Кружок веселый этикет. Рабочая программа кружка «Веселый этикет

24.10.2019 Мои образы

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на первую квалификационную категорию ТЕМА
: Веселый этикет
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Выполнила: Чернышева З.К. воспитатель МБДОУ №106 г. Оренбурга. Руководитель: Муратова А.А. к.п.н., доцент кафедры педа- гогики и психологии Оренбург 1
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Ведуший специалист РОО Зав. МБДОУ « Детский сад №106» г. Оренбурга _______________________В.А. Михайлова _________________________Н.И.Бочкарева «_____» _____________________. «_____» ______________________ «ПРИНЯТО» на Педагогическом совете МБДОУ« Детский сад №106» г. Оренбурга Протокол № _______________________ «_____» ______________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « ДЕТСКИЙ САД №106»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Веселый этикет» является общекультурной модифицированной программой социально-личностной направленности.
Новизна дополнительной образовательной программы
Система дошкольного образования в нашей стране в настоящее время подвергается существенному реформированию. Главным государственным требованием является формирование гармонично развитой личности, облада- ющей интегративными качествами (физическими, личностными, интеллекту- альными) в их единстве и цельности. Одним из показателей гармонично-раз- витой личности является владение ею культурой поведения: знание правил поведения, хорошее, искреннее и уместное их соблюдение Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Фор- мируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры пове- дения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обу- чение грамоте, иностранному языку, музыке. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, приня- тых в обществе.
Актуальность дополнительной образовательной программы
В связи с этим актуальность данной программы – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, нрав- ственно развитой личности. Т.е. обладающей всеми интегративными каче- ствами, способной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементар- 4
ные общепринятые нормы и правила поведения; способной решать интеллек- туальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель
: Цель программы: Воспитание жизнеспособной личности, способ- ной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер- вичных ценностных представлений, соблюдающей элементарные общеприня- тые нормы и правила поведения Задачи обучения: Обучающие: знакомить с правилами этикета; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, соблюдая общие нормы; Развивающие: развивать способность управлять своим поведением и умение считаться с мнениями и интересами других людей; развивать чувство собственного достоинства, стремление совершать хо- рошие поступки. Воспитательные: воспитание способности относится к окружающим с заботой и терпе- нием, но при этом проявлять не терпимость к дурным поступкам людей; воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, об- ращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить приветливо
Отличительные особенности данной дополнительной образователь-

ной программы
Дополнительная программа образования «Веселый этикета» помогает более содержательно проводить с детьми работу по развитию интегративного качества: способный управлять своим поведением и планировать свои дей- ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий эле- 5
ментарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. В содержание программы, в отличие от содержания основной образова- тельной программы, включено ознакомление с различными видами этикета и национальными особенностями этикетных правил народов Оренбургской об- ласти. В программе освещены такие темы как история этикет, в том числе история Российского этикета. Включены такие виды этикета как телефонный этикет и этикет выходного дня.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

образовательной программы
Программа «Веселый этикет» адресована детям старшего дошкольного и подготовительного возрастов.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 2 года. В процессе организации образователь- ного процесса по дополнительной программе осуществляется субъект – субъ- ектная модель взаимодействия детей и педагога. Занятие организуется 1 раз в 2 недели с детьми старшего дошкольного возраста. И 1 раз в 3 недели с детьми подготовительной группы. Количество Занятий в год в старшей груп- пе 19, в подготовительной 16, наполняемость групп – 10 детей.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 2 раза в месяц после обеда форме кружка в старшей группе, и 1 раз в месяц в подготовительной группе в форме кружка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результатом освоения программы являются сформированные интегра- тивные качества ребенка: Физически развитый овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 6
Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первич- ных ценностных представлений; Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведе- ния; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-

тельной программы
Результативность программы изучается в процессе наблюдений за соци- ально – личностной деятельностью детей. Наблюдения за процессом соци- ально – личностной деятельности позволяет выявить уровень актуального развития элементарных общепринятых норм и правил поведения, форсиро- ванности умений и навыков, необходимых для осуществления различных ви- дов детской деятельности. 7

