Развитие тактильной памяти. Память тактильная

24.10.2019 Мои образы

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР (англ. olfactory system ) - сенсорная система , осуществляющая анализ пахучих веществ, которые воздействуют на слизистую оболочку носовой полости. О. а. состоит из периферического отдела (обонятельные рецепторы ), специфических проводящих нервных путей (обонятельный нерв и центральный обонятельный путь), подкорковых нервных структур (сосковидные тела) и коркового отдела (извилина морского коня).

Периферическим отделом О. а. служат рецепторные поверхности, расположенные в слизистой оболочке верхней части носовой перегородки. Обонятельный рецептор состоит из т. н. биполярного нейрона размером 5-10 мкм и периферической части - палочкообразного отростка (шириной ок. 1 мк и длиной 20-90 мкм), заканчивающегося обонятельным пузырьком, на котором симметрично расположены 9-16 ресничек (диаметром 0,1-0,2 мкм), непосредственно вступающих в контакт с пахучими веществами. Аксоны биполярных нейронов, собираясь в пучок обонятельного нерва , проникают через отверстия в продырявленной пластинке решетчатой кости в полость черепа и входят в обонятельную луковицу . Из митральных клеток обонятельной луковицы начинается центральный обонятельный путь , который заканчивается в височных базальных отделах мозга в области извилины морского коня. Подкорковыми нервными структурами являются т. н. сосковидные тела .

Пахучие вещества проникают в слизистую оболочку носа при вдыхании через нос или через рот. Минимальная концентрация пахучего вещества, вызывающего обонятельное ощущение, называется абсолютным порогом чувствительности. О. а. человека имеет высокую чувствительность, в частности запах «искусственного мускуса» ощущается при наличии 5× 10 - 15 г его в 1 см 3 воздуха. Некоторые пахучие вещества (ванилин, валерьяновая кислота) вызывают чисто обонятельные ощущения . Др. пахучие вещества вызывают наряду с обонятельными также и температурные, тактильные, болевые и вкусовые ощущения (напр., хлороформ - сладкий вкус, ментол и камфора - холод и др.).

Важное свойство О. а. - адаптация (уменьшение чувствительности) к длительному раздражению пахучим веществом. Одновременное действие нескольких пахучих веществ приводит к их смешению. В некоторых случаях происходит подавление одного запаха др. Возможны нейтрализация запахов, когда смесь не вызывает обонятельного ощущения; появление нового запаха; последовательная смена запахов; увеличение чувствительности к одному запаху после действия другого и др. явления, возникающие при смешении запахов.

ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ

(англ. tactile memory ) - хранение информации, полученной путем осязания . Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в условиях, когда она должна компенсировать недостающие типы памяти (напр., у слепых). Использование методики частичного воспроизведения для исследования П. т. позволило обнаружить наличие иконической П. т. Установлено, что объем иконической П. т. на 50% больше, чем объем тактильной кратковременной памяти . Информация в тактильной иконической памяти стирается на 50% через 1,3 с. См. , . (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ" в других словарях:

    Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не… …

    Память - У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

    ПАМЯТЬ - способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия

    ПАМЯТЬ - психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия

    Память - способность человека к закреплению, сохранению и воспроизведению воспринятой информации. Виды П.: словесно логическая, двигательная (моторная), образная, тактильная (осязательная), эмоциональная. Различают также П. долговременную (подсистема П … Криминалистическая энциклопедия

    - (англ. kinds of memory) различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями. 1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности,… … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Иммунная система человека - Лимфоцит, компонент иммунной системы человека. Изображение сделано сканирующим электронным микроскопом Иммунная система подсистема, существующая у большинства животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний,… … Википедия

    Информация - (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    ДПДГ - ДПДГ(EMDR) Десенсибилизация и переработка движением глаз (англ.EMDR (англ.)русск. Eye Movement Desensitization and Reprocessing) метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для терапии пост травматических расстройств (ПТСР) … Википедия

Книги

  • Клавиатурный набор , Шклярова Татьяна Васильевна. Уметь быстро и правильно (и, очень желательно, грамотно!) набирать текст на компьютере сейчас должен уметь каждый человек с шести- или семилетнего возраста. Это пособие научит Вас и Ваших… Купить за 77 руб
  • Клавиатурный набор для детей учителей и родителей Методика обучения слепому десятипальцевому методу Упражнения , Шклярова Т.. Уметь быстро и правильно (и, очень желательно, грамотно!) набирать текст на компьютере сейчас должен уметь каждый человек с шести- или семилетнего возраста.. Это пособие научит Вас и Ваших…

Тема: Развитие тактильной (осязательной) п амяти.

