Любимые игры, считалки, скороговорки, загадки и многое другое. Пословицы, поговорки, считалки, стихотворения на уроках математики Скороговорки для развития дикции

Кто хочет на загадки отгадки находить

Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Очень велико воспитательное и познавательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Особенно интересны народные загадки. Так же, как и народные пословицы и поговорки, они всегда образны, поэтичны, скреплены рифмами или созвучиями. Для них характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжется (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придет беда — потечет вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова.

В некоторых загадках ориентиром для отгадывания служат признаки, вскрывающие происхождение предмета, например: «От воды родится, воды боится» (соль), или его функции: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (дерево). Многие загадки построены на аллегориях. К ним относятся загадки, где действие или признак предмета сравниваются с таким же действием или признаком другого предмета или живого существа, например: «Живут пять братьев, один другого меньше, и все одного имени» (пальцы) или «Белых овец полон хлевец» (зубы).

Знание всех этих особенностей и разновидностей загадок необходимо и для их подбора и для их отгадывания. Надо постараться в доступной форме объяснить это детям, разобрать с ними подробно ту или иную загадку — тогда процесс отгадывания будет более осмысленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если загадку никто не может отгадать, надо пояснить ее, задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь в поисках решения.

У воспитателя должно быть в запасе много загадок. Они могут быть темой самостоятельных занятий, могут быть использованы в перерыве между занятиями, во время отдыха, прогулки и тогда, когда по непредвиденным обстоятельствам ранее намеченное занятие пришлось отменить. Загадки всегда интересны детям.

Надо подбирать загадки по темам. Прогулке в лес можно посвятить целую серию загадок о растениях, о явлениях природы. Гуляя по городу, дети наблюдают за транспортом, за работой различных машин, на селе знакомятся с машинами сельскохозяйственными. Их наблюдения очень желательно подкрепить подбором соответствующих загадок на эту тему.

Ниже приводятся загадки на многие темы — народные и советских авторов. Они расположены в определенной системе (явления природы, человек, животный и растительный мир, техника, учение, книга, школа, жилище и домашний быт, а также загадки-шутки и загадки с коллективным ответом).

Хорошо, если наиболее понравившиеся загадки дети запомнят и будут загадывать другим.

Природа и ее явления

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.

Правильный ответ

За домом у дорожки Висит пол-лепешки. Без рук, без ног, зато с рогами, А ходит он под небесами.

Правильный ответ

Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет?

Правильный ответ

Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется.

Луна, солнце

Правильный ответ

Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят?

Созведие Большой Медведицы

Правильный ответ

Ночью на небе один золотой апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька.

Правильный ответ

В молодости - как серп, в средних летах - как лепешка.

Правильный ответ

Меня бьют, колотят, ворочают, режут — я все терплю, всем добром плачу.

Правильный ответ

Что идет, не двигаясь с места?

Правильный ответ

Семь братьев: годами равные, именами разные.

Дни недели

Правильный ответ

Что было завтра, а будет вчера?

Сегодняшний день

Правильный ответ

Виден край, да не дойдешь.

Горизонт

Правильный ответ

Бежать, бежать - не добежать, лететь, лететь - не долететь.

Горизонт

Правильный ответ

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем — ищем, ищем — не найдем.

Правильный ответ

Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут.

Правильный ответ

Шел-шел, да и в землю ушел.

Правильный ответ

Красное коромысло над рекой повисло.

Правильный ответ

Приказало солнце — стой, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет — рухнул мост, а щепок нет.

Правильный ответ

Без рук, без ног, а ворота открывает.

Правильный ответ

Серое сукно тянется в окно.

Правильный ответ

По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет.

Правильный ответ

Плавает туда-сюда Целый остров изо льда. Над водою - ухо, Под водою - брюхо. (Айсберг)

Правильный ответ

С высоты большой срываясь, Грозно он ревёт И, о камни разбиваясь, Пеною встает.

Правильный ответ

Носит бабка Снежную шапку, Каменные бока Закутаны в облака. Лето,а она в смешной Белой шапке ледяной.

Правильный ответ

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит.

Правильный ответ

Летом бежит, а зимой стоит.

Правильный ответ

Два братца в воду глядятся и все не сойдутся.

Правильный ответ

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, и нет у рыбы в море.

Правильный ответ

Ты за ней — она от тебя, ты от нее — она за тобой.

Правильный ответ

Живет без тела, говорит без языка; никто его не видит, а всякий слышит.

Правильный ответ

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

Правильный ответ

На дворе горой, а в избе водой.

Правильный ответ

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Правильный ответ

Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет.

Правильный ответ

Идет по соломе - не шуршит, идет по воде - не тонет, идет по огню - не горит.

Правильный ответ

Что всегда идет, а с места не сойдет.

Правильный ответ

Я вода, да по воде же и плаваю.

Правильный ответ

Как только разойдусь - всё ем и ем. Но если наемся - исчезну совсем. Кто я?

Правильный ответ

Если рядом нет воды - натворить готов беды.

