Логопедические занятия для детей дома. Советы логопеда

Как известно, человек постоянно общается в обществе других людей. И как следствие, правильная и красивая речь крайне необходима, чтобы достичь успеха в любых начинаниях. Это утверждение вряд ли кто-то оспорит. Поэтому логопедическая гимнастика для развития речи ребенка приобретает смысл с еще дошкольного возраста чада!

Попробуйте прислушаться то, как разговаривает ваш малыш. А теперь задумайтесь – какие звуки звучат неправильно? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормальной речи, тогда следует записаться на прием к логопеду. Хотя вы можете и самостоятельно отработать с «дитем» некоторые звуки. Для успешных занятий имеется масса полезных методик, которые просты к применению, в том числе и логопедические стишки для детей 4 5 лет. Важно соблюдать главное условие – если хотите добиться того, чтобы ваш ребенок говорил правильно, то заниматься нужно с ним регулярно.

Полезные советы, которые сделают логопедическую гимнастику для развития речи ребенка эффективной и простой. Итак, что же следует применять?

  • Начинать занятия нужно с простых звуков. А потом постепенно на более сложные (к, г, х, й, л, р);
  • Еще не забывайте вначале провести логопедическую гимнастику для языка и губ;
  • Занятия получат большую результативность, если будут нравиться ребенку;
  • Отличные упражнения есть в любом логопедическом пособии.

И как в поговорке – терпение и труд все перетрут! Выполнение методик, регулярные занятия, где будет логопедическая гимнастика для языка, губ вначале, последовательное освоение всех звуков сделают вашему ребенку правильную, поставленную речь.

Логопедические упражнения

Вначале каждого занятия нужно обязательно проводить логопедическую разминку – специальные упражнения, логопедические стишки для детей 3 4 лет, которые помогут увеличить гибкость и подвижность артикуляционного аппарата. Такая гимнастика уже на ранних этапах сделает речь чада четкой, и при этом малыш не должен ощущать, что родители его «принуждают». Повторяйте упражнения при любом случае. Кроме того, не забывайте о тренировке дыхания, что можно делать в игровом виде. А такую вещь, как артикуляционная гимнастика для малышей в картинках будет лучше всего. Так детки не «закрываются» и не «вредничают». Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны:

  1. «Мыльный пузырь». Играть можно в ванной комнате, надувая мыльные пузыри между ладошками. Или на улице, предварительно разведя в баночке шампунь с водой. Подыщите тот, который не щиплет глаза.
  2. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги, поставьте в тазик с водой, и начинайте дуть, соревнуясь с малышом. Дуть нужно не более 10 секунд, чтобы у ребенка не началась кружиться голова.
  3. «Сдуй одуванчик». Дуем на цветок, чтобы его «парашютики» разлетелись во все стороны.
  4. «Озорная обезьянка». Надуй щеки, оттопырь уши, покажи и спрячь язычок. Вот так вы должны показать ребенку обезьянку, а потом попросить повторить его. А еще можно стать перед зеркалом, и покривляться вместе.
  5. «Как шипит змейка». Предложите малышу имитировать как шипит маленькая змея (тихо). А затем, чтобы чадо показало, как «шипит большая змея» (средний звук), и как шипит огромный питон (громкий звук).
  6. «Надуваем шары». Купите в магазине разноцветные шарики, и вместе с ребенком надуйте их. А потом сдувайте шарики со стола.

Отменный способ для «укрощения капризных и озорных» детей — применять артикуляционную гимнастику для малышей в картинках. А если картинки еще необычные с красочным узором/любимыми персонажами малыша, то ребенок охотнее стает участвовать в этой игре.

Артикуляционная гимнастика для малышей в картинках

Логопедические упражнения на звук «Р»

После того, как вы вместе размяли речевой аппарат, то можно приступать к тренировке произношения звуков. Практика многих логопедов показывает, что одни из самых проблемных звуков является произношение буквы «Р». Так, что делать, если ребенок не выговаривает букву р, упражнения или логопедические стишки для детей 5 лет?

  1. Чьи зубки лучше блестят? Попросите малыша раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам. Это напоминает «чистку зубов». Далее, ребенок улыбается и показывает чистые зубки.

