Как правильно соорудить планер бумажный. Самая простая модель планера

05.11.2019 Новости

Планер внешне напоминает птицу, летящую с неподвижно распростертыми крыльями. Каждый из вас неоднократно на­блюдал, как птица, спрыгнув с крыши дома или верхушки де­рева, плавно опускается на землю, не взмахивая крыльями и как бы скользя по невидимой наклонной плоскости. Такой полет называется планированием.

Что же удерживает планер и птицу на невидимой плоско­сти? Ведь если по наклонной плоскости скользят санки (рис. 47), то против силы давления саней на плоскость действует сила реакции, которая и поддерживает сани.

Откуда берется такая сила у птицы и планера и существует ли она? Да, она существует: это уже знакомая нам подъемная сила. Когда планер скользит вниз, то на его крылья набегает воздух под некоторым углом атаки (рис. 48), благодаря чему и возникает подъемная сила. Она и мешает силе веса, давящего на невидимую плоскость, сойти с этой плоскости, т. е. искривить путь планера.

Силу нажима (давления) планера на невидимую плоскость, т. е. воздух, легко получить, разложив по правилу параллелограмма силу веса. При этом получится и вторая сила, которая уравновесит силу сопротивления воздуха и явится как бы «тягой», заставляющей планер (и санки) скользить вниз (рис. 48).

ПРОСТЫЕ ПЛАНЕРЫ - ЛЕТАЮЩИЕ ИГРУШКИ

Основным инструментом для изготовления игрушек из бумаги являются обыкновенные ножницы. Подсобными инструментами служат линейка и треугольник с миллиметровыми делениями и циркуль.

Материалом для постройки авиаигрушек служат старые тетради, старые чертежи, бухгалтерские карточки, обрезки рисовальной бумаги.

Самой простой летающей игрушкой является так называе­мая «стрела». На рис. 49 показан порядок ее изготовления.

Лист бумаги сгибают пополам, затем отгибают до середины верхние правый и левый углы (рис. 49, Л). После этого, сначала справа, затем слева, снова загибают бумагу до середины (рис. 49, Б). Наконец, делают еще раз сгибы, как это показано на рис. 49, В. На рис. 49, Г показан дальнейший процесс изготовления игрушки.

Стрелу пускают в полет толчком руки (рис. 50). Часто неудачи моделиста объясняются неправильностью запуска: слишком силен или слишком слаб был толчок. Полезно запомнить простое правило: чем тяжелее (при тех же размерах) модель, тем сильнее должен быть толчок. Толчок должен быть обязательно длительным, т. е. надо плавно разогнать модель в воздухе (рука должна пройти с моделью 50-60 и более сантиметров), после чего выпустить ее из руки, но не выбрасывать модель резким толчком.

Если, несмотря на правильный запуск модели, она летит плохо, следует перейти к так называемой «регулировке» модели. Для этого служат рули.

Части стрелы, обозначенные на рис. 50 буквой А, служат рулями высоты, а часть, обозначенная буквой Б, - рулем направления. При помощи этих рулей можно управлять полетом модели. Допустим, что при запуске стрела идет носом книзу, тогда надо немного отогнуть кверху рули высоты: стрела полетит положе, так как встречный поток воздуха, оказав давление на отогнутые кверху рули (рис. 51, Б), опустит хвост и изменит направление полета. Однако, если рули сильно отклонить кверху, можно даже ухудшить полет: при толчке модель взмоет кверху, а затем перейдет в беспорядочное падение. Поэтому лучше подбирать необходимое от­клонение (отгиб) рулей, про­веряя каждый раз правиль­ность их установки путем запусков в полет.

А - петля Нестерова; Б - действие поднятых рулей; В - действие опущенных рулей; Г - руль повернут влево; Д - руль повернут вправо; Е - действие руля у лодка

Очень важно соразмерять силу толчка с весом и размерами модели: при одном положении рулей стрела будет летать по-разному в зависимости от силы толчка. Так, например, при энергичном запуске (сильный, быстрый рывок) и сильным отгибе ру­лей кверху стрела совершает так называемую «петлю Нестерова».

