Кто-то из детей постоянно бегает, кто-то затевает драки, кто-то спокойно складывает пазл, кто-то сидит на руках у родителей… Дети такие разные и такие одинаковые, если их объединить по темпераментам. Расскажем о малышах, девиз которых: «Где найти тихое место?».
Меланхолик – мало общительный ребенок ввиду своей чрезмерной стеснительности. Робость и застенчивость просматриваются с самого рождения. Такой ребенок сидит отдельно от других в песочнице, обязательно заплачет, если у него заберут игрушку. Очень нерешительный. Помните Пьеро из сказки «Буратино»? Это типичный меланхолик!
Малыш с таким темпераментом робеет не только в нестандартной обстановке, он часто не отходит от родителей и в обычных обстоятельствах. Меланхолик вряд ли уйдет далеко, если вокруг много нового.
Нельзя сказать, что ребенок предпочитает исключительно тихие игры. В кругу родных он может много смеяться и шалить. Но стоит появиться незнакомому человеку – и кроха становится тише воды. Ребенок с таким темпераментом предпочитает игры в уединении.
Усвоение материала зависит от того, как именно он был преподнесен. Если это сделано в игровой форме, интересно, то ребенок впитает знания как губка. Если информация была преподнесена в шумной обстановке, то, скорее всего, дитя мало что запомнит.
Несмотря на внешнюю апатию, ребенок говорит выразительно. В речи нет эмоций и чрезмерной жестикуляции. Все в меру. Единственное, что может несколько смущать взрослых – неуверенность.
Спать такой ребенок будет отлично, но несколько может затянуться процесс укладывания. Однако если малыш решил заснуть, то это происходит быстро. Утро у меланхолика (как ни странно) веселое и доброе, поскольку дитя радуется каждому новому дню.
Детей с таким характером называют «ангелочками» в детском коллективе. Они неприметны, мало требуют к себе внимания, послушны. Вся скромность и нерешительность улетучивается вмиг, когда меланхолик попадает из детского коллектива домой. Он начинает злиться, требовать, капризничать, нервничать. Причины поведения не связаны с распущенностью либо вседозволенностью. Таким способом малыш показывает свою чувствительность и привязанность. Когда родители оставляют его одного один на один с чужими, кроха может испытывать боль из-за расставания гораздо большую, чем это можно предположить. У него зарождаются негативные эмоции, которые выплеснуть в коллективе он не может, так как там все чужие. А дома – пожалуйста: наступает разрядка.
Лучшая помощь родителей своему чаду – беседы. По пути домой из садика или из школы надо поговорить с ребенком о том, как прошел день, что он чувствовал, насколько комфортно ему было и что встревожило. Если малыш не дает эмоциональную оценку конкретному действию, то это должны сделать родители: ты обиделся, обрадовался, разозлился и прочее. Так меланхолик научится понимать и принимать свои чувства. Дома для него стоит смягчить правила поведения, чтобы он мог избавиться от накопившегося за день напряжения и негатива. Частые похвалы, одобрительные взгляды и объятия с родителями помогут обрести уверенность в себе и эмоциональный покой. Тогда ранимость и обостренная чувствительность станут не отрицательной чертой темерамента, а путем становления великой творческой личности: такой, как композитор Шопен или писатель Гоголь.
Для меланхолика отличительными чертами можно считать огромные распахнутые глаза, крупные ушки и широкий рот. При этом личико малыша довольно узкое, а подбородок несколько островат.
Ребенок с трудом засыпает, требуя внимания родителей. Он часто зовет маму, просится . Малыш может угомониться лишь за полночь, а встать с утра довольно поздно. Как правило мамы меланхоликов досыпают беспокойные ночи вместе с детворой и поднимаются с кровати в 10-11 утра.
Меланхолики едят мало и не всегда охотно. Но именно у таких детей очень развито чувство насыщения, поэтому вы никогда не заставите ребенка съесть больше, чем того требует его растущий организм. В процессе кормления ребенок «варит воду» он ковыряется в тарелке, отворачивается от еды, отвлекается. Единственное в чем меланхолику трудно себе отказать - это . Процесс кормления успокаивает его, умиротворяет.
