Тема: Функции социального обеспечения. Понятие социального обеспечения, его функции и формат Функция социального обеспечения заключается в

Функция - слово латинского происхождения, означает выполнение, свершения. Под ней понимают деятельность, обязанность, работу, назначение, роль и т.п. Впервые этот термин в научный оборот ввел в 1692 г. известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц. Сейчас в науке этот термин употребляется в разных значениях. В философии - это отношение двух (группы) объектов, изменение одного из которых ведет к изменению другого. В математике - величина, которая меняется с изменением независимой переменной (аргумента). В физиологии - специфическая деятельность органа или организма (например, функция обмена веществ). В социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт отношении общества. В лингвистике - назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры.

Этот термин сто лет назад стали употреблять и в юридической науке для характеристики социальной роли государства и права.Его используют во многих смыслах, но среди ученых нет единства относительно необходимости этого термина, его понятие, названия и содержания отдельных функций и их классификации. Попытка через функции раскрыть классовую сущность права и сформировать особые функции отдельных отраслей права с применением их в дальнейшем как одного из критериев разграничения норм права самостоятельными отраслями права завел исследователей в тупик.

В литературе по теории права чаще всего дают три определения функций права, которые поддерживают и специалисты права социального обеспечения. Под ними понимают или социальное назначение права, или направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе.

Функции права социального обеспечения - это правовые характеристики социальной роли (назначения) этой отрасли права в жизни общества и главных направлений воздействия его норм на поведение людей с целью реализации целей и задач государства в сфере социального обеспечения населения.

Основной функцией права социального обеспечения регулятивная. Именно в ней проявляется суть и ценность этой отрасли права. Назначение права социального обеспечения - регулирование общественных отношений, складывающихся в условиях индивидуальной формы распределения материальных благ из специально созданных для этого социальных фондов.С помощью норм права социального обеспечения определяются:

1) цель и задачи государства в сфере социальной защиты населения,

2) круг субъектов, уполномоченных создавать социальные фонды и осуществлять с ним социальные выплаты,

3) круг субъектов из числа инвалидов, лиц стариков, детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства;


4) размеры взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных средств в социальных страховых фондов и их виды,

5) перечень видов социального обеспечения, предоставляемых наиболее уязвимым слоям населения;

6) условия предоставления определенного вида социального обеспечения круг жизненных обстоятельств, с какими социально-обеспечительных нормы связывают наступление тех или иных юридических последствий (болезнь, старость, потеря трудоспособности, инвалидность, безработица и т.д.)

7) компетенция государственных органов и правовой статус (права и обязанности) граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения

8) порядок и размеры предоставления отдельного вида социального обеспечения,

9) государственные гарантии по обеспечению социальных прав человека и гражданина;

10) основы негосударственного социального обеспечения отдельных групп населения.

Задачей регулятивной функции права социального обеспечения не только фиксация субъективного состава социально-обеспечительных правоотношений, правового статуса участников этих отношений и определение юридических фактов, при которых могут возникать указанные правоотношения, но и изменение или отмену отдельных его элементов или введения новых. Ведь государственное социальное обеспечение возможно только на основании норм права. Физическое лицо может претендовать при наличии соответствующих условий только на тот вид социального обеспечения, который закреплен в законе. Орган социальной защиты населения обязан предоставить такой вид обеспечения также только на основании закона. Нормы права здесь выступают критерием оценки действий субъектов социально-обеспечительных правоотношений, возникающих на их базе.

Право социального обеспечения на длительное время в пределах государства закрепляет возможное и должное поведение людей в сфере социального обеспечения и с помощью угрозы применения государственного принуждения заставляет их действовать в определенных правом рамках и тем самым удерживает социально-обеспечительных правоотношения в желаемом состоянии. Эти отношения характеризуются стабильностью, цикличностью, непрерывным повторением, прогнозируемость, т.е. постоянным воспроизводством. Под влиянием общественной жизни эти отношения корректируются нормами права.

Одним из свойств социально-обеспечительных норм является их нормативность, которая включает предписания, правила поведения общего характера, которые распространяются на любого, кто попадает в сферу действия этих норм, а также способность права социального обеспечения в соответствии с его предписаниями четко зафиксировать общественные отношения, складывающиеся при предоставлении физическим лицам пенсий, пособий, социальных услуг. Таким образом, с помощью утверждения в жизни общества нормативных основ упорядочиваются общественные отношения в социальной сфере.

