Особенности строения скелета туловища и конечностей в детском возрасте. Каких костей нет у младенца

04.04.2020 Мои образы

Скелет составляет опору всего организма. Отдельные части скелета служат защитой таких важнейших органов, как мозг, сердце, лёгкие и др. Кроме этого, костная система в сочетании с мышечной системой образует органы движения человека, при этом кости являются рычагами, приводимыми в действие при посредстве прикреплённых к ним мышц. Нервная система даёт импульсы к сокращению мышц.

Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани. Ещё в утробном периоде хрящевая ткань начинает заменяться костной тканью. Процесс окостенения протекает постепенно, и не все кости скелета окостеневают одновременно. Процесс окостенения завершается к 20-25 годам.

В химическом составе костной ткани в течение всей жизни человека вплоть до глубокой старости происходят изменения. В младших возрастах в костной ткани очень мало солей кальция и фосфора. В связи с тем, что в костях у детей мало солей кальция, а преобладают органические элементы, и процессы окостенения далеко ещё не завершены, скелет детей обладает большой эластичностью и может легко подвергаться искривлениям.

Позвоночник у взрослого человека имеет три кривизны. Одна из них - шейная - имеет выпуклость вперёд, вторая - грудная - обращена выпуклостью назад, третья - поясничная кривизна направлена вперёд. У новорожденного позвоночный столб почти не имеет изгибов. Первая шейная, кривизна образуется у ребёнка уже тогда, когда он начинает самостоятельно держать голову. Второй по порядку образуется поясничная кривизна, выпуклостью тоже обращенная вперёд, когда ребёнок начинает стоять и ходить. Грудная кривизна, обращенная выпуклостью назад, формируется последней и уже к 3-4 годам позвоночник ребёнка приобретает характерные для взрослого человека изгибы, но они пока ещё не стойки. Вследствие большой эластичности позвоночника эти изгибы у детей в лежачем положении сглаживаются. Лишь постепенно, с возрастом, кривизны позвоночника укрепляются, и к 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны, а к наступлению половой зрелости - поясничной.

Лишь постепенно, по мере роста ребёнка, происходит процесс окостенения позвоночника. До 14 лет пространства между телами позвонков ещё заполнены хрящом. На 14-15 году между позвонками появляются новые точки окостенения в виде тонких пластинок на верхней и нижней поверхности позвонков. Только к 20 годам эти пластинки срастаются с телом позвонка. Линия их срастания остаётся выраженной до 21 года. Вершины поперечных и остистых отростков позвонков до 16 -20 лет тоже остаются покрытыми хрящом, когда на них появляются точки окостенения. Срастание хрящевых пластинок с дужками завершается после 20 лет.

Эти особенности развития позвоночника ребёнка и подростка обусловливают лёгкую его податливость и возможные искривления при неправильных положениях тела и длительных напряжениях, особенно односторонних. В частности, искривления позвоночника бывают при неправильной посадке на стуле или за партой, особенно в тех случаях, когда школьная парта неправильно устроена и не соответствует росту детей; при спанье продолжительное время при согнутом туловище на одном боку и др. Искривления позвоночника могут быть в виде изгиба шейной (особенно у младенцев при неправильном ношении их на руках) и грудной частей позвоночника в сторону (сколиоз). Сколиозы грудной части позвоночника наиболее часто встречаются в школьном возрасте как последствие неправильной посадки. Передне-заднее искривление грудной части позвоночника (кифоз) также наблюдается в результате длительной неправильной посадки. Искривления позвоночника могут быть также в виде чрезмерного изгиба в поясничной части (лордоз). Вот почему школьная гигиена придаёт столь большое значение правильно устроенной парте и предъявляет строгие требования к посадке детей и подростков.

Срастание отрезков грудинной кости также происходит сравнительно поздно. Так нижние отрезки грудины срастаются в 15-16 лет, а верхние отрезки только к 21-25 годам, и самостоятельной остаётся только рукоятка грудины. При длительной неправильной посадке в тех случаях, когда ребёнок или подросток опирается грудью о край крышки парты, может произойти изменение грудной клетки и могут иметь место нарушения в её развитии. Это в свою очередь неблагоприятно отражается на нормальном развитии и деятельности лёгких, сердца и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной клетке.