Важный момент! На губах – улыбка, зубы видны, а челюсть остается в неподвижном состоянии.

  1. «Красим домик».

Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, раскрывает рот и лижет тонким кончиком языка небо. Кстати, если ребенок не выговаривает букву р, то этого упражнение одно из самых эффективных. Малыш проводит языком по небу назад – вперед. Важное условие, за которым следует наблюдать: губы не двигаются, язычок соприкасается к внешней стороне зубов.

  1. «Кто дальше бросит мячик?». Ребенок улыбается, высовывает язык и его широким краем ложит на нижнюю губу. На стол положить ватку, чтобы ребенок в таком положении «сдувал» её на противоположный край. При этом происходит произношение звука «ф».

Важно! Контролируйте, чтобы ребенок не делал щечки большими.

  1. «Вкусное повидло». Попросите свое чадо открыть рот и провести языком по губам, как-будто малыш слизывает повидло. Можно и вправду капнуть на губы капельку меда, варенья.

Важно! Придерживайте пальцем малышу его нижнюю челюсть, чтобы она оставалась неподвижной.

  1. «Птичка»

Малыш раскрывает рот, кладет язычок на верхнюю губу. А широким краем языка проводит по верхней губе назад – вперед. Проследите, чтобы язычок не отрывался от губ. Начать выполнять упражнение нужно медленно, а затем попросите ускорить темп и произнести звуки «бл-бл-бл» как это делает голубь.

Важный момент! Язык не должен отрываться от губы, не «прятаться» полностью в рот.

  1. «Музыканты»

Ребенок открывает рот в широкой улыбке, барабанит краешком языка по верхним зубкам, пытаясь сказать звук, который похож по произношению на букву английского алфавита «D» (ди). Упражнение должно напоминать «барабанную дробь», где с каждым ударом увеличивается темп.

Важный момент – удар язычка должен быть четким, никаких посторонних звуков, кроме английской «ди», не должно быть слышно.

При выполнении упражнения рот не закрывается и чувствуется сильная воздушная струя. Чтобы убедиться в правильном выполнении упражнения, поднесите листок бумаги к губам малыша – он должен отклоняться.

Еще одно полезное упражнение — это выучить логопедические стишки для детей 4 лет, чтобы выговаривать букву р. Так вы будете играть, и развиваться вместе с чадом. И как пример это упражнения предлагаем вам популярный стишок, чтобы выговаривать букву р.

Хотите найти хорошего логопеда для детей 5 лет в Москве или МО? Это несложно. В нашей базе их - 11

Частные логопеды для ребенка 5 лет. Занятия с логопедами-дефектологами для детей 5 лет в Москве

Логопеды для ребенка 5 лет

Частный логопед-дефектолог для ребенка 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для детей с пяти лет с выездом на дом.
  Подготовка детей от 4 лет к обучению в школе.
  Развивающие занятия, обучение чтению, счёту, подготовка руки к письму, развитие логического и аналитического мышления.
  Занятия с учениками начальной школы направлены на коррекцию не усвоенного в школе материала, ликвидацию пробелов в развитии логического мышления, речи, формирование интереса и понимания важности процесса обучения.
  Также занимаюсь организацией и ведением работы по коррекции речи у детей с расстройством произношения (дизартрией, дислалией).
  Программа составляется индивидуально для каждого ребёнка.
  

  • Стоимость занятий: Логопедия + подготовка к школе - 1500 р./60 минут. У логопеда дома коррекция звукопроизношения - 1000 р./30 минут.
    Начальная школа + логопедия - 1500 р./60 минут.
  • Предметы: Начальная школа, Логопедия, Подготовка к школе
  • Города: Москва, Реутов
  • Ближайшие станции метро: Новокосино, Выхино
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Окончила МГПИ им. Н.К. Крупской, 1996 г., факультет методики и педагогики начального обучения, дополнительная специализация учитель - логопед.

