Логопедия моторная алалия. Коррекционная работа при моторной алалии

22.10.2019 Новости

Развитие речи детей с моторной алалией делится на несколько этапов. Но каждом этапе можно выделить основную трудность в речевом развитии, задерживающую развитие других компонентов речи. Переход с одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей, нового уровня речевого развития.

Длительность каждого этапа зависит от тяжести алалии, от её формы, от состояния ребёнка, от воздействия окружающей среды, от времени, когда начинается специальное обучение.

С учётом уровней речевого развития логопедическая работа осуществляется в 4 этапа:

1. работа проводится с ребёнком, находящемся на первом уровне речевого развития (звукоподражания, лепетные слова, нет фраз, нет мотивации).

Основная цель - вызвать у ребёнка желание говорить и параллельно с этим работать над обогащением активного словаря и актуализацией пассивного словаря.

Задачи : формирование мотивационной основы речи; развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражания; формирование двусоставного предложения. Методическим средством для осуществления этих задач является создание различных игровых ситуаций, требующих ответной реакции, которая может быть выражена звукоподражанием, доступным словом: логопед разворачивает перед ребёнком определённую игровую ситуацию и сопровождает её отдельными восклицаниями, звукоподражаниями, простыми словами, то есть, вовлекая ребёнка в подражание, как действию, так и элементарному слову. В первую очередь используется звукоподражание, т.к. они просты и имеют связь с неречевым звучанием. Ребёнок включается в игру, и его активность стимулируется. Игровая ситуация повторяется несколько раз, при этом всякая речевая реакция ребёнка, все его действия подхватываются, повторяются, поощряются, не исправляются, несмотря на неполноценность и даже неадекватность. Затем ребёнок сам воспроизводит игру дома, сопровождая её звуками, жестами, действиями. В дальнейшем используются различные игрушки, предметы домашнего обихода, картинки.

Допустимо проводить артикуляционные упражнения по подражанию в игровой форме перед зеркалом.

2. Работа с ребёнком, находящемся на 2 этапе речевого развития .

Рост словаря, много аграмматизмов.

Основные задачи: развитие понимания речи, различение форм слов, обогащение и уточнение словаря (особенно глагольного), практическое усвоение грамматических категорий, развитие простой фразы, формирование распространённого предложения, формирование звуко-слоговой структуры слова, коррекция нарушений звукопроизношения.

Работа ведётся по нескольким направлениям.

· В плане развития лексики основное внимание уделяется предикативному словарю. Новые слова логопед вводит в речь во время игр, с картинками. Это преимущественно те слова, которые ребёнок слышит в быту. Постепенно ребёнок сам начинает употреблять эти слова, и появляется короткая бытовая фраза. Она стереотипна, не всегда соответствует ситуации, наряду с полными словами присутствуют лепетные слова, звукоподражания. Однако нельзя увлекаться чрезмерно быстром изучением словаря, т.к. чрезмерная нагрузка может приводить к возникновению заикания у детей с алалией.



· Работа по формированию грамматических форм слов предполагает такую последовательность:

1. сравнение предметов, признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации, выделение различий;

2. уточнение и дифференциация грамматических значений в импрессивной речи;

3. сопоставление форм с одинаковым значением (ряд картинок с изображением множества предметов);

4. соотнесение выделенного значения с флексией (окончание, суффикс);

5. фонематический анализ выделенной флексии;

6. зрительное определение флексии;

7. самостоятельное образование словоформ;

8. закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях, предложениях и связной речи.

· Работа со звукослоговым составом слова начинается с развития ритмической структуры - логопед отстукивает простой ритм, затем рукой ребёнка отстукивает этот же ритм, затем ребёнок сам отстукивает. Далее логопед сопровождает постукивание громким произнесением «А» с выделением одного из них («а» «а» «А»). Далее работа переходит на материал слов - отстукиваются и произносятся 2-3х-сложные структуры: сначала с ударением на первом слоге (папа, тётя), затем на втором (вода, рука). Далее трёхсложные в этой же последовательности (бабушка, машина, молоко). При переходе к произношению 3-4х-сложных слов можно использовать произношение фраз, состоящих из определённого количества слогов (мама дай, я ем кашу).



· Работа над звукопроизношением проводится по традиционным методикам. Данная работа тесно связана с развитием фонематических процессов, характерен более длительный и тщательный этап автоматизации и дифференциации звуков. Работа над звукопроизношением тесно связана с развитием словаря (при расширении словаря, при развитии фразы происходит спонтанное или имитативное появление отдельных звуков).

3. Работа с ребёнком, находящемся на 3 уровне речевого развития .

Основная задача : работа над фразой на уровне распространения предложения и преодоление аграмматизмов.

Работа ведётся в той же последовательности, что и формирование предложения в онтогенезе:

· нераспространённое предложение (девочка рисует);

· распространённое предложение из 3-4 слов:

а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (девочка рисует дом)

б) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (девочка рисует дом карандашом) в) подлежащее + сказуемое +обстоятельство места (дети играют в песочнице)

г) подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места (мальчик собирает грибы в лесу)

д) подлежащее + сказуемое + прямое и косвенное дополнения + определение (мама подарила дочке красивую куклу);

  • предложение с однородными членами (в вазе лежат яблоки, груши, апельсины);
  • спп, ccч.

На данном этапе используются следующие формы работы: отражённое повторение за логопедом словосочетаний, фраз, целых выражений; ответы на вопросы; дополнение предложений; составление предложений по картинкам; заучивание лёгких стихотворений; пересказ рассказов, сказок; отгадывание, придумывание загадок. Проводится интенсивная подготовка детей к чтению, письму, включая интенсивную работу по звуковому анализу и синтезу.

4. Ребёнок пользуется связной речью .

Основнаязадача - развитие связной речи.

Развитие монологической речи проводится в двух направлениях:

1. над смысловым программированием;

2. над внешним оформлением.

В работе учитывается степень смысловой сложности, характер текста, степень самостоятельности, опора на наглядность, объём текста.

Логопедическая работа проводится в такой последовательности:

1. пересказ простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок сначала с предварительной отработкой содержания каждой картинки, затем без отработки;

2. пересказ длинных текстов с картинками;

3. пересказ текста с опорой на одну сюжетную картинку;

4. пересказ без опоры на картинку;

5. самостоятельное составление рассказа по серии сюжетных картинок сначала с отработкой содержания картинок (рассказ с помощью вопросов логопеда), коллективный рассказ, самостоятельный рассказ, затем без отработки;

6. самостоятельное составление рассказа по 1 сюжетной картинке сначала с предварительной беседой по содержанию, затем без беседы;

7. рассказ по памяти;

8. составление рассказа на заданную тему;

9. рассказ-описание.

А лалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Актуальность Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущим являются языковые нарушения. Встречается чаще сенсорной алалии.

Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии Развитие речи Развитие личности Развитие сенсорных и двигательных возможностей

Рекомендации к организации работы с моторными алаликами Раннее начало работы Создание благоприятных для развития речи ребенка условий, исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды. Связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью ребенка Строгая дозировка занятий Использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного. Индивидуальный подход ребенку Обеспечение возможности общения ребенка с нормально говорящими детьми, которые младше его по возрасту. Учет основных закономерностей развития речи детей в ходе нормального онтогенеза Системное воздействие на все нарушенные компоненты речи

Первый этап Цель: Формирование первоначальных речевых навыков в систему речевого общений

Задачи Формирование речевой активности Формирование активного и пассивного словаря

Задача – вызвать желание подражать словам взрослого (причем все слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия). Девочка качает куклу: «А-а-а!» У мальчика болят зубы: «О-о-о!» падает игрушка: «б ух!» плачет мышка: «и-и-и»» Подражание животным: Собака лает: «Ав-ав!» Корова мычит: «Му-му!» Кукушка кукует: «Ку-ку!» Птички пищат: «Пи-пи-пи!» Подражание музыкальным инструментам: Я сыграю на дудочке: « ту-ту, ду-ду-ду » Ты сыграй на дудочке: « ту-ту, ду-ду-ду » Транспортным шумам: Как гудит паровоз? « у-у-у » Как сигналит машина? «би -би- би»

Клиническая картина Ребенок молчалив Не стремиться к речевому общению Речевая стимуляция снижена Общается жестами, иногда в сопровождении голосовых реакций В звукопроизношении отмечается неопределенность, нет четкой и постоянной артикуляции Лепетные слова сопровождаются мимикой, некоторые мимические знаки закрепляются Многозначность лепетных слов Употребление однословных предложений Отсутствие понимания грамматических форм слов Непонимание мужского, женского и среднего рода Отсутствие критического отношения к своему дефекту Практически отсутствует собственная речь

Методические приемы

Второй этап Цель: развитие словаря и фразовой речи

Задачи второго этапа обучения Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различения форм слова Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса практического усвоения простых грамматических категорий. Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова: Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря; Развитие сознательного воспитания речи.

Задача – научить детей соединять слова в двухсловную фразу. Произношение детей не исправляют (дети соединяют их в «исходной» форме). Работа строится с постепенным усложнением предлагаемого ребенку материала: Имена близких людей, состоящих из двух слогов одинаковых: мама, папа, баба, дядя и т.д. из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Таня, Катя, Коля 2. Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, дом и т.д. 3. Двухсложные слова: с ударением на первом слоге: вата, ноги, руки с ударением на втором слоге: пила, нога, рука

4. Трехсложные слова: с ударением на втором (среднем) слоге: машина, собака и т.д. 5. Двухсловная фраза: «Адёт амо» – идет домой, «дева куся» – девочка кушает. Дополнительно формировать умение дифференцировать неречевые звуки, их направление. Игры: «Угадай, что звучит» (Ребенок на слух определяет вид музыкального инструмента), «Где позвонили?» (Ребенок на слух определяет направление звука) «Дятел», «Отхлопай как я» (Повторение ребенком ритма, воспроизведенного педагогом);

