Познавательное занятие на тему масленица. Конспект занятия «Масленица» в старшей группе

22.10.2019 Мои образы

Цель: Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
Задачи:
Активизировать активный словарь. Развивать монологическую речь.
Закрепить лексико-грамматические категории (согласование существительных с прилагательными, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.
Приобщать детей к русской истории.
Воспитывать уважительное отношение к истокам русской культуры
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, музыка.
Оборудование: солнце вырезанное из картона, лучики, игрушка-петрушка, колокольчики, бубны, деревянные ложки.
Ход занятия.
Вводная часть.
Логопед: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Правильно. А вы любите зиму? Почему мы любим зиму?
Дети: Можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепит снеговика.
Основная часть.
Логопед: Какие праздники мы отмечаем зимой?
Дети: Новый год, Рождество, День защитника Отечества.
Логопед: Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой.
Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают.

Логопед: Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этой загадке? Что это за праздник? Это проводы зимы – Масленица! Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Поговорка: Масленица идёт, блины да мёд несёт. Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. На это были направлены все действия, совершающиеся в масленичную неделю.
Логопед: Давайте с вами поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнце зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки

(показать рукой вниз)

Ждут твоего света

(руки вверх, пальцы растопырены)

Лепешки валяют

(имитация движений)

Тебя поджидают!

(руки вперед, «приглашают в гости»)

Логопед: Посмотрите, а вот и наше солнышко появилось. Чего не хватает?

Дети: лучей

Логопед: Чтобы солнышко согрело землю, нужно вернуть ему лучики.

Д/и «Лучи солнца»

Поставить каждый лучик на свое место, в зависимости от того, какой звук слышен в названии картинки на лучике (звуки [а], [о], [у], [и])

Логопед: Вот и зажглось солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.

Чтобы наше солнышко не скрылось нужно похвалить его, сказать приятные слова.

Д/и «Подбери словечко»

Солнце (какое?) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…

Все любили масленицу, называли ласково – Маслена!

Д/и «Назови ласково»

Зима-зимушка

Снег, лед, снеговик, ручей, проталина, солнце, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля. Логопед: А на Руси этот праздник Масленицы встречали песнями, плясками и весёлыми играми. Приглашаю всех на веселую карусель

Физминутка: «Карусель»

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели.

(медленно идут по кругу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(легкий бег)

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

(медленно идут по кругу)

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

(остановиться)

Логопед: Молодцы ребята, хорошо повеселились, а теперь отдохнуть нам всем пора. К нам на праздник спешит весёлая игрушка по имени-

Дети: Петрушка!

Петрушка (игрушка): Здравствуйте, ребятишки!

Ну что? Масленицу встречаем,

Значит, зиму провожаем,

Я принёс вам бубны, ложки,

Повеселимся немножко!

Логопед: Колокольчики тихо звенят-

Ложки расписные играют,

Колокольчики громко звенят-

Бубны вступают!

Игра «Тише – громче»

Дети слушают и различают тихое и громкое звучание колокольчиков.

Петрушка хвалит детей: Хороши у вас таланты,

3. Заключительная часть:

Логопед: Молодцы ребята! Хорошо мы с вами веселились. Но наш праздник подошёл к концу. А Масленицу провожали такими словами:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай наша широкая!

Ты пришла с добром

С сыром, с маслом и с яйцом

С блинами, с пирогами да с оладьями

Масляная весело гуляла, песни гуляла

А теперь прощай – на тот год приезжай!

Цели:

1. Познакомить детей с христианским праздником Масленица.

2. Пробуждать в детях желание участвовать в празднике.

3. Формировать умение передавать праздничное настроение через потешки, частушки, заклички, поговорки о Масленице.

4. Совершенствовать речевое дыхание и дикцию с помощью скороворки.

5. Учить проявлять организованность, выражать интерес и активно участвовать в совместных играх.

6. Закрепить последовательность дней недели.

7. Воспитывать желание проявлять доброту, чуткое отношение к старшим.

8. Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.

Словарная работа: Пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями: крынка, лакомка, мечи,Масленица, проводы зимы.

Материал к занятию: Карусель с лентами, платочки, шапочка кота, крынка, чучело Масленицы, корзина с угощением.

Ход занятия.

Воспитатель (в русском костюме заходит с приветствием) -Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Сему дому слава. Вашему саду слава. Вам желаю мира, счастья. Восхваляю я хозяев. Много лет, здоровья вам: И большим и малышам. Какое время года наступило? (Ответы детей).

Воспитатель Правильно. Зиме-царице пора уступить черёд весне-красне. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем) Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем.

(Под тихое звучание аудиозаписи журчания ручьёв, чирикания воробьёв, шелеста ветерка дети называют приметы весны.)

Воспитатель: А вы знаете, как отмечают этот праздник? (ответы детей). Вот и пришла я к вам, чтобы поведать вам об этом разудалом празднике и порадовать игрой весёлой.

(Дети садятся на стульчики полукругом)

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. С давних времён Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Неделя эта не простая, а масленная. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением, потому, что приходит она с блинами да пирогами, с играми и забавами. Давайте споём песню о том, как весело всем в этот день.

(дети поют под музыкальное сопровождение)

Как на масляной неделе Как на масленой неделе

Со стола блины летели Из печи блины летели.

И сыр, и творог - Весело было нам,

Всё летело под порог. Весело было нам!

Воспитатель: Я продолжу свой рассказ. И порадую всех вас.

Мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)

Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы на санках и ставят в центре зала.) - Дети, поздоровайтесь с Масленицей, повторяйте за мной слова. Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Празднование начиналось по строго расписанному порядку.

- Итак, начинается Масленица в понедельник - первый день недели - «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".

( Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова) .

- Второй день - вторник, звался «Заигрыши».

В этот день начинали собираться игрища да потехи.

Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки» .

(Показываю детям крынку и объясняю её назначение)

- В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.

Считалка: Шёл котик через мост:

Вот и лыпы, вот и хвост.

Вот глаза, а вот и грудь,

Выходи, водящим будь!

На выбранного котика одеваем шапочку.

- Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это - кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.

- Третий день - среда «Лакомка».

- Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Масленица - кривошейка,

Встретим мы тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

(Проговаривая слова вместе с детьми, привязать третью ленточку)

- О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).

- Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.

- Четвёртый день - «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой . В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.

(Подготовленный дети поют частушки, остальные подпевают):

Эй, девчонки - хохотушки, Возле речки, возле быстрой

Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.

Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,

Чтоб порадовать гостей! Да чего - то не живут.

Воспитател ь - В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее - правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

- Слово «мечи» - значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.

- Пятница - «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели). - Суббота - «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины , звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)

- А в воскресенье - «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

- Давайте вместе позовём весну закличкой.

(Привязываем последнюю ленту.)

- Давайте - ка прощаться, за последнюю игру приниматься.

Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.

Игра «Карусель»

Еле - еле - еле - еле

Завертелись карусели

А потом кругом - кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра. Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась.

Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы.

Муниципальное бюджетное учреждение "Светлячок"

Муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым

«Госпожа Масленица»

Конспект

интегрированного занятия

в старшей группе

Воспитатель: Е.В.Вашкевич

светлана широбокова
Конспект занятия в старшей группе «Масленица»

Конспект занятия в старшей группе «Масленица » .

Цель : дать детям представление о народном празднике, традициях празднования Масленицы .

Задачи :

Познакомить детей с традициями русского народа – праздником Масленица .

Развивать речь.

Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Ход занятия:

Воспитатель : доброе утро, ребята. Перед началом нашего занятия , предлагаю вам проснуться и настроиться на хорошую работу.

Коммуникативная игра «Доброе утро» .

Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (поглаживание глаз, сделали пальцами «бинокль» , посмотрели на ребят).

Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (потирание мочек, делаем уши «слона» )

Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (одна рука поглаживает другую, хлопаем в ладоши) .

Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (поглаживание ног, топаем ногами) .

Доброе утро, дети! Мы проснулись (машем руками над собой) .

Проснулись, и улыбнулись. (улыбаемся друг другу) .

Воспитатель : молодцы! Займите свои места.

Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года? (зима)

Воспитатель : вот сейчас я проверю, что же вы знайте о зиме и загадаю вам загадки про зиму и все, что с ней связано.

Отгадывание загадок :

1. Что за чудо – покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый (снег) .

2. Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка, серебристая (снежинка) .

3. Наши окна – как картинки.

Кто художник – невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал (мороз) .

4. В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий (лед) .

5. Бегут по дорожке

Доски да ножки (лыжи) .

6. Из овечьей шерсти тонкой

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять (варежки) .

Воспитатель : молодцы! А чем вам нравится зима (ответы детей?

Какие зимние забавы вам нравятся (ответы?

Физкультминутка «Зима» .

(воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения)

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим.

И снегурочку лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.

Воспитатель : ребята, какая бывает зима? (ответы)

Бывает зима снежная, вьюжная, суровая, морозная, холодная, ледяная…

А бывает и ветреная.

Давайте мы с вами покажем какая бывает ветреная зима.

Дыхательная гимнастика «Ветер» .

Ветер дует слабо ф-ф-ф

Ветер дует сильно Ф-Ф-Ф

Давайте мы с вами попробуем превратить суровую зиму в ласковую. Как это можно сделать? Назвать ее ласково.

