Французское кружево своими руками. Техника "венецианское кружево" своими руками: описание, схемы и рекомендации

27.06.2020 Новости

Кружевная ткань по красоте и изяществу нередко сравнивается с причудливыми морозными узорами на оконном стекле. Кружево – один из самых популярных видов тканей, способных украсить любое изделие – свадебное платье, нижнее белье, гардины или постельные принадлежности.

Кружево – это тонкая ткань, в которой сложное оригинальное переплетение нитей образует необыкновенной красоты узоры . При его изготовлении могут использоваться как натуральные – лен, хлопок, шелк, – так и синтетические нити.

Впервые кружево появилось в Италии еще в середине XVI века. Тогда его называли Punto Aria, что в переводе означает «воздушные петли». Мастера создавали потрясающей красоты плетения при помощи обычной швейной иголки. Кружево быстро распространилось по Европе и завоевало популярность не только у итальянской, но и у французской, английской, испанской и бельгийской знати. Уже в конце XVII века кружевное плетение добралось и до России. Русские мастерицы-белошвейки не только повторили сложное ажурное плетение изделий иностранных кружевниц, но и внесли в него свой особый колорит.

С тех пор уже на протяжении нескольких веков славятся во всем мире красота, воздушность и изящество вологодских, вятских, елецких и михайловских кружев. По типу изготовления все виды кружева делятся на рукодельные и машинные.

Кружево ручной работы

Кружева, производимые вручную, обычно классифицируют по технике исполнения или месту производства.

Еще царь Петр I, пытавшийся завести в патриархальной России иностранные порядки, ввел моду на кружевные воротнички и манжеты. Именно тогда коклюшечное плетение, которым издавна гордились русские кружевницы, получило широкое распространение.

Коклюшки – специальные деревянные палочки с накрученными на них нитками. Перебрасывая их с одной стороны полотна на другую, вязальщица создает причудливые воздушные узоры, которые имеют в каждой местности свои отличительные особенности.

Кружево на коклюшках изготавливают двумя способами – парным и сцепным. При парном получается длинная мерная полоса, которую потом разрезают на отрезки необходимой длины.

При сцепном методе выплетаются отдельные детали узора, которые в дальнейшем соединяются между собой при помощи крючка.

Плетение кружева на коклюшках – очень сложный вид рукоделия. Порой для создания особо причудливого узора мастерица использует одновременно до 1500 палочек.

Один из самых трудоемких методов изготовления кружева, включающий в себя несколько стадий.

Вначале придумывается узор и рисуется на тонкой бумаге. Она закрепляется на материи, толстой нитью делается контур, а затем постепенно стежок за стежком заполняют все внутреннее пространство.

Классический узор для игольного кружева – розы, хризантемы и другие цветы. Отдельно вывязанные кружевные кусочки-мотивы сшиваются в полотно необходимого размера. При этом мастера работают такой тонкой иглой, что обнаружить места соединения невооруженным глазом практически невозможно.

Эта технология ручного плетения пришла из холодной Норвегии. В качестве основы используется белое льняное полотно.

Вначале гладью вышиваются контуры рисунка, а затем специальными миниатюрными ножничками вырезаются отдельные фрагменты.

На образовавшейся сетке при помощи различных стежков формируют узоры. Чаще всего для хардангера используют белые льняные нитки. В последнее время некоторые мастерицы добавляют немного бежевых или коричневых.

Кружевом хардангер украшают не только одежду, но и домашний текстиль, в частности скатерти и постельные принадлежности.

Фриволите

Искусство вязания кружева фриволите возникло во Франции и в переводе означает «свободный», «легкомысленный». Это кружево из крученых особым способом ниток.

Плетут фриволите узелковым способом при помощи специальных челноков. При помощи этой техники вяжут салфетки, украшают им скатерти, полотенца, постельное белье.

В последнее время фриволите широко используется при создании бижутерии: колье, брошей, серег, подвесок и т. п.

Интересный факт! Весьма распространенная техника плетения макраме также относится к узелковому кружеву. Впервые плести таким образом талисманы и обереги начали моряки в древней Турции. В наши дни макраме используется при изготовлении шарфов, шалей, палантинов, различных предметов декора.

Ришелье

Этот вид ручного кружева выполняется на тончайшем полотне. В качестве основы используется батист, муслин, органза и даже сетка.

На ткани стежками различной глубины вышиваются различные узоры, а затем промежутки между ними аккуратно вырезаются.

Это создает эффект темных и светлых ниток, что придает кружеву объем. Одним из самых известных кружев ришелье является итальянская ретичелла.

Достоинства и недостатки кружев ручной работы

Какими бы техниками ни пользовались кружевницы разных стран, результат их работы отличается красотой, благородством и изысканностью.