Регулятивное воздействие права социального обеспечения на общественные отношения состоит в том, что нормы этой отрасли права, определяя права и обязанности субъектов социально-обеспечительных правоотношений, тем самым выступают общеобязательному образцом их правомерного поведения. Эти нормы детально и в императивной форме определяют условия, при которых лицо имеет право на социальное обеспечение, порядок реализации этого права, компетенцию органов социальной защиты населения в этой сфере.

Отдельная отрасль права состоит не только из регулятивных, но и правоохранительных норм, определяющих условия применения к субъектам мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Направление воздействия этих норм на общественные отношения и характеризует охранительную функцию права.

В охранной функцией права социального обеспечения понимают целенаправленное воздействие норм данной отрасли права на социально-обеспечительных правоотношения с целью охраны их и вытеснение из них отношений, вредных для общества с точки зрения государства. Составляющими этой функции являются:

2) санкции, которые принимают к правонарушителям,

3) непосредственное юридическая ответственность субъектов правоотношений.

В основе охранительной функции права социального обеспечения лежат запрещающие правовые нормы, которые указывают, что не следует делать, какие действия будут осуждены государством. В случае совершения противоправного деяния наступает юридическая ответственность, целью которой является защита установленного правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Эта цель конкретизируется в функциях юридической ответственности, к которым чаще всего относят репрессивно-карательную (штрафную) и правовосстановительные (компенсационную).

Главным назначения охранительной функции права социального обеспечения, прежде всего, превентивная (предупредительная) охрана социально-обеспечительных правоотношений, предупреждения нарушения норм права, на основании которых возникли эти отношения. Нормы права детально предусматривают процедуру реализации гражданами своего права на конкретный вид социального обеспечения. Законодательство устанавливает различные виды юридической ответственности должностных лиц органов социальной защиты населения за создание препятствий в реализации гражданами своих социальных прав (бюрократизм, волокита, безосновательный отказ в удовлетворении того или иного ходатайства, вымогательство взятки и т.д.). Закон также возлагает на граждан обязанность (а значит предполагает и надлежащую ответственность) представлять в органы социальной защиты населения достоверные сведения о фактах, имеющих юридическое значение для социального обеспечения. Установление запретов и санкций за их нарушение побуждает субъектов социально-обеспечительных правоотношений действовать согласно предписаниям правовых норм. Соблюдение гражданами и должностными лицами требований социального законодательства является критерием эффективности охранительной функции права социального обеспечения.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Право на социального обеспечения закреплено в ст.

39 Конституции РФ, в которой провозглашено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Признавая право гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

В современный период право социального обеспечения динамично развивается на основе новых концепций и принципов, охватывает области отношений, которые ранее находились за рамками правовой регламентации. Оно непосредственно затрагивает интересы всего населения (пенсионеры, безработные, семьи с детьми и т.д.). Реорганизация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 г. приняты и вступили в действие следующие федеральные законы: 1.

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ; 2.

ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ; 3.

В течение жизни каждый человек подвергается различным опасностям, которые могут непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности (смерть, старость, инвалидность и др.), привести к утрате заработной платы, как основного источника средств существования. Во многих случаях человек не может преодолеть указанные обстоятельства самостоятельно, потому что они в значительной степени предопределяются объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью или не зависят от его воли (события).

Рыночная экономика сама по себе не порождает механизмы социальной защиты населения, т.к. они требуют значительных материальных затрат и не приносят прибыли. Поэтому задачу создания системы социальной защиты населения выполняет государство, поскольку качество и характер жизни каждого человека в отдельности оказывает прямое воздействие на нормальное функционирование общества в целом. Государство создает систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и других социальных услуг.

Проблемы пенсионного обеспечения граждан в разных государствах (Германия, Франция, Великобритания) в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономике, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными и социально-политическими особенностями каждой страны. На Западе, например, пенсионный возраст волнует граждан едва ли не с младенческого возраста.

С момента поступления на работу каждый лично отслеживает порядок учета своего трудового стажа, влияющего на размер пенсии. Более того, система учета стажа, размеры и условия пенсионных отчислений являются главными после заработной платы составляющими любого трудового договора и соглашения. Степень гарантированности получения пенсии в старости даже в богатых высокоразвитых странах является едва ли не решающим фактором при выборе карьеры и места работы.

Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.

Во многих европейских государствах преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений, заключающемся в том, что пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет работающих граждан.

Альтернативой распределительной пенсионной системе служит накопительная модель, считающаяся более приемлемой в ситуации старения населения, когда размер пенсионных выплат напрямую зависит от трудового вклада гражданина, величины заработной платы и страховых взносов будущего пенсионера. Главным принципом формирования пенсий при накопительной системе является долговременное систематическое накопление средств (пенсионных взносов). При этом свободные денежные средства инвестируются с целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатам.

Однако ни в одном государстве нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место смешанный тип пенсионной системы, т.е. перевод назначения трудовых пенсий на страховую основу с добавлением накопительного элемента. В настоящее время наша страна основывает создание системы пенсионного обеспечения по смешанному типу.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Право социального обеспечения - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц застрахованных или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1)

отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2)

отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3)

процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет

права социального обеспечения.

К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа - на подинституты в зависимости от общего, специального, страхового стажа.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье и др.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, реабилитационные услуги для инвалидов).

Отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включают содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах- интернатах и т. д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Самостоятельным видом социального обеспечения является профессиональная реабилитация инвалидов, которая включает отношения по предоставлению услуг по бесплатному профессиональному обучению или переобучению инвалидов в учебных заведениях, как общего, так и специального типа.

Отношения, связанные с транспортным обеспечением инвалидов, а также с обеспечением их специальными транспортными средствами, включаются в социальное обслуживание в качестве самостоятельного вида. Отношения по предоставлению инвалидам протезно-ортопедической помощи (также входящие в систему социальных услуг) являются завершающими в процессе социальной реабилитации инвалидов; таким образом, они также включаются в систему правоотношений по социальному

о бслуживанию.

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезноортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению являются самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).

Наконец, в систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

В общей теории выделяют, прежде всего, императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов. Примером применения императивного метода в праве социального обеспечения может служить регулирование обязанностей государственных и муниципальных органов, которые не могут отказать управомоченному субъекту (при наличии у него соответствующих оснований) в предоставлении ему соответствующего вида социального обеспечения.

Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т.д.

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения: 1.

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

В ст. 72 Конституции РФ закреплено - «вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов». В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников. 2.

Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т. д.).

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения. 3.

В ПСО отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В данной отрасли почти все юридические факты - это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин. 4.

В ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Г осударство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения - гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

5. Для метода ПСО характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во- первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно переполучили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Что касается способов защиты субъективных прав в социальном обеспечении, то законодательством предусматривается как административный, так и судебный порядок разрешения споров. Какая либо особая процедура отсутствует.

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. Функции социального обеспечения: 1.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей хозяйства,

экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д. 2.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения. 3.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д. 4.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. 5.

Защитная функция заключается, прежде всего в том, что именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения.

В настоящий период в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить ее в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.

Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции: -

норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере); -

норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения); -

норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения); -

норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению); -

финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению); -

норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).

Взаимодействие права социального обеспечения с другими отраслями права.

Трудовое право - это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда, проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров.

Гражданское право - государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право - это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право - это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов. 1.1

Введение

Общая характеристика функций социального обеспечения

Порядок осуществления функций социального обеспечения

2.1 Порядок осуществления функций Пенсионным фондом в сфере социального обеспечения

2 Порядок осуществления функций органом социальной защиты в сфере социального обеспечения

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Схема функций социального обеспечения

Приложение Б Заявление о назначении пенсии

Введение

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В данной норме в общем виде отражены целевые установки и задачи, с решением которых связывается обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов. Право социального обеспечения, как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала.Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение. Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства.

Целью курсовой работы является исследование функций социального обеспечения.

Задачами курсовой работы являются:

исследование понятия функции социального обеспечения;

рассмотрение видов функций социального обеспечения

анализ порядка осуществления функций социального обеспечения

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при осуществлении функций пенсионных фондов социальной защиты в сфере социального обеспечения.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие осуществление функций пенсионного фонда и органов социальной защиты.

Методологическую основу исследования составляет системный подход, включающий изучение понятий, видов функций и порядка осуществления функций социального обеспечения.

