Обычай отмечать канун Рождества, по преданиям, появился опираясь на историю с Вифлеемской звездой. За несколько дней до рождения Христа волхвам явилась самая яркая звезда, такой знак появляется только тогда, когда на свет появляется царь. Поэтому они решили отправиться в путь, чтобы преподнести Христу дары.
Но это не единственное значение праздника, ведь в основном все праздники имеют языческие корни. Свят-вечер не стал исключением и многие традиции не имеют никакой связи с христианством, сюда можно отнести святочные гадания. итак, согласно преданиям, еще в дохристианский период наши предки отмечали в этот день праздник «Корочуна», или по другому день приветствия солнца. По другим источникам в этот день отмечали канун рождения Кола Сварога. Именно в Свят-вечер, как верили раньше, Земля одаривала людей, растения, животных, в общем все живое, энергией, которая впоследствии способна поможет не только сохранить урожай, но и приумножить его, а животных она оберегает от болезней и способствует хорошему приплоду.
Церковные традиции на Сочельник
Как мы уже упоминали, зимним праздникам предшествовал строгий пост, который заканчивался с появлением первой звезды 6 января. В канун Рождества целый день вся семья питалась праздничной кутьей.
Вечером проводится богослужение с чтением евангелия, рассказом истории о волхвах, молитвами, а также литургия. Однако, если Сочельник припадает на субботу или воскресение, то основная часть богослужения проводится в пятницу вечером, а литургия уже в сам Сочельник.
Если же по каким-либо причинам попасть в храм раньше не удавалось, то разрешалось в этот праздник просто семьей прочитать молитвы и приступать к праздничному ужину. При этом важно было в Свят-вечер надеть все самые новые вещи, если же денег на новое не хватало, то надевали просто чистые. Эта традиция служила символом очищения от грехов и наступления чего-то нового.
Славянские традиции в Свят вечер
Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.
Рождественский Дидух
Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе — посредине.
Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»
Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.
Праздничный стол на Сочельник
Основным блюдом на Свят вечер была кутья или как она еще называлась сочиво, коливо. Готовили её обычно из вареной пшеницы, ячменя с добавлением меда. Иногда хозяйки сочиво варили еще и с рисом. Трапеза начиналась именно с кутьи.
Причем очередность блюд также строго исполнялась по определенным правилам. Так первыми в ход шли обязательно закуски. После них обычно подавали первое, зачастую борщ, грибной суп или уха. К первому хозяйки обязательно готовили пирожки, ушки или лепешки, их еще называли сочни. Самыми последними подавался десерт. Это рулеты с маком, медовики, пироги, кисель и так далее. Обязательно к этому дню выпекали сладкие пряники.
Вторым обязательным блюдом был узвар, а проще говоря компот из сухофруктов. Зачастую он готовился из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других фруктов. При этом стоит отметить, что все блюда запивались только узваром и ничем другим.
Отдельно стоит отметить 12 блюд, которые обязательно должны были стоять на столе и что они означали:
Стоит отметить, что не обязательно в этот день готовили только эти блюда, самое главное — это, чтобы на столе было 12 постных блюд. Помимо этих рецептов, хозяйки готовили холодец, домашнюю колбасу, свиную голову, кисель, блюда из грибов, мяса, рыбы.
За столом старались вести себя сдержанно и спокойно. При этом вставать из-за стола до окончания трапезы нельзя было. Ни одно блюдо не должно было оставаться нетронутым, каждый, кто сидел за столом должен был отведать хотя бы по ложке от всех блюд. Считалось хорошим знаком, если за столом соберется четное количество людей, если нет, то хозяйка ставила дополнительный набор столовых приборов для усопших родственников.
Колядование в Свят Вечер
После праздничного ужина начиналась самая интересная часть для молодежи — гулянья, куда в частности и входило колядование. Для этого юные парни и девушки собирались около храма или в другом общественном месте. К ним могли присоединиться свободные неженатые мужчины.
Затем выбирали главного, кто руководит колядками — Березу, а также казначея, звездаря, латкового и так далее. Обязательно надевали интересные костюмы и придумывали небольшое представление. В главной роли обычно фигурировала коза, как символ достатка и богатства.
Колядование раньше немного отличалось от того, как это делают сейчас. Раньше не стучали и не заходили в дома как это делается в современном мире. наши предки обычно вызывали хозяев словами “Коляда идет!”. Кто выходил, тому и показывали представление с пением колядок и народных песен. Желали хозяину всего наилучшего в грядущем году. После чего колядующих приглашали в дом и одаривали подарками.
Приметы на Сочельник
Рождественский Сочельник – что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Сочельником, Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.
Собственно говоря, сочельник - это не совсем праздник. Церковное название этого дня: «предпразднество Рождества Христова». Получается, что сочельник предваряет один из главных христианских праздников, служит, образно говоря, дверью в празднование Рождества Христова.
Слово «сочельник» берет свое название от сочива, основного блюда этого дня. Впрочем, устав допускает приготовление вместо сочива кутии. Как сочиво, так и кутья готовятся из вареных или пропаренных зерен злаковых культур и приправляются медом.
Кстати, если следовать уставу, сочиво и кутья являются праздничным, хотя и и постным блюдом сочельника, но этим не ограничивается стол в сочельник. По уставу есть в этот день полагается лишь один раз, после вечернего богослужения, но растительное масло и вино допускаются к употреблению. Нельзя есть лишь скоромную пищу и рыбу. Впрочем, это монастырский устав, строгость воздержания в миру следует согласовывать с приходским священником или же духовником.
Предпразднество Христова Рождества - особый день в жизни христианина. Богослужение в храме полностью посвящено наступающему празднику. Оно отличается по своему чину как от будничных служб, так и от чина богослужения в сам день Рождества Христова. Завершается богослужение пением тропаря Рождества. Можно обратить внимание на то, что богослужебные песнопения, посвященные Рождеству Христову, звучат в храме задолго до наступления самого праздника. Так Церковь готовит своих чад к наступающему торжеству.
Существует много разных традиций празднования сочельника. В некоторых местностях уже с вечера начинают поздравлять друзей и знакомых с Рождеством Христовым, в других местах этот день проводят в кругу семьи за особой трапезой с кутьей или сочивом. Главное - выделить день, предшествующий великому христианскому празднику, подготовиться к радостному событию воспоминания Рождения Богочеловека Христа. В сочельник, как и в сам день Рождества Христова желательно подготовиться к причащению Святых Христовых Таин, заранее исповедаться и, если священник благословит причаститься, соединиться со Христом, причастившись Его Божественных Тела и Крови.
Сочельником также называют день, предшествующий празднику Богоявления - Крещения Господня. Время между Рождеством Христовым и навечерием Богоявления - крещенским сочельником называют святками. В эти дни нет поста, в храмах поются рождественские песнопения а христиане поздравляют друг друга с радостным событием прихода в мир Спасителя - Рождеством Христовым.
Называют Рождественский сочельник или просто сочельник. Также эта дата получила название Первой кутьи, Первой коляды или Кутейника. Ещё в первые века новой эры было установлено празднование Навечерия Рождества Христова. Постепенно это соединилось с традицией отмечать кануны больших праздников.
С Рождественским сочельником связано немало традиций, примет и обрядов. В этот день наблюдали за наличием и количеством инея, состоянием снежного покрова, уделяли внимание звездному небу:
Большое значение в Рождественский сочельник придавалось ужину. Обычно избы чисто убирали, а стол покрывали сеном или соломой и застилали белой чистой скатертью, выполненной из натурального материала. Солома и сено напоминали о яслях, где лежал новорожденный Иисус.
По традиции, соблюдали пост и не ели до появления на небе первой звезды. Вернувшись из церкви, у образов зажигали лампаду, перед ними ставили восковые свечи и читали молитву, а потом усаживались за стол в торжественном и строгом молчании и ужинали.
Главными кушаньями этой трапезы была кутья (отваренные зерна ячменя, пшеницы, позже риса, подслащенные медом) и взвар (безалкогольный напиток из сваренных в воде груш, яблок, вишен, слив и других плодов). Ещё на столе присутствовали капуста, квас, житная каша, хлеб из зерен последнего урожая, сушеные ягоды. Зажженную свечу вставляли в один из хлебов. Ложки и остатки ужина оставляли на столе до утра. Иногда кутью ставили не на стол, а под образа в передний угол.
В Сочельник проводили целый ряд магических обрядов, направленных на то, чтобы плодоносили фруктовые деревья, уродился хлеб, установилась хорошая погода, множилось поголовье домашней птицы и скота.
В эту ночь скоту давали обильный корм, а кур, наоборот, старались не кормить. Верили, что это отобьет у птиц желание копаться в огороде, особенно весной, когда только высажена рассада или семена.
Обязательным блюдом на столе были блины, которым тоже придавали особый смысл. Первый испеченный блин давали съесть корове или овце. Овца и овечье руно считались символом счастья, благополучия и плодородия. В разных мифопоэтических системах овца символизирует простоту, робость, кротость, нежность, невинность, жертвенность и терпение. В христианстве овцы выступают как символ Спасителя. Нередко рядом с Иисусом изображают овцу или ягненка. Народный вариант рождественских событий, разыгрываемых в период Святок украинцами, белорусами, поляками и русскими, обязательно включал эпизод поклонения пастухов с овечками появившемуся на свет Младенцу.
В некоторых местах в Рождественский сочельник жгли костры, чтобы души усопших родственников могли прийти и погреться у огня. Ещё верили, что от этого огня пшеница лучше уродится.
Распространенным обычаем было оставлять лакомство для Мороза. Его пытались всячески умилостивить, чтобы весной он не побил овощной рассады, ярового хлеба и цвета на плодовых деревьях.
Канун Рождества открывал время святочных гаданий. Крестьяне гадали об урожае и погоде, а также пытались узнать, что их ждет в следующем году. Девушки и молодые незамужние женщины ворожили на суженого и замужество.
В канун Рождества желательно встать пораньше, умыться и прочитать молитву. Неплохо было бы сходить в церковь, помолиться за здоровье родных и близких, исповедаться и причаститься. Если вы с кем-то поссорились накануне праздника, то постарайтесь помириться. Заниматься приготовлением праздничных блюд нужно обязательно в хорошем настроении. Люди, которые придерживались рождественского поста, не употребляют 6 января пищу до 18.00. На столе в этот день должны присутствовать постные блюда, желательно, чтобы их было не меньше 12. Это число символизирует 12 апостолов Иисуса Христа.
Нельзя в этот день ругаться, сквернословить, осуждать кого-то. Постарайтесь настроиться на позитивный лад. Также нельзя проводить уборку, в противном случае весь год в вашем доме будут возникать ссоры на пусто месте. До 15:00 нужно закончить все приготовления. Именно в это время в храмах готовятся к торжественной службе.
Стол накройте красивой скатертью, достаньте праздничную посуду. Во время ужина выключите свет и зажгите свечи, чтобы наполнить дом живым огнем, который является защитой от нечистой силы и всего дурного.
Вечер накануне Рождества, для каждого из нас – это обычно кутья и колядки, а также тихий семейный ужин. Названий у этого праздника несколько – канун Рождества, Сочельник, Свят-вечер, Богатый Вечер, Богатая Кутья, Вилия. Готовились же к зимним праздникам еще задолго до их наступления. Хозяйки готовили вкусный ужин и убирали в доме, а самое главное соблюдали строгий пост, который заканчивался 6 января в 12 часов ночи. Однако это не единственные традиции, которые сопровождали этот день, поэтому давайте окунемся в историю и разберемся в чем отличие современного Сочельника от Свят-вечера раньше.
Как известно существует два кануна Рождества – один католический, который отмечается 24 декабря, а другой православный и празднуют его 6 января. Но и тот и другой является символом усиленной подготовки к одному из важнейших праздников в году – Рождеству.
Обычай отмечать канун Рождества, по преданиям, появился опираясь на историю с Вифлеемской звездой. За несколько дней до рождения Христа волхвам явилась самая яркая звезда, такой знак появляется только тогда, когда на свет появляется царь. Поэтому они решили отправиться в путь, чтобы преподнести Христу дары.
Но это не единственное значение праздника, ведь в основном все праздники имеют языческие корни. Свят-вечер не стал исключением и многие традиции не имеют никакой связи с христианством, сюда можно отнести святочные гадания. итак, согласно преданиям, еще в дохристианский период наши предки отмечали в этот день праздник «Корочуна», или по другому день приветствия солнца. По другим источникам в этот день отмечали канун рождения Кола Сварога. Именно в Свят-вечер, как верили раньше, Земля одаривала людей, растения, животных, в общем все живое, энергией, которая впоследствии способна поможет не только сохранить урожай, но и приумножить его, а животных она оберегает от болезней и способствует хорошему приплоду.
Как мы уже упоминали, зимним праздникам предшествовал строгий пост, который заканчивался с появлением первой звезды 6 января. В канун Рождества целый день вся семья питалась праздничной кутьей.
Вечером проводится богослужение с чтением евангелия, рассказом истории о волхвах, молитвами, а также литургия. Однако, если Сочельник припадает на субботу или воскресение, то основная часть богослужения проводится в пятницу вечером, а литургия уже в сам Сочельник.
Если же по каким-либо причинам попасть в храм раньше не удавалось, то разрешалось в этот праздник просто семьей прочитать молитвы и приступать к праздничному ужину. При этом важно было в Свят-вечер надеть все самые новые вещи, если же денег на новое не хватало, то надевали просто чистые. Эта традиция служила символом очищения от грехов и наступления чего-то нового.
Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.
Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе – посредине.
Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»
Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.
Основным блюдом на Свят вечер была кутья или как она еще называлась сочиво, коливо. Готовили её обычно из вареной пшеницы, ячменя с добавлением меда. Иногда хозяйки сочиво варили еще и с рисом. Трапеза начиналась именно с кутьи.
Причем очередность блюд также строго исполнялась по определенным правилам. Так первыми в ход шли обязательно закуски. После них обычно подавали первое, зачастую борщ, грибной суп или уха. К первому хозяйки обязательно готовили пирожки, ушки или лепешки, их еще называли сочни. Самыми последними подавался десерт. Это рулеты с маком, медовики, пироги, кисель и так далее. Обязательно к этому дню выпекали сладкие пряники.
Вторым обязательным блюдом был узвар, а проще говоря компот из сухофруктов. Зачастую он готовился из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других фруктов. При этом стоит отметить, что все блюда запивались только узваром и ничем другим.
Отдельно стоит отметить 12 блюд, которые обязательно должны были стоять на столе и что они означали:
Стоит отметить, что не обязательно в этот день готовили только эти блюда, самое главное – это, чтобы на столе было 12 постных блюд. Помимо этих рецептов, хозяйки готовили холодец, домашнюю колбасу, свиную голову, кисель, блюда из грибов, мяса, рыбы.
За столом старались вести себя сдержанно и спокойно. При этом вставать из-за стола до окончания трапезы нельзя было. Ни одно блюдо не должно было оставаться нетронутым, каждый, кто сидел за столом должен был отведать хотя бы по ложке от всех блюд. Считалось хорошим знаком, если за столом соберется четное количество людей, если нет, то хозяйка ставила дополнительный набор столовых приборов для усопших родственников.
После праздничного ужина начиналась самая интересная часть для молодежи – гулянья, куда в частности и входило колядование. Для этого юные парни и девушки собирались около храма или в другом общественном месте. К ним могли присоединиться свободные неженатые мужчины.
Затем выбирали главного, кто руководит колядками – Березу, а также казначея, звездаря, латкового и так далее. Обязательно надевали интересные костюмы и придумывали небольшое представление. В главной роли обычно фигурировала коза, как символ достатка и богатства.
Колядование раньше немного отличалось от того, как это делают сейчас. Раньше не стучали и не заходили в дома как это делается в современном мире. наши предки обычно вызывали хозяев словами “Коляда идет!”. Кто выходил, тому и показывали представление с пением колядок и народных песен. Желали хозяину всего наилучшего в грядущем году. После чего колядующих приглашали в дом и одаривали подарками.
Как известно существует два кануна Рождества - один католический, который отмечается 24 декабря, а другой православный и празднуют его 6 января. Но и тот и другой является символом усиленной подготовки к одному из важнейших праздников в году - Рождеству.
Обычай отмечать канун Рождества, по преданиям, появился опираясь на историю с Вифлеемской звездой. За несколько дней до рождения Христа волхвам явилась самая яркая звезда, такой знак появляется только тогда, когда на свет появляется царь. Поэтому они решили отправиться в путь, чтобы преподнести Христу дары.