Характеристика этапа Словарь увеличивается в основном за счет выученных слов. Становятся часты различные искажения слов: а) сокращения, б) перестановки в) более сложные искажения -литеральные парафазии; г) расширенное употребление слов - вербальные парафазии. Расширяется возможность правильного повторения некоторых звуков в изолированном звучании. С развитием словаря могут самостоятельно появляться новые звуки, но произношение всех звуков остается неустойчивым в слове и зависит от сложности слоговой структуры слова, от других звуков, входящих в слово. В конце этого этапа словарь начинает обогащаться быстрее, притом за счет самостоятельно появляющихся у ребенка слов на основе подражания речи окружающих. Слова часто употребляются самостоятельно, хотя не всегда к месту. На фоне всех описанных явлений все чаще отмечаются поиски артикуляции

Третий этап Цель: Формирование речевого высказывания, как основной единицей речевого действия.

Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы Работа над диалогом Работа над развитием описательного рассказа Задачи

Клиническая картина: Характеризуется появлением фразы в речи ребенка. У ребенка богатый словарный запас, парафазий становится меньше, они менее грубые. Звукопроизношение уточняется, остается смешение звуков. В быту ребенок использует короткие фразы, при усложнении фразы появляются грубые аграмаматизмы.

Методы и приемы работы: Отраженное повторение за логопедом фраз, выражений; Ответы на вопросы, дополнение предложений; Работа с деформированным текстом; Составление предложений по сюжетным картинкам; Заучивание легких стихотворений; Пересказ прослушанных рассказов,сказок.

Содержание работы: I. Формирование навыка осознанного вычленения фонем и артикулем и на этой основе - расширение активного словаря и закрепление морфологических обобщений. II . Формирование навыка слогового анализа слова и закрепление на этой основе морфологических грамматических стереотипов, развитие активного словаря III . Формирование анализа словесного состава предложения и закрепление на этой основе фразового стереотипа.

Четвертый этап Цель: Формирование коммуникативных умений и связной речи.

Развитие связной речи Формирование коммуникативных умений Предупреждение аграмматизмов Обучение грамоте Задачи

Клиническая картина: Появляется возможность пользоваться связной и контекстной речью; Ребенок может посещать общеобразовательную или вспомогательную школу; При усвоении школьной программы возникают трудности: Трудности восприятия и воспроизведения устной и письменной речи: а) аграмматизмы б) искажение слов в) замены букв и звуков

Для работы предлагаются следующие упражнения: - чтения слогов и слов различной фонетической сложности и нахождение соответствующей картинки. - чтение по карточкам определенных слогов, входящих в состав определенных слов, и выкладывание из этих слогов слов под соответствующими предметными картинками; - чтение слов и их дифференциация по слоговому составу - чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком; - чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями - чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти; - чтение слов с пропущенными буквами и словами и дополнение их указанными элементами, сначала с опорой на соответствующие картинки, а затем без указанной опоры;

Чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с различным грамматическим оформлением слов и соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. - прочтение предложения и дополнение соответствующим слогом или буквой слова, в которых пропущены указанные элементы, либо дополнение в предложение (устно, а затем выложить из букв разрезной азбуки) пропущенное слово в соответствующей грамматической форме с опорой на картинку. - чтение несложного связного текста и показ соответствующих предметов по картинке; - чтение несложного текста и ответы на вопросы педагога по тексту; после чтения текста найти первое, второе, третье предложение и повторить их устно; - чтение текста, ответы на вопросы, пересказ текста; - чтение связного текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка расположения предложений.

Заключение Несмотря на то что вопрос коррекции моторной алалии является достаточно объёмным и спорным. В нашем проекте мы постарались выявить основные направления, рекомендации, этапы и представили практический материал коррекции данного нарушения. Важно помнить, что процесс обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи требует терпения и времени, объединения усилий логопеда, педагога - психолога и родителей малыша.

Алалия - это полное отсутствие речи либо ее недоразвитие у детей при нормальном интеллекте и слухе. Данное нарушение является результатом повреждения речевых областей головного мозга в процессе рождения. Также оно может появиться из-за заболевания нервной системы или сильной травмы черепа, перенесенной ребенком еще в доречевом периоде жизни. Изначально алалию называли слухонемотой и никак не лечили.

Алалия бывает различной степени - от самой тяжелой, когда ребенок не говорит до 12 лет, до легкой, больше напоминающей общее недоразвитие речи.

Алалия - это нарушение, связанное с поражением головного мозга, которое проявляется у ребенка отсутствием способности к разговору. Важно отличать таких больных от тех, у кого нарушен слух и интеллект, - с умственной отсталостью. Дети с алалией способны реагировать на звуки и воспринимать информацию. может нарушиться у ребенка только из-за отчуждения, педагогической запущенности, невозможности усвоения учебной программы и слабой памяти.

