Возрастные особенности детей 5 лет родительское собрание. Родительское собрания на тему

30.09.2019 Мои образы

Волкова Ольга Олеговна
МБДОУ №37 Кемеровская область город Ленинск-Кузнецкий пр-т Кирова 73
воспитатель
Статья "Патриотическое воспитание дошкольников"

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

В современном мире, когда происходят большие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание становится одним из главных направлений работы в дошкольном образовании. Все больше возникает необходимость обращаться к народным традициям, культуре, истории, к вековым корням, к понятиям родство, Родина.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание - это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Чувство патриотизма включает в себя не только любовь и преданность к Родине, ответственность и гордость за нее, но желание и стремление трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, уверенность в себе и полноценную личность.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др. Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в области содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира, формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.

На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания работы с семьей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:

Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными;

Резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Основное противоречие - противоречие между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путем.

Необходимо создать пространство, которое поможет взрослым и детям взаимодействовать в передаче одними и принятии другими культурных ценностей прошлого и настоящего, познании и сохранении их в настоящем и будущем.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Поэтому важно не упустить возможность наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины.

В процессе нравственного, трудового и умственного развития ребенка зарождаются первые ростки гражданско-патриотического воспитания.

Исходя из вышесказанного, под гражданско-патриотическим воспитанием понимается процесс становления сознательного человека, который любит и ценит свою землю, родной край, знает и уважает культурные ценности и историю своего народа.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриотическое воспитание дошкольника определяется современными условиями: углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты:

Воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности;

Уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка;

Формирование духовно-нравственных отношений;

Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

Формирование любви к культурному наследию своего народа;

Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

В связи с остро стоящим вопросом патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющегося мира возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.

В настоящее время все чаще обсуждается проблема гражданско - патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.

Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В рамках данной статьи мы хотим показать работу МБДОУ детский сад № 37 г Ленинска-Кузнецкого по воспитанию в детях любви к родному краю, чувства патриотизма.

На базе МБДОУ № 37 г. Ленинска-Кузнецкого педагогами был подготовлен долгосрочный проект (с октября по май) по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента под названием «Кузбасс - мой край родной».

Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Были определены цели и задачи, направленные на более глубокое изучение природы родного края, курортов, заповедников республики, памятных мест городов. Педагоги разработали перспективный план, по которому был подобран материал с помощью родителей. Совместно с родителями были организована экскурсия в краеведческий музей, походы по памятным местам города.

Продуктом данной работы явилась организация праздника «Сабантуй». Он проводился на территории учреждения, в оформлении и проведении праздника принимали активное участие как педагоги так и родители дошкольников.

Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. В своей работе мы используем методические пособия и рекомендации.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.

Список использованной литературы.

  1. Агаркова, Е.И. Разработка региональных программ развития системы дошкольного образования [текст] / Е.И. Агаркова, С.В. Загребельная, И.В. Клемоинова, А.П.Самородова, Г.А.Шешерина, под общей ред. Н.Г.Астафьевой, методические рекомендации. -М.: Аркти, 2010.-72 с.
  2. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [текст] / Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, учебное пособие. -М.: Академия, 2007. -82 с
  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова, учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  4. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [текст] / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.
  5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Электронный ресурс]. - Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А.Н.Толстой.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине.Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественныхотношений.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно - литературное творчество.

Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическомувоспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, Республики МарийЭл и ее столицы - города Йошкар-Олы, а также куклы в национальных платьях: русском и марийском. В уголке имеются различные карты России и МарийЭл, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Йошкар-Олы, книгами об истории и достопримечательностях русского имарийскогонарода, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела».

Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми созданмакет«Русская изба» с внутренним убранством и макет «Мой город». Получился очень красочный наглядный объемный макет города с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети определяли местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т.д. Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:

  • совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама - самая лучшая»,«Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);
  • участие на праздниках и утренниках (соревнование «Мама, папа, я - спортивная семья», Новый год);
    • участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев, в акции («День Плюшкина»), вблагоустройстве ДОУ;
  • Участие в конкурсе «Любимая подвижная игра», «Сочиняем вместе».

В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?»иродительское собрание «Воспитываем патриотов».Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.

В своей работе использовала различные формы работы с детьми:

  • Познавательные занятия:

Изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве - столице России, о её истории.

