможно критическое обсуждение и выработка стратегий, однако он идеален если надо определенные виды деятельности представить в качестве «патриотических». Последнее имеет колоссальное значение с точки зрения получения государственного финансирования.

По крайней мере по форме процесс патриотического воспитания во многом воспроизводит существовавшую в Советском Союзе систему идеологической пропаганды, если из последней исключить централизацию и относительно развитую проработку внутреннего смыслового стержня, т.е. ключевых идейных посылов. Это роднит патриотическое воспитание и пропаганду, а патриотизм начинает восприниматься как государственная идеология.

Здесь важно провести разницу между патриотизмом военного и мирного времени. Безусловно, во время войны (в ситуации чрезвычайного положения - что принципиально) залогом победы является готовность каждого отдать собственную жизнь, т.е. на первое место выступает идеал жертвенности, что не отменяет, впрочем, и ряда личных целей (защита своей семьи, посмертная слава героя и пр.). Отсюда высокий моральный дух является производной тесного взаимодействия высоких идеалов и личных смыслов. Управлять этим с помощью героической пропаганды в полной мере невозможно. Как показывает опыт обеих мировых войн, она может быть эффективна с точки зрения общественной мобилизации. Однако оказавшись на фронте воодушевленный патриотическими идеалами человек сталкивается вовсе не с героической стороной войны, что может иметь негативные последствия (начавшаяся деморализация русской армии уже в конце 1916 года тому свидетельство). Без сомнения, в мирное время с прагматической точки зрения государство должно воспитывать те идеалы служения обществу, которые в случае войны станут идейной основной для общественной мобилизации. Однако те же примеры ратных подвигов прошлого готовят общество к реагированию в ситуации именно чрезвычайного, военного, положения, но предлагаемые «рецепты» как правило не применимы для самой мирной жизни (искусственно же создавать «угрозу войны» вряд ли прагматично с социально-экономической точки зрения). Нередко в литературе по патриотическому воспитанию приводится тезис о том, что практически всю историю Россия воевала, но при этом забывается, что за исключением периода мировых войн (когда война стала тотальной) сражения вели профессиональные армии где-то на периферии государства, в то время как основная часть населения жила практически мирной жизнью.

А потому более целесообразным патриотизм стоит определять не через абстрактную любовь или особый род деятельности, а посредством увязывания личных интересов с интересами страны, готовность реализовывать жизненные цели в России так, чтобы реализация личного интереса вела к созданию некоего общественного блага. Как писал заместитель директора Административного департамента Аппарата Правительства Российской Федерации А.Л. Балыбердин: «Сегодня основной проблемой, связанной с совершенствованием системы патриотического воспитания, является то, что современное смысловое наполнение российского патриотизма не является фактором, формирующим интерес граждан к нему и, особенно, у молодого поколения» . Другими словами, созидать смыслы и возбуждать интерес - вот те задачи, которые должны стать руководящими.

Становится очевидным, что на первое место выступает не прямое информационное воздействие, а создание системы институтов, нацеленных на помощь молодым людям в поиске своего призвания, определении и реализации жизненных целей. Соответственно, из объекта воздействия молодой человек превращается в субъекта, а во многом абстрактный разговор о национальной гордости и ценностях заменяется совместным поиском ответа на более практичный вопрос: «Как я могу реализовать себя и тем самым послужить своей стране?». Естественно, это напрямую связано с созданием социальных лифтов (к слову, их отсутствие было одной из ключевых причин «арабской весны» на Ближнем Востоке) и общим экономическим положением страны. Тогда критериями эффективности могут служить количество желающих эмигрировать или уже эмигрировавших молодых людей. Проблема «утечки мозгов», опять остро вставшая в последние годы, явно показывает: люди по разным причинам не могут найти свое место в стране. Бороться с этим явлением посредством пропаганды как минимум неэффективно (а по сути аморально). В этом плане патриотизм действительно мог бы стать ответом и на решение социальных проблем молодежной среды (наркомания, преступность и пр.), о чем говорил в своей выше процитированной статье А.Л. Балыбердин, однако опять-таки не напрямую, а через содействие в личном развитии.

