"Как дети Ёжику помогли!" (2-я младшая группа. ориентировка во времени)

12.03.2020 Новости

НОД во второй младшей группе на тему «Ориентировка во времени: день-ночь»

Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии №1503 города Москвы (СП ДО 1964)

Описание: Предлагаю вариант занятия с детьми 3-4 лет, которое в игровой форме учит детей первоначальной ориентировке во времени, так как знакомим с понятием день и ночь. Малыши данного возраста часто путают или совсем не определяют временные понятия. Материал будет полезен воспитателям ДО и родителям.
Цель: Подведение детей к осмыслению временных понятий.
Задачи : Помочь детям понять особенности дня и ночи.
Научить различать части суток: день-ночь.
Расширять представления детей об окружающем мире, его объектах и явлениях.
Материалы для воспитателя: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением дня и ночи.

К ребятам в гости приходит зайчик и рассказывает, что недавно с ним произошло что-то странное. Когда он возвращался домой, на улице, вдруг, стало темно и зайчик нашёл звёздочку.
«Игра со звёздами»
Детям раздаются вырезанные из картона звёздочки. У воспитателя в руках облачко. В соответствии со словами стихотворения дети выполняют движения (сначала дети-звёздочки прячутся за облачко, затем показывают, как дремлет звёздочка, в конце грозят пальчиком, показывая, что звёздочка озорница).
Игра проводится по стихотворению М. Петрова
Спряталась за облачко
Маленькая звёздочка.
Задремала в небе
Слабым огоньком.
Не спалось, наверно,
Озорнице днём.
Чтение сказки «День и ночь» Любовь Вощенко
Показ детям картинок «день-ночь», обсуждение, что когда происходит.


Игра «День-ночь»
Дети стоят в кругу, воспитатель в середине круга. Когда воспитатель произносит слово «день», дети поднимают руки вверх, как лучи солнца, улыбаются и повторяют слово «день». Когда воспитатель произносит слово «ночь», дети закрывают ладошками лицо и садятся на корточки, повторяя слово «ночь». Игра проводится 3 раза.
Дети выполняют задание, когда что бывает. Воспитатель загадывает загадки и получают символ отгадки.
В конце игрового сеанса предлагаю детям шаблоны солнца и звёзд, которые дети наклеивают на полотно соответствующего цвета (ночь-чёрное, день-голубое).

Галина Сосунова
Занятие по ознакомлению с окружающим во II младшей группе «День и ночь»

Задачи :

1. Развивать представления детей о частях суток (день , ночь ) .

2. Продолжать развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие, воображение.

3. Способствовать развитию связной речи детей, пополнению активного и пассивного словаря по теме «День и ночь » .

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость через проживание.

Материал :

Кукла, круг разделенный на две части (белая и черная, контейнеры с манной крупой; рисунки, отображающие поведение детей в темное и светлое время суток (день , ночь , звукозапись сверчка, петушка.

Предварительная работа :

1. Рассматривание альбома «Части суток» .

2. Индивидуальные беседы с детьми в утреннее и вечернее время суток.

3. Рисование пальчиками «Небесные звездочки» .

Ход занятия:

В гости к детям приходит кукла.

– Здравствуйте, дети!

– Меня зовут Катя. Я знаю, что бывает день , а бывает ночь . Научите меня, пожалуйста, что надо делать днем, а что надо делать ночью , а то я все время путаю.

– Садись Катя. Наши дети тебе помогут.

/выставляю картинку/

«День настал и солнце греет

я цыпляток кормлю

Цы-цып-цып-цып их зову».

– Днем на улице светло. Светит яркое солнце. Поют птицы.

/звучит звукозапись/

– Ребята, а что вы делаете днем? (играем, гуляем) .

День прошел и наступила ночь (выставляется картинка) .

– Что нарисовано на этой картинке? Какое небо? Что делает девочка? Что люди делают ночью ? (спят, отдыхают) . Расскажите Кате стихотворение про ночь .

