Применение папье маше. Папье-маше из туалетной бумаги: как приготовить саму массу и слепить пару чудесных фигурок

Иногда для полноты уюта и стиля нашему дому не хватает какой-то одной детали. Настенные часы, картины, статуэтки — всё это непременно дополнит дизайн жилища. Сегодня специализированные магазины богаты выбором интерьерных украшений. Но ничто не заменит украшения, созданные своими руками. Ведь кто как не сам хозяин знает, чего именно не хватает его дому. Сегодня мы изготовим красивую тарелку в китайском стиле из газеты в технике папье-маше.

На заметку: Техника папье-маше получила своё начало ещё во II веке в Китае. В переводе с французского «papier mâché» означает рваная или жёваная бумага. В древние времена из этой пластичной массы изготавливались различные вещи, начиная с кухонной утвари и заканчивая шлемами, а затем покрывались лаком. Этот несложный мастер-класс с пошаговыми фотографиями познакомит вас с данной техникой, а тарелка папье-маше из газет своими руками украсит ваш интерьер.

Для изготовления тарелки в технике папье-маше нам понадобятся:

  • Газетные листы;
  • Тарелка;
  • Клей ПВА или клейстер;
  • Тарелка с водой;
  • Краски;
  • Кисть.

Мастер-класс «Как сделать тарелку папье-маше из газет»

1) Для начала разорвём газетные листы на маленькие клочки. Но не сильно маленькие, пусть они будут по 2 см. Теперь возьмём блюдце и перевернём дном вверх.

Будем брать по одному клочку газетной бумаги и смачивать их в заранее приготовленной тарелке с водой. Смачиваем так, чтобы клочки были полностью мокрыми. Обкладываем тарелку смоченными клочками, как бы приклеивая их. Обкладываем только наружную часть тарелки. Накладываем так, чтобы газетные клочки выходили за края тарелки. Потом мы их обрежем.

После того, как выложим первый слой, нужно промазать тарелку клеем. Можно обычным ПВА, а можно приготовить клейстер. В данном случаем воспользуемся ПВА. Промазываем тарелку не густым слоем по всему диаметру.

Теперь сверху накладываем ещё один слой газетных клочков, также смоченных в воде. После того, как выложим второй слой, нужно снова промазать тарелку клеем. Далее снова накладываем слой клочков, смоченных в воде.

После того, как будет готов третий слой, нужно снова промазать тарелку клеем и дать ей немного отдохнуть.

Когда тарелка слегка подсохнет, сверху снова наложить слой газетных клочков, смоченных в воде. Так накладываем ещё два слоя. То есть, после того, как тарелка подсохла, снова кладётся три слоя. Обязательно после каждого слоя промазывать клеем, чтобы после высыхания клочки не топорщились и не отходили. После того, как будет выложен шестой слой, снова смазываем клеем и оставляем тарелку подсыхать.

Чем больше слоёв вы наложите, тем толще и плотнее будет ваша тарелка. Лучше накладывать девять слоёв.

Когда вы выложите все слои, нужно оставить тарелку хорошенько просохнуть. Оставьте её на ночь.

2) Когда наша газетная тарелка окончательно высохнет, подрезаем ножницами края, ориентируясь на настоящую тарелку, которую обклеивали. Вынимаем из газетной тарелки настоящую и убираем. Теперь переходим к дизайну. Берём гуашь. Белым цветом хорошенько закрашиваем нашу тарелку. Красим до тех пор, пока текст из газетных клочков станет незаметным.

3) Так как мы будем делать тарелку в китайском стиле, то, после того как белая гуашь высохнет, прокрашиваем красным цветом дно тарелки и кайму. Красим в несколько слоёв. Во время окрашивания желательно использовать как можно меньше воды, чтобы белая гуашь не начала смываться и смешиваться с красной.

4) Теперь берём чёрный цвет и прокрашиваем часть дна и каймы тарелки. Краску так же кладём в несколько слоёв.

5) Теперь будем рисовать веточку сакуры. Для этого сменим кисть на более тонкую. Сначала рисуем саму ветку.

6) Теперь прорисуем произвольно разветвления.

Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции , однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220 годами до н. э.

Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретаться всё более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол . Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изго-товлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.

Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.

Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса сме-шивается с мелом и в нее постепенно, при постоянном помешивании добавляется столярный клей или крахмальный клейстер. Доведя это всё до консистенции сметанообразного теста, наносят его на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.

Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.

Для современного потребителя изделия из папье-маше при-влекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов . Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать всё что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель.

Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А всё, что нужно для «производства», — всего лишь стопка старых газет и клей.

ВКонтакте

Поделки из папье-маше пользуются широкой популярностью. Этот простая технология с успехом используется детьми разного возраста и взрослыми людьми. В этом нет ничего удивительного.

Из папье-маше можно сделать простенькие подарки для родителей к празднику или на день рождения, но можно создать и настоящие шедевры, которыми не стыдно украсить интерьер.