Классификация

Выделяют два основных вида алалии - сенсорную и моторную. Оба нарушения поддаются коррекции при комплексном подходе. В большинстве случаев при своевременной диагностике и соблюдении всех рекомендаций дети способны поступить учиться в общеобразовательную школу.

Сенсорная алалия

Данная проблема характеризуется первоначальным нарушением восприятия речи при нормальном слухе. Сенсорная алалия появляется вследствие поражения височных областей головного мозга, находящихся в левом полушарии, которые называются центром Вернике.

Дети при сенсорной алалии совсем не понимают речь или понимают ее ограниченно. Они способны адекватно реагировать на различают разные по характеру шумы (шорох, стук, скрип и т. д.). В речи малышей с сенсорной алалией присутствуют эхолалии — это автоматическое неосмысленное повторение чужих слов. Поэтому вместо ответа на вопрос такой ребенок может повторить сам вопрос.

Ведущим при сенсорной алалии считается нарушение которое проявляется в разной степени. То есть это может быть абсолютное неразличение речевых звуков либо их затрудненное восприятие, проявляющееся в сложностях различения близких по звучанию, но разных по написанию слов (дочка - бочка, рак -лак).

Ребенка с сенсорной алалией важно своевременно направить на консультацию к специалистам: к отоларингологу для исследования слуха, к психоневрологу и логопеду.

В практике случаи сенсорной алалии - достаточно редкое явление, чаще встречается более простая форма недуга - моторная.

Второй тип

Моторная алалия - это комплекс симптомов, причем как речевых, так и неречевых, где ведущим является овладение языком. у детей встречается в несколько раз чаще, чем сенсорная. Насколько серьезна данная проблема?

Алалия. Диагностика и речевые признаки

Нарушение речи при моторной алалии захватывает все ее компоненты: лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую сторону. Предполагается, что первая проблема обусловлена поражением передних отделов моторной области в коре головного мозга, а вторая - нарушением функционирования нижних отделов центральной моторной области в коре доминантного полушария, где и концентрируются все раздражения от мышц и связок, появляющиеся при выполнении артикуляционных движений.

У ребенка с алалией затруднено формирование тонких двигательных координаций Эти нарушения носят различный характер, начиная от оральной апраксии (паралича), заканчивая нарушением последовательности или переключаемости. Также наблюдается неумение выполнять определенные артикуляционные движения.

Часто дети с моторной алалией из-за недостаточного звукового восприятия улавливают только определенные элементы фразы и неспособны связывать их в общую смысловую структуру. Данная ограниченность понимания выступает как вторичное проявление недоразвития собственной речи. Дети с моторной алалией обычно обладают ограниченным словарем, но пассивный словарь при этом очень объемный.

При моторной алалии могут быть нарушены следующие стороны речи:

  • фонематическая реализация высказываний;
  • языковые оформления речи;
  • ритмическая организация слова - скандированная речь.

Теперь рассмотрим, какие имеет моторная алалия симптомы. Словарный запас у детей с подобным нарушением очень медленно развивается и используется в речи неправильно. В результате бедности запаса лексико-семантических средств появляются замены по сходству или по контрасту, например, стирает - моет, чашка -стакан, топор - молоток. Набор прилагательных и наречий невелик.

На первоначальных этапах развития речи у такого ребенка нет потребности в общении с использованием связной речи, что обусловлено недоразвитием как общей, так и речевой активности. Поэтому малыш чаще использует мимику, жесты и односложные слова при общении со взрослым.

Неречевые признаки недуга

У детей с моторной алалией наблюдается недоразвитие не только речи, но и некоторых психических и моторных функций. Обычно наблюдается неврологическая симптоматика, разная по степени выраженности: от минимальных проявлений мозговой дисфункции до выраженных расстройств. Часто также отмечается физическая недостаточность и общая соматическая ослабленность организма.

Дети с моторной алалией обычно неуклюжие, имеют дискоординацию движений, их движения замедленны или расторможены. Моторная активность снижена, ритмичность недостаточна, динамическое и статическое равновесие нарушено. Особенно проявляются нарушения мелкой моторики.

У детей с моторной алалией обычно недоразвиты (памяти, внимания, мышления и др.) на уровне произвольного и осознанного восприятия.

В ряде случаев могут развиваться патологические качества личности и формирование характера по невротическому типу. У детей с моторной алалией отмечается замкнутость, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость и склонность к слезам.

Существует еще одна разновидность недуга - тотальная, или смешанная сенсорно-моторная алалия. При подобном варианте нарушается и сенсорная, и моторная стороны речи. Если у ребенка сенсорно-моторная алалия, он не может говорить. Кроме того, пациент не понимает обращенную к нему речь.

Какие же имеет смешанная алалия симптомы? Это заболевание сложно поддается диагностике. Его нередко путают с такими проблемами, как аутизм, нарушение слуха, интеллекта и т. п.

