Развитие позитивного мышления: методы и упражнения. Позитивное мышление, развитие

03.08.2019 Мои образы

Тренинг развития позитивного мышления

«Радость и счастье подобны зерну, брошенному в землю. Нужно обильно полить её, прежде чем взойдёт росток, и неустанно трудиться, чтобы этот росток не увял, а вырос и дал плоды».

Задания данного тренинга могут использоваться целым блоком или включаться в тренинги профилактики кризисных состояний подростков в качестве фрагмента.

Цель тренинга – открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни под-ростков.

Задача тренинга – научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приёмам саморегуляции эмоциональных состояний.

1 этап – знакомство. Для целевого позитивного тренинга предлагается придумать себе тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристи-ку, например «Весельчак» или «Затейник». Далее в течение всего тренинга обраща-ться друг к другу именно так.

2 этап – упражнения.

«Словарь хороших качеств». По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттен-ки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям приложимы данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов. Рефлексирование: какие чувства, ассоци-ации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очарова-тельный», «прелестный» и т. д. Как влияет этот словарь на настроение и состояние души?

Упражнения на двигательную активность. Можно использовать какую-либо подвижную игру, например «Паровозик», «Путаница» или подобную.

Обоснование. Один из самых эффективных способов самозащиты – «выведение» стрессов по мышечным каналам. Как минимум, в период нервно-психологического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность: бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того, терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.

«Неоконченные предложения».

Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4-5) на листочках разда-ются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий соби-рает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):

Мне пришла в голову отличная мысль…

Мне нравится в себе, что я …

Мне хочется доставить радость …

Всякая погода – благодать, даже вот и сегодня на улице …

Больше всего удовольствия я получаю от …

У меня теплеет на душе, когда я думаю о …

Мне очень помогает в жизни …

Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о …

Чтобы доставить радость родителям, я мог бы …

«Успокойте Бирбала». Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых 3 часа – проспал. Чтобы оправдаться перед царём, Бирбал сказал, что никак не мог успоко-ить ребёнка. Акбар не поверил, что ребёнка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам «заплакал», изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил своего советника.

Участники тренинга выбирают «Бирбала», которого по очереди пытаются успоко-ить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает, чьё утешение было самым убедительным и эффективным.

«Портрет в розовых тонах». Предлагается вспомнить человека к которому испы-тываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит.

Для более младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать кино-героя или литературного персонажа, и так же написать его «портрет». Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

«Цепочка». Упражнение, направленное на тренировку невербальной передачи эмоционально-положительной информации. Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передаётся до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.

«Неприятность эту мы переживём …» . Выбирается какая-то неприятная ситуа-ция, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутст-вии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сде-лать…», или «Подумаешь, важность какая …», или «Вот так фокус …». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздражённо, но здесь включается цепочка зависимости: слово – действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

«Зеркало». Та же цепочка зависимости включается, когда мы сознательно задаём своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом отрепетируйте непринуждён-ную улыбку, утвердитесь в ней, привыкните. Представьте, что вы позируете фото-графу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-либо не-приятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку».Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее. Отрефлексирование: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям; повлияла ли внешняя благость на восприятие и оценку былой неприятности?

«Необитаемый остров». Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело кроме вас, не сможет завершить никто? Представьте, что в вашем распо-ряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?

Заключительный этап посвящается обсуждению своих впечатлений от тренинга. Упражнение «Комплименты» завершает общение. Поинтересуйтесь, повлияло ли на самочувствие ребят их тренинговое имя.

Приветствую, дорогие читатели блога. В этой статье я приведу интересные способы, как тренировать свое позитивное мышление и упражнения на каждый день, которые помогут вам сделать это намного эффективнее.

Вы можете выполнять эти упражнения одновременно или взять какое-то одно из них, поработать с ним месяц, а затем перейти к другому.

Позитивное мышление — 5 упражнений на каждый день

  1. Чтение аффирмаций

Сделайте чтение аффирмаций своим ежедневным ритуалом. Самое лучшее время для этого – утро сразу, как только вы проснулись, и вечером, перед тем как закрыть глаза и уснуть. Именно в это время подсознание больше всего открыто и восприимчиво для идей, которые вы хотите в него засеять.

Аффирмации, которые вы будете читать в это время станут семенами, которые со временем дадут нужные вам всходы в виде новых полезных убеждений. А эти убеждения помогут вам в достижении того, чего вы хотите. Таким образом, вы в любом вашем начинании.

  1. Записывайте позитивные утверждения

Лучше, если вы заведете для этого отдельную тетрадь. Одно утверждение – одна страница. На отдельной странице пишите какую-то одну позитивную фразу каждый раз с новой строчки. Так до самого конца страницы. Исписывайте так по одной странице в день. Думайте о том, что пишете, представляйте это, окунитесь полностью в свои позитивные ощущения, сфокусируйтесь на них, подключайте визуализацию. Тогда вы многократно усилите полезный эффект от упражнения.

Это упражнение имеет мощный эффект программирования подсознания на позитив, если выполнять его с помощью ручки и на бумаге, не на компьютере. Когда вы записываете фразы своей рукой. В этот момент вы как будто прописываете новую позитивную программу в своем подсознании, как прописывают программу для компьютера. Если делать это регулярно, вы сможете сделать позитивное мышление еще одной своей полезной привычкой.

  1. Упражнение «А что, если…?»