- «Марий Эл - мой край родной», «Йошкар-Ола - столица Марий Эл» - знакомство детей с культурой и традициями родного края.

- «Герои войны», «Дети-герои» - знакомство сподвигами российских солдат, проявлявших героическое мужество в те страшные для Отечества времена.

  • Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, марийских сказок, рассказов, стихов о природе.
  • Беседы - рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.
  • Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.
  • Продуктивная деятельность. Чем интереснее было наблюдениеокружающего, тем содержательнее становилось детское творчество.Дети с увлечением рисовали родную природу и любимый город, создавали фотоальбомы, делали поделки из природного материала.
  • Экскурсии: в краеведческий музей им Т.Евсеева, в музей леса, к монументам, к вечному огню с возложением цветов.
  • Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы».С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках: «Осенины», «Масленица», «Пасха», «Праздник Березки».
    • Участие на конкурсах:

-«Йошкар-Ола - цветущий сад» - победитель городского конкурса в номинации «Самый творческий воспитатель»;

- «Йошкар-Ола – мой любимый город»- победитель городского конкурса;

Конкурс художественной самодеятельности среди ДОУ г. Йошкар-Олы «Юные таланты 2015» с танцевальной композицией «Синенький скромный платочек» - выступление на гала концерте и благодарность.

Городская литературная конкурсная игра «По дорогам сказок», посвященной году литературы в России – диплом III степени за 3 место в командной игре по мотивам русских сказок;

Республиканский конкурс «В мире финно-угорских сказок» - грамота; «Медвежонок - символ заповедника» - участие;

Всероссийский конкурс «Любят дети детский сад» - победители и благодарность;

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Можносделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается,прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Библиографический список:

1. Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотическоговоспитания в ДОУ».

2. Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма вдетском саду».

3. КомратоваН.Г, Грибова,Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.

4. Костина, Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

5 Новицкая, М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003

6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям М, 1980

7. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

Память… Она нетленна и вечна, она смотрит на нас со старых фотографий с тех вещей, которые хранят бывшие фронтовики; и она не даёт померкнуть для потомков ни одной героической странице истории страшной афганской войны и Победы над фашизмом.

В феврале в Михайловской школе прошел месячник военно - патриотического воспитания. Прошло множество мероприятий, встреч, в которых принимали участие не только мы, ученики школы, но и наши родители, жители поселка. На протяжении февраля действовали выставка рисунков учеников начальных классов «Пусть всегда будет солнце», фотовыставка в библиотеке «Афганистан болит в моей душе». 13 февраля ребята нашей школы приняли участие в поселковом митинге, который состоялся у Памятника погибшим воинам - афганцам. Поселковый голова Иванович В.Н. от имени всех жителей поблагодарил присутствующих на митинге воинов - афганцев за мужество и героизм. Ребята с интересом слушали рассказы о той страшной войне. 14 февраля во всех классах прошел единый урок «Час обрав нас»

Ученики 11 класса вместе с классным руководителем посетили Белицкую Зою Ивановну, мать Белицкого Владимира Ивановича, погибшего при исполнении интернационального долга.

«Память сердца! Память сердца! Где предел тебе, скажи! Перед этим озареньем отступают рубежи» - такими словами ведущие начали фестиваль военной песни. Эти песни помогали нашим людям в трудные минуты. Учащиеся 5-11 классов исполнили песни: «Закаты алые», «Огонек», «Песня фронтового шофера», «Ровесницы наши», «Тальяночка», «Ах, эти тучи в голубом», песни об афганской войне. Минутой молчания присутствующие почтили память тех, кто отдал свои жизни при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан, освобождении г. Ровеньки от немецко - фашистких захватчиков, кто погиб, добывая Победу в великой Отечественной войне.

Особое настроение было у учителей, учащихся и родителей 26 февраля. В этот день прошел конкурс строя и песни. Ребята тщательно готовились к этому дню: выбирали песню, отрабатывали выполнение команд, маршировали, подбирали форму. И все это было не зря. Конкурс стал настоящим праздником. Ребята показали, что являются достойной сменой своим отцам и дедам.