Работа с детьми с алалией тотальной часто включает помимо занятий с психологом и логопедом медикаментозное лечение, направленное на активизацию речевых центов в коре головного мозга.

Как же появляется заболевание?

Основная причина алалии - поражение головного мозга при внутриутробном развитии или в первый год жизни ребенка.

  1. Во внутриутробный период на развитие головного мозга могут оказать влияние инфекции, гипоксия, плацентарная недостаточность, вредные привычки матери. Повреждение головного мозга ребенка может произойти и в период родов. Сюда можно отнести гипоксию, родовую травму, переохлаждение.
  2. На первом году жизни малыша поражение головного мозга возможно из-за перенесенных вирусных инфекций или черепно-мозговых травм.

Симптомы

Алалия, диагностика которой - сложный процесс, иногда практически неотличима от некоторых других заболеваний. Важно исключить глухоту или умственную отсталость. При алалии у ребенка нарушается деятельность определенных участков головного мозга. Огромную роль играет поражение двух структур головного мозга: речевых центров Брока и Вернике, которые отвечают за формирование собственной речи и ее понимания.

Признаки моторной алалии

Среди симптомов заболевания можно выделить:

  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • нарушение движения: дети не прыгают на одной ноге, не могут пройти по доске, часто спотыкаются, неспособны ритмично танцевать под музыку;
  • выделяют несколько стандартных уровней развития речи при данном нарушении: от ее полного отсутствия до способности говорить развернутыми фразами;
  • ребенок чаще всего не может выразить свои чувства и попросить о чем-то;
  • наблюдается осознание речи, обращенной к больному;
  • малыш понимает лексическое значение слова, но не окончания, приставки, предлоги.

Признаки сенсорной алалии

  • ребенок не понимает смысла услышанного слова;
  • нет связи между конкретным предметом и звуковым оформлением;
  • наличие эхолалий (автоматических повторений слов).

Исправление проблемы

Рассмотрим, как производится коррекция алалии. Поскольку она является медико-психолого-педагогической проблемой, необходим комплексный подход к формированию становления речи и развитию личности в целом. должна проводиться на фоне медикаментозного и психотерапевтического лечения. Алалия - это сложное нарушение, диагностировать которое непросто.

Главные особенности коррекционной работы

  • Процесс в первую очередь направлен на формирование мотива, коммуникативного намерения, внутренней программы высказывания.
  • Уделяется внимание мелкой моторике: дети учатся раскрашивать, штриховать, играть с мозаикой, завязывать узелки и т. д.
  • Эффективным для развития речи у детей с алалией является использование ритмики и логоритмики. На этих занятиях музыка, речь и движение сочетаются в различных упражнениях и формируют речедвигательную деятельность. Также происходит развитие памяти и личностного развития детей.
  • Для активизации речи важна практика общения на доступном ребенку уровне: операции со словами (повтори, покажи, назови), фразами и фразовым материалом.
  • Важным считается развитие анализаторов - зрительного, слухового и тактильного.
  • Применять необходимо только игровую форму работы.
  • Обязательно использование наглядного материала: различной символики, материалов окружающей среды, картинок, сопровождения действий речью и т. д.
  • Воздействие должно быть направлено на общую систему речи, уточнение словаря, развитие фразовой и связной речи, постановку звуков.

Основные этапы

  1. На первом этапе работы происходит воспитание речевой активности и наполнение пассивного словаря, доступного для понимания.
  2. Далее формируется фразовая речь и диалоговая.
  3. На третьем этапе особое внимание уделяется таким аспектам, как связная речь, коммуникативные умения, кроме того, автоматизируются грамматические структуры.

В процессе устранения проблемы активно используют разнообразные приемы проведения словарной работы. Первый вариант - натуральные: демонстрация предметов, картинок, действий, ситуаций. Второй - словесные: соотнесение новых слов с уже известными по сходству и противоположности.

Используют разные виды работы над словарем, к которым относится подбор предметов к действию, например, показать или сказать, кто летает, бегает, ползает. Не менее эффективны такие приемы: называние отдельных частей целого, например, колесо, фара, руль; подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов; отгадывание предметов по описанию; преобразование уменьшительно-ласкательных слов и т. д. Также параллельно с пополнением словаря по общим темам (животные, растения, игрушки, овощи, фрукты, семья и т. д.) развивается навык употребления определенной грамматической формы слов (падежи, единственное и множественное число и др.).

Если у ребенка алалия, коррекционная работа как должна проводиться? Выполняя действия с предметами, дети должны стараться их озвучивать речью, то есть сопровождать каждое действие словами: лью воду, переливаю воду, наливаю воду в бутылку, дую на воду и т. д. У пациентов на этом этапе вырабатывается навык отвечать на вопросы и пытаться задавать их, придумывать предложения сначала по одному слову, а затем по опорным, с помощью серий картинок, отгадывать и составлять загадки по описаниям, сопоставлять характеристики нескольких предметов и т. д. В это время поощряются многообразные и развернутые варианты ответов, что, в свою очередь, способствует активному поиску и выбору подходящей грамматической формы нужного слова, воспитывает интерес к речи как к средству общения.