Выполнять его также лучше в письменном виде. Подумайте и представьте, а что, если исполнится самое невероятное ваше желание или осуществится ваша большая мечта, что-то настолько грандиозное, о чем вы только осмеливались когда-либо мечтать? Представьте, что ваша мечта исполнена. Что вы чувствуете сейчас? Каковы ваши ощущения? Как измениться ваша жизнь, какой она станет тогда? Чем вы тогда станете заниматься, какие новые грандиозные проекты сможете воплотить в жизнь? Где и с кем будете жить? Как будете отдыхать и т.д…. Сейчас ярко представьте все это, нарисуйте в своем разуме ясную картину. Проживите все это в воображении. Запишите все свои ощущения на бумагу.

  1. Резинка

Как бы вы не старались мыслить позитивно, а бывает так, что нет-нет, да и проскочит в уме негативная мыслишка, а за ней подтянется и другая. И вот вы снова не заметили, как вас затянуло в старый привычно-негативный образ мышления и мысли о проблемах. Как с этим бороться?

Есть один верный способ. Это упражнение с резинкой. Можно взять обычную канцелярскую резинку тонкую, которой часто перевязывают пачки денег. Вот эту резинку наденьте себе на запястье. А дальше все совсем просто. Каждый раз, как только темные негативные мысли появляются в вашей голове, оттяните резинку и отпустите, щелкнув себя ею. Должно быть немного больно. Через болевые ощущения, с которыми будет теперь ассоциировать мозг негативные мысли, вы отучитесь негативно мыслить.

Это действенное упражнение, если выполнять его ежедневно на протяжении минимум 20-30 дней.

  1. Бусины

Возьмите 25 бусин. Можно заменить на обычные горошины. Положите их в карман. В течение дня каждый раз, как заметите что-то хорошее позитивное вокруг, возьмите одну из бусин и переложите в другой карман. Так делайте, пока не переложите все 25 бусин. Замечайте все хорошее вокруг или просто то, за что можете быть благодарны.

Так вы приучите свое сознание фокусироваться на позитиве. Выполняйте это упражнение также хотя бы 20-30 дней. Важно делать это ежедневно, не пропуская.

Любое из этих упражнений поможет вам приучить себя к позитивному мышлению. Главное делать его регулярно в течение хотя бы месяца. А если вы задействуете сразу несколько способов, результат будет еще лучше.

Юлия Каюмова
Тренинг «Искусство позитивного мышления»

Тренинг

«Искусство позитивного мышления »

Актуальность

В современное время стресс, тревога, боязнь неудачи и часто - заниженная самооценка, крепко вошли в нашу жизнь. Людям кажется, что замкнутый круг проблем, и нескончаемая депрессия будут преследовать их до конца.

Мы смотрим вокруг и видим усталых, невеселых, порой и озлобленных людей. Они ведут неинтересную жизнь : ссорятся между собой, имеют массу семейных проблем, а так же проблемы на работе. Основной причиной является – жизненный настрой. Если он не положительный, то и жизнь в таких же красках – отражение нашего отношения к ней.

Также негативно влияют установки родителей на ребенка «ты должен быть отличником» , «Ты ничего не умеешь» , «ты ничего не добьешься в жизни» , и даже часто ставят в пример другого, более успешного ребенка. Все это влияет на будущее. Эти отрицательные установки обычно проявляются в более старшем возрасте. Но можно изменить ситуацию в лучшую сторону. Для этого и существует позитивное мышление .

Позитивное мышление влечет за собой позитивную жизнь . Это предполагает, в свою очередь, умение совершенствоваться.

Цель : сохранение и укрепление психологического и социального здоровья учащихся, формирование основ толерантной коммуникативной культуры, овладение навыками позитивного мышления и умением применять полученные знания в жизни.

Задачи :

Раскрыть учащимся психологическое содержание понятий «позитивное и негативное мышление » , «коммуникативная толерантность» ;

Показать значение позитивного мышления для жизни и здоровья человека;

Способствовать осмыслению ценности позитивного мышления ;

Способствовать развитию креативности;

Способствовать овладению навыками позитивного мышления , используя созданный группой алгоритм.

Продолжительность : тренинг рассчитан на 1 ,5 часа.

Материалы и оборудование :

Клубок толстых мягких шерстяных ниток пастельных тонов;

Бумага формата А 4 на каждого учащегося, карандаши, ручки.

Ход занятия

Упражнение № 1 «Комплименты в круге»

Цель : развивать умение замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме.

Педагог-психолог : Добрый день! Сегодня мы начнем наше занятие с приятных слов другому человеку о его умениях и достоинствах. Вы, конечно, помните, как называются такие слова? Совершенно верно, комплимент. (Педагог-психолог начинает, дети подхватывают игру : протягивая нить и передавая друг другу клубок, говорят друг другу комплименты.) Все комплименты сказаны? Никого не забыли? Попробуйте теперь тихонько потянуть нить. Что вы чувствуете? (Чувство своих партнеров, все мы связаны друг с другом, мы одно целое, между нами образовалось что-то общее.) Да. А чем мы с вами связаны, что сейчас нас так объединило? (Хорошие, добрые слова) . Верно. А пока слова не сказаны вслух, как они называются (Наши мысли.) Значит, сейчас мы связаны добрыми, положительными мыслями друг о друге!

Посмотрите, я послала в круг добрую мысль, и ко мне она вернулась, пускай и выраженная другими словами. Как вы думаете, улучшилось у меня настроение, прибавилось ли у меня положительной энергии, силы? А у вас? А теперь, представьте, что я послала бы кому-то из вас нехорошую мысль (насмешку, обиду, раздражение и др.) и у вас в руках сейчас черная нить. Как вы думаете, что бы я получила из круга обратно? Да, скорее всего, я бы сейчас держала два черных конца нити. Как бы это отразилось на мне? (Плохое настроение, неуверенность в себе, отрицательная мысль об окружающих, может быть, ухудшение здоровья, если это состояние будет долгим). Давайте смотаем наш клубочек светлых мыслей и обобщим наши рассуждения.

