Ну вот малыш и подрос. Ребенку 1 год. Что он умеет?
Начинать лучше с анализов и осмотров врачей специалистов.
зубки после «серебрения»
К 1 году у ребенка обычно имеется 8 зубов: 4 верхних и 4 нижних резца. К тому списку, что может выявить — к 1 году добавляются начальные признаки кариеса: пятна на зубах, потемнение эмали, сколы. Эмаль молочных зубов более тонкая и чувствительная, чем эмаль постоянных - поэтому легко повреждается.
А у некоторых детей она особенно слабая. При выявлении начальных признаков кариеса доктор может предложить «серебрение» зубов: нанесение на зубы соединений серебра, в результате чего зубы покрываются тонкой пленкой, которая защищает их от дальнейшего разрушения. Процедура безболезненная. Правда, при этом зубы окрашиваются в некрасивый черный цвет, зато разрушение зубов при этом значительно замедляется и отодвигается необходимость более серьезного лечения.
Далее следует осмотр педиатра со взвешиванием, измерением и т.д. В 1 год средний рост ребенка — 75см. Средний вес — 10 кг. Средняя окружность головы — 46см, груди — 49см. Большой родничок чаще всего закрыт и у ребенка имеется 8 зубов. Но все это всего лишь средние показатели — ориентиры. Если ребенок в чем то им не соответствует - это не делает его хуже или лучше других. Если ребенок здоров - дальше он направляется на реакцию Манту. Это не прививка, а кожная проба, поэтому она может разрешаться когда у ребенка есть мед.отвод от прививок. Но рекомендации в отношении ее тоже есть.().
Повторный осмотр педиатра.Через 72 часа после Манту (на третьи сутки) ребенок повторно приглашается к педиатру, для оценки результатов Манту. Далее, если с р.Манту все в порядке, педиатр осматривает ребенка и направляет его на прививку(точнее на 2): от кори+свинки и краснухи.
Прививки производятся живой, ослабленной вакциной. Реакция на прививку оценивается на 10-14 день, может быть слабость, вялость, температура до 37,2, которые проходят самостоятельно. Выраженных реакций на эту прививку практически не отмечается. Подробнее об этой прививке в одной из следующих статей.
В 1 год ребенок обычно спит днем 1 раз:2-3 часа, ночной сон продолжается 10-12 часов. За сутки ребенок бодрствует примерно 10-12 часов и спит 12- 14 часов. В 1 год рекомендуется кормить ребенка не реже 5 р/д.
Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).
Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».
Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.
Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.
Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.
Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:
Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.
Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.
Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.
Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:
В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.
Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)
Девчата, как же мне надоели эти врачи со своими несуществующими диагнозами… Сил нет. У меня здоровый ребенок без малейших отклонений, но даже ему ставят всякую ерунду, не основываясь ни на чем. Хорошо, что хватает ума не впадать в панику и не вестись на этот бред. Сегодня были у невролога и нам поставили ПЭП. Я почему-то так и думала, что без диагноза детей не бывает - так видят наших детей врачи. Послали нас на НСГ… Теперь пока не сделаем, педиатр не отстанет. Вставляю статью для всех кто вериит неврологам с первого слова:
Очень часто после рождения или в , малышу выставляют множество непонятных и пугающих неврологических диагнозов. Кроме того, родителей пугают страшными последствиями этих диагнозов и выписывают большое количество достаточно серьезных препаратов и различные другие методы лечения, довольно часто не такие уж и дешевые. Разобраться в загадочных аббревиатурах диагнозов и немного прояснить ситуацию попробуем в этом материале.
О диагнозах…
Детская неврология – одна из сложнейших отраслей педиатрии – тут еще до сих пор очень много гипердиагностики (постановки множества избыточных диагнозов) и неизученных процессов. Постоянно совершенствуются методы исследования, поэтому с каждым годом происходит постоянный пересмотр подходов к постановке диагноза его лечению. Многие диагнозы, которые выставлялись еще 20 лет назад, сейчас не являются отклонениями или не существуют вовсе. К таким можно отнести и загадочную аббревиатуру ПЭП.