Частный логопед для детей 5 лет. Частные занятия с логопедом-дефектологом для ребенка 5 лет в Москве.
  Логопедия: нарушения звукопроизношения (дислалия), общее недоразвитие речи, коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов (дисграфия, дислексия).
  Логопедические занятия с детьми от 5 лет, школьниками
  Логопедические занятия -взрослые (восстановление речи после ОНМК, ЧМТ)
   Подготовка к школе - чтение, письмо, математика
   Начальная школа (1-4 кл.)русский язык, чтение, математика
  Русский язык и литература
  Учитель - логопед в детском саду и школе.

  • Стоимость занятия: 1300 руб. / 60 мин
  • Предметы: Логопедия, Начальная школа, Подготовка к школе, Русский язык
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Сокольники
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: СФГА, факультет коррекционной педагогики и психологии, специальность учитель - логопед (2011 г.). Повышение квалификации: 2016 - 2017 гг. СЕРТИФИКАТ (последипломная подготовка логопедов работающих в...

Услуги логопеда для ребенка 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для детей с 5 лет.
  Предлагаю услуги логопеда-дефектолога: индивидуальные занятия с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Работаю с такими речевыми нарушениями как:
  Задержка речевого развития (темповая задержка речи)
  Моторная алалия (алалические компоненты)
  Общее недоразвитие речи I, II, III уровня
  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
  Дизартрия; Дислалия (Нарушение звукопроизношения);
  Заикание; Дислексия, дисграфия (нарушение письменной речи).
  Подготовлю ребенка к школе. В программе занятий:
  Обучение грамоте. Развитие речи (лексика, грамматика, связная речь). Развитие графо-моторного навыка и оптико-пространственных представлений, как основы профилактики возможных нарушений чтения и письма...

  • Стоимость занятия: 2000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Логопедия, Подготовка к школе
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Сокол, Полежаевская
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Московский Педагогический Государственный Университет (МПГУ), дефектологический факультет, специальность: учитель - логопед

Частный логопед-дефектолог для детей 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для ребенка 5 лет.
  Подготовка к школе, коррекция различных нарушений речи: дислалия, дизартрия, стертая дизартрия, ОНР, ЗПР, дисграфия, дислексия, дизорфография, владею методикой зондового массажа Новиковой Е.В., программа начальной школы по всем предметам, программа 1 - 11 классов по русскому языку, подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Занимаюсь с дошкольниками и школьниками.
  начальная школа, подготовка к школе, русский язык 1200-1500р за 60 минут в зависимости от проблемы, логопедия, коррекция нарушений письма, подготовка к ГИА и ЕГЭ 1300-1500р за 60 минут в зависимости от проблемы.
  Опыт преподавательской деятельности - 10 лет, из которых опыт репетиторской деятельности - 8 лет...

  • Стоимость занятия: 1000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Начальная школа, Логопедия, Подготовка к школе, Русский язык
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Сокол, Речной Вокзал
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: МГОУ (бывший МОПИ им. Н. К. Крупской), факультет психолого-дефектологический, 2005 г.
  • Стоимость занятия: 1000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Логопедия
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Отрадное, Бибирево
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: МПГУ, дефектологический факультет, 2006 г.

  Я провожу первое занятие бесплатно (бесплатное занятие возможно только на моей территории).
  Услуги логопеда-дефектолога для детей 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для ребенка 5 лет.
  Логопедия - постановка звуков, исправление дефектов речи (дети от 5 лет). Начальная школа - коррекция нарушений письма (пропуски, замены букв в словах, сложности в соблюдении правил грамматики) от 7 до 12 лет. Подготовка к школе - обучение чтению, основам математики, подготовка руки к письму: дети от 5 лет.
  

  • Стоимость занятия: 1200 руб. / 60 мин
  • Предметы: Логопедия, Подготовка к школе, Начальная школа
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Щёлковская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Школьный преподаватель
  • Образование: МГПИ им. Н.К. Крупской, факультет педагогики и психологии, педагог - дефектолог (2002 - 2007 гг.).

Частный логопед для ребенка 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом для детей с пяти лет.
  Подготовка к школе (4 -7 лет). Помощь младшим школьникам. Логопедическое сопровождение (логопед).
  Опыт работы: учитель, преподаватель ВУЗа, преподаватель коммерческих курсов по подготовке к школе, деловой корреспонденции, делопроизводству; учитель - логопед в детском саду (по настоящее время). Частный репетитор.
  