Вопросы для обсуждения :

1. Почему важен положительный эмоциональный настрой, уверенность в себе, положительные мысли об окружающих, принятие чужого мнения, даже если оно расходится с вашим и. т. ?

2. Почему важно уметь общаться друг с другом (обладать толерантной коммуникативной культурой?

Лекция : Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным. Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня . Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.

Какой он позитивно-мыслящий человек ?

Наверняка Вы хотя бы раз в жизни встречали человека, удивительно спокойного и уверенного в себе. В его движениях нет спешки, в словах нет грубости. На его лице обитает легкая ненавязчивая улыбка. Такого человека любят дети и животные, они будто чувствуют какую-то исходящую от него неведомую силу, глубокую и бесконечную, теплую и добрую. Глядя на такого человека, Вы можете ощутить его необычайную уравновешенность. Будто бы он знает об этом мире что-то, чего не знаете Вы. Какой-то секрет, дающий ему абсолютное спокойствие и свободу от волнений и тревог. Причем, его социальный статус и материальное положение абсолютно никакой роли не играют.

Если с таким человеком и случается неприятность (понятие, кстати, тоже весьма субъективное, он в первую очередь спрашивает себя - что хорошего мне несет случившееся? Ведь любая проблема имеет две стороны. Обычно мы почему-то видим только темную. А человек с позитивным мышлением знает , что есть и светлая, и ее он и ищет в жизни. Ищет и находит!

Позитивное и негативное мышление – это проявление характера человека. И этот характер надо формировать. Быть позитивным , как и любое другое искусство , требует постоянного развития. Никто не может говорить на другом языке, до обучения или практики в течение некоторого времени. Нетренированные люди не могут поднимать большой вес, бегать или плавать как спортсмен.

Сказать, что всё будет хорошо, улыбаться без причины или игнорировать проблемы и трудности, без попыток их решить, не значит быть позитивным . В настоящее время это называется непрактичность. «Все хорошо» - это безответственное мышление , потому что человек находится в иллюзиях, но при этом идет тенденция к ухудшению, а человек не хочет этого видеть.

Позитивные люди действуют , а не просто мечтают. Они ищут возможности и решения и не ищут того, кто повинен в их неприятностях. Они не живут своими проблемами, не испытывают к себе жалости и не являются жертвами.

Позитивное мышление в трудные времена

Когда наступают нелёгкие времена, приносящие бедствия, несчастья и лишения, что хорошего может произойти, если вы испытываете уныние, становитесь негативным и считаете себя несчастным? Почему обстоятельства и ситуации должны влиять на ваше настроение и душевное состояние? Позитивное мышление не растворит сложившиеся обстоятельства и условия, как по мановению волшебной палочки, но с позитивным отношением можно улучшить ситуацию, и в большей степени контролировать состояние вашего ума, ваши реакции и поведение.

Вы можете продолжать думать о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь, и даже страдать, но вы так же можете отказаться от того, чтобы обстоятельства влияли на ваш разум слишком сильно. Вы не всегда можете контролировать внешние обстоятельства, но вы можете изменить своё отношение и мышление .

Позитивное мышление достигнуть не так просто, особенно людям, находящимся в трудных ситуациях. Эта идея не может возникнуть в их разуме с парочкой позитивных мыслей . Некоторые люди не позволяют событиям влиять на их разум, поэтому, они меньше страдают и испытывают больше счастья. Даже людям, живущим на уровне выживания необходимо позитивное мышление , с тем, чтобы они могли улучшить своё положение, пусть и незначительно.

Даже в разгар войны человек может думать о мире. Даже в условиях катастроф, люди могут видеть свет и искать утешение. Вы можете жить в страхе и негативных ожиданиях, но можно попытаться сделать всё лучше, несмотря на обстоятельства. Это вопрос выбора.

Влияние мыслей

Влияние мыслей проявляется незаметно. Надо только помнить, что позитивными или негативными мыслями каждый уже сейчас вносит вклад в формирование своего качества жизни. Игнорировать свои переживания - дело неблагодарное. Когда мы честны с собой, мы получаем возможность работать с этими качествами. И достигать каких-то сдвигов, получать реальные результаты, меняться. Позитивное мышление не в том Позитивное мышление в том , чтобы смотреть туда, куда нужно, и делать то, что следует. А чтобы что-то сделать реально, обычно глупо составлять списки чего у меня нет, надо быстро сориентироваться, чем ты владеешь, каковы твои ресурсы.

Позитивное мышление соединяет в себе элементы и позитива , и конструктива.

Позитивное мышление помогает спокойному , конструктивному реагированию на свои и чужие ошибки, строить грамотную критику, осуществлять мотивацию и поддержку. Позитивное мышление - один из важнейших инструментов и важный этап в развитии личности, залог делового успеха, межличностной и внутренней гармонии .

При этом, позитивное мышление должно быть реалистичным, конструктивным и ответственным. Если вам нездоровиться, у вас высокая температура и тяжелый кашель, вы можете свое состояние интерпретировать по разному, от "Ужас, я умираю" до "Все в порядке, начинаю лечиться". Второе, позитивное отношение - полезнее и для здоровья, и для души. Однако рассказывать себе и другим, что это вообще все ерунда, отказываться полоскать горло и сидеть неодетым на сквозняке - это другое. Это не позитивное мышление , а глупость и безответственность.

И у каждого из нас есть возможность выбора каждый день, каждую минуту. Мы сами принимаем решение, в какой цвет раскрасить свой сегодняшний день и всю свою жизнь. Мы сами решаем : стакан, наполненный наполовину, - он наполовину пустой или наполовину полный? Как отреагировать на каракули в гостиной -приступом ярости или хохота? Как воспринимать увольнение с работы - как крах всех надежд или как внезапно открывшиеся новые горизонты?

