Ночные страхи у детей. «Что делать, если у ребенка есть чувство страха?»

23.11.2019 Новости

Рекомендации для родителей по теме "Преодоление страха у детей 4 - 5 лет "

СТРАХ

Страхи появляются вместе с развитием познавательной деятельности, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в обществе людей, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА - конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте) . Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх . Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе и т. д.)

ВТОРАЯ ПРИЧИНА - многочисленные запреты родителей , а также гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так, самые распространенные - это внушенные страхи . Их источник - взрослые, окружающие малыша, которые непроизвольно, слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше : сама ситуация или реакция на нее взрослого.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА - наличие более серьезного расстройства - невроза, которое должны диагностировать и лечить только медицинские работники. Проявлением невроза можно считать, те страхи , которые не считаются нормой для данного возраста ребенка.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Последствия детских страхов могут быть самыми разными : тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку, вовремя преодолеть страхи .

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ

Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят , что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ - должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы;

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - пусть он расскажет, что чувствует и опишет сам страх . Чем больше ребенок будет говорить о страхе , тем быстрее он сможет его победить;

СОЧИНИТЕ ВМЕСТЕ СКАЗКУ - конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх ;

НАРИСУЙТЕ СТРАХ - а после того как ребенок нарисует, дать скомкать, порвать лист с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его прогнали, и он больше никогда не побеспокоит его.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. ЕСЛИ БОИТСЯ ТЕМНОТЫ - не запирайте его в комнате «чтобы привыкал» . Вы еще больше напугаете ребенка. Последствия печальны : неврозы, заикания, отклонения в развитии;

2. СПОКОЙНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ в семье является профилактикой страхов . К сожалению, не все родители понимают , сколь хрупка психика ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!

3. НЕ СМЕЙТЕСЬ НАД СТРАХАМИ РЕБЕНКА . Относитесь к страхам детей серьезно , это не просто капризы, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость» . Ведь страх - опасная эмоция человека;

4. УВЕРЯЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА, ЧТО ОН В БЕЗОПАСНОСТИ, тем более, когда вы, родитель , рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять;

5. ОБСУЖДАЙТЕ СТРАХИ . Главная задача, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха . Малыш обязательно научится сам справляться со своими страхами , но этого не произойдет без вашей, родительской помощи .

6. ОТВЛЕКАЙТЕ РЕБЕНКА. Например, когда у ребенка началась паника, отвлеките наблюдением за чем-нибудь (например, посмотрите в окно) . Больше разговаривайте с ребенком!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СТРАХА

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенку предлагается закончить предложение : Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

УПРАЖНЕНИЕ «ДОМ УЖАСОВ»

Ребенку предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы после изображения выбрасываются.

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ , ПОБЕДИ ЕГО»

До упражнения желательно поговорить с ребенком : «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно , было ли такое, когда ты сильно испугался?». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх » на мелкие кусочки, а мелкие - еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх » рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда.

ИГРА «ЖМУРКИ»

Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки : «ку-ку» , «ля-ля» , «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.

УПРАЖНЕНИЕ «РАССКАЖИ СВОЙ СТРАХ »

Минимальное количество участников - 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах : «А вот когда я был таким, как ты, то.» Затем задает вопрос : «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно . Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

ИГРА «МАСКИ»

Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. На бумаге рисуются страшные маски , затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

УПРАЖНЕНИЕ «ОЧЕНЬ СТРАШНОЕ »

Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное » , а затем рассказать о нем.

ИГРА «ПРОГОНИ БАБУ ЯГУ»

Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.

Публикации по теме:

Что такое страх? Чего боятся наши дети? Профилактика детских страхов. Игры и упражнения на преодоление страха. Поговорим о детских страхах.

Консультация для родителей «Подвижные игры на избавление от страха темноты» Консультация для родителей «Подвижные игры на избавление от страха темноты» Очень часто ребятишки боятся темноты, представляя себе различных.

По мнению Р. А. Дмитриева заслуженного тренера Белоруссии, тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются.

Рекомендации для родителей «Книги для детей от 4 до 6 лет» КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать – это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь.

Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. По сути страхи уберегают от опасности и многих рисков. А, значит, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию.

Виды страхов у детей 4-6 лет

Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и фантазийные .

Реальные страхи

К реальным можно отнести те, которые имеют под собой вполне объяснимую причину:

Эти страхи типичны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для четырех-шести - они сопровождают несколько возрастных периодов.

Фантазийные страхи

В три-четыре года у ребенка происходит активное развитие абстрактного мышления, что становится причиной появления еще одного вида страхов: фантазийных. Эта группа порождается воображением детей. К ней можно отнести:

Причины реальных страхов и как на них реагировать

Давайте более подробно рассмотрим основные детские страхи у детей от 4 до 6 лет и попробуем разобраться, что при этом нужно делать взрослым. При условии грамотного подхода и адекватной поддержки со стороны родителей, при отсутствии конфликтов в семье, детский испуг преодолевается довольно быстро.

1. Боязнь животных и насекомых

Для некоторых детей актуален страх насекомых или животных.

Что делать?