Естественно, ребенку не объясняется никаких правил, не сообщаются сведения по грамматике. Процесс терапии предусматривает только игровую форму и практическое ознакомление с более частотными моделями в словоизменении и словообразовании, построении предложений.

Если у ребенка моторная алалия, занятия как проводятся? Процесс практического использования детьми с алалией грамматических структур обладает некоторыми особенностями, так как формирование всех понятий осуществляется только на базе специальных форм анализа и синтеза, которые в результате приводят к абстракции и ненужным обобщениям.

Постоянно должна быть на виду основная задача работы, которая включает формирование процесса коммуникации и активное пополнение средств для общения у ребенка. Следующим этапом можно считать постепенный переход от диалога в межличностном общении к при развитии побуждения к рассказыванию. Для этого обычно ребенок рассказывает об увиденном или передает какую-то информацию.

Грамота способствует освоению структуры слов и фраз, а через чтение и письмо ребенок с алалией контролирует и корректирует свою речь. Обучение таких детей гораздо длительнее, и оно требует использования специальных методик и приемов. Часто у детей с рассматриваемым недугом в процессе овладения письменной речью проявляется вторичная дислексия и дисграфия.

У малыша алалия? Лечение и коррекция какие имеют особенности? Одним из наиболее часто используемых способов избавления от рассматриваемой проблемы является стимулирование определенных участков кожи с помощью низкочастотных импульсов тока. Подобные области представляют собой проекции речевых зон головного мозга. В результате их стимуляции активируются нервные окончания. Данный способ лечения не имеет под собой научно обоснованной базы, поэтому при коррекции недуга только с его помощью возможно отсутствие терапевтического эффекта, следовательно, использование методики нейростимуляции речевых зон не всегда может быть обосновано.

Дополнительные методы

Если у пациента алалия, занятия с логопедом очень важны. Они должны проводиться регулярно. активно используется при таком речевом нарушении, как алалия. Лечение направлено на стимуляцию мышц, которые участвуют в процессе формирования звуков. Для этого проводят массаж при помощи пальцев или специальных логопедических зондов.

Физиотерапевтическое лечение также применяется у детей с алалией. Среди основных методов - лазеро-, водо-, магнито-, иглорефлексотерапия.

Заключение

Речевая алалия требует очень длительного лечения и комплексного подхода. Чаще всего терапия проходит в специализированных детских садах и школах, где учатся ребята с нарушениями речи. При наличии результатов лечения существует возможность перехода детей в общеобразовательную школу.

В некоторых случаях на устранение и коррекцию алалии у ребенка уходит несколько лет, а далее требуются постоянные занятия с логопедом для поддержания результата. Даже после успешной терапевтической работы большинству детей требуются регулярные занятия для устранения дисграфии и дислексии. Ребенок с алалией нуждается в психологической помощи и поддержке. Ему трудно заводить новые знакомства и хорошо чувствовать себя в коллективе. Некоторые дети испытывают постоянный стресс при общении со сверстниками, что может привести к агрессии, нервным срывам. Поэтому ребенку с алалией требуется помощь в преодолении страха перед общением, замкнутости.

Алалия - недоразвитие или отсутствие речи у детей при сохранном интеллекте и нормальном слухе. Причина алалии, чаще всего, связана с повреждением при родах речевых областей больших полушарий головного мозга. Ее также могут провоцировать травмы и мозговые заболевания, которые ребенок перенес в доречевой период жизни.

В относительно легких случаях отмечаются зачатки речи, которые характеризуются ограниченным запасом слов, трудностями при восприятии и порождении предложений (аграмматизм), затруднениями в усвоении письма и чтения.

Тяжелая степень алалии у детей проявляется лепетными отрывками слов или полным отсутствием речи.
Логопедическую работу с не говорящими детьми выстраивают поэтапно. Результат зависит от установочных целей, обоснованности тех речевых умений, которыми должен овладеть ребенок на определенном этапе, а также эффективности средств, путей и методов логопедического воздействия.

Логопедическая работа с детьми с моторной алалией базируется на онтогенетической последовательности развития речи по А. Н. Гвоздеву:
— предложение из одного слова;
— предложение из слов-корней;
— первые формы слов;
— усвоение флексий (изменения состава корня, падежных окончаний);
— усвоение предлогов;
— развернутая фразовая речь с формированием лексики, фонетики, грамматики.

Планирование логопедической работы следует строить на сохранных компонентах языковой системы, учитывая структуру дефекта речи. Учителю-логопеду необходимо помнить, что дети с алалией имеют замедленную динамику развития речи. Для таких детей важна благоприятная речевая среда, стимулирующая общение и речевую активность.

Этапы логопедической работы с детьми, имеющими моторную ала­лию

  • Подготовительный.
  • Формирование начальных речевых умений в диалогическом общении.
  • Формирование высказываний в качестве главной единицы речевого действия.
  • Формирование навыков связной речи и коммуникативного умения.