Правильный ответ

От дождей,текучих вод Он растет из года в год, Он полей равнинных враг Как зовут его? …

Правильный ответ

Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зеленая.

Правильный ответ

Весной - в цветном сарафане лежит, Зимой - в белой рубашке спит.

Правильный ответ

Все ломало, Все срывало, И пощады не давало.

Правильный ответ

Без рук,без ног, В избу зимой лезет.

Правильный ответ

Жевать - не разжуешь, резать - не разрежешь.

Правильный ответ

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

Созвездие Большой Медведицы

Правильный ответ

Человек

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут.

Правильный ответ

Ношу их много лет, а счета им не знаю.

Правильный ответ

У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя.

Пальцы рук

Правильный ответ

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Правильный ответ

Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят.

Правильный ответ

На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.

Правильный ответ

Один говорит, двое глядят, двое слушают.

Язык, глаза, уши

Правильный ответ

Два раза родятся, ни одного не крестятся.

Правильный ответ

Не на меру, не на вес, а у всех людей есть.

Правильный ответ

Не колода и не пень, а лежит целый день, не жнет и не косит, а обедать просит. Кто это?

Правильный ответ

Загадка легкая, мой друг, сумей лишь только взвесить: две головы и пара рук, шесть ног, а пальцев десять.

Всадник на лошади

Правильный ответ

Мир животных

Стоит копна: спереди вилы, сзади метла.

Правильный ответ

Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога.

Правильный ответ

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

Правильный ответ

С бородой родится, никто не дивится.

Правильный ответ

Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами.

Правильный ответ

Явился в желтой шубке — прощайте, две скорлупки!

Цыпленок

Правильный ответ

В воде купался, а сух остался.

Правильный ответ

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, может плавать и нырять, как его родная мать.

Правильный ответ

Прыг-скок, трусишка! Хвост — коротышка, уши — вдоль спинки, глаза — с косинкой, одежда — в два цвета: на зиму и лето.

Правильный ответ

Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.

Правильный ответ

Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.

Правильный ответ

Боится зверь ветвей моих, гнезд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я?

Правильный ответ

Ползун ползет, иголки везет.

Правильный ответ

Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица прямо на трактор чуть не садится?

Правильный ответ

«Сотру, сотру»,- кричит, в кору, в кору стучит, живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

Правильный ответ

Маленький мальчик в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает.

Правильный ответ

Без рук, без топоренка построена избенка.

Правильный ответ

Стали братья на ходули, ищут корму по пути. На бегу ли, на ходу ли — им с ходулей не сойти.

Правильный ответ

Сначала ползет, червяком живет. Потом умирает, сучком засыхает. Потом оживает, как птичка летает.

Правильный ответ

Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

Правильный ответ

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.

Стрекоза

Правильный ответ

Черен, да не ворон, рогат, да не бык, летит — воет, сядет — землю роет.

Правильный ответ

У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке.

Правильный ответ

Чудо город-городок — шумных домиков рядок. Целый год янтарный мед в бочках не кончается. И все лето весь народ на цветах качается.

Улей, пчелы

Правильный ответ

Весь день ползу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Спешить домой я не спешу, зачем спешить мне по-пустому, свой дом я при себе ношу, а потому всегда я дома.

Правильный ответ

На поляне возле елок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем — миллион.

Муравейник

Правильный ответ

Два раза родится, один раз умирает. Кто это?

Правильный ответ

Над нами - вверх ногами, ходят - не страшатся, никого не боятся.

Правильный ответ

Кину я не палку, убью не галку, ощиплю не перья, сьем не мясо. А что?

Правильный ответ

С бородой родился, никто не дивился.

Правильный ответ

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

Правильный ответ

Растения

Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены.

Правильный ответ

Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

Правильный ответ

В золотой клубочек спрятался дубочек.

Правильный ответ

Круглый, зрелый, загорелый. Попался на зубок, расколоться все не мог. А попал под молоток, хрустнул раз — и треснул бок.

Правильный ответ

Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом.

Правильный ответ

Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов.

Подсолнечник

Правильный ответ

Стоит в саду кудряшка — белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?

Правильный ответ

Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок — остался стебелек.

Одуванчик

Правильный ответ

Белые горошки на зеленой ножке.

Правильный ответ

Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается.

Правильный ответ

У кого одна нога, да и та без башмака?

Правильный ответ

Сырым не едят, а вареным выбрасывают. Что это?

Лавровый лист

Правильный ответ

Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком, сто пеленок на нем.

Кочан капусты

Правильный ответ

Дети, мамы, папы, носят только шляпы.

Правильный ответ

Не пламя, но тронь, обожжет, как огонь.

Правильный ответ

Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, зимой согревает.

Правильный ответ

Труд, техника, инструменты

Дом по улице идет, на работу нас везет. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

Троллейбус, автобус

Правильный ответ

Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились, и помчались в путь далек, лишь оставили дымок.

Поезд, вагоны

Правильный ответ

Он в безбрежном океане туч касается крылом. Развернется — под лучами отливает серебром.