Отгибая горизонтальные рули книзу (рис. 51, В), мо­жно заставить стрелу лететь круче книзу.

Разберем назначение вертикального руля (руля поворота). Если отогнуть этот руль влево, то стрела полетит также влево (рис. 51, Г), если отогнуть вправо (рис. 51, Д), то модель завер­нет вправо. Здесь происходит то же самое, что и при отгибании рулей высоты, только давление воздуха теперь будет действовать в сторону (вбок). Действие вертикального руля (руля поворота) стрелы точно такое же, что и у лодки (рис. 51, Е).

Так наличие у стрелы рулей высоты и руля поворота позво­ляет управлять ее полетом.

«Голубь»

Большинству наших читателей, наверное, давно уже изве­стен способ изготовления так называемого «голубя».

Для тех же ребят, которые этого еще не знают, мы показы­ваем на рис. 52 последовательность изготовления этой модели. Она достаточно ясна из рисунка.

Общий вид «голубя» показан на рис. 53. Материалом для него служит лист бумаги из старой тетради.

На рис. 54 показан несколько иной «голубь». Изготовляется он так же, как и предыдущий.

ПАРАБОЛА

Модель планера типа «парабола» (рис. 55) делается из ли­ста бумаги.

Носовую часть моделей из бумаги очень часто приходится загружать. Грузом служит канцелярская скрепка.

Размеры такой модели могут быть различные: чем плотнее бумага, тем большего размера нужно сделать модель. Необходимо лишь при этом выдерживать соотношение сторон так, чтобы размах был в 4-5 раз больше его глубины.

На рис. 56 изображена более сложная модель типа «пара­бола» с рулями поворотов. Такую модель нужно делать из об­ложки тетради, а лучше из плотной рисовальной бумаги.

Вырезать параболу надо таким образом: сложить лист бу­маги так, чтобы концы его сошлись (рис. 57). Нельзя допускать, чтобы посередине модели образовались складки, так как в этом случае наша модель в полете будет складываться. После того как парабола будет вырезана, отгибают заднюю кромку и рули поворота и прикрепляют груз-скрепку. Задняя кромка модели шириной 5-8 мм служит рулем высоты. Отпуская и поднимая всю кромку или отдельно левый или правый ее конец, можно управлять полетом параболы.

Способ запуска параболы показан на рис. 58. Большим и указательным пальцами берут модель за заднюю кромку так, чтобы передняя часть модели с грузом была направлена несколько вниз, и выпускают модель без толчка. Сначала парабола идет резко вниз, затем начинает полого планировать, конечно, только тогда, когда правильно подобран и размешен груз. Груз нужен такой, чтобы центр тяжести модели был расположен в первой трети крыла.

Найти правильное положение центра тяжести модели нетрудно. Для этого достаточно поставить модель на линейку и, перемещая линейку, добиться равновесия. При правильном положении центра тяжести равновесие будет тогда, когда линейка находится под передней третью глубины параболы (рис. 59).

Если передвигать груз вперед или увеличивать его, то будет быстрый и крутой полет модели, если же груз уменьшать или передвигать его назад, то полет модели будет медленный, пологий. В этом легко убедиться. Возьмем в руки хорошо отцентрированную модель параболы. При правильном запуске модель параболы будет планировать полого. Если немного увеличить груз, т. е. сместить центр тяжести вперед, то модель полетит круче. Наоборот, если немного уменьшить груз, то модель полетит более полого.

Конечно, уменьшать груз нужно в меру, иначе модель превратится в обыкновенный лист бумаги. Если сдвинуть груз немного вправо, то модель также завернет вправо. Значит полет модели можно регулировать не только рулями, но и изменением положения центра тяжести модели.

Учебная модель не является точной копией настоящего планера, но напоминает его своим внешним видом. Сравните рис. 9 и 10. Изготовление модели следует начинать с крыла (рис. 11) - самой ответственной и сложной части. Возьмем полоску плотной чертежной бумаги. Сложим ее сначала поперек, потом вдоль. Сгибы должны быть очень точными. Теперь начертим на за- готовке крыло.