Каждый этап зависит от уровня речевого развития детей, начала логопедической работы, окружающих условий.
На подготовительном этапе преодолевается речевой негативизм, формируются психологические предпосылки для речевой деятельности, развивается общая и речевая моторика, формируется игровая деятель­ность, корректируется слуховое, зрительное, тактильное вос­приятие, развиваются умения, которые направлены на то, чтобы воспринять, осмыслить и понять речевое общение. Важно донести до ребенка мотивацию развития психической и речевой активности, подража­тельной деятельности и репродуктивной (отраженной) речи.

Первый этап обучения соответствует детям, у которых имеет место полное или частичное отсутствие общеупотреби­тельной речи.

На этапе формирования первона­чальных речевых умений в ситуациях элементарного диалога продолжается развитие всех психических процессов, общей и речевой моторики. Основное направление в работе — активизация пассивного словаря, овладение самыми простыми формами словообразова­ния и словоизменения на практике. Также проводится работа над грамматическим оформлением предложений, рассказом описательного характера и диалогом. На логопедических индивиду­альных занятиях обращается внимание на развитие грамматического строя речи, активизацию словаря, а не на правильное произношение, поскольку у детей с алалией возникновение звуков может быть спонтанным.

На этапе формирования высказывания в качестве главной единицы речевого действия продолжается работа по формированию экспрессивной ре­чи (определение мотива, проговаривание про себя и высказывание в виде активной устной речи); формирование грамматического структурирования, словообразо­вания; раз­вития фразовой речи, обогащение детского словаря.

На последнем этапе при проведении анализа звукового состава слова формируется умение пользоваться условными обозначениями: слово - длинная полоска, слог - короткая полоска, гласный звук - красный квадрат, согласный мяг­кий звук — зеленый квадрат, со­гласный твердый звук - синий квадрат.
Логопедические занятия более эффективны при общении с психотерапевтом, использовании физиотерапевтического и медикаментозного лечения.

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это - жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, так как самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам - это уже тревожный сигнал.

При сенсорной алалии логопедическое воздействие на-правляется на воспитание сознательного анализа соста-ва речи, развитие фонематического восприятия, пони-мания речевых структур.

При обучении детей с сенсорной алалией применяются специальные методы, направленные на развитие деятельно-сти, формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи. При этом учитывается уровень не-доразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей личности ребенка.

Основным принципом работы является последова-тельное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы и стимулирующего созрева-ние клеток коры головного мозга.

1 этап.

Работа начинается не с восприятия, а с выработки внимания. Ребенка учат неречевым мимическим заданиям: доска Сегена, обводки, раскраски, мозаика, рисование, штриховка, составление картинок из кубиков, нанизывание бус. Параллельно работаем над развитием работоспособности, наблюдательности. На данном этапе деятельность ребенка должна быть неречевой.

2 этап.

Учат различать и дифференцировать близкие по звучанию звуки, звуковой шумовой ряд более далеких звуков к более близким звукам неречевого характера (колокольчик, барабан, погремушки, бубен, удар ложкой по стакану, по столу). Постепенно звуко-шумовой ряд увеличивается, усложняется. Например, различение шума сжимаемой бумаги полиэтиленовой пленки.

3 этап.

Включение сильного, однообразного речевого звука в звуко-шумовой ряд: р-р-р-р. Как только ребенок начинает выделять речевой звук из шумового ряда, этот звук материализуется через одну из игрушек (собака, пылесос, самолет и т.д.). Причем материализуется только через одну конкретную игрушку. Затем берется следующий звук:а-а-а, так же определяется и материализуется через конкретную картинку. Все звуки повторяются, особенно выделяются речевые звуки и одновременно вводим букву. Ребенок в итоге должен через конкретную картинку при звуке «Р» (самолет) показать букву «Р». При звуке «А» показать куклу и букву «А». На данном этапе постоянно устанавливаем связь звукового изображения с буквой.

4 этап.

Включаем в работу слоги. Дети учат слоги, которыми можно обозначить предметы: мяч- па-па-па, корова -му- му- му,собака –ав –ав -ав. Изображения предметов должны быть конкретными и красочными, соответствующего цвета. Обучение на этом этапе глобальное и целостное. От слогов переходим к словам. МАК, СОК, - картинки - буквы. Ребенок учится различать далекие по смыслу слова (транспорт-мак). Параллельно с этой работой составляется список стандартных инструкций обиходно-бытового характера. «Достань платок. Вытри нос» - проговаривается с одной интонацией, многократно на фоне звукошумовых рядов. Обязательно помогаем ребенку жестом – «открой дверь», выделяем интонацией, показываем табличку. Обучение проводится по условно-рефлекторной методике, через закрепление звучания и действия, через демонстрацию инструкций и показ инструкций на табличках. Проводится разучивание комплекса физических упражнений с речевым сопровождением »руки вверх, руки в стороны…..».