ПЭП или перинатальная энцефалопатия – не существующий во всем научном мире, и давно устаревший и в России диагноз. Это даже не диагноз, а собирательное понятие, характеризуемое нарушениями структуры и(ли) функции головного мозга и нервной системы, которые возникают в период с 28 недели беременности до 7 суток с момента рождения, то есть никакой конкретной информации нет вообще. Более того, в дословном переводе с латыни термин расшифровывается еще проще – «энцефалон» - мозг, голова, «патос, патия» - патология, нарушение или проще говоря – «что-то с головой». Из этого легко можно заключить, что данный диагноз выставлять конкретному ребенку не представляется возможным – потому что, если у ребенка и выявляются болезни нервной системы и мозга в частности, они все имеют свое четкое классифицированное по МКБ-10 (международная классификация болезней) название.
К болезням нервной системы можно отнести – кровоизлияния, пороки, опухоли, воспалительные процессы, инфекции и травмы. ПЭП в этой классификации не включены. Многие неврологи заменяют термин ПЭП на ГТП ЦНС или «гипоксически-травматическое поражение ЦНС», что суть одно и то же, просто выраженное другим терминами и не меняющее ситуации.
Откуда такие диагнозы?
Курс детской неврологии очень сложен, врачи-педиатры и неонатологи не всегда полностью владеют знаниями в области детской неврологии, порой принимая являющиеся нормой для ребенка симптомы за патологию, а штатных детских неврологов в роддомах мало или нет совсем. Неврологический осмотр младенца – дело сложное, на его правильность влияют многие факторы – как внешние, так и со стороны малыша.
Итак, ложные результаты могут быть получены в случае, если малыш голоден, если он спит и его пришлось будить для осмотра, если он тепло закутан и перегрелся. Если в помещении холодно или слишком жарко, и даже если врач чересчур активно проводит свои манипуляции. О правильности осмотра не приходится говорить и в условиях, когда за день это не первый специалист, и малыш уже находится в состоянии стресса вместе с мамой, от хождения по кабинетам и стояния в очередях.
Что не болезнь?
Малыши первого года жизни имеют еще незрелую нервную систему, а мозг младенца формируется в процессе роста и развития. Поэтому многие патологические для взрослых и старших детей симптомы со стороны нервной системы, для малышей раннего возраста - вариант нормы.
Не являются патологией невыраженные и незначительные расширения желудочков мозга и межполушарной щели по результатам нейросонографии (УЗИ мозга). Не может бы выставлено состояние гиперактивности, это диагноз более старших детей. Не являются признаками поражения нервной системы упорные срыгивания после кормления, он требуют наблюдения и обследования, но однозначно приписывать их к проблемам по неврологии нельзя. Нормальной считается мраморная окраска кожи – это когда на фоне белой кожи видно наличие красных и синих разводов, сосудиков, напоминающий окраску мраморных плит. Не стоит беспокоиться и о вставании на цыпочки и хождении на носках, особенно в самом начале формирования навыков хождения.
Часто у детей до 3-4 месяцев отмечается тремор (дрожание) подбородка при плаче или резком волнении, что тоже не является поводом для лечения, кроме этого сюда же стоит отнести и дрожание кистей рук во время плача или испуга. Не стоит волноваться и при наличии у ребенка закатывания вверх глаз таким образом, что видна полоска белка, наличие небольшого косоглазия до полугода.
У малыша могут быть влажными и прохладными стопы и кисти рук, даже если он хорошо одет, это особенности кровообращения ребенка. Коме того, не считается патологией пульсирующий или выбухающий при крике родничок, большой или малый размеры родничка, и динамика его закрытия у всех своя – это требует только наблюдения и контроля. Также для малышей считается нормальной метеочувствительность.
Все описанные состояния требуют динамического наблюдения участкового совместно с неврологом и не более того.
На что обращать внимание
Все малыши индивидуальности с самого рождения, и развитие их идет по своим определенным программам, влияют и здоровье, и наследственность, и даже пол. При оценке психомоторных навыков и общего развития надо обращать внимание только на крайние сроки формирования тех или иных навыков. Приведем экспресс-опросник, который может служить ориентиром при оценке тех или иных симптомов. И на что нужно в случае сомнений обратить внимание врача. Серьезными отклонениями являются сроки превышающие полтора-два месяца.
Когда ваш малыш начал держать голову? – срок 1-1.5 мес.
- когда кроха начал переворачиваться? – начало в 3-4 месяца, активные перевороты к полугоду.
- возникали ли у малыша игры с ножками – хватания, засовывания в рот? – у некоторых начиная с 3-4 месяцев, а общий возраст 6-7 месяцев.
- когда начал садиться? С положения на спине обычно садятся раньше, с положения на четвереньках позже, оба варианта нормальны – средние сроки – в 6-8 месяцев.
- когда начал ползать, как это делал? Сначала малыши раскачиваются, стоя на четвереньках, ползают назад, потом перед. Нормой считают ползание по-пластунски, на четвереньках и даже боком – средние сроки примерно 7-8 месяцев.
- когда стал вставать без опоры? – обычно это 9-11 месяцев.
-хождение без поддержки обычно начинается в 9-18 месяцев.
Ориентируясь на средние сроки, вы сразу можете заметить отклонения, требующие консультации со специалистом.
Последствия…
Отрицательных последствий от таких диагнозов немало, гипердиагностика не проходит даром для семьи. Конечно, выставление таких диагнозов, связанных с нервной системой у родителей, далеких от медицины вызывает состояние тревоги, если не страха. Родители начинают считать ребенка неполноценным, глубоко больным, это приводит к внутрисемейной нестабильности, родители начинают искать причины, обвиняя себя и партнера. У родителей изменяются понятия нормы, и когда независимое исследование или консультация у другого специалиста не выявляет патологии, родители начинают проявлять сомнения. Гипердиагностика приводит к необоснованным тратам на лечение, врачей и реабилитацию, которых не требуется.
Для ребенка негативных последствий может быть и еще больше. Первое, что негативно влияет – это гипердиагностика несет под собой боле частые походы по врачам, что, несомненно, повышает риск контакта с больными малышами и заражения инфекциями, вызывает стресс и боязнь «белого халата».
Второе, все эти диагнозы ведут к назначению ненужного лечения, которое порой не проходило полный контроль на этой возрастной группе и имеет побочные действия, приводя к плачевным результатам.
Третье, часто имеющиеся на самом деле нарушения в нервной системе склонны приписывать ПЭП, хотя проблемы порой совершенно другого характера, и поэтому он не корректируются и не лечатся правильно, что порой еще больше углубляет нарушения.
Как наблюдать за малышом?
Практически все патологии нервной системы выявляются в процессе активного наблюдения за малышом, и иногда требуется не один месяц для принятия окончательного решения о проблеме. Поэтому все осмотры невролога проводятся в строго декретированные сроки – когда у малыша в неврологическом плане наступают ключевые этапы – обычно это первый, третий, шестой месяцы и год. Однако, в случае возникновения сомнений или появлении тревожных симптомов, посещение невролога возможно с первого же дня жизни. Если возникают сомнения в диагнозе и лечении – стоит проконсультироваться у нескольких специалистов, благо, что современные условия это позволяют.
Лечим? Или не лечим?
На самом деле только очень реально существующие, серьезные и четко выставленные диагнозы требуют серьезной медикаментозной терапии. Это всегда препараты, направленные на конкретную проблему – снижение тонуса мышц при спастических параличах, противосудорожные препараты при судорогах. А вот при ПЭП обычно назначают препараты широкого спектра действия и не всегда проверенные и имеющие доказанную эффективность у детей. Многие их данных препаратов в условиях поликлиники назначать вообще запрещено. Они назначаются только под постоянным контролем врача-невролога в условиях стационара и только по строгим показаниям, так как имеют большой список побочных действий.
Итак, какие препараты стоит поставить под сомнения из назначений? Это группа сосудистых препаратов – циннаризин, сермион, кавинтон. Затем группа гидролизатов нейропептидов или аминокислот - актовегин, солкосерил, кортексин, церебролизин. Недопустимы ноотропные препараты – пирацетам, аминалон, фенибут, пикамилон, пантогам. Также стоит ставить под сомнение назначение гомеопатии, растительных препаратов – валерианы, пустырника, брусничного листа, медвежьих ушек и тд.
Все утверждения об улучшении питания мозговой ткани - это мифы, все эти препараты назначают большинству малышей, но они не проходили надлежащих исследований и судить об их эффективности и безопасности нельзя. Использование таких лекарств в лучшем случае окажется бесполезным. А при некоторых болезнях может и навредить – могут возникнут аллергия, вплоть до анафилактического шока, нарушения сердечной деятельности, работы почек или самой нервной системы, которую лечат.
Если диагноз или назначенное лечение показались вам необоснованными, если вы сомневаетесь, всегда стоит проконсультироваться у другого специалиста и в другой клинике.
Даже у детей первого года жизни может обнаруживаться патология нервной системы, причинами которой являются нарушения в периоде внутриутробного развития плода (инфекции, гипоксия плода) или тяжелое течение родов. Последствиями поражения нервной системы может стать задержка умственного и физического развития ребенка, нарушение речи и др. Наблюдение врача-невролога, таким образом, показано каждому ребенку с определенной периодичностью. В данной статье ответим на возможные вопросы родителей и устраним их беспокойство по поводу того, что же смотрит врач-невролог у детей.
Поражение нервной системы у грудничков встречается достаточно часто. Но заболевания эти могут иметь скрытую форму, поэтому на первом году жизни малыши неоднократно осматриваются невропатологом: при рождении, в 1 мес., в 3, 6, 9 мес. и по достижении года. Иногда врачи назначают и более частое наблюдение за младенцем по индивидуальному графику. Особое внимание уделяется .
В некоторых случаях, помимо осмотра невролога, назначается дополнительное аппаратное обследование. Раннее выявление и своевременное лечение могут значительно снизить или даже исключить последствия неврологической патологии у детей старшего возраста.
Осмотры невролога грудничкам следует обязательно проводить даже при отсутствии жалоб у родителей. Именно на первом году жизни малыш интенсивно развивается, и врачу легче выявить отклонения.
При осмотре малыша невролог проводит осмотр головы, определяет размеры ее, состояние и величину родничка. Обращает внимание на симметричность лица и глазных щелей, размер зрачков, движения глазных яблок (выявление ). При каждом осмотре проверяются рефлексы, мышечный тонус, объем движений в суставах, чувствительность, наличие навыков и коммуникабельность ребенка.
Еще в родильном доме младенцу проводят УЗИ головного мозга для исключения кист, которые часто появляются при гипоксии плода. Если обнаружены кисты, то такое обследование проводится в динамике. Кисты размером до 3-4 мм должны исчезать бесследно.
Врач обращает внимание на позу ребенка (она еще напоминает внутриутробную), проверяет наличие и симметричность безусловных рефлексов у малыша, мышечный тонус (преобладание тонуса сгибателей – согнуты ручки и ножки, кулачки сжаты) – он обязательно должен быть симметричным.
Движения малыша еще хаотичны, координация их отсутствует. Дитя в месячном возрасте может на какое-то время задерживать взгляд на предмете и следить за его движением. Кроха уже улыбается, услышав ласковую речь.
Невролог измеряет окружность головы малыша и проверяет размеры и состояние большого родничка. На первом полугодии ежемесячно размер головы увеличивается на 1,5 см (средняя окружность при рождении 34-35 см), а на втором полугодии – на 1 см.
Поза малыша более расслаблена, так как тонус сгибателей уже снизился. Ребенок может брать в рот кулачки, захватывать ручками предметы. Он хорошо удерживает головку. Если младенец головку не держит – это может указывать на отставание в развитии. Кроха уже может смеяться, проявляет оживление при контакте и показе игрушки.
Малыш должен самостоятельно переворачиваться на живот и на спинку, поднимать головку, опираясь на ручки. В положении на спине дитя может поднимать стопы и играть с ними. К 6 месяцам ребенок сидит, может не только держать игрушку, но и перекладывать из ручки в ручку. Полугодовалый ребенок узнает близких, особенно маму. На чужих людей может реагировать плачем. Иногда малыш в 6 месяцев произносит слоги.
Некоторые детки уже ползают, с поддержкой встают на ножки. Ребенок может переступать ножками, удерживаясь за опору. Врач оценивает и мелкую моторику: способность взять предмет двумя пальчиками и удержать его. Малыш подражает движениям взрослого: умеет при прощании помахать ручкой, хлопает в ладошки и т.д.
Кроха хорошо знает родителей, понимает значение многих слов и слово «нельзя», находит (по просьбе) знакомый ему предмет из числа других. Если родничок у ребенка остается открытым, то назначается дополнительное обследование (УЗИ головного мозга, МРТ).
Врач оценивает развитие малыша, его навыки и умения. Ребенок должен уметь подняться на ножки, стоять, ходить за ручку. Окружность головы за год увеличивается на 12 см. Грудничок хорошо пьет из чашки, должен правильно держать ложку и кушать из нее. Малыш узнает всех членов семьи, знает названия и показывает части тела (ушко, носик, глазки и т.д.), произносит некоторые слова.
Родители должны насторожиться и посетить врача внепланово при таких симптомах:
График осмотров таков: невролог в плановом порядке должен осмотреть детей в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.
При осмотрах оценивается физическое развитие, мышечный тонус, наличие и симметричность рефлексов, координация движений, цвет и тургор кожных покровов, чувствительность, речь, умственное развитие, наличие или отсутствие очаговых неврологических симптомов.
При необходимости врач может назначить дообследование: осмотр окулиста с осмотром глазного дна, УЗИ головного мозга, ультразвуковую допплерографию, рентгенографию черепа, МРТ мозга, электроэнцефалографию.
Родители должны обратиться внепланово к неврологу при таких симптомах:
В зависимости от течения беременности и родов, наследственных факторов ребенок может иметь неврологическую патологию даже в самом раннем возрасте. Осмотры врача-невролога дают возможность выявить изменения со стороны нервной системы на ранних сроках, что позволит провести своевременное лечение.
Развивается череп от жизни
Во весь лоб — от виска до виска. . .
О. Мандельштам
Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!
Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, "ответственных" за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.
Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, "захватить" патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).
Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — и микроцефалии.
Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.
Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.
Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!
Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?
Кроме того, прямо с рождения вы можете самостоятельно контролировать прирост окружности головы ребенка, который является одним из основных показателей нормы и патологии. Как это сделать грамотно?
Помимо прироста окружности головы, можно контролировать прирост окружности груди, являющийся одним из общих антропометрических показателей развития ребенка. Для этого:
Для чего нужна такая "самодеятельность"? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).
Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.
В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.
Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).
Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.
Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.
У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).
Окружность головы у увеличивается быстрее, чем у доношенного, и прирост максимально выражен в период активной прибавки массы тела, а к концу 1-го года жизни достигает нормальных величин. Исключение составляют глубоко недоношенные дети.
Впрочем, всегда следует иметь в виду, что даже при нормальном могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями или воздействием окружающей среды.
Роднички расположены в области схождения костей черепа. Передний, большой, родничок расположен между лобными и теменными костями. При рождении он имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем постепенно уменьшается к 6 месяцам и в 8-16 месяцев закрывается. Задний, малый, родничок расположен между теменными и затылочными костями. Он имеет небольшие размеры и закрывается к 2-3 месяцем жизни.
При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее, а бывает, что и вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов ее прироста и задержкой психомоторного развития.
Вышеперечисленные признаки не ограничивают всего многообразия возможных вариантов отклонений у ребенка раннего возраста. Однако следует иметь в виду, что любой необычный вариант внешности ребенка требует тщательного обследования и наблюдения за его ростом и развитием.
Развитие ребенка раннего возраста — очень чувствительный признак состояния организма. Оно зависит как от наследственных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий и требует динамического наблюдения докторов. Не забывайте показывать своего малыша специалистам в установленные сроки — 1, 3, 6, 12 месяцев!
Если вы приглашаете специалиста на дом, то необходимо учесть следующее:
В заключение статьи хочу еще раз напомнить: не откладывайте визит к неврологу, помните — от правильной оценки состояния здоровья новорожденного зависит своевременность проведения всех оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение его нормального развития, а дать правильную оценку способен только специалист!
Инна Шаркова, детский невролог
"Гута-Клиник", г. Москва
Обсуждение
Здравствуйте! Моей дочке 2 месяца, педиатр порекомендовал сделать нейросонографию и обратится к невропатологу. по результатам нейроснографии поставили диагноз6 незначительное расширена межполушарная щель (3,7 при норме 2,1). Невпролог осмотрел и выявил: активная, улыбается, гулит, симптом Грефе периодически,опора на поджатые пальцы. Дочка вздрагивает, нарушен сон, периодически срыгивает. Врачом поставлен диагноз: с/м ПНРВ, СДН по гипертипу, с/м ЛДН.
Не совсем понятны диагнозы, чем они опасны, как расшифровать эти симптомы. Помогите, очень боюсь упустить время.
Здравствуйте.
Моей дочери 3 недели.Недавно заметил несимметричность ее черепа,т.е. у нее правая височная впадина больше/глубже,чем левая.Скажите,это опасно?Патология ли это или со временем симметричность восстановится?И как поспособствовать восстановлению/формированию нормальной формы черепа?
PS:чередуем стороны сна ребенка.
zdrastvuyte. u menye docinka 8 let i ona mikrocefaliya .a kak mojna uznat kakie budeshe jdyot emu.u neqo kajdiy nideli spazmi bivayet.ona ne ustayot v meste.pomaqite pojalusta kokoy lekorstva mojet uspokoyet eqo?ya jdu iz vas otveti.
07.12.2007 21:53:24, RamilРебенку 7,5 месяцев, мальчик. Родился в срок, естественным путем (без кесарева сечения). При рождении поставили диагноз гипоксия. Ребенок находится на грудном вскармливании.
У ребенка проблемы со сном. Ребенок спит только в коляске или с соском в груди (использует сосок вместо соски). Никаких лекарств не принимал и не принимает.
За последний месяц 4 раза проводилась процедура по расширению глазного канала.
Процедура болезненная. Первые 3 раза ребенок реагировал достаточно спокойно и успокаивался в течение 10 минут после окончания процедуры. На четвертый раз начал плакать сразу, после того как его привезли в поликлинику, и после окончания процедуры не мог успокоиться в течение часа.
По словам врача - окулиста (зав. отделением глазной поликлиники при Морозовской больнице) процедуру будут повторять до тех пор, пока не удасться расширить глазной канал. Возможно 20 раз.
Вопрос:
Могут ли процедуры повлиять на психику ребенка или он все забудет и проблем с психикой не возникнет?
Здравствуйте доктор
меня беспокоит размер моей головы
мне 21 год рост 180 вес 75
а диаметр головы 54см.
мой подбородок его почти НЕТ!
такое ощущение что голова это шея
только на ней выросли волосы и лицо
помогите пожалуйста подскажите чевонибуть
Здравствуйте Доктор!
Rebenku 5 mesyacev, pri podderjanii rebenka on derjit noqi na noskax, normalno lı eto?
Mi ocen bespokoimsya cto on ne smojet xodit. Posle osmotra doktor skazal cto u neqo porez na noqax i cerepnoe davleniee i naznacıl etı lekarstva:
Mojno li eti lekarstva prinimat pri takom diaqnoze.
Doktor cto bi vi posovetovali cto nam delat?
Zaranee blaqodaryu.
1 Флекситал N10
2 Диакарб N6
3 Эуфиллин N10
4 Глюферал N
5 Мидокалм N10
6 Кальций- маг
7 Аспаркам N10
03.05.2005 10:02:06, SПодскажите, если ребёнку только месяц и невропатолог сказал что родничок 0.5 и что это ни есть хорошо! Это сильно плохо? И как это повлияет на развитие малыша?
[email protected]
Мне 16 лет, у меня у меня
увеличенная лобная и теменная
кости черепа, может быть
это передалось по наследству,
как решить эту проблему,
другую терапию. Можно ли
проводить изменения на
генетическом уровне.
Напишите ответ
Мне 16 лет, у меня у меня
увеличенная лобная и теменная
кости черепа, может быть
это передалось по наследству,
как решить эту проблему,
может можно применять лазерную или какую-нибудь
другую терапию. Можно ли
проводить изменения на
генетическом уровне.
Напишите ответ
Моему сыну было около 4 месяцев, когда у него затормозилось психомоторное развитие. На осмотре невролог в детской поликлинике сказала, что ребёнок полностью здоров и никаких отклонений у него нет. Но (спасибо совету знакомого медика) мы обратились к мануальному терапевту. Мануальщик определила с первого взгляда нерасхождение швов костей черепа (причина была из-за переношенности в 3 недели и стремительные роды). После первого сеанса массажа косточки разошлись и ребёнок начал нагонять в развитии упущенное. Поэтому надежды на профосмотры никакой. Только собственные наблюдения...
07.12.2004 03:12:23, МамонтёнОКЗдраствуйте. Моей дочке 1,5 месяца. Иногда она смотрит "удивленно". Нервопотог направил нас на нейросонограмму. На направлении написано: "с-м ЛДН?" Что означает этот "удивленный" взгляд и ЛДН? Заранее спасибо за ответ
13.11.2004 01:02:21, Юля