А военно-патриотическое воспитание может, как это постоянно говорится, конечной целью ставить снижение числа уклонистов от срочной службы в Вооруженных Силах. Однако подобная постановка вопроса представляется ограниченной. Скорее, система военно-патриотического воспитания должна ориентироваться на поиск и привлечение тех молодых людей, которые по физическому состоянию, личным интересам и психологическому складу готовы и способны пойти на военную службу.

Конечно, все вышесказанное вовсе не отрицает значения той деятельности по (военно-)патриотическому воспитанию, которая ныне проводится. Тем более, что ряд существующих форм и методов (например, военно-спортивные лагеря или поисковые экспедиции), на наш взгляд, могут быть весьма эффективны при решении определенных (тактических) задач. Вопрос в том, что создавать смыслы, прививать идеалы и давать знания невозможно через одноразовые (пусть и многочисленные) мероприятия и простое информирование. Главное - увлечь человека. В качестве примера, можно привести романы В.С. Пикуля, которые, с одной стороны, совершенно справедливо критиковались профессиональными историками за многочисленные ошибки, а с другой стороны, привлекли внимание миллионов граждан Советского Союза к истории. У некоторых затем этот интерес перерос в профессиональную деятельность. Если говорить о практической деятельности Российского военно-исторического общества, то зачастую акцент делается на тех мероприятиях, которых позволяют привлечь внимание к истории, сделать ее ближе, т.е. наполнить личными смыслами. Так, одним из многочисленных проектов, приуроченных к 100-летию Первой мировой войны, стало создание бесплатной компьютерной игры «Илья Муромец» (первый в мире стратегический бомбардировщик, сконструированный И.И. Сикорским и принятым на вооружение в русской императорской армии). Другим примером может послужить «Народный архив Первой мировой» - электронная база данных, где каждый желающий может разместить имеющуюся у него в личном архиве информацию о родственниках - участниках той войны. За несколько лет было установлено 1150 мемориальных досок героям Советского Союза и России на школах, где они учились. Подобная доска будет всегда находиться в поле зрения учащихся школы (подавляющее количество которых находится в сельской местности), самим существованием свидетельствуя о близости героя, словно говоря: «Вот он, герой, совершивший подвиг, когда-то учился в тех же самых стенах, что и вы». Другое перспективное направление - военно-исторические (реконструкторские) фестивали. Так, на 26 проведенных или поддержанных Обществом фестивалей присутствовало около 700 тыс. зрителей.

В заключение, хотелось бы повторить, что (военно-) патриотическое воспитание должно быть ответом не на вопрос: «Почему я должен любить страну, в которой я живу?», а на вопрос: «Что я могу сделать для общества, в котором живу?». Если акцентировать внимание только на первом вопросе, то патриотическое воспитание неизбежно деградирует в пропаганду мегаломании. Русский религиозный философ В.С. Соловьев за несколько десятилетий до русской революции 1917 г. весьма ярко очертил гибельность такого пути: «Национальное самосознание есть великое дело, но когда самосознание народа переходит в самодовольство, а самодовольство доходит до самообожания, тогда естественный конец для него есть самоуничтожение».

Пахалюк Константин Александрович , ведущий специалист научного отдела Российского военно-исторического общества

Первая публикация: Пахалюк К.А. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа // Аналитический вестник № 33 (586): "Военно-патриотическое воспитание российских граждан: состояние, проблемы, пути совершенствования". Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2015. С. 53-60.

Патриотическое воспитание молодежи // Росмолодежь. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/directions/patrioticheskoe-vospitanie/ (последняя дата обращения 7 октября 2015 г.)

Орлова С.М. Историческая память поколений в системе патриотического воспитания на наследии Великой Отечественной войны // Патриотизм XXI века: формирование его на традиции прошлого и современного опыта. М., 2013. С. 99.

