Как развивать эмоциональный интеллект у детей. Эмоциональный интеллект

11.10.2019 Новости

John Gottman, Joan DeClaire

Raising an Emotionally Intelligent Child

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© John Gottman, 1997

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Посвящается работе и памяти доктора Хаима Гинотта

Предисловие

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА, а соответственно, и их родители. За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к их родителям. Родители должны узнать о более эффективных способах обучения своих детей основам эмоциональной и социальной жизни. И данное практическое руководство призвано помочь им в этом.

Возможно, эмоциональное воспитание никогда еще не было столь необходимым. Давайте посмотрим на статистику. За последние несколько десятилетий число убийств среди подростков увеличилось в четыре раза, количество самоубийств – в три раза, удвоилось количество изнасилований. За этими цифрами стоит общее эмоциональное нездоровье общества. Изучение общенациональной случайной выборки из более чем двух тысяч американских детей, по оценке их родителей и учителей сначала в середине 1970-х, а затем в конце 1980-х, продемонстрировало долгосрочную тенденцию к снижению основных эмоциональных и социальных навыков. За это время показатели снизились более чем по сорока пунктам. В среднем дети стали более нервными и раздражительными, более угрюмыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными.

Это снижение является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Новые экономические реалии вынуждают родителей работать больше, чем предыдущие поколения, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми, нежели с ними проводили их собственные родители. Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители маленьких детей боятся позволить им играть на улицах, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.

Но в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми.

Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию, а те, кто в ранние годы не научился контролировать свои порывы, имеют большой шанс забеременеть в подростковом возрасте. Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни.

Учитывая новые условия, родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контроль над импульсами и эмпатия. В своей книге Джон Готтман предлагает научно обоснованный и в высшей степени практичный способ, позволяющий родителям дать своим детям необходимый набор инструментов для дальнейшей жизни.

Введение

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАТЬ ОТЦОМ, я почти двадцать лет занимался возрастной психологией и изучал эмоциональную жизнь детей. Но лишь в 1990 году, когда родилась наша дочь Мория, я начал по-настоящему понимать отношения между родителями и детьми.

Как и многие родители, я не мог представить себе той силы чувств, которые буду испытывать к своему ребенку. Я понятия не имел, как буду взволнован, когда она впервые улыбнется, научится говорить и читать книгу. Не представлял себе, сколько терпения и внимания она будет требовать у меня каждую минуту и насколько сильно я буду хотеть удовлетворять ее потребность во внимании. С другой стороны, меня удивили те чувства огорчения, разочарования и уязвимости, которые я начал испытывать с рождением дочери. Я огорчался, когда не мог с ней общаться. Испытывал разочарование, когда она плохо себя вела. Чувствовал себя уязвимым, когда осознавал, насколько опасным может быть мир. Для меня потеря дочери означала бы, что я потерял все.

Осознание собственных эмоций помогло мне сделать ряд открытий в своей профессиональной деятельности. Как еврей, чьи родители сумели сбежать из Австрии, чтобы не стать жертвами холокоста, я был близок к теоретикам, которые отвергали авторитаризм как способ воспитания морально здоровых детей. Я считал, что семья должна быть демократичной и что дети и родители должны выступать в качестве разумных и равных партнеров, а годы моих исследований динамики семейной жизни показали, что наибольшее влияние на благополучие детей в долгосрочной перспективе оказывают эмоциональные взаимодействия между родителями и детьми.

Удивительно, но бо льшая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций. Они опираются на теории воспитания, где большее внимание уделяется проступкам и игнорируются чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.

В ходе своих исследований я обнаружил, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям (своим и своих детей) любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален. Этот недостаток можно устранить путем приобретения базовых навыков эмоционального воспитания.

Я подробно изучал семьи с помощью тщательно спланированных лабораторных экспериментов и наблюдал за дальнейшим развитием детей. После десяти лет исследований обнаружил группу родителей, дети которых развивались лучше других. Оказалось, что когда эти дети испытывали сильные эмоции, их родители делали пять очень простых вещей, которые я и назвал «эмоциональным воспитанием».