Кроме того, кружева ручной работы, несмотря на немалую стоимость, весьма популярны благодаря следующим качествам:

  • экологичность – для их изготовления используются только натуральные материалы;
  • гигиеничность, воздухопроницаемость;
  • безопасность для здоровья: они не вызывают раздражения кожи и аллергических реакций;
  • отсутствие статического электричества.

Помимо высокой цены у рукодельных кружев есть еще один недостаток – они весьма прихотливы в уходе. Стирать эти изделия нужно только руками, сушить в расправленном состоянии, разложив на горизонтальной плоскости. Утюжить кружево следует через тонкую ткань или марлю. Изделия с выпуклыми узорами не гладят.

Кружевные полотна машинного производства

Высокая стоимость кружев ручной работы делала их недоступными для большинства ценителей красивой одежды. С приходом эры механизации производство кружев началось в промышленных масштабах.

Первые станки для изготовления кружевного полотна появились во Франции в конце XIX века. С тех пор они неоднократно совершенствовались и модернизировались. В настоящее время это многофункциональные программируемые агрегаты, способные воспроизвести кружевную ткань с любыми узорами, в том числе многоцветными, с добавлением металлизированной нити, приклеенными декоративными элементами. Наиболее яркими представителями машинных кружевных тканей являются ажур и гипюр.

Ткань с ажурной красотой

Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.

Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» – ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.

Интересно знать! В последнее время появилась мода на кружево из искусственной или натуральной кожи. Его получают путем перфорации цельного полотна специальными выемками и иголками.

Основные характеристики ажурного кружева

Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:

  1. Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
  2. Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
  3. Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
  4. Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
  5. Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.

В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.

Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:

  1. Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
  2. Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.

Важно знать! Изделия из ажурной ткани нельзя вешать на «плечики», поскольку материал может растянуться и потерять форму. Лучше всего одежду аккуратно сложить на полку шкафа.

Для чего применяется ажурная ткань

Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:

  • свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
  • бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
  • нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
  • шарфы и палантины;
  • блузки для нарядных костюмов;
  • воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.

Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.

Уход за изделиями из ажурной ткани

Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.

  • Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
  • Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
  • Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
  • Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
  • Сушат изделие в расправленном виде.
  • Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».

Гипюр – родом из Венеции

Хотя «гипюр» слово французское, в дословном переводе означающее «плести», «оплетать», родиной этой красивейшей ткани является Венеция. В давние времена гипюр производился только вручную мастерицами высокого класса.

В наше время для изготовления гипюровых тканей используют специальные машины, которые, действуя по заданной программе, плетут ткань из натуральных или синтетических нитей.

В первом случае гипюровое полотно получается плотным, с выраженным выпуклым рисунком. Во втором выходит тонкая бельевая ткань.

Интересный факт! Классическим способом производства гипюра является так называемый «выдерг». На ткань накладывается сетка, при помощи которой размечаются нити, подлежащие удалению. После их выдергивания для придания кружеву жесткости оставшиеся нити обвивают, делая их кручеными.

Виды гипюра и его применение

Подразделяется на несколько видов:

  1. Классический гипюр . Эта универсальный материал, подходящий как для нарядной одежды, так и для гардин. Чаще всего используются натуральные волокна с небольшим добавлением синтетики.
  2. Гипюр с полиэфирными волокнами . Благодаря добавлению люрексовой нити ткань блестит, что позволяет шить одежду для особо торжественных случаев.
  3. Гипюр на сетке . Легкое и воздушное кружево идеально для блузок, легких платьев, пеньюаров.
  4. Стрейч-гипюр . Вплетение нитей лайкры делает кружевную ткань эластичной. Одежда из этой ткани прекрасно облегает фигуру, повторяя все изгибы.
  5. Гипюр-кожа . Эта ткань получила свое название за повышенную плотность и прочность.
  6. Трикотажный гипюр . Для изготовления используются шерстяные или искусственные волокна. Из него делают свитера, блузоны, кофты и т п.

Гипюр – положительные стороны и недостатки

Достоинства гипюра, как и всех других кружевных полотен, неоспоримы:

  1. Даже небольшая гипюровая вставка сделает из повседневной одежды нарядную.
  2. Учитывая разнообразие видов, узоров и оттенков, гипюр можно подобрать для любого типа фигуры.
  3. Ткань хорошо пропускает воздух и не парит.
  4. Гипюр универсален – он подходит и для изысканных свадебных платьев, и для пошива гардин и занавесей.

Ну и, как обычно, не обойтись без минусов:

  1. Гипюр чересчур прозрачен, поэтому требует подкладки из более плотного материала.
  2. Ткань не слишком проста в пошиве. Для того, чтобы изделие выглядело эстетично, нужно тщательно подбирать рисунок при раскрое.
  3. Если материя слишком тонкая, то неосторожное обращение может вызвать затяжки или разрывы.

Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом.

Французское кружево

Франция не является родиной кружевной ткани, однако французские монархи одними из первых оценили красоту и изящество нового полотна. Екатерина Медичи, будучи уроженкой Флоренции, первой надела кружевное платье на свою свадьбу, положив тем самым начало новой моде.

Состоятельные французы украшали кружевами не только одежду, но и домашние интерьеры, постельные принадлежности и даже кареты. Именно мастерами Франции была разработана новая техника плетения кружев, известная всему миру как французское кружево.

В Алансоне, что в Нижней Нормандии, выпускаются уникальные кружева, внесенные в список наследия Юнеско. На тончайшую сетку с шестигранными ячейками наносится мелкой иглой узор из цветов и бутонов. Контуры узора укрепляются волосом от белогривых лошадей.

Плетение алансонских кружев – очень трудоемкое занятие. Для того, чтобы сделать один квадратный сантиметр кружева, мастерице требуется не менее 5 часов. В настоящее время алансонские кружева могут делать и машины. Но все равно кружево ручной работы ценится буквально на вес золота.

Мода на шантильи – кружева из черных нитей – появилась в XIX веке во времена Наполеона III. Название ткань получила от одноименного городка, где работали кружевницы. С помощью техники шантильи плетут шали, накидки, пелерины, декорируют платья. В конце XIX века самым большим шиком среди французских модниц было иметь платье из черного шантильи, посаженное на белый чехол.

Французские кружева всегда на вершине модного Олимпа. Даже представительницы английской королевской династии надевают на свадьбу наряды из французских кружевных тканей. Кружевные ткани ручной и машинной работы – прекрасный материал для пошива и декорирования одежды, нижнего белья, домашнего текстиля. Стильные, воздушные и прекрасные кружева способны превратить повседневную жизнь в яркий праздник.

Венецианское кружево - это чрезвычайно нежное, изящное и роскошное ажурное полотно. Его отличительной особенностью служит сочетание объемных линий и небольших деталей с участками, заполненными мелкой сеткой.

Название техники созвучно с местом, где ее разработали и впервые применили итальянские мастера (в Венеции на

Немного истории

Родина знаменитого на весь мир венецианского кружева представляет собой совсем маленький поселок, расположенный в отдалении от крупных населенных пунктов. Наверное, именно поэтому секрет создания удивительных живописных орнаментов был довольно долго скрыт от публики.

Техника венецианского кружева была разработана в конце XV, начале XVI веков. В те времена оно имело признаки каймы, то есть представляло собой длинную полоску с несложным узором и краем в виде зубцов. Его использовали, чтобы украшать воротники, манжеты, передники и платья.

С течением времени орнамент усложнялся и добавлялись новые элементы. Менялась и сама конфигурация кружевного полотна, оно становилось все шире, превратившись в полноценную ткань. Теперь из него изготавливают платья, белье, болеро, обувь, аксессуары и другие изделия.

Легенда о происхождении техники

Венецианцы с удовольствием рассказывают всем желающим о том, как было изобретено венецианское кружево. Эта легенда стала их достоянием.

Согласно повествованию, эта уникальная техника была придумана девушкой-мастерицей, которой ее возлюбленный, моряк, преподнес в качестве подарка необычную морскую водоросль. Тогда она носила название «кружево русалки».

Дожидаясь любимого из плавания и спасаясь от скуки, девушка принялась плести кружева, избрав примером необычные водоросли.

Особенности венецианского кружева

Внешний вид этого типа кружев очень специфичен: его лицевая сторона содержит выпуклые элементы (линии, узелки, серединки цветов и маленькие лепестки), а изнанка остается гладкой. В оригинале, работая над созданием очередного узора, мастерицы не использовали никакой основы. Контуром служила толстая нить, сложенная несколько раз. Она прокладывалась по линиям узора, намеченным на пергаменте, и фиксировалась на пересечениях.

Затем, применяя более тонкую нить и иглы, мастерицы заполняли промежутки между основными линиями сеткой и другими декоративными элементами. Чтобы получить объемные фрагменты, кружевницы прокладывали внутрь строчек конские волосы. Их затем очень плотно обшивали нитью, не позволяя основе проглядывать сквозь слой нитей. Этот метод носит название «стежок в воздухе».

Популярность кружева

Сегодня оригинальное объемное венецианское кружево чрезвычайно ценно, так как процесс его изготовления очень трудоемок. Конечно, высокая стоимость не служит препятствием для именитых модельеров. Они с удовольствием используют этот декор для украшения платьев, сумок и других творений.

