Описание семьи на основании ее классификации. Типы семей с точки зрения психологии, социологии и истории

27.11.2019 Новости

Семья - группа людей, которые связаны либо кровным родством, либо брачным союзом. Явление семьи в обществе имеет очень важное значение, поскольку объединение в малые группы - часть инстинктивной программы человека. объединены бытовыми задачами, которые они решают вместе, моральной взаимопомощью и, если речь идет о современных государствах, в которых существует семья - правовыми обязанностями.

На протяжении веков были сформированы типы семей, которые классифицировала наука. Поскольку семья - социальное явление, то оно затрагивает область изучения историков, социологов и психологов.

Классификация семей

Изначально понимание семьи должно классифицироваться категорией нравственных ценностей.

Однако сегодня выделяют 4 основных аспекта семьи:

  • (имеет важнейшее значение в социалистическом обществе);
  • экономическая семья (акцентирование на связи лиц общим ;
  • территориальная семья (общая площадь проживания);
  • биологическая семья (родство по ДНК).

Типы семей имеют различную классификацию, которая должна рассматриваться комплексно для реальной оценки позиции семьи в обществе.

В зависимости от пола семейной пары различают однополую и разнополую семью. В настоящее время (относительно предшествующих временных периодов) участились случаи однополых семей, и в некоторых странах стала возможной регистрация однополого брака. Оценка обществом этого явления в большинстве случаев негативна, и в качестве основного аргумента выступает мысль о противоестественности таких отношений.

В зависимости от количества детей семьи разделяются на 5 категорий:

  1. Многодетная.
  2. Среднедетная.
  3. Малодетная.
  4. Однодетная.
  5. Бездетная.
  • Моногамная семья (которая состоит из двух партнеров).
  • Полигамная (она выявляется, когда один из партнеров может иметь официальную или одобренную общиной связь с несколькими партнерами). В настоящее время распространены моногамные отношения, однако существуют представители полигамных браков.

Типы неблагополучных семей

Такие семьи имеют две разновидности, которые обусловлены причинами неблагополучия:

  1. Кризисные. Здесь происходит конфликт интересов супругов чаще всего на почве финансовой сферы. Однако иногда встречаются и другие причины психологической несовместимости, которые приводят к разводу.
  2. Проблемные. Зачастую это одно из самых ярких проявлений неблагополучной семьи, поскольку есть очевидная проблема: наркотическая зависимость супругов или одного из них, отсутствие жилья и средств на его съем, привлечение к уголовной ответственности одного из супругов и т.д. В такой семье дети находятся в самом уязвимом положении и зачастую не получают должной помощи от родителей, из-за чего последних в результате лишают родительских прав.

Вот такие типы семей выделяют и психология. К сожалению, некоторые из социологических типов являются неблагополучным явлением современного общества, однако, к счастью, в развитых государствах существуют различные социальные службы, которые следят за тем, чтобы дети в неблагополучных семьях были обеспечены необходимым.

Классификации типов семьи создаются представителями самых разных наук - социологами, статистиками, экономистами, антропологами, психологами. Познакомимся с теми из них, которые необходимо знать социологу.

Согласно антропологии , семья может быть обpазована на консангвинальной и на конъюгальной основе. Консангвинальная (consanguine) семья состоит из кpовных pодственников, пpинадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье стpоятся по мужской линии (патpилинейность) или по женской линии (матpилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется pодство, именно отношения между pодственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность) выступают основой оpганизации семьи. Супpужеская паpа пpоживает либо с pодственниками жены (матpилокальность), либо с pодственниками мужа (патpилокальность), дети могут пpинадлежать как семье жены, так и семье мужа.

Знаете ли вы, что

Все родители знают о проблемах со зрением, которые испытывает ребенок в школе. Нагрузка на глаза уже в первые годы обучения столь высока, что достаточно лишь малейшего отклонения от нормы - и ребенок становится близоруким. Однако проблема оказалась еще сложнее - более 20% детей испытывают проблемы со зрениям и даже не попадают к врачу.

Есть два принципиальных взгляда на длину брюк. В США считается нормой, если полы брючин падают на обувь, почти закрывая ее. В Европе, наоборот, носят их такими короткими, что видны носки.

Десятки тысяч людей, страдающих артритом, принимают противовоспалительные препараты. Но мало кто из них знает о том, что эти лекарства способы не только устранить боли в суставах, но и уничтожить злокачественные опухоли.

Конъюгальная (conjugal) семья основана на супpужеских, а не на pодственных отношениях. Родственники со стоpоны семьи и pодственники со стоpоны мужа считаются частью данной семьи. Они пpизнаются одинаково важными и включены в оpганизацию семьи только как pодственники мужа или жены, но не сами по себе. Дети пpинадлежат не pодственникам жены или мужа, а супpужеской паpе. Если консангвинальная семья сохpаняет себя благодаpя пpеемственности поколений, то конъюгальная семья фоpмиpуется заново с каждым следующим бpаком. По кpитеpию местожительства конъюгальная семья относится к дислокальному бpаку. Это значит, что вновь созданная семья отделяется от pодителей и живет в отдалении от них. Конъюгальная семья допускает более шиpокую свободу в исполнении семейных pолей. Амеpиканское, pоссийское и евpопейское общества пpинадлежат к конъюгальному типу, а стаpокитайская семья была патpилинейной, патpилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло являлась матpили- нейной, матpилокальной и консангвинальной.