Вырезая его, будем следить, чтобы половины заготовки не расходились, иначе части крыла получатся не одинаковыми. Обрезки бумаги не мните, и не выбрасывайте, из них будем вырезать прокладку для фюзеляжа и шпильки. Вырезанную заготовку развернем (нижняя часть рис. 11). Начертим форму среза передней части крыла и вырежем крыло окончательно.

Сложим его так, чтобы срезанная передняя часть находилась снаружи, а концы крыльев точно сходились вместе. Теперь займемся изготовлением фюзеляжа и других частей модели. Сложим полоски бумаги для фюзеляжа, прокладки, стабилизатора и киля вдоль волокон. Начертим на одной из половин каждой заготовки квадраты и нанесем контуры деталей. Они показаны на рис. 12.

Вырезав фюзеляж, срежем край сгиба в двух местах. Сю- да будут вставляться крыло и стабилизатор. Прокладку для фюзеляжа вырежем длиной 140 и шириной 7-10 мм. Для груза возьмем две полоски бумаги шириной 40 и длиной 150 мм. Их надо сложить, как показано на рисунке. Из обрезков от крыла и фюзеляжа сделаем шпильки. Они должны быть острые и длинные, чтобы удобно было затягивать их в гнезда. Когда все части и детали модели готовы, можно приступать к ее сборке.

Нужно обязательно точно соблюдать по- рядок сборки. Нарушение его - частая причина плохого полета модели. Сборка. Между половинками крыла (рис. 13) уложим одну или две прокладки сгибом кверху. Спереди прокладка должна быть видна на 30- 35 мм. Оба конца крыла вставим вместе в переднюю прорезь фюзеляжа, снизу, изнутри.

Протянем их вверх так, чтобы прокладка вплотную улеглась вдоль складки фюзеляжа. Установив крыло, острым концом ножниц проколем в двух местах отверстия через фюзеляж, прокладку и крыло. В проколы вставим по одной шпильке. Шпильку вставляют только с той стороны, откуда делают прокол. Затянув шпильки как можно туже, отогнем их концы и коротко срежем. Теперь, когда крыло закреплено, перейдем к сборке хвостовой части модели.

Стабилизатор вставим в заготовленное отверстие в фюзеляже так же, как крыло. Прежде чем закрепить его, установим киль сгибом вперед. Затем сделаем два прокола через фюзеляж, основание стабилизатора, киль и прокладку. Будем следить, чтобы в момент прокалывания части модели не сходили с места и не прогнулся фюзеляж. В проколы вставим шпильки, плотно затянем, их концы отогнем и коротко срежем. Теперь соберем носовую часть фюзеляжа.

Обе полоски груза сложим вчетверо. Затем развернем груз и начнем его складывать от краев вовнутрь (рис. 14). Готовый груз прогладим краем ножниц по складкам, чтобы не раскрывался. Груз уложим вовнутрь носовой части фюзеляжа. Конец его должен дойти до крыла. Подровняем груз так, чтобы он не выступал внизу из фюзеляжа, и сделаем через фюзеляж и груз два прокола.

Сделать прокол без привычки трудно. Нужно сильно нажать концом ножниц и, не торопясь, слегка покачивать ножницами, пока их конец не выйдет с другой стороны на 10-15 мм. В проколы вставим шпильки. Конец груза, выступающий из носовой части фюзеляжа, срежем. Лишь теперь, когда установлены крыло и хвостовая часть, закреплен груз, можно отгибать крыло и стабилизатор. Крыло отогнем вровень с верхним краем фюзеляжа (это линия установки крыла). Стабилизатор - так же, как и крыло.

Крыло модели, пока не вставлен в него лонжерон, непрочное, оно еще не способно поддерживать модель в полете. Поэтому изготовим лонжерон. Полоску бумаги, предназначенную для лонжерона, перегнем восемь раз. Складки должны быть как можно мельче. Остаток бумаги отрежем, концы заготовки заострим. Пригладим лонжерон ножницами, чтобы он был тоньше и не развертывался.