Такие изделия неизменно выходят нежными и роскошными. В числе последних разработок знаменитого бренда Dolce & Gabbana можно увидеть немало моделей, содержащих элементы венецианского кружева.

Волшебная метаморфоза

Есть хорошая новость для любительниц повязать - техника создания венецианского кружева может быть воплощена в крючке. Благодаря новаторскому подходу к вязанию, введенному мадемуазелью Риего де Бланкардье, терпеливые и аккуратные мастерицы могут связать венецианское кружево своими руками.

Правда, полученное полотно только внешне напоминает работу итальянских энтузиастов и называется ирландским кружевом.

Это название знакомо многим, кто пытался создать крючком что-то посложнее пинеток. Чрезвычайно красивые, ажурные полотна ирландских кружев собирают из отдельно связанных мотивов и элементов. Промежутки заполняют нерегулярной сеткой из очень тонкой нити.

Более подробно о технике ирландского кружева

Ирландские или венецианские вяжут из пряжи совершенно разных цветов. Правда, классикой можно считать изготовление изделий из хлопка белого или пастельного цветов.

Элементы и мотивы могут иметь какую угодно форму:

  • Традиционные цветы.
  • Листья.
  • Завитки.
  • Птицы, рыбы и бабочки.
  • Геометрические орнаменты.

Выбранные фрагменты вяжут, стараясь придать им максимум жесткости. Формировать рельефные строчки не обязательно, но такой прием сделает полотно похожим на венецианское кружево. Схемы для вязания длинных ажурных полос также являются актуальными при работе с наборными кружевами.

Как собирать элементы в целое полотно

Когда все запланированные мотивы будут связаны, их следует разложить на выкройке будущего изделия, выполненной в натуральную величину. Размещенные элементы необходимо надежно закрепить.

Для этого выкройку накладывают на доску с набитым поролоном или на пенопласт. К такой основе очень удобно прикалывать размещенные элементы. Затем места соприкосновений мотивов сшивают иглой, а промежутки заполняют нерегулярной сеткой.

Существует масса тонкостей, присущих изготовлению ирландского кружева. В рамках данной статьи будут указаны только самые главные:

  • Ячейки сетки должны быть минимальных размеров, иначе полотно выйдет бесформенным.
  • Хорошо смотрятся полотна, в которых сетка связана из пряжи намного тоньше, чем материал мотивов.
  • Нижний край изделия, горловина, манжеты и открытые проймы обязательно должны быть обвязаны. В противном случае края быстро растянутся и не будут держать форму.
  • Следует позаботиться о том, чтобы надежно спрятать хвостики обрезанных нитей. Это можно сделать при помощи иглы.
  • Отпаривать готовое полотно нужно с изнанки.

Венецианское кружево: применение в декупаже

Элементы, характерные для техники венецианского кружева, часто используют для декорирования различных предметов. Узкие ленты наматывают или приклеивают к стеклянным вазам, цветы и листья вырезают и применяют в декупаже. В мире такой прием называют Pizzi Goffre, а на просторах рунета - венецианское кружево.

Мастер класс по его правильному использованию предложен далее. Эта техника позволяет создать объемный и очень красивый декор на самых разных поверхностях: на бутылках, шкатулках, рамках для фотографий.

Материалы и последовательность работы

Чтобы декорировать бутылку, потребуется:

  • Сама бутылка (стеклянная банка, ваза или другой предмет).
  • Отрезок кружева (новое полотно или фрагмент ненужной одежды).
  • Другой декор для декупажа (карты, салфетки с рисунком).
  • Прочный клей для соединения ткани со стеклом.
  • Клей ПВА для остальных работ.
  • Акриловый грунт и краски.
  • Лак на водной основе.
  • Акриловая шпатлевка и инструмент для ее нанесения (маленький шпатель, мастихин).
  • Кисти, салфетка для вытирания рук.

В первую очередь бутылку следует протереть обезжиривающим раствором (спиртом или ацетоном). Затем на ее поверхность наносят грунт, обычно это акриловая краска светлых оттенков.

На следующем этапе нужно вырезать участок кружева и приклеить его к боковой стороне бутылки. Когда ткань будет прикреплена к поверхности, следует тщательно проклеить ее кистью с лицевой стороны.

В таком положении работу следует оставить на сутки, чтобы она просохла.

Затем можно приступать к нанесению шпатлевки. Зачастую этот материал применяют, чтобы нейтрализовать дефекты деревянных поверхностей и облегчить декупаж. Венецианское кружево довольно объемное и плотное, поэтому нельзя надеяться только на клей. Следует подстраховаться и обработать выступающие края шпатлевкой.

Для получения небрежных неровностей этот материал можно в произвольном порядке распределить по остальной поверхности. Этот слой также должен хорошенько просохнуть (не менее суток).