В таких случаях рекомендуется сменить эмоциональное состояние малыша - с пугающего на заинтересованное. Например, выйти вместе с ним в поле, найти там паучка, посадить его на свою ладошку. После этого следует объяснить малышу, что паук полностью открыт перед вами, ничего не замышляет и, наоборот, является более уязвимым, чем люди.

Рассказывая интересные истории о животных и насекомых, которых кроха боится, можно вызвать любопытство с его стороны. Чем больше малыш будет знать о предмете своей боязни, тем быстрее избавится от страха.

В случае с собакой тоже нужно создать благожелательный фон вокруг животного. Никогда не кричите на ребенка и не запугивайте тем, что собака может укусить или чем-то заразить. Объясните малышу, что гладить собаку без разрешения хозяина нельзя и первые контакты с животным лучше налаживать на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Полистайте книги и энциклопедии о животных, посетите выставки, продемонстрируйте способы безопасного взаимодействия с насекомыми и животными на собственном примере.

2. Боязнь белых халатов

Это опасение тесно связано со страхом боли. Укол, сделанный человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.

Что делать?

Чтобы снизить боязнь людей в белых халатах, за несколько дней до похода в поликлинику расскажите малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.

Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.

Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.

3. Страх громких звуков

Один из врожденных страхов человека - боязнь резких звуков. Природа устроена так, что громкий звук является символом опасности. Кроме того, громкие звуки способствуют перенапряжению мозговых клеток и приводят к расстройству в работе некоторых органов. Поэтому инстинкт самосохранения заставляет ребенка вздрагивать при резких окриках, грохоте, либо скрежете машин.

Что делать?

Если малыш вдруг расплакался от грома или другого резкого шума, следует стать с ним рядом, обнять его и дать понять, что вы его можете защитить, рядом с вами он находится в безопасности. Не смеяться над ним, не стыдить, иначе он начнет скрывать от вас свой испуг, но справиться самостоятельно с ним вряд ли сможет.

Лучше всего начать игры с различными звуками: от тихих - к громким. Для занятий подойдут металлофон, звонкие металлические ложки. Сходите вместе на шумный детский праздник или веселый аттракцион, где все визжат, кричат и прыгают. Радостный шум постепенно приучит малыша к громким звукам.

4. Боязнь чужих людей

Страх перед посторонними людьми возникает еще в младенчестве и имеет вполне очевидные корни. Формируется он на физиологическом уровне - малыш подсознательно начинает чувствовать опасность в незнакомце. При этом он замыкается, опускает голову и прячется за родного человека.

При правильном поведении родителей боязнь обычно проходит к трем-четырем годам. Но, если социализация в этом возрасте так и не начата, стоит проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация грозит понизить самооценку ребенка, негативно отразится на дальнейшем общении со сверстниками.

Что делать?

Так как страх в данном случае идет в ногу с застенчивостью, родителям нужно самим предпринимать первые шаги. Например, подойти вместе с малышом на детской площадке к детям, которые уже общаются между собой. Заговорить с ними, познакомить со своим ребенком. Чаще следует посещать детские центры, развивающие занятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.

Если малыш боится оставаться наедине с другим взрослым, например, с няней, нужно взять для знакомства чуть больше времени. Чтобы ребенок привык к постороннему, необходимо некоторое время провести втроем. Как только кроха начнет доверять новому человеку, первым к нему обращаться, можно смело оставлять их наедине.

5. Боязнь одиночества

Страх надолго оставаться без мамы считается распространенной боязнью у малышей. Ни в коем случае его нельзя принимать за избалованность или необоснованные капризы. Боязнь потерять маму вполне естественна и требует деликатного подхода.

Что делать?

Всегда объясняйте ребенку, когда вы вернетесь. Например: - «После того, как ты поспишь и съешь полдник». Такие согласования рекомендуется сделать регулярными. При этом следует не только доброжелательно договариваться с малышом, но и своевременно выполнять свои обещания.

6. Страх темноты и ночных кошмаров

Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Фантазия малыша развивается бурно, подсовывая ему чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать.

Что делать?

Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного».

Убедите малыша в том, что он находится в полной безопасности. Для этого оставляйте дверь в его комнату открытой, купите забавный детский ночник.

Предложите нарисовать или вылепить того, кого он боится, затем придайте герою комический вид и вместе посмейтесь над ним.

Придумайте интересную сказку со страшным персонажем из детского воображения, закончив ее позитивно. Ваш герой должен постепенно превратиться в хорошего друга и помощника.

Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова.

7. Клаустрофобия

Со страхом темноты перекликается боязнь замкнутого пространства. Малыш может не озвучивать проблему и родители замечают ее сами, закрывая вечером дверь в его комнату, либо застряв с ним в лифте. Частые проявления клаустрофобии сопровождаются приступами паники, головокружениями. Дети могут среди ночи прибежать к родителям и начать плакать.

Эта навязчивая боязнь возникает чаще у единственного ребенка в семье, имеющего ограничения в общении со сверстниками. Особенно страдают ею дети, получающие чрезмерную порцию ласки и любви.

Что делать?

Прежде всего, ребенка в такой ситуации следует успокоить и научить ровному дыханию. Ругать за немотивированный на ваш взгляд страх, категорически запрещается. Нельзя идти от противного и закрывать его в комнате.

Результативными бывают игры, направленные на преодоление скованности, возникающей в замкнутом пространстве. Например, специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».

Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.

8. Страх наказания

Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.

Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.

Что делать?

Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные. Подробнее об этом виде боязни можно почитать в статье «Страх сказочных героев и вымышленных персонажей».

Причины фантазийных страхов и как на них реагировать

Просыпаясь после хорошего сна, взрослые могут пребывать какое-то время в сладостной эйфории, не отделяя сновидение от яви. В такой момент им легко понять деток 4-6 лет, которые находятся под воздействием собственного богатого воображения практически весь день. Компьютерные игры, сказки, мультфильмы населяют мир малышей вымышленными персонажами, а иногда - даже целыми корпорациями монстров.

1. Боязнь вымышленных персонажей

Особо впечатлительный ребенок во время просмотра детской передачи, мультфильма или после прочтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в своем воображении в любое время суток.

Большую роль в этом играют родители, которые с усиленной артистичностью передают образы волка, мифического Бабая или Бабы-Яги. Некоторые взрослые заходят еще дальше - пугают малыша тем, что существует некоторое зло, способное забрать непослушного ребенка от родителей даже без их ведома.

Что делать?

Боязнь вымышленных героев тесно переплетается со страхом наказания. Поэтому, прежде всего, нужно полностью исключить манипуляцию страшными героями в собственных интересах, когда хотите добиться от крохи безупречного поведения. Такие запугивания могут сделать его психику неустойчивой надолго и в далеком будущем есть риск столкнуться с настоящими неврозами.

Лучше всего придумать сказку, в которой страшный главный герой становится добрым и начинает всем помогать.

Уместна арт-терапия. То есть, зло можно нарисовать максимально смешным и сделать его уязвимым перед малышом. Например, волка нарядить пожарным и отправить спасать людей, а Бабу-Ягу представить комичной и добродушной старушкой.

Как только ребенок озвучит свой страх, поговорит о нем со взрослым, в большинстве случаев боязнь почти сразу же отступает. Поэтому так важно просто побеседовать с малышом в спокойной обстановке и убедить его в полной безопасности.

2. Страх ночных кошмаров

Самыми уязвимыми дети становятся ночью, когда рядом никого из взрослых нет. Боязнь ночных кошмаров - один из самых распространенных страхов у малышей 4-6 лет. К сожалению, он приходит не один, а в комплекте с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Что делать?

Волнение перед страшным сном опасно уже само по себе. В таких случаях родителям следует помнить о ночнике, приоткрытой двери и спокойных беседах перед укладыванием малыша в постель.

Уместно придумать волшебные слова, которые будут играть роль защиты, разрешить взять любимую игрушку.

Нежные прикосновения мамы, расслабляющий массаж, поцелуй перед сном - лучшие способы убедить малыша в том, что он любим, а значит - защищен.

Что важно учитывать в борьбе со страхами

  1. Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
  2. Нельзя ругать и идти от противного - заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
  3. Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью - это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
  4. Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.

А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.

Видео

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа

В первой части о детских страхах малышей мы с вами обсудили, какими они бывают, для какого возраста наиболее характерны те или иные признаки, немного затронули тему как помочь малышу. Об этом вы можете прочесть тут:
Сегодня я предлагаю продолжить обсуждение для более старших детей и подвести итоги нашей беседы о страхах дошколят.

Детские страхи от 4 до 6 лет.

Этот возраст характерен тем, что у малыша отлично развивается фантазия – замечательная почва для зарождения страхов. Давайте обсудим наиболее характерные для этого возраста:

Страх одиночества, темноты и замкнутого пространства . Методов борьбы с этими страхами множество, приведу по примеру на каждый.

Страх одиночества: всегда говорите малышу, когда вы вернетесь. Например: «Солнышко мое, как только ты в саду съешь полдник, и вы пойдете на прогулку – я обязательно за тобой приду». Рекомендуется также согласовывать с малышом ваши разлуки, договариваться. При этом нужно обязательно выполнять данное слово!

Страх темноты: бурная детская фантазия придумывает всяких монстров и чудищ, сидящих под кроватью, прячущихся в шкафу или под столом. Помню себя в возрасте 5-6 лет: я жутко боялась опустить руку, лежа в кровати. Мне казалось, что кто-то за нее потянет и утащит. Сейчас это смешно – тогда это было страшно. Один из методов борьбы со страхом темноты – игра по принципу «эмоциональные качели». Смысл заключается в том, что вы вместе с малышом забегаете в темную комнату, еще лучше будет, если вы будете это сопровождать веселым гиканьем и также быстро выбегать. Таким образом, малыш, испытывая эмоции от негативной до положительной со временем избавится от страха. Веселый детский ночник, о котором я говорила в прошлый раз – также поможет справиться с боязнью темноты.

Страх замкнутого пространства. Чтобы свести к минимуму вероятность появления такого страха – необходимо в детской комнате оклеить стены в более светлые тона, освободить пространство от ненужных предметов мебели, а на ночь не закрывать дверь в его комнату.