Для установки лонжерона сделаем проколы на крыле в 10-15 мм от его передней кромки (рис. 15). Сперва вставим лонжерон в одну прорезь, затем острым концом ножниц продвинем его в другую. За лонжероном сделаем два прокола. Вставим в них шпильки. Чтобы шпильками не прорезать тонкое крыло, будем прижимать пальцами места у проколов.

Концы шпилек отогнем в сторону хвоста модели, плотно прижмем и коротко отрежем. Шпильки будут не только удерживать лонжерон на месте, но и придадут крылу правильную плоскую форму. Теперь осторожно прогладим крыло пальцами, чтобы устранить перекосы и изгибы. Перед запуском, прежде всего, проверим центровку модели. Центр тяжести модели должен находиться на передней трети крыла (рис. 16). Если получилась задняя центровка, нужно увеличить груз.

Для этого придется расклепать носовую часть и, добавив две-три полоски бумаги, скрепить ее снова. Проверим также установку крыла и хвостового оперения. На учебной модели планера крылу дается - выражаясь языком техники - нулевой угол атаки. Это значит, что плоскость крыла не имеет наклона ни вверх, ни вниз. У стабилизатора учебной модели планера угол атаки отрицательный, примерно - 2°, т. е. его задняя кромка должна быть немного выше передней.

При запуске модель надо держать над плечом двумя пальцами под крылом за фюзеляж и направлять ее горизонтально, немного опустив нос модели. Будем запускать модель не рывком, а сильным, но плавным движением. Слишком резкий толчок заставит модель взлететь вверх, а затем спикировать, а слабый не придаст нужной скорости, модель не полетит далеко. Ни в коем случае не пускайте модель вверх, этим вы не добьетесь ровного и длительного планирования. Правильно сделанная модель должна пролетать комнату на одной высоте.

В школьном зале или коридоре хорошо отрегулированная модель пролетает со снижением 20- 25 м. Не всегда с первого запуска удается достичь ровного и прямого планирующего полета. Крутые развороты и спуск вниз, переворачивание модели в воздухе происходят или от грубой неточности в изготовлении, или от неправильного толчка.

Бумажная модель долго не живет. Могут вылететь заклепки, надорваться крыло. Модель можно отремонтировать. Для этого расклепавшуюся шпильку удалим, в прокол вставим новую. Лучше при ремонте ставить две шпильки, отгибая их в разные стороны. На надорвавшуюся часть крыла или фюзеляжа поставим заплату (рис. 17).

Рис. 9, Устройство планера

Рис. 10. Учебная модель планера из бумаги

Рис. 11. Выкройка крыла учебной модели планера

Рис. 12. Выкройки остальных деталей учебной модели планера

Рис. 13. Сборка учебной модели планера

Рис. 14. Установка груза в модели

Рис, 15, Установка лонжерона и скрепление шпильками верхней и нижней частей крыла

Рис. 16, Определение ЦТ готовой модели

Рис. 17, Ремонт поврежденной модели

Рис. 18. Образцы моделей планеров

На первых занятиях в авиамодельных кружках всегда делают такую простейшую модель. Несмотря на свою простоту, она хорошо летает, если правильно изготовлена. Сделаем и мы такую модель планера. Возьмем лист плотной бумаги длиной 200 мм и шириной 140 мм, сложим вдоль пополам. Затем одну его половину расчертим в клетку. Стороны клетки по 20 мм. На сетку нанесем контуры модели, как указано на рис. 5, вырежем ее.

Сложим выкройку так, как показано на средней части рисунка: сперва носовую часть модели, затем отогнем крыло и маленькие крылышки на хвосте. При изготовлении модели нужно сверяться с рисунком, все сгибы делать очень точно. Простейшая модель планера имеет такие же основные части, как и настоящий планер и самолет (рис. 6). Нет у нее только мотора и воздушного винта.

Есть фюзеляж. Так называют среднюю продольную часть самолета, планера, модели. Фюзеляж - это корпус. В фюзеляже самолета помещаются летчик, пассажиры, грузы. К нему прикреплено крыло. С крылом вы уже знакомы. Оно состоит из двух одинаковых половин - правой и левой. Есть у модели и шасси. Это та часть, которая служит для посадки и для взлета.