Волкова Ольга Олеговна
МБДОУ №37 Кемеровская область город Ленинск-Кузнецкий пр-т Кирова 73
воспитатель
Статья "Патриотическое воспитание дошкольников"

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

В современном мире, когда происходят большие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы в дошкольном образовании. Все больше возникает необходимость обращаться к народным традициям, культуре, истории, к вековым корням, к понятиям родство, Родина.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание - это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Чувство патриотизма включает в себя не только любовь и преданность к Родине, ответственность и гордость за нее, но желание и стремление трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, уверенность в себе и полноценную личность.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др. Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в области содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира, формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.

На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания работы с семьей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:

Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными;

Резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Основное противоречие - противоречие между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путем.

Необходимо создать пространство, которое поможет взрослым и детям взаимодействовать в передаче одними и принятии другими культурных ценностей прошлого и настоящего, познании и сохранении их в настоящем и будущем.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Поэтому важно не упустить возможность наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины.

В процессе нравственного, трудового и умственного развития ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотического воспитания.

Исходя из вышесказанного, под гражданско-патриотическим воспитанием понимается процесс становления сознательного человека, который любит и ценит свою землю, родной край, знает и уважает культурные ценности и историю своего народа.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриотическое воспитание дошкольника определяется современными условиями: углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:

Воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;

Уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;

Формирование духовно-нравственных отношений;

Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

Формирование любви к культурному наследию своего народа;

Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

В связи с остро стоящим вопросом патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющегося мира возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.

В настоящее время все чаще обсуждается проблема гражданско - патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.

Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В рамках данной статьи мы хотим показать работу МБДОУ детский сад № 37 г Ленинска-Кузнецкого по воспитанию в детях любви к родному краю, чувства патриотизма.

На базе МБДОУ № 37 г. Ленинска-Кузнецкого педагогами был подготовлен долгосрочный проект (с октября по май) по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента под названием «Кузбасс - мой край родной».

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Были определены цели и задачи, направленные на более глубокое изучение природы родного края, курортов, заповедников республики, памятных мест городов. Педагоги разработали перспективный план, по которому был подобран материал с помощью родителей. Совместно с родителями были организована экскурсия в краеведческий музей, походы по памятным местам города.

Продуктом данной работы явилась организация праздника «Сабантуй». Он проводился на территории учреждения, в оформлении и проведении праздника принимали активное участие как педагоги так и родители дошкольников.

Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. В своей работе мы используем методические пособия и рекомендации.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.

Список использованной литературы.

  1. Агаркова, Е.И. Разработка региональных программ развития системы дошкольного образования [текст] / Е.И. Агаркова, С.В. Загребельная, И.В. Клемоинова, А.П.Самородова, Г.А.Шешерина, под общей ред. Н.Г.Астафьевой, методические рекомендации. -М.: Аркти, 2010.-72 с.
  2. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [текст] / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, учебное пособие. -М.: Академия, 2007. -82 с
  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова, учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  4. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [текст] / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.
  5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной стадии обучения только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной

Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме.

Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…

Свою статью я хочу посвятить именно такому человеку, смелому, мужественному Ролану Уразову, настоящему патриоту, ученику 11 класса.

Ролан – настоящий патриот, постоянно укрепляющий свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанный, образованный и просвещенный, воспитывающийся в хорошей, многодетной, дружной семье, участвующий в общественных мероприятиях и организациях патриотической ориентации.

Не случайно он решил посвятить свою будущую жизнь служению народу, защите Родины, объясняя это тем, что посещая спортивные секции, кадетский класс «Беркут» при Казанской школе, он изо дня в день давал себе нравственные ориентиры: быть смелым, мужественным, воспитывался в духе патриотизма, не переставая напоминать себе как важно и нужно любить свою семью, школу, родное село, район, область, страну. Дух патриотизма в нем присутствовал всегда: на тренировках, на выездных испытаниях, спортивных соревнованиях за честь родной школы, района. По мнению наставников Ролана: спортивное воспитание формирует у спортсмена такие качества как стойкость, мужество, дисциплинированность, способность переносить самые суровые испытания, воспитание в духе гордости за родную страну, необходимые для достижения победы.