Особенности материала

Папье-маше представляет собой смесь бумажной массы с клеящим веществом. В качестве основы (наполнителя) может служить любая измельченная бумага или картон. Одним из самых технологичных материалов считается туалетная бумага, т.к. она хорошо растворяется в воде, образуя однородную массу.


Папье-маше представляет собой смесь бумажной массы с клеящим веществом

Связующим средством выступает клеящий состав. Наиболее распространены такие варианты:

  1. Обычный канцелярский клей или клей ПВА. Он наиболее подходит для простых поделок, выполняемых детьми младшего дошкольного возраста.
  2. Обойный клей. Прост в подготовке, что и обеспечивает широкое применение.
  3. Клейстер. Его самостоятельно можно приготовить, растворив крахмал в кипятке при перемешивании.

Для придания определенных свойств смеси дополнительно вводятся другие компоненты. Пластичность массе придает растительное масло и моющие средства. Для придания прочности поделкам после отвердения в сырье добавляется гипс, алебастр или шпатлевка.

Внимание! Каждый мастер имеет свои секреты приготовления папье-маше и по-своему корректирует рецептуру опытным путем.

Технология изготовления поделок из папье-маше включает несколько этапов:

  1. Приготовление исходного материала.
  2. Формирование основы поделки. Может использоваться несколько вариантов. Плоские поделки — масса раскладывается на плоской поверхности в виде панно. Тонкостенные объемные поделки — густой смесью покрывается сложная форма, при этом масса повторяет все впадины и выпуклости. Характерный пример – маски. Объемные фигуры — они формируются на каркасе или по аналогии с пластилином. Так можно изготовить куклы и фигурки различных животных.
  3. Отвердение поделки в естественных условиях. Процесс может протекать несколько суток, в течение которых изделие должно находиться в покое.
  4. Окрашивание. После полного затвердения фигурки производится ее окончательная покраска с прорисовыванием всех деталей. Оптимальный вариант – акриловая краска разных цветов. Объемное окрашивание обеспечивается путем добавления в приготавливаемое сырье нужного красителя (пигменты, гуашь). Нередко фигурки покрываются лаком (бесцветным или с тонирующим эффектом).

Папье-маше достаточно податливый материал. В зависимости от консистенции он может заполнять и повторять самые сложные формы.

Идея! Из него можно изготовить своими руками декоративную посуду, вазы, шкатулки, статуэтки, разнообразные маски и декоративные элементы в разном стиле. Фантазия мастера не ограничивается.


Папье-маше достаточно податливый материал. В зависимости от консистенции он может заполнять и повторять самые сложные формы

С чего можно начинать

Технику работы с папье-маше освоить легко, но для начинающих рекомендуется подбирать простые изделия. Ребенок должен почувствовать сам материал и освоить основы формирования поделок.

Одна из самых простых техник – маширование. Принцип заключается в оклеивании какой-либо формы бумажными кусочками с промазыванием клеевым составом. После засыхания клея поделка снимается с формы и раскрашивается или лакируется.

Интересно! Наиболее характерным примером использования маширования является изготовление тарелок или чашек. Такие поделки показаны на фото.


Наиболее характерным примером использования маширования является изготовление тарелок или чашек

Они изготавливаются в следующем порядке:

  1. Сначала нарезают небольшие полоски из газет или любой другой бумаги.
  2. В качестве формы можно использовать тарелку или миску нужного размера. Поверхность формы необходимо обмазать растительным маслом или любым кремом, чтобы проще было снимать готовое изделие.
  3. Наложение первого слоя. Бумажные полоски смачиваются в воде и аккуратно накладываются по всей поверхности формы сплошным слоем.
  4. Сформированный слой покрывается клеем ПВА. Наносится следующий слой бумаги. Все последующие слои приклеиваются поочередно до достижения толщины 4-6 мм.
  5. Заготовка оставляется в покое до полного высыхания и отвердения. После чего она аккуратно снимается с формы.
  6. Края заготовки тщательно выравниваются, а внутренняя и внешняя поверхности шлифуется мелкозернистой шкуркой.
  7. Окончательный вид придается путем окрашивания. Можно нанести любой узор, орнамент, рисунок.

Еще одна простая поделка – «Колобок». Он изготавливается аналогично тарелке, но в качестве формы используется воздушный шарик.

Надутый шарик обклеивается бумажными кусочками, а после отвердения заготовки, прокалывается и аккуратно извлекается наружу. После раскраски получается смешной Колобок.


Еще одна простая поделка – «Колобок»

Поделки на Новый год

Новогодние поделки из папье-маше могут заменить елочные игрушки и украсить помещение. Красивые шары можно изготовить в технике маширования.

Для таких игрушек можно взять любую основу – резиновые, пластиковые шарики. Сверху приклеиваются бумажные кусочки, которые раскрашиваются и лакируются. Поверхность папье-маше можно декорировать блестками или маленькими красочными картинками.


Новогодние поделки из папье-маше могут заменить елочные игрушки и украсить помещение

Для изготовления объемных фигурок-украшений готовится смесь. Лучше всего использовать туалетную бумагу. Достаточно пластичную массу можно получить при растворении 1 рулона бумаги в 700-750 мл воды.

После получения однородной массы воду надо отжать, добавить связующее вещество (клей ПВА, обойный клей или клейстер). Смесь должна напоминать по консистенции густую сметану. Изготовить фигурки можно, используя детские песочные формочки. Масса заливается в них, а после отвердения аккуратно извлекается и раскрашивается.


Красивые игрушки можно изготовить в технике маширования

Особенности изготовления кукол

Есть много вариантов, как сделать куклу из папье-маше, — от очень простых детских поделок до оригинальных художественных творений.

Масса готовится на основе рыхлой бумаги – туалетной, салфеток, яичной тары и т.д. В качестве клеевого состава используется клей ПВА, обойный клей или клейстер. Консистенция массы должна соответствовать мягкому пластилину.


Есть много вариантов, как сделать куклу из папье-маше, — от очень простых детских поделок до оригинальных художественных творений

Простая кукла изготавливается в таком порядке:

  1. Из пластилина лепится форма для головы. Затем она покрывается тонким слоем бумажной массы. После его отвердения надо сделать надрез, через который удалить пластилин. Производится окончательное формирование толщины заготовки путем добавления нужного количества массы. Толщина должна составить 5-6 мм. Формируются глазные углубления, нос, рот, уши.
  2. Для туловища собирается проволочный каркас. На него накладывается приготовленная масса с одновременным формированием шеи, рук и ног.
  3. Соединение туловища с головой с помощью клея ПВА.
  4. Шьется наряд куклы из ткани нужного цвета.
  5. Вся кукла окрашивается белой акриловой краской. Можно добавить небольшой персиковый оттенок. Прорисовываются черты лица.
  6. Волосы выполняются из мулине или шерстяных ниток. Они приклеиваются к голове, формируется прическа.
  7. Надевается и закрепляется одежда.

Из папье-маше можно сделать и сложную куклу с подвижными элементами (шарнирная кукла). Такая поделка по силам опытному мастеру.

Собирается она по заранее подготовленным чертежам. Состав включает такие ингредиенты: туалетная бумага, клей ПВА, шпатлевка на гипсовой основе, моющее средство жидкое.


Из папье-маше можно сделать и сложную куклу с подвижными элементами (шарнирная кукла)

Готовится масса следующим образом. Растворение бумаги производится в горячей воде (55-65 градусов) в течение 5-6 часов, для перемешивания лучше использовать миксер. После получения однородной массы, вода отжимается через марлю, добавляется клей и моющее средство (1 ст. л. на 1 л смеси). Последней в смесь вводится шпатлевка (120-140 г/л).

Все элементы куклы вылепливаются из папье-маше отдельно. Для подвижного соединения их между собой используется прочная тугая резинка или винтовое соединение. В последнем случае в одну из деталей вставляется винт, а в смежный элемент – гайка. Поверхности сочленения должны быть хорошо обработаны, чтобы обеспечивать плотное прилегание.

Техника стимпанка

В последнее время в моду вошли фигурки в стиле стимпанк. По сути, это фантастическая аллегория с переносом старинных и диковинных элементов.

В таких фигурках особо ценится оригинальность и ироничность. Нагромождение составных элементов может быть самым неожиданным, но они должны создавать единое впечатление.


В последнее время в моду вошли фигурки в стиле стимпанк

В качестве примера поделки в стиле стимпанк можно рассмотреть изготовление фантастической Рыбки.

В качестве материалов используются папье-маше, пенопластовая панель, картон, лист оргалита, кожзаменитель, гвоздики для обивки мебели, различные маленькие шестеренки, ракушки и всевозможные запчасти бытовой техники.


В качестве примера поделки в стиле стимпанк можно рассмотреть изготовление фантастической Рыбки

Основа Рыбки выполняется из пенопластовой панели толщиной 1-1,5 см. На ней размещается одно продольное и несколько поперечных ребер гофрокартона. Вся основа покрывается папье-маше в консистенции мягкого пластилина.

Плавники выпиливаются лобзиком из оргалита по картонной выкройке и закрепляются на папье-маше. Чешую можно сформировать из колец для штор и кожзаменителя. Сверху устанавливаются различные детали механизмов. Здесь надо проявить фантазию, т.к. определенный порядок не предусмотрен.


Важно, чтобы рыба смотрелась как механизированное чудовище

Важно, чтобы рыба смотрелась как механизированное чудовище. Для декора навешиваются ракушки. Можно присыпать фигуру песочком. Затем заготовка грунтуется с созданием коричневого фона, а некоторые детали выделяются акриловой краской золотистого цвета. Окончательно Рыбка покрывается лаком в 3-4 слоя. Размер такой поделки в длину составляет 85-100 см.

Изготовление масок

Одни из самых впечатляющих поделок из папье-маше – это африканские маски. Такие ручные творения способны украсить интерьер любой квартиры. Размер их составляет в высоту 35-37 см, в ширину – 21-24 см.

Масса готовится на основе туалетной бумаги. Для одной маски потребуются 2 рулона. Бумага растворяется в горячей воде, а потом смешивается с клеем ПВА (420-440 г), причем надо брать густой клей для строительных работ. Для придания пластичности добавляется льняное масло (3 ст.л.). При перемешивании смеси желательно использовать миксер.


Одни из самых впечатляющих поделок из папье-маше – это маски

Для формы хорошо подходит сферический ПВХ-лоток для продуктов. Его конфигурация напоминает маску. На такую форму накладывается слой папе-маше. Отдельно выкладываются основные детали – нос, брови, губы. Формируются глаза.

Разглаживание обеспечивается пальцами рук, а также стеком и ножом. Для полного отвердения поделки потребуется 12-14 суток. Затем маска шпаклюется тонким слоем и шлифуется после засыхания шпатлевки. Поверхность должна быть идеально гладкой.


Такие ручные творения способны украсить интерьер любой квартиры

Окрашивание маски проводится в особом режиме. Вначале наносится грунтовка, а потом вся лицевая поверхность красится белой акриловой краской. Следующий шаг – нанесение сверху черной краски.

После засыхания с помощью губки в нужных местах накладывается перламутровая эмаль. Окончательная операция – покрытие акриловым лаком. Можно использовать лак глянцевый или матовый. На фото показаны примеры исполнения поделок.


На фото показаны примеры исполнения поделок

Помимо указанной расцветки африканские маски могут быть раскрашены и в другие цвета. Часто используются элементы красного, желтого и синего оттенка. Украсят поделку и особые детали – пирсинг.

Папье-маше справедливо считается прекрасным материалом для различных поделок. Простые изделия могут изготовить даже маленькие дети. У подростков и взрослых людей такое творчество перерастает в хобби. Их творения способны украсить интерьер любой квартиры.

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага» .

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж . Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.

Масса для папье-маше

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

взято здесь expert.urc.ac.ru
Изготовление изделий из папье-маше ведётся обычно по специальным образцам — моделям. В качестве таких образцов могут быть использованы различные предметы фабрично-заводского изготовления: учебные пособия, макеты, игрушки, маски, хозяйственный 1инвентарь и т. п. В большинстве случаев для изготовления поделок из папье-маше применяются специальные модели, вылепленные из глины,% пластилина, парафина и других пластических материалов. Чаще всего для изготовления моделей в работах с папье- маше используют глину материал весьма распространённый и дешёвый. Стеки, используемые при лепке моделей из глины.

Из глины по заранее заготовленному эскизу или образцу лепят модель — оригинал, форму которого желают точно воспроизвести из папье-маше. Для изготовления модели необходимо взять вполне достаточный по размеру сплошной ком хорошо перемешанной глины с тем, чтобы из него вылепить всю модель целиком. В тех случаях, когда модель должна иметь большие размеры, а такл?е при лепке моделей, имеющих отдельные, далеко выступающие детали, во взятый для лепки ком глины заделывают проволочный или деревянный каркас.

1 Необходимо отметить, что нередко под папье-маше совершенно неправильно подразумевают всевозможные бумажные пластические массы, в которых бумага предварительно измельчается механически или разваривается на отдельные волокна и в порошкообразном или кашицеобразном состоянии смешивается со склеивающими веществами и другими наполнителями в однородную пластическую массу. Эта масса используется для заполнения форм и после высыхания становится твёрдой и прочной.
Обычно оригинал, сперва лепят из глины руками и только после того, как будет более или менее точно намечена общая форма и взаиморасположение отдельных частей модели, прорабатывают детали при помощи стеков. Стеки —узкие лопаточки разной формы из плотной древесины или металла.

При длительных перерывах в лепке глиняной модели её необходимо завёртывать в мокрую тряпку, которую всё время следует поддерживать во влажном состоянии.

Небольшие модели в условиях кружка «Умелые руки» очень удобно лепить из пластилина — специальной восковой пластической массы. Перед работой пластилин надо хорошо размять руками, а при лепке из него моделей применять металлические стеки, которые время от времени слегка подогревать.

Для изготовления небольших моделей используют также парафин, из которого каждый раз сначала отливают болванку, грубо напоминающую по своим контурам будущую модель, затем при помощи ножа и подогретых металлических стеков модель заканчивают.

Изготовление изделий по моделям-формам.

В зависимости от назначения, величины и тиража изделия, а нередко и в зависимости от наличия необходимых материалов, избирается технология его изготовления из папье-маше. Если нужны единичные экземпляры, а размеры их относительно велики, то во многих случаях не имеет смысла затрачивать время и материалы на изготовление специальных форм: выклейку изделия можно провести непосредственно по глиняной модели — оригиналу. Модель при этом служит одновременно и формой.

Модель-форму покрывают сплошь в один-два слоя кусочками увлажнённой бумаги, которые тряпочкой или кусочком резиновой губки прижимают к поверхности формы, чтобы обеспечить плотное прилегание 1* ликвидировать все воздушные пузырьки. Затем вся поверхность модели выкладывается слой за слоем небольшими кусочками влажной рыхлой бумаги, покрытыми с одной стороны клейстером.

Чтобы глина, из которой сделана модель-форма, не размокала при выклейке её бумагой, поверхность модели необходимо пропитать олифой, любым растительным маслом или покрыть тонким слоем специальной пасты, представляющей собой раствор стеарина в керосине. Изготовление стеарино-керосиновой пасты описано ниже.

удобно применить в качестве моделей-форм покупные пластмассовые ванночки. Глиняные цветочные горшки могут служить моделями-формами для изготовления из папье-маше декоративных цветочных горшков. Старые игрушки из папье-маше часто используют в качестве моделей-форм для изготовления таких же самодельных игрушек.

Для того чтобы не происходило склеивания перечисленных моделей-форм с папье-маше, а также чтобы эти модели не портились от содержащейся в глине влаги, их поверхности предварительно покрывают лаком, тонким слоем стеарино-керосиновой пасты, растительным маслом или расплавленным воском, парафином или стеарином. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается по поверхности модели-формы без смазывания клейстером. После того как нанесённый на модель-форму слой папье-маше подсохнет настолько, что изделие можно отделить от формы, не опасаясь его деформации, его снимают и хорошо просушивают в тёплом, но не жарком месте.

При описанном выше способе изготовления изделий слой папье-маше прилегает к модели, служащей формой, своей изнанкой. Поэтому лицевая поверхность изделия только приблизительно воспроизводит оригинал. Чтобы это воспроизведение было возможно точнее, нужно в процессе работы по выклейке отдельных слоев папье-маше строго следить за тем, чтобы общая их толщина была повсюду одинаковой.

Изготовление изделий по остовам, каркасам и болванкам

По технологическим приёмам описанный выше способ изготовления изделий из папье-маше по моделям-формам очень напоминает часто применяемый в кружках «Умелые руки» способ, который сводится к оклейке десятью-двенадцатью слоями бумаги специального остова из картона. Так, например, при изготовлении шкатулки из папье-маше можно сделать нужного размера картонную коробку и оклеить её, слой за слоем, бумагой. После просушки при помощи огрунтовки, шпаклевания и шлифования шкатулке придаётся правильная геометрическая форма, и она окрашивается или раскрашивается масляными красками, эмалями или нитрокрасками.

Картонные остовы применяют и при изготовлении многих объёмных макетов по географии; этот приём ускоряет работу и способствует экономии материалов и значительному облегчению веса готового изделия. На рисунке 138 показан макет вулкана, изготовленный на картонном остове.

В тех случаях, когда изделие имеет большие размеры и сложную конфигурацию, выклейка его из папье-маше может производиться по каркасу, изготовленному из любого подходящего для этой цели материала: деревянных брусков и реек, фанеры, проволоки, картона и т.* п. Такие каркасы делаются обычно на специальных щитках или ящиках с невысокими стенками.

Изготовление из папье-маше различных поделок, имеющих строгую геометрическую форму, проводят, как правило, с использованием болванок соответствующей формы. Такие болванки делают из сухой не сучковатой древесины. Поверхность их хорошо выстрагивают и окрашивают водоустойчивой краской, нитролаком или масляным лаком.

При изготовлении изделия по болванке последнюю смазывают маслом или стеарино-керосиновой пастой и обёртывают одним-двумя слоями бумаги. Затем, слой за слоем, болванку оклеивают бумагой и, доведя слой папье-маше до нужной толщины, оставляют до просушки. Высохшую заготовку снимают с болванки, зачищают её поверхность рашпилем и шкуркой и проводят дальнейшую отделку. Чтобы легче было снять заготовку изделия с болванки, полезно последнюю выстрагивать слегка «на конус», а по рёбрам болванки снимать небольшие фаски.

Изготовление форм

Если по имеющемуся оригиналу — модели из глины, пластилина, парафина и т. п.— необходимо изготовить несколько одинаковых копий из папье-маше и эти копии должны достаточно точно воспроизводить модель, то по этой модели изготовляют формы.

Формы представляют собой отпечатки моделей в гипсе, воске, парафине, стеарине и других материалах, которые для этого либо расплавляются подогреванием, либо затворяются водой. Затвердевая в результате охлаждения или химического взаимодействия с водой, эти вещества с достаточной точностью воспроизводят в обратном виде общую форму и все элементы поверхности модели.

Для изготовления форм обычно применяют мелко измолотый жжёный хорошего качества гипс. Хороший гипс на ощупь эластичен и жирен, не содержит посторонних включений и крупинок и не пристаёт к пальцам. Будучи затворён водой до получения раствора густоты сметаны, гипс образует раствор, хорошо заполняющий все мельчайшие детали поверхности модели. Этот раствор быстро густеет, схватывается и затвердевает, образуя форму, которая сравнительно легко отделяется от модели.

К достоинствам гипса как материала для форм относится также то, что он после затвердевания достаточно прочен, хорошо обрабатывается и склеивается.

Отливку формы для каждого изделия из папье-маше следует производить, сообразуясь с его величиной и конфигурацией. Для изделий плоскостных, какими, в частности, являются многие географические макеты, различные барельефы, картуши и т. п., изготовляют формы, открытые с одной стороны. Их называют обычно простыми, или одностворчатыми формами. Такие формы представляют собой плиты той или иной величины из гипса, алебастра или других материалов. На одной стороне каждой плиты имеется точный отпечаток модели — форма для изготовления изделия из папье-маше.

Отливка одностворчатых форм из гипса или алебастра, если модели не содержат фигурных деталей, могущих воспрепятствовать снятию с них готовой отлитой формы, производится сравнительно просто.

После того как модель подготовлена для отливки формы, т. е. смазана растительным маслом или раствором стеарина в керосине, приготовляют гипсовый раствор. Для этого порошок гипса высыпают в чашку или в миску с водой, распределяя его равномерно по всей поверхности последней. При помощи деревянной лопаточки, не поднимая её из раствора и избегая взбалтывания, которое приводит к образованию в нём пузырьков воздуха, быстро перемешивают раствор.

Свежеприготовленный гипсовый раствор должен по густоте напоминать сливки. Если раствор окажется слишком жидким, следует без промедления, при непрерывном помешивании, добавить немного сухого гипса.

Заготовленный раствор быстро загустевает, и как только он станет по виду напоминать густую сметану, его нужно немедленно использовать для отливки формы.

На модель наносят сначала тонкий сплошной слой гипсового раствора, тщательно наблюдая за тем, чтобы у поверхности будущей формы не образовалось пузырьков и пустот. Затем быстро покрывают всю поверхность модели слоем раствора толщиной не менее 2,5—3 см в самых тонких местах. Весьма желательно, чтобы изнанка готовой формы представляла собой плоскость: при последующем пользовании формой для работы её удобнее в этом случае класть на стол.

Отлитую гипсовую форму оставляют для затвердевания. Посуду, использованную для затворения гипса, необходимо немедленно тщательно вычистить и вымыть, так как гипс, в котором начался процесс затвердевания, с трудом удаляется с поверхности посуды и инструмента. Раствор, приготовленный для формовки, следует расходовать каждый раз полностью, ибо оставшийся гипс всё равно приходится выбрасывать. По этой же причине надо на каждую форму готовить гипсовый раствор отдельно. Готовые гипсовые формы хорошо просушиваются и сплошь покрываются масляным лаком или жидким столярным клеем — проклейкой. После повторной просушки и каждый раз перед использованием форм для выклейки изделий из папье-маше рабочую поверхность каждой формы необходимо покрыть тонким слоем стеарино-керосиновой смазки, растительного масла, а ещё лучше — смесью растительного масла с раствором хозяйственного мыла.

Составные формы

При изготовлении из папье-маше некоторых объёмных изделий часто применяют составные, или, как их ещё называют, разборные, створчатые или кусковые формы. В зависимости от сложности конфигурации моделей, такие формы состоят из двух и более частей — створок или кусков. При использовании составных форм каждая створка выклеивается слоем папье-маше отдельно, а после высыхания все части изделия склеиваются в одно целое.

При изготовлении каждой створчатой формы необходимо, сообразуясь с характером модели и изделия, наметить наименьшее количество створок. При этом границы последних должны проходить на модели так, чтобы каждая створка легко снималась с модели, а отдельные части изделия, после просушки слоя папье-маше, легко отделялись от соответствующих створок формы. Желательно намечать границы створок так, чтобы швы между отдельными частями изделия можно было при отделке сделать незаметными. При изготовлении составных форм необходимо принимать меры к точному совпадению между собой отдельных створок.

Створки составной формы отливаются последовательно, одна за другой, и гипсовый раствор готовится каждый раз в объёме, достаточном для изготовления очередной створки. На время отливки каждая створка должна быть ограничена по всему контуру, намеченному на модели, либо боковыми поверхностями уже отлитых створок, либо специальными временными перегородочками из жести, тонкого промасленного картона и других материалов.

Если модель, по которой нужно изготовить створчатую форму, сделана из твёрдого материала, то временные перегородочки для отливки отдельных створок можно выполнить из лепной глины. Для этого из глиняного теста приготовляют раскатыванием на доске длинную колбаску, а из неё формуют затем ленту толщиной 10—12 мм. Срезав у этой ленты ножом одну сторону и слегка смочив плоскость среза водой, опоясывают модель по намеченной^ линии глиняной стенкой. Таким образом, для отливки каждой створки получается замкнутый контур.

Перед отливкой очередной створки поверхность соответствующего участка формы и боковые поверхности уже отлитых соседних створок и перегородок смазывают жирной смазкой.

В качестве простейшего случая изготовления составной формы можно указать на отливку гипсовой двухстворчатой формы по небольшой и сравнительно несложной модели, выполненной из какого-либо твёрдого и прочного материала. Модель, покрытую жирной смазкой, просто вдавливают в толстый слой хорошо размятого глиняного теста. Глину около модели выравнивают ножом и вокруг всей модели, на некотором расстоянии от неё, делают валик — стенку из глины. Подготовленную таким образом верхнюю половину модели заливают гипсовым раствором.

Когда гипс затвердеет, модель вместе с отлитой створкой формы перевёртывают и тщательно очищают от глины. Подлежащую заливке гипсом половину модели и поверхность шва, по которому будут соединяться обе створки формы, покрывают тонким слоем жирной смазки, после чего производят отливку второй створки^

После того как гипсовая форма полностью отлита, ей по возможности придают снаружи правильную форму, снимая ножом излишек гипса на створках. Когда гипс хорошо затвердеет, створки гипсовой формы раскрывают, просовывая в щели между ними лезвие ножа.

Выклейка форм бумагой

В зависимости от размеров и конфигурации изделия, для вы-клейки форм могут применяться полоски и куски бумаги тех или иных размеров. Чем сложнее рельеф и мельче изделие, тем более мелкие кусочки бумаги приходится употреблять для его выклейки. Оклейку больших цилиндрических и призматических болванок при изготовлении самодельных подзорных труб, перископов, калейдоскопов, пеналов и других поделок ведут целыми листами бумаги, ширина которых соответствует длине болванок.

Бумагу для папье-маше удобнее всего нарезать предварительно полосками шириной 3—4 см и длиной 20—30 см. Полоски заливают на несколько минут горячей водой и укладывают стопкой. Когда лишняя вода стечёт и бумага немного провянет, её используют для наслаивания папье-маше, причём, в зависимости от формы предмета, полоски наклеивают целиком или рвут при наклейке на отдельные кусочки. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается без смазывания клеем.

Выклеивание форм ведут либо из середины к краям, либо от одного края до другого. Выклеивание изделий производится обычно не меньше чем в 5—6 слоев, а чаще всего в 10—12 и больше слоев. Чтобы работа шла быстрее и окончательная тол-щина слоя папье-маше в готовом изделии получалась равномерной, рекомендуется для наклеивания каждого очередного слоя использовать бумагу, которая по цвету или фактуре отличалась бы от бумаги, использованной для выклейки предыдущего слоя. Например, выклеив первый слой из газетной бумаги, следует для следующего применить цветную или гладкую белую бумагу, для третьего слоя можно снова использовать газетную бумагу или бумагу другого цвета и т. д. Такой простой приём позволяет работающему не допускать пропусков и добиться равномерной толщины выклеенного слоя папье-маше.

Если изделие имеет мелкие выпуклости, то при выклейке формы соответствующие этим выпуклостям впадины выклеивают отдельно несколькими слоями бумаги и заполняют небольшими комочками смазанной клеем бумаги, после чего выклеивание формы продолжают обычным способом.

При выклеивании отдельных створок составной формы по краям их создают небольшой излишек слоя папье-маше. По окончании выклеивания этот излишек отгибают внутрь формы вровень с краями створки и приклеивают к внутренней поверхности слоя папье-маше. При этом образуются заплечики, .

После того как каждая из частей изделия подсохнет, на её края по всему контуру при помощи карандаша или ножа переносят со створки формы линию шва. Деталь осторожно извлекают из створки формы и окончательно просушивают. Затем выравнивают и зачищают рашпилем края изготовленной детали до намеченной указанным выше способом линии шва. Если требуется более высокая точность подгонки друг к другу отдельных частей изделия из папье-маше, то плоскости швов зашлифовывают стеклянной бумагой.

Если шов между отдельными частями изделия лежит в одной плоскости, то сглаживание его поверхности удобно производить на листе стеклянной бумаги, уложенной на стол лицевой стороной вверх. Извлечённую из формы и просохшую часть изделия в этом случае укладывают всей поверхностью шва на шлифовальную бумагу и притирают до тех пор, пока не будет обеспечена хорошая пригонка к соседним частям.

Сушка отформованных частей изделий из папье-маше производится в тёплом, сухом помещении. Каждое изделие подсушивают сначала в форме, затем их осторожно извлекают из форм и сушат, развешивая на верёвках или раскладывая на досках.

Слишком быстрое просушивание деталей из папье-маше при высокой температуре обычно приводит к короблению, которое затрудняет сборку изделия и портит общий его вид.

Высушенные и подогнанные друг к другу части изделий из папье-маше склеивают горячим столярным клеем.

Отделка изделий из папье-маше

Когда изделие просушено и отдельные его части склеены между собой, все швы и изъяны на его поверхности шпаклюются при помощи специальной деревянной или стальной лопаточки — шпателя или простого ножа клеевой или масляно-клее-вой шпаклёвкой. Зашпаклёванное изделие снова хорошо просушивается, швы и ненужные выступы зачищаются ножом или рашпилем, после чего вся поверхность его сплошь шлифуется стеклянной бумагой или куском пемзы.

Для сплошных покрытий приготовляют более густую шпаклёвку, чем для заделки отдельных изъянов и швов.

Для шпаклевания изделий из папье-маше можно применять шпаклёвки следующего состава:

1. Клеевая шпаклёвка

Мела молотого просеянного, желательно отмученного............... . . ... 20 частей

Клея столярного................ 5 »

Сиккатива................... 1 часть

Мел замешивают водой до получения густого теста, прибавляют густой клеевой раствор и, не переставая мешать, нагревают. После того как получится совершенно однородная кашица, добавляют сиккатив и, тщательно размешивая, снова подогревают.

Желательно использовать эту шпаклёвку, пока она не остыла.

Готовят эту шпаклёвку так же, как и описанную выше. Хорошие результаты даёт добавление в эти шпаклёвки небольшого количества тёртой масляной краскк.

Лака масляного — до получения шпаклёвки нужной густоты.

Эта шпаклёвка быстро сохнет и отличается высокой прочностью.

Для того чтобы поверхность изделий из папье-маше была прочнее, а окраска их сочнее и ярче, а также для снижения расхода краски и лака при окончательной отделке изделий, последние предварительно огрунтовывают, т. е. покрывают тонким слоем грунтовки.

2. Масляно-клеевая шпаклёвка

Мела молотого просеянного

Клея столярного.....

Олифы. . .......

8 частей 3 части 1 часть

3. Лаковая шпаклёвка

Мела молотого просеянного Белил цинковых тёртых.

3 части 1 часть

Простейшей и особенно доступной при работе с детьми грунтовкой для папье-маше является очень густой крахмальный клейстер, который заваривается обычным способом и состоит из двух частей картофельного крахмала и пяти-шести частей воды. Если из-за недостатка воды клейстер не заварится, его подогревают на кипящей водяной бане, пока раствор не станет густым, прозрачным и однородным. Крахмальный грунт наносится, как правило, руками.

Простую для изготовления шпаклёвку получают по рецепту:

клея столярного плиточного........... 8 частей

воды.................«25 »

мела молотого просеянного — до получения грунта густоты сметаны.

Для большей прочности этой грунтовки можно добавить в неё:

олифы..................... 1 часть

лака масляного................ 1 »

белил цинковых тёртых............. 1 »

Если грунт оказывается настолько жидким, что слой его, нанесённый на поверхность изделия, просвечивает, то следует добавить в грунтовку мела. В слишком густую грунтовку добавляют клеевую воду.

В условиях работы кружка «Умелые руки» может найти применение прочная и водоупорная казеиновая грунтовка следующего состава. Обыкновенный творог, приготовленный из снятого молока, обдают кипятком, отжимают в чистой тряпке и высушивают в духовке. Полученную массу измельчают в ступке в порошок, в который добавляют от двух до пяти процентов нашатырного спирта. Для придания грунтовке большей эластичности в массу добавляют 1—2% глицерина, после чего всё разводится олифой до густоты сметаны и хорошо размешивается. Полезно добавить в полученную грунтовку немного тёртых цинковых белил.

После того как нанесённый на поверхность изделий грунт хорошо высохнет, её слегка прошлифовывают мелкозернистой стеклянной бумагой и окрашивают.

Для окрашивания и раскрашивания изделий из папье-маше, изготовляемых детьми, чаще всего применяют масляные краски, наносимые обыкновенно в два или даже три слоя. Для раскрашивания масок, театральной бутафории, макетов и других изделий из папье-маше в масляные краски добавляют очищенный скипидар. Увеличение прочности покрытия при отделке масляными красками может быть достигнуто добавлением в краску (при нанесении послед-
него её слоя) небольшого количества светлого масляного лака.

Хорошие, после чего месят глиняное тесто, пока оно не перестанет прилипать к рукам и будет хорошо сохранять приданную форму. При проведении небольших по размерам и ответственных работ рекомендуется добазлять в глину сырое растительное масло.

Пластилин для изготовления мелких моделей можно приобрести в магазинах канцелярских товаров, но нетрудно изготовить и своими силами по следующему простому рецепту:

воска натурального............... 60 частей

сала свиного топлёного. 40 »

скипидара........ . . 100 »

краски минеральной сухой, тонко измолотой........... 30 »

крахмала картофельного............ 125 *

Воск, сало и скипидар осторожно расплавляют на небольшом огне в эмалированной посуде. Понемногу, при непрерывном