В целом, темперамент ребенка можно описать, как внезапный и противоречивый. С ним никогда нельзя быть уверенным, что те или иные слова или действия не вызовут протеста или негодования. Такой кроха требует деликатного, бережного подхода. Он с трудом переносит любые перемены и не в восторге от новинок.
Малыш-меланхолик очень чувствительный и довольно пугливый. Он вздрагивает от малейшего шума, хлопка балконной двери, включенного фена или лая собаки. Ребенок-меланхолик требует полного погружения в процесс не только от себя, но и окружающих. Например, его сильно сердит, если во время кормления мама говорит по телефону или отвлекается на общение с папой.
Он чутко реагирует на любые изменения: перепад температуры, завывания ветра, новая одежда, незнакомцы, новые места для прогулок или не дай бог переезд - все то довольно большой стресс для меланхолика. Он реагирует на тон голоса, изменение интонации, выражения лица, а в более старшем возрасте и на отдельные слова или фразы. Его это страшно волнует.
Первые три года жизни ребенок-меланхолик очень привязан к матери, она буквально шагу не может ступить без его участия. Такой малыш позже других обретает самостоятельность.
Чужие люди вызывают праведный страх и желание малыша надолго скрыться в объятьях матери. Только с мамой он чувствует себя защищенным. То что ребенок привязан к родителям имеет ряд преимуществ, в том случае, если взрослые готовы посвятить ему достаточно сил и времени. Кроха быстрее учится говорить, раздумывать, принимать решения. Ведь мама рядом, а значит все получится.
В общении с меланхоликом нужно избегать . Ваша речь должна быть максимально спокойной, аргументированной обволакивающей.
То, что малыш очень чувствительный, нужно принять и поддерживать. Он вряд ли станет жестким или дерзким, потому что его утонченная душа этого не приемлет. Задача взрослого научить малыша принимать и ценить свою собственную глубину, объяснить, что он воспринимает окружающий мир чутко, так как этого не могут другие люди. Он чувствует внутренние мотивы чужих поступков, умеет сопереживать, помогать в трудных ситуациях. Это очень добрый и отзывчивый ребенок, которому часто неловко или даже стыдно за те глубокие мысли и чувства которые посещают его разум и сердце.
Растить такого малыша следует в доброжелательной атмосфере, полной радости и гармонии. Ребенок нуждается в том, чтобы родители разделяли его эмоции. Такая поддержка добавляет ребенку уверенности в себе, помогает лучше разбираться в других людях или мотивах их поступков.
Это чудесный малыш, который в компании других детей выглядит миротворцем, желающим, чтобы в мире царило сопереживание, всеобщая радость и доброта. Ребенок готов к разностороннему развитию, но в своем темпе и если тому способствует его окружение. В нервной натянутой обстановке, когда время идет на счет, либо происходит внешнее оценивание малыш может замкнуться и нежелание двигаться дальше. На самом деле малыш не просто не хочет, он не умеет развиваться под давлением. Для принятия решений ему может понадобиться время, а главное, родительская поддержка.
У вас растет особый малыш, с которым нужны такие же особые отношения. Ребенок часто волнуется, с опаской воспринимает перемены и трудности, поэтому:
Основная статья цикла
Индивидуальные особенности личности заложены природой. Темперамент невозможно переделать, поменять на другой. Важно знать характерные черты каждого вида и учитывать их при формировании личности ребенка. Если обнаружили, что ваш малыш - меланхолик, эта информация для вас.
Воспитание ребенка меланхолика - нелегкий процесс, принципом которого будет замечательное правило: «Не навреди». Какие отличительные черты такого малыша? Как правильно и безопасно вырастить из него гармоничную личность? Обсудим в этой статье.
Психологическая наука разработала четыре варианта темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.
Кстати! в «чистом» виде тип редко встречается у детей, чаще в смешанной форме.
Тем не мене, характерные особенности каждого вам интересно будет узнать:
Итак, у вас растет милый чудесный ребенок меланхолик. Характеристика его качеств базируется на слабой нервно-психической деятельности.
Как воспитывать ребенка меланхолика? Трудности развития могут возникать с любыми детьми. Главное, примите своего малыша таким, какой он есть. Приготовьтесь к возникновению следующих сложностей:
Есть замечательное выражение: «Дети воспитываются любовью». Если родители питают нежные чувства к малышу, он это чувствует и процесс формирования идет своим чередом без особых шероховатостей. Любовь к меланхолику будет иметь основополагающее значение для его гармоничного развития. Ваши действия должны быть тактичными, внимательными, осторожными.
