Цель: Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
Задачи:
Активизировать активный словарь. Развивать монологическую речь.
Закрепить лексико-грамматические категории (согласование существительных с прилагательными, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.
Приобщать детей к русской истории.
Воспитывать уважительное отношение к истокам русской культуры
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, музыка.
Оборудование: солнце вырезанное из картона, лучики, игрушка-петрушка, колокольчики, бубны, деревянные ложки.
Ход занятия.
Вводная часть.
Логопед: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Правильно. А вы любите зиму? Почему мы любим зиму?
Дети: Можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепит снеговика.
Основная часть.
Логопед: Какие праздники мы отмечаем зимой?
Дети: Новый год, Рождество, День защитника Отечества.
Логопед: Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой.
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают.
Логопед: Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этой загадке? Что это за праздник? Это проводы зимы – Масленица! Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Поговорка: Масленица идёт, блины да мёд несёт. Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. На это были направлены все действия, совершающиеся в масленичную неделю.
Логопед: Давайте с вами поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнце зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки
(показать рукой вниз)
Ждут твоего света
(руки вверх, пальцы растопырены)
Лепешки валяют
(имитация движений)
Тебя поджидают!
(руки вперед, «приглашают в гости»)
Логопед: Посмотрите, а вот и наше солнышко появилось. Чего не хватает?
Дети: лучей
Логопед: Чтобы солнышко согрело землю, нужно вернуть ему лучики.
Д/и «Лучи солнца»
Поставить каждый лучик на свое место, в зависимости от того, какой звук слышен в названии картинки на лучике (звуки [а], [о], [у], [и])
Логопед: Вот и зажглось солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.
Чтобы наше солнышко не скрылось нужно похвалить его, сказать приятные слова.
Д/и «Подбери словечко»
Солнце (какое?) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…
Все любили масленицу, называли ласково – Маслена!
Д/и «Назови ласково»
Зима-зимушка
Снег, лед, снеговик, ручей, проталина, солнце, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля. Логопед: А на Руси этот праздник Масленицы встречали песнями, плясками и весёлыми играми. Приглашаю всех на веселую карусель
Физминутка: «Карусель»
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели.
(медленно идут по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(легкий бег)
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
(медленно идут по кругу)
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
(остановиться)
Логопед: Молодцы ребята, хорошо повеселились, а теперь отдохнуть нам всем пора. К нам на праздник спешит весёлая игрушка по имени-
Дети: Петрушка!
Петрушка (игрушка): Здравствуйте, ребятишки!
Ну что? Масленицу встречаем,
Значит, зиму провожаем,
Я принёс вам бубны, ложки,
Повеселимся немножко!
Логопед: Колокольчики тихо звенят-
Ложки расписные играют,
Колокольчики громко звенят-
Бубны вступают!
Игра «Тише – громче»
Дети слушают и различают тихое и громкое звучание колокольчиков.
Петрушка хвалит детей: Хороши у вас таланты,
3. Заключительная часть:
Логопед: Молодцы ребята! Хорошо мы с вами веселились. Но наш праздник подошёл к концу. А Масленицу провожали такими словами:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай наша широкая!
Ты пришла с добром
С сыром, с маслом и с яйцом
С блинами, с пирогами да с оладьями
Масляная весело гуляла, песни гуляла
А теперь прощай – на тот год приезжай!
Цели:
1. Познакомить детей с христианским праздником Масленица.
2. Пробуждать в детях желание участвовать в празднике.
3. Формировать умение передавать праздничное настроение через потешки, частушки, заклички, поговорки о Масленице.
4. Совершенствовать речевое дыхание и дикцию с помощью скороворки.
5. Учить проявлять организованность, выражать интерес и активно участвовать в совместных играх.
6. Закрепить последовательность дней недели.
7. Воспитывать желание проявлять доброту, чуткое отношение к старшим.
8. Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.
Словарная работа: Пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями: крынка, лакомка, мечи,Масленица, проводы зимы.
Материал к занятию: Карусель с лентами, платочки, шапочка кота, крынка, чучело Масленицы, корзина с угощением.
Ход занятия.
Воспитатель (в русском костюме заходит с приветствием) -Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Сему дому слава. Вашему саду слава. Вам желаю мира, счастья. Восхваляю я хозяев. Много лет, здоровья вам: И большим и малышам. Какое время года наступило? (Ответы детей).
Воспитатель
Правильно. Зиме-царице пора уступить черёд весне-красне.
Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем.
(Под тихое звучание аудиозаписи журчания ручьёв, чирикания воробьёв, шелеста ветерка дети называют приметы весны.)
Воспитатель: А вы знаете, как отмечают этот праздник? (ответы детей). Вот и пришла я к вам, чтобы поведать вам об этом разудалом празднике и порадовать игрой весёлой.
(Дети садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. С давних времён Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Неделя эта не простая, а масленная. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением, потому, что приходит она с блинами да пирогами, с играми и забавами. Давайте споём песню о том, как весело всем в этот день.
(дети поют под музыкальное сопровождение)
Как на масляной неделе Как на масленой неделе
Со стола блины летели Из печи блины летели.
И сыр, и творог - Весело было нам,
Всё летело под порог. Весело было нам!
Воспитатель: Я продолжу свой рассказ. И порадую всех вас.
Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)
Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы на санках и ставят в центре зала.) - Дети, поздоровайтесь с Масленицей, повторяйте за мной слова. Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Празднование начиналось по строго расписанному порядку.
- Итак, начинается Масленица в понедельник - первый день недели - «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:
"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
( Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова) .
- Второй день - вторник, звался «Заигрыши».
В этот день начинали собираться игрища да потехи.
Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки» .
(Показываю детям крынку и объясняю её назначение)
- В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.
Считалка: Шёл котик через мост:
Вот и лыпы, вот и хвост.
Вот глаза, а вот и грудь,
Выходи, водящим будь!
На выбранного котика одеваем шапочку.
- Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это - кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.
- Третий день - среда «Лакомка».
- Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Масленица - кривошейка,
Встретим мы тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
(Проговаривая слова вместе с детьми, привязать третью ленточку)
- О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).
- Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.
- Четвёртый день - «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой . В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.
(Подготовленный дети поют частушки, остальные подпевают):
Эй, девчонки - хохотушки, Возле речки, возле быстрой
Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.
Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,
Чтоб порадовать гостей! Да чего - то не живут.
Воспитател ь - В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее - правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
- Слово «мечи» - значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.
- Пятница - «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели). - Суббота - «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины , звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)
- А в воскресенье - «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
- Давайте вместе позовём весну закличкой.
(Привязываем последнюю ленту.)
- Давайте - ка прощаться, за последнюю игру приниматься.
Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.
Игра «Карусель»
Еле - еле - еле - еле
Завертелись карусели
А потом кругом - кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра. Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась.
Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы.
Муниципальное бюджетное учреждение "Светлячок"
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
«Госпожа Масленица»
Конспект
интегрированного занятия
в старшей группе
Воспитатель: Е.В.Вашкевич
светлана широбокова
Конспект занятия в старшей группе «Масленица»
Конспект занятия в старшей группе «Масленица » .
Цель : дать детям представление о народном празднике, традициях празднования Масленицы .
Задачи :
Познакомить детей с традициями русского народа – праздником Масленица .
Развивать речь.
Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Воспитатель : доброе утро, ребята. Перед началом нашего занятия , предлагаю вам проснуться и настроиться на хорошую работу.
Коммуникативная игра «Доброе утро» .
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (поглаживание глаз, сделали пальцами «бинокль» , посмотрели на ребят).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (потирание мочек, делаем уши «слона» )
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (одна рука поглаживает другую, хлопаем в ладоши) .
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (поглаживание ног, топаем ногами) .
Доброе утро, дети! Мы проснулись (машем руками над собой) .
Проснулись, и улыбнулись. (улыбаемся друг другу) .
Воспитатель : молодцы! Займите свои места.
Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года? (зима)
Воспитатель : вот сейчас я проверю, что же вы знайте о зиме и загадаю вам загадки про зиму и все, что с ней связано.
Отгадывание загадок :
1. Что за чудо – покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый (снег) .
2. Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка, серебристая (снежинка) .
3. Наши окна – как картинки.
Кто художник – невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал (мороз) .
4. В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий (лед) .
5. Бегут по дорожке
Доски да ножки (лыжи) .
6. Из овечьей шерсти тонкой
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять (варежки) .
Воспитатель : молодцы! А чем вам нравится зима (ответы детей?
Какие зимние забавы вам нравятся (ответы?
Физкультминутка «Зима» .
(воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения)
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим.
И снегурочку лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы.
Воспитатель : ребята, какая бывает зима? (ответы)
Бывает зима снежная, вьюжная, суровая, морозная, холодная, ледяная…
А бывает и ветреная.
Давайте мы с вами покажем какая бывает ветреная зима.
Дыхательная гимнастика «Ветер» .
Ветер дует слабо ф-ф-ф
Ветер дует сильно Ф-Ф-Ф
Давайте мы с вами попробуем превратить суровую зиму в ласковую. Как это можно сделать? Назвать ее ласково.
Игра «Назови ласково» .