Страх смерти. К сожалению, и такой страх появляется у ребенка: он боится потерять родителей, умереть сам. Такой страх со временем может трансформироваться в боязнь природных стихий: ураганов, пожаров. Чтобы не усугублять этот процесс – не стоит при ребенке обсуждать в подробностях вопросы смерти, тяжелых болезней, катастрофы. Также, лучше будет пока ограничить просмотр передач и фильмов с подобными сюжетами. Если же ваше чадо уже задается подобными вопросами – можно рассказать в мягкой форме о том, куда уходит человек после смерти: таким образом, вы не обманете его, но и подробностей, к которым еще не готова детская психика, вы не расскажете.

Ребенок боится спать один . Помню себя в возрасте 6 лет – я упорно звала маму «поспать со мной» и не понимала, почему мама сердилась на меня. Психологи объясняют этот момент тем, что ребенку вполне вероятно не хватает вашей любви – он посещает детский сад, всевозможные кружки, секции, вы допоздна на работе – отсюда и возникает недостаток. Вариантов преодоления этого страха достаточно: ремонта комнаты малыша, причем, вы можете поручить ему выбрать свою собственную кровать и постельное белье самостоятельно, повесьте на стену постеры с изображением его любимых героев, предложите брать с собой спать любимую игрушку. Еще один вариант: уделяйте больше внимания своей крохе. Введите за правило, каждый день, перед сном, читать вместе сказку – таким образом, малыш будет чувствовать себя защищенным, нужным, любимым. Не стесняйтесь говорить ему, как крепко вы его любите, как скучали за ним весь день.

Страх опорожнить кишечник. Появляется эта боязнь вдруг, без особой на то причины. В один прекрасный момент ваш ребенок начинает бояться какать. Вот прям до истерики и опорожнения в трусики, «под себя». Причиной тому может служить психологический запор – малыш просто не понимает, почему ему больно при акте дефекации, а отсюда появляется страх. Что можно с этим сделать? Пересмотреть питание, возможно разнообразить рацион овощами, фруктами. Не забывайте о свекле, черносливе, кисломолочных продуктах. Обязательно проследите, какое количество жидкости выпивает малыш за день. Очень уж наши бабушки любят акцентировать внимание на этом процессе, задавая бесконечный вопрос крохе: «Ты уже покакал, а, может, хочешь? Давай сядем на горшок?» Не стоит усугублять, акцентируя на этом внимание – так вы зафиксируете проблему, наложив на нее еще и страх расстроить вас, если не получилось опорожниться. И уж точно, ругань за измазанные трусики-штанишки совершенно ни к чему! Игротерапия с любимой игрушкой, которая боится покакать – верный способ решить данную проблему. Пусть ваш малыш поможет любимцу сделать «дела», а вы поможете проиграть этот сюжет.

Еще один, очень актуальный вид страха – страх воды, боязнь мыть голову. Знакомо? Я тоже с ребенком проходила через это. Мы постепенно привыкали к воде, от небольшого количества воды в ванной до полноценного плавания в полностью наполненной. То же самое рекомендуют психологи: постепенное привыкание. Если у вас есть возможность – принимайте ванну вместе! Это так интересно и забавно! Предложите ребенку купать игрушки, тщательно мыть им голову, купите шампунь с изображением его любимого героя – это тоже поможет. Главное – не кричать на него, не заставлять насильно, а мягко объяснять, для чего необходимо регулярно мыть голову.

Давайте подведем итоги.

Страх – это эмоция, возникающая в ответ на какой-то раздражитель, который нам угрожает. Предлагаю обсудить, откуда может появиться страх у ребенка, если он еще слишком мал.

Лишение общения со сверстниками путем общения, подвижных игр либо сведения до минимума подобных ситуаций.
Чрезмерная, даже гиперсоциализированная, родительская любовь, которая направлена на воспитание идеального ребенка, с первого слова послушного, не умеющего принимать свои собственные, пусть и изначально неудачные, решения. Строгие мама и папа контролируют жизнь ребенка путем накладывания запретов на «все и вся». Таким образом, ребенок со временем просто боится сделать лишний шаг, познакомиться с новыми сверстниками на детской площадке или играть с новой игрушкой.

Суперопекающая мама: такая мама боится наперед всего на свете, тем самым подсознательно передает свой страх крохе. Еще и наши бабушки «грешат» подобным: они бегают за ребенком, предупреждая каждый его чих, малейшую попытку упасть или даже споткнуться.

Конфликтные отношения в семье. Если ребенок видит, слышит или присутствует при семейных разборках – это может вызвать эмоциональную реакцию в виде страха.

Состав семьи: неполная семья – еще один источник для детских страхов.

Семейные, передающиеся по наследству, страхи. Малыши – они как губки, впитывают всю информацию, которую обсуждают взрослые при них. Например, если мама будет часто повторять: «Ой, наш род все время преследует одна и та же болезнь», то ребенок сначала буквально воспримет это, а с возрастом, поняв, что это за диагноз, будет его бояться.
Этот список можно продолжать и продолжать – поводов для формирования страхов у малышей очень много. Чтобы свести их к минимуму – прорабатывайте свои страхи, переживания и не накладывайте их на хрупкие плечики своих детей.
Сказкотерапия, творчество, игра – как способы борьбы со страхами.