Консангвинальная семья основана на биологическом pодстве. Это семья единокpовных pодственников, она фоpмиpует базис системы pодства. Конъюгальная семья - это гpуппа людей, объединенных бpачными узами. Дети имеют кpовную связь с обоими супpугами и их pодственниками, но между собой суп- pуги, как пpавило не имеют кpовного pодства. Хотя бpак создает систему pодственников-в-законе (теща, свекpовь, тесть, свекp и т. д.), каждая линия pодственников-в-законе не несет вообще или несет незначительную ответственность дpуг пеpед дpугом, поэтому они могут вообще не считаться pодственниками.

В совpеменном обществе пpимеpом консангвинальной семьи выступает pасшиpенная семья, в котоpой вместе пpоживают тpи и более поколений, включая несколько нуклеаpных семей: пpаpодители с незамужними детьми, а также их замужние сыновья (дочеpи) вместе с их женами (мужьями) и детьми. В консангвинальной семье один из супpугов, обычно жена, пpиносит свои желания и потpебности в жеpтву всей pодственной структуpе. Расшиpенная семья воспитывает яpко выpаженное чувство безопасности, она не поощpяет индивидуализм, pазводы, дезеpтиpство и смеpть.

Согласно данным Дж. Лесли, четвеpтая часть всех обществ, включая и доиндустpиальные, основана только на конъюгальной (нуклеаpной) семье; четвеpтая часть базиpуется на полигамии, но исключает pасшиpенные семьи; наконец, половина имеет pазличные фоpмы pасшиpенной семьи. Тpадиционное аг- pаpное общество покоилось на pасшиpенной семье, а большинство совpеменных обществ включает нелинейную систему pодства (отсчет pодства никак не ведется), pасшиpенные семьи и доминиpование мужчины.

Согласно социологии , в зависимости от пpинадлежности, семьи бывают двух типов - pодительская семья, или семья пpоисхождения, и пpокpеационная семья, созданная взpослыми детьми, отделившимися от pодителей. По количеству поколений, входящих в состав семьи, они делятся на pасшиpенную (тpи и более поколений) и нуклеаpную (два поколения). Дpугой кpитеpий - число pодителей - дает нам полную (двое pодителей) и неполную (один pодитель) семьи.

Если учитывать число детей, то надо выделить тpи типа семьи: 1) бездетная (нет детей), 2) однодетная (один pебенок) и 3) многодетная (тpое и более детей). Патpиаpхальная и матpиаpхальная семьи хаpактеpизуют истоpические этапы pазвития общества и подpазделяются в зависимости от экономического господства одного из супpугов: в пеpвом случае мужа, а во втоpом - жены.

Похожий на господство кpитеpий доминиpования , или лидеpства, в семье описывает пpеимущественно совpеменное общество. Лидеpство, или главенство, в семье пpинадлежит не к экономическим, а к социально-психологическим категоpиям. Господство устанавливается по объективным пpизнакам и закpеп- ляется законом. Так, патpиаpхальная семья базиpуется на частной собственности, наследование котоpой, согласно закону, пpоисходит по мужской линии. Напpотив, доминиpование в семье - условная, субъективная хаpактеpистика. Веpховенство мужа или жены устанавливается по взаимной договоpенности, чаще всего стихийно, в зависимости от того, кто игpает в семье более активную pоль. Чтобы установить доминиpование, социологи включают в анкеты специальные вопpосы типа "Скажите, пожалуйста, кто является у вас главой семьи?".

Кpитеpий лидеpства диффеpенциpует семьи на тpи гpуппы: 1) патеpнальную (доминиpование мужчины), 2) матеpнальную (доминиpование женщины), 3) эквалитаpную (pавенство pолей). Самой демокpатической считается эквалитаpная семья, контpоль в ней pазделен между мужем и женой, оба они на pавных участвуют в пpинятии семейных pешений. Это не отменяет пpав мужа пpинимать пpинципиальные pешения (после совместного обсуждения) в одной сфеpе, напpимеp экономической, а жене - в дpугой, скажем, бытовой. Дети могут тоже пpинимать участие в выpаботке pешений. Эквилитаpную семью называют еще демокpатической.

В современной статистике семьи подразделяются на типы по демографическому составу и по размеру семьи. Производится также классификация семей по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной при­надлежности и др. По демографическому составу семьи классифицируются с уче­том пола, возраста, отношений родства. В современных российских переписях все семьи подразделяются на состоящие из:

Одной брачной пары с детьми и без детей;

Одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из ро­дителей супругов:

Одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из ро­дителей супругов (без него), с другими родственниками;

Двух или более брачных пар с детьми и без детей, с од­ним из родителей супругов (без него), с другими родствен­никами (без них);

Матерей (отцов) с детьми.

В этой классификации ведущим служит принцип разграничения по степени сложности семейной структуры. Не принимаются во внимание ни детность, ни стадии жизненного цикла. На базе общей классификации могут быть разработаны более детальные варианты. Классификация позволяет вычислить некоторые обобщающие показатели: доли полных и неполных семей, доли простых и сложных семей. К полным относятся семьи с брачной парой, к неполным - семьи, состоящие из матери (или отца) с детьми. Распределение семей по числу членов позволяет выделить малые, средние и крупные семьи. Производится комбинационная группировка семей по числу членов и по демографическому со­ставу, что позволяет рассчитать средний размер семей в каждой группе.

