Игры на межличностные отношения дошкольников. Формирование межличностных отношений дошкольников

11.03.2020 Мои образы

другие презентации на тему «Формирование межличностных отношений дошкольников»

«Экологическое воспитание дошкольников» - Обосновать необходимость развивающей работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Возрастной адресованности. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя.

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на жизнь и воспитание в своей семье. Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. Право на медицинский уход. «Золушка». Без семьи надежной людям не прожить помните! Семьею нужно дорожить! Правовое воспитание дошкольников. Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют.

«Общение и межличностные отношения» - Правила, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Способы решения конфликтов. Какую роль играет общение в межличностных отношениях? Оба мальчика молчали. Добро - … Законность - … Тема урока «Радости и сложности общения». Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Конфликт – серьёзное разногласие.

«Психологическое здоровье дошкольника» - Результаты исследования по зрительно-моторному гештальт тесту Бендер. В исследовании приняли участие 9 территориальных управлений и городских округов Самарской области. Результаты исследования по методике Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, Т.А.Фотековой «Пересказ прослушанного текста». Результаты исследования по методике Прогрессивные матрицы Дж.Равена.

«Экологическое образование дошкольников» - Формы и методы экологического образования дошкольников. Работа с родителями. Освещение результатов работы в средствах массовой информации. Модель организации экологического образования в детском саду. Видеотренинги. Экологическое просвещение (пропаганда). Организация экологического театра «Радуга». Передовой педагогический опыт.

«Музыкальное воспитание дошкольников» - Музыкально-дидактическая игра (МДИ). Музыкально-дидактические игры в детском саду. Сфера применения МДИ. Вопросы темы. Классификация МДИ. Что такое музыкальная культура? Как организовать музыкальный досуг? Праздники Развлечения Досуг Музыкально-ритмические занятия Самостоятельная деятельность детей.

Игры на формирование межличностных отношений. Найди друга» (для детей 5 лет) Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и их детьми.

Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и.т.д. Когда друг найден, игроки меняются ролями. «Секрет» (для детей 6 лет) Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы…) кладёт в ладошку и зажимает кулачок.

Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником. «Рукавички» (для детей 5 лет) Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички. Ведущий наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей поздравляют «Сочиним историю» (для детей 5 лет) Участники рассаживаются по кругу. Ведущий начинает рассказывать историю «жили-были…» Следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь снова доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и история продолжается… III Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей 1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями? А) Всегда Б) Никогда В) В зависимости от настроения 2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками? А) Легко, ему нравится заводить новых друзей Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт 3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками? А) Может внимательно выслушать собеседника, но не высказать своей точки зрения Б) Старается быстрее закончить разговор В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника 4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен? А) Старается помочь, успокоить, развеселить Б) Не обращает на него внимание В) Раздражает, когда кто-то расстроен 5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным? А) Искренне радуется вместе с ним Б) Ему безразлична радость другого ребёнка В) Вызывает зависть, раздражает 6. Когда ваш вас ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом? А) Да, всегда Б) Иногда В) Никогда 7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» итд А) Да Б) не всегда В) нет 8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации? А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков Б) начинает плакать, обижается, капризничает В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав 9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят? А) Заступится за обиженного Б) не обратит никакого внимания В) сам начнёт дразниться 10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его? А) достойно ответит Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым В) оскорбляет в ответ 11. Как ребёнок реагирует на наказания? А) соглашается с тем, что заслужил его Б) Начинает плакать В) спорит, не соглашается с наказанием Большинство ответов «А» У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми.

Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.

Большинство ответов «Б» У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости.

Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет.

Большинство ответов «В» На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях.

Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость.

При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе. В

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Разработка родительского собрания "Общение ребёнка со сверстниками"

Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого.. Дети учатся разделять переживания, радость и грусть, других детей. Сопереживания сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребёнка. Так, в условиях соперничества между детьми..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Е. О. Смирнова, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ

У. Рахимова, старший воспитатель ДОУ № 734, г. Москва

Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра

До последнего времени сфера межличностных отношений дошкольников была на периферии образовательного процесса. Однако в последнее время ситуация меняется. В Федеральных государственных требованиях к общеобразовательной программе дошкольного образования развитие коммуникативной сферы заявлено как одно из приоритетных направлений работы педагога. Среди интегративных качеств, задающих результат образовательного процесса, специально определены «Коммуникативные способности», «Эмоциональная отзывчивость», «Самосознание»1. Все это выдвигает на первый план определение условий формирования межличностных отношений дошкольников. Известно, что в дошкольном возрасте (от трех до шести лет) главной формой взаимодействия детей является сюжетно-ролевая игра2. В это время игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых ролей - врач-больной, мама-дочка и пр.) и на уровне реальных, т. е. по поводу разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр.). Главным содержанием общения детей в дошкольном возрасте становится игровое сотрудничество. Дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Таким образом, сюжетная игра является практикой общения и отношений детей.

Такого рода общение происходит в развитой игровой деятельности. Однако в последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают отсутствие или недоразвитие ролевой игры у современных дошкольников, содержание которой сводится к предметным

1 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2 Развитие общения дошкольников со сверстниками /

под ред. А. Г. Рузской. - М, Педагогика, 1989.

действиям3: дети играют все меньше, а их игры становятся все более примитивными. Исследование показало, что около 80 % дошкольников к 5-6 годам не достигают развитой формы игровой деятельности и остаются на уровне примитивной игры.

Можно предположить, что недоразвитие игровой деятельности дошкольников негативно отражается на общении и межличностных отношениях детей.

Главная цель данной работы заключалась в том, чтобы выявить связь игровой деятельности и межличностных отношений дошкольников. Методом исследования явился сравнительный анализ отношений со сверстниками у дошкольников с развитой формой ролевой игры и с ее отсутствием.

Мы выбрали две группы дошкольников с разным уровнем развития игры из двух разных ДОУ г. Москвы по 20 человек в каждой. В первой группе свободная, самостоятельная игра занимает основное время пребывания в детском саду, в то время как во второй - на нее практически не остается времени. В этом саду достаточное внимание уделяется приобщению детей к народной культуре, дети обыгрывают знакомые сказки, включая элементы игры - хороводы, художественное чтение, праздники также связаны с народными играми. Но все это происходит под руководством воспитателей и не укореняется в детской жизни, не становится формой самостоятельной деятельности. Это отражается на разобщенности детей и на дефиците содержательной коммуникации.

Уровень развития игры определялся методом наблюдения за свободной игрой дошкольников в привычных для них условиях. Наблюдение проводилось трижды в течение одного часа. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели:

Максимальная продолжительность игры;

Сюжеты игры;

Наличие ролевой речи, которая свидетельствует о принятии игровой роли;

3 Смирнова Е. О., Гударева О. В. Состояние игры современных дошкольников. - Психологическая наука и образование, 2005, № 2.

Развернутость сюжета (количество и разнообразие игровых действий).

В процессе наблюдений были выявлены явные различия в укладе жизни и в характере игры в этих детских садах, что позволило рассматривать данные группы как две целевые выборки: дошкольники с неразвитой игрой («неиграющие дети») и дети с развитой формой игры («играющие дети»). Основная задача нашей работы состояла в сравнении межличностных отношений в группах играющих и неиграющих детей.

Для выявления межличностных отношений детей использовались методики, которые показали свою валидность в предыдущих работах4.

Наблюдение за свободным взаимодействием. Взрослый незаметно для детей в течение часа наблюдал за взаимодействием детей и фиксировал его характерные особенности. В каждой группе проводилось по три сеанса наблюдения. При наблюдении фиксировались инициативность в общении, чувствительность к партнерам, общий эмоциональный фон и содержание общения, т. е. о чем дети разговаривают со сверстниками. Инициативность и чувствительность к сверстнику оценивались по условной трехбалльной шкале.

Для выявления особенностей восприятия сверстника использовалась достаточно эффективная и простая методика «Рассказ о друге». В ходе беседы взрослый спрашивает ребенка, с кем из детей он дружит, а с кем не дружит. Затем он просит охарактеризовать каждого из названных ребят: «Что он за человек? Что ты мог бы о нем рассказать?» Отвечая на вопросы взрослого, ребенок обнаруживает особенности своего восприятия других и степень чувствительности отношения к другим. Следует отметить, что способность видеть и воспринимать другого человека (а не себя в нем), которая определяется в этой методике, является одним из самым важных аспектов межличностных отношений.

Способы преодоления конфликтных ситуаций выявлялись с помощью методики «Картинки». Детям показывали картинки, изображающие взаимодействие детей со сверстниками. На каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен интерпретировать изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного человека. Решая конфликтную ситуацию, дети обычно поступают следующим образом:

4 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные де ти. - М.: ЭКСМО, 2010.

1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).

2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).

3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

В тех случаях когда из четырех вариантов ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.

Данные исследования были проведены на детях 5-6 лет в «играющей» и «неиграющей» группах.

Приведем результаты сравнительного анализа по каждой методике. Одним из главных результатов наблюдения за взаимодействием детей было количество инициативных и ответных обращений к сверстникам, которые отражали главные показатели общения, - инициативность как показатель потребности в общении со сверстниками и чувствительность к партнеру. Показатели как инициативности, так и чувствительности к сверстнику значительно выше в группе играющих детей. Общение детей в этой группе происходило преимущественно в игре. Сюжеты игры варьировались, но сотрудничество детей было достаточно конструктивным и содержательным. Роли четко распределялись - мама, папа, дочка, дедушка, бабушка. Характерно, что в общих играх участвовали как девочки, так и мальчики. Например, играя в семью, девочки что-нибудь «готовили» на кухне, а мальчиков («папу» или «дедушку») просили помочь или «сходить в магазин». Или в игре в «парикмахерскую» девочки выполняли роли парикмахера и его помощников, а мальчики легко соглашались быть клиентами, охотно изображая удовольствие и благодарность. В группе преобладало положительное эмоциональное состояние и направленность на общее дело.

В группе неиграющих детей также наблюдалось достаточно интенсивное общение. Дети много разговаривали друг с другом, но большинство этих разговоров касалось своего имущества и игрушек, которые купили родители, или мультфильмов, телепередач, компьютерных игр. Иногда дети говорили о своих

родителях, родственниках, друзьях, при этом преимущественно хвастались (какая у меня хорошая мама, она купила мне куклу). Часто возникали конфликты, дети не могли поделить игрушки. Жалобы друг на друга - кто кого обидел, отнял игрушку, не принял в игру - наблюдались довольно часто. Воспитателю то и дело приходится разрешать конфликты детей или разнимать дерущихся. Детей с высоким уровнем инициативности оказалось четыре человека, однако эта активность не всегда имела позитивный характер.

Мы попытались сопоставить содержание общения детей в двух исследуемых группах. Первое отличие - это отсутствие демонстративности в группе играющих детей. В группе неиграющих подавляющее большинство высказываний детей было направлено на себя (демонстрация игрушек или умений, рассказы о событиях своей жизни, и пр.). Каждый ребенок говорил о себе и не поддерживал высказывания партнера. Местоимения я, мое, мне присутствовали в каждой фразе. В результате диалоги быстро распадались и сводились к фрагментарным репликам («А мне машинку купили»; «А меня зато сегодня после обеда заберут»). В отличие от этого в группе играющих большинство высказываний детей ориентировано на сверстника. Дети интересуются действиями и предпочтениями другого («Покажи, что у тебя получилось?», «Ты чем больше любишь рисовать - мелками или красками?»), планируют совместную игру («Давай мы построим космический корабль и полетим на нем на луну»). Играющие дети гораздо чаще обращались друг к другу, называли товарищей по имени, чаще задавали вопросы, обсуждали план игры или общего дела. У неиграющих детей такие вежливые и содержательные разговоры наблюдались лишь в единичных случаях.

Еще одно очевидное отличие - общая доброжелательность и миролюбие. В группе играющих дошкольников конфликты практически не возникают. А если и возникают, проходят очень быстро и, как правило, без вмешательства воспитательницы. Самостоятельность детей - как в организации своей деятельности, так и в разрешении возникающих проблем -также явно отличает играющих детей от их неиграющих сверстников.

В методике «Рассказ о друге» дошкольникам предлагалось дать характеристику своим друзьям. Среди высказываний играющих детей преобладали описательные характеристики,

в которых дети, как правило, называли нескольких друзей и давали им достаточно точные характеристики. Например:

Вааг: Он сильный, не такой умный, занимается борьбой, умеет ходить на руках.

Егор: Он гимнаст, знает любые приемы, он занял 3-е место по гимнастике, любит шутить и смеяться, не любит ходить в сад.

Федя: Любит играть в салки, играть в солдатиков.

Валера: Умный; знает, что такое Европа; знает, какие есть рыбы.

Высказывания неиграющих детей распределились примерно поровну между двумя группами, при этом почти в каждом высказывании присутствовало «Я» ребенка. Например:

Сережа Б.: «Владик Л. мой друг, у него желтые волосы, мы ходим вместе с ним на тренировку, ходим друг к другу в гости, я у него иногда сплю».

Или: «...она злая, я с ней никогда не играю, а еще она не дает посмотреть журналы»,

«.он жирный и всегда потеет, когда бегает, а еще он всегда мешает мне рисовать».

Таким образом, различия в восприятии сверстника получились весьма значительными. Играющие дети обнаружили более выраженную способность воспринимать именно другого человека, а не себя в нем, что, безусловно, является одной из главных предпосылок нормального развития межличностных отношений.

В методике «картинки» дети решали определенную задачу, связанную с преодолением сложившейся конфликтной ситуации.

ЖЭЛОбы взрослому и Вербальные и

Агрессивны с решения продуктивны« решения

Рис. 1. Соотношение разных типов решений конфликтных ситуаций в двух группах (в %о)

Из диаграммы (рис. 1) можно видеть, что в группе играющих детей преобладали конструктивные, миролюбивые ответы, например: «Я бы подружилась с другими ребятами», «Играла бы в свою игру», «Пошла бы в ремонт, там бы починили сломанную куклу», «Построил бы новый дом, если тот сломался». Данные

результаты свидетельствуют о большей способности играющих детей к самостоятельному разрешению конфликтов мирным и конструктивным путем.

В группе неиграющих детей значительно чаще наблюдались жалобы взрослому, которые свидетельствуют о несамостоятельности детей, и агрессивные решения. Например: «Я рассказал бы все воспитателю, что меня не принимают в игру или отнял бы мяч»; «Попрошу Алину Александровну (помощник воспитателя), чтобы она сделала игрушку»; «Догнал бы мальчика, побил бы его и отнял куклу или рассказал воспитателю».

Полученные результаты показываю, что играющие дети более доброжелательны и внимательны, менее эгоцентричны, более конструктивны в решении конфликтных ситуаций. Поскольку обе экспериментальные группы расположены в аналогичных районах Москвы и имеют примерно одинаковый социальный состав семей, данные различия можно считать результатом разных подходов

к образованию детей, где главное - место игры в жизни дошкольников.

Рассматривая пути влияния игры на общение и отношения дошкольников, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, игра в дошкольном возрасте является практически единственным содержанием общения сверстников. Они еще не готовы к речевому внеситуативно-личностному общению, и в то же время потребность в сверстнике в дошкольном возрасте достаточно сильна. Сюжет игры и общее воображаемое пространство объединяет детей, создает общее для всех поле интересов, которое они вместе удерживают. Важно подчеркнуть, что настоящая сюжетная игра исключает конкуренцию, поскольку ее участники делают общее дело и в равной мере заинтересованы в его результате.

Во-вторых, игра - это совместная деятельность детей, которую они вместе строят. Общение по поводу игры предполагает способность слушать партнера, учитывать его действия, подстраиваться к ним. Нужно уметь не только отстаивать свое, но договариваться, уступать сверстнику. Игровое сотрудничество формирует эти важнейшие способности.

И, наконец, в-третьих, сюжетная игра является практикой усвоения моральных норм поведения и взаимоотношений людей. Содержанием любой игры являются человеческие отношения, смыслы и задачи человеческой деятельности, проигрывая их, дошкольники присваивают этические инстанции и реализуют их в конкретных отношениях со сверстниками.

У детей, не имеющих опыта совместной сюжетной игры, отсутствует содержание общения, они не могут найти адекватной формы совместной деятельности. Вместе с тем потребность в общении со сверстниками у них является достаточно напряженной. Но без адекватного содержания данная потребность реализуется либо в форме эмоционального практического взаимодействия (т. е. дети возятся, «бесятся», кривляются), либо в форме хвастовства, демонстрации своих преимуществ и в попытках превзойти сверстника, что мы наблюдали в группе неиграющих детей.

Возвращаясь к вопросу о воспитании коммуникативных способностей и эмоциональной отзывчивости, на основании полученных результатов можно утверждать, что наиболее очевидным и естественным методом формирования этих ценных качеств является создание благоприятных условий для свободной совместной сюжетной игры дошкольников. ■

ирина мамаева
Игры на развитие межличностных отношений

Игры на коррекцию и развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста.

1. «Встаньте все те, кто…»

Цель : упражнять в развитии внимания , наблюдательности и положительного отношения к сверстникам , их умениям и предпочтениям

Ход игры.

Ведущий дает задание : «Встаньте все те, кто

Любит бегать;

Любит сладкое;

У кого есть сестра», и т. д.

После завершения упражнения подводятся итоги. Ведущий поочередно задает вопросы каждому ребенку. (Если он не может ответить, ему помогают дети) . Например :

Кто в группе любит сладкое?

У кого есть сестра? И т. д.

При повторении упражнения вопросы усложняются – включаются два компонента.

При желании роль ведущего могут выполнить дети.

2. Упражнение «Нетрадиционное приветствие» .

Цель : Создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки.

Группа стоит в кругу. Воспитанницам предлагается поздоровается друг с другом необычным способом.

Ход игры.

1. Ладонями, но только их тыльной стороной.

2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно) .

3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).

4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).

5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

Какие чувства вы испытывали, когда здоровались не привычным для вас способом

3. «Похвалялки» («Комплименты» )

Цель : способстовать повышению самооценки у ребёнка

Ход игры.

Ребёнка приглашают встать в круг. Каждый готов выказать ему своё восхищение, как его внешностью, так и личностными качествами. Это можно сделать как вербальным («Мне нравится твоё платье!» или «Саша, мы заметили, что ты добрый…» , так и невербальным способом, например, нежно погладить по волосам, похлопать ободряюще по плечу, послать воздушный поцелуй и улыбнуться.

4. «Назови свои сильные стороны»

Цель : Создать атмосферу взаимопонимания, способствовать преодолению замкнутости.

Ход игры.

Каждый ребёнок должен рассказывать о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что даёт ему чувство уверенности в себе. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

Упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

5. «Театральный хоровод»

Цель : упражнять в снижение агрессии у детей

и ослабление негативных эмоций.

Ход игры

Публикации по теме:

Игры на развитие физиологического дыхания «Осторожные птицы». Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы» Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.

Игры на развитие логики у дошкольников Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы Игра «Цветы на клумбах». Цель: развивать логическое мышление. Игровой материал.

Упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает.

Развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на речевое развитие детей. В своей работе с детьми во второй группе раннего возраста данную.

Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений у детей с ОНР 1 ур. Каждый из нас обладает знаниями об окружающем.

Консультация «Патриотическое воспитание». Тренинговые игры и упражнения для улучшения детско-родительских отношений Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, побуждение нравственных чувств, воспитание духовности. Все это укрепляется в.

Игры, направленные на формирование доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников

Игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта.

1 этап – Общение без слов.

Жизнь в лесу

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Мы не знаем человеческого языка. Но ведь надо же нам как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку); когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает); когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому; когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда начали. Сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер, и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т.д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т.д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Добрые эльфы

Воспитатель садится на пол и собирает детей вокруг себя. «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон - дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую, - эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и «спят», дети-эльфы подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.

Волны

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Театр теней

«У каждого из вас есть тень. Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она - наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе со взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

Ожившие игрушки

Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдает честь), подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

2 этап – Внимание к другому.

Общий круг

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас». (Единственным верным решением здесь является создание круга) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

Переходы

Дети сидят в кругу. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним - у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т.д.

Зеркало

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто - зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причесывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

Испорченный телефон

Дети сидят в кругу. Взрослый обращается к любому ребенку с просьбой шепотом рассказать своему соседу, что он делал в выходные. Задача - передать это сообщение по цепочке, говоря шепотом друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первоначальный вариант сообщения и то, что услышал последний.

Передай движение

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например, причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем «будит» своего соседа и показывает ему свое движение, тот «будит» следующего и показывает ему, и так - по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Передай настроение

Правила игры - те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т.д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Тень

Воспитатель собирает детей и предлагает им вспомнить, как они играли в теней ранее: «Помните, мы когда-то играли с вами в теней? Но тогда каждый из нас был собственной тенью. А сегодня давайте побудем тенями других. Разделитесь на пары (воспитатель помогает детям разделиться на пары). Пусть один из вас будет человеком, а другой - его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, повит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например: украсить новогоднюю елку, сходить в магазин и купить продукты; проснуться, умыться и сделать зарядку и пр.

Разговор сквозь стекло

Воспитатель помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход - на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями.

Найди своего брата или сестру

Собрав детей вокруг себя, воспитатель говорит: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми, и только через несколько дней они открывают глазки? Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята - мяукать, щенки - скулить, телята - мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, «говорят» на своем языке и ищут другого ребенка, «говорящего» на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей.

Кто сказал?

Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.

Радио

Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

Упрямое зеркало

Собрав детей, воспитатель говорит: «Вы представляете, просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно - опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно - направо, вы закрываете один глаз, а оно - другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человекам, а другой - упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребенка, воспитатель предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет все его движения наоборот. После этого дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.

Из семечка - в дерево

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

3 этап – Согласованность действий.

Сороконожка

Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала - медленно, чтобы не запутаться. А теперь - чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

Лепим скульптуры

Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой - глиной. Глина - очень мягкий и послушный материал. Сейчас я дам каждому скульптору фотографию его будущей скульптуры, не показывайте ее партнеру. Внимательно посмотрите на свою фотографию и попробуйте «вылепить» из своего партнера точно такую же статую. При этом вы не можете разговаривать, ведь глина не знает языка и не может вас понять». Взрослый раздает детям фотографии различных статуй и памятников. Затем выбирает любого ребенка и начинает «лепить» из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети «лепят» самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. После этого взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.

Слепой и поводырь

Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он - слепой, его партнер - поводырь. Поводырь должен провести «слепого» ребенка через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т.п. Цель поводыря - провести своего «слепого» товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает, если возникают затруднения.

На тропинке

На полу или на асфальте чертится узкая полоска. Воспитатель обращает внимание детей на полоску: «Это - узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача - пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер, и они не долетают до товарища». Воспитатель помогает детям разбиться на пары. Наблюдает вместе с остальными детьми за тем, как по тропинке проходит очередная пара. Успешное выполнение этого задания возможно только в том случае, если один из партнеров уступит дорогу своему товарищу.

Лабиринт

Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель расставляет на полу запутанный лабиринт с узкими переходами. Затем говорит: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это - не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись друг к другу лицом. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери захлопнутся, и вы не сможете больше выбраться наружу». Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной вперед, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара прошла весь лабиринт, начинает движение вторая пара. Дети вместе со взрослым смотрят за ходом игры.

Путанка

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит детей перешагнуть через сцепленные руки соседей и т.д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.

Змейка

Дети стоят друг за другом. Воспитатель предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы - туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда дойдет его очередь, перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнением, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем, по команде воспитателя, его сменяет новый ведущий - и так до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.

Заколдованные друзья

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил-был злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединял каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т.д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга за талии и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала - шаг двумя сросшимися ногами, потом - единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкните друг к другу. Привыкли? Теперь попробуйте поесть. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите ложку, в другую - кусочек хлеба. Ешьте и откусывайте хлеб по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.

Насос и надувная кукла

Воспитатель разбивает детей на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой «накачивает» куклу воздухом с помощью «насоса»: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-сс». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет - и вот она надута. Затем куклу сдувают, несильно нажав ей на живот, воздух постепенно выходит из нее со звуком «с-с-с», она опять «опадает». После этого дети меняются ролями.

4 этап – Общие переживания.

Злой дракон

Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могли бы поместиться 2-3 ребенка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

Кто смешнее засмеется

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране правил Король Смех, и была у него жена - Королева Хохотунья. А еще у них было много-много детей Смешинок. Люди в этой стране никогда не грустили и смеялись с утра до вечера. И вот однажды в страну Смеха пришел чужестранец. Его приняли очень гостеприимно и, конечно же, попросили рассказать о тех странах, в которых он побывал. И тогда путник поведал им, что на все соседние государства напала страшная болезнь - люди перестали смеяться и плакали круглые сутки. Долго не спало в эту ночь королевское семейство и все гадало, как же помочь соседям. А наутро Король Смех и Королева Хохотунья собрали своих детей Смешинок и снарядили их в дорогу, чтобы они разбрелись по свету и научили людей смеяться. С тех пор так и бродят Смешинки по миру, и везде, где бы они ни появились, раздается смех, и люди начинают веселиться. И только один раз в году все Смешинки возвращаются в свое королевство, чтобы навестить Короля и Королеву и увидеть друг друга. Что тут начинается! Они смеются так искренне и громко, что земля ходит ходуном. Давайте сегодня устроим праздник смеха и будем все вместе смеяться искренне и радостно, как Смешинки. Договорились? Тогда начали. А я посмотрю, кто из вас смеется смешнее». Воспитатель начинает заразительно смеяться, подходит к каждому ребенку, смеется вместе с ним, подзывает других детей.

Заблудившиеся дети

Воспитатель собирает детей и предлагает им пройтись по лесу: «Давайте представим, что все мы отправились в лес: собираем грибы, весело резвимся на полянке, ловим бабочек, рвем цветы. Солнышко ласково греет нас, а легкий ветерок нежно треплет наши волосы». Дети ходят по комнате, представляя себя в лесу. Через некоторое время взрослый вновь собирает детей вокруг себя и говорит: «Наступает вечер, небо темнеет. Знаете, в лесу вечер наступает гораздо быстрее, чем в городе. Становится холодно, пора домой. А дороги домой мы и не знаем! Похоже, мы заблудились. Темнота окутывает нас со всех сторон, ветки деревьев неприветливо и страшно шелестят. Давайте прижмемся друг к другу, чтобы согреться, и попробуем идти вперед. Мне страшно и холодно, я вся дрожу. А вы? Давайте попробуем позвать на помощь, вдруг нас кто-нибудь услышит. Ау! Ау! Прижмитесь друг к другу крепче, а то замерзнете или потеряетесь». Через несколько минут блужданий воспитатель говорит: «Боюсь, сегодня нам не добраться до дома. Еще забредем куда-нибудь и вообще никогда не выберемся отсюда! Я разожгу костер, чтобы мы смогли у него погреться, и спою вам колыбельную». Дети рассаживаются вокруг костра, «греют руки», жмутся друг к другу, воспитатель поет им тихую песенку. «А вот и утро! Ой, смотрите, вон дорога. Какие же мы глупые, всю ночь сидели в лесу в двух шагах от дороги домой. Зато сколько приключений!»

Шпионы

Для игры необходимы картонные или деревянные коробки. Воспитатель делит группу на несколько подгрупп по 2-3 человека. Предварительно взрослый прячет в разных местах комнаты «телеграммы с шифровкой» (это могут быть листы бумаги, на которой начертаны непонятные значки). «Вы -шпионы. Ваше государство послало вас на очень ответственное задание: вы должны достать документ государственной важности. Но сделать это надо так, чтобы вас никто не заметил. Для этого вам выдали маскировочные защитные коробки, забравшись в которые вы будете медленно и очень аккуратно подбираться к месту, где спрятана телеграмма с шифровкой. Задание это действительно важное и крайне опасное, ведь в любой момент вас могут поймать и посадить в тюрьму. Иногда вы будете слышать сигнал тревоги (воспитатель издает звук, похожий на звук сигнализации): это полицейские устраивают облаву на шпионов. В этот момент вы должны замереть на месте и прекратить движение, иначе попадетесь. Будьте предельно осторожны, передвигайтесь медленно и очень тихо. Вы можете иногда смотреть в щелочку, приподнимая коробку, но каждый раз при этом вы рискуете быть пойманными». Воспитатель накрывает детей коробками, предварительно объяснив, где лежит важный документ, который должна найти каждая из подгрупп. Дети передвигаются по комнате по направлению каждый к своей телеграмме. Периодически взрослый дает сигнал тревоги, и дети прекращают движение. Когда все группы добрались до своих телеграмм, воспитатель подходит к каждой из групп и благодарит от имени правительства за успешное выполнение секретного задания.

Две страны

Воспитатель делит группу на две подгруппы. Затем воспитатель рассказывает сказку: «Когда-то давно - давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое - грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда - никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача - заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит».

Обнималки

На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы - скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

Мы - скалолазы

До верха дошли,

Ветра проказы

Нам не страшны.

Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой - глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять только очень тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг; обняв друг друга, и поют.

Нет! Да!

Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат: «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат: «Нет!». По сигналу воспитателя дети останавливаются, а затем продолжают бегать и на этот раз кричать «Да!», по-прежнему заглядывая друг другу в глаза.

Актеры

Дети стоят в кругу. «Вы все - актеры, а я - зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят в то, что он изображает. Нахмурьтесь, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнитесь, как кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; как будто вы увидели солнце. Позлитесь, как ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; человек, которого ударили. Испугайтесь, как дети, потерявшиеся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака. Устаньте, как папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху. Отдохните, как турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, помогший маме убрать весь дом; уставший воин после победы. Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои, и точно передать их состояние. Смотрите друг на друга, пытайтесь заразить своих соседей этим состоянием».

Ночные звуки

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в утят, которые заблудились в лесу. Пусть трое ребят будут утятами, а остальные - деревьями, корягами и кустами в лесу. Потом у каждого из вас будет возможность поменяться ролями и побыть утятами. Утята убежали с птичьего двора. Ночь застала их в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипят и гнут ветки под напором ветра почти до земли, а утятам кажется, что их хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утята думают, что это кто-то кричит от боли. Долго метались утята по лесу, пока не нашли себе местечко, где можно было спрятаться». В комнате приглушается свет, дети изображают деревья, коряги и пни, они принимают угрожающие позы и издают громкие угрожающие звуки: завывают, ухают и пр. Утята бродят по комнате, шарахаются от деревьев и коряг, дрожат от страха и холода. Через несколько минут воспитатель указывает утятам на пещерку, где они могут укрыться от дождя (под столом). Дети забираются под стол, сжимаются в комочек. Когда взрослый включает свет, он предлагает желающим поменяться с утятами ролями, и игра продолжается до тех пор, пока каждый желающий не побывал в роли утенка.

Курица с цыплятами

В игре участвуют мама-курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый ведущий). Сначала мама-курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать большой кусок ткани, чтобы дети могли спрятаться под ним. Спрятанного цыпленка коршун украсть не сможет. Когда все цыплята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. В последующих играх роль мамы-курицы и коршуна можно поручать другим, особенно «проблемным» детям.

5 этап – Взаимопомощь в игре.

Старенькая бабушка

Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Необходимо перевести слепого старичка через улицу с интенсивным движением. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. «Поводырю» нужно уберечь «старичков» от машин.

Живые куклы

Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин - выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле руки, покормить, погулять, уложить спать и т.п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

Шляпа волшебника

Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Воспитатель раздает детям по три разноцветных карточки каждому, рассаживает их вокруг себя и говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он - невидимка. Но вот беда, этот волшебник - ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами. (Воспитатель показывает детям шляпу) Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас обязательно должен в чем-то помочь другому и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня воспитатель напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером воспитатель опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.

Гномики

Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик: когда он звенит, гномик при обретает волшебную силу - он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать. Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание... Может быть, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (Дети предлагают свои решения) А может быть, кто-то уступит на время свой колокольчик, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать свое желание?» Обычно кто-то из детей обязательно предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность ребенка и одобрение группы и взрослого.

Заблудившийся ребенок

Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, а потом, усталый и перепуганный, сел под дерево и заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа воспитатель организует сюжетно-ролевую игру. Он напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать; помогает построить дом из воображаемых веток и камней; сообщает о наступлении ночи и приходе утра и т.д. Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать «проблемных» - агрессивных или, наоборот, замкнутых детей.

День помощника

Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

6 этап – Добрые слова и пожелания.

Спящая красавица

«Когда-то очень-очень давно злой-презлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже больше ста лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не побудут в роли Спящей красавицы.

Пожелания магов

«Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы - очень могущественные. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый из вас».

Добрые волшебники

Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав ласковыми именами». Дети, представляя себя добрыми волшебниками, подходят друг к другу и пытаются расколдовать, называя ласковыми именами.

Комплименты

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Волшебные очки

Воспитатель: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».

Конкурс хвастунов

Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться».

Связующая нить

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Если бы я был королем

Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что короли могут все? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королем, то подарил бы тебе... ». Придумывайте такие подарки, которые могли бы по-настоящему обрадовать вашего соседа, ведь какой мальчишка будет рад, если ему подарят красивую куклу? - а вот если летающий корабль!... Да, кстати, не забудьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королем и подарить своему соседу ваш собственный подарок».

Я бы хотел быть таким же, как ты...

«В каждом человеке есть много прекрасных черт. Давайте подумаем, какими достоинствами обладают ребята вашей группы и в чем вы хотели бы быть на них похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же... (умным, красивым, радостным) как ты».

Праздник вежливости

«Сегодня в нашей группе объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете подходить к кому хотите и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты... ». Вот увидите, благодарить других за что-нибудь - это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».

День прощения

«Как часто мы обижаем друг друга и даже не замечаем этого. А если и замечаем, то не всегда извиняемся. А ведь это так важно! Давайте сегодня попросим друг у друга прощения, даже если не за что. На всякий случай. Ведь лучше лишний раз извиниться, чем лишний раз обидеть. Согласны? Тогда сделайте два круга - внешний и внутренний и встаньте друг к другу лицом (воспитатель помогает детям встать, образовав два круга). И попросите друг у друга прощения. А когда попросите, обнимитесь в знак вечного примирения. После этого поменяйтесь партнерами - и так по кругу».

Открытки в подарок

Дети разбиваются на пары. «Сегодня мы с вами будем рисовать открытки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему партнеру. Она должна быть очень красивая, нежная и добрая. Когда открытка будет готова, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, а потом подарите ему открытку».

Волшебные ожерелья

«Сегодня мы с вами будем делать ожерелья друг для друга. Сначала каждый из вас сделает столько бусинок, сколько человек в нашей группе, а потом мы нанижем по одной вашей бусине на ожерелье каждого. Но наши ожерелья не простые, а волшебные. Нанизывая свою бусину на ожерелье товарища, вы пожелаете ему что-нибудь, и ваше пожелание обязательно исполнится».

7 этап – помощь в совместной деятельности.

Закончи рисунок

Дети сидят в кругу. У каждого – набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картину. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать в начале, не вернется к вам».

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того, как каждая пара рукавичек встретится, дети должны раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

Мастер и подмастерья

Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные – подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой – искать нужные цвета, третий – намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги» после того, как работы готовы, устраивается выставка.

Общая картина

Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»