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВА
- ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № Тема Время минуты Интегративные качества Методические пособия Модуль1 Что такое этикет? 1.1 Понятие и история этикета/ 25мин. Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за по- мощью к взрослому Художественная литература И. Ку- рочкина « Что та- кое этикет?» слайды о истории этикета 1.2 История этикета в России 25мин. 1.3 Каким бывает этикет? 25 мин. Модуль 2. Речевой этикет 2.1 Что такое речевой этикет? 25 мин. Эмоционально отзывчивый, пра- вильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Художественная литература С.Маршак «Уро- ки вежливости». 2.2 Правила речевого этикета 25мин 2.3 Общаемся красиво 25мин Модуль 3. Столовый этикет Знающий нормы и правила поведе- ния. Владеющий основными культурно – гигиеническими навы- ками; соблюдающий элементарные общепринятые Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» 3.1 Общие правила поведения за столом 25мин 3.2 Просим к столу гостей 25мин 3.3 Накрываем на стол 25мин Модуль 4. Этикет « Выходного дня» Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за по- мощью к взрослому Художественная литература Е. Кузьмина «Веж- ливые слова». 4.1 Что такое этикет выходного дня 25 мин 4.2 Как себя вести в кинотеатре, те- атре, цирке. 25 мин 4.3 Как вести себя в музее. 25 мин Модуль5 Телефонный этикет Настольная игра «Профессии», ху- дожественная ли- тература К. Чу- ковский «Теле- фон». 5.1 Что такое телефонный этикет 25 мин Владеет диалогической речью, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрос- лыми и сверстниками 5.2 У меня зазвонил телефон 25 мин 5.3 Безопасность использования телефона 25 мин Модуль 6 Этикет в одежде Владеющий основными культурно – гигиеническими навыками; соблюдающий элементарные обще- принятые Художественная литература В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». 6.1 О чем говорит наша одежда 25 мин 6.2 Как обращаться с одеждой 25мин 6.3 Как красиво одеваться 25мин 8

ПРОГРАММЫ
Модуль1 что такое этикет? Тема 1. 1. Понятие и история этикета. Общее знакомство с этикетом. От куда появилось слово этикет. Кто его при- думал. Зрительный ряд: Слайды о истории этикета Вид деятельности: познавательно – исследовательская. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Ху- дожественное творчество», «Здоровье». Тема 1.2 История этикета в России Зарождения этикета в России. Особенности русского этикета. Зрительный ряд: иллюстрации о этикете в России Вид деятельности: коммутативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 1.3 Каким бывает этикет? Виды этикета. Нормы этикета. Зрительный ряд: слайды о разновидностях этикета Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 2. Речевой этикет. Тема2.1 Что такое речевой этикет? Что такое речь. Обращение друг к другу при беседе со взрослыми и сверст- никами. Вежливые слова при беседе. 9
Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема2.2 Правила речевого этикета Что такое культура общения. Общее знакомство с правилами поведения во время общения. Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 2.3. Общаемся красиво. Искусство красиво вести разговор с собеседником. Как научиться ярко, выра- зительно, уверенно выступать перед публикой. Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 3. Столовый этикет Тема 3.1. Общие правила поведения за столом. Что такое столовый этикет. Основные правила поведения. Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. 10
Интеграция образовательных областей. «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 3.2. Просим к столу гостей. Как правильно приглашать гостей и рассаживать и их за столом Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 3.3 Накрываем на стол. Общие правила сервировки стола. Столовые приборы, для чего нужны прибо- ры, правила пользования. Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 4. Этикет «Выходного дня» Тема 4.1. Что такое этикет выходного дня. Что такое этикет «выходного дня». Основные правила поведения в обще- ственных местах. Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: чтение Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». 11
Тема 4.2. Как правильно вести себя в кинотеатре, цирке, театре. Правила поведения в общественных местах. Особенности поведения в кино- театрах, цирке, театре Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: беседа Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 4.3. Как вести себя в музее. Что такое музей. Особенности правил поведения в музее. Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: беседа Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 5. Телефонный этикет. Тема 5.1 Что такое телефонный этикет? Что такое телефонный этикет. Правила общения в телефон этикете. Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». Вид деятельности: игровая Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 5.2. У меня зазвонил телефон. Культура речи при беседе по телефону. Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». 12
Вид деятельности: игровая Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 5.3. Безопасность использования телефона. Правила безопасности использования телефона. Как научиться использовать определитель Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». Вид деятельности: игровая интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 6 Этикет в одежде. Тема 6.1. О чем говорит наша одежда. О чем говорит наша одежда. Этические нормы внешнего вида. Опрятность и аккуратность. Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Вид деятельности: беседа, игра. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Опрятная аккуратная одежда. Тема 6.2. Как обращаться с одеждой. Личная гигиена. Чистота. Уход за своей одеждой. Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хо- рошо и что такое плохо». Вид деятельности: беседа 13
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Чистая ухоженная одежда. Тема 6.3. Как красиво одеваться. Как красиво и правильно одеваться. Дресс-код. Что такое хорошо и что такое плохо. Вид деятельности: беседа, игра. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Красивая правильная одежда. 14

4. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Интегративные

качества

Критерии оценки

Методики

диагностики
1 Владеющий основными культурно – гигиеническими навыками; соблюдающий элементарные об- щепринятые Высокий уровень. Всегда знает, интересуется и самостоятельно выполняет правила хороше - го поведения. Средний уровень. иногда интересуется и самостоятельно выполняет правила хорошего пове - дения. Низкий. Редко интересуется и выполняет правила хорошего поведения по просьбе взросло - го. наблюдение 2 Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за помощью к взрослому Высокий уровень. Всегда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Охотно от- вечает на вопросы и поддерживает беседу. Самостоятельно действует в повседневной жиз- ни. Средний уровень. Иногда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Не охотно отвечает на вопросы. Действует с подсказки взрослого. Низкий уровень. Редко проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Редко об- ращается за помощью к взрослому. Не проявляет инициативы в общении наблюдение 3 Эмоционально отзывчивый, пра- вильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Высокий уровень: Всегда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго - му. Эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произве - дения. Средний уровень. Иногда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго- му. Иногда эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения. Низкий: Редко откликается на эмоции близких людей, стремление помочь другому. Редко эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения. наблюдение 4 Владеет диалогической речью, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Высокий уровень. Всегда способен к обобщению, фантазирует, имеет логическое мышле - ние, образное мышление, умение работать по правилу, образцу, активная и пассивная речь. Средний уровень. Иногда способен к обобщению, фантазирует, способен работать по пра - вилу, образцу. Больше пассивной речи чем активной. Низкий уровень. Редко способен к обобщению, редко фантазирует. Не работает по правилу и образцу. Пассивная речь. наблюдение 5 Способный управлять своим пове- дением и планировать свои дей- ствия на о снове перв ич ны х ценностных представлений, соблю- дающий элементарные общеприня- тые нормы и правила поведения. Высокий уровень. Всегда управляет своим поведением и планирует свои действия, соблю- дает элементарные нормы и правила поведения. Средний уровень: Иногда планирует свои действия, соблюдает элементарные нормы и пра- вила поведения. Не всегда управляет своим поведением. Низкий уровень. Редко планирует свои действия, редко соблюдает элементарные нормы и правила поведения. Редко управляет своим поведением. наблюдение 15

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬ-

НОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нормативно-правовой ресурс
 статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа определяет содержание образования, определенных уровней и направленно- сти;  типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разра- ботки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы;  санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образова- тельному учреждению СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013г. №26  приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований;  письмо Минобронауки РФ от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиениче- ских требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;  письмо Минобронауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;  положением о лицензировании образовательной деятельности, поста- новление Правительства РФ от 31.03. 2009 № 277;  приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;  концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и на- чальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.
Научно-методический ресурс
Основная общеобразовательная программа ДОУ. Примерная образовательная программа « От рождении до школы» / под ред. Вераксы Н.Е.-М.: Мозаика- Синтез, 2011г. Методические рекомендации. Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет./ Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методиче- ское пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009г. Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых». / Курочкина И.Н. - Изда- тельский центр «Академия» Москва 2001г.\ Материально –технический ресурс 16
Посуда, телефон, элементы одежды Проектор, видеофильмы, слайды, библиотечка этикета Иллюстративный материал: картины, ситуации, слайды Описание технологий, методов, приемов: Беседы: «Что такое этикет», «Общаемся красиво», « Как вести себя в музее», « Как обращаться с одеждой» Игры: настольная игра « Профессии», « Одень куклу». Наблюдение: « Как обращаться с одеждой» Ситуации « У меня зазвонил телефон», « Накрываем на стол». 17

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. / Алябьева Е. А. – М.:ТЦ Сфера, 2009г. 3. Алямовская В.Т. Культура поведения за столом. Методические ре- комендации по организации питания детей / Алямовская В.Т., Белая К.Ю., Зи- монина В.Н. и др. - Москва 2004г. 4. Алямовская В.Г. «Ребенок за столом»./ Алямовская В.Г. - Творче- ский центр СФЕРА Москва 2006г. 5. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. / Курочкина И.Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г. 6. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно / Ку- рочкина И.Н. – М.: 2001г. 7. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры по- ведения у дошкольников / Курочкина И.Н. . – М.: 2000г. 8. Курочкина И.Н. Путешествие в страну хороших манер / Курочки- на И.Н. . – М.: «Просвещение» 2007 г. 9. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете / Ку- рочкина И.Н. – М.: «Просвещение» 2007г. 10. Курочкина И. Этикет для дошкольников /И.Курочкина. – М.: Про- свещение, 2007. – 96с. 11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошколь- ного возраста / Петерина С.В. – М.:1986г. 12. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и млад- шего школьного возраста.- СПб.: КАРО, 2003. 18

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа а.Адыге-Хабль»

Принято на Утверждаю.
педагогическом Директор____________________

совете школы №1 Выкова Л.А.

«Веселый этикет» - 3 класс

разработала

Тлисова О.М.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

патриотические чувства гражданина России;

гражданская идентификация;

общечеловеческие ценности;

поликультурный мир;

личное нравственное самосовершенствование.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель программы - формирование у детей нравственных

ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,

а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

способствовать формированию навыков поведения в обществе,

способствовать воспитанию чувства коллективизма,

способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; совершенствовать умение регулировать своё поведение;

способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим;

воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

Общая характеристика курса

Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры на-родов России»), так и во внеурочной деятельности в форме гостиной «Весёлый этикет»

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

Личностно- направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

Стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

Развивающие нравственное сознание;

Активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литера-турой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представ-ления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровож-дающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художествен-ного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется

от класса к классу в следующей логике.

3 класс. «Гостиная «Весёлый этикет» изучает ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

- рассказывать о добре и зле в литературных произведениях

-уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике

- выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

- вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах;

-уметь задавать вопросы по интересующей тематике

-приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт

-уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

3.О трудолюбии -

к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

корректировать его;

4.Культура внешнего вида

Универсальные учебные действия:

5.Внешкольный этикет

Универсальные учебные действия:

1.Школьный этикет

(понятие об основных правилах поведения в школе) -8ч

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

перемене).

2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

Использовать в речи слова вежливости;

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

Описывать сюжетную картинку (серию);

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
3.О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

4.Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

Оценивать внешний вид человека.
5.Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях

(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким

и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

Использовать доброжелательный тон в общении;

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Предполагаемые результаты 2-го уровня

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений худо-жественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.

Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.

Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.

Формы проведения занятий:

сюжетно-ролевая игра;

игра-спор;

подвижная игра;

учебная игра;

праздник.

практическое занятие (работа на учебно-опытном участке, творческие мастерские)

экскурсии

встречи с интересными людьми

путешествии
Формы подведения итогов:

творческий показ

общеклассные мероприятия

тематические вечера и праздники

Конкурс творческих проектов

Выставка рисунков

Защита проектов

Устный журнал

Список использованной литературы

Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 20044 г.

Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 2008 г.

Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 2006 г.

Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 2007 г.

Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 2003 г.

Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 2005 г.

Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 2006 г.

Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 2007 г.

Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.

О.Алексанрова «Уроки вежливости», М. изд. «Эксмо» 2010 г.

пособия С.Булацкий «Хорошие манеры» М. издательский дом «ЮНИОН» 2006 г.,

Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 2007 г.

Разделы и темы кружка « Весёлый этикет» помогут ученику в формированиинравственного развития личности учащегося, эмоционально-положительного отношения к миру, воспитывают духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного следовать принятым в социуме

нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки Знакомство с началами социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов; формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,а также основ мировоззрения и самовоспитания.

В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:

словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);

наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы;

практические (наблюдения, эксперименты,);

использование занимательного материала.

Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.




Содержание тем

Кол-во

часов


Дата

Примечание

1

Знакомство

2

Поведение за столом

3

У тебя в гостях подруга

4

Прощание с гостем

5

Игра «в гости»

6

Прощание перед сном

7

Утреннее приветствие

8

Об уступчивости

9

Вежливая просьба

10

Вежливая просьба (продолжение)

11

Поведение в общественном транспорте

12

Поведение у театральной кассы

13

В театре (кино, цирке)

14

В поликлинике

15

В детской библиотеке

16

Поведение в кафе

17

В парикмахерской

18

В парикмахерской (продолжение)

19

Утешение

20

У постели больного

21

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым

22

Разговор с незнакомым на улице

23

Обращение к взрослому знакомому

24

Вежливый разговор по телефону

25

Вежливый разговор по телефону

26



27

Разговор о животных и с животными

28

Поздравление и пожелания

29

Поздравление и пожелания

30

Прощание с близкими перед отъездом

31

Поведение в школе

32

Разговор со старшими

33

Поведение дома

34

Не ссориться и не обижаться друг на друга

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Согласовано Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО зам.директора по УВР директор МБОУ СОШ № 1

учителей начальных классов _________(Кострова О.Б.) __________(Морозова В.Е.)

Протокол №1 от «___»_____2013г. «___»______________2013г. «___»______________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

4 класс

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Комар Г. А

2013 г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Весёлый этикет» для 4 класса разработана:

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

С особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Программа «Этикет» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Нравственность – свойство личности, которое регулирует поведение. Наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры , умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Цель данного курса – формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей , приобщая их к условиям общественной жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :


  • формирование навыков общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основными методами реализации программы являются изучение этикета поведения, речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты

Личностные


  • развитие познавательных навыков учащихся , умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • формирование этических чувств, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Метапредметные результаты

Регулятивные


  • умение использовать речь для регуляции своего действия;

  • умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  • умение концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные

  • формирование умения учиться: навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

  • основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;
Коммуникативные

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии ;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
К концу учебного года учащиеся научатся :

  • Употреблять различные формы обращения к человеку, в зависимости от ситуации;

  • Обращать внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд, мимику, прикосновение;

  • Вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно;

  • Правильно общаться по телефону;

  • Правильно оценивать себя и других;

  • Приводить свою внешность в порядок; соблюдать аккуратность ;

  • Встречать гостей, дарить и принимать подарки;

  • Делать весёлые подарки или хорошие розыгрыши;

  • Принимать красивые позы во время посадки и ходьбы;

Критерии оценивания планируемых результатов

воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными задачами и ориентируются на следующие

Критерии.


  1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои рассуждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений ; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

Создание условий для реальной социально-ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этикета:

Использование полученной информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

Краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание

необходимости следовать им;

Объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения

соответствия нравственным ценностям.


  1. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения , побуждение вовремя его изменить;

Способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Календарно-тематическое планирование


п/п

дата

Тема занятия

Кол-во час

1

Речь.

1

2

Культура речи.

1

3

«Настоящий мужчина»

1

4

«Деловой человек»

1

5

О вежливости.

1

6

Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов.

7

Что такое этикет.

1

8

Умение вежливо слушать.

1

9

Правила беседы.

1

10

Скороговорки

1

11

Не ссориться и не обижать друг друга.

1

12

«Разрешите мне сказать»

1

13

Сочиняем стихи.

1

14

Знакомство

1

15

Поведение в столовой

1

16

На перемене.

2

17

18

Телефонный этикет.

1

19

Мы идем в гости.

1

20

Принимаем гостей.

1

21

Поведение за столом.

1

22

Дома после школы.

2

23

24

Поздравление и пожелания.

1

25

В общественном месте.

1

26

В автобусе.

1

27

В кино.

1

28

В театре.

1

29

В парикмахерской.

1

30

В детской библиотеке.

1

31

В поликлинике.

1

32

Участие к человеку.

1

33

У постели больного.

1

34

Праздник «Ура, каникулы»

1

Материально-техническое обеспечение.


  • ФГОС начального общего образования. – Просвещение, Москва, 2010.

  • ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – Просвещение, Москва. 2009.

  • Примерные программы по внеурочной деятельности. - Просвещение, - М.: 2010.

  • Богуславская Н.Е. «Весёлый этикет», М.: Флинта,2010

  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  • Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

  • Демонстрационный материал;

  • Магнитная доска;

  • Компьютер;

  • Спортивная площадка (актовый зал).

Тамара Степаненко
Программа кружка «Весёлый этикет» для старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально – личностное развитие. Возраст 6 - 7 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

Общая характеристика кружковых занятий :

Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 6-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников .

Исходя из пожеланий детей и родителей кружок будут посещать воспитанники, у которых преимущественно уже сформированы необходимые этические нормы поведения за столом, в игровой деятельности, в общении друг с другом и со старшими , а также дети, у которых необходимо развивать и закреплять эти этические навыки.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .

Цель кружка :

Продолжать знакомить детей 6-7 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом);

Задачи :

Развитие таких психических процессов как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д. - формирование нравственной воспитанности, внутренней потребности в правильном поведении, осознанности норм и правил этикета ;

Воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;

Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).

Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Занятия проводятся из расчета :

1 занятие в неделю

4 занятия в месяц

Период с 01.09.15 по 31.05.16

Всего 36 занятия

Количество детей в группе – 25 человек.

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.

Форма занятий : совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.

Учебно-тематический план

Месяц Тема Программные задачи

Сентябрь «Почему говорят, «Здравствуй» .

2. Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все» .

3. Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?»

4. Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия.

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

Познакомить с новыми формами приветствия.

Октябрь «Фея учит вежливости» .

1. Обсуждение произведения В. Маяковского «Что

такое хорошо и что такое плохо».

2. Практическая игра «У меня зазвонил телефон» .

3. Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых» .

«Золушка» .

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими : честности,

доброжелательности, правдивости; умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. Учить детей соблюдать речевой этикет , разговаривая по телефону. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.

Ноябрь «Как дети могут заботиться о взрослых» .

1. Беседа «Что такое бескорыстная помощь» .

2. Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным» .

3. Драматизация сказки «Репка» .

4. Конкурс рисунков «Моя семья» . Формировать понятие, что ребёнок должен заботиться о близких по мере своих сил.

Осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди.

Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах.

Декабрь Всё о друзьях.

1. Беседа «Кто кого обидел?»

2. Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана «Снежки» .

3. Упражнение «Мой подарок тебе» , игра «Двойной подарок» .

4. Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам.

Учить принимать любой подарок с благодарностью, не обижать своих гостей.

Правильное восприятие подаренных подарков

Январь «Надо вещи убирать, не придётся их искать»

1. Просмотр видеоматериала по произведению

К. Чуковского «Федорино горе» .

2. Упражнение – практикум «Сервировка стола» .

3. Трудовой десант «Загляни в свой шкаф» Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.

Напомнить о необходимости беречь своё время.

Умение следить за порядком в своих шкафчиках. Оказывать помощь родителям в уборке квартиры. Умение сервировать стол.