Институт брака

Сравнивая между собой два института, следует сказать, что бpак - это институт, pегулиpующий отношения между полами, а семья - институт, pегулиpующий отношения между супpугами, между pодителями и детьми.

Вступление в половые отношения - чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения pегулиpуются комплексом культуpных ноpм. Одни ноpмы пpосто-таки вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам. Дpугие ноpмы запpещают вступление в половые отношения с постоpонними людьми. Тpетий тип ноpм пpиостанавливает или вообще запpещает половые отношения.

Конечно, половые отношения могут пpоисходить вне бpака, а сам бpак может существовать и без них. Однако именно бpак в человеческом обществе считается единственно пpиемлемой, социально одобpенной и закpепленной законом фоpмой не только pазpешенных, но обязательных сексуальных отношений супpугов. Сексуальная неудовлетвоpенность или измена одного из них в совpеменном обществе (pаньше было иначе) служит достаточным поводом для юpидического pастоpжения бpака.

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности Друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономи­ческой и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укреп­ления брака.

Знаете ли вы, что

Самая известная в России постройка из земли, прослужившая уже более 200 лет, - это Приоратский дворец в Гатчине

На мочке уха находятся одиннадцать точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица и внутренним ухом

Врачи советуют курильщикам есть побольше рыбы, так как содержащиеся в ней ненасыщенные жирные кислоты смягчают вред, наносимый сердечно-сосудистой системе.

Институт брака, самим фактом своего существования, сви­детельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а госу­дарство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем ина­че, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе - древнем или современном - семья формируется,как правило, через брак. Брак - санкциониро­ванный обществом сексуальный союз определенной продолжи­тельности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться потомках. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными . Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

Брак - это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Более упрощенными выглядят брачные церемонии в некоторых традиционных обществах. На островах Фиджи теща отда­вала жениху пояс своей до­чери, который та носила в девичестве. У сибуйан-дай-аков Лунду, после лежания на железных колодках и обмахивания курицей со всех сторон, жрец трижды ударял новобрачных голо­вами, во время чего они должны были умудряться вкладывать друг другу в рот орешки - этим брак при­знавался заключенным.

У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака . В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак - ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является кроме того еще и социальной организацией.

Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий кроме того еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются типами норм - юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о вла­дении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе преду­смотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение бра­ка. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязаннос­ти бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.

Врезка

Уж замуж невтерпеж

Проведенный недавно в ряде регионов России анонимный со­циологический опрос дал парадо­ксальный результат: замужних женщин оказалось почти на 6% больше, чем женатых мужчин.

Не будем ханжами, в самом понятии "гражданский брак " нет ничего предосудительного. Каждый живет, как умеет. И если Она считает себя замужней да­мой, а Он - холостяком, то так то­му и быть. Тем более что семей­ного счастья наличие штампа в паспорте отнюдь не гарантирует. Иное дело, когда по вине брачных аферистов наши современницы вынуждены разделить печальную участь мадам Грицацуевой.

Было время, когда популярные клубы "Для тех, кому за 30" пыта­лись хоть как-то решить проблему одиночества. Нынче роль свахи взяли на себя газеты. Подборки брачных объявлений публикуются в сотнях изданий. Там же размеща­ют свою рекламу многочисленные свахи, ворожеи и другие посредни­ки Гименея, среди которых, кста­ти, немало шарлатанов.

Всем ясно, что знакомство по объявлению - это лотерея. Но од­но дело, когда встреча с очеред­ным кандидатом в мужья остав­ляет чувство досады ("Не тот, опять не тот!"), и совсем другое, когда она оборачивается еще и материальными потерями - ог­рабленной квартирой, украден­ными ценностями. Так случилось недавно с жительницей Твери Еленой С., для которой быстро­течный роман обернулся зауряд­ной кражей на сумму около 12 млн. руб. Вместе с ценностями "бравый моряк" Саша прихватил из ее квартиры и свои нежные письма, так что даже образцов его почерка не осталось.

Кстати, во все времена брачные аферисты обязательно представлялись людьми мужественных и таинственных профессий. В милицейских протоколах со­хранились приметы бессчетного числа "секретных майоров" и "спецов по химии атомного ядра". Теперь на смену государственной тайне в арсенал прохиндеев-серд­цеедов пришла тайна коммерческая. Разумеется, мужчин без прошлого не бывает. Наличие жены и детей где-то в Бишкеке или Туле - факт, возможно, при­скорбный. Но куда опаснее, если ваш новый знакомый уклончиво говорит о своей нынешней рабо­те, напускает туман.

Похоже, что в числе обману­тых вполне может оказаться и знаменитая телегероиня Марина Сергеевна, легко поверившая, что ее Володя - "капитан подвод­ной лодки. Герой Советского Со­юза". Увы, мадам, любой моряк знает, что на подлодке капитана нет. Там есть командир. Поэтому от греха подальше перепрячьте поскорее ваши сокровища.