Развитие костей таза у детей, особенно девочек, также представляет интерес в гигиеническом отношении. Таз взрослого человека состоит из двух безымённых костей и вклиненной между ними крестцовой кости. Последняя представляет сросшиеся между собой пять тазовых позвонков. Таз у детей отличается тем, что каждая безымённая кость состоит у них из трёх самостоятельных частей, примыкающих друг к другу: подвздошной кости, седалищной и лобковой. Только примерно с 7 лет эти кости начинают срастаться между собой, и процесс их срастания в основном заканчивается к 20-21 годам, когда безымённая кость становится единой. Это обстоятельство необходимо учитывать, особенно в отношении девочек, поскольку у них в тазу заключены половые органы . При резких прыжках с большой высоты на твёрдую поверхность может произойти незаметное смещение несросшихся ещё костей таза и в последующем неправильное их сращение.

Изменению формы таза содействует также ношение девочками подростками обуви на высоких каблуках. Человеческая стопа имеет форму свода, основаниями которого служат задний упор пяточной кости, а впереди - головки первой и второй плюсневых костей. Свод обладает способностью эластического растяжения, «пружинит», благодаря чему смягчаются удары о почву. Узкая обувь, стягивая стопу, затрудняет работу свода как пружины и ведёт к образованию плоской стопы (сглаживается свод). Высокие каблуки изменяют форму свода и распределение нагрузки на стопу, переносят центр тяжести вперёд, вследствие чего приходится наклонять туловище назад, чтобы при ходьбе не падать вперёд. Постоянное ношение обуви на высоких каблуках приводит к изменению формы таза. При не вполне сросшихся костях таза это отклонение туловища и перемещение центра тяжести могут привести к изменению формы таза, и притом в сторону уменьшения выходного отверстия тазовой полости вследствие приближения лобковых костей к крестцу. Вполне очевидно, что для девушки, когда она станет женщиной, это искривление таза может стать роковым и вредно повлиять на родовую функцию.

Черепные кости у новорождённого также находятся в стадии окостенения и ещё не срослись между собой, за исключением верхней челюсти и межчелюстной кости. Черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительно-тканной перепонкой. Между ними имеются места, ещё не покрытые костной тканью, своеобразные перепончатые пространства - большой и малый роднички, покрытые соединительной тканью. Малый родничок зарастает к 2-3 месяцам, а большой к 1 году уже покрыт костной тканью. Черепные швы окончательно срастаются только к 3-4 годам, иногда позже. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая.

Наиболее интенсивно кости черепа растут в течение первого года. В последующие годы рост черепа происходит неравномерно: периоды сильного роста сменяются периодами относительного затишья. Так, сравнительно сильный рост черепа происходит от рождения до 4 лет, от 6 до 8 лет и от 11 до 13 лет. С 7 до 9 лет происходит сильный рост основания черепа. В периоде от 6 до 8 лет уже заметно сильное развитие лицевой части черепа. Но наиболее интенсивное развитие лицевой части черепа начинается с 13 до 14 лет и в дальнейшем протекает в периоде полового созревания , когда устанавливается окончательное соотношение между мозговой и лицевой частью черепа.

Окостенение трубчатых костей, составляющих скелет конечностей, начинается ещё в утробном периоде и протекает крайне медленно. Внутри средней части трубчатой кости (диафиз) образуется полость, которая заполняется костным мозгом. Концы длинных трубчатых костей (эпифизы) имеют свои отдельные точки окостенения. Полное срастание диафиза и эпифизов завершается в возрасте от 15 до 25 лет.

Развитие процесса окостенения кисти руки имеет большое значение в гигиеническом отношении, поскольку при посредстве кисти ребёнок учится писать и производить различные трудовые движения. У новорожденного запястных костей совсем ещё нет и они только ещё намечаются. Процесс развития их протекает постепенно, и они становятся ясно видимыми, но ещё не вполне развитыми только у детей 7 лет. Лишь к 10-13 годам завершается процесс окостенения запястья. Процесс окостенения фаланг пальцев руки заканчивается к 9-11 годам.

Эти, особенности окостенения кисти руки имеют важное значение для правильной постановки обучения детей письму и трудовым процессам. Вполне очевидно, что для не вполне окостеневшей кисти руки ребёнка необходимо давать доступную для него по размеру и форме ручку для письма. В связи с этим становится понятными то, что быстрое (беглое) письмо детям младших классов не удаётся, в то время как для подростков, у которых процесс окостенения кисти руки заканчивается, в результате постепенного и систематического упражнения беглое письмо становится доступным.

Из изложенного видно, что не только у детей младших возрастов, но и у подростков, учащихся в старших классах, процессы окостенения ещё не полностью завершены и во многих частях скелета они продолжаются вплоть до периода возмужалости. Описанные особенности развития костей у детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, которые уже частично указаны выше. В связи с тем, что процесс окостенения скелета ребёнка дошкольного и школьного возраста ещё не закончен, неправильная организация учебно-воспитательной работы и принуждение ребёнка к непосильным для его возраста упражнениям моторного аппарата могут принести ему большой вред и быть причиной калечения детского скелета. Особенно опасны в этом отношении чрезмерные и односторонние физические напряжения.

Умеренные и доступные для детей физические упражнения, наоборот, являются одним из средств укрепления костной ткани. Чрезвычайно существенны для растущего организма физические упражнения, связанные с дыхательными движениями и влекущие за собой расширение и спадение грудной клетки, поскольку они содействуют её росту и укреплению костной ткани.

Упражнения верхней и нижней конечностей усиливают процессы роста длинных костей, и, наоборот, отсутствие движений, давление на костную ткань (путём пеленания, сдавливающей тело одежды и т. п.), неправильное положение тела влекут за собой замедление процессов роста костной ткани. На развитие костей, их химического состава и прочности оказывают определённое влияние условия питания и внешней среды, окружающей ребёнка и подростка.

Для нормального развития костной ткани у детей необходимы наличие доброкачественного воздуха, обилие света (особенно постоянный доступ прямых солнечных лучей), свободные движения всех членов организма и рациональное питание организма.

Закладка скелета происходит на 3-й неделе эмбрионального развития: первоначально как соединительнотканное образование, а в середине 2-го месяца развития происходит замещение ее хрящевой, после чего начинается постепенное разрушение хряща и образование вместо него костной ткани. Окостенение скелета не завершается к моменту рождения, поэтому у новорожденного ребенка в скелете содержится много хрящевой ткани.

Сама костная ткань значительно отличается по химическому составу от ткани взрослого человека. В ней содержится много органических веществ, она не обладает прочностью и легко искривляется под влиянием неблагоприятных внешних воздействий.

Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. К моменту окончания роста костей хрящи замещаются костной тканью. За период роста в костях ребенка количество воды сокращается, а количество минеральных веществ увеличивается. Содержание органических веществ при этом уменьшается. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам. При этом прекращается рост костей в длину, а их хрящевые части заменяются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается к 18-21 году.

Позвоночный столб. Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начиная с 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника. Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового созревания, после завершения которого прибавка в росте позвоночника очень невелика.

Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21-23 годам.

Кривизна позвоночника формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В самом раннем возрасте, когда ребенок начинает держать голову, появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже – в 12-14 лет. Нарушения кривизны позвоночного столба, которые могут возникнуть в результате неправильной посадки ребенка за столом и партой, приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье.

Грудная клетка. Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). У взрослого же преобладает поперечный размер. На протяжении первого года жизни постепенно уменьшается угол ребер по отношению к позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3-4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого. На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка.

Скелет конечностей. Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет. Умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).

У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начинается с 5-6 лет и завершается к 17-18 годам. В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец. После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Череп. У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Скелет плода начинает формироваться буквально с первых дней зачатия. Уже на второй день оплодотворения образуются специальные клетки, из которых в дальнейшем развивается костная ткань и кости скелета.

С пятой по девятую неделю беременности закладываются хрящевые основы костей плода (конечностей, плечевого пояса), позвоночника, тазового пояса. а первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7-8й неделе внутриутробного развития эмбриона.

Таким образом хрящевая ткань начинает превращаться в костную и происходит рост кости в длину за счёт замены хрящевой ткани на костную.

Параллельно созревают мышечные волокна, при этом раньше всего формируются волокна мышц языка, губ, межреберных мышц, мышц спины и диафрагмы. К моменту рождения ребенка наибольшего развития достигают мышцы туловища, головы и верхних конечностей.

Когда ребенок рождается, его кости имеют волокнистое строение. Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее - минеральных веществ, поэтому они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Благодаря этой мягкости и податливости, при прохождении через родовые пути, кости головы и всего скелета не травмируются и в свою очередь травмируют сами родовые пути.

Череп новорожденного

Череп новорожденного состоит из 45 костей, а у взрослого из 28 костей!

При рождении череп ребенка состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами, которые заполнены соединительной тканью. Мы их называем родничками.

Всего их шесть: лобный — самый большой (от 2,5 до 5 см) — располагается между лобной и теменными костями, зарастает на втором году жизни; затылочный располагается между теменными и затылочной костями, имеет размер до 1 см и зарастает на 2-3 месяце после рождения; клиновидные (пара) и сосцевидные (пара) роднички зарастают либо во внутриутробном периоде развития, либо сразу после рождения. Первые располагаются между лобной, теменной и височной костями, вторые — между затылочной и височной костями.

Иногда может происходить неравномерное или слишком раннее сращение одного из черепных швов, в результате чего вместе сращения шва кости не растут. Они это компенсируют усиленным ростом в другом месте, что приводит к деформации формы черепа. Это состояние называется краниостеноз.

Скелет - это каркас тела, состоящий из 206 костей, которые служат рычагами для мышц и создают им противотягу, тем самым, обеспечивая движение. Скелет является жестким сооружением, которое поддерживает и защищает тело, окружая и отгораживая жизненно важные органы в голове, грудной клетке и брюшной полости. Скелет новорожденного состоит в основном из хрящей - мягкой, волокнистой и эластичной ткани, из которой вместе с костями образуется зрелый скелет.

Твердая наружная часть кости состоит из клеток, расположенных в виде тысяч цилиндриков, которые помогают равномерно распределить сипы, действующие на кость. В костном мозге, находящемся в середине кости, образуется большинство лейкоцитов (белых кровяных клеток) и все эритроциты (красные кровяные клетки) У маленьких детей все кости содержат кроветворный костный мозг (у взрослых костный мозг функционирует только в костях туловища). Кости содержат соли, главным образом кальция и фосфора, которые способствуют их прочности и жесткости.

Как развиваются кости

В детстве на определенных этапах развития, включая подростковый период, хрящевая ткань превращается в костную, и тогда скелет формируется окончательно.

Кость представляет собой живую, но твердую ткань, которая растет, развивается и обновляется. Старые костные клетки постоянно рассасываются, и на их месте образуются новые. В детском возрасте происходит непрерывная реконструкция скелета и его упрочнение. Трубчатые кости растут в основном в области эпифиза, или в "зоне роста" кости. Травма этой области может нарушить рост. Развитие здоровых костей зависит как от физических упражнений, так и от достаточного поступления с пищей витаминов (особенно витамина D), солей (в первую очередь кальция) и белка.

Не рентгенограммах видно, что происходит с костями по мере их формирования При рождении каждая кость имеет присущие ей очертания. Кости детской руки состоят из хрящевой (не видимой на рентгенограмме) и костной (в виде плотных областей) тканей. По мере развития ребенка хрящ превращается в кость. В юношеском возрасте это превращение завершается.

Признаки заболевания

В детском возрасте наиболее распространены переломы костей, вывихи суставов и растяжения мышц. У детей чаще встречаются небольшие травмы; воспаления и опухоли костей редки. Иногда происходит искривление позвоночника, называемое сколиозом, для успешного лечения которого необходима ранняя диагностика. Если ребенок лежит неподвижно или отказывается пошевелить ушибленной конечностью, он скорее всего получил тяжелую травму: если же ребенок продолжает пользоваться ушибленной кистью или рукой во время игры, повреждение у него вряд ли серьезное.

Мышцы

Все движения тела и внутренних органов осуществляются с помощью мышц. Мышцы состоят из тысяч отдельных волокон, которые, сокращаясь, вызывают движение. Существуют два вида мышц: произвольные, выполняющие движения самого тела, и непроизвольные, производящие движения внутренних органов (например, пищеварительного тракта, мышцы которого ритмически сокращаются, чтобы продвинуть пищу). От работы мышцы "расцветают" - физические упражнения улучшают их кровообращение, увеличивают массу и повышают работоспособность.

Ребенок рождается с определенными инстинктивными реакциями, которые называются рефлекторными движениями. Постепенно, по мере развития центральной нервной системы и мышц, они исчезают, что позволяет малышу все увереннее управлять своим телом.

Как растут мышцы

Еще будучи в утробе, ребенок энергично двигается и продолжает это делать после рождения, используя все группы мышц. Однако на этой стадии мышцы еще неразвиты и для их полноценного созревания требуются питательные вещества, физическая нагрузка и гормоны. В подростковом периоде мужские гормоны способствуют увеличению силы и размеров мускулатуры мальчиков. Для правильного развития мышц крайне необходимы физические упражнения; без них мышцы практически увядают. У физически активных детей мускулатура становится более сильной и хорошо координированной.

Признаки заболевания

Малотренированные или перетренированные мышцы более восприимчивы к повреждению. При недостаточной нагрузке мышцы усыхают и становятся дряблыми. Дальнейшая бездеятельность приводит к мышечной атрофии и слабости Избыточная нагрузка обычно вызывает боль, затвердение, а иногда воспаление и опухание мышц. Слабость и боли в мышцах могут возникнуть также вследствие вирусной инфекции.

Читайте другие статьи в разделе

Закладка скелета происходит на 3-й неделе эмбрионального развития: первоначально как соединительнотканное образование, а в середине 2-го месяца развития происходит замещение ее хрящевой, после чего начинается постепенное разрушение хряща и образование вместо него костной ткани. Окостенение скелета не завершается к моменту рождения, поэтому у новорожденного ребенка в скелете содержится много хрящевой ткани.

Сама костная ткань значительно отличается по химическому составу от ткани взрослого человека. В ней содержится много органических веществ, она не обладает прочностью и легко искривляется под влиянием неблагоприятных внешних воздействий.

Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. К моменту окончания роста костей хрящи замещаются костной тканью. За период роста в костях ребенка количество воды сокращается, а количество минеральных веществ увеличивается. Содержание органических веществ при этом уменьшается. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам. При этом прекращается рост костей в длину, а их хрящевые части заменяются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается к 18-21 году.

Позвоночный столб. Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начиная с 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника. Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового созревания, после завершения которого прибавка в росте позвоночника очень невелика.

Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21-23 годам.

Кривизна позвоночника формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В самом раннем возрасте, когда ребенок начинает держать голову, появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже – в 12-14 лет. Нарушения кривизны позвоночного столба, которые могут возникнуть в результате неправильной посадки ребенка за столом и партой, приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье.

Грудная клетка. Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). У взрослого же преобладает поперечный размер. На протяжении первого года жизни постепенно уменьшается угол ребер по отношению к позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3-4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого. На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка.

Скелет конечностей. Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет. Умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).

У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начинается с 5-6лет и завершается к 17-18 годам. В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец. После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Череп. У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Развитие мышечной системы

Развитие мускулатуры начинается на 3-й неделе. Начало почти всем поперечно-полосатым мышцам дают миотомы. У 4-х недельного эмбриона миотомы состоят из одноядерных округлых клеток, позднее – из веретенообразных клеток, миобластов. Они интенсивно размножаются и мигрируют в прилегающие области, в том числе в зачатки конечностей. В возрасте 5-ти недель в миобластах начинается синтез мышечных белков – миозина, актина и др., из которых образуются сократительные нити – миофиламенты.

На 5-10-й неделе образуются многоядерные миотрубки. В них усиливается формирование миофиламентов, а затем и миофибрилл. В дальнейшем (20 недель) миотрубки превращаются в мышечные волокна. Миофибриллы заполняют их внутреннее пространство, а ядра оттесняются под сарколемму. Сокращение регистрируется после формирования миофибрилл (5 неделя) и отчетливо проявляются на 10-15 неделях. Сокращение мышц в данный период способствует правильному формированию скелета. Двигательная активность плода проявляется либо в кратковременных толчках, либо в мощных разгибательных движениях, вовлекающих в работу все группы мышц.

Развитие мышечных волокон происходит не одновременно. У плода мышечные волокна в первую очередь образуются в языке, губах, диафрагме, межреберных и мышцах спины. В конечностях волокна развиваются позднее сначала в мышцах рук, затем ног. Таким образом, сначала формируются мышцы, которые более необходимы для выполнения важных функций.

Наиболее интенсивный рост мышц происходит в 1-2 года. Увеличение длины осуществляется благодаря точкам роста на концах волокон, примыкающих к сухожилиям. Рост мышц в толщину происходит за счет увеличения количества миофибрилл в мышечной клетке: если у новорожденного в мышечной клетке их содержится от 50 до 150, то у 7-ми летнего ребенка от 1000 до 3000. Количество клеток возрастает первые 4 месяца после рождения, а затем не изменяется. В 12-15 лет происходит очередное преобразование структуры мышц. Мышечные клетки очень плотно прилегают друг к другу, теряют округлую форму и на поперечном срезе выглядят уплощенными.

В процессе развития ребенка отдельные мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей, прежде всего, развиваются мышцы живота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12-16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25-30 лет. Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека.

Мышечный тонус. В период новорожденности и в первые месяцы жизни детей тонус скелетных мышц повышен. Это связано с повышенной возбудимостью красного ядра среднего мозга. По мере усиления влияний, поступающих из структур головного мозга по пирамидной системе и регулирующих функциональную активность спинного мозга, тонус мышц снижается. Снижение тонуса отмечается во втором полугодии жизни ребенка, что является необходимой предпосылкой для развития ходьбы. Тонус мышц играет важную роль в осуществлении координации движений.

Сила мышц . Увеличение мышечной массы и структурные преобразования мышечных волокон с возрастом приводят к увеличению мышечной силы. В дошкольном возрасте сила мышц незначительна. После 4-5 лет увеличивается сила отдельных мышечных групп. Школьники 7-11 лет обладают еще сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Дети этого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям.

Наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. У мальчиков прирост силы начинается в 13-14 лет, у девочек раньше – с 10-12 лет, что, возможно, связано с более ранним наступлением у девочек полового созревания. В 13-14 лет четко проявляются половые различия в мышечной силе, показатели относительной силы мышц девочек значительно уступают соответствующим показателям мальчиков. Поэтому в занятиях с девочками-подростками и девушками следует особенно строго дозировать интенсивность и тяжесть упражнений. С 18 лет рост силы замедляется и к 25-26 годам заканчивается. Установлено, что скорость восстановления мышечной силы у подростков и взрослых почти одинакова: у 14-летних – 97,5%, у 16-летних и у взрослых – 98,9% от исходных величин.

Развитие силы разных мышечных групп происходит неравномерно. Сила мышц, осуществляющих разгибание туловища, достигает максимума в 16 лет. Максимум силы разгибателей и сгибателей верхних и нижних конечностей отмечается в 20-30 лет.

Быстрота, точность движений и выносливость. Быстрота движения характеризуется как скоростью однократного движения, так и частотой повторяющихся движений. Скорость однократных движений увеличивается в младшем школьном возрасте, приближаясь в 13-14 лет к уровню взрослого. К 16-17 годам темп увеличения этого показателя несколько снижается. К 20-30 годам скорость однократного движения достигает наибольшей величины. Это связано с увеличением скорости проведения сигнала в нервной системе и скорости протекания процесса передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

С возрастом увеличивается максимальная частота повторяющихся движений. Наиболее интенсивный рост этого показателя происходит в младшем школьном возрасте. В период от 7 до 9 лет средний ежегодный прирост составляет 0,3-0,6 движений в секунду. В 10-11 лет темп прироста снижается до 0,1-0,2 движения в секунду и вновь увеличивается (до 0,3-0,4 движения в секунду) в 12-13 лет. Частота движений в единицу времени у мальчиков достигает высоких показателей в 15 лет, после чего ежегодный прирост снижается. У девочек максимальных значений этот показатель достигает в 14 лет и далее не изменяется. Увеличение с возрастом максимальной частоты движений объясняется нарастающей подвижностью нервных процессов, обеспечивающей более быстрый переход мышц-антагонистов из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

Точность воспроизведения движений также существенно изменяется с возрастом. Дошкольники 4-5 лет не могут совершать тонкие точные движения, воспроизводящие заданную программу. В младшем школьном возрасте возможность точного воспроизведения движений по заданной программе существенно возрастает. С 9-10 лет организация точных движений происходит по типу взрослого. В совершенствовании этого двигательного качества существенную роль играет формирование центральных механизмов организации произвольных движений, связанных с деятельностью высших отделов ЦНС.

В течение длительного периода онтогенеза формируется и выносливость (способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности без снижения их эффективности). Выносливость к динамической работе еще очень невелика в 7-11 лет. С 11-12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми. Хорошим средством развития выносливости являются ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50-70%, а к 16 годам – около 80% выносливости взрослого человека.

Выносливость к статическим усилиям особенно интенсивно увеличивается в период от 8 до17 лет. Ее наиболее значительные изменения отмечаются в младшем школьном возрасте. У 11-14-летних школьников самыми выносливыми являются икроножные мышцы. В целом выносливость к 17-19 годам составляет 85% уровня взрослого, а максимальных значений она достигает к 25-30 годам.

Темпы развития многих двигательных качеств особенно высоки в младшем школьном возрасте, что, учитывая интерес детей к занятиям физкультурой и спортом, дает основание целенаправленно развивать двигательную активность в этом возрасте.