«Спят луга, спят леса

Пала свежая роса.

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит.

Скоро ночь зажжет все звезды ,

Сны придут к тебе, ко мне.

И луны фонарик желтый,

Засияет в вышине»

– Послушайте, как ночью поет сверчок /звучит звукозапись/.

/На столах стоят контейнеры с манной крупой/.

– Катя просит вас нарисовать ей солнышко. Какое солнце получилось у тебя, Алина? (яркое) . А у тебя, Марк? (красивое) .

– Солнышко осветило землю, стало всем светло и радостно.

– Когда светит солнце? (днем) .

– Солнце зашло, стало темно. Наступила ночь .

– Что находится на небе ночью ? (луна, звезды) .

– Нарисуйте Кате ночное небо. Что это у тебя Дима? (луна) .

– Когда на небе светит луна и звезды? (ночью ) .

– Кате понравилось, как вы рисуете день и ночь .

– Она предлагает вам поиграть в игру «День и ночь » .

– Когда Катя говорит «ночь » вы показываете, что вы делаете ночью , если Катя говорит «день » вы показываете, что делаете днем (игра повторяется 3-4 раза) .

– Молодцы! Теперь Катя знает, что такое день и ночь . А ее куклы - подружки не знают. Катя просит вас сделать для них часы.

– Посмотрите, что это? (круг) .

– Он разделен на две части. Какого цвета эта часть? (белая) .

– А эта часть? (черная) .

– На белую часть вы поместите картинки с изображением того, что люди делают днем. (Дети по очереди выходят и на столе выбирают нужные картинки, приклеивают их к белой части круга).

– Алина, почему ты эту картинку поместила сюда? (на ней дети играют) .

– На черную часть поместите картинки с тем, что люди делают ночью .

– Спасибо дети за часы. Куклы будут очень рады. Теперь они будут знать, когда играть, а когда ложиться спать. Часы мы поместим в домик для кукол.

– Ребята, расскажите Кате, чем мы сегодня занимались?

– Катя дарит вам на память маленькое солнышко. (Раздаю бумажное «солнышко» каждому ребенку).

– Катя прощается с вами.

– До свидания ребята!

Задачи:

1. Дать представление о временных отношениях: утро — вечер.

2. Закреплять представление о временных отношениях: день — ночь.

3. Сформировать представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разный размер.

4. Совершенствовать представление о пространственных отношениях: выше — ниже, справа — слева.

Демонстрационный материал : предметные картинки.

Раздаточный материал: большие и маленькие геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) одинакового цвета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям представить, что сейчас ночь, и закрыть глаза. Раздается крик петуха. Воспитатель читает детям стихотворение «Утро»

В. Степанова.

Вот уж утро настает,

На дворе петух поет.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

Дети «просыпаются», «потягиваются».

Что вы делаете утром?

Что делают утром ваши родители?

Возьмите по одной геометрической фигуре.

Проходит утро, и наступает день. Днем можно делать много интересного и полезного.

Солнце днем так высоко.

Ему до вечера далеко.

Зерна в норку тащит мышь,

Учит стихотворение малыш.

По В. Степанову

— Что вы делаете днем?

— Что делают днем ваши родители?

— Днем в детском саду мы с вами много играем. Давайте поиграем в игру «Выше — ниже». Подойдите к доске.

Воспитатель прикрепляет на доску 2 предметные картинки на разную высоту. Например, барабан и юлу.

— Что находится выше? Ниже? Барабан, где находится, выше или ниже? И т.д.

Воспитатель закрепляет понятия «выше», «ниже».

— Проходит день, наступает вечер.

— Что вы делаете вечером?

— Что делают вечером ваши родители?

Солнце красное зашло,

Белка прячется в дупло.

Вечер в гости к нам идет,

Сказку он с собой ведет.

В. Степанов

— Вечером ваши родители играют с вами в настольные игры. Проходите за столы.

На столах лежат большие и маленькие геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) одинакового цвета.

— Какие фигуры у вас на столах?

