Тема собрания логопеда в подготовительной группе. Родительское собрание в подготовительной логопедической группе «Скоро в школу

22.10.2019 Мои образы

Первое родительское собрание в старшей логопедической группе

Цель: Знакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, магнитофон с записью речи детей, бумага, ручки, цветные карандаши, мяч, мнемо-таблицы.

Ход собрания

Логопед : Добрый вечер, дорогие родители! Вы, возможно, еще не все знакомы между собой. Я вам предлагаю познакомиться. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: “Я, Елена Александровна, мама Иванова Вани”.

Мы познакомились. Теперь, уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание : обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! А сейчас все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. (Ответы родителей по заданию).

Дети - это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище - одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных - 13. У нас с вами одна цель - сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе.

Наша группа называется речевой или логопедической.

Логопедия - это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Специалист, занимающийся коррекцией речи (или “воспитанием речи”), называется логопедом. Это я, Фомичева Наталья Николаевна. В нашей группе, помимо логопеда, с детьми занимаются воспитатели: Кожаева Ирина Федоровна и Бодрова Мария Федоровна.

Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших всех воспитанников стоит заключение ОНР. ОНР - это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Сейчас я предлагаю вам прослушать рассказы ваших детей, которые мы записали в августе (запись).

Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

А именно, работа с детьми проводиться по следующим направлениям:

Формирование правильного звукопроизношения;

Развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);

Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

Совершенствование грамматического строя речи;

Обогащение, активизация словарного запаса речи;

Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Сейчас немного расскажу о занятиях. Подгрупповые занятия делятся на:

Занятия по формированию лексико-грамматического строя;

Занятия по формированию связной речи;

Занятия по подготовке к обучению грамоте.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например - одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать. Мы будем учиться.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквеным анализом слов, анализом предложений.

Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям.

На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести общие тетради. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.

Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения (Родители совместно с логопедом выполняют упражнения для развития речевого дыхания).

Артикуляционная гимнастика - это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек (Родителя совместно с логопедом выполняю артикуляционную гимнастику).

Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах, словах, фразах и предложениях.

Обучение грамоте. На занятиях мы учимся выделять звуки, рисовать звуковые схемы, делить слова на слоги, придумывать предложения и составлять к ним схемы (Родители под руководством логопеда выполняют задания по обучению грамоте).

А сейчас я предлагаю всем встать в круг. Мы поиграем в игру «Эстафета». Эта игра направлена на обогащение словарного запаса. Ведущий предлагает назвать то, что бывает деревянным. Игроки называют как можно больше слов (существительных). Затем предлагается подобрать к какому-нибудь слову прилагательные или глаголы.

Для развития связной речи мы используем мнемо-таблицы (Родители составляют рассказ о животном, используя мнемо-таблицу).

Все, что я вам рассказала касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите пожалуйста в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

Коррекция звукопроизношения;

Формирование грамотной, выразительной речи;

Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

Усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

Индивидуальный подход к ребенку;

Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Учитель-логопед _______________ Фомичева Н.Н.

Проведение родительского собрания в логопедической подготовительной группе для детей с ОНР.

Цель-выявить уровень подготовки детей к школьному обучению, насколько объективно родители оценивают готовность ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительный этап.

Уважаемые родители_________________!

Родительское собрание на тему: «Готов ли Ваш ребёнок к школе?!»

Состоится________________.

На повестке дня:

Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации;

Практикум по обучению грамоте.

2.Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребёнок к школе?», с помощью которого родители могут достаточно объективно оценить подготовленность ребёнка к школе.

3.Выставка детских рисунков на школьную тему.

4.Подготовка плакатов:

  1. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  2. Красна птица пером, а человек умом.
  3. «Счастье даётся только знающим» (И.Бунин).
  4. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети (укр.мудрость).

5.Выставка методической литературы по подготовке детей к школе: обучение грамоте, чтение, письмо, логическое мышление.

6.Оформление папок – раскладушек «Советы, памятки учителя – логопеда».

Выступление учителя – логопеда.

«Речевая готовность ребёнка к школе».

Наиболее значимым для ребёнка 7лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дощкольном периоде:

Хорошее физическое развитие ребёнка;

Развитый физический слух;

Развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

Нормальное функционирование ЦНС;

Владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);

Произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

Коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.

2.Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3.Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный в составе слова; анализ гласных из трёх звуков; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4.Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой, меховое; образовывать прилагательные от существительных.

5.Сформированность грамматического строя речи:

Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,

Умение работать с предложением: правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами,

Работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и исправлять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам,

Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказы – описания.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают ошибок в письменных работах, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, мягкие – твёрдые, «р – л»). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (ОНР). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфорграфических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат.

Приложение № 1.

Советы учителя – логопеда

1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка

Не перегружайте его речевыми занятиями.

Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2.При общении с ребёнком следите за своей речью.

Говорите с ним не торопясь.

Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3.Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4.Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

5.Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

И не забудьте проверить: «А понятен ли ему Ваш вопрос?»

Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Приложение 2

Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?»

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребёнка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1.Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?

2.Вашего ребёнка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3.Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4.Общителен ли ваш ребёнок как с детьми, так и со взрослыми?

5.Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6.Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7.Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда ли убирает их или вы устали напоминать об этом)?

9.Может ли сравнивать числа и предметы?

11.Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)?

12.Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, клюв у птиц, перья)?.

13.Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, словом «обувь» объединить слова «сапоги, туфли, валенки, т.д.)?

14.Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным значением (холодно – жарко)?

15.Умеет ли составлять рассказы по картинкам?

17.Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (с трудом и без всякого удовольствия).

18.Умеет ли уверенно пользоваться ручкой?

19.Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20.Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21.Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22.Может ли без особого труда собрать разрезную картинку?

23.Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, дерево – ветки, листья; книга – страница, строка)?

24.Считаете ли вы, что ваш ребёнок нелюбознателен и плохо осведомлён?

Соотнесите свои ответы с ключом:

Если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «ДА», то за каждый ответ начислите по 1 баллу;

Если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «НЕТ», то начислите за каждый ответ ещё по одному баллу.

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20 -24 балла, то поздравляем! Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению знаний.

15 -19 баллов – вам следует уделить больше внимания своему ребёнку, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти готов к школе.

14 баллов и менее – лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд всё перетрут». Ваш ребёнок ждёт помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Всё это поможет достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.


Анна Романченко
Родительское собрание в подготовительной логопедической группе «Скоро в школу»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе

«Скоро в школу »

Здравствуйте, уважаемые родители , мы искренне рады видеть Вас. Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу . Вы, родители , и мы, педагоги ДОУ, заинтересованы в школьных успехах наших детей , поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу . Поступление ребенка в школу – это переломный момент в жизни каждого ребенка. Я думаю, что уже сейчас многих из вас начинают волновать такие вопросы : А готов ли мой ребенок к школе ? А как он будет учиться?

Психолого – педагогический феномен «готовность ребенка к школе » складывается из различных видов готовности : физической, личностной, мотивационно – волевой, интеллектуальной и т. д. О них мы поговорим немного позже. А сейчас я хочу подвести вас к другому аспекту : к благоприятной среде в семье, к вере в своего ребенка, что не маловажно в обучении в школе .

Уважаемые родители , вот попробуйте сейчас сами определить : готов ли ваш ребенок к школе ? (ответы родителей )

Современная специальная литература дает нам множество советов – как развить речь ребенка, подготовить к обучению грамоте , счету, письму и т. д. Но здесь, я считаю уместным, думать не столько об интеллектуальной, сколько о душевной, психологической готовности к школе , от которой зависят не только школьные успехи , но и самочувствие ребенка. Мы, конечно же, все хотим, чтоб наши дети росли здоровые, и успешно учились. Но не всегда мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка. Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы… хотели. Одни прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для себя трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немало душевного участия и труда.

А сейчас давайте более подробно остановимся на психологической готовности.

Психологическая готовность включает :

интеллектуальную готовность;

мотивационную готовность;

эмоционально-волевую готовность;

коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать : свой адрес и название города, в котором он живет;

название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей , информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов. Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Мотивационная готовность. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника . С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе . Не следует запугивать детей школой , предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу , дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то , что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались» , придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе , поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка :

способностей ставить перед собой цель,

принять решение о начале деятельности,

наметить план действий,

выполнить его, проявив определенные усилия,

оценить результат своей деятельности,

а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные.

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом , ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения , установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе .

(раздать памятки родителям )

Советы родителям

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ .

1. Своё имя, отчество и фамилию, возраст (желательно дату рождения) .

2. Свой домашний адрес, город, страну, в которой живёт.

3. Фамилию, имя, отчество родителей , их профессию.

4. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

5. Различать домашних животных и их детёнышей, одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

7. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т. д.)

8. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

9. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов, различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги.

11. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 мин)

«Речевая готовность к школе »

Приходя в первый класс, у ребенка должен быть соответствующий уровень речевого развития.

На что необходимо обратить внимание :

Речевая коммуникация

Связная речь

Словарь

Грамматика

Произношение

Речевая коммуникация - это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.

Связная речь. К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки.

Он должен правильно формировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ход у пересказа.

Словарный запас. К 7 - ми годам у ребенка достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы, т. е. подбирать противоположные по смыслу слова (вход - выход, хороший - плохой, быстро - медленно, говорит – молчит,

подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный, подбирать наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко) и т. д.

Грамматика. К 7-ми годам ребенок должен уметь понимать различать грамматические конструкции.

Пример : Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале?

Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди?

А также правильно образовывать слова.

Пример : Варенье из слив - сливовое, шапка из соломы - соломенная.

У лисы - лисята, у льва - львята.

Однако в речи ребенка всё ещё встречаются грамматические ошибки. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

Звукопроизношение. Приходя в школу , ребенок не должен пропускать, искажать, заменять звуки другими звуками.

В 7 лет ребенок в норме произносит все звуки родного языка в словах, во фразовой речи.

Помните, что правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе , залог успешного освоения чтения и письма.

Овладение навыками письма для первоклассников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев. Поэтому хорошо если место «хватки» карандаша или ручки покрыто пупырышками, они были трехгранными. Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребёнок. У детей говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная подвижность языка могут быть причиной неправильного произношения звуков.

Смена молочных зубов на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи.

Поэтому вся моя индивидуальная работа, которая проводится 2-3 раза в неделю, и направлена на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление и введение их в речь.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас. Строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, свободно пользуется монологической речью. Пересказывает небольшие по объему сказки, рассказы.

Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

А сейчас давайте вновь вернемся к компонентам школьной готовности .

Примерили их к своему ребенку?

Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т. е. какова причина школьной незрелости ?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть :

Недостатки в воспитательной среде (пропуски) (необходимы : систематические занятия с ребенком)

Недостатки соматического развития ребенка (болезни) (Необходима : консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.

Невротическое развитие характера. (Необходима : консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима : консультация у невропатолога и лечение) . Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

В своем выступлении мы рассказали о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе , о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.

Материал подготовила воспитатель Сергеева О. Н.

Тема собрания : «На пути к школе»

Форма проведения: круглый стол

Участники: родители воспитанников данной группы, воспитатели: Сергеева О.Н., Алыкова М.В., учитель - логопед Толстик Л.А.

Цели: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребёнка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе. Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Задачи : способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников родительского собрания, зарождению основы для будущего доверия; дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт игрового взаимодействия друг с другом, игровой культуры общения.

План проведения:

1. Вступительное слово ведущего (актуальность проблемы)

2. Круглый стол (вопросы-ответы)

3. Игровая физическая пауза «Кто быстрее соберёт ранец со школьными принадлежностями».

4. Выступление заведующего.

5. Подведение итогов собрания, принятие решений. Организационные вопросы

6. Анкетирование «Готовность ребёнка к началу школьного обучения».

7. Заключительная часть родительского собрания «Рисунок дня»

Подготовительный этап:

1. Подбор материала по теме собрания «На пути к школе», распечатка текста.

2. Приглашение на родительское собрание заведующего, О.В.Брусову

3. Подготовка анкет «Готовность ребёнка к началу школьного обучения»

4. Подготовка памяток «Как воспитать у ребёнка самостоятельность»

5. Изготовление коробки «Почта доверия» (для анонимной формы общения)

6. Изготовление плакатов с тематикой собрания: «На пути к школе», «Будущая учёба ребёнка в школе - прекрасная возможность быть и считаться взрослым» - высказывание психолога Н. Свибильской.

7. Изготовление пригласительных на родительское собрание, для родителей или их законных представителей.

8. Организация выставки методической литературы и дидактических игр по теме собрания.

9. Подготовить музыкальное сопровождение (классическая музыка, флэшка)

Ход родительского собрания.

Ведущий: Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, который волнует всех родителей будущих первоклашек, а как мы с вами все знаем с сентября 2016 года, наша группа называется подготовительная к школе, и данная тема родительского собрания очень актуальна, вопрос: «Что значит ребёнок готов к школе?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребёнка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка к школе просто необходима, но её недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее всего развивать познавательную активность будущего ученика.

Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д. (напомнить родителям о предыдущих род. собраниях, тема которых посвящалась игре, где подробно излагался материал на данные темы; кто регулярно посещает родительские собрания хорошо понимает о чём идёт речь) Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности. Считаем эти направления ведущими, т. к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умение и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок - прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения, это новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения, основываются на том, что за годы дошкольного детства у ребёнка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает серьёзные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у ребёнка чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительная модель поведения, сложившаяся у такого ребёнка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребёнку в элементарных делах заранее создают серьёзные трудности для его обучения.

Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задачей дошкольного учреждения и задача родителей - это помочь ребёнку.

Круглый стол

(вопросы-ответы, беседа)

Ведущий и родители: В начале школьной жизни ребёнка чаще всего возникают трудности. Как Вы думаете какие?

Предположительные вопросы родителей: ребёнок не старателен, не хочет выполнять домашние задания, не усидчив, быстро утомляется.

Ведущий : причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно - волевой подготовке ребёнка к обучению в школе. Ребёнок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость. Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание следует уделять ей в старшем дошкольном возрасте.

Ведущий: конечно, переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых - учение, а не игровая деятельность, как в детском саду. Дошкольникам объясняют, что учёба в школе - серьёзный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

Хорошо если родители готовят детей к тому, что учёба - это большой труд. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдёшь в школу - там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет». Вопрос: «Какой должна быть позиция родителей в данном случае? Ответ: Для ребёнка учёба - праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появиться новая интересная работа, такая же, как у папы и мамы.

Вопрос: « Как формировать у ребёнка нравственно-волевые качества?»

Ответ: Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети имели доступные их возрасту трудовые обязанности. Несли ответственность за их выполнение. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить.

Вопрос: «Как убедить ребёнка выполнять поручения?»

Ответ: Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребёнка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьёзная ошибка. С одной стороны, подаётся пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой - укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. В детском саду перед занятиями по художественному творчеству дети сами раскладывают на стол все необходимые для этого принадлежности. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учёбе.

Ведущий воспитатель: разберём ещё очень важный момент. Движение - главный принцип бытия, недостаток движения ведёт к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно - двигательную активность детей. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе. Естественной потребностью в движении должна стать организация двигательного режима. Дошкольное учреждение обязательно учитывает это, и при составлении сетки занятий на учебный год включают три раза в неделю физкультурные занятия, одно из которых проводится на свежем воздухе. Оптимизация двигательного режима, повышение двигательной активности до установленных показателей достигаются и на спортивных развлечениях, и на спортивных праздниках, эстафетах между группами.

Мы с вами выше определили по каким критериям ребёнок адаптируется к школе, чтобы хорошо учится; вспомним ещё раз, он должен иметь определённый уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно-значимыми», познавательными функциями. Прежде всего, они обеспечивают готовность и способность ребёнка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога.

Игровая физическая пауза: «Кто быстрее соберёт ранец?» (проводится 3-4

раза).

Выступление заведующего МАДОУ №5

Анкетирование родителей «Готовность ребёнка к началу школьного обучения».

Подведение итогов собрания.

Организационные вопросы. Принятие решений.

Свои предложения и вопросы связанные со школой, которые у Вас возникли, на сегодняшнем собрании. Вы можете анонимно или с подписью Вашей фамилии, как Вам удобно, задать письменно и опускать в коробочку «Почта доверия»

Рефлексия: Приём «Рисунок дня»

В конце родительского собрания, каждый родитель с помощью соответствующего рисунка должен выразить своё мнение по поводу данного родительского собрания, с пояснением смысла рисунка (вывешивается на мольберт чистый лист А-3 и маркеры разных оттенков).

Длительность родительского собрания 1,5-2 часа.

Дошкольный логопедический пункт МБДОУ детский сад «Солнышко»

Режим работы

Понедельник 8.30– 12.00

Вторник 8.30 – 12.00

Среда 8.30 – 12.00

Четверг 8.30 – 12.00

Пятница 8.30 – 12.00


Что такое логопункт.

Логопедический пункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу. Не в каждом детском саду есть логопедическая группа или логопункт, где дети могут получить своевременную помощь логопеда. У нас в детском саду такая помощь оказывается, что позволяет нашему учреждению наиболее эффективно решать задачи всестороннего развития детей.


КАКИХ ДЕТЕЙ БЕРУТ НА ЛОГОПУНКТ

  • На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп) речевыми нарушениями.
  • На логопедические пункты берут всех детей нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
  • В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.
  • На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.
  • Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь .

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: 1. Нарушение произношения отдельных звуков - ФН 2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР 3 .ОНР (3 степени) – общее недоразвитие речи.


Документы

  • Обследование детей – февраль – март (средняя группа дети с 4-5 лет)
  • Направления выдаются – май
  • Направления сдаются – до 20 августа.

Сколько детей зачисляется на логопункт.

  • Общее количество детей для логопедической работы в течение года в детском саду составляет 20человек.(т.к. 0,9 ставки)

Занятия на логопункте 1.Индивидуальные 2-3 раза в неделю 2. Подгрупповые 2 раза в неделю


Оформление папок


Работа логопеда

В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет работу по следующим направлениям:

  • Коррекция звукопроизношения
  • Формирование фонематических процессов

Обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий языка являются параллельными задачами.


Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно

1. Подготовительный этап

– формирование точных движений языка, губ, щек;

– формирование направленной воздушной струи;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие фонематического слуха;

– отработка опорных звуков.

2. Этап постановки звука

3. Этап автоматизации

4. Этап дифференциации

5 . Этап введения звука в свободную речь


Почему логопеду нужна помощь родителей.

Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс более эффективным, поскольку

  • Уменьшается срок коррекции речевых нарушений
  • Более прочно закрепляются полученные навыки
  • Весь процесс коррекции проходит для ребенка легко

Чем логопункт отличается от логопедической группы.

  • Количеством детей – в группу зачисляется 15 человек, на логопункт 20-25 человек.
  • В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями.
  • Темпами коррекционной работы – в группе 2 года, на логопункте от 3 месяцев до 1,5 лет.
  • Системой работы - в группе логопед + воспитатель + родители, на логопункте логопед + родители.
  • Направлениями работы - в группе звукопроизношение + грамматический строй + словарный запас + связная речь. На логопункте звукопроизношение + фонематические процессы + словарный запас.

Программы

  • В логопедической группе – в коррекционную программу встроена общеразвивающая.
  • На логопункте – в общеразвивающую программу встроена коррекционная-
  • коррекция нарушений речи.

  • Больше общайтесь с детьми;
  • Снизить до минимума просмотры телевизора, исключить компьютеры, планшеты, телефоны;
  • Обучать чтению грамотно;
  • Обращаться за рекомендациями к специалистам (воспитатели, логопеды, врачи).