Занятие 18
Тема: Восприятие величины (широкий – узкий)
Цели:
развитие восприятия величины: широкий - узкий;
развитие умения соотносить предметы по величине.
Материалы: игрушки: лягушонок, ежик, утка; карандаши, задания на бланках, предметные картинки разные по величине (широкий- узкий), карточки с заданием «Найди пару».
План:
I этап. Организационный
Приветствие
Психолог: ребята сегодня мы будем здороваться с помощью мячика (дети сидят в кругу). Ваши ноги будут воротами. Сейчас они закрыты (ноги прямые, прижаты друг к другу), когда я пропою чье-то имя, хозяин этого имени «открывает» свои ворота (ноги надо широко развести в стороны) и ловит закатившийся в ворота мячик. Ребенок, который поймал мячик, «закрывает» ворота, здоровается (с психологом и ребятами) и возвращает мячик психологу. Психолог продолжает приветствие по кругу.
II этап. Мотивационный
Путешествие в лес.
Психолог предлагает детям отправиться на лесную поляну, где их ждет сказка.
Здравствуй лес, прекрасный лес,Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
И медведя мы встречаем.
Перед нами водоем!
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Ветер дует нам в лицо –
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише –
Деревцо все выше, выше.
Но закончилась игра,
Слушать сказку нам пора!
Широко развести руки в стороны.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо-влево.
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.
Маршировать.
Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным участкам тела.
Маршировать.
Раскачивание туловища из стороны в сторону.
Маршировать.
Руки в стороны.
Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево.
Прыжки.
Маршировать.
Прыжки.
Маршировать.
Руками махать себе на лицо.
Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево.
Приседания, руки вперед.
Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки.
Тихо сесть на коврик.
III этап. Практический
1. Сказка «Широкий - узкий» (Теплюк С.Н.)
Весело прыгал вдоль ручья лягушонок Квакша, увидел ежика и спрашивает его:
Ты что здесь делаешь?
Да вот думаю, как бы через ручей перебраться, - отвечает еж.
Ха! Нашел проблему! По мне что большая речка, что маленький ручей, - хвастает Квакша. – Ноги у меня длинные, вмиг перепрыгну или переплыву!
У меня хоть и короткие ноги, но я тоже умею плавать. Правда, недолго. Узкий ручей еще одолею, а вот широкую реку придется обходить стороною, - признался ежик.
Засел лягушонок в высоких камышах и задумался: «Интересно! Ежик большую реку называет широкой , маленький ручей – узким . А что еще бывает узким или широким ? У кого бы спросить?»
Выглянул он из камышей, видит – утка плавает. Говорят, утки умные. Вот и решил Квакша у нее спросить, что широким , а что узким бывает.
«Как не знать, - спокойно отвечает утка. – на моих лапках перепонки широкие , шире твоих. Нырну, сразу тебя догоню. А уж клюв такой широкий , что как схвачу, ни за что не вырвешься!»
«И впрямь поймает!» - с ужасом подумал Квакша, да как выпрыгнет на берег и быстрее в лес поскакал, даже не дослушал, что узким бывает. Так до сих пор и не знает.
А вы знаете, что бывает узким , а что широким ?
2. Задание «Широкий – узкий» (у доски)
Помогите лягушонку разобраться с его вопросом (рассматриваем предметы, сравниваем их по величине).
3. Игра «Запоминайка» (на бланке)
Я говорю слова, вы их внимательно слушаете и запоминаете (мост, листочек, шарф, окно, стол). После чего психолог раздает детям бланки с заданием. Найдите и обведите в кружочек только те предметы, которые я назвала. Как вы думаете, какие это предметы по ширине (узкие или широкие)?
4. Упражнение «Лягушки» (за столиком)
Ребята, давайте поможем лягушонку попасть в лес, только сначала поиграем с нашими пальчиками.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки.
Только брызги вверх летят.
Дети сжимают пальцы в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз.
Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом).
Кладут ладони на стол.
Затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол.
5. Задание «Лабиринт» (на бланке)
Вам надо помочь лягушонку попасть в лес. По какой дорожке (широкой или узкой) ему надо идти. Проведи линии посередине нужной дорожки, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края дорожки.