Дети нашей школы, учителя могут, действительно, гордиться тем, что именно из стен нашей школы выйдет такой достойный гражданин, опора, уже достигший многих высот.

С момента рождения и до самой смерти любому человеку даётся имя. Имя человека имеет серьёзное влияние на характер и судьбу его обладателя.

Имя Ролан – это вариант немецкого имени, означает «родная земля».

Надёжность и справедливость – вот главные качества личности Ролана. Он верен обещаниям и никогда не подведёт. С детства он отличается силой воли и моральными качествами.

Он никогда не подводит товарищей. Принимает участие во всех школьных мероприятиях. Его ценят и любят одноклассники. Школьная учеба идет легко. Учится только на «отлично». В переводе с древнегерманского толкование его имени еще имеет значение «слава», что объясняет его стремление находиться в центре внимания не только сверстников, но и остальных учащихся. Но надо отметить, что выбирает для этого достойные способы благодаря своему интеллектуальному потенциалу, разносторонним интересам, умению оказывать влияние, помощь товарищам. Он не подводит тех, кто на него полагается и всегда выполняет данные обещания. Ролан стремится к новым знаниям, много читает, развивает свой интеллект. Мы думаем, что на каком бы поприще он ни прилагал усилия - везде достигнет успеха, поскольку он отличный стратег и тактик. От всей души поздравляем его с успешным выступлением на квалификационных испытаниях в селе Юргинском на право ношения оливкового берета, право ношения шеврона он получил еще в прошлом году.

Еще он является обладателем многочисленных грамот: в соревнованиях по легкой атлетике в метании гранаты, за лучший результат в беге на 3000 метров, грамотой за отличное выполнение обязанностей заместителя командира взвода на военно-полевых сборах, в соревнованиях по спортивному туризму 1 место – лыжные гонки, 5 километров, от МАУДО «Вагайский центр спорта и творчества», грамотой за 2 место от Аванпоста по измерению силы удара «Панчер», за высокие спортивные показатели, отличную военную подготовку, смелость и волю к победе по военно-прикладным видам спорта Почетной грамотой от Юргинской районной общественной организации ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов «Память», награжден нагрудным знаком «Долг и честь», совершил три прыжка с парашютом при Куртамышском АТСК ДОСААФ России и получил Свидетельство парашютиста, и грамотой от Казанского поселения за высокие военно-спортивные достижения. Это награды только за последние два года. Мы ему желаем успехов во всем, достижения еще больших высот, успешной сдачи выпускных экзаменов, оставаться таким же смелым, благородным, ответственным, достойным человеком. Выражаем огромную признательность родителям Ролана, маме – Уразовой Гульчире Заримовне, учительнице начальных классов, папе – Уразову Альвару Камилевичу, которые всегда и во всем поддерживают сына, вдохновляют, направляют, учат и воспитывают. Поддержка родителей очень многое значит для детей. За достойное воспитание сына Уразовы также награждены грамотами от главы района Сунгатуллина Р.Ф. и от начальника управления П.Г. Гонцула.

В. В. Путин в своем послании отметил, что тема патриотизма становится одной из доминирующих в государстве, а потому необходимо заниматься популяризацией здорового образа жизни среди детского и юношеского поколения, необходимости привлечения к спорту. Необходимо воспитывать молодое поколение здоровыми, смелыми, мужественными, в духе патриотизма, не переставая напоминать как важно и нужно любить свою семью, родной город, республику, страну. Спорт, физические нагрузки формируют у ребят такие качества как стойкость, мужество, дисциплинированность, способность переносить самые суровые испытания, воспитание в духе гордости за родную страну, необходимые для достижения победы. Также В. В. Путин заявил о необходимости развития массового спорта, спорта высоких достижений, так как это тесно связано и с патриотическим воспитанием, и с подготовкой к службе в Вооруженных Силах.