Правильный ответ

Под водой железный кит. Днем и ночью кит не спит. Днем и ночью под водой охраняет мой покой.

Подводная лодка

Правильный ответ

К нам во двор забрался крот, роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, если крот раскроет рот.

Экскаватор

Правильный ответ

Длинной шеей верчу — груз тяжелый подхвачу, где прикажут — положу, человеку я служу.

Подъемный кран

Правильный ответ

Словно рубанок землю строгаю, делать дороги я помогаю. Где новостройка — всюду вниманье славной машине с трудным названьем.

Бульдозер

Правильный ответ

Ходит скалка по дороге, грузная, огромная. И теперь у нас дорога, как линейка, ровная.

Дорожный каток, грейдер

Правильный ответ

Рукастая, зубастая, идет-бредет по улице, идет и снег грабастает, а дворник только щурится, а дворник улыбается: снег без него сгребается.

Снегоуборочная машина

Правильный ответ

Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной — летом станет хлеб стеной.

Правильный ответ

В этом белом сундучище мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища, в сундучище — холодище.

Холодильник

Правильный ответ

Правильный ответ

В лес со мной заберешься, с пути не собьешься.

Правильный ответ

У конька, у горбунка деревянные бока. У него из-под копыт стружка белая бежит.

Правильный ответ

Замечательный дружище: деревянная ручища да железный обушок, закаленный гребешок. Он у плотника в почете — каждый день с ним на работе.

Правильный ответ

Сам худ, а голова с пуд.

Правильный ответ

Школа, учебные пособия, игры

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком, разговаривает с нами терпеливым языком.

Правильный ответ

Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней — станешь вчетверо умней.

Правильный ответ

С подругами и сестрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам.

Правильный ответ

Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет.

Правильный ответ

Черные, кривые, от рожденья все немые; станут в ряд — сейчас заговорят.

Правильный ответ

Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там заметку кладет.

Карандаш

Правильный ответ

Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне альбом.

Карандаш

Правильный ответ

Дорога есть — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя, луга есть — косить нельзя, в реках, морях воды нет.

Географическая карта

Правильный ответ

Кулик не велик, целой сотне велит: то сядь да учись, то встань, разойдись.

Школьный звонок

Правильный ответ

Белый зайчик прыгает по черному полю.

Мел и доска

Правильный ответ

Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные.

Портфель

Правильный ответ

Лето, зиму — все на лыжах: братец — стол, сестра — скамья. Это самые на свете неразлучные друзья.

Правильный ответ

На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков.

Правильный ответ

Кинешь в речку — не тонет, бьешь о стенку — не стонет, будешь оземь кидать, станет кверху летать.

Правильный ответ

Деревянные кони по снегу скачут, в снег не проваливаются.

Правильный ответ

Нелегко иногда забираться туда, но легко и приятно прокатиться обратно.

Снежная горка

Правильный ответ

Жилище человека и его быт

Одной рукой всех встречает, другой — провожает.

Правильный ответ

Веселая и строгая ходит, пол не трогая. Кто ни выйдет, ни войдет, руку ей всегда пожмет.

Правильный ответ

От солнца я защита — Для того и сшита.

Правильный ответ

Чёрненько, горяченько, А все любят.

Правильный ответ

Нагнут меня ребятки — И дождь пойдет на грядки.

Правильный ответ

Концами над водой висит, Середкой на плече сидит.

Коромысло

Правильный ответ

Шевельнул бородкой гном — и вошел хозяин в дом.

Правильный ответ

С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит.

Правильный ответ

Четыре братца одним кушаком подпоясаны.

Правильный ответ

Деревянная дорога, вверх идет она отлого. Что ни шаг — то овраг.

Лестница

Правильный ответ

Пять чуланов, одна дверь.

Перчатка

Правильный ответ

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу — соскочу, привечу.

Правильный ответ

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья. Мы за обедом — под столом, а ночью — под кроватью.

Правильный ответ

Маленький, кругленький, а за хвост не подымешь.

Правильный ответ

Держится подружка за мое за ушко, стежкою одною все бежит за мною.

Иголка и нитка

Правильный ответ

Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

Правильный ответ

Прижались пичужки тесненько друг к дружке. Что сутки — из стаи одна улетает.

Календарь

Правильный ответ

Под Новый год пришел он в дом. Он был веселым толстяком. Но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез.

Отрывной календарь

Правильный ответ

Весь век идет Еремушка: ни сна ему, ни дремушки. Шагам он точный счет ведет, а с места все же не сойдет.

Правильный ответ

Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки; не толкаясь, не мешая, быстро движется большая.

Стрелки часов

Правильный ответ

Четыре солнца у бабушки на кухне, четыре солнца горели и потухли. Готовы щи, компот, блины — до завтра солнца не нужны.

Газовая плита

Правильный ответ

Называется «патрон», но стрелку не нужен он: нет в нем пороху и пули, пузырек в него ввернули.