— Найдите круги. Они одинаковые или разные?

— Найдите треугольники. Они одинаковые или разные?

— Найдите квадраты. Они одинаковые или разные?

Воспитатель закрепляет с детьми представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разный размер.

— Положите все большие фигуры слева, а маленькие — справа.

— Какие фигуры вы положили справа? Слева?

Воспитатель благодарит детей за работу.

— Вот и закончился день, наступила... (ночь).

— Что вы делаете ночью?

— Что делают ночью ваши родители?

В небе звездочки горят.

Птицы спят, и рыбки спят.

Спят цветы ночью на грядках,

Ну а мы — в своих кроватках.

В. Степанов

Дети опять закрывают глаза — «засыпают».

Организация: МБДОУ – детский сад №4

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Агрыз

Воспитать эмоциональную отзывчивость через переживания;

Развивать представления детей о частях суток (день, ночь);

Способствовать пополнению активного и пассивного словаря по теме.

Оборудование: кукла, круг, разделенный на две части (белая и черная), рисунки, отображающие поведения детей в темное и светлое время суток (день, ночь, звукозапись колыбельной и петушка).

Предварительная работа:

1. Индивидуальные беседы с детьми в утреннее и вечернее время суток;

2. Рассматривание рисунков «Части суток».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

В гости приходит кукла Катя.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Катя. Я знаю, что бывает день, а бывает ночь. Научите меня, пожалуйста, что надо делать днем, а что – ночью, а то я все время путаю.

2.Основная часть.

Садись, Катя, наши дети помогут тебе. (Выставляется картина).

День настал и солнце греет. Днем на улице светло. Светит яркое солнце. Поют птицы (звучит звукозапись). Ой, что это? Чей это голос?(петушка)

Ребята, а что вы делаете днем?(играем, гуляем)

День прошел, и наступила ночь(выставляется картинка).

Что нарисовано на этой картинке? Какое небо? Что делает девочка? Что люди делают ночью?(спят, отдыхают)

Послушайте стихотворение про ночь.

Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звездочки горят

В речке струйки говорят.

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит.

Давайте мы с вами послушаем песенку.(«Спят усталые игрушки»)

Игра «День – ночь».

Ребята, Катя предлагает вам поиграть в игру «День и ночь». Нам нужно выбрать сову с помощью считалки.

Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дернула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон.

Сова у нас есть, а остальные дети будут лесными птичками. По команде «День» лесные птички летают, добывают корм, играют. Сова в это время спит. А по команде «Ночь» все птички засыпают, выходит сова на охоту и ловит «неспящих» птиц.

(игра повторяется 3-4 раза).

Молодцы! Теперь Катя знает, что такое день и ночь. А её куклы-подружки не знают. Катя просит вас сделать для них часы.

Посмотрите, что это? (круг)

Он разделен на две части. Какого цвета эта часть?(белая)

А эта часть?(темная)

На белую часть вы поместите картинки с изображением того, что люди делают днем. (Дети по очереди выходят и на столе выбирают нужные картинки, приклеивают их к белой части круга.)

Алина, почему ты эту картинку поместила сюда?(на ней дети играют)

На черную часть поместите картинки с тем, что люди делают ночью (чистят зубы, одевают пижаму, читают книжку перед сном, а также изображения звезд и луны)

Спасибо, дети, за часы. Куклы будут очень рады. Теперь они знают, когда играть, а когда ложиться спать. Часы мы поместим в домике для кукол.

Заключительная часть.

Ребята, что вам особенно понравилось сегодня на занятии?

Молодцы! Все сегодня хорошо занимались. Катя дарит вам маленькое солнышко (каждому ребенку раздаю бумажное солнышко).

Катя прощается с вами. До свидания, ребята.

Список использованной литературы:

1.Аудиозапись колыбельной «Спят усталые игрушки», кукареканье петуха, пение птиц.