В последнее время в районе очень часто проходят различные соревнования, товарищеские встречи, что очень радует нас. Наши дети постоянно участвуют в соревнованиях по мини-футболу, волейболу, легкой атлетике, лыжным гонкам, теннису, в выездных испытаниях воспитанников кадетских классов школ. Редкие соревнования не приносят побед. В школе хорошо налажена работа по патриотическому воспитанию, ведению ЗОЖ.

Это благодаря таким молодым специалистам, как Садыков А.А. , руководитель кадетского класса «Беркут», Юсупов Р.Н. ,учитель физической культуры, педагоги дополнительного образования.

Понятие патриотизм должно стать «модным», «стильным» для современной молодежи. Подрастающее поколение должно понимать, что круто быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свою Отчизну, а пить пиво, курить сигареты, проявлять неуважение к старшему поколению и т.п. – это удел слабых и необразованных людей.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей.

От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в нашей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

И я хочу, чтобы в нас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.

Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать

15.11.2016 год

Казанская средняя общеобразовательная школа

Ахметчанова Лиана Демухаметовна, педагог-организатор школы, учитель русского языка и литературы

Уразов Ролан со своими одноклассницами и классным руководителем

Патриотизм -это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина –Россия. Любой из наших граждан может с гордостью сказать : «Я-россиянин!» . Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остаётся всё меньше . И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина» , «патриот » , «патриотизм » , мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства нашей страны. Но, главное, мы должны научить этому наших детей.

Патриотизм , гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Пятилетние дети уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей , рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. И чтобы ни говорили о том, что нашим детям тема Великой Отечественной войны не понятна, слишком давно это было и много поколений уже сменилось, я с этим никогда не соглашусь. Если взрослые помнят о той войне, если в семье берегут память о своих близких , воевавших с фашистами, то и дети будут знать и помнить об этом. Нужно только правильно донести до них эту информацию. Наши ребята добрые и отзывчивые, они умеют слушать, сопереживать и сострадать.

В нашем детском саду прошла встреча детей дошкольников с ветераном Великой Отечественной войны Шеиным Галактионом Фёдоровичем. Ребята подготовили для гостя творческий подарок – несколько самодеятельных номеров. Во время нашей встречи прозвучали стихотворения о войне М. Исаковского, С. Михалкова. Дети прослушали песни «Вставай, страна огромная» , «Здесь птицы не поют» , «Горячий снег» . Также прозвучала музыка «Аве Мария» , «Голуби мира» . Галактион Фёдорович рассказал ребятам о том, как он сражался с фашистами и с японцами. Ребята узнали о войне из уст человека, который воевал сам, командовал отделением, видел живых фашистов, и даже побывал в немецком танке. Ребята заранее подготовили несколько вопросов , которые их очень интересовали. Заслуженный военный артиллерист внимательно слушал и давал ответы. После того, как закончилась встреча, дети преподнесли ветерану войны цветы, поближе рассмотрели ордена и медали и даже потрогали их. Эта встреча особенно тронула ребят и надолго останется в их памяти и маленьких нежных сердцах. Не только дети, но и их родители готовились к встрече. Вместе с ними была подготовлена выставка рисунков «Наша армия сильна» , оформлены стенды «Фотографии военных лет» , «Старый Оскол –город воинской славы » . С детьми проводились беседы «Наше Отечество» , «Нападение Германии и начало войны» , «Оборона столицы - Москвы» , «Письма с фронта» . Кроме бесед дополнительно велась работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой о войне. Ребята разучили стихотворения советских поэтов о военных годах, слушали солдатские песни и военные марши. В групповой комнате организовали выставку книг для детей о Великой Отечественной войне. С огромным интересом слушали дети рассказы о подвигах наших солдат и офицеров – А. Матросове, А. Маресьеве, Н. Гастелло, о подвиге семнадцати героев, которые вступили в неравную схватку с врагом, защищая наш родной Старый Оскол. Вся эта работа проводилась для того, чтобы у детей сформировалось представление о том страшном и очень трудном времени. Все беседы, рассказы должны были раскрыть отдельную веху в истории той войны, поведать детям о героизме нашего народа, который выстоял, несмотря на огромные трудности и победил фашизм.