Далее нужно всю бутылку полностью покрыть лаком. После его высыхания кружево следует подкрасить масляной краской, а остатки стереть влажной салфеткой. В результате краска остается только в углублениях, что придает изделию эффект старины.

На следующем этапе следует продолжить декорирование: нанести фоновый цвет, разместить розы, вырезанные из салфетки. Бумажные фрагменты нужно тщательно и аккуратно промазать кистью с клеем ПВА.

Завершение работы

После того как бутылка хорошо высохнет, ее необходимо покрыть несколькими слоями лака. Теперь изделие можно считать завершенным.

При желании перед этим этапом можно нанести двухфазный для образования декоративных трещин. Следует учесть, что его применение требует просушки работы на протяжении еще одного дня. Получившиеся трещины нужно будет подкрасить масляной краской, а затем покрыть лаком.

Хорошо смотрятся изделия в такой технике, украшенные краской с металлическим эффектом, бусинами, лентами и шпагатом.

Франция не была родиной изобретения кружева. Но она подарила миру несколько техник, которые оказали значительное влияние на развитие моды в мире. Французское кружево шантильи, аржантанские и алансонские изделия очень ценятся и считаются одними из самых дорогих в мире.

Моду на кружева во Франции ввела Екатерина Медичи. Флорентийка по происхождению, жена короля Генриха II и мать троих королей произвела фурор своим кружевным нарядом на свадьбе. Екатерина стала законодательницей новой моды, при ней получил популярность орнамент ретичелла. Кружевом украшали не только наряды и постельное белье, но оббивали им кареты и использовали в интерьере.

Французское кружево

При Екатерине появился первый каталог кружев, который нарисовал по ее заказу итальянский художник Фредерико де Винчоло.

При Людовике XIV возникла мода на итальянский гипюр. Венецианские кружева стоили баснословно дорого, случалось, что дворяне разорялись, приобретая наряды. Министр финансов Кольбер выписал 30 кружевниц из Венеции, которые должны были научить местных мастериц секретам плетения.

Французские кружевницы усовершенствовали технику. Гипюр отличался тонкостью отделки: воспроизводились не только причудливые орнаменты, но и жанровые сценки, выплетались профили ангелов и людей.

Людовик, которому Кольбер показал образчики работ, остался весьма доволен: король-Солнце, уверенный в мастерстве француженок, запретил экспорт кружев во Францию. Были основаны мануфактуры в Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантане, Реймсе и многих других городах. С конца XVII века кружево из Франции - образец совершенства и высокого стиля. На целых два столетия - обязательный атрибут женского и мужского костюма, который носили высшие сословия. Лишь в XIX веке мужчины перестанут украшать наряды кружевом.

Алансонские кружева

В Алансоне (нижняя Нормандия) первыми стали использовать тюль с шестигранными мелкими ячейками в качестве фона. На контуры орнамента нашивался волос белогривых лошадей. Узор из букетов, растительных орнаментов наносится мелкой иглой.

Гирлянды, узоры в стиле рокайль имеют характерный орнамент, который оформлялся более толстой нитью. Кружева в технике алансон - чрезвычайно кропотливое трудоемкое плетение. Чтобы сплести один кв. см кружев требуется четыре часа ручной работы!

К концу XVIII – началу XIX века орнамент алансонского кружева облегчается. Его размещают по контурам, а фон заполняют мелким рисунком, горошком, бабочками.

Алансонские кружева входят в список всемирного наследия Юнеско. Сейчас большинство кружев выполняется способом машинной вязки. В продаже ручная вышивка практически не встречается. Но в музее кружевоплетения работают мастерицы, которые знакомят с техникой.

Получили известность аржантанские кружева. Их отличие состояло в том, что более крупные ячейки на фоне обметывались петельным швом. Алансонские кружева более воздушные, чем изготовленные в Аржантане.

Одни из самых популярных кружев в мире, используемых для украшения свадебных платьев, - это кружева алансон.

Кружево шантильи

Эта техника - кружево из черных нитей - получила распространение в XIX веке. Шантильи вошло в моду при Наполеоне III. Орнамент узора выполняется решеткой, которая в некоторых деталях, для достижения глубины и объема, плетется более плотно. Контуры рисунка, равно как и ажурного фона, очерчивает плотная нить из шелка.

С помощью техники шантильи плели накидки, шали, чехлы для зонтиков, пелерины, декорировали платья.

Техника родом из одноименного городка. Сначала в Шантильи плели модные тогда кружева блонд, потом начали производить кружево из черных нитей. Свое название шантильи получили, когда в городе их производством уже не занимались. А вот лучшими мануфактурами считались Канны и Байе.