Вырастая, дети, с которыми родители занимались эмоциональным воспитанием, становились теми, кого Дэниел Гоулман называет «эмоционально развитыми» людьми. Они умели лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивали, когда были расстроены, их сердечные сокращения раньше приходили в норму. Благодаря более высокой эффективности физиологических реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болели инфекционными заболеваниями. У них была выражена способность к более высокой концентрации. У них лучше складывались отношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях в подростковом возрасте, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием (например, когда их дразнят). Они лучше понимали людей, у них было больше друзей, они лучше учились в школе. Иными словами, у них развивался своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект. Эта книга расскажет вам о пяти шагах, которые помогут вам развить эмоциональный интеллект вашего ребенка.

Мария Случаева
Эмоциональный интеллект. Что это? Для чего его нужно развивать у ребенка?

Вся наша жизнь - непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях.

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность . Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями : не подавлять их, а дружить с ними. Уметь управлять своим гневом, понимать причину печали, лучше общаться с окружающими людьми, чтобы установить более крепкие, более счастливые отношения. Все это и составляет то, что известно как эмоциональный интеллект .

Эмоциональный интеллект - это понимание своих и чужих эмоций , чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с коммуникативным развитием . Ребенок , который может понять свои эмоции и управлять ими легче контактирует с окружающими, и окружающие люди более благосклонно относятся к нему.

При подготовке к школе эмоции также играют большую роль. Они направляют и организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Эмоции выполняют мотивирующую роль, являясь для дошкольника своеобразным пусковым механизмом. Ребёнок, имеющий положительные, разнообразные, богатые переживания, бодр, активен, любознателен и оптимистичен.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта , и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта , измеряющий степень умственных способностей человека. Как же развивать эмоциональный интеллект у ребенка , что необходимо для этого, что использовать в своей работе?

Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать у ребенка :

1. Самосознание (понимание "психологического устройства" себя) ;

Ваши дети должны знать, как называются их эмоции . Для этого важно, чтобы вы выступали в качестве их эмоционального гида . Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например : «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции : «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось красиво нарисовать рисунок, хотя я очень старался». Приучайте детей выражать свои чувства такими фразами, как «я чувствую… потому что…» .

Ключевым компонентом эмоционального интеллекта является эмпатия . Способность понять чувства других. Спрашивайте у ваших детей : как ты думаешь, как поживает сегодня дедушка? Он счастливый или грустный, взволнованный? Как ты думаешь, что почувствовал тот ребенок в парке , когда ты его толкнул? Будьте ролевой моделью для ваших детей : позвольте им каждый день видеть в вас того человека, который заботится о других, который способен проявить сочувствие, интуицию, встать на место другого, чтобы понять его точку зрения. Если дети будут видеть такое ваше поведение, то, понемногу, они будут перенимать у вас эти полезные навыки, даже не осознавая этого.

Зрелое общение, когда ребенок учится применять эмпатию и обсуждать свои собственные чувства.

Один из способов развития эмоционального интеллекта – сказкотерапия . С помощью сказки ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познавать этот мир и готовиться к взрослой жизни. Единый сказочный сюжет помогает ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений. Он неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт. Хорошая книга, которая написана специально для того, чтобы ребенок научился дружить со своими эмоциями – «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?» .

Эта книга учит общаться, дружить, понять себя и этот мир с помощью доброжелательных существ Монсиков. Вместе с ними можно познакомиться с эмоциями , найти выход из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много других полезных навыков.

Развивая эмоциональный интеллект ребенка , мы развиваем и самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями) ;

Первое с чего нужно начать вашу работу над эмоциями – это принять тот факт : что все эмоции существуют и все необходимы. Есть чувства, от которых хочется улыбаться : радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо : страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом :

1. Понять свою эмоцию ;

2. Принять ее. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить ее;

3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;

4. Принять решение как выразить эти чувства социально приемлемым способом.