5 этап.

Проводится работа по логическим, тематическим цепочкам. Все упражнения проводятся микродозами. В более легких случаях ведется работа по развитию фонематического слуха. Выделение определенного звука из ряда звуков: а- у- О- т-п. ,выделение слога: СА- ра- ША -да. Далее выделяем слово из ряда слов: сад-дом- КОМ- рак. Раскладываем картинки с заданным звуком в начале слова, в середине, в конце. Выбираем из словаря картинки на определенный звук. Игра «Цепочка слов» МА------лина

Рина

Шина.

Определяем линейную последовательность звуков.

Выделять и различать звук легче в чужой речи, чем в своей. Звуки следует произносить отставлено, через интервал. Затем ребенок должен назвать слово целиком: Р_У_Ч_К_А. Ребенок должен учиться сливать звуки в слово, сохранять звуки в памяти.

Индивидуальный план коррекционного развития ребёнка

на 2017 – 2018 учебный год
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Год рождения ______________________ Год обучения________________

Заключение ПМПК _________________________________________________

1. Развитие понимания речи
2. Развитие активной подражательной речевой деятельности
3. Развитие общих речевых навыков
4. Развитие фонематического слуха

Развитие понимания речи

Обучать ребенка:

1.Находить предметы, игрушки по просьбе педагога.

2.По инструкции логопед а узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

3. Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

4.Понимать обобщающие категории:

· работа проводится в первую очередь на конкретном материале (а не на картинках) в жизненной ситуации;
· нужно добиваться истинного понимания, а не механического заучивания: понятие «транспорт» формируется не только по книжке с картинками или по карточкам, но и на улице, на вокзале, и т.д., понятие «овощи» закрепляют на рынке, в овощном магазине и т.п.

5. 5. Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией:

· действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они»;
· задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми);
· задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).

6. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

7.Дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

9.Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

11. Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

12.Понимать функциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать - нож, шить - игла, наливать суп - половник).

13. Определять причинно-следственные связи (снег - санки, коньки, снежная баба).

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить ребенка:

1. Называть родителей, родственников (мама, папа, баба).

2. Называть имена друзей, кукол.

3. Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Поезд гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)

4. Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!;

· на материале открытых слогов: корова - му; мышка - пи; пальчик - бо-бо; машина - би-би; гусъ - га-га-га; курица - ко-ко-ко;
· на материале закрытых слогов: мячик - бух; собака - ав-ав; гномик - ням-ням; чайник - пых-пых;
· на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква - ква; уточка - кря, кря-кря; поросенок - хрю, хрю-хрю и т. п.).

Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений).

6. Четкому выражению своих желаний:

· «Да», «Нет».
· «Хочу», «Не хочу».
· «Буду», «Не буду».

7. Указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

8. Отдавать приказания: на, иди, дай

9. Составлять первые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.

10. Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «Идем спать».

11.Составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Мама, спи.

12.Преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи - спит, иди - идет).

13.Отражать в речи в доступной для ребенка форме результаты наблюдений в природе и в быту («Где Даниил был? Гулял. Что там видел? Снег. С кем гулял? Няня. Как зовут няню? Тетя Галя. Кого видел? Лену.)

14. При произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать пальчиковые игры с речевым сопровождением:
например, считалки: «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши»;
«Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.

Игра. «На блины »: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать. - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. - И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. - А Митрошечка: Ну, пожалуйста! - указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: - Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. - Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.

Постепенно ребенок должен начать пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.

При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи:

· появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос - Что это? Кто это? Кто спрятался?;
· совместное проговаривание слова;
· отраженное проговаривание;
· договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

Развитие общих речевых навыков

Формирование оптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания.

1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):

· Без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.)
· С речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем - постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).

3. Вырабатывать правильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).

4. Формировать первичные представления об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения ребенку потешек, стихов, сказок.

5.Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.

6.Обучать интонационному подражанию голосам животных и птиц.

7. Обучать воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.

8. Обучать выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.

9.Активизировать движения артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме артикуляционных упражнений по подражанию:

· "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
· "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
· «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
· «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
· «Толстячки». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
· «Худышки». Втянуть щеки.
· «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
· «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
· «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
· «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
· «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
· «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
· «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
· «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
· «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
· «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
· «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Развитие фонематического слуха

1. Учить ребенка различать неречевые звуки и их на-правление:

· постукивание;
· похлопывание;
· шуршание бумаги;
· скрип двери;
· звуки бубна;
· звуки металлофона;
· звуки маракаса;
· звуки игрушки (пищание).

2. Обучать дифференциации на слух:

· существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка - миска; крыша - крыса; дочка - точка;
· существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел - козел; ослик - козлик; газон - вагон; змея - земля; воз - нос;
· глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам):кто катает - кто купает; кто купает - кто покупает; кого пасут - кого несут; кто везет - кто несет.

3. Учить ребенка на слух выде-лять звуковые комплексы «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу - ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.