Платье из французского кружева

Кружева из шантильи - непременная часть атрибута костюма европейской модницы XIX столетия. Сохранилось множество портретов, где изображены красавицы, чьи платья или накидки украшены шантильи. По воспоминаниям француженки, жившей в эпоху Третьей республики, дамы чувствовали себя неодетыми, если на них не было кружев или накидки шантильи.

В 40-е годы позапрошлого века декорировать наряды кружевом шантильи могли себе позволить только дамы из высшего общества. В 60-е годы шали, накидки, воротнички из черных кружев стали доступнее: их стали производить машинным способом.

В конце XIX века в Европе в моду вошли платья шантильи, которые надевали на белый чехол. Это был изысканный и дорогой наряд представительницы высшего общества.

В наше время кружево из Франции - непременный атрибут одежды pret-a-porte и haute couture. Ведущие изготовители кружева - это дома высокой моды Sophie Hallette и Riechers Marescot.

Французские кружева всегда в моде. Особый интерес на них возник после свадьбы Кейт Миддлтон, которая выходила замуж в платье из кружева, изготовленного во Франции.

Ценится также винтажное кружево, которое собирают для коллекций, изготовления нарядов антикварных кукол.

Немного из истории. Ирландское кружево получило своё название, благодаря легенде. Считают, что ирландские моряки, скучая в плаваниях по дому, плели из верёвок различные цветы и узоры. Позже кому-то пришло в голову объединить эти узоры в одно плетение, которое и представляет собой кружево. А так как моряки, придумавшие эту технику вязания были ирландцами, то и кружево называют ирландским. Но это легенда.

Производиться ирландские кружева стали в XIX веке в Ирландии. Их орнамент был взят из гипюр XVII века. Кружева пользовались огромной популярностью в начале XX века. Их ещё называли «ренессанс». Хотя такие кружева встречались во Франции XVII века. Оттуда они пришли в Ирландию и Англию. Это очень кропотливый труд, создать вещь из мотивов ирландского кружева. Но очень красивы и эффектны с эстетической точки зрения.

Именно по эффекту, который создают вещи, связанные способом ирландского кружева, они дают фору фриволите и венскому гипюру. Кстати, иногда ирландское кружево называют венским гипюром, но это абсолютно разные вещи. Сходство с гипюром только в вывязывании отдельных элементов и последующей раскладке по выкройке. Гипюр соединяют бридами или группами брид.

Похоже, что у моряков было достаточно свободного времени, так как кружева по своей сложности и красоте предполагает наличие виртуозности. Это уже настоящее искусство. Но, если ты только решаешь начать, пусть эти слова не пугают. Ведь главное - набить руку. Это относится к рукодельницам самого широкого круга и стиля вязания. Мы просто рассмотрим технику вязания в стиле ирландских кружев, вернее одну из техник - наборное кружево.

Смысл техники в том, чтобы связать отдельные композиции, в основном это цветочные мотивы, и соединить их в одно полотно, будь это салфетка, или кофточка.

Некоторые авторы, описывающие данную технику, утверждают, что ирландское кружево может осилить только опытная вязальщица, с чем мы не согласимся. Ведь отдельные компоненты - звезды, цветы и листочки, связать под силу всем. Затем остается соединить их в одно полотно, а это уже дело времени и терпения. Если есть терпение и появляется время, для занятия вязанием, попробуй связать ирландское кружевное полотно. В любом случае оно станет предметом гордости.

Соединять отдельные элементы в общую композицию можно разными способами. И не обязательно одно полотно соединять только одним способом. Их можно комбинировать, ведь один элемент может быть удобно соединен одним способом, а для другого элемента может оказаться удобнее другой способ. Для начала рассмотрим, как можно объединить в композицию отдельные мотивы.

1. Простейшим способом соединения элементов считают привязывание их друг ко другу в процессе работы. К примеру, ты связала первый элемент, или мотив, когда заканчиваешь вязать второй, то последний ряд ввязывается с краем первого элементы. Или такой вариант. Если большие мотивы будут располагаться вокруг одного мелкого, тогда лучше связать эти большие элементы отдельно, а когда будешь вязать маленький - привязывай крупные к его краям. Конечно, этот способ хорош, когда ты связываешь полотно небольшого размера, и элементы примерно одинаковы. Но когда композиция состоит из очень разных по размеру и форме элементам, собрать всё полотно этим способом становится весьма затруднительным. Мелкие мотивы вязать и соединять очень долго и сложно. Поэтому вязальщицы, неуверенные в своей терпеливости и запасе свободного времени, лучше пусть попробуют связать крупные мотивы.