Дорогие родители! Очень важно понять и я снова акцентирую на этом внимание: ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша – это самое лучшее лекарство. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза, говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, я ее не вижу – ты все придумал!». И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился» и со временем поборол свою боязнь.

Давайте о таких методах поговорим немного подробнее.

Игротерапия: вообще игра это универсальный способ борьбы со страхами, отличное средство поднять настроение, избавиться от комплексов, подавленности и скованности. Однако продолжать игру более 30 минут, если это подвижная и активная игра, не стоит – перевозбуждение нервной системы совершенно ни к чему. Один из видов игротерапии – ролевая игра. Придумайте сюжет, основываясь на тот или иной страх, выберете главного героя – пусть его подберет малыш, и проиграйте от начала до конца, заложив в финал тот результат, к которому вы идете в борьбе. (Например, ваш малыш – супер-герой, который отважно сражается с темнотой и спасает вас от нее.)

Еще один вариант – групповая игротерапия . Она проводится в кругу сверстников, друзей с четким распределением ролей каждому. Чем больше малыш доверяет каждому из участников – тем быстрее вы добьетесь нужного эффекта.

Арт-терапия (это и рисование, и лепка, и аппликации – словом все, что создается своими руками) – не менее замечательный способ побороть свои страхи, путем прорисовки или лепки. Заодно и мелкая моторика будет задействована. Предложите ребенку нарисовать то, что он больше всего боится, пусть проговаривает, что он рисует (или лепит из глины, пластилина). Затем предложите малышу зарисовать, порвать, если это глина – скатать в шарик, то, что он сделал – и выбросить в мусорное ведро. А можно не ломать, не выбрасывать – попробуйте изменить рисунок, превратив его более красочный и добрый персонаж, с которым можно подружиться.

Очень важно, дорогие родители, чтобы вы, проводя с малышом ту или иную терапию дома, полностью отвлеклись от внешних факторов и посвятили ему время, которое необходимо для одного сеанса. Не стоит ждать моментального эффекта от одного раза – это кропотливый процесс, требующий от вас огромной отдачи. Не ставьте себя выше малыша во время игры – договоритесь о своих ролях перед началом игры, будьте с ним на равных. Не принуждайте и не настаивайте, лучше мягко подводите к нужному решению, поощряйте инициативу ребенка, его импровизации, чем больше свободы действий во время сеанса терапии – тем быстрее вы добьетесь необходимых крохе результатов!

Вот мы с вами вкратце и обсудили страхи, причины их возникновения, а также варианты борьбы с ними у малышей от рождения до 6 лет. Конечно, обговорить все нереально – для этого нужно написать книгу, скорей всего даже не одну. Мне бы хотелось, чтобы вы выделили для себя, мамы и папы, главное – не стоит пренебрегать детскими страхами . Любовь, терпение, забота, внимание и интерес к жизни малыша помогут вам справиться со всеми проблемами.

В следующей части мы с вами обсудим страхи детей от 7 лет и старше.

Первая часть: от рождения до 3 лет

Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия.

Непреодоленные детские страхи могут переходит во взрослую жизнь, нарушая гармоничные отношения с близкими людьми.

Страх – сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности.

Страхи переживаются и взрослыми людьми. А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

Откуда берутся: причины и особенности проявления

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Психологи выявили, что очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности («Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.).

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

  • конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);
  • семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;
  • отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;
  • невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Увеличению количества страхов способствуют следующие факторы:

  • наличие страхов у родителей;
  • строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных играх;
  • отсутствие товарищей по играм;
  • нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье.

Очень многие страхи возникают у ребенка именно в процессе его воспитания, что необходимо учитывать родителям.

Возрастные фобии и виды

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.


Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
  • 7 месяцев – год . В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
  • 1-2 года . Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
  • 2-3 года . Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
  • 3-5 лет . В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
  • 5-7 лет . В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
  • 7-8 лет . Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
  • 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
  • 9-11 лет . Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
  • 11-13 лет . Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Последствия и диагностика

Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.

Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.

Непреодоленные страхи могут повлиять и на взрослую жизнь человека, мешать гармоничной семейной жизни, передаваться его детям.

Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:

  • нервозности;
  • капризности;
  • беспокойному сну;
  • некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:

  • рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
  • лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
  • специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
  • беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.

Как бороться родителям

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Способы коррекции детских страхов

После этапа диагностики начинается работа психолога по коррекции детских страхов. Существует несколько методик, которые помогают ребенку преодолеть тревожность, полнее раскрыть свои личностные качества, стать более раскрепощенным.

Методики могут использоваться в совокупности или по отдельности, среди них нет более или менее эффективных. Но все они должны соответствовать особенностям ребенка и не идти вразрез с его желаниями (если ребенок не любит и не хочет рисовать, то не следует использовать такие формы занятий).

Методы и приемы работы с детскими страхами разнообразны.

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Сказки со «страшными» эпизодами способствуют формированию приемов преодоления эмоционального напряжения. Но если у ребенка страх конкретного сказочного персонажа (например, Бабы-Яги), то страшные истории с его участием ребенку лучше не читать, особенно перед сном.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.