Работа основана на таких нормативных актах как ФЗ РФ № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «Положение о Пенсионном фонде РФ».

Основой для выполнения курсовой работы использованы работы следующих авторов: Захарова М.Л., Тучкова Э.Г., Мачульской Е. Е., Шайхатдинова В. Ш.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.

Во введении выделяются актуальность, задачи, цели, объект и предмет курсовой работы.

В первом разделе будет рассматриваться общая характеристика функций социального обеспечения. Будут выделены понятия функций социального обеспечения и их виды.

Во втором разделе будет раскрыт вопрос о порядке осуществления функций социального обеспечения. Будет рассмотрен порядок осуществления функций пенсионным фондом и органом социальной защиты.

В заключении будут сделаны выводы о роли функций социального обеспечения в сфере пенсионного фонда и органа социальной защиты.

1.Общая характеристика функций социального обеспечения

1 Понятие функций социального обеспечения

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Важнейшей функцией социального обеспечения является выплата гражданам пенсий - ежемесячных денежных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Пенсионные отношения в нашей стране регулируются Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федерации и другими нормативными актами. Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях .

Существенных разногласий во взглядах ученых по поводу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, однако есть различия в формулировке самих функций и в их количестве .Безусловно, одной из основных функций является экономическая функция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков.

Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Его влияние на общественное производство далеко не исчерпывается рассмотренным выше.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .

Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции .

2 Виды функций социального обеспечения

социальный политика государство обеспечение

В правовой литературе выделяются два вида функций права социального обеспечения: собственно юридические и социальные.(Приложение А)

Собственно юридические функции состоят из основных функций (регулятивных и охранительных) и неосновных (компенсационных, правовосстановительных и ограничительных).

Социальные функции подразделяются на пять основных функции социального обеспечения: экономическую, политическую, демографическую, социально-реабилитирующую и профилактическую.

Экономическая функция заключается в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи) .

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог <#"599572.files/image001.jpg">

Приложение Б

(справочное)

(наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации)

ЗАЯВЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ (ПЕРЕВОДЕ С ОДНОЙ ПЕНСИИ НА ДРУГУЮ)

. __________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество гражданина, которому назначается пенсия)

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования ___

Принадлежность к гражданству:

Указывается гражданство гражданина, которому назначается пенсия)

проживающий (ая) в Российской Федерации:


проживающий (ая) за пределами Российской Федерации:


Наименование документа, удостоверяющего личность

Серия, номер


Дата выдачи


Кем выдан


Дата рождения


Место рождения



Пол: муж. жен. (сделать отметку в соответствующем квадрате)

В настоящее время работаю не работаю (сделать отметку в соответствующем квадрате)

На иждивении находятся ____________________________ нетрудоспособных членов семьи.

(указать количество, в случае отсутствия указывается слово «нет»)

_____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество представителя, наименование организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя и фамилия, имя, отчество ее представителя)




Прошу: (делается отметка в соответствующем квадрате и заполняется нужное)

назначить ___________________________________________________

(указывается вид пенсии, часть трудовой пенсии по старости, доля страховой части трудовой пенсии по старости)

назначить страховую часть трудовой пенсии по старости;

назначить страховую часть трудовой пенсии по старости за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости;

назначить страховую часть трудовой пенсии по старости с учетом п. 21 ст. 14

Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ;

назначить накопительную часть трудовой пенсии по старости;

назначить трудовую пенсию по инвалидности;

назначить трудовую пенсию по случаю потери кормильца;

произвести перевод с _______________________________________

(указывается вид пенсии, с которой осуществляется перевод)

на пенсию __________________________________________________;

(указывается вид пенсии, на которую осуществляется перевод)

Ранее пенсия по другому основанию или от другого ведомства

назначалась не назначалась (делается отметка в соответствующем квадрате)

отказ от ранее назначенной пенсии

согласие на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения при установлении более высокой группы инвалидности (установления инвалидности впервые), достижении возраста 80 лет, изменении причины инвалидности

установить федеральную социальную доплату к пенсии

(если общая сумма моего материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации)

Я предупрежден:

о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах, в соответствии с п. 4 ст. 23 и ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ;

о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой я подлежу обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты;*

об осуществлении корректировки размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) в соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и предыдущей корректировке;

о необходимости в случае оформления доверенности на получение пенсии, срок действия которой превышает один год, ежегодного представления в территориальный орган ПФР документа, подтверждающего факт регистрации по месту получения пенсии (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ);

об определении размера взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений без применения п. 2 ст. 13 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (для лиц, обратившихся по достижении общеустановленного пенсионного возраста за трудовой пенсией по старости или одной из ее частей, при наличии правоотношений по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом)».

_____________________________________________________________

(указывается иное)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. К заявлению прилагаются документы.

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и средств, с помощью которых государство обеспечивает необходимое поведение участников правоотношений.

Признаки метода правового регулирования:

Порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

Юридическое положение участников правоотношений;

Характеристика установление прав и способов обеспечения исполнения обязательств;

* Способы обеспечения исполнения обязанностей. Социально-обеспечительные отношения возникают на основании

юридического фактического состава, который имеет три элемента: риск, волеизъявление лица, решение уполномоченного государством органа о назначении или отказе в назначении того или иного вида социального обеспечения.

Правовой статус участников социально-обеспечительных правоотношений характеризуется тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство, в лице уполномоченных органов, выступает обязывающим субъектом, а лицо имеет право требовать от государства предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Большинство социально-обеспечительных отношений имеют не договорной характер. Условия, порядок, виды социального обеспечения определяются исключительно законодательством.

Санкции по праву социального обеспечения должны правовидновлюючий, а не штрафной характер.

Основные функции права социального обеспечения

Функции права бывают юридическими и общесоциальными.

К юридическим относятся: регулятивная и охранная.

Основная функция права - регулятивная. То есть основное назначение права социального обеспечения - регулировать общественные отношения по поводу получения материальных благ из специально созданных для этого фондов в случае наступления социального риска. Право социального обеспечения определяет цели и задачи государства в сфере социального обеспечения населения; тех, кто участвует в создании специальных фондов и осуществлении социальных выплат; виды социального обеспечения; условия предоставления того или иного вида социального обеспечения.

Охранительная функция заключается в воздействии норм этой отрасли прана на отношения с целью их охраны. Охранную функцию выполняют:

1) нормы права, запрещающие совершение или не совершение определенных действий;

2) санкции, применяемые к нарушителям; нормы, устанавливающие юридическую ответственность субъектов правоотношений.

К общесоциальных функций относятся:

1. Социальная. Эта функция касается права в целом (поскольку оказывает влияние на общественные отношения) и конкретизируется в функциях права социального обеспечения.

2. Политическая. Снятие социальной напряженности в обществе, обеспечения нормального уровня жизни людей путем предоставления пенсий, пособий, льгот, компенсаций, установления государственных социальных нормативов и стандартов.

3. Демографическая. Проявляется в том, что социально-обеспечительное законодательства направлено на обеспечение поддержки семьи, охраны материнства и детства.

4. Здравоохранения населения. Повышение уровня медицинского обслуживания, установление перечня и объема гарантированного уровня медицинской помощи гражданам.

5. Реабилитационная. Возобновление утраченного через определенные объективные обстоятельства социального статуса человека.

Система права социального обеспечения

В структуре права социального обеспечения выделяют общую и особенную части.

Общую часть формируют правовые нормы, определяющие основные права граждан в области социального обеспечения, государственные социальные стандарты и социальные гарантии, принципы социального обеспечения, организационно-правовые формы и виды социального обеспечения и др.

К особенной части права социального обеспечения включаются нормы, которые регулируют условия, основания и порядок предоставления отдельных видов социального обеспечения.

Особенностью системы права социального обеспечения является наличие подотраслей права, которые объединяют группы однородных отношений. Сейчас можно выделить подотрасль права общеобязательного государственного социального страхования, и право социальной помощи. Каждая из подотраслей имеет свою общую часть, свои принципы. Однако, они находятся в зоне действия общих положений целой отрасли права социального обеспечения. В состав каждой из подотраслей входят правовые институты.

Понятие и виды принципов права социального обеспечения Принципы права - это руководящие идеи, которые определяют содержание и направленность правового регулирования. Значение принципов заключается в том, что они в сжатом виде отражают существенные черты права. Однако, нельзя рассматривать принципы только как руководящие идеи, поскольку идеи - это категории правосознания или правовой. Идеи существуют независимо от воплощения в нормах. А принципы права, как и само право, существуют реально и объективно; будучи явлениями идеологическими, они одновременно существуют в самом праве.

Таким образом, правовые принципы (общие, отраслевые) непосредственно закрепляются в правовых нормах, или вытекают из их содержания. Те идеи, которые не закреплены в нормах права нельзя считать правовыми принципами. В современном законодательстве отраслевые принципы закрепляются в правовых нормах.

Различают общие и специальные принципы права социального обеспечения.

К общим относятся: 1. Законодательное определение условий и порядка осуществления социального обеспечения. Конституция Украины предусматривает, что только законами определяются основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения. Законами определяются права человека в области социального обеспечения, основы социального страхования в Украине, его виды, способы аккумуляции и распределения средств на социальные нужды, утверждаются социальные стандарты, различные виды социального обеспечения и механизмы реализации права на определенный вид обеспечения.

Распространение права социального обеспечения на всех граждан. Украина устанавливает равную и одинаковую для всех возможность получения обеспечения в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, а также в старости и в других случаях. Равенство и одинаковость означает отсутствие какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, происхождения, языка, национальности, имущественного положения, должности и др. В статье 46 Конституции указано, что граждане имеют право на социальную защиту. А законодательство гласит, что каждое лицо. В наибольшем объеме этими возможностями пользуются граждане Украины, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, а беженцам предоставляются только отдельные виды социального обеспечения. В законодательстве не предусмотрено запретов на получение пенсий, пособий, услуг или льгот. Но принцип всеобщности не означает безусловности права на получение определенного вида социального обеспечения. То есть, определяются конкретные условия для получения конкретного вида социального обеспечения: уплата страховых взносов, наличие стажа, уровень дохода, законность пребывания на территории Украины. Доступность социального обеспечения означает, что законом установлены следующие требования для возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения, которые не создают проблем в их получении. То есть должно быть минимальное количество документов, подтверждающих тот или иной юридический факт, который имеет значение для получения того или иного вида социального обеспечения.

Универсальность, множественность и дифференциация видов социального обеспечения. Множественность видов социального обеспечения обусловлена универсальностью социального обеспечения. Физическое лицо должно обладать обеспечения во всех случаях наступления нетрудоспособности и потери заработка при обстоятельствах, которые государство считает социально значимыми. Такими обстоятельствами нормы права признают старость (наступление пенсионного возраста), болезнь, трудовое увечье и тому подобное. Социальные риски, которые выступают юридическими фактами при возникновения, изменения и прекращения отношений в социальном обеспечении. Перечень не уменьшается, а наоборот, расширяется. В случае наступления того или иного социального риска государство придает лицу поддержку различным способами (пенсия, пособие, компенсация, льгота.) Содержание дифференциации заключается в том, чтобы улучшить материальное положение различных социально незащищенных категорий граждан. Существуют определенные факторы, которые влияют на работоспособность и порой приводят к потере заработка. Такими факторами являются возраст, пол, длительность и условия труда, местность, где проживает лицо и др. Все это находит отражение в содержании соответствующих правовых норм. Возникает необходимость предоставления дополнительных прав для отдельных категорий граждан, которые по независящим от них причинам не могут реализовать общую для всех норму. А это не что иное как льготы. Другим основанием для предоставления льгот есть особые заслуги гражданина. Осуществление обеспечения на уровне не ниже установленных в государстве социальных стандартов.

Социальное обеспечение обладает своими функциями. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В правовой литературе выделяют экономическую, производственную, политическую, социально-реабилитационную, демографическую, духовно-идеологическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается:

а) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;

б) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.;

в) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.).

Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они аккумулируются (сосредотачиваются): в специализированных внебюджетных фондах социального страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования); в федеральном бюджете , имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных, специально выделяемых средств в бюджетах органов местного самоуправления.

Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения – в пенсиях, пособиях, компенсациях и т.п.

Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание – это главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения.

Отсюда вытекает главная задача государства – создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).



Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию . Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Страховая (трудовая) пенсия по старости, исходя из её сущности, - это денежная выплата, заработанная трудом, уплатой за счет работника обязательных страховых платежей. В самом её наименовании мы видим связь с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в стаже работника, а соответственно и выплата страховых взносов должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и её сумму.

Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в общественном производстве, от их общественно полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах.

В 1998 г. в деловой оборот было введено понятие – «страховой стаж». Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная её задача – создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий с учетом объема (доли) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, т.е. внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались трудовые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой-либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось, Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует другое. Так, п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности может повлечь снижение качества труда, а в конечном итоге и уменьшение влияния данной функции социального обеспечения на производство. Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и её продолжительностью. В свою очередь, уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т.д. В этой связи логично возникают такие вопросы: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это в целом положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда? Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж – высокий заработок (трудовой доход) – высокий размер пенсии. Нынче действует иной принцип, установленный новым законодательством о трудовых пенсиях: больший заработок (доход) – большее отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) – страховой стаж – больший размер пенсии.

Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсионном страховании) предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию – как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны – вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии, которая выплачивается тем, кто по каким-либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, т.е. не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц в этом случае установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа, вносимого другим лицом.

Подобные нововведения свидетельствуют о воплощении в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики – свобода выбора труда и свобода будущего пенсионного обеспечения. Как все это сочетается с основными функциями и принципами России как социального государства, как записано в Конституции 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. (Социальная политика рассматривается как целенаправленное воздействие государства на усилия жизни людей с целью реализации конституционных положений, в которых говорится о достойном уровне жизни граждан.) Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения и главным образом посредством части её системы – социального обеспечения.

Так, в 1999 г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи – бедность. Появился новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. (Таковых в России, по разным оценкам, насчитывается около двух третей от общей численности населения.) Число же обращающихся лиц за такой помощью не более одной четверти нуждающихся. Это свидетельствует о недостаточной эффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная причина – это отсутствие государственной системы обеспечения доходов населения независимо от статуса граждан – трудоспособных или нетрудоспособных.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание.

Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов.

Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Как это происходит на практике? Рассмотрим на примере трудового стажа. Ранее действовавший закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней, но не более 9 лет в общей сложности.

При закреплении такого правила руководствовались следующим. Биологически непосредственная связь между ребенком и матерью наиболее тесно сохраняется в первые два-три года жизни ребенка; физическое и нравственное здоровье ребенка закладывается именно в эти годы. Пребывание ребенка в семье экономически выгодно, так как не требует затрат на строительство новых и содержание имеющихся детских дошкольных учреждений и т.д. Этим самым государство, включая период ухода за ребенком в общий трудовой стаж, признавало особую роль такого подхода в решении проблемы простого воспроизводства населения в России. Следовательно, наличие в семье трех детей поощрялось через правовые институты трудового стажа и трудовых пенсий. Это подкреплялось и существовавшими тогда более высокими размерами пособий в связи с материнством, отцовством и детством.

Иное дело сейчас. С 1 января 2002 г. при назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Последствия такого решения государства очевидны. Эффективность действия данной пенсионной нормы сомнительна, учитывая настоящую и будущую демографическую ситуацию в России. Кроме тог, необходимо признать тот факт, что государственная система социальной помощи семьям с детьми недостаточно развита и не отвечает современным требованиям. В итоге это может привести к еще более существенному уменьшению рождаемости в стране. Налицо снижение роли демографической функции социального обеспечения и недооценка возможных последствий.

Социальная (социально-реалибитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу имеющихся у них ограничений. Следовательно, государство обязано создать такие всевозможные условия для того, чтобы они могли реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т.д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения в литературе выделяют другие функции. Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения граждан. Общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.). Например, в результате ликвидации предприятия лицо осталось без работы. С помощью имеющихся видов социального обеспечения – пособия по безработице – он решает свои материальные трудности.

Также выделяется духовно-идеологическая функция социального обеспечения. В её состав входят идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции. Моральную подфункцию духовно-идеологической функции следует рассматривать в виде самостоятельной морально-этической функции социального обеспечения. Ведь в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. Они по своей сути входят в содержание принципов, которые пронизывают отношения по социальному обеспечению. Социальное обеспечение как внешнее выражение должной деятельности социального государства осуществляет на практике его нравственное начало, воплощает его принципы. Это и дает нам основание определить возможность существования и выделения такой функции социального обеспечения.

На примере функций социального обеспечения видно, что от того, насколько государство учитывает их наличие, считается с их влиянием на общество, будет зависеть не только успешность проведения экономических и социальных реформ в стране, но и будущее России.