И так во всем, без исключения. Просто сделайте свой выбор. Найдите у себя в душе точку опоры, раскрасьте свою жизнь в яркие светлые тона, ведь это Ваша жизнь. И тогда, скорее всего, Вы перестанете задумываться над темой позитивного мышления , - это просто станет Вашим образом жизни.

Почему позитивное отношение к жизни так важно?

позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции : счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном , негативные эмоции : страх гнев, ревность, разочарование, уныние;

Положительные эмоции влияют не только на на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;

Оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей , что приблизит вас к достижению целей;

позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы

Оптимистическое (позитивное ) мышление - тип мышления , где при решении жизненных задач человек видит преимущественно достоинства, а не недостатки; удачи, успехи и жизненные уроки, а не ошибки и невезение; цели и задачи, а не проблемы; возможности, а не препятствия; свои желания и ресурсы, а не нужды и потребности.

Позитивное мышление не в том , чтобы не замечать негатива. Позитивное мышление в том , чтобы смотреть туда, куда нужно, и делать то, что следует. А чтобы что-то сделать реально, обычно глупо составлять списки, чего у меня нет, надо быстро сориентироваться чем ты владеешь, каковы твои ресурсы.

Упражнение № 3 Таблица

Цель : формирование положительного отношения к себе, принятие себя.

Педагог-психолог : «Сейчас каждый из вас начертит таблицу. Для этого возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.» Далее подростки работают индивидуально с таблицами : в квадрате

1 квадрат – вписать пять ваших положительных качеств;

3 квадрат – пять ваших качеств, которые вам не нравятся;

2 квадрат – посмотреть на качества, вписанные в кв. 3 и переформулировать их так, чтобы они стали выглядеть как положительные (с точки зрения ваших друзей) ;

4 квадрат – посмотреть на качества, вписанные в кв. 1 и переформулировать их в негативные (с точки зрения ваших врагов) .

Педагог-психолог : «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой вы замечательный человек! И наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! Посмотрите в целом на таблицу. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения : друга и врага. Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я» .Затем закрыть ладонью кв. 1 и 2. Какой вы замечательный человек! Закрыть кв. 3 и 4. Теперь посмотреть на весь лист в целом. На самом деле одни и те же качества. Только с разных точек зрения. А теперь нарисуйте на пересечении кв. круг и впишите в нем букву «Я»

Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Ведущий : «На самом деле, нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых тоже качество мешает, а есть ситуации, в которых тоже качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. Тогда мы сможем сказать : «Я использую свое качество, а не качество использует меня» . А теперь подумайте : как относитесь к другим людям? Есть ли люди, к которым вы относитесь как к квадратам 3, 4?»

Упражнение № 5. Методики развития позитивного мышления

Педагог-психолог : Мы с вами рассуждали о том, что есть мысли положительные, добрые, хорошие о себе и окружающих, которые несут улучшение настроения, заряд бодрости, здоровья, увеличение сил не только психических, но и физических. Такое мышление называется положительным или «позитивным » . А если мы «переносим» позитивное мышление на взаимоотношения с другими людьми, то мы говорим о толерантной коммуникативной культуре, что же это такое (это терпимость человека к другим людям, способность принимать их такими, какие они есть, без возникновения агрессивных защитных действий, умение принятии их точку зрения, даже если она расходиться с вашей? Есть мысли отрицательные, плохие, недобрые, приносящие себе и другим людям не только плохое настроение, неуверенность в себе, недоверие к окружающим, но и ухудшение физического здоровья, если эти мысли надолго «застрянут» у нас в голове. Такое мышление назовем отрицательным или «негативным» . Наверное, каждый из нас когда-нибудь испытывал на себе действие и тех, и других мыслей? Тогда вам, наверное, знакомо состояние, когда трудно прогнать от себя дурные мысли и настроиться на хорошее, «позитивное » мышление ?. (Да) . Может быть, у кого-то из вас есть свой способ изгнания «негативных» мыслей из головы?

Упражнение «Дневник» .

Если у вас преобладают негативные взгляды и установки в жизни, то помочь их изменить поможет ведение дневника. Возьмите за правило, что каждый день, на протяжении, как минимум 1 месяца, вы будете вести дневник. Если дневник будет красиво оформлен и вызывать приятные ощущения от внешнего вида, то это только добавит вам удовольствие от выполнения следующей ежедневной тренировке позитивного мышления .

1. Радостные события. Записывайте сюда фрагменты жизни, которые вас приятно удивили, рассмешили, доставили массу удовольствия. Описывайте свои чувства, переживания, передайте краски! Пусть это будет экстремальный полет на тарзанке в борьбе со страхом высоты или удивительный подарок, врученный вам на день рождения, который вы никогда не забудете. А может. какой-нибудь до умопомрачения нелепый и курьезный поступок вашего лучшего друга, над которым вы хохотали еще не одну неделю. Помните, в тяжелые для вас дни эта книжечка станет настоящим спасательным кругом. Просто откройте ее и улыбнитесь.

2. Успехи/Удача. Здесь вы записываете ваши удачи (в чем вам сегодня повезло) и успехи (то, чего вы добились, что у вас получилось) . Многие люди запоминают в первую очередь свои ошибки и промахи, постоянно к ним возвращаются, игнорируя и не замечая свои удачи и успехи. В результате у них складывается искаженное представление о себе, как о неудачнике.

Полезно записывать все хорошее, все что вас радует : ваши удачи (в чем вам сегодня повезло) и ваши успехи - то, чего вы добились, что у вас получилось. Не обязательно вести записи успеха много лет. Но хотя бы месяц - хорошо. Наладили уверенность в себе - и занялись другими, более практичными делами!

Упражнение «+5» .

Суть этого упражнения очень проста : необходимо сделать ревизию всех негативных событий, который занимают ваш разум. Для каждого негативного события нужно найти 5 выгод, 5 положительных сторон конкретной проблемы.

Это поможет вам переключить ваше внимание с проблемы на другие стороны ситуации и поможет быстрее найти ее решение.

Упражнение «Будьте Благодарны» .

Благодарность обладает колоссальной силой.

Благодарите абсолютно за все что, есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт.

Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, что чего не хватает

Ежедневно находите и записывайте 5 положительных моментов своей жизни, за которые вы испытываете благодарность. Такое простое упражнение научит вас держать фокус на положительных сторонах происходящего.

Визуализация «Заряд мотивации» .

Не секрет, что наш разум работает и мыслит посредством образов. Образы влияют на все, что нас окружает : на то, что чувствуем, что мы делаем, как достигаем своих целей, как строим отношения с окружающими людьми.

«Воображение важнее знания» – слова Эйнштейна. Чем более позитивные картины вы будете рисовать в своем воображении, тем больше хорошего ста нет проявляться в вашей жизни. Сначала идея, потом воплощение. Секрет визуализации прост – создавая в своем уме позитивные образы своей жизни и самих себя, мы влияем на свое сознание.

Есть еще одно условие – только регулярные, ежедневные занятия визуализацией дают ощутимый эффект, помогают настроиться на позитивное мышление в будущем и навсегда. Правда в том, что визуализация не работает только у тех, кто делает ее от случая, к случаю, и ждет мгновенных результатов : сегодня помедитировал – завтра стал миллионером.

Нарисуйте себя сегодня, через какое-то время. Что вас окружает, какое у вас настроение, кто с вами рядом, чего вы достигли.

Цель : научиться вдохновляться на достижение задуманного. Эта практика позитивного мышления поможет вам не свернуть с намеченного курса.

Закройте глаза, постарайтесь полностью расслабиться, а затем представьте себя будущего. Например, себя через пять лет. Если у вас есть цель, то наверняка перед вами будет человек, который ее уже достиг. Представьте, насколько он счастлив, что достиг задуманного, как изменилась его жизнь, внешний облик. Обратите внимание, как вы в будущем одеваетесь, какие эмоции преобладают на вашем лице. Вообразите, что ваша личность из будущего стоит напротив вас настоящего.

А теперь вообразите, что вы настоящий входите в себя будущего, словно призрак вселяетесь в его тело. Ощутите ту гамму эмоций, которую испытывает ваша будущая личность. Почувствуйте, что не он, а вы обладаете желаемым, достигли своей цели, исполнили мечту.

Выйдите из него. Сконцентрируйтесь на том, что ваша личность будущего стоит напротив вас. Попросите несколько советов, которые помогут вам стать таким же.

После этого выйдите из визуализации, запишите эти советы на бумаге и следуйте им. Это действительно очень ценные рекомендации, поскольку их дало ваше подсознание, а ему всегда известно, как будет лучше для вас.

Упражнение 6. «Портрет»

Педагог-психолог просит ребят подумать, какие качества в других людях, по их мнению, достойны уважения, затем поразмышлять над тем , присутствуют ли они в них самих. Можно «нарисовать» свой «портрет» сверстника, учителя, родителя, который вызывает уважение у большинства учащихся.

Обсуждение итогов

Педагог-психолог : Итак, на этом занятии мы узнали о том, каким может быть наше мышление . Кто назовет новые понятия, с помощью которых мы можем повлиять на наше здоровье? Почему для человека важно позитивное мышление и почему вредны негативные мысли? Какая сила помогает человеку избавляться от негативных мыслей? Что питает мысль и делает ее сильнее? (Воображение, фантазия.) Верно. Как (при каких обстоятельствах) вы можете использовать полученные знания?

Педагог-психолог : Давайте в конце нашего занятия придумаем свой способ избавления от негативных мыслей и контроля над своим мышлением .

Педагог-психолог с помощью наводящих вопросов помогает выстроить алгоритм контроля над своим мышлением . Например, такой :

Отметить, если мысль нехорошая;

Подключить силу воли, чтобы не подпитывать негативную мысль воображением и размышлением над ней ;

Призвать на ее место противоположную по значению позитивную мысль ;

Усилить позитивную мысль с помощью воображения и размышления над ней ;

Обратиться за помощью к взрослому (родителям, психологам, педагогам, если сам не можешь справиться;

Изменить свое отношение к ситуации, если не можешь изменить её;

Дети могут создать и свой алгоритм. Педагог-психолог поддерживает и помогает оформить его в слова.

Мне бы хотелось поблагодарить вас за занятие, за ваши мнения. Я уверена, в том, что в дальнейшем этот алгоритм и рекомендации, которые мы совместно разработали в течение нашей работы, помогут вам стабилизировать эмоциональное состояние, и позволят сохранить и укрепить здоровье.

Упражнение №7 «Дружеский привет»

Цель : позитивное утверждение личности, интеграция эмоционально положительного опыта, полученного на занятиях.

Инструкция : Каждый участник обрисовывает свою ладошку на листе бумаги, лист подписывается. Далее участники передают листы по кругу и пишут в каждой «ладошке» свое искреннее пожелание ее хозяину. Форма выполнения произвольная. Психолог тоже может остановиться на каждом подростке и дать каждому положительную обратную связь, пожелания на будущее.

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели! Позитивное мышление – это образ жизни, когда человек ощущает себя счастливым и трудоспособным. Он ищёт возможности, а не ограничения, отчего, обычно достигает успеха и реализует поставленные цели. Таких людей называют везунчиками, которые родились и были «поцелованы фортуной». Но на самом деле каждый из нас способен стать баловнем судьбы. Нужно только изменить немного ход своих мыслей, и сегодня мы рассмотрим, с помощью каких упражнений это можно сделать.

Что это и как работает?

Инстинкты самосохранения работают таким образом, чтобы, сузив сознание личности, сконцентрировать её на одном – попытке выжить. Возникает, так называемое, туннельное мышление.

Чтобы было понятнее, приведу пример. Представьте, что вы в лесу заметили вдалеке дикого кабана. Какой будет первая реакция? Конечно же, убежать, если вы не охотник и впервые оказались в такой ситуации. Так вот, бежать вы будете с максимальной скоростью, на которую способны, особо не замечая ничего вокруг.

Хотя, если подумать, вы могли бы залезть на дерево, позвонить спасателям по мобильному телефону и прочее, что, по факту, будет более эффективным. Но в силу ограниченности сознания из-за страха, вы не в состоянии искать варианты.

Точно так же вы не в состоянии искать возможности, когда думаете только о негативном. Мозг просто отключается от внешнего мира, обращая ваше внимание вглубь себя. А теперь представьте, если бы спортсмены, допустим, боксёры, во время боя боялись и думали о том, что обязательно проиграют? Смогли бы они оценивать обстановку и продумывать тактику, ориентируясь на сложившуюся ситуацию? Сомневаюсь, как и в том, что им бы сопутствовал успех в карьере.

Исследования учёных

Барбара Фредриксон, доктор философии из Стэнфорда, после многочисленных исследований, которые она проводила на протяжении 20 лет, пришла к выводу, что, в то время, как человек испытывает приятные эмоции, такие как радость, нежность, умиротворение, счастье и прочее, он способен не только замечать массу предоставленных возможностей, но и развивается, приобретает навыки.

Личность, же, напротив, пессимистично настроенная вряд ли будет пробовать что-то новое, экспериментировать и следовать за своим интересом. И жизнь её тогда будет казаться серой, однообразной и скучной. А это приводит к апатии, депрессии и разным заболеваниям. Такова психология человека, организм чутко реагирует на любые переживания, и чрезмерность какого-то из них может нарушить его целостность.

Так, от удержанной злости крошатся зубы, и болит голова, от недосказанности – беспокоит горло, плечи – когда ответственности слишком много… Более подробно о пессимистах вы можете узнать из статьи .

Позволит сконцентрироваться на чём-то приятном, ощутить удовлетворение, расслабление, насыщение и гармонию. При постоянной практике улучшается здоровье, мысли приходят в норму, если ранее творился хаос. Также появляется вдохновение творить и менять свою жизнь к лучшему.

Йога, помимо душевного равновесия пойдёт на пользу вашей фигуре, сила, гибкость и выносливость вряд ли будут лишними. Освоить азы сможете благодаря рекомендациям, указанным в .

2. Ограничьте просмотр телевизора и новостей

Вроде бы звучит странно, ведь современный человек должен «держать руку на пульсе» и быть в курсе всех событий, происходящих в мире. Но скажите, что вам даст информация о том, что в какой-то стране поймали маньяка или произошло страшное ДТП, кого-то убили или изнасиловали? Если вас лично не касаются эти обстоятельства, по роду службы, к примеру, то зачем вам погружаться в негатив?


О чём-то, что обязательно нужно будет знать, вам сообщать другие люди, уж поверьте, мимо важное не пройдёт. Если вы попробуете хотя бы на несколько дней отказаться от просмотра новостей, то заметите, что времени появилось больше и меньше мыслей о том, как жесток и несправедлив мир.

3. Отказаться от «НЕ»

Перестаньте в разговоре использовать частичку «не» и вообще, строить предложения, используя негативно окрашенные слова. Помните из статьи , что мысли – материальны? Поэтому то, что мы думаем и произносим – притягивается. Так что, вместо привычного «я неудачник» или « у меня это не получится», скажите себе, что вы обязательно справитесь с проблемой, и всё наладится.

4. Окружение

Скажите, как быть счастливой или счастливым, если вокруг люди, которые не умеют ценить жизнь, радоваться ей и только и делают, что осуждают? Мы – социальные существа, и общество, как бы ни хотелось, оставляет свой след на мировоззрении, характере и интересах человека.

5. Благодарность творит чудеса

Если вы научитесь находить причины, по которым сможете смело сказать спасибо, хотя бы про себя, даже врагам, то можно будет сказать, что вы, наконец, обрели способность мыслить позитивно. В этой жизни никто и ничем нам не обязан, и нужно уметь принимать заботу и добро не как должное, а с благодарностью.

К примеру, ребёнок, которого после рождения оставила мать, вырос, ощущая ненависть к ней за этот поступок, за то, что она лишила его своей любви и внимания. И живёт он, особо не доверяя никому, озлобленный и жаждущий мести. И в памяти постоянно хранит образ ужасной матери, который отнимает энергию.


Скажите, что хорошего ему это даёт? Чем помогает? Если бы он подумал о том, что благодарен за то, что она ему подарила жизнь, хотя могла тогда просто сделать аборт — то освободился бы от накопленных чувств, стал бы свободней и счастливей. Это сложно, не спорю, но вполне возможно. Прощение и умение ценить даже мелочи – значительно облегчают жизнь, наполняя её новыми красками.

6. Книга

Луиза Хей написала массу книг, которые помогли изменить жизнь миллионов людей. И сегодня я хочу рекомендовать один бестселлер «Живи позитивом» , она состоит не только из теории, но и практических заданий, выполняя которые шаг за шагом, вы сможете преодолеть барьёры, мешающие вашему счастью.