Терапия

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Видео: Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами

В большинстве своем того же, чего боялись и мы их возрасте, а именно: одиночества, чужих людей, врачей, крови, фантастических существ вроде Бабы-Яги, Серого Волка или злобной Буки. Кроме того, во все времена и у всех народов отмечались характерные страхи, обусловленные общими закономерностями развития психики: страх потерять маму, боязнь темноты, ужас перед животными.

Многие современные дети всерьез боятся апокалипсиса (спасибо блокбастерам), маньяков (отдельная благодарность СМИ) и даже экономического кризиса (пугает малышей в основном то, что у родителей нет денег и они постоянно злятся). К приметам времени можно отнести и чрезмерное обособление детей. Городские ребятишки, как правило, испытывают недостаток общения, и в результате у живущих под неусыпным родительским контролем крох формируются слишком интенсивные страхи одиночества, темноты и сказочных чудовищ. Этому способствует и слишком ранняя интеллектуализация современных малышей, особенно если в жертву ей приносятся коллективные подвижные игры, развивающие эмоциональную сферу.

1. Страх одиночества

Это один их главных детских страхов, пик его приходится на 2−3-летний возраст (причем мальчики боятся одиночества больше, чем девочки). Страх одиночества основывается на боязни внезапного нападения (когда ты один, ты наиболее уязвим и беззащитен) и страхе перед злыми сказочными персонажами. Если у ребенка есть возможность полноценно общаться со сверстниками, страх одиночества посещает его гораздо реже. А вот общество чрезмерно опекающих взрослых не позволяет малышу сформировать собственные механизмы психологической защиты.

Что делать?

Лучшая профилактика — хорошо налаженное общение малыша с другими детьми. Не обязательно отдавать ребенка в детсад, достаточно регулярных встреч со сверстниками на детских площадках, во дворе и на «развивалках». Ну и, разумеется, постарайтесь не «душить» наследника заботой и контролем.

2. Боязнь фантастических существ

Этап первый. Во сне

Многочисленная «корпорация монстров» донимает деток в возрасте от 2 до 5−6 лет. Первые кошмары (чаще всего посещают сновидения малышей, у которых непросто складываются отношения с папой) — это, как правило, Волк, Кощей, Бармалей и прочие «мужские персонажи». Ближе к 3−4 годам появляются женские страшилки — Баба-яга и Ведьма (подобные сны отражают проблемы в отношениях с мамой). Такие страхи характерны для детей строгих, эмоционально холодных или, напротив, «взрывоопасных» и скорых на расправу родителей.

Что делать?

Спокойствие, доброта и родительская ласка — лучшая профилактика ночных кошмаров. Обнимайте и целуйте ребенка перед сном и в течение дня; заботьтесь о том, чтобы у него было достаточно впечатлений, подвижных игр и общения (но не чрезмерно!), а также о том, чтобы малыш поужинал и лег спать не слишком поздно, в хорошо проветренном помещении.

Этап второй. Наяву

В 4−5 лет страшные существа «выходят из сумрака», и ребенок может быть подвержен страхам даже днем. Все эти бяки-буки — словно антиподы родителей (если те добрые и спокойные) или, что бывает чаще, их «тени» — та часть родительских личностей, которую детки признавать не могут и не хотят, ведь любой ребенок по возможности до последнего верит, что мама с папой все-таки хорошие.

Что делать?

В этом возрасте для борьбы со страхами стоит использовать сказкотерапию, рисуночную или игровую терапию. Страшное существо можно нарисовать, чтобы потом «подарить» ему портрет и тем самым задобрить его и подружиться с ним. А можно, напротив, торжественно сжечь рисунок, чтобы окончательно избавиться от незваного гостя.

3. Боязнь чужих людей

Впервые этот страх появляется у ребенка рано — в 8 месяцев. Малыш может разрыдаться при виде чужого человека даже сидя на ручках у мамы. В норме через этот этап проходят все дети, и примерно после года страх утихает — на смену ему приходит интерес к людям. Но иногда повышенная тревожность при контактах с незнакомцами сохраняется надолго и даже закрепляется как черта характера — например, если мама всегда с опаской смотрит на окружающих. В младшем школьном возрасте, когда круг общения ребенка резко расширяется, проблема страха перед чужими вновь становится актуальной. В норме ребенок быстро адаптируется к новым условиям, но иногда робость и опасливое отношение к людям становятся стилем общения — как правило, это «заслуга» родителей

Что делать?

В наш неспокойный век совершенно естественным представляется воспитание ра­зум­ной осторожности по отношению к реально существующим опасностям (чужие машины, незнакомые взрослые). Кто предупрежден, тот вооружен! Но делать это следует без фанатизма и на доступном малышу уровне. Главное — чувство меры! Мы не должны превратить ребенка в человека с манией преследования, с базовым ощущением, что мир страшен и суров.

Нельзя намеренно пугать малыша реально существующими персонажами — милиционером, например. Так вы формируете у него искаженную модель правосознания, отрицание правоохранительной системы как таковой и возможности сотрудничества с ее представителями. Случись что в дальнейшем, обратиться в милицию будет последним, что придет в голову вашему повзрослевшему чаду, тогда как это может спасти чью-то жизнь — и его собственную в том числе.