2. Более известный и используемый способ - это соединение отдельных мотивов сеткой. Принцип создания композиции - это раскладка мотивов на ровной поверхности и заполнение пустот вязаной сеткой. Когда сетка вяжется, происходит объединение мотивов в одну общую композицию. Пустоты не имеют определенной формы, поэтому вязание сотами или филейной сеткой здесь не подойдет. Скорее наоборот, сетка должна быть с произвольной формы ячейками, которые имеют произвольную форму и направление, как тебе покажется красивей. Лучше всего, когда она словно обтекает отдельные части полотна.

3. Если и этот способ слишком для тебя трудоемок, сделай ещё проще. Сначала свяжи сетку, или ажурное полотно. Поверх него привязывай отдельные мотивы. Главное, создать красивую основу.

5. Полотно, которое состоит из мотивов, которые плотно прилегают, многие рукодельницы просто сшивают нитками. При этом, конечно, просветов желательно, чтобы было поменьше. Желательно оставить от мотива кончик нити достаточно большой длины, чтобы можно было его заправить и прошить участок соединения.

6. Бриды - стежки из нитей, которыми можно соединять кружева. После этого они обшиваются швом «ришелье», или же саму сетку выполняют, как игольное кружево.

Не обязательно сразу же браться за изготовление цельного элемента гардероба по технике ирландского кружева. Ведь отдельные мотивы можно применить как декоративные элементы при отделке одежды, накладные украшения или аппликации на ткани или трикотажном изделии. Отделка юбки, платья или кофточки элементами ирландского кружева любую вещь может сделать изысканной и оригинальной.

Взгляни на рисунок. Так выглядит настоящее ирландское кружево. Это не может не впечатлять.

К выкройке такого кружева следует подойти по всем правилам швейного дела со всеми вытачками. Это важный элемент хорошего начала.

Если ты не относишься к разряду профессионалов в портном деле, и сделала выкройку самостоятельно, или же пользуешься журнальными выкройками, тогда поступить лучше следующим образом. На недорогой ткани сделать выкройку, подогнать её под себя, и по подогнанным элементам сделать окончательную выкройку, заново построив детали с учетом корректировок. Эти манипуляции могут показаться излишними, однако они на самом деле позволяют экономить массу времени и нервов, потому что корректировать изделие, когда оно представляет собой вязаное полотно - уже очень трудно. Создав, таким образом, подогнанную до идеального качества выкройку (ошибок успеешь наделать в процессе), собираем детали. Выкройка желательно должна быть сделана из плотного картона. Для сборки деталей, нужно «придумать» какую-нибудь площадку, в которую можно втыкать булавки, чтобы закреплять основу и отдельные элементы. Это может быть ровная доска, обтянутая поролоном и тканью. Выкладываем мотивы на выкройку. Некоторые мотивы могут быть уже собраны в композиции. Сразу все мотивы вязать не следует, кроме случая, когда делаешь по готовому примеру. Обычно вяжут несколько мотивов, собирают в композиции, стараясь создать удачное сочетание. Этот момент, пожалуй, и есть самым важным в ирландском вязании, потому что он не технический, или механически отработанный. Здесь присутствует искусство, творчество. И это так интересно. Если удалось создать красивую комбинацию, остальные мотивы вяжутся уже в рамках задуманной темы.

Иногда прикалывать мотивы на выкройку из бумаги не совсем удобно. В этом случае следует пришивать мотивы на ткань, предварительно нанеся на неё контуры выкройки. Существует и практика приклеивания кружев скотчем. Вязальщицы иногда крепят элементы лицевой стороной вниз, чтобы было удобнее связывать элементы сеткой. Ещё один способ - собрать небольшие завершенные композиции, которые затем легко соединить в общее полотно. К примеру, спинка и полочка.

Главное правило сшивания элементов - места соединений должны быть сшиты незаметно. Заполнив всю пространство выкройки, ты заметишь, что остались незаполненные участки которые и заплетаются сеткой. Сделав одну деталь, переходи к другой. Шов должен быть невидим, особенно в боковых и плечевых местах соединений, поэтому важно продумать эти участки заранее. Если листик или цветок заходит за край соединения, это великолепно! Ведь он как раз и закроет соединение, или же спинку можно делать с учетом, что половинка детали начинается, к примеру, на спинке, а другая заходит на полочку.

Сетка обычно вызывает больше всего вопросов у новичков. Мы уже говорили о том, что сетка может быть правильной и неправильной формы ячеек. Правильной сеткой обычно обвязываются одинаковые, или графически «правильные» детали. Неправильная, или нерегулярная сетка применяется в том случае, если мотивы очень замысловаты, имеют разный размер и форму, то есть сложные элементы. У нерегулярной сетки отсутствуют лицевая и изнаночная стороны, так как она вяжется в произвольном направлении.

Каких-нибудь определённых приемов при вязании сетки нет. Некоторые вязальщицы вяжут её сразу при соединении элементов, другие вяжут её под мотивы отдельно, затем пришивая. Вполне вероятно, что вы выработаете свой стиль крепления мотивов, свою сетку. Здесь мы изучаем только основы.