Мы, не знавшие войны, обязаны помнить о тех, кто мужеством и героизмом приближал победу в Великой Отечественной войне, о тех, кто с честью выполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. Никто из них не думал о славе, когда шёл на смертельный бой с врагом - и слава нашла их. Никто из них не думал о бессмертии и славе - и они остались вечно живыми.

Наша сила заключается в том,

Что хотим мы покоя и счастья.

Чтобы солнышка луч в каждый дом

Заглянул и прогнал все ненастья.

Патриотизм -это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина –Россия. Любой из наших граждан может с гордостью сказать : «Я-россиянин!» . Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остаётся всё меньше . И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина» , «патриот » , «патриотизм » , мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства нашей страны. Но, главное, мы должны научить этому наших детей.

Патриотизм , гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Пятилетние дети уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей , рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. И чтобы ни говорили о том, что нашим детям тема Великой Отечественной войны не понятна, слишком давно это было и много поколений уже сменилось, я с этим никогда не соглашусь. Если взрослые помнят о той войне, если в семье берегут память о своих близких , воевавших с фашистами, то и дети будут знать и помнить об этом. Нужно только правильно донести до них эту информацию. Наши ребята добрые и отзывчивые, они умеют слушать, сопереживать и сострадать.

В нашем детском саду прошла встреча детей дошкольников с ветераном Великой Отечественной войны Шеиным Галактионом Фёдоровичем. Ребята подготовили для гостя творческий подарок – несколько самодеятельных номеров. Во время нашей встречи прозвучали стихотворения о войне М. Исаковского, С. Михалкова. Дети прослушали песни «Вставай, страна огромная» , «Здесь птицы не поют» , «Горячий снег» . Также прозвучала музыка «Аве Мария» , «Голуби мира» . Галактион Фёдорович рассказал ребятам о том, как он сражался с фашистами и с японцами. Ребята узнали о войне из уст человека, который воевал сам, командовал отделением, видел живых фашистов, и даже побывал в немецком танке. Ребята заранее подготовили несколько вопросов , которые их очень интересовали. Заслуженный военный артиллерист внимательно слушал и давал ответы. После того, как закончилась встреча, дети преподнесли ветерану войны цветы, поближе рассмотрели ордена и медали и даже потрогали их. Эта встреча особенно тронула ребят и надолго останется в их памяти и маленьких нежных сердцах. Не только дети, но и их родители готовились к встрече. Вместе с ними была подготовлена выставка рисунков «Наша армия сильна» , оформлены стенды «Фотографии военных лет» , «Старый Оскол –город воинской славы » . С детьми проводились беседы «Наше Отечество» , «Нападение Германии и начало войны» , «Оборона столицы - Москвы» , «Письма с фронта» . Кроме бесед дополнительно велась работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой о войне. Ребята разучили стихотворения советских поэтов о военных годах, слушали солдатские песни и военные марши. В групповой комнате организовали выставку книг для детей о Великой Отечественной войне. С огромным интересом слушали дети рассказы о подвигах наших солдат и офицеров – А. Матросове, А. Маресьеве, Н. Гастелло, о подвиге семнадцати героев, которые вступили в неравную схватку с врагом, защищая наш родной Старый Оскол. Вся эта работа проводилась для того, чтобы у детей сформировалось представление о том страшном и очень трудном времени. Все беседы, рассказы должны были раскрыть отдельную веху в истории той войны, поведать детям о героизме нашего народа, который выстоял, несмотря на огромные трудности и победил фашизм.

Нам, педагогам и родителям нужно сделать всё, чтобы память о войне , о людях, выстоявших и победивших, осталась не только в истории нашей страны, но и в сердцах всех живущих ныне людей. А все последующие поколения помнили, какой ценой досталась нашему народу эта Победа.

В своей статье я рассказала всего лишь о маленькой частичке той работы, которая систематически ведётся с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста.

Из опыта работы воспитателя с родителями воспитанников ДОУ по вопросу физического воспитания и закаливания детей. Из опыта работы воспитателя Москвиной Т. И. старшей группы МБДОУ «Детский сад № 93» с родителями воспитанников, по вопросу физического воспитания.

Направленности патриотического воспитания Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть.

Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник сравнительно новый - День Матери. Не остался в стороне и коллектив МБДОУ № 2 «Малышок». Доброй.

Реализация системы патриотического воспитания в ДОУ Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень.