Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. Мастер-класс развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"

26.10.2019 Мои образы

Мастер-класс

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

через разные виды деятельности»

Замятина Светлана Александровна

воспитатель

Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

    показать значимость развития кистевой моторики у детей;

    познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;

    создать условия для педагогического общения.

    Введение

Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека . Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть - губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной.

Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, на прогулке, в сюжетно - ролевой игре, в ознакомлении с художественной литературой и т.д.

1. Область«Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения;

2.Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры, логоритмические упражнения;

4.Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т.д.;

5.Область «Речевое развитие» - общение детей во время игровой деятельности, стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки и т.д.

Работа проходила в три этапа:

1этап. Ознакомительный

1.1. Изучение психолого-педагогических основ развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук.

1.2. Изучение существующего опыта (методики, технологии и т. п., на который я могла бы опираться в своей деятельности.

2 этап. Диагностический

2.1. Анализ развития мелкой моторики детей.

2.2. Анализ развития речи детей

2.3. Анализ работы с родителями

2.4. Анализ развивающей среды.

3этап. Практический

1Блок. Пальчиковая гимнастика

2 Блок. Пальчиковые игры

3 Блок. Творческий

4 Блок. Веселый карандашик (подготовка руки к письму)

1 блок. Пальчиковая гимнастика.

Массаж, самомассаж (без предметов, с предметами).

Упражнения для кистей рук (Семья, Пекарь, Пальчики дружат и т.д.)

Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы):кольцо, коза, заяц;

Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую): кулак-ребро-ладонь; ножницы-собака-лошадь; и т.д.

1.1.Массаж ладоней и пальчиков рук

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой).

Сегодня я хочу познакомить вас с одним из видов массажа «Массаж с помощью шестигранного карандаша».

Массаж с помощью шестигранного карандаша

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

По материалам Т.В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами».

Практическая часть

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

«ДОГОНЯЛОЧКА»

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

«КАЧЕЛИ»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

«ГОРКА»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

«ВЕРТОЛЁТ»

Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.

Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт

Наш красавец-вертолёт.

«ЭСТАФЕТА»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

«ЛАДОШКА»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

Нарисую я ладошку,Отдохну потом немножко.

Вывод: Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Следующий вид пальчиковой гимнастики – это пальчиковые упражнения.

1.2. «Пальчиковые упражнения»

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время: утром, во время совместной деятельности воспитателя и ребёнка, на прогулке и т.д.

Условно делятся на три группы

1 группа. Упражнения для кистей рук
– развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
– учат напрягать и расслаблять мышцы;
– развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
– учат переключаться с одного движения на другое.

1. “Заготавливаем капусту”.

Руками имитируем соответствующие действия.

Мы капусту рубим, рубим!
– Мы морковку трем, трем!
– Мы капусту солим, солим!
– Мы капусту жмем, жмем!

2 группа. Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы). совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. Развивают подражательную способность: учат напрягать и расслаблять мышцы, учат переключаться с одного движения на другое): кольцо, коза, заяц;

,

3 группа. Упражнения для пальцев динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, учат сгибать и разгибать пальцы, развивают точную координацию движений): кулак-ребро-ладонь; ножницы, собака-лошадь; и т.д.

1. “Семья”.

Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,
– Этот пальчик – бабушка,
– Этот пальчик – папочка,
– Этот пальчик – мамочка.
– Этот пальчик – это я.
– Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.

2 блок. Пальчиковые игры

Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками, логосказки и т.д.

Практическая часть

Я вас познакомлю с персонажами сказки «Репка».

Репка – показываем руками круг;

Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец правой руки, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец левой руки, указательный и мизинец согнуты;

Мышка – показываем кулачок правой руки.

Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка"

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянули репку!

Логосказки–способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.

С атрибутами: пальчиковый театр, платочки, резиночки, перчатки.

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

С предметами: для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки. Это идеальные игрушки для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.
Но кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.
Пособие «Пальчиковые шаги». Идея разработана Тимофеевой Е.Ю. и Черновой Е.И. Пальчиковые шаги – это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы. В этом пособии представлены варианты работы для левой и правой руки. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй.

Пособие «Игры с пуговицами». В процессе игры развивается мелкая моторика, зрительно-моторная координация, математическое мышление, внимание, точность движений, тактильное восприятие, творческая и эмоциональная сфера. Ребенок украшает шаблоны пуговицами.

Пособие «Контуры». Я его считаю многофункциональным. Дети выкладывают контуры предметов различными материалами: ракушками, камешками, бусинами, пуговицами, веревочкой, пластилином, так же их можно заштриховывать.

Пособие «Игры с прищепками». Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

Игры с крупами. Самая распространённая игра – рисование на манке. Насыпаем манную крупу в мелкую тарелку или крышку от коробки и предоставляем ребенку полную свободу творчества. Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять "нетронутый лист", а значит можно приступать к созданию нового шедевра.
Еще один вид игры с крупами – это «Сухой бассейн». Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения - координированными. Главное - руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

Вывод: пальчиковые игры очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

3 Блок Творческий

Работа с глиной, пластилином, соленым тестом

Работа с бумагой, картон, гофра, салфетки, ткань разной текстуры, вата

Работа с природным и бросовым материалом: желуди, шишки, орехи (грецкие, фундук), скорлупу от орехов, веточки, почки, песок, глина, листья, крупа (манная, гречневая, горох, бобы, фасоль и пр), макаронные изделия, бусинки, пуговицы, крышки, яичная скорлупа и т.д.

Конструирование из разных видов конструкторов.

Лепка из глины, пластилина или соленого теста . Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. В этом занятии хорошо развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается сила тонуса мускулатуры рук. Причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.

Изготовление поделок из бумаги . Изготовление поделок из бумаги, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.

Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование – дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками; тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; отпечатки листьев; рисование ватными палочками). Ассортимент принадлежностей для рисования сегодня невероятно широк. Однако хотелось бы обратить ваше внимание на пальчиковые краски. В магазинах представлены как импортные, так и отечественные марки. Главным отличием пальчиковых красок от гуаши или акварели является их гелевая основа, благодаря чему ими легко рисовать на самых разных поверхностях. К достоинствам можно отнести и то, что они легко смываются с рук, одежды и рабочей поверхности. Пальчиковые краски можно приготовить в домашних условиях. К тому же, мы можем быть спокойны, даже если ребенок попробует краску на вкус, она не причинит ему вреда. Тем не менее, существенным недостатком пальчиковых красок домашнего приготовления является их короткий срок годности по сравнению с заводскими.

Практическая часть

На 4 стакана муки возьмите 5-6 ст. ложек поваренной соли, добавьте к ним 1-2 ст. ложки подсолнечного масла и разведите массу водой до консистенции густой сметаны. Чтобы «основа» для красок получилась без комочков, лучше воспользоваться миксером. Затем разлейте массу по баночкам и добавьте пищевой краситель, тщательно перемешайте. Можно приступать к рисованию! Остатки красок следует хранить в холодильнике. Если масса загустела, то ее можно разбавить растительным маслом.

4 Блок Веселый карандашик (подготовка руки к письму)

знакомство с тетрадью;

ориентировка в пространстве листа;

графические диктанты;

копирование (по точкам, на кальку);

контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

дорисовка (по принципу симметрии);

волшебные узоры;

лабиринты;

штриховка

Вывод : данные упражнения развивают у детей не только тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.

Итог:

В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Пополнилась предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.

Рефлексия

Предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево цветными ладошками. Рефлексия «Светофор» - зеленый – было интересно, мне понравилось, желтый – не очень интересно, красный – зря потрачено время.

На этот вопрос вы найдёте ответ, изучив данный мастер-класс.

Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка , но образному мышлению, восприятию, координации движений вцелом.

1. «Волшебный мешочек» способствует развитию тактильных ощущений у дошкольников. Определение на ощупь формы, количества обследуемых предметов активизирует мыслительную деятельность, восприятие. Помогите ребенку познать новые загадочные ощущения.

Материалы:

1. Крышки от пластиковых бутылок

3. Несколько полос из потолочной плитки (плотного картона и т.д.)

5. Резиночки или ленты для завязывания мешочка

Вначале готовим необходимые материалы. Определяем необходимое количество крышек на полосе: для младших дошкольников 1 - 3 штуки, а для детей постарше - можно наклеивать крышки в два ряда.

Затем помещаем полоски с наклеенными крышками в сшитые мешочки и завязываем резинкой или лентой.

Теперь можно предложить ребенку несколько мешочков, чтобы малыш ощупал содержимое, определил форму и количество обследуемых предметов.

2. «Чудесные прищепки»: «Дерево» и не только…

Особенный интерес у малышей вызывают прищепки. Использование прищепок - это развитие не только тонких движений пальцев, но и речи.