  • Стоимость занятия: 1200 руб. / 60 мин
  • Предметы: Подготовка к школе, Логопедия
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Коломенская, Нагатинская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: ПГУ им. Ломоносова, 1995 год, учитель русского языка и литературы; ПГУ им. Ломоносова, 2003 год, аспирантура по специальности социальная философия; МПГУ, 2011 г., учитель - логопед.

Добрый день, уважаемые читатели блога!

С каким трепетом мы ожидаем от своего детёныша первых слов! Когда время «агу» отходит на задний план, долгожданное «мама» стоит на первом месте. Затем словарный запас пополняется неуклюжими «дяй», «уди» и т. д. В этот период нарушений не видно, если кроха увеличивает количество произносимых слов с каждым месяцем. А к 3-м годам их можно легко заметить, если постоянно заниматься с малышом. А вот что должен уметь карапуз в этом возрасте, как определить патологии я и хочу рассказать в этот раз. А ещё порекомендую некоторые эффективные уроки.

Логопедические занятия с детьми 3 ― 4 лет используются довольно часто. Просто до этого времени патологии обычно не выявляются. Моему первенцу сейчас 4,5 годика, мы активно посещаем логопеда и общие развивающие курсы. Кроме этого, я не отодвигаю роль детского садика в формировании звукопроизношения. За год (с 3 лет) маленький человек способен освоить многое.

Словарный запас к этому моменту 1500 слов, иногда больше. Но всё же крохотуля в этом возрасте неспособен грамотно составить рассказ, путает окончания. А с произношением некоторых звуков или букв могут быть недочёты. Кто не знает коварную «Р» или «Л»? Но это не говорит о недоразвитии, ведь всё должно происходить постепенно. Отводить глаза в сторону тоже не нужно. Крохе требуется помочь преодолеть такой непростой рубеж. А чтобы увидеть недочёты, давайте разберёмся, что вообще должен уметь ребенок в 3 ― 4 года.

Навыки говоруна

Начнём с . Мы в 3 года уже активно лепетали. Моим удивлением было, когда я читала длинный стих, а сынок вдруг начал произносить вперёд меня! Сейчас уже точно не помню, как-то: «… мышка, маленький мышонок, зайка, белка, лягушонок, гусеничка, мошка, мушка, крот, сорока ― тарахтушка…». И всю эту гвардию он уже запомнил. Память их пока ещё ничем не забита, детишки способны в этот срок запоминать короткие стишки, небольшие рассказы и сказки. Говорить тексты из нескольких предложений. Пусть коряво, но память тренируется!

И в части математики тоже знают цифры до пяти ― это минимум! Способны посчитать предметы, некоторые детки делают это даже в обратном порядке. Конечно, до действий сложения-вычитания ещё далековато. Но и простой счёт ― достижение, если проходят с родными. Знаете, по навыкам малыша, скорее ставится оценка родным. Откуда он сам узнает числа? А ещё, понятия длинное ― короткое, широкое ― узкое, твёрдое ― мягкое. Хотя, мягкость к 4-м годам кроха познаёт сам, синяками да шишками… А родные должны ему озвучивать словесно, не так ли?

Кроме того, непоседа может разукрашивать простые предметы более-менее аккуратно. Это рисованные шары, мячи. А как же знакомство с геометрическими предметами? Тоже на ура детишки запоминают. Самые элементарные: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. С 3 лет могут даже изображать. Ну и, конечно, цвета и части тела. Это обязательно. Поэтому если чадушко словоблудит, путая окончания ― не беда. Но если человечек не способен запомнить простые для своего возраста вещи, это повод обратиться к специалисту.

Тесты на определение патологий

Врачи неустанно повторяют, что каждый ребенок индивидуален. И если дитятко не говорит множество слов ближе к двум годам, это далеко не повод беспокоиться. Конечно, невольно сравниваешь с теми, кто уже в 2 годика вовсю бормочет. Но для чего?