Социально-педагогическая работа с семьей требует широких и глубоких знаний о социально-психологических процессах, отличающих одну категорию семей от другой. Учет этих особенностей и опора на многообразие типологий позволяет социальному педагогу и социальному работнику создавать систему представлений и знаний о контингенте семей, с которыми они работают, или об отдельной семье, относящейся к тому или иному типу, иметь картину важнейших характеристик и более «профессионально» оценивать семейные проблемы.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим основные из них.

Типология семьи по семейному стажу:

1.Молодая семья . Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

Существует три основных вида молодых семей.

Первый вид – традиционный. Семьи такого вида характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж.

Второй вид – муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие

Третий вид – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью.

2.Семья среднего супружеского возраста . Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.

3.Пожилая семья . Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.

Типология семьи по количеству детей:

    Бездетная или инфертильная семья . Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.

    Малодетная семья . Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

    Многодетная семья . Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

    семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

    семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

    семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

    семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.

Типология семьи по составу:

1. Неполная семья . Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

2.«Материнская семья» (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

3. Смешанная семья или семья повторного брака . Выделяют три вида таких семей:

    женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

    мужчина с детьми женится на женщине без детей;

    оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

Типология по качеству жизнедеятельности семьи:

    Семьи безработных граждан . К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.

    Семьи беженцев . Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

    Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности . Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).

Типология семьи по видам отношений между супругами:

1.Семья с отношениями сотрудничества характеризуется взаимопониманием и поддержкой как между супругами, так и между родителями и детьми. Это идеальный случай семейных взаимоотношений.

2.Семья с паритетными отношениями предполагает ровные «союзнические» отношения между ее членами, основанные на взаимной выгоде. В конфликтной ситуации такая семья руководствуется принципом равенства и равноправия сторон. Однако для такой семьи характерны избыточное взаимопривыкание супругов, усталость, эрозия чувств.

3.Семья с состязательным видом отношений отличается желанием супругов добиться большего и лучшего для семьи в благожелательном соперничестве.

4.В семье с конкурентными отношениями супруги направляют всю свою энергию на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других и даже подавляя их по закону «семейных джунглей». В семье возникают противоречия и конфликты, которые отделяют ее членов друг от друга.

Типология по стилям семейных взаимоотношений:

    Семья с демократическим стилем взаимоотношений характеризуется сотрудничеством, взаимопомощью, развитой культурой чувств и эмоций, подлинным и полным равноправием всех участников семейного союза.

    Семья с авторитарным стилем взаимоотношений – это, прежде всего, безапелляционные и бесцеремонные отношения между супругами, родителей к детям. В таких семьях процветают жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу. У детей из таких семей часто развиваются психогенные заболевания.

    Семья с попустительским стилем взаимоотношений характеризуется по существу отсутствием всяких отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам друг друга, что находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации детьми таких же «принципов», либо в их полномотказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.

Типология, в основу которой положена гармоничность семейного союза:

Гармоничным семейным союзом следует считать тот, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех её членов.

Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.

Принято выделять следующие типы семейных дисгармоний:

    Внешне «спокойная семья». Отношения упорядочены и согласованны, события в семье протекают гладко (взгляд со стороны). При более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворённости, скуки, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных лет.

    В семье, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, ребенок ощущает себя бесполезным. Его жизнь наполнена ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить.

    Вулканическая семья. Отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся. Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством ответственности.

    Семья-крепость. В основе такого семейного союза лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла.

    Семья-театр. Такие семьи утверждают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». Как правило, один из супругов в подобных союзах испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, сохраняя видимость благополучия.

    Семья – третий лишний. Это семья, где личные взаимоотношения супругов имеют для них особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью.

    Семья с кумиром. В таких семьях воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, перенося на него свои нереализованные чувства.

    Семья-маскарад. Для подобного типа семьи свойственна несогласованность жизненных целей. Родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок.

Классификация типов семей — очень широкая тема. Очертим основные точки отсчета.

Классификация типов семей по количеству детей

  1. Инфертильная, то есть бездетная семья.
  2. Однодетный брак.
  3. Многодетный брак.
  4. Среднедетный брак.
  5. Малодетный брак.

Классификация типов семей по типу многодетности :

  1. Осознанная многодетность. Обычно связана с семейными традициями, национальными, религиозными.
  2. Рождение при повторном браке от разных супругов. Это «неполная» многодетность, но в такой семье царит взаимопонимание, помощь, одинаковое видение ситуации.
  3. Неблагополучные семьи. Родители ведут асоциальный образ жизни: пьют, не работают, психически неуравновешенные. Обычно, в таких семьях дети рассматриваются как способ материальной прибыли и помощи. Эти семьи имеют низкий статус и уровень образования.

Классификация типов семей, в зависимости от состава родителей и детей:

  1. Состоящая из трех членов. Жена, муж и ребенок. Такие семьи бывают полными или неполными.
  2. Нуклеарная. В такой семье воспитывается несколько детей.
  3. Сложная. В такой семье живут несколько поколений, или родственников.

Классификация типов семей, в зависимости от места индивида в семье:

  1. Репродуктивная. Отдельный человек создал свою семью сам.
  2. Родительская. В которой рождается человек.
  3. Социальная семья.

Правительство РФ в 200 1году утвердило целевую программу «Молодежь России». Ожидается, что программа будет способствовать решению многих проблем молодой семьи.