Патрон для электролампы

Правильный ответ

Наша тетушка игла строчку по полю вела. Строчка в строчку, строчка в строчку, будет платье нашей дочке.

Швейная машина

Правильный ответ

То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь — горе, продырявит море.

Правильный ответ

Два брюшка, четыре ушка. Что это?

Правильный ответ

С виду — клин. Развернешь — блин.

Правильный ответ

Сам верхом, а ноги за ушами.

Правильный ответ

Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей.

Гребешок

Правильный ответ

Скручено, связано, на кол посажено, а по двору пляшет.

Правильный ответ

В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине.

Правильный ответ

Новая посудина, а вся в дырах.

Правильный ответ

Огородник Федот с длинным носом живет. Как поклонится, так дождь пойдет.

Правильный ответ

Сидит на ложке, свесив ножки.

Правильный ответ

Бел как снег, в чести у всех.

Правильный ответ

В чисто убранной светличке дремлют сестры-невелички. Эти сестры весь денек добывают огонек.

Правильный ответ

В воде родится, а воды боится.

Правильный ответ

Не кошено, не рожено, на коленях плачет.

Правильный ответ

Не корабль, не лодка, ни весел, ни паруса, а плывет - не тонет.

Правильный ответ

Еду, еду, ни дороги, ни следу.

Правильный ответ

На чужой спине едет, а на своей — груз везет.

Правильный ответ

Коль сожмешь ее сильней, - больше будет силы в ней.

Правильный ответ

Без работы висит, при работе стоит, после работы - мокрый.

Правильный ответ

И языка нет, а правду скажет.

Правильный ответ

Гладит все, чего касается, а дотронешься - кусается.

Правильный ответ

Очень любят молодца, а бьют, колотят без конца.

Правильный ответ

Одну меня не едят, а без меня мало едят.

Правильный ответ

На каких полях трава не растет?

На полях шляпы

Правильный ответ

Не горит, а гасить приходится.

Правильный ответ

Морщинистый Тит всю деревню веселит.

Правильный ответ

Загадки-шутки

Загадки-шутки — особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему, а, наоборот, заставляют мысль работать в неверном направлении. Суть таких загадок — в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа.

Отгадать загадку-шутку очень трудно. Но это и не обязательно. Дети удовлетворятся ответом, который получат от руководителя, зато потом сами будут охотно предлагать эти загадки другим и радоваться возможности сообщить ответ. Не надо предлагать ребятам больше одной-двух загадок-шуток в один раз. Ими можно лишь дополнить программу, состоящую из обычных загадок.

Когда мальчика называют женским именем?

Когда он долго спит — соня

Правильный ответ

Когда человек бывает деревом?

Когда он со сна

Правильный ответ

Пойдет восьмой

Правильный ответ

Кто на все руки мастер?

Перчаточник

Правильный ответ

Из какой посуды нельзя ничего поесть?

Из пустой

Правильный ответ

Когда в пустом кармане есть что-нибудь?

Когда в нем дырка

Правильный ответ

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?

Правильный ответ

Сколько яиц можно съесть натощак?

Одно, остальные не натощак

Правильный ответ

Какое слово всегда звучит неверно?

Слово «неверно»

Правильный ответ

Когда руки бывают тремя местоимениями?

Когда они вы-мы-ты

Правильный ответ

На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?

На мокрое

Правильный ответ

На что похожа половина яблока?

На вторую половину

Правильный ответ

У трех шоферов был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Могло ли это быть?*** Стрекозу напоминаю. Кто помог мне в этом?…

Правильный ответ

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы…

Правильный ответ

Шарады

Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например: «верх-ушки», «вол-окно», «град-ус» и т. п.

Вот как в стихах можно зашифровать слово «буквы»:

Начало деревом зовется,
Конец — читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке есть они.

Шарады отгадывать детям труднее, чем загадки (особенно когда их зачитывают устно и нет текста перед глазами). Поэтому предлагать их надо тем, кто постарше и кто любит умственные игры. Зачитывать шараду надо два-три раза.

1. Мое начало — буква алфавита,
Оно всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся,
И обойти его стремятся.

Дети очень любят, когда в скороговорке встречается их имя. Можно, например, вызвать Милу и предложить ей скороговорку «Милая Мила мылась мылом…» или Петю — «Пекарь Петр пек пироги». Мы специально подобрали целый ряд скороговорок с именами ребят.

Можно организовать и коллективное, хоровое чтение скороговорок, сначала очень медленно по слогам или по словам, потом все убыстряя и убыстряя темп. Руководитель в этом случае выступает в роли дирижера.

Со скороговорками можно проводить и коллективные игры. Вот одна из них. Участники разбиваются на две команды и садятся в два ряда — один против другого. Руководитель подбирает небольшую скороговорку (например, «Ушел косой козел с козой») и по секрету, на ухо сообщает первым игрокам каждой команды. По сигналу первые игроки также по секрету передают ее вторым, те — третьим и так до конца ряда. Побеждает команда, сумевшая раньше и успешнее завершить передачу.

Некоторые длинные скороговорки можно разучивать по частям. Приводим примерный перечень скороговорок.

Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это Леша-забияка снова в реку бросил рака.

В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Сшила Саша Сашке шляпу.

Белые бараны били в барабаны.

Купила бабуся бусы Марусе.

Бобры для бобрят добры.

Бобры храбры идут в боры.

Варежки у Вари пропали на бульваре.

Рукава великану великоваты.

Ева ленива, Вера ревнива.

Ну и ворона вратарь.

Не живут ежи, где живут ужи. рододендроны из дендрария.

Дарья дарит Дине дыни.

Оса боса и без пояса.

Сел сокол на гол ствол.

Волки рыщут, пищу ищут.

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.

Летела овсянка на овес, а Иван овес унес.

Мама давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла — так мылась Мила.

Архип осип, Осип — охрип.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.

Простоквашу дали Клаше, недовольна Клаша: не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Три свиристели еле-еле свистели у ели.

Как страшно мышке жить в норушке, у кошки ушки на макушке.

Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем, после душа вытрись суше.

От топота копыт пыль по полю бежит.

Крута гора, в горе-дыра, в дыре — кротовая нора.

У пеньков опять пять опят.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Рапортовал да недорапортовал, а стал дорапортовывать — зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Из книги: Игры и развлечения в группе продленного дня — Минскин Е.М.

Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Детский фольклор - неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Ведь когда мать поет своему малышу колыбельную песню, он эмоционально реагирует на нее: успокаивается, чувствует комфорт и удовлетворение. развивают физическую активность ребенка, помогают ему влиться в коллектив сверстников, стать его частью. Загадки способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички, считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду - своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи.

Колыбельные песни

Колыбельная - это первый с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове.

Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие-то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.

Примеры детских колыбельных песен:

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли...
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Да стал мой милый засыпать.

Пестушки

Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, показывает, где у малыша ножка, где ручка, и на самом деле незаметно учит его понимать сигналы внешнего мира. Чувствуя ласковые прикосновения материнских рук, ребенок одновременно получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Чем больше мама уделяет внимания малышу, тем лучше для его развития, тем скорее он запомнит, что ножки нужны, чтобы «топать по дорожке», а ручками можно звонко хлопать в ладошки. Примеры детского фольклора в жанре пестушек можно встретить в любых детских книжках, ориентированных на возраст от нескольких месяцев до полутора-двух лет.

Потешки

Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая-то простая деятельность. Цель потешек - развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.

Например, когда играют с малышом в «ладушки», то от крохи требуется выполнять несложные действия - хлопки. Кроме этого, у ребенка обязательно поднимается настроение, он весело хохочет. Все эти радостные эмоции приносит фольклор. В детском саду потешки могут применяться в качестве развлекательно-познавательной деятельности, например, после дневного сна, когда нужно взбодрить малышей. Потешки предназначены для ребят от полутора до трех лет.

Примеры детских потешек:

Идет, идет петушок,
Набок колпачок,
Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
На соломе спал,
Раным-рано встал,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Молодичка - добра
Сапожки дала.
Не успел он их сносить,
Как другие стал просить.

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.

Детские игры

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы - это все неотъемлемая составляющая Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!

Подвижные игры часто подразумевают выполнение всяческих спортивных упражнений. Дети охотно соревнуются друг с другом в беге, прыжках в длину и высоту, танцах. Если найти правильный подход к этим занятиям и все хорошо организовать, то детский фольклор в жанре игр становится достаточно интересным и полезным предприятием.

Дразнилки и поддевки

Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина-говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилкиучат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более - наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что-нибудь свое.

Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой групп, быстро разберется, что к чему.

Загадки

Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости.

Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь "мудреные" вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи. Примеры детского фольклора это подтверждают. Судите сами:

Из нее пьют молоко, чай, сок (кружка).

Этот предмет помогает людям договориться, когда они не могут увидеться друг с другом (телефон).

Этот предмет нужен для того, чтобы выводить на бумаге красивые надписи (карандаш, ручка).

Загадка помогает узнавать новое, учиться чему-нибудь. К примеру:

Сама говорить не умеет, но много рассказывает (книга).

Как называют человека, который любит бездельничать? (лентяй).

Оранжевый и спелый, всем ребятам в радость (апельсин).

Плачет тучка, а ее слезы поливают землю (дождь).

Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник).

Охраняет дом, не пускает посторонних (собака).

Как у нашего дружка коготки-царапки, кто же он? (котенок)

Страшилки

Пожалуй, это самая интересная тема как среди младших школьников, так и среди подростков. Известно, что дети часто любят попугать своих сверстников невероятными загадочными историями, после которых страшно засыпать.

Это очень забавно и весело. Кто-то рассказывает историю, от которой холодеют руки и все внутри замирает, а все остальные слушают и потом еще долгое время после завершения рассказа «переваривают» услышанное. Детский фольклор, проявляющийся в форме страшилок, пользуется невероятной популярностью. Самое интересное заключается в том, что дети всегда с удовольствием слушают подобные истории, даже если они и вызывают у них страх.