4. Навязчивые страхи

Существуют страхи, которые свидетельствуют о неблагополучии в детской психике. Желательно распознать их как можно раньше, чтобы успеть скорректировать проблему. Навязчивые страхи или фобии развиваются при неврозах, а изредка — при шизофрении. Это неподконтрольные состояния, при которых малыш не просто боится — он испытывает ужас. Наиболее типичные фобии — это боязнь заражения каким-либо заболеванием, страх смерти, открытых или закрытых пространств, публичных выступлений.

Сверхценные страхи — это, например, боязнь темноты, привидений, определенных предметов, собак или насекомых. Ребенок убежден в обоснованности своих страхов: привидение может утащить его в свой мир, а пауки «кусаются». Вы скажете, что у многих совершенно нормальных детей бывают такие страхи, однако насторожить должен не факт их наличия, а чрезмерная выраженность или слишком большое их количество — когда ребенок одновременно боится и того, и другого, и пятого-десятого. Как правило, такие страхи появляются при невротических расстройствах.

Бредовые страхи отличаются переживанием скрытой угрозы, сопровождаются постоянной тревогой и настороженностью, а возникают «на ровном месте», без психотравмирующей ситуации. Такие страхи практически не поддаются коррекции и нередко являются признаком серьезных психических расстройств, в первую очередь — шизо­фре­нии. Это, например, бред преследования, отравления, нападения механизмов.

Ночные страхи возникают во время сна (ими страдает 2−3% детей). Спящий ребенок становится беспокойным, плачет, часто зовет маму, но не узнает ее, а утром обычно не помнит о том, что случилось ночью и что же его так напугало. Причину следует искать в стрессе или страхе, пережитом наяву, однако виновником может оказаться и невроз или какое-либо нарушение в развитии головного мозга (минимальная мозговая дисфункция).

5. Боязнь животных

Страх перед животными, даже самыми безобидными, возникает в 2−3 года, и если к этому времени он не преодолен, то его второй пик придется на 5−7 лет. Этот страх вызывается либо психотравмирующим опытом (малыша покусала собака), либо внушением (тревожная мама «поделилась» с ребенком своими проблемами). Внушение может быть прямое («Не подходи — укусит!!!») или косвенное (комментарии к телесюжетам, болтовня мамочек на детской площадке под девизом «Вы подумайте, какой ужас!»).

Что делать?

Трижды подумайте, чего вы на самом деле хотите — воспитать в ребенке разумную осторожность (то есть привить основные навыки безопасного поведения — не дразнить животное, не размахивать руками, не бежать) или вызвать в малыше панический страх перед любым зверем? Ответ, как представляется, очевиден. А если страх уже сформировался, постарайтесь с ним «подружиться»: рисуйте то, что вызывает боязнь, придумывайте про это сказки, играйте в игру, где надо помочь мальчику, который, например, боится собак.

Еще несколько страхов и 5 условий победы над ними

6. Боязнь врачей, боли и крови

В возрасте 2−3 лет этот страх выходит на первое место — с ним сталкивается каждый второй ребенок. Подоплека явления понятна — так проявляет себя инстинкт самосохранения. Наиболее подвержены этой боязни дети тех родителей, которые и сами испытывают трепет перед «людьми в белых халатах».

Что делать?

Не нагнетать обстановку, не заводить разговоров о визите к врачу задолго до события, не обсуждать при ребенке некомпетентность докторов или разнообразные «несчастные случаи». Обманывать чадо — мол, «тетя доктор ничего тебе делать не будет» — тоже не стоит, ведь в данном случае разумное дитя вправе задать резонный вопрос: «А зачем же мы тогда к ней идем?» Вместо этого спокойно объясняем малышу, что ходить к врачу необходимо, это нормальная часть жизни и так делают абсолютно все.

7. Страх смерти

Главный страх детей старшего дошкольного возраста появляется в возрасте 5−7 лет и чаще всего приходит во сне. Это отражение осознания жизненного цикла и неотвратимости предстоящих перемен — взросления, старения, исчезновения. Появление этого страха — своеобразный «маркер» того, что ребенок вырос и его чувства и эмоции приобрели некоторую глубину. Это период щемяще-трогательных фраз вроде: «Мамочка, ты никогда не умрешь!»

Ребенок понимает неизбежность течения жизни, но не принимает ее, не может смириться с тем, что смертен и он сам, и его родные. От невозможности избежать неотвратимого и рождается страх. Малыши видят во сне, что они умерли, им снятся кошмары про похороны и всяческие опасные ситуации, связанные со смертью. Чуть позже приходят сны, символизирующие осознание своего места в мире и значимости родных, — ребенку может присниться, например, что скончался кто-то из родителей (отголосок страха потери матери). Вместе со страхом смерти появляются также боязнь хулиганов, войны, стихийных бедствий (ведь всё это — прямая угроза жизни), а также страх перед представителями иного мира, посланниками неизведанного и жуткого небытия.

Что делать?