Материалы:

1. Бумага для нанесения шаблона

2. Фанера, ДВП или потолочная плитка для основной формы оборудования

3. Цветные прищепки

4. Краски гуашь (акрил)

5. Ножницы

6. Электролобзик

7. Канцелярский нож.

На бумаге создаем эскиз оборудования, переносим на материал для основы. Если использовать более плотные материалы (фанера, ДВП), то необходимо для выпиливания воспользоваться электролобзиком, если же Вы воспользуетесь потолочной плиткой, то силуэт оборудования можно вырезать канцелярским ножом.

Затем необходимо приступить к окрашиванию поверхности гуашью (акриловой краской). Если использовать плитку, то для ее окрашивания необходимо в краску добавить немного обезжиривающего средства (шампунь, жидкое мыло и т.д.)

Теперь можно экспериментировать с цветами прищепок. Если «Деревце» осеннее, то прищепки могут быть желтыми, красными и т.д. Если летнее или весеннее - то зелеными…

А если ребенок заинтересуется «Чудесными прищепками», то можно предложить ему сложить сюжетную композицию - Ваша фантазия Вам поможет.

Например, такие несложные персонажи…

3. Сухой бассейн «Цветок» может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне. Давайте подарим нашим малышам минуты смеха и новые ощущения!

Материалы:

1. Пластиковые бутылки (вместительность и количество по вашему выбору). В нашем бассейне их 14 штук.

2. Цветная самоклеящаяся пленка (бумага) для украшения бутылок

3. Ножницы

5. Крышки от пластиковых бутылок или пластмассовые контейнеры от Киндер-сюрпризов (чем больше, тем лучше)

6. Ткань для оформления бассейна снаружи в виде чашеложе цветка.

7. Потолочная плитка, коробочный картон для основания сухого бассейна.

Подготавливаем необходимые материалы и запасаемся содержимым сухого бассейна. Практика показала, что для дошкольников интересен любой предлагаемый материал? Крышки, киндеры, маленькие игрушки. Если размер игрушек слишком маленький, а ребенок в возрасте до 3 лет, то обратите особое внимание на то, чтобы Ваш дошколенок не брал игрушки в рот.

Далее вырезаем основание сухого бассейна в виде круга. Размер определите оптимальный для Вашего помещения и применения. Бутылки украшаем разноцветной самоклеящейся пленкой и размещаем горловиной вниз. У самого горлышка бутылки тонкое место лучше срезать ножом или ножницами для более плотного прилегания ко дну. Бутылки между собой склеиваем скотчем.

Заполняем бассейн крышками, мелкими игрушками и т.д.

А теперь самое приятное - пусть Ваши малыши найдут на дне сухого бассейна что-нибудь особенное и испытают новые ощущения!

Желаю Вам творческих находок!

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 22»

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - определён ряд видов деятельности, одним из которых является продуктивная деятельность включающая в себя: конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

Ключевые слова: моторика, мелкая моторика, продуктивно-творческая деятельность.

. «…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую часть своего сознательного времени. Поэтому задачей воспитателя является создание таких условий, при которых ребёнок развивался бы всесторонне и активно. Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы. В эпоху Просвещения немецкий философ Иммануил Кант говорил о том, что «Рука – это своего рода внешний мозг!». Действительно, на кончиках пальцев располагаются множество рецепторов, которые посылают в центральную нервную систему человека импульсы. А воздействие на акупунктурные точки, расположенные на кистях рук, позволяет влиять на внутренние органы с целью регулирования их работы.

Ум ребенка находится на кончиках пальцев» – эта известная фраза в полной мере характеризует развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Из определения можно понять, что развитие мелкой моторики, в соответствии с возрастом, является необходимым и важным этапом в жизни каждого ребенка. При рождении мелкая моторика развита на примитивном уровне – разглядывание пальцев и рук, затем развивается такой навык как удерживание вложенного предмета, но постепенно мелкая моторика ребенка совершенствуется и к школе он уже может управлять своими руками, держать карандаши, рисовать, а некоторые дети и писать.

Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. В своей работе я раскрываю значение данных видов деятельности дошкольников.