Необходимо огромное терпение, спокойствие для благополучного развития детей меланхоликов. Рекомендации любящим родителям:
Если у вас добрый и отзывчивый ребенок меланхолик, воспитание должно быть особое: теплые доверительные отношения, помощь в любых сложных ситуациях, частые похвалы даже за незначительные успехи и дела, спокойное общение, мягкое наказание. Развивайте его творческий потенциал, помогите обрести свое место в жизни. Ваш ребенок будет вам благодарен за это.
— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет целыми днями, каждый час требует грудь, сидит постоянно на руках, спит беспокойно, часто просыпается …
— Это ты ее разбаловала. С тех пор как я начала кормить по распорядку, так все и пошло. Один раз в четыре притворится, поест и сразу спать. И ночью спит по шесть-восемь часов. А все потому, что воспитание следует начинать с пеленок.
— Но разве это хорошо, если постоянно спит? Вот моя дочь просыпается и агукает, игрушек требует. А если на руки взять, по дому походить, так и сияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие …
— А мой уже характер проявляет. Если не покормишь вовремя — так кричит! Настоящий мужчина!
Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — лучший, а она — лучшая мама. Но на самом деле все четыре мамы и четверо детей одинаково хороши. Просто малыши отличаются по темпераментам.
Современные психологи дают так определения темперамента: «стиль поведения ребенка, что и позволяет охарактеризовать, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психическое содержание), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний ».
У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеванный» воспитанием, но у младенца он обычно легко определяется. Сразу хочу подчеркнуть: речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается на сангвиника, а меланхолик — на флегматика. Разумеется, со временем человек становится более спокойным, собранным, терпеливым, но для этого действительно необходимы годы. Воспитать в трехлетнего ребенка мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего человека — нереально. И это хорошо.
Если совсем просто и шутя, то четыре основных темперамента можно описать следующим образом: холерик — быстро заводится и быстро тормозит, сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит, флегматик — медленно заводится и медленно тормозит, меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.
А сейчас более подробно и серьезно.
Слабый тип — меланхолик — ребенок, характеризуется слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро устает, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Ребенок меланхолик с недоверием относится к любым изменениям, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его замирать и долго и безутешно плакать.
> Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с болезнью, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а впоследствии к психологу.
Подрастая, ребенок меланхолик может оказаться очень активным и своенравным, но самое главное — негативное отношение к изменениям отпечатается и на нем. Все дети в определенном возрасте — большие традиционалисты, меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится покидать дом и уходит из песочницы, когда кто-то из детей может сделать резкое движение. По-настоящему счастливым он чувствует себя только сидя на коленях у матери.
«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Помните, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности для познания нового мира. У меланхолика этот запас увеличивается очень медленно. Возможно, он станет способным оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так. Если же вы пытаетесь оторвать его преждевременно, это может завершиться неврозом даже тяжелым заболеванием («все болезни от нервов» — эта фраза о меланхоликах). Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» если вам удалось поймать тот момент, когда он в хорошем настроении хочет удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желания поиграть, он с большим удовольствием будет общатся с вами. Вот отличный пример:
Те обязанности и привычки, которые были привиты … примерно с 1 года, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка кровати, мытья рук. Так же кормление птиц, кошек и собак.
А те, что стараються привить сейчас, — даются тяжело. Уже появляется «не хочу» и «не буду». Никак не научимся убирать игрушки, ну хоть немного. При этом Таня с фанатизмом воспринимает слово «порядок», для нее порядок — это когда игрушки лежат на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока упорядочивает только собственную одежду, раскладывая ее по цветам, сортам, парами … Трижды в день.
Еще такое правило: все занятия нужно закончить и только затем переводить внимание ребенка, причем переводить постепенно, вспомнив, незавершенные дела которые остались на улице или дома (там, куда необходимо идти) … Чтобы ей самой туда захотелось … Ну или хотя была не против. Затем можно спокойно идти.
Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, что «Таня там делала и что следует взять с собой (например, накормить птиц, достроить домик, посмотреть, не выросли щенки дворняги …). Домой с прогулки также идем с определенной целью (съесть купленное яблоко, прочитать книгу) …