7. Ориентация на будущее

Все события в нашей жизни, приятные и не очень, дают нам возможность приобрести опыт, отчего важно не обесценивать их, а брать во внимание. Проблема возникает тогда, когда человек как бы увязает в ней, привносит в реальность, игнорируя его. Ну, например, после измены любимого можно решить, что все мужчины неверны, не замечая действительно честных и достойных в своём окружении, считая, что больше никогда не обрести женского счастья.

Суть этого упражнения состоит в том, что вы должны поискать хотя бы несколько ресурсов, которые приобрели, несмотря на трагичность ситуации, и отпустить её, сконцентрировавшись на том, каким видите своё будущее. Хватит отдавать энергию прошлому, мечтайте и фантазируйте как можно чаще, получайте удовольствие от настоящего и того, чем занимаетесь.

8. Достоинства

Этот способ требует две недели на выполнение. Вам нужно завести небольшой блокнот, куда каждый день будете выписывать 10 своих качеств, которые вам нравятся, или, по крайней мере, ресурны и помогают в чём-то. По окончанию срока у вас на руках будет характеристика, состоящая из 140 пунктов, большинство из которых вы обнаружите в себе в процессе выполнения.

Потому что личность на самом деле многогранна, и если вы считаете, что трусливы, обязательно в вашей истории были ситуации, где вы проявили храбрость, но почему-то не присвоили как качество.

9. Дневник


Начните вести дневник, только описывать стоит не просто каждый свой день, а случаи и ситуации, которые вызвали у вас приятные чувства. В итоге получится автобиографическая книга, которую вы сможете перечитывать в сложные моменты, или когда поймёте, что уже забываете какие-то истории. А сам процесс незаметно превратит вас в радостного человека.

10. Черное и белое

Представьте кого-то, кто вас раздражает, вызывает отвращение, злость, ненависть и прочее. Представили? А теперь самое сложное – назовите хотя бы 5 качеств этого мерзкого индивида, которыми он обладает, и вам нравятся, либо вызывают уважение, признание.

Суть этого упражнения – показать, что порой мы однобоко судим, деля мир на белое и чёрное, а такая категоричность способна сделать несчастливым. Так вы совсем иначе сможете на него посмотреть, и, возможно, даже начать сотрудничать с ним.

К примеру, как друг он может и не очень, выдаёт секреты и вполне может предать, но как специалист в какой-то области считается лучшим. Так зачем зацикливаться только на негативе, если можно рассмотреть ресурсы и опереться на них?

Посещайте различные тренинги. Минусы у них конечно есть — это кратковременная мотивация. Но плюсов гораздо больше. Я ежегодно прохожу различные тренинги, как онлайн так и оффлайн. Много инструментов, взятых именно с этих тренингов, помогают в повседневной жизни.

Конечно же, информацию можно найти и бесплатно, но теряется ценность и материал усваивается не так эффективно. Другое дело когда платный тренинг, да еще и который выводит из зоны комфорта, вот тогда информация с него берется по максимуму и закрепляется практикой, можно сказать записывается на «подкорку».

Для женщин, я бы посоветовал посмотреть вот эти тренинги . А вообще, их сейчас множество, смотрите в интернете и выбирайте на свой вкус.

Заключение

Быть счастливым – это целое искусство, которым не так сложно овладеть. Впустите в свою жизнь немного юмора, и, возможно, вы станете проще ко всему относиться. Начните с малого, и постепенно превратитесь в оптимистично настроенного человека. Напоследок хочу рекомендовать статью , вдруг она окажется полезной. Вдохновения вам и радости!

Материал подготовила Журавина Алина.

В окружении каждого из нас есть люди, которые дарят беспричинную радость и оптимизм одним своим присутствием. А есть и такие, кто вечно чем-то недоволен. Общение с таким человеком чаще всего приводит к усталости и опустошению. Может показаться, что у этих брюзжащих людей просто более тяжелая жизнь, чем у тех, кто полон бодрости и надежд. На самом деле восприятие любой ситуации и мира в целом зависит исключительно от типа мышления самого человека.

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой - листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое.

© Омар Хайям

Типы мышления

В современной психологии выделено два разных типа мышления: позитивное и негативное . Именно они задают вектор восприятия окружающей действительности. Каждому типу свойственны определенные черты, которые и определяют отношение личности к разным событиям.

Негативное мышление

Негативное мышление формируется у тех людей, которые с детства привыкли держать переживания при себе . Такой человек не станет открыто высказывать недовольство или делиться разочарованием. Он копит весь негатив внутри, и каждая новая отрицательная эмоция будет добавлять черных красок в общую картину. Такая особенность мыслительного процесса свойственна интровертам.

Важнее всего для человека с негативным типом мышления, которого также называют пессимистом, избежать повторения прошлых ошибок и разочарований. Проще говоря, такая личность предпочитает отказаться от черешни из страха снова подавиться косточкой . Характерно, что при этом человек постепенно забывает вкус ягод и вместо сочной мякоти видит лишь опасность. Но если отказ от черешни не так уж страшен, то при переносе подобного восприятия на весь окружающий мир картина становится весьма удручающей.

Когда негативный тип мышления уже сформирован, человек практически самоустраняется от активной жизни. Приоритетом его действий является только избежание возможной опасности. Такие люди боятся внести в свою жизнь какие-то изменения , руководствуясь поговоркой «Лучшее - враг хорошего». Они не приветствуют смену деятельности, какие-либо развлечения, поскольку во всем прежде всего видят риск. Жизнь человека, мыслящего подобным образом, постепенно утрачивает все краски .