Публикации по теме:

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.

Доклад по самообразованию «Что такое сенсорное воспитание и почему его надо развивать» Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно её важно развивать?» Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе.

Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.

Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Эмоциям ребенка обычно придается мало значения, несмотря на возросшую популярность этой темы в последнее время. Взрослые сами плохо ориентируются в области эмоций, не понимают, что с ними делать, считают лишним шумом или напротив склонны «жить чувствами», то есть плавать в бесконечных эмоциональных пульсациях.

Эмоциональный интеллект – это способность тонко понимать и отчасти управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих.

Дети в мире познания эмоций, конечно, новички, но основы эмоционального интеллекта закладываются в дошкольном возрасте.

Что ребенку нужно знать об эмоциях:

  1. Есть невидимые сущности, которые называются эмоциями и чувствами, они живут внутри человека и влияют на самочувствие и поведение
  2. На эмоции можно повлиять по собственной воле
  3. Также есть эмоции и чувства у других людей. Они выражаются в словах и внешности человека. Эти чувства можно понимать, читать, как мы понимаем книгу или речь человека. Понимая чувства других, мы может общаться с ними более комфортно
  4. На чувства других влияет наше поведение, можно целенаправленно или случайно воздействовать на эмоции окружающих.

При кажущейся простоте этой конструкции, освоить ее ребенку не так - то просто. Она многомерна и требует постоянного внимания.

Существует две главные сложности в воспитании эмоционального интеллекта у детей:

  • Низкий эмоциональный интеллект родителей . Для того, чтобы развить эмоциональный интеллект нужен проводник, взрослый, который покажет и расскажет что к чему. У многих взрослых, соответственно родителей, эмоциональный интеллект (ЭИ) развит слабо, они сами нечетко понимают свои эмоции, не отличают их от мыслей, не могут их интерпретировать и тем более на них влиять. Также слабо и неверно они понимают чувства и мотивацию других, а уж о сознательном изменении чувств окружающих в желательную сторону и речи нет. Автоматически, бессознательно взрослый передает ребенку именно свой уровень эмоционального интеллекта, никак не может воспитать то, чего сам не имеет.

Тем не менее, у ребенка может развиться неплохой эмоциональный интеллект вне зависимости от влияния родителей, под воздействием другого опыта или особой природной чуткости, интуитивности считывания реакции.

Если же вы хотите осознанно повлиять на развитие такого важного свойства, как ЭИ ребенка, то, прежде всего, вы должны работать и развивать собственный ЭИ.

  • Вторая сложность в воспитании ЭИ ребенка состоит в том, что ребенок дошкольник осознает свой внутренний мир смутно, фрагментарно, не способен к рефлексии и эмпатии до определенного возраста. Не способен из - за природных темпов развития. Так, например, дети вплоть до школьного возраста мало способны к эмпатии – осознанию чувств окружающих.

Бессмысленно говорить малышу четырехлетнего возраста, который тянет сестру за волосы – «А, вот если тебе так!?». Конечно, он может призадуматься и остановиться, может отпустить сестру, видя гнев родителя, может, в конце концов, воспринять ваши слова, как угрозу. Но всерьез построить цепочку, которая приведет его к пониманию того, что почувствовал бы он на месте сестры, он не может. Позже сможет, при нормальном развитии, а сейчас не может.

Подспудно взрослые требуют от ребенка очень развитых навыков эмоционального интеллекта, когда:

Взрослые требуют, чтобы ребенок успокоился, перестал рыдать, не злился, не обижался или был повеселее.

Управление своими эмоциями – сложный навык, который в лучшем случае разовьется у ребенка к зрелому возрасту. Большинство взрослых им не владеет, обычно не владеет и тот взрослый, который требует самоконтроля от ребенка. Большинство взрослых срываются на ребенка, кричат на него, иногда бьют – под влиянием захлестнувших сознание эмоций. И в то же время требуют от детей взять себя в руки. Спрашивается, на каком основании ребенок должен уметь то, чего не умете вы?