При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

Учеными давно доказано, чем больше продуктивных видов деятельности задействовано в жизни дошкольника, тем более развита его мелкая моторика и, соответственно, психические процессы. С самого рождения ребенка родители используют всевозможные потешки, например, «Сорока-белобока», «Ладушки», но тем самым, они преследуют развлекательную функцию этих пальчиковых игр, не догадываясь, что таким образом, уже с рождения начинает развиваться мелкая моторика малышей. Как уже упоминалось выше, продуктивная деятельность одна из важнейших в развитии дошкольника. В своей практике я использую следующие виды продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование и многие другие. Одним из наиболее эффективных средств является лепка. При лепке ребенок упражняет и развивает свои руки и пальцы. Здесь можно выделить разнообразие материалов: пластилин, глина, песок, и конечно соленое тесто. Наибольшее предпочтение мной и моими воспитанниками отдается соленому тесту: во-первых, это экологически чистый и гипоаллергенный продукт, во-вторых, разработка рук начинается уже в процессе замешивания теста. При использовании любого из вышеперечисленных материалов для лепки массируются активные точки пальцев и, соответственно, улучшается работа всей нервной системы. Начинать использовать лепку для развития мелкой моторики необходимо с раннего возраста дошкольника и совершенствовать путем усложнения приемов и лепки мелких деталей. Затронув тему лепки, нельзя не упомянуть о пластилинографии. Создавая картины в этой технике, дети не только развивают мелкую моторику, которая способствует формированию речи, но также происходит обогащение сенсорного опыта ребенка, он может ощутить пластику, форму и вес. Картина, выполненная пластилинографией, помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира, сформировать эстетический вкус и развить координацию движений. Несомненно, с раннего возраста дошкольника можно начинать нанизывать бусины на нити, создавая всевозможные украшения, усложняя этот вид деятельности, необходимо перейти с бусин на бисер, а вместо ниток использовать леску. Использование этих материалов потребует определенного уровня мелкой моторики дошкольника. Еще одним важным средством развития является бумага. Здесь ее использование безгранично: это и создание кукол для теневого театра, игрушки в технике оригами, обрывные и мозаичные аппликации, конструирование и рисование. Сравнительно новым видом продуктивной деятельности стали ниткопись и аппликация из нарезанных ниток. Эта работа очень кропотлива и требует усердия и усидчивости. Ниткопись также является прекрасным подспорьем для развития мелкой моторики у дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного формирования и развития мелкой моторики существует достаточное количество разнообразных видов деятельности. Педагог может варьировать использование методов совершенствования управления пальчиками, в зависимости от возраста ребенка. Лепка может иметь место быть с самого раннего возраста ребенка, затем необходимо вводить аппликацию, позже уже добавляются усложненные виду продуктивной деятельности, оригами, ниткопись, нанизывание бус и шитье. Продуктивные виды деятельности являются неотъемлемой частью при развитии мелкой моторики. А ее формирование, в свою очередь развивает речь, логическое мышление, память, произвольное внимание.

Для развития движений руки детей используются традиционные для массовых садов формы работы продуктивными видами деятельности такие как:

Мозаики;

Шнуровки;

Застёгивание и расстегивание пуговиц;

Штриховки;

Раскраски;

Работа с пластилином и т.д.

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать.

    Александра Артемьева: Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Методическое пособие, Сфера, 2017 г.

    Багрянская А. Е. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2.1. - С. 2-3. - URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2183/ (дата обращения: 13.01.2018).

    Губанихина Е. В., Шикина К. Д. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 167-170. - URL https://moluch.ru/archive/80/13846/ (дата обращения: 13.01.2018).

    Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Изд-во «Скрипторий», М., 2008г.

    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Изд-во «Мозаика-Синтез», М., 2015г.

    Разунова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности., СПБ-Каро, 2007г.

    Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов на Дону, 2003г.

    Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику., Изд-во ЭКСМО, М., 2007г.

    Фатеева А.А. Рисуем без кисточки, Изд-во «Академия развития – Академия холдинг», Ярославль, 2015г.

    Шкицкая И.О.Аппликация из пластилина. Ростов на Дону, 2008г.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Исследования развития движений рук ребёнка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребёнка. И.М. Сеченов был одним из первых учёных подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка, как результат созревания определённых нервных структур. Он писал, что, «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой» .

У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению . Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности. Об умениях ребенка в 6 месяцев можно сказать: «Из любого положения ребенок пробует двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно), с тем, чтобы схватывать предметы, находящиеся в непосредственной близости. Его привлекают главным образом ярко раскрашенные предметы. Он схватывает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которое он выполняет однако все более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватить и предметы, находящиеся вне его радиуса действия. По-видимому, глаза желают большего, чем ребенок в состоянии выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы к тонкой деятельности. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие .

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы .

Согласно данным психологов и физиологов у детей среднего дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев . Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв.

У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от взрослых. Это создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с раннего детства .

Взрослых должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая таких же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки. .