Выделено несколько признаков, по которым можно определить негативный тип мышления:

Также негативно мыслящим людям свойственно желание получить всё и сразу просто так, без вложения каких-либо усилий . Но как ни парадоксально, даже при исполнении этой мечты человек станет ещё более несчастным. Например, выигрыш в лотерею воспримется прежде всего как возможность обмана организаторами, риск быть ограбленным и неудобства с уплатой налога на выигрыш.

Психология позитивного мышления довольно проста - это оптимизм, восприятие любого события как выгодного, вера в лучшее. Любое препятствие, любая ошибка становится не шагом назад, а поводом для дальнейшего развития. Если привести тот же пример с черешней, то там, где пессимист откажется от ягод вовсе, оптимист либо просто будет есть внимательнее, либо изобретет специальное устройство для удаления косточек. Такой человек не копит в себе негатив , поскольку любая отрицательная эмоция воспринимается им просто как материал для работы над собой и улучшения качества жизни. Соответственно, и вся картина мира оптимиста остается яркой и жизнерадостной.

Позитивному мышлению, как и негативному, свойственны определенные признаки:

Изменение типа мышления

Конечно, чтобы переключить своё восприятие мира на более положительное, недостаточно просто щелкнуть пальцами. Особенности мыслительного процесса формируются с раннего детства , они зависят от примера родителей, от воспитания, от личного опыта. Поэтому потребуется много времени и усилий для развития позитивного мышления. Что это даст в итоге? Умение быть счастливым каждый день, независимо от обстоятельств и окружающих людей.

Как развить позитивное мышление

Про изменение типа мышления написано немало книг. Некоторые из них предназначены только для профессиональных психологов, но есть и такие, которые будут понятны любому человеку. Например, книга «Сила позитивного мышления» , которую написал священнослужитель Пил Норман Винсент . Она содержит глубокую, но в то же время простую философию. Главный принцип, описываемый в книге - вера в себя, нахождение источника силы непосредственно в собственной личности. Труд «Сила позитивного мышления» представляет собой грамотное смешение религии и психологии, которое в итоге приводит к успешному результату.

Ещё одной очень популярной книгой стало произведение психолога Луизы Хей «Ты можешь исцелить свою жизнь» . Оно содержит набор правил и принципов, призванных изменить взгляд на жизнь в лучшую, позитивную сторону.

Если видеть в проблеме возможность меняться, а в кризисе — потенциал для роста, то вы никогда не будете застигнуты обстоятельствами врасплох.

© Луиза Хей

Практически любая из книг на тему изменения мышления предлагает читателю ряд упражнений или тренингов. Позитивное мышление требует постоянной вдумчивой работы над собой, поэтому выполнение рекомендованных практик - это первый и самый важный шаг на пути к успеху.

Упражнения для развития позитивного мышления

Существует несколько психологических упражнений, выполнение которых под силу любому человеку.

Помимо этих общих упражнений существуют более глубокие практики, выполнение которых требует особой сосредоточенности и воображения. Например, большую популярность обрели эффективные методы из книги Кристофера Хансарда «Тибетское искусство позитивного мышления» .

Тибетская практика

Основной принцип, изложенный в книге «Тибетское искусство позитивного мышления», гласит, что весь мир - это одна огромная мысль. Поэтому каждый человек своим восприятием действительности вкладывает в неё позитив или негатив. Соответственно, каких эмоций будет вложено больше, таким и будет окружающий мир .

Тибетская практика развития позитивного мышления создана как раз для того, чтобы сделать жизнь яркой и прекрасной. Комплекс упражнений рассчитан на 28 дней. Начинать практику лучше всего в четверг. Такая рекомендация связана с учением Бон, по которому этот день недели считается благополучным.

Первое упражнение «Ликвидация преград»

  1. сядьте поудобнее. Можно выбрать любое место: стул, пол или другое, где вам будет наиболее комфортно;
  2. явственно представьте себе проблему, сосредоточьтесь на ней;
  3. представьте, что на эту проблему рухнул огромный молот, или что её объяло пламя. Посмотрите, как она рассыпалась на мелкие кусочки или превратилась в пепел. В то же время позвольте негативным мыслям, которые прятались под этой проблемой, выйти наружу;
  4. подумайте, как весь этот негатив смывается потоком положительной энергии;
  5. затем просто посидите, мысленно благодаря высшие силы.

Это упражнение нужно делать утром в течение 25 минут и более.

Второе упражнение «Превращение негативной ситуации в позитивную»

Любой человек периодически попадает в неприятную ситуацию. Чтобы спокойно пережить её и обратить себе во благо, нужно ответить на несколько вопросов и выполнить упражнение. Прежде всего нужно понять, какая причина привела к возникновению проблемы и как долго длится эта ситуация. Далее нужно честно и объективно принять во внимание реакцию других людей, связанных с проблемой. Ответьте себе, верят ли те участники в возможность выхода из неприятной ситуации, каковы могут быть последствия её превращения в позитивную. Подумайте, как долго продлится эффект в случае успеха. И затем приступайте к выполнению упражнения:

При регулярном выполнении этого упражнения вы вскоре успешно разберетесь с той неприятной ситуацией, которая вас беспокоила.

Третье упражнение «Удача для всей моей семьи»

Это довольно простое упражнение не требует пошагового описания. Прежде всего убедитесь в своем искреннем желании помочь близкому человеку. Затем представьте, как сила вашей мысли сметает вокруг него все барьеры и препятствия. После их исчезновения направьте свою мысленную энергию белым лучом в сердце того человека. И в завершение упражнения громко хлопните в ладоши семь раз.

Первое упражнение нужно сделать в воскресенье, а затем трижды повторить в течение недели. Эта нехитрая практика придаст вашим близким жизненную силу и направит вектор их развития на правильный путь.