Зима – зимушка
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Дерево – деревце
Ветер – ветерок
Горка – горочка
Лед – ледок
Холод – холодок
Санки – саночки
Воспитатель : молодцы. Но какой бы замечательной не была зима, приходит время уступить свой черед. Какое время года наступит совсем скоро? (весна)
Ребята, а кто мне скажет какой сегодня день?
Сегодня, ребята, не обычный день. Сегодня первый день праздника Масленицы . Что вы знайте об этом празднике? (ответы)
Воспитатель : чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы – Масленицу . Масленица – это праздник встречи весны и солнца. Длится он целую неделю и каждый день особенный.
Презентация.
Гимнастика для глаз «Лучик солнца» .
Солнышко уже теплее, радостнее. Вот и к нам в группу залетел лучик и хочет с вами поиграть.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной (моргаем)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись (круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду (влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду (вправо) .
Динамическая пауза.
Утром солнышко встает выше, выше, выше
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.
Воспитатель : ребята, а как вы думайте, почему символом масленицы является блин ?
Давайте мы с вами тоже «испечем блины» .
Пальчиковая гимнастика «Блины» .
Мама нам печет блины
Очень вкусные они.
Стала Маша гостей созывать
И Иван приди, и Степан приди
И Матвей приди, и Сергей приди
И Никитушка, ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать
И Ивану блин, и Степану блин
И Матвею блин, и Сергею блин
И Никитушке мятный пряничек.
Воспитатель : а как вы понимайте поговорку «Без блинов не масленица » ?
«Блинцы, блинчики, блины как колеса у весны» . (скороговорка) .
Воспитатель : молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо занимались, отвечали. Давайте вспомним, какой праздник мы начинаем праздновать?
Сколько дней длится праздник? Как называется первый день праздника? Какой символ у праздника? Как люди празднуют масленицу ?
Публикации по теме:
«Масленица» для старшей и подготовительной группы Сценарий праздника Масленица (для детей старшей и подготовительной группы) Матрешка: Собирайся, народ! В гости Масленица ждёт! Мы позовём.
Конспект занятия «Масленица красная» Тема комплексно-тематического планирования «Масленица» Задачи: Закрепление способов рисования стилизованной фигуры человека - Масленицы.
Все! Все! Все на праздник. Весну встречаем, зиму провожаем. Начало праздника. Все приготовились. Предлагаем состязание. Кто сильный, кто.
Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.
Конспект тематического занятия с родителями во второй младшей группе (3–4 года) «Масленица» Масленица Конспект тематического занятия с родителями. (2-ая младшая группа 3-4 года) Участники: Дети, родители, воспитатели группы, воспитатель.
Ирина Сидоренко
Конспект занятия «Масленица» в старшей группе
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района Ленинградской области
Конспект занятия
Масленица
Подготовила : воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна
Область : Познавательное развитие знакомство с окружающим миром.
Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Используемый материал : иллюстрации к празднику Масленица , иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И. Суриков «Взятие снежного городка» , Н. Кустодиев «Масленица » ,
Б. Кустодиев «Масляничное гуляние » , К. Юон «Зима. Ростов Великий» , «Весенний солнечный день» С. Михеев «Госпожа чесная масленица » . Аудиозапись «Звон колоколов» .
Словарная работа : балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.
Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .
Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.
Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
Начинается Масленица в понедельник , который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу :
Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько :
Пришла к нам Масленица ,
Принесла блинов да маслица !
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали : «Приехала Масленица ! Приехала Масленица !»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение : Если хозяева подавали мало, дети их дразнили :
Паршивые блины, по аршину длины! -
и убегали.
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы .
Больше всего любили катание с ледяных горок : кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу .
Во вторник - заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых : «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать» .
Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины» . Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни) .
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы : конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.
Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.
Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое : «Бог простит» . Уходит Масленица , а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.
Слайд 16,17
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица .
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица !
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Игра «Гори, гори ясно»
Вопросы к детям.
Почему праздник назывался масленицей ? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу ? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей) .
Знакомство с весенними закличками.
Воспитатель : Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку :
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди :
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Обсудить смысл закличек.
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.
Публикации по теме:
«Масленица». Конспект развлечения на основе русского фольклора в старшей группе МБДОУ Д/С №93 «Улыбка» Воспитатель: Кириллова Г. Т. Высшая квалификационная категория г. Владимир Ведущий: Всех гостей и детей поздравляет.
Конспект интегрированного занятия «Кукла «Масленица» в подготовительной группе Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии Задачи: познакомить обучающихся с русскими обрядами.
Конспект интегрированного занятия-развлечения для старшей группы «Масленица» Цель: - Познакомить детей с народным праздником Масленица. - Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания. - Развивать глазомер,.
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Масленица» Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями.
Ведущий: Собирайся народ! В гости Масленица ждет
Мы зовем к себе тех - кто любит веселье и смех
Ждут вас игры, забавы и шутки - скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем - веселье начинаем!
Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.
Ой, как много здесь гостей
Ждет вас множество затей
Будем петь да играть
Старину вспоминать!
А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице? Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены действия, а также определенные правила его поведения: А вы знаете, как называются дни недели?
Понедельник - «встреча»,
вторник - «заигрыш»,
среда - «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг - «разгуляй - четверток», «широкий»,
пятница - «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота - «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье - «прощеный день».
Кульминацией Масленицы - сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны.
На масленицу наши мамы и бабушки пекут вкусные блины всю неделю.
Скоморох : Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки
смешливые девчонки, короткие юбчонки!
Я – скоморох Ванька
По всему свету гуляю
Все на свете знаю
Пришел к вам позабавиться да повеселиться.
Праздник Масленицы встретить!
А у Масленицы герой один -
Круглый и вкусный, а зовут его?.
Дети : Блин!
Скоморох:
Чтоб поднять вам настроенье
Я устрою представленье
Тили – тили, трам– тарам
Вот и блин испек я вам!
(появляется блин)
Блин: Позвольте представиться: я – блин
На весь свет один
Всех моих братьев съели
А меня не успели
Только на меня раскрыли роток
А я - шмыг и наутек!
Будем петь и развлекаться
Танцевать и кувыркаться!
Скоморох:
Будет
праздник
здесь большой-
Встретится
Зима
с Весной.
Зиму с песнями проводим,
Спляшем с нею в хороводе!
А Весну весельем встретим,
Словом ласковым приветим!
А скажите, вам охота
Встречу эту увидать?
Дети: Да!
Ведущая:
Что ж, тогда придется звать
Масленицу - Просковею,
Потому, что только с нею
Встреча эта состоится
.
Вносят чучело Масленицы
Блин :
Не печаль Зима нам дарила,
Игры зимние заводила,
Было радостно всей детворе,
Когда снега полно во дворе.
Скоморох:
Да, зима для сильных, смелых,
Веселых, ловких и умелых!
Любите снежки зимой?..
Тогда, кто меткий все за мной!
Игра в «Снежки»
Добрый день, народ честной,
Снова встретились с зимой!
Попрощаться пришла,
Песни, пляски принесла.
Не годится вам стоять,
Будем дружно все плясать
Общая пляска «Катись, катись, снежок»
Ведущий: Ребята! А разгадывать загадки вы умеете? Но сейчас мы это проверим!
Ведущий :
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Дети: Весна!
Ведущий :
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
Дети : Гнездо!
Ведущий :
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-…
Дети : Блины!
Ведущий :
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
Дети : Зима и весна!
Ведущий : В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
Дети: Ручеек!
Ведущий :
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Дети : Подснежник!
Ведущий : Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием!
Блин:
А как же нам Весну позвать, кто нам поможет?
Ведущий: А Весну позовём весёло песенкой «Ой, бежит ручьём вода»
Скоморох:
А теперь дорогие мои ребятки мы с вами поиграем!
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Остальные ребята, взявшись за руки, цепочкой проходят через «ворота» и напевают:
Идет матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март прошел,
Всех детей провел.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как прошел май
- Сколько хоть теперь гуляй!
Пропустив всех несколько раз, ребята, изображающие «ворота», спрашивают затем каждого, какую он выбирает сторону - правую или левую..
Блин:
Русский народ, подходи, не зевай.
Валенок одевай, да вперёд беги,
Но смотри не упади.
Не посрами друзей своих
Быстрых, ловких, удалых!
Конкурс «Бег в одном валенке»
Ведущий: Молодцы! Хорошо мы с Вами повеселились и поиграли!
Ребята, давайте вспомним, как называется последний день масленичной недели?
Дети: Прощеное воскресенье!
Ведущий: Правильно! Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте, мы тоже поклонимся друг другу в знак прощения наших взаимных обид.
Скоморох :
Зимушку проводили, Весну -красну с почестями встретили, а теперь у Масленицы блинков попросим:
Все хором:
Масленица, не скупись!
Блин:
С пылу, с жару разбирайте
Похвалить не забывайте
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи
Звучит русская народная песня «Блины» воспитатели выносят блины для своих групп, пока идет подготовка к чаепитию, дети танцуют под веселую музыку.
Скоморох:
С вами весело играли,
Песни пели и плясали!
А теперь пришла пора
Нам прощаться, детвора!