Отчасти ребенок дошкольник может подавить ЭКСПРЕССИЮ чувства, его внешнее выражение. Может научиться бессознательно вытеснять нежелательные чувства. Но все это имеет мало отношения к осознанному изменению эмоций в нужном направлении.

Взрослые требуют от ребенка, чтобы он полноценно понимал их.

Безотчетно, а иногда и вполне осознанно взрослые хотят, чтобы их понимали дети. Чтобы дети понимали и учитывали их беспокойство, усталость и вспышки раздражения. При этом мало кто из взрослых доволен уровнем понимания даже от друзей и супругов, так что неизвестно, откуда берутся иллюзии, что их способен понять ребенок.

Ребенок всегда чутко РЕАГИРУЕТ на настроение взрослого, но он мало осмысливает то, что воспринимает. Так, он чувствует вашу грусть, страх, злобу, и это влияет на него. Но он не понимает, а только чувствует, что нечто неладно.

Эмпатия – сложнейший навык, часто он находится в упадке даже у взрослых людей. Люди сконцентрированы на себе, мало кто чутко следит за изменением настроения окружающих. Еще меньше тех, кто осознанно координирует свое поведение в соответствии с этим переменчивым явлением - настроением окружающих.

Можно научить ребенка очень многому в сфере эмоций. Но тут, как и в других областях понадобится время родителей, правильные подходы и понимание возрастных ограничений.

Что в моей душе: понимание ребенком самого себя

Первый и ключевой навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Без этого невозможно двигаться дальше, хотя многие этот навык считают самым скучным и уверены, что понимание себя - легкое дело. Но, это дело нелегкое и для детей, и для взрослых. Для того, чтобы понять себя ребенку надо сделать несколько сложных операций:

- вычленить ощущение внутри себя, внутреннее состояние

- соотнести это состояние с имеющимся словарным запасом и назвать, выразить. Язык – инструмент мышления, в том числе инструмент познания эмоций

- постараться понять отчего это чувство происходит, соотнести его с событиями жизни.

На каждом этапе ребенка могут ожидать сложности. Он не привык прислушиваться к себе, имеет ограниченный словарный запас (особенно связанный с эмоциями) и не настроен на поиск связи между событиями и своими ощущениями. Для того, чтобы понимать себя нужно, как видите, проделать солидную внутреннюю работу.

Без полноценного понимания себя, то есть развития первой ступени эмоционального интеллекта, нельзя двигаться дальше. Нельзя влиять на свои эмоции, так как не имеешь понятия о них, нельзя понимать других, так как нельзя увидеть в другом то, чего не видишь в себе, и, разумеется, воздействие на чувства других – также недоступная роскошь без базового навыка – понимания себя.

Чтобы помочь ребенку понимать самого себя

1. Наблюдайте за сменой эмоций ребенка и говорите ему о том, что с ним происходит.

Когда совсем маленький ребенок сильно злится, он еще не знает, что его состояние имеет название. Первые шаги в эмоциональном интеллекте родители проходят вместе с детьми, когда замечают его состояние и называют его.

- Ты, похоже, сейчас растерян

- Я вижу, что тебе сейчас очень весело

- Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик

- Наверное, ты злишься, как тигр

- Я думаю, что тебе грустно и хочется побыть одному

Такие высказывание называют иногда активным слушанием , об этом хорошо написано в книге А.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком: КАК?»

ВАЖНО НЕ ДЕЛАТЬ АКЦЕНТА НА НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ!! ЭТИМ ВНИМАНИЕМ МОЖНО УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВОСПРИНИМАЕМОГО РЕБЕНКОМ НЕГАТИВА.

Почти все родители, начинающие практиковать активное слушание или отражение (называние) чувств ребенка, концентрируются на негативных эмоциях. Пока все хорошо, ребенок счастлив и спокоен, родители безмолвствуют. Но, как только ребенок расстраивается и чувствует что-то неприятное, родитель спешит отразить его чувства. Эта тактика в корне ошибочна, она может послужить основой для подавленного эмоционального фона детей. Дети получают сигнал о своих чувствах и повышенное внимание родителя в тот момент, когда переживают нечто неприятное. Это может стать причиной повышенной экспрессии и утонченного осознания именно негативных переживаний. Разумеется в ущерб позитивным.