2. О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» во второй младшей группе, Мозаика-Синтез, Москва 2009

3. Татарская народная игра «День-ночь»

Виктория Ушкалова
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Части суток»

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе по теме : «Части суток »

Цель : Продолжать знакомить детей с временными понятиями : утро, день, вечер, ночь

Задачи :

1. Образовательная : Формировать элементарные математические представления. Продолжать знакомить детей с временными понятиями : утро, день, вечер, ночь. Закреплять знание геометрических фигур, цвета.

2. Развивающая : Развивать умение сочетать слова с движением; продолжать расширять активный словарный запас; развивать умение рассказывать о том, что сделали.

3. Воспитательная : Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Формы организации : групповая (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная деятельность детей.

Словарная работа : ввести в активный словарь детей слова : утро, день, вечер, ночь.

Предварительная работа : беседа о времени суток , игра «Определи фигуру»

Индивидуализация обучения : помощь в выполнение заданий при возникновении трудностей.

Методы и приемы обучения : метод стимулирования и мотивации интереса к занятию, метод самостоятельной работы, наглядный метод, похвала, словесный метод (беседа, частично – поисковый метод .

Тип занятие : повторение и закрепление ранее изученного материала.

Демонстрационные : презентация : с изображением частей суток ; игрушка – Зайка, окно – часы; квадраты : белого, желтого, голубого и черного цвета

Раздаточные : окно-часы. квадраты : белого, желтого, черного и голубого цвета, клей, салфетка, кисть для клея.

Структура занятия :

1. Вводная часть – 2-2 , 5 мин.

Цель : создание интереса, эмоционального настроя детей на предстоящую работу.

2. Основная часть – 11-12 мин .

Цель : реализация задач программного материала.

3. Заключительная часть – 1-1 , 5 мин.

Цель : подвести итоги НОД, получить чувство удовлетворения от проделанной работы.

Ход организованной детской деятельности :

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Воспитатель :

Доброе утро, девочкам!

Доброе утро, мальчикам!

И каждый становится добрым, доверчивым –

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, к нам сегодня пришел гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

Всех боится он в лесу :

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц) .

Правильно это зайка, его зовут Степашка.

2. Основная часть .

Воспитатель : Степашка, почему ты грустный и плачешь? Что случилось?

Степашка : Мне друзья сказали, что ночью гуляют, играют, а утром спят. Вечером просыпаются,умываются и идут в лесной сад, а днем за ними приходят мамы и папы. А я им говорю, что это не правильно. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, что - то я совсем запутался.

Воспитатель : Конечно же, мы тебе Степашка поможем, правда, ребята? Ты садись рядом с нами и внимательно слушай, мы сегодня, как раз поговорим о том, что и когда надо делать.

Посмотрите на картинку (Слайд 2) .

Воспитатель : Что нарисовано на картинке?

Воспитатель : Когда солнышко встает, то, что наступает?.

Воспитатель : А, что мы еще с вами делаем утром?

Воспитатель : Умываемся, одеваемся, идем в детский сад, молодцы.

Воспитатель : (Слайд 3) Что нарисовано на этой картинке?

Воспитатель : Дети гуляют на улице, солнышко уже высоко в небе светит, что наступило?

Воспитатель : А, что мы с вами днем делаем в детском саду? .

Воспитатель : Гуляем, играем, занимаемся. (Слайд 4) . А на этой картинке, мы с вами видим, что солнышко уже спустилось вниз, и прячется далеко-далеко за облака, небо становится разноцветным : розовым, синим.

Воспитатель : Как вы думаете, что здесь изображено?

Воспитатель : Что мы с вами делаем вечером в детском саду?.

Воспитатель : Убираем игрушки, за вами приход мамы и папы. (Слайд 5) Посмотрите, ребята, здесь небо темно-синего цвета. (Слайд 6)

Воспитатель : Что появилось на небе вместо солнышка?

Воспитатель : Месяц, луна, что наступило?

Воспитатель : Что мы делаем ночью?

