Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на первую квалификационную категорию
ТЕМА
: Веселый этикет
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Выполнила:
Чернышева З.К.
воспитатель МБДОУ №106
г. Оренбурга.
Руководитель:
Муратова А.А.
к.п.н., доцент кафедры педа-
гогики и психологии
Оренбург
1
«СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДЕНО»
Ведуший специалист РОО
Зав. МБДОУ « Детский сад №106»
г. Оренбурга
_______________________В.А. Михайлова
_________________________Н.И.Бочкарева
«_____» _____________________.
«_____» ______________________
«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете
МБДОУ« Детский сад №106»
г. Оренбурга
Протокол № _______________________
«_____» ______________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ « ДЕТСКИЙ САД №106»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа дополнительного образования «Веселый этикет» является
общекультурной
модифицированной
программой
социально-личностной
направленности.
Новизна дополнительной образовательной программы
Система дошкольного образования в нашей стране в настоящее время
подвергается существенному реформированию. Главным государственным
требованием является формирование гармонично развитой личности, облада-
ющей интегративными качествами (физическими, личностными, интеллекту-
альными) в их единстве и цельности. Одним из показателей гармонично-раз-
витой личности является владение ею культурой поведения: знание правил
поведения, хорошее, искреннее и уместное их соблюдение
Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Фор-
мируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на
отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая
ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры пове-
дения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обу-
чение грамоте, иностранному языку, музыке. Воспитание у ребят культуры
поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим
людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, приня-
тых в обществе.
Актуальность дополнительной образовательной программы
В связи с этим актуальность данной программы – создание условий для
формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, нрав-
ственно развитой личности. Т.е. обладающей всеми интегративными каче-
ствами, способной управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементар-
4
ные общепринятые нормы и правила поведения; способной решать интеллек-
туальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель
:
Цель программы: Воспитание жизнеспособной личности, способ-
ной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер-
вичных ценностных представлений, соблюдающей элементарные общеприня-
тые нормы и правила поведения
Задачи обучения:
Обучающие:
знакомить с правилами этикета;
формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни,
соблюдая общие нормы;
Развивающие:
развивать способность управлять своим поведением и умение
считаться с мнениями и интересами других людей;
развивать чувство собственного достоинства, стремление совершать хо-
рошие поступки.
Воспитательные:
воспитание способности относится к окружающим с заботой и терпе-
нием, но при этом проявлять не терпимость к дурным поступкам людей;
воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, об-
ращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить приветливо
Отличительные особенности данной дополнительной образователь-
ной программы
Дополнительная программа образования «Веселый этикета» помогает
более содержательно проводить с детьми работу по развитию интегративного
качества: способный управлять своим поведением и планировать свои дей-
ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий эле-
5
ментарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
В содержание программы, в отличие от содержания основной образова-
тельной программы, включено ознакомление с различными видами этикета и
национальными особенностями этикетных правил народов Оренбургской об-
ласти. В программе освещены такие темы как история этикет, в том числе
история Российского этикета. Включены такие виды этикета как телефонный
этикет и этикет выходного дня.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы
Программа «Веселый этикет» адресована детям старшего дошкольного и
подготовительного возрастов.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 2 года. В процессе организации образователь-
ного процесса по дополнительной программе осуществляется субъект – субъ-
ектная модель взаимодействия детей и педагога. Занятие организуется 1 раз в
2 недели с детьми старшего дошкольного возраста.
И 1 раз в 3 недели с
детьми подготовительной группы. Количество Занятий в год в старшей груп-
пе 19, в подготовительной 16, наполняемость групп – 10 детей.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 2 раза в месяц после обеда
форме кружка в
старшей группе, и 1 раз в месяц в подготовительной группе в форме кружка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результатом освоения программы являются сформированные интегра-
тивные качества ребенка:
Физически развитый овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками;
6
Любознательный,
активный;
эмоционально
отзывчивый;
способный
управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первич-
ных ценностных представлений;
Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведе-
ния;
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-
тельной программы
Результативность программы изучается в процессе наблюдений за соци-
ально – личностной деятельностью детей. Наблюдения за процессом соци-
ально – личностной деятельности позволяет выявить уровень актуального
развития элементарных общепринятых норм и правил поведения, форсиро-
ванности умений и навыков, необходимых для осуществления различных ви-
дов детской деятельности.