Примеры детских страшилок:

1. Лесное чудовище

В одном лесу появилось страшное чудовище, которого все боялись. Мышь ли в лесу случайно проскочит или зайчишка серенький пробежит - огромное страшилище его обязательно съест. Большая беда заключалась в том, что чудовища этого никто никогда не видел, а если и встречался с ним нос к носу, то живым уже не возвращался. Дошло до того, что лесные обитатели боялись высунуть нос из своих домишек - настолько напугало их это чудище. А вы не боитесь, что монстр внезапно выйдет из лесу и направится в город? Тогда и вы окажетесь в опасности! Ребята, конечно, трусят: кому хочется попасться в лапы к лесному чудовищу? Из дому лишний раз не выходят, оглядываются по дороге в школу: вдруг следом за ними страшилище лесное крадется? Так и не поймали монстра, а может, его и не было никогда?

2. Кот-людоед

Жил-был на свете такой кот, который любил лакомиться людьми. Он был огромных, просто гигантских размеров, а потому мог проглотить целого слона, не то что человека. Люди, прослышав про это злобное животное, стали бояться выходить на улицу поздно вечером и ночью, так как нападал он исключительно в это время. Чаще всего подобные случаи наблюдались в полнолуние или незадолго до его наступления. В другое время никто про гигантского кота ничего не слышал. Не было известно и его местонахождение. Кота искала полиция, на него охотились разные смельчаки, но поймать "изверга" так и не удалось. Поговаривали даже о том, что это сам черт обращается в кота, чтобы причинять зло. Представляете, каково это - ходить по улицам и не быть уверенным в том, что ты сегодня вернешься домой живым? Матери стали прятать своих детей, мужья и отцы вооружились вилами и однажды пошли в лес. Хотели встать на защиту своих семей, которых кот-людоед вознамерился уничтожить. Долго они пытались отыскать мерзкое животное, но это оказалось непросто. Все дело в том, что кот-людоед был чрезвычайно хитрым и ловко умел замаскировать себя: едва к нему приближались, как он делался невидимым. Мужики вызывали его на бой, он прятался и делал вид, что его здесь нет. Его называли трусом и подлецом - кот никак не реагировал. А однажды случилось такое: в один из домов как-то проник обыкновенный серый кот с темными отметинами на груди и утащил у хозяйки кусок сала. Когда его поймали, он внезапно растворился в воздухе и сгинул. Наверное, это и был кот-людоед...

Стихи

Много поклонников есть и у детских стихов. Такие замечательные детские авторы, как Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, известны всем и каждому. Их произведения любит весь мир и знает наизусть. Дети легко запоминают забавные рифмованные строчки, которые вызывают улыбку и хорошее настроение. Запоминание стихов тренирует активность мозга, развивает память, мышление, воображение, внимание и речь. Малые жанры детского фольклора особенно любимы детьми.

Примеры детских стихов:

ДУМАЙ, ДУМАЙ...

Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
"Думай, Вовка, думай!"

Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
"Думать, думать надо!"

Он считает, что от дум
У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

Песни

Детские песни часто звучат на занятиях в детском саду. Под музыку выполняются различные ритмичные движения: танцы, игры и т. д. Все это также относится к категории « » .

Песни исполняются под самую различную музыку и на самую разнообразную тематику. В основном преобладает тема народного творчества. Детский народный фольклор пользуется особой популярностью. Русские песни разучивают даже с трехлетними детьми, поскольку их тексты очень легко запоминаются.

Считалки

Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.

Примеры детских считалок:

Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Шесть - конфеты любим есть,
Семь - мы помогаем всем,
Восемь - мы друзей в беде не бросим.
Девять - учимся на пять,
Десять - кончили считать.

Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!

Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети - большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути.

Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Фольклористы специально ездят по деревням и собирают материал для своих практических исследований.

Напоследок добавим, что жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными в этой статье произведениями. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.

В ваших руках маленький сборник загадок, скороговорок и детских считалок, которые принято называть малыми формами устного народного творчества – фольклора.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, – они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество – убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:


да что растёт без коренья?


да что цветёт без цветка?

(Папоротник)


да что бежит без повода?

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа – таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие – попробуйте! Любая загадка – это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки.

Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3–4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда – потечёт вода» (глаз) . Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке – образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки, предложенные в этой книге, подобраны по темам. Их можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. В сборник включены старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.

Всегда любили на Руси и скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз – язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» – увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзные занят

...

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия им О.Д. Мукаевой»

Пословицы, поговорки, считалки, стихотворения на уроках математики. 1.

Один в поле не воин.

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глаза.

Семеро с ложкой, один с сошкой. 13.

Чертова дюжина.

Занимательные вопросы

Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфете и одна осталась в коробке? (Одному надо дать конфету с коробкой).

Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое).

У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их? (восемь).

