Модели деревянных церквей своими руками. Как сделать из бумаги церковь

05.11.2019 Новости

Людмила Клюкина

Я сделала макет храма из бросового материала.

Для изготовления макета я использовала жестяные банки, пластиковая бутылка, стеклянные пузырьки,пластилин,белую гуашь, зубной порошок для обезжиривания пластилина, золотой блеск для окрашивания куполов и крестов.


Жестяные банки покрыла тонким слоем пластилина, стекой наметила контуры дверей и окон. Купола сделала из пластилина, перед покраской припудрила пластилин зубным порошком. Купола и кресты покрыла золотым блеском


Оконные проёмы расчищала стекой, из пластилина раскатывала тонкие жгутики для оформления окон (переплеты, наличники) . Кресты делала из зубочисток и тонкой проволоки.

Вот такой макет храма получился .

На изготовление макета храма израсходовала 15 кусков белого пластилина, 8 шт. жёлтого, 2 баночки белой гуаши, 3 тюбика золотого блеска.

Макет храма поставили в Центр патриотиотического воспитания.

Публикации по теме:

Мы пришли в огород посмотреть, что тут растет. А растут на грядках разные загадки. Прежде чем загадки отгадать, надо грядку нам собрать.

Мастер -класс изготовление Церкви из подручных материалов. Для этого нам понадобится коробка из под обуви большая без крышки, коробка.

Назначение: для непосредственно образовательной деятельности при изучении детьми правил дорожного движения и самостоятельной деятельности.

Мастер - класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.

"Я плююсь огнем и лавой, Я - опасный великан, Славен я недоброй славой, Как зовут меня?" (Вулкан) Нам потребуются: 1. Яичные картонные.


Преображенская церковь является одной из деревянных церквей, расположенных на острове Кижи, на Онежском озере,к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Церковь сделана полностью из дерева, без единого гвоздя, высотой 37 метров с 22-мя куполами, придавая ей очень характерный и сказочный вид. Считается, что главное строительство церкви было завершено в 16 веке, но она была уничтожена в результате пожара от удара молнии. Церковь была перестроена в 1714 году. Деревянные церкви Кижи, в том числе эта церковь Преображения Господня, были зарегистрированы в качестве всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.

Для того чтобы собрать макет церкви вам нужно будет скачать чертежи и распечатать их на формате А4. Предварительно изучите чертежи, чтобы понять какие печатать на обычной бумаге, а какие на плотной. (Чертежи на английском языке)

Распечатайте загруженные PDF файлы на принтере.

Вырезание

Шаг 1 Прежде чем начинать вырезать детали освободите ваше рабочее пространство от лишних вещей и бумаг чтобы вы не потеряли мелкие детали.
Перед тем, как вырезать детали из листа, слегка продавите места сгибов шариковой ручкой с высохшим стержнем или чем-то аналогичным. Главное не поцарапать поверхность бумаги.
Это поможет вам сделать изгибы вдоль линии более аккуратно.

Шаг 2 Разрезать каждый образец индивидуально, оставляя достаточно запаса по краям.

Шаг 3 После того как вы вырезали часть, аккуратно напишите номер на на обратной стороне, так вы сможете отслеживать, какие части у вас есть.

Шаг 4 Аккуратно обрежьте лишние поля у каждой детали.

Шаг 5 Вырезайте всегда по внешнему краю черной линии. Тогда, когда вы приступите к сборке частей, они будут хорошо сочетаться друг с другом.

Складывание деталей.

Используйте линейку, когда изгибаете на прямых участках. Для внутренней складки покладите линейку вдоль линии сгиба. Затем поднимите бумагу и прижмите к краю линейки.

Внешний изгиб. Чтобы сделать внешний изгиб покладите линейку на край стола и установите шаблон сверху. Тщательно выровнять линию сгиба с краем линейки и сгибайте бумагу вниз.

Изогнутые детали Чтобы придать детали естественный изгиб, нужно потереть ей об угол стола. Это позволит сделать склеивания легче.
Также можно обернуть деталь вокруг карандаша, а потом развернуть и предать детали нужный радиус скругления.

Склеивание

Ключевую роль в обеспечении хороших результатов по сборке моделей играет ожидание полного высыхания клея.
Если клей будет на ваших руках, вы будете портить модели, поэтому убедитесь, что у вас постоянно чистые руки и мыть руки сразу же, или вытирать их влажным полотенцем.

Шаг 1 Применяйте бесцветный и быстросохнущий клей. Оптимально - ПВА. Выдавите на кусок картона или пластика небольшое количество клея.

Шаг 2 Затем, используя полосу из плотной бумаги или картона, как лопаточкой, зачерпните клея. Не забудьте набирать клей только на одну сторону шпателя.

Шаг 3 Нанесите этим шпателем равномерно тонкий слой клея на клапан для склеивания.