7
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВА
-
ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
№
Тема
Время
минуты
Интегративные качества
Методические
пособия
Модуль1 Что такое этикет?
1.1
Понятие и история этикета/
25мин.
Любознательный активный: задает
вопросы взрослому, использует
разные способы познания мира,
способен самостоятельно действо-
вать в повседневной жизни. В слу-
чаях затруднения обращается за по-
мощью к взрослому
Художественная
литература И. Ку-
рочкина « Что та-
кое этикет?»
слайды о истории
этикета
1.2
История этикета в России
25мин.
1.3
Каким бывает этикет?
25 мин.
Модуль 2. Речевой этикет
2.1
Что такое речевой этикет?
25 мин.
Эмоционально отзывчивый, пра-
вильно понимает эмоциональные
состояния других людей, активно
выражает готовность помочь.
Художественная
литература
С.Маршак «Уро-
ки вежливости».
2.2
Правила речевого этикета
25мин
2.3
Общаемся красиво
25мин
Модуль 3. Столовый этикет
Знающий нормы и правила поведе-
ния. Владеющий основными
культурно – гигиеническими навы-
ками; соблюдающий элементарные
общепринятые
Рассматривание
иллюстраций С.
А. Насонкиной
«Уроки этикета»
3.1
Общие правила поведения за
столом
25мин
3.2
Просим к столу гостей
25мин
3.3
Накрываем на стол
25мин
Модуль 4. Этикет « Выходного дня»
Любознательный активный: задает
вопросы взрослому, использует
разные способы познания мира,
способен самостоятельно действо-
вать в повседневной жизни. В слу-
чаях затруднения обращается за по-
мощью к взрослому
Художественная
литература Е.
Кузьмина «Веж-
ливые слова».
4.1
Что такое этикет выходного дня
25 мин
4.2
Как себя вести в кинотеатре, те-
атре, цирке.
25 мин
4.3
Как вести себя в музее.
25 мин
Модуль5 Телефонный этикет
Настольная игра
«Профессии», ху-
дожественная ли-
тература К. Чу-
ковский «Теле-
фон».
5.1
Что такое телефонный этикет
25 мин
Владеет диалогической речью,
овладевший средствами общения и
способами взаимодействия с взрос-
лыми и сверстниками
5.2
У меня зазвонил телефон
25 мин
5.3
Безопасность использования
телефона
25 мин
Модуль 6 Этикет в одежде
Владеющий основными культурно
– гигиеническими навыками;
соблюдающий элементарные обще-
принятые
Художественная
литература В.
Маяковский «Что
такое хорошо и
что такое плохо».
6.1
О чем говорит наша одежда
25 мин
6.2
Как обращаться с одеждой
25мин
6.3
Как красиво одеваться
25мин
8
ПРОГРАММЫ
Модуль1 что такое этикет?
Тема 1. 1. Понятие и история этикета.
Общее знакомство с этикетом. От куда появилось слово этикет. Кто его при-
думал.
Зрительный ряд: Слайды о истории этикета
Вид деятельности: познавательно – исследовательская.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Ху-
дожественное творчество», «Здоровье».
Тема 1.2 История этикета в России
Зарождения этикета в России. Особенности русского этикета.
Зрительный ряд: иллюстрации о этикете в России
Вид деятельности: коммутативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 1.3 Каким бывает этикет?
Виды этикета. Нормы этикета.
Зрительный ряд: слайды о разновидностях этикета
Вид деятельности: коммуникативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 2. Речевой этикет.
Тема2.1 Что такое речевой этикет?
Что такое речь. Обращение друг к другу при беседе со взрослыми и сверст-
никами. Вежливые слова при беседе.
9
Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо-
сти».
Вид деятельности: коммуникативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема2.2 Правила речевого этикета
Что такое культура общения. Общее знакомство с правилами поведения во
время общения.
Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо-
сти».
Вид деятельности: коммуникативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 2.3. Общаемся красиво.
Искусство красиво вести разговор с собеседником. Как научиться ярко, выра-
зительно, уверенно выступать перед публикой.
Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо-
сти».
Вид деятельности: коммуникативная
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 3. Столовый этикет
Тема 3.1. Общие правила поведения за столом.
Что такое столовый этикет. Основные правила поведения.
Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки
этикета»
Вид деятельности: игровая.
10
Интеграция образовательных областей.
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 3.2. Просим к столу гостей.
Как правильно приглашать гостей и рассаживать и их за столом
Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки
этикета»
Вид деятельности: игровая.
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 3.3 Накрываем на стол.
Общие правила сервировки стола. Столовые приборы, для чего нужны прибо-
ры, правила пользования.
Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки
этикета»
Вид деятельности: игровая.
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 4. Этикет «Выходного дня»
Тема 4.1. Что такое этикет выходного дня.
Что такое этикет «выходного дня». Основные правила поведения в обще-
ственных местах.
Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло-
ва».
Вид деятельности: чтение
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
11
Тема 4.2. Как правильно вести себя в кинотеатре, цирке, театре.
Правила поведения в общественных местах. Особенности поведения в кино-
театрах, цирке, театре
Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло-
ва».
Вид деятельности: беседа
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 4.3. Как вести себя в музее.
Что такое музей. Особенности правил поведения в музее.
Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло-
ва».
Вид деятельности: беседа
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 5. Телефонный этикет.
Тема 5.1 Что такое телефонный этикет?
Что такое телефонный этикет. Правила общения в телефон этикете.
Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература
К. Чуковский «Телефон».
Вид деятельности: игровая
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 5.2. У меня зазвонил телефон.
Культура речи при беседе по телефону.
Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература
К. Чуковский «Телефон».
12
Вид деятельности: игровая
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Тема 5.3. Безопасность использования телефона.
Правила безопасности использования телефона. Как научиться использовать
определитель
Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература
К. Чуковский «Телефон».
Вид деятельности: игровая
интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Модуль 6 Этикет в одежде.
Тема 6.1. О чем говорит наша одежда.
О чем говорит наша одежда. Этические нормы внешнего вида. Опрятность и
аккуратность.
Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое
хорошо и что такое плохо».
Вид деятельности: беседа, игра.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Продукт: Опрятная аккуратная одежда.
Тема 6.2. Как обращаться с одеждой.
Личная гигиена. Чистота. Уход за своей одеждой.
Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хо-
рошо и что такое плохо».
Вид деятельности: беседа
13
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Продукт: Чистая ухоженная одежда.
Тема 6.3. Как красиво одеваться.
Как красиво и правильно одеваться. Дресс-код. Что такое хорошо и что такое
плохо.
Вид деятельности: беседа, игра.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Продукт: Красивая правильная одежда.
14
4. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Интегративные
качества
Критерии оценки
Методики
диагностики
1
Владеющий основными культурно
–
гигиеническими
навыками;
соблюдающий
элементарные
об-
щепринятые
Высокий уровень. Всегда знает, интересуется и самостоятельно выполняет правила хороше -
го поведения.
Средний уровень. иногда интересуется и самостоятельно выполняет правила хорошего пове -
дения.
Низкий. Редко интересуется и выполняет правила хорошего поведения по просьбе взросло -
го.
наблюдение
2
Любознательный активный: задает
вопросы
взрослому,
использует
разные
способы
познания
мира,
способен самостоятельно действо-
вать в повседневной жизни. В слу-
чаях
затруднения
обращается
за
помощью к взрослому
Высокий уровень. Всегда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Охотно от-
вечает на вопросы и поддерживает беседу. Самостоятельно действует в повседневной жиз-
ни.
Средний уровень. Иногда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Не охотно
отвечает на вопросы. Действует с подсказки взрослого.
Низкий уровень. Редко проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Редко об-
ращается за помощью к взрослому. Не проявляет инициативы в общении
наблюдение
3
Эмоционально
отзывчивый,
пра-
вильно
понимает
эмоциональные
состояния других людей, активно
выражает готовность помочь.
Высокий уровень: Всегда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго -
му. Эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произве -
дения.
Средний уровень. Иногда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго-
му. Иногда эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные
произведения.
Низкий: Редко откликается на эмоции близких людей, стремление помочь другому. Редко
эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения.
наблюдение
4
Владеет
диалогической
речью,
овладевший средствами общения и
способами
взаимодействия
с
взрослыми и сверстниками
Высокий уровень. Всегда способен к обобщению, фантазирует, имеет логическое мышле -
ние, образное мышление, умение работать по правилу, образцу, активная и пассивная речь.
Средний уровень. Иногда способен к обобщению, фантазирует, способен работать по пра -
вилу, образцу. Больше пассивной речи чем активной.
Низкий уровень. Редко способен к обобщению, редко фантазирует. Не работает по правилу
и образцу. Пассивная речь.
наблюдение
5
Способный управлять своим пове-
дением и планировать свои
дей-
ствия
на
о снове
перв ич ны х
ценностных представлений, соблю-
дающий элементарные общеприня-
тые нормы и правила поведения.
Высокий уровень. Всегда управляет своим поведением и планирует свои действия, соблю-
дает элементарные нормы и правила поведения.
Средний уровень: Иногда планирует свои действия, соблюдает элементарные нормы и пра-
вила поведения. Не всегда управляет своим поведением.
Низкий уровень. Редко планирует свои действия, редко соблюдает элементарные нормы и
правила поведения. Редко управляет своим поведением.
наблюдение
15
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬ-
НОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой ресурс
статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа
определяет содержание образования, определенных уровней и направленно-
сти;
типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от
27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разра-
ботки основной общеобразовательной программы дошкольного образования
и дополнительно образовательной программы;
санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образова-
тельному учреждению СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013г. №26
приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и
введении федеральных государственных требований;
письмо Минобронауки РФ от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиениче-
ских требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»;
письмо Минобронауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических
рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к
определенному виду»;
положением о лицензировании образовательной деятельности, поста-
новление Правительства РФ от 31.03. 2009 № 277;
приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и
введении федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования»;
концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и на-
чальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.
Научно-методический ресурс
Основная общеобразовательная программа ДОУ.
Примерная образовательная программа « От рождении до школы» / под
ред. Вераксы Н.Е.-М.: Мозаика- Синтез, 2011г.
Методические рекомендации.
Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет./
Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методиче-
ское пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009г.
Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых». / Курочкина И.Н. - Изда-
тельский центр «Академия» Москва 2001г.\
Материально –технический ресурс
16
Посуда, телефон, элементы одежды
Проектор, видеофильмы, слайды, библиотечка этикета
Иллюстративный материал: картины, ситуации, слайды
Описание технологий, методов, приемов:
Беседы: «Что такое этикет», «Общаемся красиво», « Как вести себя в
музее», « Как обращаться с одеждой»
Игры: настольная игра « Профессии», « Одень куклу».
Наблюдение: « Как обращаться с одеждой»
Ситуации « У меня зазвонил телефон», « Накрываем на стол».
17
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет.
Методическое пособие. / Алябьева Е. А. – М.:ТЦ Сфера, 2009г.
3.
Алямовская В.Т. Культура поведения за столом. Методические ре-
комендации по организации питания детей / Алямовская В.Т., Белая К.Ю., Зи-
монина В.Н. и др. - Москва 2004г.
4.
Алямовская В.Г. «Ребенок за столом»./ Алямовская В.Г. - Творче-
ский центр СФЕРА Москва 2006г.
5.
Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. / Курочкина И.Н. –
М.: Издательский центр «Академия», 2001г.
6.
Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно / Ку-
рочкина И.Н. – М.: 2001г.
7.
Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры по-
ведения у дошкольников / Курочкина И.Н. . – М.: 2000г.
8.
Курочкина И.Н. Путешествие в страну хороших манер / Курочки-
на И.Н. . – М.: «Просвещение» 2007 г.
9.
Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете / Ку-
рочкина И.Н. – М.: «Просвещение» 2007г.
10. Курочкина И. Этикет для дошкольников /И.Курочкина. – М.: Про-
свещение, 2007. – 96с.
11.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошколь-
ного возраста / Петерина С.В. – М.:1986г.
12. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и млад-
шего школьного возраста.- СПб.: КАРО, 2003.
18
«Начальная общеобразовательная школа а.Адыге-Хабль»
Принято на Утверждаю.
педагогическом Директор____________________
совете школы №1 Выкова Л.А.
«Веселый этикет» - 3 класс
разработала
Тлисова О.М.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России;
гражданская идентификация;
общечеловеческие ценности;
поликультурный мир;
личное нравственное самосовершенствование.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель программы - формирование у детей нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
способствовать формированию навыков поведения в обществе,
способствовать воспитанию чувства коллективизма,
способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; совершенствовать умение регулировать своё поведение;
способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим;
воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры на-родов России»), так и во внеурочной деятельности в форме гостиной «Весёлый этикет»
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
Личностно- направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
Стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
Развивающие нравственное сознание;
Активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литера-турой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представ-ления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровож-дающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художествен-ного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется
от класса к классу в следующей логике.
3 класс. «Гостиная «Весёлый этикет» изучает ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
- рассказывать о добре и зле в литературных произведениях
-уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике
- выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
- вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах;
-уметь задавать вопросы по интересующей тематике
-приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт
-уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
3.О трудолюбии -
к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
корректировать его;
4.Культура внешнего вида
Универсальные учебные действия:
5.Внешкольный этикет
Универсальные учебные действия:
1.Школьный этикет
(понятие об основных правилах поведения в школе) -8ч
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
Использовать в речи слова вежливости;
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
Описывать сюжетную картинку (серию);
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
3.О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его;
Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
4.Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
Оценивать внешний вид человека.
5.Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
Использовать доброжелательный тон в общении;
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Предполагаемые результаты 2-го уровня
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений худо-жественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.
Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.
Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.
Формы проведения занятий:
сюжетно-ролевая игра;
игра-спор;
подвижная игра;
учебная игра;
праздник.
практическое занятие (работа на учебно-опытном участке, творческие мастерские)
экскурсии
встречи с интересными людьми
путешествии
Формы подведения итогов:
творческий показ
общеклассные мероприятия
тематические вечера и праздники
Конкурс творческих проектов
Выставка рисунков
Защита проектов
Устный журнал
Список использованной литературы
Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 20044 г.
Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 2008 г.
Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 2006 г.
Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 2007 г.
Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 2003 г.
Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 2005 г.
Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 2006 г.
Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 2007 г.
Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
О.Алексанрова «Уроки вежливости», М. изд. «Эксмо» 2010 г.
пособия С.Булацкий «Хорошие манеры» М. издательский дом «ЮНИОН» 2006 г.,
Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 2007 г.
Разделы и темы кружка « Весёлый этикет» помогут ученику в формированиинравственного развития личности учащегося, эмоционально-положительного отношения к миру, воспитывают духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки Знакомство с началами социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов; формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,а также основ мировоззрения и самовоспитания.
В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:
словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы;
практические (наблюдения, эксперименты,);
использование занимательного материала.
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
№ | Содержание тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Знакомство | |||
2 | Поведение за столом | |||
3 | У тебя в гостях подруга | |||
4 | Прощание с гостем | |||
5 | Игра «в гости» | |||
6 | Прощание перед сном | |||
7 | Утреннее приветствие | |||
8 | Об уступчивости | |||
9 | Вежливая просьба | |||
10 | Вежливая просьба (продолжение) | |||
11 | Поведение в общественном транспорте | |||
12 | Поведение у театральной кассы | |||
13 | В театре (кино, цирке) | |||
14 | В поликлинике | |||
15 | В детской библиотеке | |||
16 | Поведение в кафе | |||
17 | В парикмахерской | |||
18 | В парикмахерской (продолжение) | |||
19 | Утешение | |||
20 | У постели больного | |||
21 | Разговор с младшим как разговор сильного со слабым | |||
22 | Разговор с незнакомым на улице | |||
23 | Обращение к взрослому знакомому | |||
24 | Вежливый разговор по телефону | |||
25 | Вежливый разговор по телефону | |||
26 | | |||
27 | Разговор о животных и с животными | |||
28 | Поздравление и пожелания | |||
29 | Поздравление и пожелания | |||
30 | Прощание с близкими перед отъездом | |||
31 | Поведение в школе | |||
32 | Разговор со старшими | |||
33 | Поведение дома | |||
34 | Не ссориться и не обижаться друг на друга |
Согласовано Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО зам.директора по УВР директор МБОУ СОШ № 1
учителей начальных классов _________(Кострова О.Б.) __________(Морозова В.Е.)
Протокол №1 от «___»_____2013г. «___»______________2013г. «___»______________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»
4 класс
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Комар Г. А
2013 г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Весёлый этикет» для 4 класса разработана:
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
С особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Программа «Этикет» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Нравственность – свойство личности, которое регулирует поведение. Наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры , умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Цель данного курса – формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей , приобщая их к условиям общественной жизни.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты
Личностные
Регулятивные
Критерии оценивания планируемых результатов
воспитания и развития младших школьников
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными задачами и ориентируются на следующие
Критерии.
Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений ; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
Создание условий для реальной социально-ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этикета:
Использование полученной информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
Краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание
необходимости следовать им;
Объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения
соответствия нравственным ценностям.
Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения , побуждение вовремя его изменить;
Способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема занятия | Кол-во час |
1 | Речь. | 1 |
|
2 | Культура речи. | 1 |
|
3 | «Настоящий мужчина» | 1 |
|
4 | «Деловой человек» | 1 |
|
5 | О вежливости. | 1 |
|
6 | Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов. | ||
7 | Что такое этикет. | 1 |
|
8 | Умение вежливо слушать. | 1 |
|
9 | Правила беседы. | 1 |
|
10 | Скороговорки | 1 |
|
11 | Не ссориться и не обижать друг друга. | 1 |
|
12 | «Разрешите мне сказать» | 1 |
|
13 | Сочиняем стихи. | 1 |
|
14 | Знакомство | 1 |
|
15 | Поведение в столовой | 1 |
|
16 | На перемене. | 2 |
|
17 | |||
18 | Телефонный этикет. | 1 |
|
19 | Мы идем в гости. | 1 |
|
20 | Принимаем гостей. | 1 |
|
21 | Поведение за столом. | 1 |
|
22 | Дома после школы. | 2 |
|
23 | |||
24 | Поздравление и пожелания. | 1 |
|
25 | В общественном месте. | 1 |
|
26 | В автобусе. | 1 |
|
27 | В кино. | 1 |
|
28 | В театре. | 1 |
|
29 | В парикмахерской. | 1 |
|
30 | В детской библиотеке. | 1 |
|
31 | В поликлинике. | 1 |
|
32 | Участие к человеку. | 1 |
|
33 | У постели больного. | 1 |
|
34 | Праздник «Ура, каникулы» | 1 |
Материально-техническое обеспечение.
Тамара Степаненко
Программа кружка «Весёлый этикет» для старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально – личностное развитие. Возраст 6 - 7 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Общая характеристика кружковых занятий :
Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 6-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников .
Исходя из пожеланий детей и родителей кружок будут посещать воспитанники, у которых преимущественно уже сформированы необходимые этические нормы поведения за столом, в игровой деятельности, в общении друг с другом и со старшими , а также дети, у которых необходимо развивать и закреплять эти этические навыки.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .
Цель кружка :
Продолжать знакомить детей 6-7 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом);
Задачи :
Развитие таких психических процессов как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д. - формирование нравственной воспитанности, внутренней потребности в правильном поведении, осознанности норм и правил этикета ;
Воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;
Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).
Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Занятия проводятся из расчета :
1 занятие в неделю
4 занятия в месяц
Период с 01.09.15 по 31.05.16
Всего 36 занятия
Количество детей в группе – 25 человек.
Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.
Форма занятий : совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.
Учебно-тематический план
Месяц Тема Программные задачи
Сентябрь «Почему говорят, «Здравствуй» .
2. Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все» .
3. Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?»
4. Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия.
Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.
Познакомить с новыми формами приветствия.
Октябрь «Фея учит вежливости» .
1. Обсуждение произведения В. Маяковского «Что
такое хорошо и что такое плохо».
2. Практическая игра «У меня зазвонил телефон» .
3. Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых» .
«Золушка» .
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими : честности,
доброжелательности, правдивости; умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. Учить детей соблюдать речевой этикет , разговаривая по телефону. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.
Ноябрь «Как дети могут заботиться о взрослых» .
1. Беседа «Что такое бескорыстная помощь» .
2. Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным» .
3. Драматизация сказки «Репка» .
4. Конкурс рисунков «Моя семья» . Формировать понятие, что ребёнок должен заботиться о близких по мере своих сил.
Осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди.
Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах.
Декабрь Всё о друзьях.
1. Беседа «Кто кого обидел?»
2. Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана «Снежки» .
3. Упражнение «Мой подарок тебе» , игра «Двойной подарок» .
4. Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам.
Учить принимать любой подарок с благодарностью, не обижать своих гостей.
Правильное восприятие подаренных подарков
Январь «Надо вещи убирать, не придётся их искать»
1. Просмотр видеоматериала по произведению
К. Чуковского «Федорино горе» .
2. Упражнение – практикум «Сервировка стола» .
3. Трудовой десант «Загляни в свой шкаф» Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.
Напомнить о необходимости беречь своё время.
Умение следить за порядком в своих шкафчиках. Оказывать помощь родителям в уборке квартиры. Умение сервировать стол.
Февраль «С чего начинается дружба?»
1. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто
«Несли мы облако с собой» .
2. Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей.
Игра «Мой Дом дружбы» .
3. Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья» .
4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик» . Учить приветливости, проявлению внимания. Объяснить : взаимопомощь помогает подружиться.
Овладеть умениями взаимопомощи и взаимовыручки.
Создавать эмоциональное настроение.
Март «Что такое бескорыстная помощь?»
1. Чтение и обсуждение отрывков из произв. В.
Сухомлинского «Как белочка дятла спасла» .
2. Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа» .
3. Прослушивание записи песен о дружбе.
4. Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек. Довести до сознания детей понятие слова «бескорыстный» , «доброжелательность» .
Объяснить : настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени.
Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.
Апрель .
1. Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского
«Тайное всегда становится явным» .
2. Придумывание историй на эту тему.
3. Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают» .
4. Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу» . Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.
Осознание детьми необходимости всегда говорить правду. Объяснить детям : особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.
Май «Все работы хороши, выбирай на вкус» .
1. Рисование рисунков об одной из профессий своей мамы.
2. Игра «Я хочу стать…» .
3. Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть» .
4. Дидактическая игра «Настроение» . Пополнить знания дошкольников о различных профессиях. Формировать умение и желание ценить и беречь труд окружающих людей . Знать, где трудятся ваши родители, чем занимаются на работе. Быть внимательными к своим близким.
Предполагаемый результат :
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Настольные дидактические игры из серии «Этикет » , дидактические игры, детская обучающая DVD – программа «Уроки хорошего поведения» , плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера (См. тематический план, энциклопедии, Пособие «Как вести себя» О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Литература :
1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.
2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М . Просвещение 1986 г.
3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами Д/в №10-80 г.
4. Короткова Н. И. Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
5. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
6. Юдина Л. Б. Уроки вежливости Д/в №4-88 г.
7. Рычашкова К. Н. Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
8. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков Д/в №8-79 г.
9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
10. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников . – Просвещение, 2006г.
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Замдиректора по УВР Директор
МКОУ «Оленская ООШ» МКОУ «Оленская ООШ»
Дианова С. В. _________Герасимова С. И.
«____»________2012 г «____»________2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Учитель начальных классов Емельянова Елена Викторовна
2012г
КРУЖОК « ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 3 часа в неделю, что составляет 51 час в год.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
11. Выполнять общение.
12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Ученик получит возможность для формирования:
Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Строить сообщения в устной и письменной форме;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов | Сроки |
Правила поведения в школе | |||
Правила поведения на уроке и на перемене | |||
Правила поведения в общественных местах | |||
Правила поведения в гардеробе. | |||
Правила поведения в столовой. | |||
Правила поведения в библиотеке. | |||
Правила поведения в школьном дворе. | |||
О добром отношении к людям | |||
Что такое «добро и зло». | |||
Чтение книг о доброте и отзывчивости. | |||
«Ежели вы вежливы». | |||
Вежливый отказ. | |||
Добрые и не добрые дела. | |||
Зависть. | |||
Ты и твои друзья. | |||
В дружбе – сила. | |||
Помни о других – ты не один на свете. | |||
Как ты говоришь. | |||
Как стать трудолюбивым | |||
«Ученье-свет, а не ученье - тьма». | |||
Наш труд в классе. | |||
Терпенье и труд всё перетрут. | |||
«Как быть прилежным и старательным». | |||
Наш труд в классе. | |||
Мой труд каждый день дома | |||
Цена ломтика. | |||
Правила опрятности и аккуратности. | |||
Культура внешнего вида. | |||
Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности. | |||
Умейте ценить своё и чужое время. | |||
Каждой вещи своё место. | |||
Правила поведения на улице и дома. | |||
Как вести себя на улице и дома. | |||
Правила поведения в гостях. | |||
Правила поведения в общественных местах. | |||
Школьный этикет. | |||
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | |||
Устное и письменное приглашение на день рождения. | |||
Как дарить подарки. | |||
Общечеловеческие нормы нравственности | |||
О сострадании и жестокосердии. | |||
О сострадании и жестокосердии. Чтение книг. | |||
Лгать нельзя, но если...? | |||
Всегда ли богатство счастье? | |||
Спешите делать добро. | |||
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | |||
Совесть - основа нравственности. | |||
«Чем ты сильнее, тем будь добрее». | |||
«Досадно мне, что слово честь забыто». | |||
Россияне о любви к Родине. | |||
Твоя малая родина. | |||
«Мой первый друг, мой друг бесценный». | |||
Пословицы о совести, о родине, о дружбе. | |||
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | |||
Песни о дружбе и Родине. | |||
Чему нас научили уроки нравственности? |