Игра «Назови ласково» .

Зима – зимушка

Снег – снежок

Сосулька – сосулечка

Мороз – морозец

Дерево – деревце

Ветер – ветерок

Горка – горочка

Лед – ледок

Холод – холодок

Санки – саночки

Воспитатель : молодцы. Но какой бы замечательной не была зима, приходит время уступить свой черед. Какое время года наступит совсем скоро? (весна)

Ребята, а кто мне скажет какой сегодня день?

Сегодня, ребята, не обычный день. Сегодня первый день праздника Масленицы . Что вы знайте об этом празднике? (ответы)

Воспитатель : чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы – Масленицу . Масленица – это праздник встречи весны и солнца. Длится он целую неделю и каждый день особенный.

Презентация.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца» .

Солнышко уже теплее, радостнее. Вот и к нам в группу залетел лучик и хочет с вами поиграть.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной (моргаем)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись (круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду (влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду (вправо) .

Динамическая пауза.

Утром солнышко встает выше, выше, выше

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

Воспитатель : ребята, а как вы думайте, почему символом масленицы является блин ?

Давайте мы с вами тоже «испечем блины» .

Пальчиковая гимнастика «Блины» .

Мама нам печет блины

Очень вкусные они.

Стала Маша гостей созывать

И Иван приди, и Степан приди

И Матвей приди, и Сергей приди

И Никитушка, ну, пожалуйста.

Стала Маша гостей угощать

И Ивану блин, и Степану блин

И Матвею блин, и Сергею блин

И Никитушке мятный пряничек.

Воспитатель : а как вы понимайте поговорку «Без блинов не масленица » ?

«Блинцы, блинчики, блины как колеса у весны» . (скороговорка) .

Воспитатель : молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо занимались, отвечали. Давайте вспомним, какой праздник мы начинаем праздновать?

Сколько дней длится праздник? Как называется первый день праздника? Какой символ у праздника? Как люди празднуют масленицу ?

Публикации по теме:

«Масленица» для старшей и подготовительной группы Сценарий праздника Масленица (для детей старшей и подготовительной группы) Матрешка: Собирайся, народ! В гости Масленица ждёт! Мы позовём.

Конспект занятия «Масленица красная» Тема комплексно-тематического планирования «Масленица» Задачи: Закрепление способов рисования стилизованной фигуры человека - Масленицы.

Все! Все! Все на праздник. Весну встречаем, зиму провожаем. Начало праздника. Все приготовились. Предлагаем состязание. Кто сильный, кто.

Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.

Конспект тематического занятия с родителями во второй младшей группе (3–4 года) «Масленица» Масленица Конспект тематического занятия с родителями. (2-ая младшая группа 3-4 года) Участники: Дети, родители, воспитатели группы, воспитатель.

Ирина Сидоренко
Конспект занятия «Масленица» в старшей группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района Ленинградской области

Конспект занятия

Масленица

Подготовила : воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна

Область : Познавательное развитие знакомство с окружающим миром.

Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал : иллюстрации к празднику Масленица , иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И. Суриков «Взятие снежного городка» , Н. Кустодиев «Масленица » ,

Б. Кустодиев «Масляничное гуляние » , К. Юон «Зима. Ростов Великий» , «Весенний солнечный день» С. Михеев «Госпожа чесная масленица » . Аудиозапись «Звон колоколов» .

Словарная работа : балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник , который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу :

Как вставала я ранёшенько,

Убиралася быстрёшенько :

Пришла к нам Масленица ,

Принесла блинов да маслица !

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали : «Приехала Масленица ! Приехала Масленица

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение : Если хозяева подавали мало, дети их дразнили :

Паршивые блины, по аршину длины! -

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы .

Больше всего любили катание с ледяных горок : кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу .

Во вторник - заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых : «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать» .

Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины» . Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни) .

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы : конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое : «Бог простит» . Уходит Масленица , а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Слайд 16,17

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица .

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица !

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей ? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу ? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей) .

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель : Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку :

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди :

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек.

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Публикации по теме:

«Масленица». Конспект развлечения на основе русского фольклора в старшей группе МБДОУ Д/С №93 «Улыбка» Воспитатель: Кириллова Г. Т. Высшая квалификационная категория г. Владимир Ведущий: Всех гостей и детей поздравляет.

Конспект интегрированного занятия «Кукла «Масленица» в подготовительной группе Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии Задачи: познакомить обучающихся с русскими обрядами.

Конспект интегрированного занятия-развлечения для старшей группы «Масленица» Цель: - Познакомить детей с народным праздником Масленица. - Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания. - Развивать глазомер,.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Масленица» Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями.

Ведущий: Собирайся народ! В гости Масленица ждет

Мы зовем к себе тех - кто любит веселье и смех

Ждут вас игры, забавы и шутки - скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем - веселье начинаем!

Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.

Ой, как много здесь гостей

Ждет вас множество затей

Будем петь да играть

Старину вспоминать!

А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице? Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены действия, а также определенные правила его поведения: А вы знаете, как называются дни недели?

Понедельник - «встреча»,

вторник - «заигрыш»,

среда - «лакомка», «разгул», «перелом»,

четверг - «разгуляй - четверток», «широкий»,

пятница - «тещины вечера», «тещины вечерки»,

суббота - «золовкины посиделки», «проводы»,

воскресенье - «прощеный день».

Кульминацией Масленицы - сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны.

На масленицу наши мамы и бабушки пекут вкусные блины всю неделю.

Скоморох : Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки

смешливые девчонки, короткие юбчонки!

Я – скоморох Ванька

По всему свету гуляю

Все на свете знаю

Пришел к вам позабавиться да повеселиться.

Праздник Масленицы встретить!

А у Масленицы герой один -

Круглый и вкусный, а зовут его?.

Дети : Блин!

Скоморох:

Чтоб поднять вам настроенье

Я устрою представленье

Тили – тили, трам– тарам

Вот и блин испек я вам!

(появляется блин)

Блин: Позвольте представиться: я – блин

На весь свет один

Всех моих братьев съели

А меня не успели

Только на меня раскрыли роток

А я - шмыг и наутек!

Будем петь и развлекаться

Танцевать и кувыркаться!

Скоморох:

Будет праздник здесь большой-
Встретится
Зима с Весной.
Зиму с песнями проводим,
Спляшем с нею в хороводе!
А Весну весельем встретим,
Словом ласковым приветим!
А скажите, вам охота
Встречу эту увидать?

Дети: Да!

Ведущая:

Что ж, тогда придется звать
Масленицу - Просковею,
Потому, что только с нею
Встреча эта состоится .

Вносят чучело Масленицы

Блин :

Не печаль Зима нам дарила,

Игры зимние заводила,

Было радостно всей детворе,

Когда снега полно во дворе.

Скоморох:

Да, зима для сильных, смелых,

Веселых, ловких и умелых!

Любите снежки зимой?..

Тогда, кто меткий все за мной!

Игра в «Снежки»

Добрый день, народ честной,

Снова встретились с зимой!

Попрощаться пришла,

Песни, пляски принесла.

Не годится вам стоять,

Будем дружно все плясать

Общая пляска «Катись, катись, снежок»

Ведущий: Ребята! А разгадывать загадки вы умеете? Но сейчас мы это проверим!

Ведущий :

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Дети: Весна!

Ведущий :

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

Дети : Гнездо!

Ведущий :

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки-…

Дети : Блины!

Ведущий :

Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая.

Дети : Зима и весна!

Ведущий : В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

Дети: Ручеек!

Ведущий :

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети : Подснежник!

Ведущий : Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием!

Блин:

А как же нам Весну позвать, кто нам поможет?

Ведущий: А Весну позовём весёло песенкой «Ой, бежит ручьём вода»

Скоморох:

А теперь дорогие мои ребятки мы с вами поиграем!

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Остальные ребята, взявшись за руки, цепочкой проходят через «ворота» и напевают:

Идет матушка весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март прошел,

Всех детей провел.

А за ним апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как прошел май

- Сколько хоть теперь гуляй!

Пропустив всех несколько раз, ребята, изображающие «ворота», спрашивают затем каждого, какую он выбирает сторону - правую или левую..

Блин:

Русский народ, подходи, не зевай.
Валенок одевай, да вперёд беги,
Но смотри не упади.
Не посрами друзей своих
Быстрых, ловких, удалых!


Конкурс «Бег в одном валенке»

Ведущий: Молодцы! Хорошо мы с Вами повеселились и поиграли!

Ребята, давайте вспомним, как называется последний день масленичной недели?

Дети: Прощеное воскресенье!

Ведущий: Правильно! Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте, мы тоже поклонимся друг другу в знак прощения наших взаимных обид.

Скоморох :

Зимушку проводили, Весну -красну с почестями встретили, а теперь у Масленицы блинков попросим:

Все хором:

Масленица, не скупись!

Блин:

С пылу, с жару разбирайте

Похвалить не забывайте

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи

Звучит русская народная песня «Блины» воспитатели выносят блины для своих групп, пока идет подготовка к чаепитию, дети танцуют под веселую музыку.

Скоморох:

С вами весело играли,

Песни пели и плясали!

А теперь пришла пора

Нам прощаться, детвора!