Цель: Развитие тактильных ощущений и тактильной памяти.

Задачи:

1. Изучить индивидуальные особенности тактильной памяти.

2. Формировать у детей представление о тактильной памяти как способности человека и помочь детям определить значение тактильной памяти в жизни и деятельности.

3. Развивать тактильную память.

4. Формировать навыки позитивного общения.

Ход занятия.

Приветстивие .

Игра- приветствие. «Доброе утро(день, вечер) в ладошку»

Цель: - развитие навыков коммуникации;

Формирование положительного отношения между детьми.

Создания положительного эмоционального настроя перед занятием.

Ход игры:

Педагог говорит: Доброе утро! Называя ребенка по имени. При этом он как бы кладет это приветствие в раскрытые ладошки. Ребенок, взяв в его ладошки Доброе утро, так же передает его рядом сидящему. Так Доброе утро будет передано всему по очереди и вернется к педагогу. У всех в ладошках есть Доброе утро. Теперь педагог предлагает выпустить Доброе утро в воздух, раскрыв ладошки и подбросив его вверх. Все помещение наполняется добротой от этого приветствия,а лица детей и взрослых сияют улыбками.

Разминка.

Пальчиковая гимнастика .

Это пальчик папа

Это пальчик мама

Это пальчик баба

Это пальчик деда

Ну, а этот пальчик Я.

Это вся моя семья!

Игровой артикуляционный тренинг С.М. Машевской «Сказка о мальчике Язычке»

У каждого мальчика и каждой девочки есть домик, в котором живет их Язычок. Покажите – ка мне вашего красавца!(Дети высовывают язык во всю длину).
Закройте домик.

Однажды проснулся мальчик Язычок в своем домике и пошел посмотреть, все ли в нем в порядке. Пришел в эту комнату (языком упираемся в щеку) здесь все хорошо, пришел в другую (упираемся в щеку) здесь посмотрел (снова меняем щеку),здесь проверил (в другую),стал бегать между комнатами по коридору, туда –сюда, туда- сюда (каждый раз упираясь в щеку с усилием, язык должен устать)

Набегался и решил заглянуть в кладовочку (глотка), там мышка всю ночь скреблась(загибаем язык в направление глотки как можно дальше и водим им из стороны в сторону). Ну,как, там мышка? Нет, мышки не было видно.

Язычок решил в темноту не ходить и пошел по коридору. Как вдруг погас свет! Но наш смелый Язычок не испугался. Он нашел наощупь стремяночку и, забравшись под потолок, стал выкручивать перегоревшую лампочку (языком делаем вращательные движения, надавливая при этом на верхнее нёбо). Вывернул лампочку и стал вкручивать новую (те же движения, но в обратном направлении).

Зажегся свет! И Язычок увидел, что на пол насыпалось очень много мусора. Непорядок! Язычок сразу же стал подметать пол (подметаем пол внутри рта до зубов, тщательно).

Ах, как стало чисто. Язычок решил пойти в круглый зал и там потанцевать. Пришел, а там все занавески на окнах висят как попало. Конечно, Язычок решил их сначала поправить. Поправляем занавесочки.(язычком водим по кругу между губами и зубами в медленном темпе), а теперь танцуем (то же движение, но в быстром темпе) . Натанцевался Язычок и решил отправиться на прогулку. Пошел в эту комнату, ищет дверь(водим с усилием языком по щеке сверху вниз),двери тут нет! Он побежал в другую комнату, ищет дверь –и тут нет! А здесь? Нет! Здесь? Нет!!! Что же такое, Язычок чуть не заплакал, а дверь вот! Нашел, наконец!