6. Задание «Найди пару» (групповая работа по карточкам)
Лягушонок хочет проверить, какие вы внимательные ребята, он подготовил для вас новое задание. Сейчас каждому я раздам карточки с рисунками. Вам надо найти своему рисунку пару. Такую же по ширине ленточку, шарфик, листочек.
7. Игра «Большие ноги»
Ребята, нам пора возвращаться. Когда я буду говорить: «Большие ноги идут по дороге», вы идете по широкой дороге, а когда я буду говорить: «Маленькие ножки бегут по дорожке», вы будете бежать по узкой дорожке.
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Какие игры вам запомнились? Что понравилось больше всего?
Играя с мягкими игрушками, обращайте внимание ребенка на их размер, сравнивайте игрушки между собой: "Посмотри, это мишка. У него большая голова, большие лапы, а хвост - короткий. А это мышка. У нее маленькие лапки, маленькие ушки, маленькая головка, а хвост - длинный."
Большой - маленький.
В каждой паре предметов покажи сначала большой, а затем маленький предмет.
Раскрась большой листик зеленым карандашом, листик поменьше - красным, а самый маленький - желтым.
Высокий - низкий.
Покажи сначала высокий дом, а затем - низкий.
Какая елочка наряднее, высокая или низкая?
Длинный - короткий.
У какого змея длинная нитка, а у какого - короткая? Покажи.
У какой девочки самая короткая юбочка, а у какой - самая длинная? Покажи.
Узкий - широкий.
Какой шарф широкой, а какой - узкий? Покажи.
Раскрась узкую дорожку желтым карандашом, а широкую - зеленым.
Приучайте ребенка определять положение предмета в пространстве. Играя с малышом, спрашивайте, где находится тот или иной предмет. Задавайте вопросы таким образом, чтобы при ответе ребенок использовал в речи такие слова как "за", "перед", "рядом", "между". Научите малыша определять лево и право. Спрашивайте, где у него правая ручка, а где - левая, где у мамы правая рука, а где - левая.
Верх - низ.
Какие самолеты летят вверх, а какие - вниз? Покажи.
Какие птички на картине вверху, а какие - внизу? Покажи.
Лево - право.
Какая игрушка находится справа от елки, а какая - слева? Покажи.
В какую сторону направляется Витя, а в какую Маша?
Купая малыша в ванной, предложите ему несложную и полезную игру. Дайте ребенку два прозрачных пластиковых стаканчика и предложите переливать воду из одного стакана в другой, сравнивая количество воды в них. Попросите в один стакан набрать много воды, а в другой - мало, спросите, где водички больше, а где меньше, какой стаканчик тяжелее, иа какой легче. Вылейте из одного стакана воду и обратите внимание малыша на то, что стакан опустел: в нем нет ничего. Таким
образом вы можете играть с малышом на кухне, используя для игры миски и любую крупу.
Много - мало.
У кого из детей много игрушек, а у кого - мало? Покажи.
В каком аквариуме рыбок больше, а в каком - меньше? Покажи.
Много - мало - ни одного.
В какой вазе один цветок, в какой - много, а в какой - ни одного? Покажи.
Когда малыш хорошо усвоит описанные выше понятия, начинайте учить его считать по порядку: сначала до пяти, а потом до десяти. Считать можно все, что угодно. Собственные пальчики, игрушки, книжки на полках, чашки и тарелки на столе, ступеньки на лестнице, детишек на детской площадке (сколько мальчиков и сколько девочек), количество шагов в своей комнате и многое другое.
Следуя этим простым советам, вы будете способствовать формированию элементарных математических представлений и навыков счета у малыша.
Счет.
Найди 5 отличий межу рисунками.
Раздели предметы на две группы и посчитай сколько из них овощей, и сколько фруктов.
Помоги ребятам сосчитать, сколько яблок упало на землю, а сколько осталось висеть на дереве. Где яблок больше?
Сосчитай, сколько на картинке бабочек, сколько стрекоз и сколько пчелок? Запиши результаты в таблице. Каких насекомых поровну?
Сосчитай, сколько на картинке берез, сколько сосен и сколько всего деревьев? Запиши результаты в таблице.
Сколько на картинке ромашек и сколько тюльпанов? Какой цветок нужно нарисовать в рамке, чтоб их стало поровну?