Шаг 4 Держите крепко детали в месте склеивания до полного высыхания клея.

Шаг 5 Соберите части по отдельности и подождите, пока они полностью не высохнут перед сборкой все модели!

Ольга Алешина

У нас в детском саду постоянно проходят различные конкурсы. Совсем недавно подведены итоги конкурса по изготовлению макетов храмов своими руками . Материал можно было использовать любой. Главным приоритетом было то, что храм должен быть похож на действительно существующий в России . Задача была совсем непростой. Самое трудное, для меня, было выдержать соотношение всех частей храма и его сходство с настоящим. Первым делом сделала несколько снимков храма , который расположен в центре нашего города. Храмов у нас много , но этот мне нравится больше других,и по архитектуре казался не очень сложным!

Для изготовления макета было заготовлено :8 пустых бутылок от молока (подбирала только те, которые подходили по форме башен,2 двухлитровые бутылки от кваса,5 пластмассовых шариков для сухих бассейнов (один чуть больше остальных,пластилин, бумага "Ватман", клей ПВА, клей " Момент", краски "Гуашь", интерьерная, эмаль ПФ115,хлопчатобумажная тканьи бельевой шнур.

Основанием храма стала обычная картонная коробка, которую мне дали в магазине рядом с домом. Правда её пришлось немного поправить, чтобы она она соответствовала размеру подобранных бутылок, покрасить в соответствующий цвет


"Луковки" храма получились из пластилина, который плотно прилепился к пластмассовым шариками помог придать им соответствующую форму.


Гораздо труднее пришлось с приданием цилиндрическим бутылкам формы шестигранника. Для этого использовала бельевой шнур, который наклеила на бутылки и закрыла будущие башни тканью. Осталось только покрасить и соединить "луковки" с башнями с помощью крышек,свинченных между собой "саморезами"


Затем укрепила башни на крыше основного здания, заклеила всю поверхность крыши плотной бумагой, для придания формы и ровной поверхности, покрасила эмалью крышу. Для окон использовала старую рентгеновскую плёнку, для деталировки украшений пенопластовую плитку с гладкой поверхностью,белую гуашь. Крестики самые настоящие. "Золотая" краска на центральном куполе - это тоже гуашь. Вот такой храм у меня получился .


В конкурсе, который был объявлен накануне Светлого праздника Пасхи участвовали и воспитатели и родители наших воспитанников. Фотоотчёт о конкурсе можно посмотреть на сайте нашего детского сада.


Мой макет занял первое место , была вручена грамота.


Всем большой привет! Рукодельный вторник на блоге «ШколаЛа»! Готовьте свои золотые ручки. Сегодня будем делать очень интересную школьную поделку для недели православной культуры. Случаются у вас в школе такие? У нас периодичеки бывают) Вот и задали сделать что-нибудь подходящее.

И решили мы сделать церквушку. Долго думали из чего, да как? Думали, думали и придумали. Будем делать церковь из пластиковой бутылки. Главное бутылку подобрать подходящую, чтобы по форме ее верхняя часть была похожа на маковку церкви. И у нас такая нашлась, из-под минеральной воды.

Ну что? Начинаем?

Приготовим необходимые материалы:

  • крышку от коробки из-под обуви;
  • пластиковую бутылку;
  • веревку;
  • проволоку;
  • тесьму и кружева для украшения;
  • пластилин (мы выбрали белый и голубой);
  • картон или детскую пенку (она же фоамиран);
  • вату;
  • клей-ПВА;
  • двусторонний скотч;
  • белую краску;
  • кисточку;
  • ножницы.

Для начала приготовим основание нашей поделки. Покрасим крышку от обувной коробки белой краской.

Коробку откладываем в сторонку, чтобы подсохла краска. И приготовим дощечки для заборчика, который будет огораживать нашу церквушку. Их можно вырезать и из картона. Мы же применили цветную пенку для детского творчества (фоамиран). Нарисовали полоски и вырезали их ножницами.

Заострили кончики дощечек, чтобы придать заборчику большую натуралистичность. «Дощечки» готовы.

Теперь приклеиваем их к нашему основанию.

И переходим к конструированию главного объекта нашей поделки.

Возьмем бутылку и отрежем от нее нижнюю часть. Примерно вот так.

Верхушку бутылки также нужно отрезать. Это довольно проблематично, так как у горлышка бутылки пластик довольно жесткий и толстый. Мы нагревали ножик над газом и потихонечку отрезали.

Пришла пора позаботиться о том, как наша будущая церквушка будет крепиться к основанию. С помощью маркера наметили на нижней части бутылки горизонтальную линию, примерно на расстоянии 2 см от края. И от этой линии вниз провели отрезки.

По намеченным линиям разрезали бутылку ножничками и загнули получившиеся полоски. Похоже на лепестки цветочка.

Займемся маковкой нашей церкви. Дополним ее до нужной формы с помощью пластилина.

Как сделать крестик? Очень просто. Мы взяли красивую декоративную голубую проволочку, так как у нас и церковь будет вся бело-голубая. Но можно воспользоваться и обычной проволочкой, просто потом обернуть крестик фольгой.

Ну а мы сначала согнули проволоку пополам и отогнули ее хвостики в стороны.

А потом еще вот так. Получился крестик!

Теперь крестик втыкаем в верхушку нашей маковки.

Берем двусторонний скотч и обклеиваем им стены церкви.

Постепенно, начиная снизу, отнимаем верхний слой двустороннего скотча и начинаем обматывать стены веревкой.

И так до самого верха стены, до начала купола.

Двери и окна наметим на стенах с помощью голубого кружева. Мы спереди сделали дверь. На верху еще тоненькую полоску кружева приклеили, а снизу серебристую тесьму для красоты.

Окошки расположили так: два по бокам, одно сзади.

Приступаем к украшению купола. Из белого и голубого пластилина скатываем шарики, превращаем их в лепешки, и по рядочкам приклеиваем их к куполу, начиная снизу.

Каждый следующий кружочек немного находит на предыдущий. Как и каждый верхний ряд на нижний. Чем выше поднимаемся, тем мельче становятся лепешечки. Вот такой получился купол! Красиво?

Можно сказать, что церковь мы построили.

Будем устанавливать ее на наше основание.

Помните, мы разрезали нижнюю часть бутылки на лепестки? Вот теперь на эти лепестки снизу приклеиваем двусторонний скотч.

Мы полосочки, которые находятся на задней стороне церкви, сделали покороче немного, чтобы установить здание как можно ближе к стенке основания. Затем отнимаем верхний слой скотча и приклеиваем здание к основанию. Держится очень крепко, никуда не упадет.

Осталось оформить окружающее церковь пространство. Можно сделать его летним, приклеить травку, сделать своими руками деревца и «посадить» их вокруг. Но мы пошли другим путем, более быстрым и простым. Сделали зимушку. Вокруг церкви все «замели снегом». Сделали сугробы из ваты. И «прочистили» дорожку к дверям. Тропинка из кусочка синтепона. Все это приклеили к основанию на клей ПВА.

Вот и готова наша бело-голубая церквушка)

Уже отправилась на школьную выставку.

Теперь, друзья, вы знаете, что нужно делать, если в школе стартовала неделя православной культуры. Надеемся, наш пошаговый мастер-класс вам поможет)

Кстати, думаю, что поделкой на тему православной культуры может выступить и наша композиция к Рождеству с ангелочками. Мастер-класс найдете .

А «ВКонтакте» вас ждет наша группа «ШколаЛа» ! Станьте ее подписчиком! Обещаем море школьного позитива и интересной информации!

Приятного вам творчества!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже-ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст-ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале « »).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи-зи-рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую-щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла-шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре-тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Успенский собор Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во-стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг-лые при-стройки — . Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно-гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша-ются полусфе-рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз-личных форм — шлемо-видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив-ную нагруз-ку не несут: это де-коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз-личные пристройки — крыльца, гульбища Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма. . Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав компо-зиции храма могут входить колокольни и звонницы Колокольня — отдельно стоящая или при-строенная к храму многоярусная башня c ко-локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це-лью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли. .

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас-ска-зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещендеисус Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле-ние») — сакральная иконография как мини-мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра-щающиеся к нему с заступ-ничеством о чело-вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо-бражениями апо-столов, святых отцов и муче-ников, также обращенных к Христу. . Богородица и Иоанн Кре-ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда. . Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо-стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры-ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля-щихся.

4. Что находится за иконостасом

Престол Иллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви-деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей. , на котором стоят священные предметы для богослу-жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра-та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та-инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми-ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи-теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра-фия — «Отече-ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырехпарусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре-угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч-ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо-рах Опоры — в архитектурной терминологии лю-бые свободностоящие столбы и колонны. — стол-пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во-сточной и северной стенах изображены главные события священной исто-рии. На запад-ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо-нам христи-анского вероучения — таинству евхаристии (благо-дарения, прича-щения), в ко-тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Иллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во-сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили-ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли-чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан-тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно-вре-менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком-по-зи-ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ-ле-нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман-ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо-вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро-ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере-вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком-позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI-XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры-тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не-больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко-торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше-ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо-циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий-ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше-ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани-лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво-начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу-жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво-на-чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045-1052) и Георгиев-ский собор Юрьева монастыря (1119-1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне-сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра-женский собор Мирожского монастыря (1136-1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191-1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито-ри-ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157), Ус-пен-ский собор во Владимире (1158-1160, обстроен новыми стенами с дополне-нием угловых барабанов в 1185-1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде-ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158-1165) и по-строен-ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197).