Воспитатель : Ночью мы спим, молодцы. Все верно рассказали. (Слайд 7)

(Слайд 8) Запомнил Степашка. когда что надо делать? Ребята давайте поиграем со Степашкой в игру, чтоб он лучше запомнил, что когда надо делать.

Игра «День-Ночь» (играем 2-3 раза)

Воспитатель : Теперь давайте покажем Степашке, как мы загадки отгадывать умеем. Тогда слушайте! Нужно отгадать, когда это бывает : днем или ночью.

1. К нам в окошко луна глядит,

Малым деткам спать не велит (ночью)

2. Солнце спряталось давно,

В доме тихо и темно (ночью) .

3. Раз, два, три, четы, пять!

Собираемся гулять! (днем)

4. Час обеда подошел,

Сели дети все за стол (днем) .

Воспитатель : Молодцы, все загадки отгадали. Давайте поиграем еще в одну игру.

Игра «Части суток »

Утро – делаем зарядку.

День – маршируем.

Вечер – устали.

Ночь – спим.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Посмотрите, что это что лежит у вас на столах?

Воспитатель : Это непростые окошки, а окошки – часы. Они показывают, когда утро, когда день, вечер или ночь. Но они не работают, их кто-то сломал. Давайте их починим и подарим Степашке и его друзьям. Воспитатель : Что это? (Квадраты) А почему они называются квадратами, кто помнит? (Прямые углы и все стороны равны) А сколько квадратов? Посчитаем.

Воспитатель : Назовите, какого цвета квадраты?

Воспитатель : Желтый, белый, синий, черный. Эти квадраты нужно наклеить на наши часы, как вы думаете, каким цветом можно обозначить утро? Чтобы часы заработали, надо правильно наклеить эти квадраты на часы. Как вы думаете, каким цветом можно обозначить утро.

Воспитатель : Белым, солнышко встает, все становится светлым. Возьмем первый белый квадрат и приклеим его в верхний левый угол. (работа детей)

Воспитатель : Каким цветом можно обозначить день?

Воспитатель : Днем солнечно, светло-светло. Давайте с вами возьмем желтый квадрат и наклеим его на наши часы под белым квадратом. (работа детей)

Воспитатель : Каким цветом можно обозначить вечер?

Воспитатель : Вечер, мы обозначим, синим цветом. Наклеим квадрат в нижнем правом углу. (работа детей)

Воспитатель : Каким цветом можно обозначить ночь?

Воспитатель : Ночью темно, так что ночь мы обозначим черным цветом. Давайте, с вами возьмем черный квадрат и наклеим его на наши часы, над синим квадратом. (работа детей)

Воспитатель : Вот и отремонтировали наши часы. Теперь с помощью стрелочки мы сможем показывать, когда у нас утро, день, вечер или ночь.

Воспитатель : Что означает белый цвет? .

Воспитатель : После утра, что наступает?

Воспитатель : День мы обозначили каким цветом?

Воспитатель : После дня, что наступает?

Воспитатель : Каким цветом мы обозначили вечер?

Воспитатель : Что наступает на смену вечера?

Воспитатель : Каким цветом мы обозначили ночь?

Воспитатель : Молодцы ребята! Посмотрите, какие веселые окошки у нас получились, теперь Степашка запомнит, что и когда надо делать!

Степашка : Спасибо, ребята, вы такие молодцы, так интересно все рассказали, да еще и часы подарили. А теперь мне пора к своим друзьям. До свидания.

(Дети прощаются с зайкой)

Рефлексия.

Воспитатель : Ребята, что вы сегодня узнали? Что вам понравилось?

Публикации по теме:

Мы с моими малышами недавно стали знакомиться с частями суток. Для того, чтобы делать это нам было интереснее, я сделала наглядное пособие.

Занятие по ФЭМП «Счет по образцу, сравнение чисел (4–5). Части суток. Слева, в середине, справа» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы на тему: "Счет по образцу, сравнение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений «Части суток» Цель: создать условия для закрепления знаний о частях суток. Задачи: Закрепить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь». Уточнить представления.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе