Наш ребенок - левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже - как наказание, как приговор судьбы. А так ли это? Попробуем разобраться.
Причины леворукости
Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.
Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.
Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.
Психологические особенности левшей
Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации:
- правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ;
- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.
Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.
Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:
Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
- они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;
- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;
- левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);
- они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;
- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.
Чего делать НЕЛЬЗЯ?
У ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);
Настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;
Неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.
Что НУЖНО делать?
Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.
Подведем итоги: если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении. А так же НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен невротизации.
Светлана Шустова, медицинский психолог, психолог-консультант
Леворукие люди у окружающих вызывают неоднозначный интерес. Некоторые уверены, что такой человек уникальная, творческая личность. Другие же считают данную особенность изъяном и, если он обнаруживается у ребенка, пытаются избавиться от него методом переучивания. Считается ли леворукость отклонением, каковы ее причины и признаки. Нужно ли переучивать левшу и с какими проблемами он может столкнуться в жизни. Обо всем этом в этой статье.
У детей правшей более развито левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитическое, логическое мышление, речь, письмо, чтение. У левшей, наоборот, развито правое, отвечающее за эмоциональность, интуицию, креативность, впечатлительность. Оба полушария мозга контролируют движения тела, но делая это перекрестно. Левое полушарие отвечает за правую сторону тела, правое — за левую.
Во всем мире 90% людей — правши, 9% - левши, остальные являются амбидекстрами (обе руки ведущие). С 1976 года 13 августа повсеместно отмечается международный день левшей. Цель его привлечь к дискриминации их в мире.
Леворукость - не патология и не болезнь. Такие дети имеют множество психологических особенностей, но это лишь результат своеобразной деятельности мозга. Ребенок левша - творческая натура, он чувствительный и эмоциональный. Он не всегда может контролировать эмоции. Такие дети позже начинают разговаривать, у них затруднена ориентация в пространстве. Но, в то же время, леворукие малыши часто бывают очень одаренными, с неординарной фантазией и развитым образным мышлением. Левши артистичны с ярко выраженной индивидуальностью. Как правило, материальная сторона жизни их мало волнует, а вот к творчеству они относятся с особым трепетом. Творчество - их сильная сторона, с такими людьми никогда не бывает скучно. При этом дети левши нуждаются в особом внимании из-за эмоциональной неустойчивости и трудности в обучении. Очень важно беседовать с ними, подбадривать, помогать развивать их сильные стороны. При правильном подходе такой малыш может достичь серьезных успехов в жизни.
Если в семье леворукий ребенок, очень важно приобрести все необходимое оборудование для него: стол, принадлежности для письма, рисования, ножницы для бумаги. Это поможет ему быстрее и легче адаптироваться.
Считается, что леворукость закладывается во время внутриутробного развития, натального (роды) и постнатального периода. Существуют некоторые факторы, влияющие на развитие леворукости:
Формирование ведущей руки завершается у малыша в возрасте 4-5 лет. До этого периода допустимо использование им обоих рук. На данном этапе развития доминантность полушария мозга не определена. После 5 лет основной признак леворукости - выполнение бытовых действий левой рукой (чистка зубов, прием пищи, рисование, письмо, складывание кубиков, конструктора, расчесывание и т.д).
Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.
Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:
Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.
Весь мир подстроен под правшей, поэтому левше приходится трудно. По статистике, такие дети испытывают трудности при адаптации в школе и общении.
Типичные проблемы:
Но, несмотря на все это, левши зачастую показывают просто феноменальное способности к адаптации.
Если после 10 лет зеркальное восприятие сохраняется, ребенок нуждается в специальных занятиях, которые корректируют этот недостаток.
Пытаться переучивать леворукого ребенка на праворукого не стоит. Маленькие глаза, цвет волос, смуглая кожа, веснушки, ведь эти особенности внешности никто же не пытается изменить. Также и с леворукостью — это особенность ребенка, не более.
Как правило, переучивание левшей приводит к нежелательных последствиям. Малыш становится капризным, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит, появляются головные боли и повышенная утомляемость. В некоторых ситуациях, могут развиться такие осложнения, как заикание , нервный тик, энурез (недержание мочи), невроз.
Министерство здравоохранения с 1985 года приняло постановление о запрете переучивания левшей на правшей. Также запрещено снижать им оценки в школе за почерк.
Итак, если ваш ребенок левша, знайте, он очень ранимый, чувствительный. Для него губительны излишние нагрузки, он склонен к самоедству и чувству вины. Это особенный ребенок, которому требуется больше внимания. Вы должны принять его таким, какой он есть. Помните, что леворукость - это просто особенность тела, не недостаток и не патология, это нормально.
Просмотров: 2814 .Физиологически леворукость обусловлена особенностями функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга. Для объяснения природы левшества привлекается принцип симметрии-асимметрии. В отношении причин возникновения левшества как проявления особенностей межполушарной асимметрии существует несколько точек зрения.
Моторная асимметрия проявляется в неравенстве участия правой и левой половин тела в движении. Так, по включенности той или иной руки в деятельность различают праворуких и леворуких людей (правшей и левшей).
Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств. Например, роль правого и левого глаз в бинокулярном зрении различна. Ведущий глаз первым устанавливается на предмете, и его информация более значима для процессов сознания.
В 1981 году Нобелевским лауреатом американским психофизиологом Роджером У. Сперри была выделена психическая асимметрия. Под психической (психофизиологической) асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее нейрофизиологических процессов, связанных с активностью левого и правого полушарий.
У леворуких людей доминантная специализация в работе больших полушарий менее четко выражена, чем у праворуких. И если у правши доминирует левое полушарие, то соподчинение и взаимокоординация работы полушарий у левши, осуществляется по более сложному механизму. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное «взаимодействие и специализация полушарий». У каждого полушария головного мозга своя роль.
Левое полушарие называют рационально - логическим. Оно заведует логическим, абстрактным, аналитическим мышлением. Левое полушарие головного мозга обрабатывает информацию поступательно, последовательно, рассматривая все возможные варианты. За правую сторону тела также отвечает левое полушарие.
Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за воображение, образное мышление, восприятие искусства. Правое полушарие «обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно - пространственные функции». Правое полушарие головного мозга обсуживает левую сторону тела.
Рассматривая особенности леворуких, необходимо знание особенностей полушарий мозга человека и сфер психической деятельности, за которые они ответственны.
Доминирование того или иного полушария определяет преимущественное развитие определенных функций у «левшей» и «правшей», знание которых помогает учитывать индивидуальные особенности детей в процессе обучения.
Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой - правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию. Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации: - правое - «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ; - левое - «логическое» - обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.
Есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:
Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши; - они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария; - они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением; - левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов); - они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля; - более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи, с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко; - левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.
Эмоционально-психологические особенности леворуких:
Все эмоционально-психологические особенности леворуких людей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. В связи с этим психологические проблемы ребенка могут начаться не только при поступлении в школу, но и при неправильном и угнетающем подходе педагогов и родителей могут проявить себя и в дошкольном учреждении. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. М.М. Безруких отмечает, что «у мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Согласно данным отечественных медиков, у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, клинические формы неврозов у леворуких детей бывают в 32% случаев. Для того, чтобы этого избежать вышеперечисленных проблем нужно как можно активнее и глобальнее изучать проблему функциональной асимметрии мозга, леворукости и доносить результаты исследований до работников образовательных учреждений и родителей.
Особенности организации познавательной сферы леворукого ребенка могут иметь следующие проявления:
При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. Выраженная эмоциональность леворуких существенно осложняет воспитание и обучение. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
Следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные проблемы в учебе.
В старшем дошкольном возрасте часто встречаются леворукие дети с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
Феномен зеркального письма (ФЗД) был описан впервые в 1874 году Вестфалем.
С данным феноменом знакомо большинство родителей маленьких левшей. У кого - то он проявляется в виде зеркальных рисунков, письма, встречаются также зеркальное чтение, зеркальное восприятие. И.Макарьев в своей работе «Если ваш ребёнок - левша» раскрывает ряд концепций, объясняющих ФЗД. «Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно - пространственного восприятия, право - левой ориентировки, в дефектах зрительно - моторной координации и биокулярного зрения.
Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства. Но все исследователи приводят достаточно много данных о связи ФЗД с наличием левшества». Итальянский судебный психиатр и антрополог Ломброзо также предположил, что в детском возрасте образы букв формируются в обоих полушариях, причем зеркально-симметрично. Одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, может быть неустойчивое доминирование полушария при письме, то есть попытки правого полушария взять контроль над пишущей правой рукой. Это, возможно, определяет частую встречаемость зеркального письма у леворуких детей. При ухудшении функционального состояния ребенка утомлении, сильном волнении и т. п., меняется баланс взаимоотношений полушарий мозга, что приводит к учащению случаев зеркального письма.
В настоящее время у дошкольников можно часто наблюдать, как при жестикулировании или при движениях, выполняемых по инструкции одной рукой, вторая рука совершает непроизвольные зеркальные движения. Зеркальные движения связаны, по-видимому, с незрелостью коры больших полушарий, в особенности левого, и недостаточным развитием межполушарных связей. Полностью этот феномен исчезает обычно к 8-10 годам, когда сформированы межполушарные связи, благодаря которым тормозятся зеркально-симметричные движения.
Когда малыш только пытается совладать со столовыми приборами, он «примеряет» ложку и к левой, и к правой руке. То же самое происходит и тогда, кода малыш учится писать.
Первые самостоятельные действия чада вызывают у родителей неподдельную гордость и радость. Однако, эти чувства меркнут, если малыш то и дело берет предмет не в ту руку.
Сначала родители еще больше сил вкладывают в развитие своей крохи, а потом начинают паниковать и быстро искать способы переучивания леворуких детей. Именно так начинается долгий и мучительный процесс «лепки» правши из левши. А стоит ли это делать?
Левшество нельзя считать прихотью или дурной привычкой. Оно является результатом особенного устройства мозга. Чтобы леворукий ребенок стал действительно успешным, не пытайтесь его изменить. Не вынуждайте малыша насильно идти против природы и действовать так, как остальные.
Предлагаем разобраться с психологическими особенностями развития леворуких детей:
Малыш с доминирующим правым полушарием считает данные целостным образом. Он большой выдумщик разных небылиц. Кроме того, леворукому ребенку прекрасно удаются упражнения на обобщение информации.
Недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, которое распространено у леворуких детей, является причиной следующих проблем:
Стоит отметить, что эти сложности только усиливаются при попытках вылепить из малыша правшу. Левше сложно совладать и с циферблатом – он обычно определяет время с разницей в 10 или 15 минут. Чтобы ни в чем не отставать от сверстников, он придумывает колоссальные обходные пути.
Если малыш предпочитает держать ручку и вилку в левой руке, то он леворукий. Левшой можно назвать ребенка, у которого главное правое полушарие мозга. Для такого малыша характерно использование левой части тела.
Левшество бывает:
Отличия между левшой и правшой не заканчиваются на выборе доминирующей руки. Эти дети по-разному обрабатывают информацию и реагируют на информацию, поступающую из окружающей среды. Левши считаются более ранимыми, поэтому они требуют к себе в три раза больше внимания, нежели праворукие малыши.
В силу стереотипов, преобладающих в обществе, некоторые взрослые уверены, что леворукость – это приговор. Они раздражаются по мелочам, заставляют ребенка брать карандаш и ложку правой рукой, вынуждают его писать неотрывно. Неправильное поведение родителей формирует у малыша комплекс неполноценности, из-за чего ему сложно участвовать в социальной жизни класса.
Типичные ошибки родителей:
Вместо агрессивных попыток исправить маленького левшу, дайте ему установки на успех. Постоянно повторяйте мотивирующие фразы «ты сможешь», «ты сделаешь», «все получится». Не забудьте рассказать малышу истории жизни великих людей, которым удалось добиться успеха, невзирая на свою особенность. Заинтересуйте его достижениями Юлия Цезаря и Александра Македонского. Удивите малыша творческими успехами Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.
Обязательно попросите воспитателя в детском саду и школьного учителя проявить терпимость. Спокойно объясняйте один и тот же материал по 3-4 раза.
По возможности, приобретите предметы быта для левшей. Поставьте настольную лампу справа, чтобы ничего не мешало малышу сосредоточиться на выполнении домашних заданий.
Попытки понять разницу между леворукостью и левшеством только вызывают путаницу. Если для малыша левая рука считается ведущей, но доминирует левое полушарие мозга как у правшей, то переучивание пройдет без проблем. Но попытки перекроить природу левши могут закончиться плачевно. Вынудив ребенка писать правой рукой, взрослые не могут внести изменения в его организм – правое полушарие все равно останется ведущим, но малышу будет сложнее справляться с учебой и рутинными делами.
Обычно у левши есть неврологические проблемы:
Чтобы сделать свое чадо успешным, не пытайтесь переделать его природу. Лучше сосредоточьте внимание на том, как помочь малышу ориентироваться в мире праворуких людей и принять свою особенность.
Природу нельзя откорректировать так, как было бы удобно взрослым. Правильный подход к индивидуальной особенности организма позволит облегчить жизнь леворукому ребенку. Взрослым сверстникам стоит уважать отличия, а не превращать их в повод для насмешки.
Объясните своему чаду, что леворукий малыш и праворукий ребенок мыслят по-разному, но от этого один не станет умнее или глупее другого.
На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.
Преимущества левшей:
Леворукие мальчики и девочки разбираются в творческих заданиях, но «буксуют» при выполнении упражнений, направленных на логическое мышление. Именно поэтому родителям стоит проявить фантазию, чтобы научить таких малышей справляться с рутинными делами самостоятельно.
От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.
Видя, как малышу не удается совладать с ложкой, ручкой и зубной щеткой в левой руке, заботливые родители начинают задавать вопросом «Если мой ребенок левша, что это значит?». Поверхностный взгляд на вещи уже рисует в воображении старших мрачные картины издевательств над их чадом и проблем в его взрослой жизни. Сразу за этим, родители начинают искать способы сделать малыша «нормальным». Обычно это сопровождается криками взрослых и истериками ребенка. В результате малыш получает целый букет неврозов и отстает от сверстников.
Однако при правильном использовании ресурсов ребенок левша добьется того, что никогда не удастся правше, а это значит одно: его особенность нужно подчеркивать, а не маскировать. Убедите самого себя и свою кроху в том, что природу нельзя изменить. Нужно только подстроиться под ее капризы. Обеспечьте ребенка всем необходимым для гармоничного развития – и он обязательно отблагодарит вас в будущем!
Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?
Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?
Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.
Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?
Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.
Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.
Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.
Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.
Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.
Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).
Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…
Азбука воспитания