Художественное оформление Т.Кошелева
Светлана Городова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе
ТЕМА : «Ознакомление с качествами предметов. Игра широкий и узкий» .
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская , продуктивная, продуктивная, восприятие художественной литературе.
Цели : учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; учить использовать в речи прилагательные : широкий- узкий; обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к природе.
Планируемые результаты : владеет основными движениями при выполнении упражнения «Мы ногами – топ-топ…» , принимает участие в рассматривании и сравнении комнатных растений, в игре «Широкий и узкий» , отвечает на вопросы воспитателя.
Материалы и оборудование : фланелеграф, широкая и узкая полоска бумаги, ленты, игрушечная машина, 2 куклы, комнатные растения с узкими и широкими листьями, ленты, коврики, игрушки (зайчик и медведь)
1. Организационный момент.
В. Ребята вы хотите посмотреть, какие разные листья у наших цветов? Давайте подойдём к цветам.
2. Основная часть. Рассматривание и сравнение комнатных растений.
В. (подводит детей к уголку природы) . Какие красивые цветы здесь растут, большие и маленькие. Где большой цветок? (Дети показывают) Это фикус. Какие у него листья? (Большие, широкие.) Найдите маленький цветок. (Дети находят, показывают «травку» .) А какие листья у травки? (Длинные, узкие, узенькие) Найдите ещё цветы с узкими листьями. А теперь найдите цветок с широкими листьями. (Дети находят)
Дети возвращаются из уголка природы и садятся на стулья.
В. (показывает им две ленты одинаковой длины, но разной ширины) . Это ленты. Вот широкая лента. Какая это лента? (Широкая) . Это узкая. Какая это лента? (Узкая) . (Педагог прикрепляет на фланелеграф широкую и узкую полоски) . Это дорожки. (На одну из них помещает машину) . По какой дорожке едет машина? (По широкой) . (На столе расстилает широкий и узкий коврики, берёт зайчика) . Помогите зайчику найти узкий коврик, скажите : вот узкий коврик. (Дети повторяют) . А медведь просит найти ему широкий коврик. Покажите медведю широкий коврик, скажите : вот широкий коврик. (Дети повторяют) . (Педагог берёт две куклы, узкую и широкую ленты) . Оля дай кукле Кате широкую ленту, скажи : вот Катя широкая лента. (Девочка повторяет) . Настя дай кукле Маше узкую ленту, скажи : вот Маша узкая лента (Девочка выполняет задание) . Ребята, какая лента у куклы Кати? (Широкая) . А какая у куклы Маши? (Узкая) .
Физкульминутка
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения.
Мы ногами – топ-топ,
Мы раками – хлоп-хлоп,
Мы глазами – миг-миг,
Мы плечами – чик-чик,
Раз – сюда. два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И под скоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
3. Игра «Широкий и узкий» .
Цель : учить детей находить и различать широкие и узкие предметы.
В. (воспитатель на столе раскладывает предметы, различные по ширине) . Найдите широкий лист бумаги. (Дети находят, проговаривают : «Вот широкий лист» ). Найдите узкий лист бумаги. (Дети находят, проговаривают : «Вот узкий лист» .) Посмотрите на карандаш, на кирпичик и скажите, какой это предмет : узкий или широкий? (Дети отвечают) . Возми, Саша любую вещь и скажи, какая она : широкая или узкая. (Несколько человек выполняют задание.)
4. Рефликсия.
На столе лежит множество предметов, мальчики выберают узкие предметы, а девочки широкие. Потом меняется задание.
Организация: МБ ДОУ № 41
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Возрастная группа детей: 3-4 года.
Цель занятия: формировать у детей умение сравнивать два предмета по ширине способом наложения.
Образовательные задачи:
Оборудование: красная широкая и зеленая узкая полоски (одинаковой длины). Предметные картинки: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.
Ход занятия:
I часть «Мотивционно-побудительная»
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся. А теперь давайте улыбнемся друг другу.
II часть «Основная»
1. Покажи зеленую (красную) полоску.
2. Воспитатель: (закрепляет красную широкую полоску на доске).
Какого цвета эта полоска? (красная)
Эта полоска – широкая. (заучивание слова «широкий»).