Но это не единственное значение праздника, ведь в основном все праздники имеют языческие корни. Свят-вечер не стал исключением и многие традиции не имеют никакой связи с христианством, сюда можно отнести святочные гадания. итак, согласно преданиям, еще в дохристианский период наши предки отмечали в этот день праздник «Корочуна», или по другому день приветствия солнца. По другим источникам в этот день отмечали канун рождения Кола Сварога. Именно в Свят-вечер, как верили раньше, Земля одаривала людей, растения, животных, в общем все живое, энергией, которая впоследствии способна поможет не только сохранить урожай, но и приумножить его, а животных она оберегает от болезней и способствует хорошему приплоду.
Как мы уже упоминали, зимним праздникам предшествовал строгий пост, который заканчивался с появлением первой звезды 6 января. В канун Рождества целый день вся семья питалась праздничной кутьей.
Вечером проводится богослужение с чтением евангелия, рассказом истории о волхвах, молитвами, а также литургия. Однако, если Сочельник припадает на субботу или воскресение, то основная часть богослужения проводится в пятницу вечером, а литургия уже в сам Сочельник.
Если же по каким-либо причинам попасть в храм раньше не удавалось, то разрешалось в этот праздник просто семьей прочитать молитвы и приступать к праздничному ужину. При этом важно было в Свят-вечер надеть все самые новые вещи, если же денег на новое не хватало, то надевали просто чистые. Эта традиция служила символом очищения от грехов и наступления чего-то нового.
Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.
Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе - посредине.
Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»
Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.
Основным блюдом на Свят вечер была кутья или как она еще называлась сочиво, коливо. Готовили её обычно из вареной пшеницы, ячменя с добавлением меда. Иногда хозяйки сочиво варили еще и с рисом. Трапеза начиналась именно с кутьи.
Причем очередность блюд также строго исполнялась по определенным правилам. Так первыми в ход шли обязательно закуски. После них обычно подавали первое, зачастую борщ, грибной суп или уха. К первому хозяйки обязательно готовили пирожки, ушки или лепешки, их еще называли сочни. Самыми последними подавался десерт. Это рулеты с маком, медовики, пироги, кисель и так далее. Обязательно к этому дню выпекали сладкие пряники.
Вторым обязательным блюдом был узвар, а проще говоря компот из сухофруктов. Зачастую он готовился из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других фруктов. При этом стоит отметить, что все блюда запивались только узваром и ничем другим.
Отдельно стоит отметить 12 блюд, которые обязательно должны были стоять на столе и что они означали:
Стоит отметить, что не обязательно в этот день готовили только эти блюда, самое главное - это, чтобы на столе было 12 постных блюд. Помимо этих рецептов, хозяйки готовили холодец, домашнюю колбасу, свиную голову, кисель, блюда из грибов, мяса, рыбы.
За столом старались вести себя сдержанно и спокойно. При этом вставать из-за стола до окончания трапезы нельзя было. Ни одно блюдо не должно было оставаться нетронутым, каждый, кто сидел за столом должен был отведать хотя бы по ложке от всех блюд. Считалось хорошим знаком, если за столом соберется четное количество людей, если нет, то хозяйка ставила дополнительный набор столовых приборов для усопших родственников.
После праздничного ужина начиналась самая интересная часть для молодежи - гулянья, куда в частности и входило колядование. Для этого юные парни и девушки собирались около храма или в другом общественном месте. К ним могли присоединиться свободные неженатые мужчины.
Затем выбирали главного, кто руководит колядками - Березу, а также казначея, звездаря, латкового и так далее. Обязательно надевали интересные костюмы и придумывали небольшое представление. В главной роли обычно фигурировала коза, как символ достатка и богатства.
Колядование раньше немного отличалось от того, как это делают сейчас. Раньше не стучали и не заходили в дома как это делается в современном мире. наши предки обычно вызывали хозяев словами “Коляда идет!”. Кто выходил, тому и показывали представление с пением колядок и народных песен. Желали хозяину всего наилучшего в грядущем году. После чего колядующих приглашали в дом и одаривали подарками.