Обращайте как можно больше внимания на положительные или нейтральные эмоции ребенка. Чувства можно сравнивать с явлениями природы, животного мира, сказочными персонажами, рисовать или лепить, составлять коллажи. Все, что поможет «поймать» эмоцию и рассказать о ней – полезно для развития первой ступени ЭИ – понимания самого себя.

В своей практике консультирования я нередко встречала родителей, которые неизвестно почему уверены, что до определенного возраста ребенок не испытывает эмоций подобных взрослым, например, что маленький ребенок не может злиться. И на этом основании родители готовы озвучивать свои чувства, но не понимают и не озвучивают детских эмоций. Получается неприятный перекос, ребенок постоянно слышит о том, что чувствует мама, но не имеет обратной связи по своим чувствам. Это может приводить к повышенной чувствительности в отношении настроений окружающих, но непониманию или невниманию к себе.

Ребенок с самого раннего возраста испытывает эмоции, можно даже сказать, что первоначально он и состоит преимущественно из эмоций . Ни в каком возрасте не рано сообщать ребенку, что вы понимаете, видите, что он чувствует. Это интуитивно понимают взрослые, которые говорят грудному малышу: «А кто у нас тут расстроился?!». С самого раннего возраста нормально реагировать на чувства ребенка и обозначать их словами. Конечно, трехмесячному ребенку не требуются развернутые пояснения его переживаний. Но краткие пояснения его состояний словами – естественная и полезная практика уже в самом раннем возрасте.

2. Покажите свои эмоции.

Многие люди совершенно ошибочно понимают идеальную модель родителя, как некого всегда спокойного существа, выражающего только позитивные эмоции.

Родители часто говорят: «Я понимаю, что я должна в идеале всегда быть спокойной, не кричать, не раздражаться, не совершать ошибок и проч. Но как этого достичь?» Предполагается, что достичь этого сложно, но все же желательно стремиться. И это абсолютно неверно. Чтобы ребенок рос нормальным человеком, воспитывать его должен такой же нормальный человек. Чтобы ребенку признать самого себя, со своими слабостями и сильными сторонами, сам родитель должен принимать себя (а не только ребенка). Родитель для ребенка - первая и важнейшая модель для подражания. Наблюдая за этой моделью, ребенок понимает, как обращаться со своими чувствами. И модель должна быть живой, совершенно естественной, которая может и разозлиться, и выйти из себя. Если ребенок будет уверен, что мама никогда не злится, то, что он должен сделать со своим гневом?

Если вы сами объявили вне закона такие чувства, как гнев, зависть, обиду, страх, то вы не сможете научить ребенка обращаться с этими переживаниями. Но чувства от этого не исчезнут, хотя могут быть вытеснены из зоны осознания.

Конечно, надо работать над собой в том смысле, чтобы выражать эмоции уместно. Так, если вы в ярости крушите предметы интерьера, то, несмотря на вашу искрящуюся спонтанность, ребенок видит перед собой отвратительный пример.

Также нужно стараться, чтобы чувства не перекрывали вам дорогу к миру. Так, если вы от страха за свою жизнь избегаете отдаляться от дома, и ребенок в курсе этого, то, несмотря на ясность ваших чувств, пример перед ребенком также не очень полезный.

Если форма выражения чувств взрослого или их интенсивность является проблемой, с этим нужно работать. Но, если это нормальный уровень чувств, то нет нужды скрывать их от ребенка. Ребенок может знать, когда вы злитесь, пугаетесь, обижаетесь. И он обязательно должен слышать, как вы говорите о своем энтузиазме, азарте, предвкушении, радости, удовлетворенности, гордости.

Показывая свои эмоции, вы даете право и ребенку переживать весь спектр эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Называйте свои эмоции, так же, как вы называете эмоции ребенка.

- Я очень вдохновлен этой идеей

- Я горжусь своими успехами

- Мне было стыдно слышать нечто

- Я злюсь, когда меня не слушают

3. Побуждайте ребенка выражать свои чувства.

«Дети с угнетенными чувствами – это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью»

В. Сухомлинский

Для ребенка это сложная задача – уловить внутренние движения и связать их со словами и образами. В дошкольном возрасте можно сделать лишь первые шаги в этом направлении!

Детям проще описать внутренние ощущения через внешние опоры, поэтому для того, чтобы узнать, что чувствует ребенок, используйте:

- картинки, вырезанные из журналов. Создайте свой личный каталог картинок, которые, по вашему мнению, соответствуют разным чувствам

- цветную бумагу

- разные виды пластилина

- игрушки, изображающие разных животных

- специальные настольные игры, обучающие эмоциональному интеллекту.

4. Играйте в специальные игры, которые способствуют развитию понимания себя

Игра «Плохое и хорошее»

Вечером выделите время, чтобы каждый член семьи мог рассказать два хороший и два огорчительных эпизода сегодняшнего дня. Начинать нужно с плохих, чтобы закончить на позитивной ноте.

Эта традиция позволяет наладить диалог, часто открывает путь для выяснения сложных, проблемных ситуаций в семье. Также родители и дети могут вовремя услышать сигнал недовольства и изменить свое поведение, не дожидаясь взрыва эмоций. Игра «Хорошее и плохое» учит точнее понимать себя, а хорошее понимание себя – шаг к регулированию своих эмоциональных состояний.

Игра «Я радуюсь, когда…»
Игроки перекидывают друг другу мяч, со словами: «Я радуюсь, когда…», принимающий мяч должен назвать ситуацию, когда он радуется. Затем он кидает мяч другому игроку, также придумывая начало, например: «Я злюсь, когда…». Чем больше игроков и шире запас слов, обозначающих эмоции, тем веселее играть.

Я горжусь, когда…

Я возмущен, когда…

Я счастлив, когда…

Я разочарован, когда…

Игра подходит для детей начиная от 6 лет.

Игра «Волшебный мешочек»

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

© Елизавета Филоненко

Психология и педагогика

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект - относительно молодой теоретический конструкт, появился примерно 25 лет назад. На пике исследований интеллекта, психологи заметили, что есть целый пласт явлений, которые стандартные тесты интеллекта измерить не могут - пласт про чувства, переживания, эмоции. Так появилось понятие эмоциональный интеллект . Изначально в это понятие входила способность человека понимать и верно интерпретировать свои эмоции и эмоции других людей.

Было высказано предположение, что понимание чувств других людей позитивно влияет на успех человека в жизни. Но это не отменяло того, что когнитивные способности детей так же важны и играют ключевую роль в их жизни, учебе и дальнейшей карьере.

Рассуждения про роль понимания переживаний других людей явились логичными продолжениями исследований интеллекта. Человек существо социальное, а чувства других людей, их реакции - важная часть социальной реальности. Таким образом, рациональное и чувственное в человеческой природе уравновешено, и нет смысла гадать, какой из этих компонентов является ключевым для успеха.

Структура эмоционального интеллекта

Из каких компонентов складывается ясное понимание человеческих чувств и реакций? Исследователи этого вопроса до сих пор расходятся в мнении относительно этих компонентов. Майер, Соловей и Карузо выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

    Восприятие эмоций- способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.

    Использование эмоций для стимуляции мышления- способность человека оживлять свой мыслительный процесс, обогащая переживаниями, придумывать новое, быть креативным.

    Понимание эмоций - способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем.

    Управление эмоциями- возможность выбирать наиболее подходящую к ситуации форму для выражения той или иной эмоции.

В любом случае, важно отметить, что навык распознавания своих переживаний и переживаний других людей - многоплановый, сложный, формирующийся постепенно. Начиная с младенчества, дети погружены в социальную и чувственную реальность, через мимику и жесты происходит взаимодействие ребенка и его близких. Как ребенок обучается улыбкам, смеху, плачу? Есть множество исследований по этому поводу. Исторически считалось, что эмоции - врожденные древние инстинкты, которые одинаковы у всех людей. Но дальнейшие исследования опровергли универсальность переживаний в разных культурных контекстах. Психологи обнаружили, что эмоции - культурный феномен, проявление и развитие которого зависит от обучения. С детства, нам в общих чертах, объясняют, когда люди сердиты, когда - рады. В зависимости от социальной среды ребенок обучается быть более или менее экспрессивным, в том числе, сила выражений эмоций сильно зависит от конституции нервной системы.

Социальный интеллект и успех

Изначально, считалось, что для достижения успеха детям очень важно научиться контролировать себя, уметь заставлять делать трудные операции, отодвигать получение удовольствие на потом, а так же быть умными, интеллектуальными. Проводилось много исследований, подчеркивающих важность IQ. Родители волновались, и старались как можно лучше подготовить своих детей к дальнейшей жизни, развивая их мышление, и обогащая знаниями. Внимание к социальным навыкам человека обогатило эту картину. Выяснилось, что для успеха детей так же важны социальные навыки: умение договариваться, сочувствовать, вступать в отношения, понимать чувства свои и других. Но это вовсе не означает, что всем детям для достижения успеха важно стать эмоциональными и открытыми в выражении своих чувств. Экспериментально не было установлено, что для всех профессий необходим высокий эмоциональный интеллект.

Ребенок и его эмоциональность

У детей есть право отличаться в проявлении своих переживаний. Проведенные исследования эмоций доказали, что у каждого переживания - многообразие форм. Один и тот же человек может в разные моменты и заплакать от злости, и вскипеть, начать кричать. Иногда родителям бывает сложно с эмоциональным характером своего ребенка. Кому-то тяжело, если ребенок чересчур замкнут и закрыт в своих переживаниях. А кому-то, напротив, чрезмерная страстность своего ребенка - тяжелое испытание.

Вектор развития эмоциональности

Неважно, экспрессивен ли ребенок или сдержан, есть общий вектор развития эмоциональной сферы - саморегуляция. Эмоциональная саморегуляция - это важный итог развития многих навыков и процессов. Это способность ясно осознавать свои переживания, давать им имя, и выбирать наиболее адекватную форму выражения, выбирать, когда давать ход чувствам, а когда - контролировать. Научиться грамотно обходиться со своей эмоциональностью - все равно, что научиться управлять сложной и тонко устроенной машиной, которая иногда ломается или едет по скользкой дороге. Ребенок, в течение своей жизни, чувственно усложняется, в подростковом возрасте в арсенале переживаний ребенка те же составляющие, что и у взрослого человека: от эйфории до отчаяния. Ребенку доступны сильные переживания с рождения, дети в младенчестве уже испытывают сильнейший страх или гнев, а так же радость и успокоение. Родителю важно помогать давать переживаниям разные имена, читать литературу, в которой есть различные переживания, рассказывать ребенку про них. Так же важно в рамках разумного объяснять ребенку свои состояния: например, папа расстроен, что у него не получилось взять отпуск, и он не сможет поехать с нами на дачу и поэтому грустит.

Эмоциональный интеллект - это способность распознать чувства, развить положительные и погасить разрушительные эмоции. Эта книга впервые рассказывает о понятии эмоционального интеллекта с точки зрения российской действительности, опыта и традиций.