3. Воспитатель: (закрепляет зеленую узкую полоску на доске под красной).
Какого цвета эта полоска? (зеленого)
Эта полоска – узкая. (заучивание слова - узкая).
Одинакового ли цвета эти полоски? (нет)
Одинакового ли размера эти полоски? (нет)
4. Воспитатель: (накладывает зеленую полоску на красную).
Полностью ли зеленая полоска закрывает красную? (нет)
5. Работа с раздаточным материалом.
У каждого ребенка узкая желтая полоска и широкая синяя.
Покажите широкую полоску.
Какого цвета широкая полоска? (синего)
Покажите узкую полоску.
Какого цвета узкая полоска? (желтого)
Одинаковые ли по ширине эти полоски?
6. Игра «Широкий- узкий»
Задание: назвать, что может быть широким (узким). По предметным картинкам: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.
7. Физминутка.
На полу две дорожки- узкая и широкая. По команде педагога «Гуси!!!»- дети должны пробежать по широкой дорожке. По команде «Цыпленок!!!»- дети должны пробежать по узкой дорожке.
8. Работа в тетради.
В тетради приклеены гусь и цыпленок. Задание: нарисуйте для цыпленка узкую тропинку, а для гуся широкую дорожку.
III часть «Рефлексивная»: педагог обобщает материал, изученный на занятии.
воспитатель: Шишкина С. А.
МДОУ Д/С №4 "Лебедушка"
общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой
Цель:
Демонстрационный материал: Четыре веревки, карточки с изображением грибов, ягод, овощей; две полоски одинаковой длины, разного цвета и ширины; набор полосок одинаковой длины, разной ширины (двух видов) по 6-7 штук каждой; карточки с цифрами.
Ход занятия:
I часть
Игра «Прогулка по лесу»
А) На полу обозначены речка и ручеек. (прыгалками) . Предложить детям пойти на прогулку. Подошли к ручейку.
Давайте попробуем воду! Холодная! Не будем в нее входить, перепрыгнем через ручеек.
(Дети легко перепрыгивают через веревочки, изображающие ручеек)
На доске развешаны картинки грибов, лесных ягод, овощей. Дети должны перечислить, что не растет в лесу (например, капуста, морковь) . В ходе обсуждения дети выполняют и проговаривают названия грибов (белый, подосиновик, подберезовик, мухомор) и ягод (земляника, черника) .
А почему мы смогли перепрыгнуть через ручеек? (Он узкий) .
Б) Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.
Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отмечаются полотенца? (одна широкое, а другое узкое, и они разного цвета) .
Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое)
Почему широкое? (Мишка большой, толстый) . Дети пытаются наложить полоски выявляется и проговаривается правильный способ наложение. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось: «Голубое полотенце шире оранжевого, поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».
II часть.
Физминутка.
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
Он назад шагнул сначала,
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
III часть.
Работа с раздаточным материалом. Игра «Домик зайца».
У детей на столах домик с прорезью и две двери: одна точно закрывает прорезь, другая немного уже.
Приплыли к домику зайца. Он прыгал около домика и вдруг видит волка. Серый трусишка бросается в дом, хочет спрятаться. Помогите ему закрыть дверь. (Дети подбирают нужную дверь) .
Молодцы! Помогли зайчишке! Какая дверь подошла? Узкая или широкая? Широкая.
А что случилось бы, если бы взяли дверь, которая уже?
IV часть.
Физминутка.
Игра «Один - два»
Показать детям в разном порядке карточки.
Если показывается карточка с цифрой 1 или 2, то надо хлопнуть в ладошки столько раз, сколько записано на карточке. А если показываются точки, то надо столько же раз присесть.
V часть.
Поиск закономерности.
Сказка – игра «Полотенца для лягушат».
На речке живут много лягушат. Они очень любят купаться и мама – лягушка постоянно сушит их полотенца. Развешивает она их вот так: широкое, узкое, широкое, узкое. Помогите ей развесить все полотенца.
Выкладываю начало на фланелеграфе, затем дети выходят по одному и продолжают.
У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной веревочкой, и набор полосок, одинаковых по длине, разных по ширине. Дети выполняют аналогичное задание самостоятельно.
VII часть.
Итог занятия.