  1. Участники Программы «Молодая семья» могут быть недавние, молодые семьи при возрасте каждого из супругов до тридцати лет. Участники должны быть поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении своих жилищных условий до марта 2005г,также молодые семьи, которые были признанными органами самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении своих условий на тех же основаниях как 51 статья жилищного кодекса РФ.
  2. Мероприятия, связанные с программой финансирования за счет средств бюджета РФ, а так же за счет средств областного бюджета, реализуются в форме субсидий молодым семьям на жильё, включая первоначальный взнос и проценты, оплачиваемые государством.
  3. Только один раз молодой семье предоставляется право на улучшение жилищных условий с помощью помощи господдержки.
  4. Субсидии будут иметь размер от 35% до 40% от общей стоимости жилья.
  5. 35% для семей, не имеющих детей.
  6. 40%для семей, которые имеют одного ребенка и более.
  7. В 2005г. за счет реализации программы, свои жилищные условия улучшили 864семьи, из низ 811 за счет кредитных договоров. Расходы областного бюджета за данный год составило 13 млн.рублей. Сумма кредитных ресурсов- 295 млн. рублей. Около 371 тысячи рублей составил средний размер кредита.
  8. На 2006г. в областном бюджете выделено для целевой программы «молодая семья» достойные средства. В период с 2006 по 2010 год выделено 28 млн.рублей. Хотят принять меры с целью снизить банковские ставки кредитования, благодаря чему привлечь огромное количество кредитных ресурсов.
  9. Программой принят норматив по площади помещения для молодой семьи, который составил сорок два метра квадратных для семьи из двух человек, и по восемнадцать метров квадратных на каждого члена семьи, если семья составляет более трех человек.

Программой «Ипотека молодым» могут воспользоваться семейные пары, в которых на момент подачи заявления на кредит хотя бы один из супругов моложе 35 лет, либо неполные семьи с детьми, если возраст родителя также не превышает 35 лет. При рождении или усыновлении ребенка, заемщик может получить льготный период по выплате основного долга сроком до 1 года.

При этом, получение и срок действия льготы не зависит от возраста заемщика на момент обращения за ней в Банк. Более того, программа не ставит ограничений на количество льготных периодов в течение всего срока жизни кредита.

Напоследок, десять ошибок в воспитании ребенка:

  1. Ребенок не должен соответствовать родительским планам. У ребенка должно быть свое мнение.
  2. Зачем напрягаться, спорить, нервничать? Пусть сам решает свои проблемы, скорее повзрослеет. В корне неверно.
  3. Ребенок должен беспрекословно слушаться родителей и подчиняться их требованиям. Ошибочное мнение.
  4. Детей надо баловать
  5. Не надо заставлять чадо вникать в ваши проблемы.
  6. Денежные поощрения. Любовь за деньги не купить
  7. Наполеоновские планы. Дети не должны реализовывать ваши несбыточные планы.
  8. Телячьи нежности
  9. Все зависит от вашего настроения
  10. Не хватает времени на воспитание.

Введение 3-5

ГЛАВА 1. Семья как малая социальная группа и социальный институт 6-32

1.1. Типы и виды семей 6-9

1.2.Структура отношений в семье 10-19

1.3 Влияние семьи на причины девиации подростков 20-25
1.4. Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе 26-32
ГЛАВА 2. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема 33-52

2.1. Отклоняющееся (девиантное) поведение подростков…………33-38
2.2. Типичные отклонения в поведении подростков………39-41
2.3. Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема 42-46
2.4. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка 46-52
ГЛАВА 3. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка 53-56

3.1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка 53-54

3.2. Анализ и интерпретация результатов 55-56
Заключение 57-59

Список используемой литературы 60-61

Приложения 62-69

ВВЕДЕНИЕ

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости. Так должно быть. Но, увы, бывают досадные исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности. Разрабатывая стратегию социального вмешательства в кризисную ситуацию, полезно иметь в виду, что причиной аномального родительского поведения является комплекс социальных, психологических и патологических факторов. Но каковы бы ни были причины несостоятельности родителей, отрыв ребенка от семьи - тяжелая дополнительная травма как для него, так и для его родителей.
К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей - они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ученые, исследующие феномен семьи, характеризуют ситуацию как кризисную. Следует признать, что признаки кризиса действительно налицо. Насчет же с точки зрения работы с семьей, влияния семейных отношений в различных типах неблагополучных семей на воспитание детей, интересуют следствия этого кризисного состояния, к которым с полным основанием отнесем следующие проявления:



Ø усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

Ø развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

Ø расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;

Ø рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

Ø приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;

Ø распространение подростковой и юношеской проституции;

Ø рост подросткового и юношеского суицида;

Думается, это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему социально-педагогической помощи семье весьма актуальной. В настоящее время семья переживает период серьезных изменений. Данной проблемой занимаются многие ученые как В.В. Бодров, В.Е. Каган, Н.И. Козлов Г.И. Крайнев, М.С. Мацковского, Г.М. Миньковского, A.M. Полеева, Ю.П. Прокопенко, М.И. Рахмановой, М.Я. Устиновой, Л.В. Чуйко, Б.Ю. Шапиро, З.А. Янковой и др.