Эмоционально-волевая регуляция - краеугольный камень в процессе взросления ребенка. Очень важно, чтобы ребенок в процессе своего становления научился быть в крепких отношениях с разными людьми, доверять, заботиться, вовремя понимать, что происходит в этих отношениях. Часто мы наблюдаем, либо перекосы в сторону доверия, или в сторону подозрительности. Слишком доверчивые дети воремя не замечают подвоха, и могут легко попадаться на удочки манипуляций, обмана и использования. Подозрительные дети бывают настолько закрыты, что им трудно открываться в отношениях, быть спонтанными, эмоциональными, и они могут страдать от одиночества. Важно эти перекосы вовремя заметить и сгладить. Если ребенок гибок, и чувствителен - то его можно обучить хорошо ориентироваться в отношениях с людьми. Важно обучить технике безопасности, рассказать про манипуляции и обманы, привести примеры диалогов, которые могут насторожить ребенка. Пугливым и закрытым детям может помочь поддержка их экспрессивности, важно поддерживать ребенка на пути выражения чувств, не давить и не стыдить ребенка, дать ему достаточно времени обучиться выражать эмоции. При этом, стоит не забывать, что иногда невозможно застенчивого ребенка сделать эмоционально раскрепощенным и открытым, есть конституциональные отличия и ограничения.

Импульсивность в выражении эмоций так же может мешать адаптации ребенка в коллективе. Можно объяснить ребенку, что его взрывы чувств могут пугать других детей и отталкивать.

Таким образом, можно подытожить, что эмоциональное развитие каждого ребенка уникально, родителю важно быть чутким, и замечать где ребенку нужна поддержка, а где - ограничения. Для развития эмоционального интеллекта необходима активная социальная жизнь ребенка, когда есть взаимодействие с другими и есть возможность обсуждать с родителем плоды этого взаимодействия. Необходимо помнить, что чувственные смыслы и социальная грамотность - результат культуры и обучения, важно разговаривать с ребенком про переживания, давать им имена, обучать взаимодействовать с другими людьми. Не стоит пускать такое важное дело как формирование эмоционального интеллекта на самотек.

Эмпатия и сочувствие.

Эмпатия - вишенка на торте социального интеллекта. Этот навык чрезвычайно сложен и не у всех зрелых людей развит в достаточной мере. Изначально, дети очень слабо умеют сопереживать другим. В их природе - эгоцентризм. Дети хорошо и ясно отстаивают свои интересы, и могут относиться к другим людям потребительски. Как обучать ребенка эмпатии? Для начала, важно понимать реальность, что эмпатия - не возникает сама собой в определенный период. Эмпатия - результат теплых, доверительных отношений ребенка со взрослым. Сначала ребенок усваивает, что к нему относятся с любовью и заботой, и только затем обучается отдавать любовь и заботу сам. Приблизительно в пять лет дети начинают признаваться своим родителям в любви, хотя этот возраст у всех разный. После этого дети учатся новой для них идее, что взрослый - тоже человек, тоже устает, тоже расстраивается, тоже может настаивать на своем. Если в уважительном ключе эту идею получится донести до ребенка - то это положит начало подлинной, а не показной эмпатии. Эмпатия - это возможность переместиться своим сознанием в другого человека, встать на его место. Эта процедура требует довольно большого внутреннего напряжения. Способность встать на место другого, особенно на место своего оппонента в ссоре развита даже не у всех подростков. Этот навык называется децентрация, и развивается он в отношениях, в процессе разговоров и обучения.

Значение эмоционального интеллекта в жизни ребенка

Понимание своих переживаний и умение придавать им необходимую форму выражения - возможность быть свободным, возможность выбирать степень и форму чувствам, а не быть у них в рабстве. Эмоциональный интеллект - важная ступень на пути к зрелости и автономии. Когда ребенок научается ориентироваться в мире чувств и взаимодействий он получает возможность вступать в отношения с другими, дружить и любить, а так же конструктивно конфликтовать в случае необходимости. Для развития эмоционального интеллекта ключевыми являются два фактора: отношения с родителями, их обучение выражать свои чувства и общаться, и разнообразная социальная среда, в которой ребенок может взаимодействовать с другими людьми.

«Выяснилось, что преуспевающие люди обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, который определяет эффективность их взаимодействия с окружающими людьми и с миром вообще. Повышение уровня EQ, то есть развитие самовосприятия, социальной восприимчивости, навыков управления собой и управления отношениями - дело вполне посильное, достаточно внимательно отнестись к рекомендациям книги.»