Касаясь механизмов, обеспечивающих возрастную динамику изобразительной деятельности, следует отметить, что на протяжении значительной части раннего дошкольного детства в контроле изобразительных движений доминирует исполнительный моторный компонент. Период от года до четырех лет уходит на освоение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения действий, обратная связь осуществляются на основе кинестезий . Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. К пяти годам происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз. К возрасту 6-8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков .

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей . В старшем дошкольном возрасте для девочек (возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме .

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к пятилетнему возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций. Выделяются также критические периоды, или кризисы развития, через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность . При этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения, «скачка» развития . Физиологически критический период характеризуется «преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде» .

Г. Люблина кратко описала «ступеньки» развития руки и мозга, «ступеньки» развития психомоторики детей дошкольного возраста :

Первый год жизни. В первый месяц жизни руки сжаты в кулачки. Движения отрывисты и конвульсивны. Собственная рука в этот период бывает одним из главных «предметов», на котором останавливается взгляд малыша.

Уже к четвертому месяцу пальцы не сжаты. Малыш любит играть с пальцами, умеет держать погремушку, размахивать ею, иногда ему удаётся поднести погремушку ко рту. Если игрушка попадает в поле зрения, то движения руки оказываются под контролем глаз, (этот процесс будет совершенствоваться).

На пятом месяце хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и для мышления.

Скачок в развитии тонкой моторики происходит на девятом месяце. Ребёнок берёт предметы уже не хватающим, а загребающим движением. Обычно сначала трогает указательным пальцем, а затем берёт двумя пальцами (например, шарики, легкую игрушку). Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи и мышления.

Одиннадцатый месяц - новый рывок в развитии мышления. Если раньше малыш производил с предметами манипулятивные действия, то сейчас он пытается использовать их функционально, то есть по целевому назначению: из кубиков пытается строить, из чашки - пить, куклу укладывает спать, укачивая. Ребёнок готовится овладеть вершиной ручных и сенсорных способностей - умением нанизывать кольца на стержень пирамидки.

В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость, ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга - ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат.

Как отмечает Г. Люблина, наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия .

Соотносящие действия - это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой) . Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку - найти её вторую часть и т.д.). Таким образом, ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме.

Орудийные действия - это действия, в процессе которых один предмет - «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет . Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого.

Самые любимые и важные для развития руки и мозга игры - с песком, водой и глиной . При этом важно прививать ребёнку необходимые гигиенические навыки (учить мыть руки с мылом, вытирать, поочерёдно массируя все пальцы), превращая каждую процедуру в радостную и полезную игру.

В этом возрасте очень важны книжки - раскладушки, так как малышу легче научиться листать книгу с твёрдыми картонными страницами. Взрослый вместе с ребёнком рассматривает картинки в книге, называет изображённых персонажей, читает короткие тексты. Речевой контакт открывает малышу новый мир . Однако учёными замечено, что в сознании ребёнка данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые «прошли» через его руку, его действия.

На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе.

Детские психологи считают: переход от пробы к умению - важнейшее достижение этого возрастного этапа. Сотрудники лаборатории Л.А. Венгера провели следующий эксперимент: дали детям полутора, двух и трёх лет в качестве теста и диагностического материала доску с тремя вырезами (круглым, квадратным и треугольным) и три соответствующие деревянные фигуры - вкладыша. Показали, как вкладыши вставляются. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребёнок, пытаясь подражать взрослому, упорно суёт любую фигуру в любое отверстие, не считаясь с формой. Двухлетний ребёнок начинает действовать так же: прикладывает круг к квадратному отверстию - не лезет. Он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию - опять неудача. И, наконец, прикладывает к круглому. Через несколько минут при помощи проб вставлены все фигуры. Это и есть мышление в действии. Ребёнок трёх лет решает задачу сразу, правильно размещая фигуры, потому что «пробы» выполнил в уме - ведь рука уже два года «учила» мозг .

Рука ребенка на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания - расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы - голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения - к восприятию, от восприятия - к представлению, от представления - к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями - «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно - моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую.

Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться.

На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др. «Выставки творчества», где демонстрируются поделки, сопровождаются рассказами о том, как это было выполнено. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов.

Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму.

В этом возрасте дети любят играть с завязанными глазами. «Руки видят!» - делают они открытие и готовы снова и снова перепроверять свои возможности. Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные из плотного картона, металла или выпиленные из дерева.

Шестой год жизни - «рука готовится к школе». Если руку ребёнка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др.