Но Язычок не стал открывать дверь сразу. Он решил сначала в глазок заглянуть. Посмотрел – и ничего не увидел, потому что дверной глазок запылился. Давай его протрем(губы вытянуты в трубочку, делаем вращательные движения, в одну и в другую сторону).Протерли. Язычок -посмотрел, все ли в порядке перед дверью?

А что за углом дома? Язычок выдвинул глазок сильно вперед и загнул его в сторону влево- вправо, влево- вправо (вытянутые в трубочку губы поворачиваем как можно дольше в стороны). Порядок. Можно и дверь открывать.

Распахнул Язычок дверь и обомлел: все крыльцо в снегу(листья, пыли, грязь). Чистим крыльцо! Нижнюю ступеньку, верхнюю ступеньку (3-4 раза массируем зубами губы).Замечательно получилось!

И Язычок даже зацокал, вот так: (на один «цок» язычком загибаем один пальчик, начиная с мизинчика,- 5 раз, а теперь разгибаем пальчики и цокаем).

Сообщение темы урока.

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со способностью человека, которая называется тактильная память.

А как вы думаете, что такое тактильная память?

Тактильная Память - это способность человека запоминать ощущения.

Молодцы, все верно.

А теперь давайте поиграем с вами в игру чудесный мешочек и определим насколько хорошо у вас развиты тактильные ощущения.

Чудесный мешочек

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Найди от картинки тень правильную.

Цель с картинками занятий: развитие наблюдательности. Играть можно, как с ребенком одним, так и с несколькими ребятами одновременно.

Перед малышом показывают одну картинку с несколькими яркими предметами. А другую – с изображением теней этих же предметов. Ребенку необходимо определить, где тень от машинки, а где – от пирамидки.

Перед Вам подборка развивающих материалов, где нужно найти тень определенных предметов. Скачивайте и распечатывайте бесплатно игры с тенями для малышей и развивайте их логику и внимательность.

Кисточка, щетка и терка.

Цель: развитие тактильной активности.

На каждую парту кладется кисточка, щетка и терка. Дети берут один из этих предметов и водят себе по ладошки, потом описывают свои ощущения.

Пишем буквы на теле.

Учитель пишет ребенку букву на спине, он в свою очередь должен отгадать,что за буква написана была у него на спине.

Рефлексия.

Инструкция: У вас на партах лежат мордашки с помощью их вы должны оценить свою работу на уроке. Если вы считаете что работали хорошо то нарисуйте вот такой) ротик, если плохо вот такой (. Если не плохо и не хорошо, средне -.

Итог.

Что вам понравилось на уроке? Что нет? Чему мы научились на уроке?

Спасибо за урок! Урок окончен.

Тактильная память

Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях к ладоням, спине, ногам, животу и т. д. Обратите внимание: мы не рассматриваем ощущения во внутренних органах и мышцах – им соответствует другая линия времени. Для улучшения памяти на первом этапе освоения голограммы тактильная память не имеет большого значения, а путаница из-за неточности в терминологии может возникнуть весьма основательная. Поэтому какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т. д.) ни употреблялись, имейте в виду: если специально не оговаривается, то подразумевается тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях.

Что касается ощущений, подавляющее большинство психологических школ считает, что у человека есть восемь видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально иметь дело с четырьмя: зрительными, тактильными, слуховыми, обонятельными. Другие не дают настолько значительного улучшения памяти, чтобы тратить время на работу с ними, а их нахождение обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, которая находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после работы с четырьмя основными линиями времени выставить, к примеру, еще и линию времени ощущений равновесия.

В этой книге, говоря об улучшении памяти, я подразумеваю память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. С другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоил алгоритм работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня. В случае дефицита времени мы выставляем только три линии времени: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я вообще ограничиваюсь выставлением всего одной (основной) линии времени, что само по себе дает значительный эффект.

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени тактильной памяти (как, впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше все-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Линия времени ощущений прикосновения, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат, имеет место внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению тактильной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальт-терапии.

Ключ

Упражнение на концентрацию № 2

Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы выполняли, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем все то, что попадает в наше поле зрения, и столь же безоценочно ощущаем свое тело. Если упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать тело не просто, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.

Те, у кого есть навык сверхобучаемости (или владеющие методикой «КЛЮЧ» Алиева), пусть используют соответствующий настрой на нахождение и выстраивание тактильной линии времени, и внутренний разум начнет им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками тренинга 5-15 минут назад. Люди вспоминают, и многие начинают видеть картинку. Тогда я предлагаю выключить изображение, сосредоточившись на вспоминании прикосновения. После этого нужно перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстоянии примерно в 9 см от лица, где расположена первая опорная точка) и закрепить его мысленным усилием, фиксируя в течение 20–30 секунд. Затем (либо почти одновременно) включаем зрительное воспоминание в этом месте пространства. Непосредственно на занятиях мы выставляем опорные точки ощущений прикосновения на голограмму после нахождения мест, где они воспринимаются разумом каждого человека. Получается интересная картина. Например, несколько минут назад вы взяли в руки эту книгу и начали работать с ней. Зрительное воспоминание у вас может быть уже на левом луче голограммы, либо, например, прямо перед вами, на расстоянии 20 см от лица. А воспоминание о прикосновении к книге может восприниматься вашим разумом совершенно особым образом и находиться в другом месте, которое обычно не совпадает с расположением зрительной картинки. Налицо некая разорванность, несоответствие друг другу воспоминаний об одном и том же событии.

При заочном обучении я не предлагаю даже пытаться найти места, где разум фиксирует воспоминания об ощущениях прикосновения. Пока что данная задача почти невыполнима, но это не является препятствием для выстраивания тактильной линии времени в пространстве: просто нужно уделить немного больше времени на фиксирование ощущений прикосновения в опорных точках голограммы.

Аналогичным образом выставляем воспоминания о прикосновениях, бывших за 3–4 часа до настоящего момента, затем за сутки, неделю, месяц, год и 9 лет. Последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (те, кто постарше, могут вспомнить о прикосновениях, имевших место 25 лет назад).

Сразу же после выставления этих телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение. Максимально сконцентрировавшись (упражнение 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях собираются на левом луче голограммы. 1–2 минуты – и все телесные воспоминания расположены на левом луче. На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около получаса. У ярко выраженных кинестетиков довольно часто телесная линия времени бывает основной, то есть именно ее они выстраивают в первый раз. Вспоминая во второй раз телесные ощущения, эти люди обнаруживают, что все вроде бы и так находится на месте. Что делать в этом случае? Я предлагаю вспоминать только изображения (как на фотографии), максимально отстраняясь от тактильных ощущений и звуков, а затем находить в пространстве свои «зрительные файлы» и выставлять их по порядку на левый луч голограммы. Если первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выстраивания большого значения не имеет. Главное – выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается как на памяти, так и на мышлении. Возможно, что при органических повреждениях мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств позволит быстрее создать компенсаторные механизмы для восстановления нарушенной функции.

Еще два немаловажных момента, которые нужно учитывать при нахождении и выстраивании телесной линии времени.

Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии.

Необходима максимальная концентрация, добиться которой можно с помощью упражнения № 1, рассмотренного в начале книги, а также настроя на концентрацию в нейтральном состоянии. Возможно также применение навыков сверхобучаемости.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Память Внимательно рассмотрите рисунок и запомните эти фигуры, затем, перевернув страницу, найдите их на следующем

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

5. Память 1. Понятие о памяти.2. Виды памяти.3. Процессы памяти.4. Развитие и совершенствование памяти.1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Память Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память - еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

5 Память ВОПРОСЫ О ПАМЯТИ Тест 1. Запоминание во время заучивания Ниже приводится список слов. Быстро прочитайте все слова по порядку по одному разу, затем откройте с. 68 и впишите все слова, которые сумели запомнить. Не пропустите ни одного слова при чтении. Для уверенности

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Тактильная память Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Память Память – это застывшее образование, которое помогает «я» выживать, она имеет сложное устройство. В памяти записаны правила, законы, образы и образцы поведения, мысли и чувства по поводу тех или иных ситуаций. Поиск настоящего нового решения занимает время,

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Память У насекомых памяти нет. Поэтому поведение организовано примитивно. Еда – ползем к ней. Хищник – ползем от него. Не успел, не страшно – эмоций тоже нет.А вот у рыб уже память есть. С памятью – совсем другое дело. Вот тут, помню, была еда. Там, помню, от хищника удирал.

Из книги автора

Память? А что память? «Существует одна тревога, связанная со старением, без которой, я думаю, мы можем прекрасно обойтись: когда мы не можем вспомнить имя или что мы собирались сделать… Это не значит, что мы превращаемся в сумасшедших». * * *Вы можете обнаружить, что ваша

Тактильная память предназначается для того, чтобы хранить разную информацию, которая получена осязательным путем. Причисляется к «профессиональным» типам памяти, потому как в особенности хорошо тренируется при специфических условиях деятельности. Повышенный уровень развития обеспечивается в условиях компенсирования недостающих видов памяти (к примеру, слепые люди, которые способны на ощупь определять, что перед ними).

Моя дочь Маша из всех игр, в которые играют дети, полюбила «дощечки». Суть игры довольно простая: на маленькие деревянные дощечки наклеиваются разные предметы, вроде ворсистой тряпочки, шелковой ткани, пластмассы. Задача – на ощупь определить, что за предмет приклеен к дощечке. Маша достигла больших успехов в этой игре. Она правильно определяла на ощупь практически все предметы, кроме тех, которые раньше не использовались.

Я знала, что «дощечки» – игра, которая прекрасно развивает тактильную память. Поэтому я старалась почаще играть со своей дочкой. Я старалась использовать как можно более разные поверхности. Особенно запомнилась дощечка с приклеенной к ней шерстью кота, который линял в то время. Маша долго не могла определить, что такое приклеено к дощечке, однако в конце концов все-таки дала правильный ответ.

Я считаю, что каждый родитель должен играть со своим ребенком в подобные игры. Это намного лучше, чем если бы ребенок целый день смотрел мультики. Известно, что речь ребенка прямо связана с тактильной памятью.

Кстати, забыла сказать главное – Маша закончила школу с отличием и теперь мечтает стать ведущей на телевидении. Все задатки для этого у нее имеются. Думаю, если бы не развивающие игры, в которые Маша играла в своем детстве, она бы не смогла так хорошо поставить собственную речь.

Что такое тактильная память

Осязательная память связана с ощущениями человека, остающимися у него при соприкосновении с чем-либо. К примеру, когда-то вы дотронулись до ежа. Вы и сегодня помните, каковы его иглы на ощупь. Когда вы видите в книге либо по телевизору ежика, вы вспоминаете, как иголки прикасались к вашим рукам.

Подобная память является связанной с осязательными органами. Она задействуется, когда вы пребываете в полной тьме, и зрительные органы не могут вам помочь. Также такой тип памяти весьма важен для тех, кто осваивает слепую печать. В особенности подобная память развита у тех, кто занимается физической работой либо спортом.

Тактильная память весьма важна в детском возрасте, когда происходит развитие моторики, и дети хотят касаться всего, что видят. Прежде всего, в памяти откладываются болевые ощущения, к примеру, от соприкосновения с горячим утюгом. Дети с хорошо развитой осязательной памятью лучше учатся. Также они имеют развитую речь, воображение, координацию.

Еще во втором веке до нашей эры китайцы знали о том, что движения рук влияют на мозг. Они считали, что действия с руками и пальцами положительным образом отражаются на работе мозга, приводят к гармонии тела и разума.

Японская культура – еще одно доказательство. На кистях рук располагается много точек-рефлекторов, от которых импульсы подаются в ЦНС. Физиологи утверждают, что развитие рук связано с развитием мозга. К примеру, Бехтерев в собственных работах подтвердил, что обычные действия руками способствуют снятию умственной усталости, улучшению произношения множества звуков, развитию речевого аппарата малыша. Знаменитый педагог Сухомлинский считал, что «разум ребенка начинается с пальцев».

Было выяснено, что то, как будет формироваться речевой аппарат малыша, зависит от движений пальцев. Когда пальцы слаженно и умело работают, это ускоряет развитие речи и интеллекта, положительно воздействует на организм ребенка, подготавливает руку к письму. Речь – это, в первую очередь, результат слаженной работы разных участков мозга. Органы артикуляции только исполняют приказы, которые поступают из мозга. Кисти рук связаны с речевыми центрами мозга. Чем более умело и ловко они работают, тем лучше развивается речь.

Больше всего дети желают двигаться. Для них движение – это метод, которым они познают мир. В первую очередь малыш начинает называть такие предметы, к которым часто прикасается. Это еще раз подтверждает, что между тактильной памятью и речевым центром имеется прочная связь. Значит, если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была четкой и ясной, нужно уделять внимание развитию соответствующего типа памяти.

Корковая область мозга, в которую подается осязательная информация, вступает во взаимодействие с иными участками мозга. В особенности сильно она взаимодействует со зрительным центром, а также областью мышечной чувствительности. Подобное взаимодействие и дает нам возможность различать объекты окружающей среды по их форме и размеру, распознавать их расположение в пространстве.


Упражнения для развития тактильной памяти

Тренировать осязательную память у малыша нужно с 1-х месяцев, когда ребенок совершает первые прикосновения, постепенно делая все сложнее упражнения. Это необходимо, чтобы не упустить время, которое заложено природой для тренировки кинестетики. Психологи в собственной работе применяют разные методики и упражнения, позволяющие развивать моторику. Далее вы можете ознакомиться с несколькими упражнениями, направленными на развитие тактильной памяти:

  1. «Дощечки». Смысл упражнения в следующем: берется десять дощечек, к которым приклеиваются различные предметы – бумага, ткань, стружки и так далее. На каждой из дощечек ставится номер. Затем дощечки укладываются на стол соответственно с номерами. Малыш должен назвать предметы, которые наклеены на дощечки. После этого упражнение делается сложнее. Малышу необходимо закрыть глаза повязкой и позволить посредством касания установить, что за предмет приклеен к дощечке.
  2. «Угадайка». Здесь требуется выбрать несколько предметов, которые различаются по собственной фактуре, составу, строению (изделия с ворсом, пухом). Расскажите ребенку о данных предметах, о собственных ощущениях, а потом скажите малышу повторить.
  3. «Догадайся». Данное упражнение нередко применяется педагогами в детских садах либо школах. Детям выдают карточки с написанными названиями различных предметов (железная дверь, деревянный стол, пластмассовая ручка). Затем каждый ребенок рассказывает прочим детям о собственных ощущениях, не произнося название предмета. Дети должны догадаться, что за предмет описывается.
  4. «Собери фигуру». Используется несколько фигур, которые поделены на части. Можно применять круглые, треугольные, квадратные фигуры. Задача малыша – правильным образом восстановить фигуры. После ее выполнения требуется снова поделить фигуры на части. Ребенок должен выполнить восстановление с завязанными глазами.
  5. «Нарисуй-ка». Ребенок должен с закрытыми глазами ощупать предмет, после чего сделать рисунок по памяти.
  6. «Отыщи меня». Проводится в группе. Детям закрывают глаза повязками и выдают предметы для ощупывания. Задача каждого – отыскать ребенка с таким же предметом.

Самое простое упражнение, которое возможно использовать когда и где угодно, заключается в том, что малышу нужно закрыть глаза и выдавать поочередно различные предметы. Малыш должен ощупать их и произнести название.

Заключение

Взрослым развивать тактильную память практически не требуется. Дети – другое дело. Тактильная память развивается лучше всего именно в детском возрасте. От нее зависит, насколько быстро ребенок будет овладевать речью. Ввиду этого необходимо уделять собственное внимание тренировкам ребенка. Играйте с малышом хотя бы раз в день в любую из перечисленных выше игр. Этого будет вполне достаточно для нормального развития.

Если вас интересуют иные статьи, связанные с развитием человеческих возможностей, вы можете найти их на сайте «Тренер мозга». Представленные на веб-сайте статьи предоставят вам ценную информацию, которая связана с саморазвитие. Развивайтесь, и вы, несомненно, сможете добиться успеха в жизни.