Я отвечу, чтобы поволноваться. Надо просто выставить максимально возможные рубежи, когда карапуз начинает делать что-то новое. Что касается нарушения речи, пожалуй, если до 3 лет дитя не связывает 2 слов, это повод поволноваться. Но наряду с этим, Вы должны замечать другие недочёты. Отзывается ли он на своё имя, обращает внимание на новые игрушки, как контактирует с другими детками. Давайте пройдёмся немного по списку:

  1. Попросите изобразить на листе бумаги круг. К 4 годам он должен рисовать подобие этой геометрической фигуры. Если этого не получается или он не понимает, чего от него хотят, это повод забеспокоиться.
  2. Обратите внимание, может ли кроха преодолевать ступеньки. Забираться и спускаться малютка должен уметь.
  3. Собирает ли башенку хотя бы из простых кубиков?
  4. Пройдя трёхлетний рубеж, карапуз должен общаться хотя бы коротенькими фразками. Например: «Мама, пойдём!». Конечно, есть детишки, которые уже строят предложения. Но минимум, что он должен уметь ― произносить простейшие фразы.
  5. Не интересуется новыми играми, когда Вы предлагаете поучаствовать.

Причины патологий

Знаете, общаясь с логопедом, я узнала, что за последние годы услуги специалиста более востребованы. И проблема не только в заболеваниях, но и в воспитании. Крохотное существо лучше взрослых соображает в телефонах и компьютерах, даже в 3 годика. Замечали? Ну а в 5 лет, вообще становится вундеркиндом! При этих талантах какой там разговор…

Как детишки проводят время? В основном они уже владеют познаниями, как включить телевизор, подходят к ноутбукам родителей. Это новое поколение, которое двигается в ногу со временем. Печально. Так мы вообще имеем риск утратить дар звукопроизношения, если призадуматься. А ведь для нормального формирования малютки, с ним просто нужно говорить. Читать, рассказывать о том, что наблюдаете. Гулять не молча. Отвечать на вопросы… Ведь так росли мы.

Дочери одной моей знакомой крёстный папа на 3-х-летие подарил настоящий телефон. Конечно, непоседы не должны отставать от прогресса. Но мама даёт ей этот телефон за особые заслуги. И на короткое время. Пусть лучше мозг деточки будет заинтересован конструкторами, так она мотивирует.

Это приобретённые причины. Их можно и не допустить, как вы считаете? Но есть и врождённые. Тут требуется кропотливая работа. Знайте, что к задержке приведут:

  • повышенный или пониженный тонусы
  • асфиксия при рождении
  • кислородное голодание ещё в утробе матери
  • врождённые отклонения в формировании челюсти или уздечки языка

Если эти симптомы выявлены при рождении, пулей мчите к неврологу (в последнем пункте стоматолог устанавливает причину)! До года это лечится в 90% случаев. Тогда и последствий, вероятно, не будет.

Виды патологий

С самого рождения грудничка нужно показывать неврологу. Даже если педиатр об этом умалчивает, ведите сами. Большой процент деток сейчас нуждается в консультациях и коррекциях по части неврологии. Если причина дефектов врождённая, специалист даст назначения, которые нужно строго соблюдать.

Но если в 3 ― 4 года чадо не разговаривает, это может быть общее недоразвитие речи (ОНР). Какие болезни можно выделить?

  • Дизартрия ― недостаточное функционирование нервных окончаний, которые обеспечивают связь коры мозга с речевым центром.
  • Афония ― чадо говорит, но звукопроизношение нарушено.
  • Заикание ― также плохое звуковое воспроизведение, точнее, темп разговора. Виной тому судороги речевых мышц.

Был у нас один преподаватель, говорящий странные фразы «ныш-ныш». Он вставлял это в самых неожиданных местах своих лекций. Так вот, оказывается, что раньше так могли лечить заикание. Человек переставал тянуть слова, но вместо этого вставлял в свои рассказы подобные слова.

  • Дисфазия ― нарушения при плохом слухе.
  • Афазия ― частичная (возможно, полная) потеря речи, вызванная нарушениями центральной нервной системы.
  • Алалии ― поражение коры головного мозга, при этом звуковой аппарат недоразвит.

Я выделила самые основные моменты. Подробно об этом сможет рассказать хороший врач. А мы поговорим об упражнениях на улучшение качества разговорной функции.