Нам, педагогам и родителям нужно сделать всё, чтобы память о войне , о людях, выстоявших и победивших, осталась не только в истории нашей страны, но и в сердцах всех живущих ныне людей. А все последующие поколения помнили, какой ценой досталась нашему народу эта Победа.

В своей статье я рассказала всего лишь о маленькой частичке той работы, которая систематически ведётся с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста.

Из опыта работы воспитателя с родителями воспитанников ДОУ по вопросу физического воспитания и закаливания детей. Из опыта работы воспитателя Москвиной Т. И. старшей группы МБДОУ «Детский сад № 93» с родителями воспитанников, по вопросу физического воспитания.

Направленности патриотического воспитания Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть.

Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник сравнительно новый - День Матери. Не остался в стороне и коллектив МБДОУ № 2 «Малышок». Доброй.

Реализация системы патриотического воспитания в ДОУ Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень.

Патриотическое воспитание школьников

Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами.

Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Поэтому ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности является одним из главнейших ориентиров современного образования. В «Концепции модернизации российского образования» определены важнейшие задачи воспитания, среди которых – формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения дает следующую трактовку этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Основными задачами патриотического воспитания учащихся являются:

Изучение ближайшего социального окружения ребёнка;

Осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;

Создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;

Стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;

Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;

Организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни;

Стимулирование мотивационно-ценностного ядра предстоящей профессиональной деятельности воспитанника.

Жизнедеятельность коллектива для большинства детей – это пространство для развертывания их сегодняшней жизни, для развития их социального опыта и гражданского самосознания. Воспитание патриотизма является основой духовно-нравственного развития учащихся. Коллективная творческая деятельность в общеобразовательной школе может стать одним из способов решения этой задачи.

Моя работа строится на рассмотрении вопросов воспитания у школьников патриотизма через вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел.

Воспитательные возможности КТД связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.

Основным условием успешного использования КТД является развитие отношений творческого содружества между всеми участниками этого процесса. Обретая радость творчества, дети обретают душевное равновесие. Глубокий эмоциональный контакт, который является непременным атрибутом дружеского взаимодействия (содружества), формирует своеобразный эмоциональный механизм, позволяющий затем не только осуществлять аналогичные контакты, но активно искать их: в эмоциональном восприятии окружающей действительности, в обретении опыта эмоциональных отношений с людьми.

Коллективная деятельность «способствует формированию процессов децентрализации ребенка, т.е. способности оказаться в положении другого человека, увидеть ситуацию его глазами», развивает способность к сопереживанию, сочувствию, эмпатии.

Патриотические чувства, любовь к Родине развиваются у старшеклассников в тесной связи с теми новообразованиями, которые присущи этому возрастному этапу: стремление к героическому, жажда подвига в жизни, потребность в самоутверждении, обретение своего места в коллективе сверстников, признании товарищей, ориентация на требования коллектива и повышение внимания и требовательности к себе, большая социальная активность.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы»:

  1. Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  2. Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  3. Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  4. Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  5. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  6. Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  7. Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:

В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

Функционирует система дополнительного образования;

Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

Развивается музейная работа;

Развивается школьное ученическое самоуправление;

Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», танцевальный ансамбль, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения», «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).

Тематические классные часы;

Ведение курса обществознание с 6 по 9 класс;

Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

Изучение народных традиций и обычаев, истории своей школы;

Кружковая работа;

Проведение общешкольных мероприятий;

Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

Военно-спортивная игра «Зарница»;

Участие в конкурсах, смотрах.

Составляющими системы патриотического воспитания являются:

  1. формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,
  2. массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.
  3. деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  1. утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
  2. формирование ведущих интегративных качеств личности;
  3. воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
  4. воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

  1. Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).
  2. Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.
  3. В воспитательной деятельности определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.
  4. В плане воспитательной работы особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.

Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.