Летела стая гусей. Один гусь впереди, а два позади. Один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько их было? (Три)

Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько их? (Трое. Бабушука, мать и дочь).

Я сел в троллейбус. В троллейбусе кроме меня было 7 пассажиров. На перво й остановке в троллейбус вошли 6 человек, а вышли 2 человека. На второй остановке вошло ещё 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. Потом на остановке вошло ещё 4 человека, а вышло 7. А потом на остановке вошел один гражданин с целой кучей покупок. (Сколько было остановок?)

Математические стихотворения

Квадрат

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? Квадрат.

Слышны весною птичек песни звонкие,

И с гор течет холодная вода.

Прямоугольник с равными сторонками

Квадратом называется всегда.

Помни!

У квадрата в нашем мире

Есть прямых угла четыре.

И четыре стороны –

Меж собой всегда равны!

Квадрат числа

Ребятам часто говорят:

Как возвести число в квадрат?

Малыш запомнит из детсада:

Лишь на себя умножить надо!

Треугольник Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,

А уж вам-то, как не знать…

Но совсем другое дело –

Очень быстро и умело

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И «по краю» и «внутри»!

Ученикам предлагается определить количество треугольников в любой предложенной фигуре.

Песенка треугольников

Ты на меня, ты на него,

На всех на нас скорей смотри,

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три.

Три стороны и три угла

И столько же вершин.

И трижды – трудные дела

Мы трижды совершим.

Все в нашем городе – друзья,

Дружнее – не сыскать.

Мы треугольников семья,

Нас каждый должен знать.

Треугольник и квадрат

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Малодушный – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри»,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре».

Но квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я – квадрат».

И сказал ещё нежней:

«Неизвестно кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя. Сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложишься ты квадратом,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он – нет квадрата…

Онемел. Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и – ни шагу.

Линейка

Я – линейка

Прямота –

Главная моя мечта.

Игры – считалки

Один

Поиграть решили дети,

Встали в круг все, кроме Пети.

Он один не захотел

И, надувшись, в угол сел.

Но прошла одна минутка

Разревелся не на шутку.

Отгадали почему?

Стало скучно одному.

Два

Саша с Колей – два дружка,

Два весёлых рыбака.

Два часа на речке были,

Много рыбы наловили.

Их добыча велика:

Два ерша, два окунька.

Хороша была рыбалку!

Жаль, что кончилась считалка.

Три

Неразлучны три сестренки:

Катя, Маша и Алёнка.

На Алёнке, Маше, Кате

Одинаковые платья.

И сестрёнки так похожи –

Отличить никто не может.

Четыре

1,2,3,4!

В день рожденья подарили

Мне четыре новых книжки,

Я читаю их братишке.

Именинницей была

Я четвертого числа.

Пять

1,2,3,4,5!

Дети в лес пошли гулять.

И увидели ребята

Возле пня грибы – опята.

1,2,3,4,5!

Ребятишкам повезло:

Пять – хорошее число.

Шесть

Шесть подружек

В парке были,

Шесть берёзок посадили,

Шесть берёзок на аллее.

Пусть они растут скорее.

Семь

У Егора семь внучат.

Он повёл детишек в сад.

Там сорвал семь яблок с ветки,

Роздал всем по одному.

Очень радовались детки:

Не обидно никому!

Восемь

За машинку села Мила

И обновку куклам шила.

Восемь юбочек льняных,

Восемь блузочек цветных,

И, конечно, куклы, рады:

Им понравились наряды.

Девять

Девять мальчиков в подъезде

Во дворе играют вместе.

А с балконов на ребят

Девять бабушек глядят.

Десять

Спечь задумала Марина

Пирожки из пластилина.

Десять кукол пригласить,

Пирожками угостить.

Вышло десять пирожков,

Стол накрыт,

И чай готов!

Задачи в стихах

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою – лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел, -

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей. (7 зверей)

Я сегодня рано встала,

Кукол всех своих считала:

Три матрёшке – на окошке,

Две Маринки – на перинке,

Пупсик с Катей, Буратино

И Петрушка в колпачке –

На зелёном сундучке.

Я считала, я трудилась,

Но потом со счету сбилась.

Помогите мне опять

Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Маши, Тани,

Коли, Оли, Гали, Вани

Пирожки уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок,

Да в печи четыре штуки.

Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги

В детсаду есть… паровоз,

Шесть автомобилей,

Чёрный пёс – блестящий нос,

Белый кот Василий,

Восемь куколок в одной

Кукле деревянной

И петрушка заводной,

Рыжий и румяный.

Кто внимательно послушал,

Сколько в детсаду игрушек? (19 игрушек)

Нам из Гомеля тетя

Ящик яблок прислала.

В этом ящике яблок

Было в общем немало.

Начал яблоки эти

Помогали мне сестры,

Помогали мне братья…

И пока мы считали,

Восемь раз отдыхали,

Восемь раз мы сидели

И по яблоку съели.

И осталось их сколько?