Практические уроки для лучшего произношения

Как я уже рассказывала, в возрасте 3 ― 4 лет наступает момент, когда необходима помощь специалиста. В садике, куда я вожу Доминика, с детьми проводятся занятия (индивидуальные и фронтальные).

Также с августа по октябрь мы отдельно посещали логопеда. Но выдерживал Доминик только 20 минут, а иногда и меньше. После смены специалиста сына стали интересовать уроки. Появились сдвиги. Рассказываю это я к тому, что маленькие сорванцы не должны принимать это за навязчивую процедуру. Врач с ними должен играть! Вернее сказать, малыш так должен считать.

А теперь хочу рассказать об индивидуальных и фронтальных типах.

  • Индивидуальные

Когда малютка сидит только с педагогом ― эффективность намного лучше. Внимание уделяется ему одному. Играя в специальные забавы, направленные на исправление отклонений конкретного человечка, врач добивается результатов. Сюда относятся и упражнения для язычка, напевание различных песенок. Замечали певцов, которые поют на сцене, но говорят с заиканием? Если начать упражняться, недочёты можно исправить.

  • Фронтальные

Иначе называются групповыми. Уроки такого типа проводятся для детишек, находящихся в одинаковых положениях. Это может быть и нарушение слуха, неспособность различать парные звуки, другие разговорные моменты. Обычно группа состоит из 6 ― 8 человек, педагог подбирает специальные упражнения, направленные на расширение словарного запаса и устранение основной причины.

И необязательно отдавать кроху в специализированный детский сад. Такие кружки есть почти во всех учреждениях государственного плана.

Помогаем дома

Со своим сынишкой мы с удовольствием практикуемся дома. Всё что рекомендует логопед, мы проводим в игровой форме. Одним из часто встречаемых дефектов является неправильное воспроизведение шипящих и свистящих звуков. На исправление ситуации могут прийти такие упражнения:

  1. Дудочка. Малыш смыкает зубки, а губки вытягивает дудочкой, насколько возможно. Нужно при этом поработать язычком: вверх ― вниз.
  2. Чашка. Попросите малютку открыть ротик широко, высунуть язычок и попробовать изобразить чашечку, согнув края и кончик.
  3. Красим небо! Крохотуля улыбается, потом открывает ротик. При этом языком, как кистью, поводит по нёбушку.
  4. Цоканье лошади. Очень популярная забава. Карапуз цокает кончиком язычка, словно лошадка.
  5. Кушаем варенье. Улыбнувшись, приоткрыть ротик. При неподвижной нижней челюсти, облизать верхнюю губёнку.
  6. Чистим зубы! Только делаем это не щёткой, а язычком.

Понимаете, если исправлять дефекты, то делать это сразу и навсегда. Поэтому домашние уроки необходимы. Только если сорванец устал, не навязывайте! Он не должен чувствовать давления с вашей стороны. Ещё хорошо рисовать по контурам. Мы выполняем это без особого удовольствия, но штука полезная.

Игры

Вообще, уроки по логопедии должны проводиться в развлекательной форме. Так что можно использовать интересные картинки, по которым малыш должен составить короткий рассказ. Разминка язычка нас всегда забавляла и так. Но остановимся подробнее, тем более эти советы подойдут ко всем детям с ОНР.