Февраль «С чего начинается дружба?»

1. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто

«Несли мы облако с собой» .

2. Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей.

Игра «Мой Дом дружбы» .

3. Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья» .

4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик» . Учить приветливости, проявлению внимания. Объяснить : взаимопомощь помогает подружиться.

Овладеть умениями взаимопомощи и взаимовыручки.

Создавать эмоциональное настроение.

Март «Что такое бескорыстная помощь?»

1. Чтение и обсуждение отрывков из произв. В.

Сухомлинского «Как белочка дятла спасла» .

2. Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа» .

3. Прослушивание записи песен о дружбе.

4. Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек. Довести до сознания детей понятие слова «бескорыстный» , «доброжелательность» .

Объяснить : настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени.

Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.

Апрель .

1. Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского

«Тайное всегда становится явным» .

2. Придумывание историй на эту тему.

3. Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают» .

4. Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу» . Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.

Осознание детьми необходимости всегда говорить правду. Объяснить детям : особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.

Май «Все работы хороши, выбирай на вкус» .

1. Рисование рисунков об одной из профессий своей мамы.

2. Игра «Я хочу стать…» .

3. Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть» .

4. Дидактическая игра «Настроение» . Пополнить знания дошкольников о различных профессиях. Формировать умение и желание ценить и беречь труд окружающих людей . Знать, где трудятся ваши родители, чем занимаются на работе. Быть внимательными к своим близким.

Предполагаемый результат :

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и

потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)

Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,

Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Настольные дидактические игры из серии «Этикет » , дидактические игры, детская обучающая DVD – программа «Уроки хорошего поведения» , плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера (См. тематический план, энциклопедии, Пособие «Как вести себя» О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.

Литература :

1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М . Просвещение 1986 г.

3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами Д/в №10-80 г.

4. Короткова Н. И. Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.

5. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.

6. Юдина Л. Б. Уроки вежливости Д/в №4-88 г.

7. Рычашкова К. Н. Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.

8. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков Д/в №8-79 г.

9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.

10. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников . – Просвещение, 2006г.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Замдиректора по УВР Директор

МКОУ «Оленская ООШ» МКОУ «Оленская ООШ»

Дианова С. В. _________Герасимова С. И.

«____»________2012 г «____»________2012 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Учитель начальных классов Емельянова Елена Викторовна

2012г

КРУЖОК « ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 3 часа в неделю, что составляет 51 час в год.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Выполнять общение.

12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Ученик получит возможность для формирования:

Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Сроки

Правила поведения в школе

Правила поведения на уроке и на перемене

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения в гардеробе.

Правила поведения в столовой.

Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения в школьном дворе.

О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло».

Чтение книг о доброте и отзывчивости.

«Ежели вы вежливы».

Вежливый отказ.

Добрые и не добрые дела.

Зависть.

Ты и твои друзья.

В дружбе – сила.

Помни о других – ты не один на свете.

Как ты говоришь.

Как стать трудолюбивым

«Ученье-свет, а не ученье - тьма».

Наш труд в классе.

Терпенье и труд всё перетрут.

«Как быть прилежным и старательным».

Наш труд в классе.

Мой труд каждый день дома

Цена ломтика.

Правила опрятности и аккуратности.

Культура внешнего вида.

Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.

Умейте ценить своё и чужое время.

Каждой вещи своё место.

Правила поведения на улице и дома.

Как вести себя на улице и дома.

Правила поведения в гостях.

Правила поведения в общественных местах.

Школьный этикет.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

Как дарить подарки.

Общечеловеческие нормы нравственности

О сострадании и жестокосердии.

О сострадании и жестокосердии. Чтение книг.

Лгать нельзя, но если...?

Всегда ли богатство счастье?

Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Совесть - основа нравственности.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

«Досадно мне, что слово честь забыто».

Россияне о любви к Родине.

Твоя малая родина.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Пословицы о совести, о родине, о дружбе.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Песни о дружбе и Родине.

Чему нас научили уроки нравственности?