Ох, осталось их столько,

Что, когда в этот ящик

Мы опять поглядели,

Там на дне его чистом

Только стружки белели…

Вот прошу угадать я

Всех ребят и девчонок:

Сколько было нас, братьев?

Сколько было сестрёнок?

Поделили мы яблоки

Все без остатка.

А всего-то их было

Пятьдесят без десятка. (3 брата и 2 сестры).

Задача-шутка

Мой приятель шел,

Пятак нашел.

Двое пойдем,

Сколько найдем?

Задачи – игры

Сколько зайчиков

Учитель читает стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.

Бежал раз зайчик вдоль равнин,

И зайчик значит был… один.

К нему зайчиха прибежала,

Тогда всего…два зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри:

Теперь уж стало зайцев…три.

Мчит новый заяц: «Путь мне шире!»

Ну, стало быть их уже…четыре.

Ба! Вот бежит один опять,

Теперь уж зайцев буде…пять

Спешит ещё один из рощи –

Так, значит…шесть – чего же проще.

Тут прибежал ещё косой –

Так зайцев…семь, ведь он седьмой.

К ним еще одного попросим,

Тогда всех зайцев будет…восемь.

Прыг новый заяц: «В сборе все ведь?»

Он их спросил: «Так вас тут…девять?»

«Да, девять, - молвят те в ответ,

Но вожака все нет и нет».

А тот бежит, болотце месит,

Примчал и молвил: «Нас тут десять!»

Шарада

Первое – предлог,

Второе – летний дом.

А целое порой решается с трудом.

(За - дача)

Число – часть первая шарады.

Вторя часть – одна из нот.

А к ним прибавить букву надо,

Ответ любой из вас найдёт.

Он мастер, может сделать вам

Буфет, скамейку, шкаф, диван.

(100-ля-р)

Любопытные факты

Математические знаки « + » и « - » (плюс и минус) пришли в Европу из стран арабского Востока. Интересны соображения, которыми руководствовались арабские ученые, делая следующие выводы: «плюю на плюс даёт минус» - «друг моего друга – мой друг»; «минус на минус – плюс»- «враг моего врага – мой друг»; «минус на плюс даёт минус» - «враг моего друга – мой враг»; и, наконец, «плюс на минус даёт минус» - «друг моего врага – мой враг».

Доржиева Светлана Очировна учитель начальных национальных классов

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Шла Марфушка по тропинке
И несла в руках корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть различные цветы:
Роза, ландыш, незабудки,
Голубые васильки.

Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду
И кричала: «Ку-ку-мак,
Отжимай один кулак!»

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила -
Бух!

Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке -
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!

Чирики-микирики,
По сороку четырики,
Скустик-корустик,
Черная смородина,
Урюк!

Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Оказалась впереди,
Кто не верит - выходи!

Ходит жоров по болоту,
Зовет жабку на работу.
Жабка скажет:
«Не хочу!»
Жоров скажет:
«Заплачу!»

Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетет,
Первый кон водить идет!

Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
- Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел месяц погулять,
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна!

Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать.

Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить -
Тому и водить!

Перводан, другодан,
На колоде барабан,
Свистель, коростель,
Ежик!
Первенчики,
Другенчики,
Круги, други,
Вон!

Летела птичка через сад,
Уронила виноград.
Кто его поднимет,
Тот из кона выйдет!

Куба-куба-кубака,
Больно ямка глубока.
Там мышки сидят,
Все на солнышко глядят
И считают: раз, два, три -
В этот счет выходишь ты!

Кован-кован, перекован,
У Ванюши конь подкован
Бьет подковой, бьет копытом,
Золотым гвоздем прибитым,
Цок!

Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет -
Тот уйди!

Кан, кан, капитан,
Чем коней ты пропитал?
Я не житом, не овсом,
Только белым калачом.
Из копыта, под копыта,
Из телеги прямо в грязь.
Оставайся белый князь!

За высокими горами
Ходит Мишка с пирогами.
- Мишка, Мишенька-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Дай отведать пирожок!
- Пирожок не дорог -
Стоит рубль сорок!

Ехала телега,
Сломалось колесо,
Сколько гвоздей
На починку пошло?
Говори поскорей -
Не задерживай добрых
И честных людей.
Люди ждут тебя!

Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стук, звон,
Выйди вон!

Ехал Туз на бочке,
Продавал цветочки,
Синий, красный, голубой -
Выбирай себе любой!

Вышла курица с-под клети,
Сама села на повети
И кричала: «Куд-куда!
Приходи водить сюда!»

Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана: -
Буду деточек кормить,
А тебе, дружок, водить!

Белка прыгала-скакала
И на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кем ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И мудрых людей!

Барашек на лугу гулял,
Барашек рожки потерял.
Шел стороной голодный волк, Барашка он зубами щелк!

Зайчик, зайчик, где ты был?
- Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл да упал,
Снова хвостик замарал!

Заяц белый,
- Куда бегал?
- В лес дубовый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Куда клал?
- Под колоду!
- Кто украл?
- Родион!
- Выйди вон!