Разумнее всего переждать этот период, по возможности ограждая ребенка от непосильных для детской психики переживаний — насилия на экране, разговоров о болезнях, смерти и о том, «как страшно жить». Постепенно малыш примет устройство мира, боязнь смерти притупится и уйдет на задний план. Спокойно говорите с чадом о том, что хотя смерть и случается со всеми людьми, однако придет она еще очень-очень нескоро, и малыш, и все его родные проживут вместе еще много долгих и счастливых лет, а болезни совсем не означают непременной кончины. Приводите конкретные примеры: «Вот дядя Миша болел недавно, но выздоровел и жив-здоров; и твои друзья в садике болели, как и ты, и все прекрасно живут-поживают дальше». Ситуация может сильно усложниться, если именно на этот период пришелся факт реальной смерти кого-то из близких или даже домашнего животного. В этом случае вам может понадобиться помощь детского психолога.

8. Страх темноты

Универсальная фобия, которая может появиться в 2 года и продолжаться чуть ли не до подросткового возраста. Это отражение и продолжение страха смерти, боязни небытия (в темноте можно исчезнуть, раствориться, пропасть), страх перед чем-то неподконтрольным, неосознаваемым и потенциально опасным. Боязнь темноты часто связана со страхом перед сказочными персонажами — ребенку кажется, что бяки-буки живут в укромных уголках и от них невозможно защититься. Кроме того, темнота ассоциируется с ночью, а в это время карапуз наиболее уязвим, ведь все вокруг спят и помочь ему не могут.

Что делать?

Постарайтесь сделать так, чтобы отход ко сну был для ребенка максимально комфортным. Почитайте добрую сказку — без чудищ, опасных ситуаций, ссор и угроз, обнимите кроху, погладьте, сделайте ему расслаб­ляющий массаж и не уходите из комнаты, пока трусишка не уснет.

9. Страх «несоответствия»

С поступлением в 1-й класс для ребятишек все более важной становится задача «вписаться» в коллектив сверстников и соответствовать требованиям взрослых — родителей и преподавателей. Иными словами — освоиться с новой социальной ролью школьника (а для малышей, не посещавших сад, в новинку будет и роль члена детского коллектива). В этом возрасте дети уже способны оценить свои поступки, и это становится дополнительным источником тревог и страхов — ученики боятся, например, опоздать на урок, не выполнить задание и получить двойку.

Что делать?

Важно не «перегрузить» ребенка моральной ответственностью: не «давить» на школяра в случае неудач, но и не способствовать формированию безответственного характера. Не пугайте первоклашку рассказами о его многочисленных обязанностях и о том, что будет, если он вдруг не справится. Не обсуждайте с ним и при нем недостатки преподавателей и школьной администрации. Не рассказывайте «жуткие» истории из собственного детства! Словом, ваша задача — не сформировать у детки представление, будто школа — это неотвратимый кошмар.

Не нацеливайте ребенка учиться на одни пятерки — ведь завышенные притязания родителей ведут к тому, что дети испытывают дополнительный страх им не соответствовать. В случае неудач не ругайте и не запугивайте наследника, лучше разберите ситуацию и по возможности помогите — расскажите, например, что и у вас не все бывало гладко (а это святая правда), но вы все же справились. Ребенок должен чувствовать, что родители — его надежный тыл и что приключившиеся у него проблемы вовсе не уникальны — у других они тоже есть и справиться с ними реально.

Дети чаще подвержены страхам, если:

  • они растут в психологически неблагополучных семьях, где постоянно происходят конфликты
  • их родители чрезмерно строги, бескомпромиссны и требовательны
  • они единственные наследники гиперопекающих родителей
  • их мамы слишком рано вышли на работу
  • их мамы и папы развелись, когда детям было 5−7 лет — в этом возрасте должна происходить идентификация ребенка с родителем своего пола
  • они «поздние» дети родителей старше 35−40 лет
  • их родители тревожны и сами страдают от каких-либо страхов. Кстати: наибольшее количество страхов отмечается у малышей 3−5 лет, а самые сильные переживания характерны для детей 6−8-летнего возраста

5 условий победы

Воспитание.

Учитывайте особенности именно вашего ребенка — его темперамент, условия развития, интересы и склонности и старайтесь сформировать систему адекватных воспитательных мер. Чем жестче и эмоционально холоднее отец и мать или, напротив, если их опека и любовь «удушают», тем труднее приходится крохе.

Общение и эмоции.

Создайте малышу условия для полноценного развития и общения со сверстниками. Следите за тем, чтобы он проводил достаточно времени на свежем воздухе. И ни в коем случае не стремитесь к ранней интеллектуализации чада в ущерб его эмоциональному развитию.

Родительские страхи.

Ребенок — ваше отражение, и большинство страхов он получает «по наследству». Если родители тревожны, мнительны и не уверены в себе, нет ничего удивительно в том, что дети становятся их маленькими копиями.

Семья.

Дорогие мамы и папы, по возможности не расставайтесь с малышом в первые годы его жизни. Сам факт вашего присутствия рядом с деткой — уже надежная страховка от тревог и опасений.

Без насмешек и обвинений!

Маленький человек имеет право бояться и еще не умеет самостоятельно справляться со своими страхами. И это не повод его наказывать, смеяться над ним или сравнивать с другими детьми, которым якобы «ничего не страшно».