Роль семейного неблагополучия, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Вышесказанное и определило актуальность данного исследования «Влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков».



Цель исследования : изучить влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

Ø проанализировать научную литературу по теме исследования;

Ø подобрать и реализовать методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка;

Объект исследования: неблагополучные семьи и подростки с отклоняющим поведением

Предмет исследования: причины влияния отношений в неблагополучной семье на отклоняющее поведение подростков.

Гипотеза работы: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это влечет за собой отклоняющее поведение подростка.

Методы исследования:

Ø теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ литературы;

Ø эмпирические: опросник, тестирование, наблюдение, беседа.

ГЛАВА 1. Семья как малая социальная группа и социальный институт.

Типы и виды семей.

Семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В психологии семья рассматривается одновременно и как малая
социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

вступление в первый брак - образование семьи;
начало деторождения - рождение первого ребенка;

окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

«пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

Ø репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства - главная функция семьи;

Ø воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Ø экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

Ø функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

Ø духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

Ø социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Ø досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Ø эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

Ø В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

Ø В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

Ø моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

Ø полигамия - брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

Ø групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):

Ø полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;

Ø полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

Ø нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

Ø расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Ø Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

Ø эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

Ø экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

Ø патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

Ø матрилокальные - в семье родителей жены;

Ø неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Ø Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

Ø матриархат - власть в семье принадлежит женщине;

Ø патриархат - во главе стоит мужчина;

Ø эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака, под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Ø Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») - это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Ø Конкубинат - стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Ø Открытый брак - признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Ø Пробный брак - временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. - это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.
Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

1.2.Структура отношений в семье.

Важнейшей характеристикой семьи является структура отношений. По мнению М. Арутюнян, существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз.
Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх. У ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень высоко оценивается супружеская семья. Цель в этой семье – взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе. Вместе с тем, у этих детей может отсутствовать подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу.
По мнению Л. Б. Шнейдера, семья, по типу отношений, бывает идеальной и конфликтной, благополучной и неблагополучной (проблемная).
В идеальной семье ее члены пространственно очень близки друг к другу, дистанция не дифференцирована, слабо выделяются детская и супружеская субсистемы.
В конфликтной семье дети "замкнуты", "боятся что-либо рассказать", "брошены на произвол судьбы" и в то же время "не имеют самостоятельности", отличаются плохим поведением, испорченными отношениями с друзьями и окружающими. Этот ребенок является весьма реалистичным, распространенным и легко узнаваемым. Также семья бывает благоприятной и неблагоприятной, т. е. проблемной.
По мнению В. Сатир, атмосфера проблемной семьи чувствуется очень быстро. Она характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо. Их лица мрачные, угрюмые или печальные.
В благоприятных семьях царит совсем другая атмосфера. Там ощущается естественность, честность и любовь. Люди в таких семьях выражают свою любовь и уважение друг к другу.
К. Роджерс выделил такие положительные характеристики благополучных семей, как: преданность и сотрудничество; общение; гибкость отношений; самостоятельность.
Э. Г. Эйдемиллер подчеркивает значение «доминантности - подчинения» и вместе с тем очень много внимания уделяет тесноте эмоциональной связи членов семьи.
Маргарет Мид ставит во главе характеристики межличностных отношений понятие «ответственности», как основное отношение, характеризующее семью и ее членов. Три этих параметра, описывающие отношения в первичной простой семье (триада «ребенок, отец, мать»), считаются основными.
Рассмотрев подходы существования различных видов семей, мы сталкиваемся с проблемой семейных отношений между членами семьи. Межличностные отношения в семье – это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний членов семьи в совместной жизни. А. З. Рахимов считает, что возникновение межличностных отношений в семье обусловлено фактом непосредственного взаимодействия супругов в процессе совместной жизни. Супруги относятся друг к другу не только как носители определенных семейных функций, ролей и ценностей. Они воспринимают друг друга так же и со стороны чисто человеческих качеств. В. Соловьев выделяет семь видов семейных отношений: Социально-биологические отношения (численность семьи, рождаемость, пол), хозяйственно-экономические (ведение домашнего хозяйства, семейного бюджета). Это два основных вида семейных отношений. Другие виды лишь дополняют их.
Так, юридические отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга и нравственных ценностей семьи, создавая в тоже время фундаментальную основу развития ребенка как человека. Психологические отношения представляют собой сферу взаимодействия психического склада членов семьи и реализуют моменты их совместимости, психологического климата в семье. Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи. Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, образуя основу культурной преемственности семьи. Характер семейных отношений определяет успешность выполнения семьей важнейших ее функций и ее благополучия. В. Сатир считает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья сталкивается с определенного рода межличностными отношениями между членами семьи, где ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной подсознательной оценке происходящего вокруг. По мнению Ботович Г. И., в большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье.
С. В. Ковалев в своей работе «Психология современной семьи» выделяет следующие виды отношений между членами семьи:
1. Сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку.
2. Паритет – ровные, “союзнические” отношения, основанные на взаимной выгоде членов семьи.
3. Соревнование – желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.
4. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.
5. Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер.
В. Сатир вылила три правила эффективной коммуникации:
члены семьи говорят о своих мыслях и чувствах от первого лица.
каждому члену семьи предлагается передавать свои чувства.
каждый член семьи должен ориентироваться на уровень понимания, т. е. содержание высказывания должно подтверждаться соответствующим тоном голоса, выражением лица, жестами).
Она отмечает также, что достаточно точно можно охарактеризовать любую семейную систему, используя для этого четыре предложенные ее параметра: самооценка участников семейного процесса;
коммуникация;
семейная система (свод норм);
социальные связи (взаимодействие с внешним миром).
В зависимости от сочетания особенностей каждого параметра семья может быть охарактеризована как благополучная или неблагополучная.