Для вязания сетки используется обычно более тонкая нить, чем та, из которой связаны мотивы. Вяжите сетку как можно туже, иначе она станет рыхлой. Элементы не должны теряться на сетке, для этого они обязываются «рачьим шагом». Разрывать нить каждый раз, когда закончила обвязывать очередной мотив совсем не обязательно. Можно перейти к следующему по изнанке.

Главное в ирландском кружеве - гармоничное сочетание. При этом можно применить на одном и том-же изделии разные варианты плетения сетки и мотивов. Запомни, что в этом виде вязание нет границ. Вместо сетки можно использовать тесьму и вязаные шнуры, связать их на нужную длину, дальше включай фантазию.

Рукодельницы, которые занимаются ирландскими кружевами постоянно, советуют слегка увлажнить и отпарить мотивы, перед тем, как собирать изделие. Отпаривать, но не отглаживать! Мотивы не должны сесть, иначе придется довязывать, а это может нарушить всю задумку, нарушив отдельные рисунки.

Элементам желательно придавать рельеф, если специально не задумана легкая тонкая вязь. Для придания объема применяют «вязание на бурдоне». Бурдон - это несколько нитей, собранных в одну, или одна более толстая нить. Он становится основой, которая обвязывается столбиком без накида, проходя сквозь вязание. Если нужно участок сделать более толстым, бурдон закладывается внутрь, если нужен более тонкий рельеф, вытягивается наружу.

Надеюсь, что такое детальное описание не слишком утомило. Однако материал вряд-ли можно считать завершенным, если не показать примеры, как можно связать отдельные мотивы.

Как вязать мотивы ирландского кружева

Итак, вяжем лист. Первый листик будет иметь плоскую фактуру. Остальные, приведенные здесь, ребристые.

По этой схеме получается листок, широкий у основания черенка и сужающийся к концу. Если сделать прибавку на арочке делают форму листа острее у черенка. Если набирать больше ВП (10-12) и обычный отступ 2СБН лист будет шире. Зубцы будут сконцентрированы спереди и ориентированы в сторону острия. Из листков такой формы легко создать один сложный лист (фото 7). Если у первоначальной цепочки уменьшить количество ВП (4-6), тогда наш листик получится значительно уже и длиннее при условии многорядного вязания. Зубцы будут располагаться на протяжении всего листа.

Ну, и здесь встает резонный вопрос - а что делать, если нужен такой мотив, как широкий лист с зубчиками по всей длине. Для этого нужно всего лишь увеличить СБН отступа. Чтобы получилась четкая и затейливая композиция, используется несколько видов листьев в одной композиции. Кто любит свободные сюжетные линии, кто строгие и даже геометрически правильные, главное, чтобы в целом это смотрелось гармонично и красиво. Для свободного сюжета рисуют эскиз с листьями разной формы и размеров. Чтобы лист получился изогнутым, вяжут разное количество СБН с одной и другой стороны. Если разница небольшой, к примеру, 1-2 или 2-3, поворот будет плавным а 1-3, это крутой поворот. На фото 9 мы видим лист, который повернут, связан согласно схемы 4. На фото 10 связан лист с поворотом в разные стороны по схеме 5. Для свободной композиции просто необходимы такие разнообразные вариации. Только так она может смотреться достаточно выразительно и эстетически завершенной. Ты сама можешь экспериментировать с различными способами вязания листов, чтобы они были изогнутыми. Можно ещё делать округлые листья и произвольные, которые сегодня ещё более популярны. Нередко в композициях можно встретить маленькие листья, которые связаны одним рядом столбиков различного размера. Чтобы композиция была выразительней и жестче, её обвязывают «рачьим шагом», или рядом СБН (схемы 6 и 7).

Так же, как вяжутся листья небольшого размера, казалось бы вязание листьев среднего размера должно стать аналогичным. Однако такой лист получится несколько рыхлым даже мосле того, как его обвяжешь. Такие листья следует вязать, СБН, ПС, С1Н с обеих сторон от цепочки ВП (фото 12, схема 8). Такой лист нужно обвязать два раза в те же самые головки столбиков. На округлых местах не забывай добавлять СБН с нужной стороны. Черенок провязывается на 6-7 ВП, в обратном направлении вяжется СБН.

В другой разновидности листа разновеликие столбики вяжутся на СБН, которые обвязываются цепочкой ВП с обеих сторон (фото 13, схема 9). Вплетите в такой лист бурдон, то есть более толстую нить, или скрученную в несколько нить, которой вяжется листок.

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого - вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) - Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора - на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 - и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)" - третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента - столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.