И наконец, хвостовое оперение. Оно состоит из двух плоскостей: горизонтальной, похожей на небольшое крыло, называемой стабилизатором, и вертикальной, называемой килем.

На рис. 6 показано устройство самолета. Изучим его внимательно и запомним все названия. Задние части стабилизатора и киля (на рисунке они мелко заштрихованы) на настоящих планерах и самолетах делают подвижными. Их называют рулями. К ним присоединены тросы, проходящие внутри фюзеляжа из кабины летчика. Концы тросов укреплены на ручке управления и на ножных педалях.

Подвижные части стабилизатора - это руль высоты. Подтягивая к себе ручку управления, летчик поднимает кверху руль высоты, и самолет или планер набирает высоту. Отодвигая от себя ручку управления, летчик опускает руль высоты, и самолет снижается. Нажав правой ногой на педаль, летчик заставляет отклониться вправо отгибающуюся заднюю часть киля (руль направления), и самолет летит направо. Когда летчик нажимает ногой на левую педаль, руль направления отгибается влево.

На простейшей модели планера тоже можно сделать рули, отгибая заднюю часть стабилизатора и киля перед запуском модели в воздух. Прежде чем запускать модель, внимательно ее осмотрим и устраним все недочеты (рис. 7). Сделаем так, чтобы фюзеляж модели был совершенно прямой, киль составлял прямой угол со стабилизатором, крылья и стабилизатор не имели перекосов, не были опущены вниз или изогнуты вверх.

Если теперь посмотреть на модель спереди, то крылья и стабилизатор представляют собой прямые линии, отстоящие на равном расстоянии друг от друга, т. е. они параллельны. Для запуска возьмем модель за фюзеляж снизу под крылом и, подняв руку вверх, легким толчком бросим вперед. Если она построена правильно, то после толчка будет лететь некоторое время горизонтально, а затем перейдет в плавный планирующий полет (т. е. с медленным спуском). Теперь проверим действие рулей высоты.

Если при полете модель идет «носом» вниз (рис. 8) (такой полет называется пикирование), нужно отогнуть немного кверху заднюю часть стабилизатора, тогда при новом запуске модель полетит более полого и плавно. При сильном отгибании рулей высоты модель может сделать «мертвую петлю» (см. с. 36-37). Если рули высоты направить вниз, то модель будет лететь круто вниз.

Рули высоты позволяют отрегулировать полет модели так, чтобы она совершала плавный планирующий полет. Проверим также действие рулей направления. Отогнем заднюю часть киля вправо и запустим модель. Она должна повернуть в правую сторону.

Воздух давит на отогнутую часть киля и заставляет модель поворачивать. Простейшую модель планера из бумаги можно запускать только в закрытом помещении или вечером во дворе, когда не бывает ветра. Такая модель очень мала и легка, и даже слабый ветер будет мешать ее плавному планирующему полету.

Рис. 5. Простейшая модель бумажного планера

Рис. 6. Устройство самолета

Рис. 7. Возможные дефекты готовых бумажных моделей

Рис. 8. Регулировка модели на планирование

Из простой обложки для общих тетрадей мы сделаем очень красивый, и главное летающий планер, который Вас очень позабавит.

Как сделать Планер из бумаги

Нам понадобится сама обложка от общей тетради, сделанная из плотного картона. Наш листок должен быть размером ~ 17х22,5 см. Получится две части обложки, на одной мы будем рисовать планер, а на другой – крыло. Первый листок СКЛАДЫВАЕМ пополам. Теперь это полотно нужно разделить на клеточки (1 см.) Длина – 12 клеточек, высота – 4 клеточки.

Рисуем, что-то похожее, как на фото. Это и будет самим планером, пока без крыла. Рисуйте карандашом, ставьте сначала точки, а потом соединяйте. Если получилось как на фото, осталось эту фигуру только вырезать, и после этого наш планер будет, как на фото слева.

Оставим пока планер, и сделаем крыло. Для этого берём второй листок картона (17х22,5 см.). И рисуем, как показано на рисунке. Темный участок берите побольше, так как мы его потом отрежем и “подгоним” под размер выемки под крыло. Если крыло получится большим, укоротите его со 2-ух сторон на 0,5 см.

Склеим планер бумажным клеем, и всё что нам осталось – это вставить крыло. Смотрите, чтобы крыло входило плотно и было всё симметрично. Этот планер летает хорошо, если запустить его, подняв руку с планером над головой и нежно отпустить под углом 20-30 градусов!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер - класс Учителя технологии МБОУ « СОШ № 9 г. Михайловки» Алёшин С.А.

Планёр - безмоторный (кроме мотопланёров) летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Планёр:

Немецкому инженеру Отто Лилиенталю удалось создать настоящий балансирный планер для планирующих полетов. На планерах своей конструкции он сделал около двух тысяч полетов. Идеи О.Лилиенталя вдохновили американского инженера и исследователя Октава Шанюта, построившего в 1896 г. балансирный планер бипланной схемы. Эта рациональная конструкция легла в основу планеров, построенных братьями Райт, на один из которых впоследствии ими была поставлена самодельная силовая установка. Создатель планёра

Планёры. Тренировочный планер АВФ-10 Свободнонесущий моноплан Ш-16

Планёры. БДП – боевой многоместный планер для десантников Гидропланер «Уточка»

Берём альбомный лист и разлиновываем на клетки 20мм на 20мм

Заготовка для изготовления фюзеляжа Сгибаем заготовку под фюзеляж пополам отложив от сгиба 2 клетки

1. Делаем фюзеляж. Вырисовываем контур, взяв в целом 7 клеток на фюзеляж, по линии сгиба делаем прорези под крылья - 2 клетки и прорезь под стабилизатор - 1 клетка. Вырезаем фюзеляж по контуру.

2.Изготавливаем киль. Складываем полоску бумаги по клеткам и вырисовываем киль. Вырезаем киль по контуру.

3.Изготавливаем стабилизатор. Складываем полоску бумаги, вырисовываем по клеткам контур стабилизатора. Вырезаем по контуру стабилизатор.

4.Изготвление крыла. Этап № 1. Берём полоску бумаги, сложенную пополам, и разлинуем её на квадраты, сторона квадрата 20 мм Складываем пополам по длине по клеткам и вычерчиваем крыло, середина - это сгиб крыла.

Вырисовываем переднею кромку крыла.

Изготовление крыла. Этап №2. Вырисовываем переднею кромку крыла. Подрезаем и загибаем под крыло.

5.Изготовления лонжерона фюзеляжа. Сгибаем разлинованную бумагу на 1 клетку. Вырисовываем лонжерон фюзеляжа по 6 – ти клеткам и вырезаем его.

6.Сборка модели. Сборку начинаем с крепления крыла и стабилизатора вложенного в них лонжерона. Крыло и стабилизатор в месте с лонжероном проденем снизу в прорези фюзеляжа. Следить за тем, чтобы крыло и стабилизатор были установлены прямо по отношению к фюзеляжу.

Устанавливаем киль “ верхом ” на лонжерон, места соединения стабилизатора, киля и лонжерона промазываем клеем. Также устанавливаем груз.

7.Изготовления лонжерона крыла Лонжерон крыла вырезаем по контуру Заготовка складываем мелкими складками восемь раз, концы лонжерона заостряются для удобства

8.Ставим лонжерон на крыло Наметим место для установки лонжерона по середине крыльев симметрично фюзеляжа. С помощью ножниц проделаем прорези в крыльях и установим лонжерон на клей.

Получился вот такой бумажный планер

Большое спасибо за внимание! Желаю успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Цветы из бумаги"

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=197929&tmpl=Thread&BoardId=337848&ThreadId=554716...

Мастер-классы.Конструирование из бумаги

Данные мастер-классы (открытые занятия) могут применятся учителями, преподавающими технологию в школе, а так же педагогами дополнительного образования.Данные материалы сооттветствуют разработанной мно...