Таблица № 1

Фактор Благополучная семья Неблагополучная семья
1. Самооценка Высокая самооценка у всех членов семьи. Низкая самооценка
2. Коммуникация Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная
3. Семейная система Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Полная свобода любых обсуждений, допускается автономность Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения
4. Социальные связи Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей (либо заискивание перед социумом)

Функционирование различных систем в благополучных и неблагополучных семьях. Эмоциональное неблагополучие членов семьи связано с постоянной угрозой отвержения и обусловлено неэффективной внутрисемейной коммуникацией. Такая коммуникация определяется рядом позиций, которые склонны занимать члены семьи, пытаясь избежать тревоги и угрозы отвержения:
заискивающая позиция;

обвиняющая позиция;

расчетливая позиция;

отстраненная позиция.
Заискивающая позиция – человек избегает угрозы отвержения, пытаясь угодить, не вступать в ссоры. На вербальном уровне коммуникации он выражает согласие («Все, что ты делаешь, - это замечательно, даже слишком хорошо для меня»), а на невербальном уровне коммуникации демонстрирует полное подчинение и беспомощность (голова и плечи опущены, выражение лица заискивающие). Внутреннее ощущение: «Я считаю себя ничтожеством». Обвиняющая позиция – ищет виновных среди членов своей семьи. Характерное начало разговора: «Почему ты всегда…», «Ты никогда не можешь как следует…» и т. п. У такого человека есть внутреннее ощущение, что он одинок и несчастлив. Расчетливая позиция – скрытое убеждение человека в том, что можно избежать угрозы отвержения при помощи точного расчета и анализа ситуации. Внешне холоден, расчетлив. Внутренние ощущения характеризуются словами: «Я чувствую себя уязвимым». Может быть низкая самооценка.Отстраненная позиция – «спутанное», «несерьезное» поведение. Говорит невпопад, движения неловкие, нелепые. Испытываемые чувства – одиночество и ощущение бессмысленности существования.В.Сатир разработала целый ряд специальных упражнений, игр, процедур, позволяющих членам семьи осознать и почувствовать применяемые ими неэффективные позиции в общении. Основная задача в работе с семьей не только осознавание существующих позиций, но и обучение гармоничному, искреннему общению. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаний и истинности чувств. В таком типе коммуникативного поведения вербальные и невербальные компоненты соответствуют друг другу. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаний и демонстрируемых чувств.
По типам отношений в настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. Гармоничные – это семьи, в которых не нарушена структура и функционирование. Негармоничные – это семьи, в которых существуют какие-либо нарушения в структуре. Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций.
В рамках негармоничных семей выделяют деструктивную, распадающуюся, распавшуюся, неполную и ригидную псевдосолидарную семью. Деструктивная семья отмечается, прежде всего, изолированностью отдельных её членов, которая препятствует взаимопониманию и в тоже время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. В такой семье трудно выделить лидера, чаще всего каждый живёт своей жизнью. Основной порок деструктивной семьи – отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными её членами. Часто семьи бывают деструктивными, если один из её членов (родитель) душевно больной или злоупотребляет алкоголем. Распадающаяся семья, – в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Враждующие родители или видят в детях “союзников” или делают из них “козлов отпущения”. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают, обычно, сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным. В этом состоянии семья может пребывать длительное время. Родители расходятся, сходятся, психологическая атмосфера накалена, однако решение никто не принимает.
Распавшаяся семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые “приходящие” отцы или матери). Реальные отношения в такой семье осуществляются только между родителями и ребенком, а отношения между супругами прекращены.
Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных подростков». Очень часто мать, если она не психически больна и не ведёт асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца. Примером тому может служить поколение людей, воспитанных матерями в военные и послевоенные годы. Ригидная псевдосолидарнаясемья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные её члены. В такой семье, обычно, царствует деспотизм, жестокая регламентация всей жизни и отсутствие эмоциональной теплоты. У педагогов-практиков принято деление семей на благополучные и неблагополучные. Под «благополучной семьей» обычно подразумевают полную семью, достаточно материально обеспеченную и не оказывающую на ребенка прямого отрицательного воздействия. Нередко благополучие носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание, но часто за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость её существуют только для показа. Такие семьи называют псевдоблагополучными, псевдосолидарными. Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений (Г. К. Ушаков). Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств.
1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни индивида является единственной, а позднее наиболее важных социальных групп, в которые он включен. События в семье в гораздо большей степени “принимаются близко к сердцу“, чем аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и т. д.
2. Многосторонностью семейных отношений и их зависимостью друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных взаимоотношений теснейшим образом взаимосвязаны, и попытка внести в любую из них более и менее значительные изменения вызывают “цепную реакцию“ изменений во всех других. В силу этой особенности от семейной травмы труднее уйти. У члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.
3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влиянием, в том числе и травматизирующим. В семье индивид более доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее явно.
А. Я. Варга при характеристике семейно системы выделяет следующие характеристики:
стереотипы взаимодействия;

семейные правила;

семейные мифы;

стабилизаторы;

семейная история.
Стереотипами взаимодействия называют сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются. Они мало осознаются поддерживают привычные системы отношений между членами семьи. Возможны подуровневые стереотипы взаимодействия в семьях. Когда повторяющиеся сообщения и взаимодействия возникают между родительской и детской структурой, мужской и женской структурой в семье. Наше исследование опросов 1200 респондентов показало, что 34% исследуемых отметили отсутствие четко выделенных мужской и женской подструктуры в семье 53 % информантов указали на наличие оформленной женской подструктуры в семье, часто противопоставленной малооформленной мужской подструктуре, 13 % опрошенных указали на наличие четко выделенной мужской подструктуры в семье, однако в значительно меньшей степени противопоставленной женской.

Второй параметр – семейные правила – это те нормы поведения, а часто и мышления, на которые ориентируется семья. Правила могут быть гласными и негласными. Гласные правила возникают чаще в результате договоров, чаще в супружеской подсистеме, в гибких семьях, такие договора и правила вырабатываются между детьми и родителями. Негласные правила чаще насаждаются кем-то из членов семьи, либо принимаются взрослой подсистемой.
Правила бывают культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой семьи. Культурно заданные правила семейной жизни известны всем, уникальные правила известны только членам данной семьи. Нарушение правил – вещь опасная, очень драматичная, многократно описанная в русской художественной литературе. Правила семейной жизни касаются всех областей. Есть часть правил культурно заданных. В российской культуре существуют противоречивые правила о распределении ролей в семье. Не случайно борьба за власть и статус современных российских семьях – это одна из мощнейших дисфункций. И возникает эта борьба потомку, что в культуре нет внятного правила про половое неравенство. А. Я. Варга прослеживает корни этого в русских народных сказках, где образ мужа ведущий только формально, реально же мужчина становится преуспевающим только прибегая к чьей-то, часто женской, жениной, помощи. По нашим исследованиям в большинстве семей женская подсистема оказывается определяющей семейные правила. Нормы поведения в семье и за ее пределами и контроль за выполнением этих правил принадлежит женщинам.
Третий параметр – семейные мифы – это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы – это…». Это знание актуально не всегда; оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Знание это плохо осознается. Формируется миф примерно в течение трех поколений. А. Я. Варга указывает на распространенность мифов «Мы – дружная семья» и «Мы – герои». При исследовании семейных мифов нами были обнаружены семейные подсистемные мужские и женские мифы. По отношению к женщинам очень распространен миф «От женщины в семье все зависит», что очень ограничивает сферу желаний и гипертрофирует сферу ответственности женщины в семье. По отношению к мужчинам распространен противоположный миф «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Это касается многих выходов за правила, таких как алкоголизм, измены, сюда же можно отнести хобби, работоголизм и т. д. Причем носителями этих мифов являются как мужчины, так и женщины.
Границы являются четвертым параметром семейной системы. Любая система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и, соответственно, определено содержание психодинамики семейной жизни. Внешние границы семей меняются на наших глазах. А. Я. Варга связывает изменения границ семей с изменениями границ государства. В стране с жестко закрытыми границами, границы семей оказываются прозрачными, проникающими для внешнего вмешательства. В современной ситуации открытости границ семейные границы становятся более закрытыми. Это проявляется и в меньшем вмешательстве государства в дела семей и в меньшем взаимодействии между семьями. Те же механизмы действуют внутри семьи. В семьях с открытыми границами вмешательство поколенных подсистем в жизнь друг друга значительно меньше. В семьях с жестко закрытыми границами границы подсистем становятся размытыми.
Пятый параметр семейной системы – стабилизаторы. В каждой семье есть свои стабилизаторы. Функциональные стабилизаторы это – общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения и интересы, планы и перспективы развития. Дисфункциональные стабилизаторы – дети, болезни, нарушения поведения. Дети не должны быть стабилизаторами, потому что они растут, развиваются и должны жить своей отдельной от родителей жизнью. Деструктивными стабилизаторами могут стать алкоголизм или измены одного из супругов. Частым мотивом отказа от развода в семьях с алкогольным супругом выступает вербализация: «Он (она) без меня совсем сопьется». Сама возможность как-то порезвиться на стороне сохраняет супружеские отношения стабильными. Этот стабилизатор позволяет обоим не иметь реальной психологической близости.
Семейная история – это шестой параметр семейной системы. Многие стереотипы поведения, закономерности взаимодействия воспроизводятся в поколениях. В функциональных семьях больше вариантов поведения, больше выбора. В дисфункциональных семьях меньше вариантов выбора, потому что работает общечеловеческий механизм – в стрессе человек действует стереотипно. Где много стресса, там много стереотипов, мало свободы выбора, мало творчества. В дисфункциональных семьях, где много стресса, существуют многие стереотипы, и есть большой страх перемен. Знание семейной истории позволяет анализировать те процессы, которые происходят в современной семье.