  1. Использование помощи природы, времён года. Украсьте вашу квартиру в соответствии с этим временем. Лучше всего зимой, наряжать ёлку любят все детки. Подберите небьющиеся игрушки, попросите помочь Вам с мишурой, рассматривайте картинки, собирайте пазлы. Не менее интересна осень! Соберите вместе с малышом листья, расскажите о деревьях, украсьте ваше жильё. Можно сделать гербарии. Увлекательно и настроение поднимется!
  2. Собирать картинку воедино. Необязательно приобретать пазлы, возьмите любую крупную картинку и разрежьте. А карапуз пусть соберёт. Если он знаком с цифрами, пронумеруйте детали, так малютке будет проще.
  3. Совместное творчество. Лепите из мягкого пластилина или солёного теста. Просите кроху слепить глазки зверюшке, прилепить их. Пусть разминает пальчики. Отличным материалом для развития мелкой моторики будет кинетическией песок .
  4. Провоцируем разговор! Почитав интересную сказку, обсудите сюжет вместе, задавайте больше вопросов. Если у Вашего наследника проблема с каким-то отдельным словом, не навязывайте и не поправляйте принудительно. Провоцируйте произношение проблемного слова. И сами говорите чаще, но правильно. Детёнок начнёт повторять. Вообще, то что касается произношения, со стороны близких сказанное должно быть правильным. Не искажайте сюсюкая. Дитя воспроизводит интонацию!
  5. Рисуем. Просите разукрашивать, обводить, рисовать простейшие предметы. Это может быть травка, солнышко, дерево. К 4 годам ребенок с этим справится. Мы вешаем творчество на стену, так стимулируем навыки художника! Да, ещё бабушкам дарим.

Рассмотрим более серьёзные изменения

К сожалению, есть ребятишки, у которых задержка не только звукового произношения, но психического характера. Этот вид носит название задержка психического развития или ЗПР. Само собой, разумеется, что такие человечки либо неправильно говорят, либо не говорят совсем.

Виновником тому может быть внутриутробное развитие. Когда на этапе беременности мама находилась в постоянном стрессе. Самой трудноизлечимой причиной является поражение клеток головного мозга.

Медикаментами можно поправить ситуацию, компенсируя работу организма участием здоровых клеток. Очень сложно, требует силы воли от родителей. Но имеется риск приобретённого ЗПР. Как правило, это неблагополучные семьи, где на глазах чада происходят выяснения отношений.

Самый лучший тест на выявление данного осложнения ― наблюдение за общим развитием. К 2-м годам непоседа должен уметь просовывать геометрические фигуры в подходящие отверстия, различать части тела, цвета. К 3-м ― умение говорить. Если Вы заподозрили серьёзную задержку и отклонения, обратиться надо к психоневрологу. Он сможет определить диагноз. Кроме того, поможет дефектолог.

Как помочь

Помощь при ЗПР носит в первую очередь медикаментозный характер. Но не менее эффективным будет домашняя поддержка. Самое главное ― не отчаиваться. Относитесь к крохотному существу с уважением. Играйте с ним. Пусть забавы станут полезными! Очень положительное действие окажут пальчиковые игры.

  1. Катайте шишку между ладошками, по столу. То же самое с карандашами.
  2. Месите тесто, лепите из пластилина.
  3. Рисуйте карандашами и красками. Недавно видела на прилавке одного детского магазина пальчиковые краски. Ребятки расслабляются, когда развлекаются так весело.
  4. Тренируем память. Хорошо играть коллективно, в идеале втроём. Ребятишки становятся по кругу, каждый делает разные действия по очереди. Они должны запомнить порядок выполнения.
  5. Внимательность. Делимся на 2 команды, становимся в шеренгу, первая под музыку подпрыгивает, вторая приседает. Меняемся!
  6. Снимаем напряжение. Помните давний стишок: «Шалтай-Болтай сидел на стене…». Читайте, а непоседы покачиваются в тон.

Основное правило, комментируйте происходящее!

Занимательные учебники

Дорогие родители, услуги логопеда, конечно, необходимы. Но всегда интересно попробовать и самим проделать определённые упражнения для исправления дефектов любимого создания. К услугам родителей предлагается литература, составленная простым языком. Тут подобраны интересные конспекты по каждой ситуации в отдельности. С некоторыми я хочу Вас познакомить.

  1. Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов ». Методика автора рассчитана на исправление неправильно произносимых звучаний. Главный способ ― артикуляционная гимнастика. Для каждого случая здесь подобран комплекс мероприятий.
  2. Земцова Ольга «Развиваем речь. 3 ― 4 года ». Материал направлен на помощь в увеличении словарного запаса, построении связи предложений. Благодаря наклейкам процесс станет увлекательнее вдвойне.
  3. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. «Развитие речи в 3 ― 4 года. Пособие для воспитателей и родителей ». Пособие создано с учётом особенностей формирования звукопроизношения в 3 ― 4 года. В книге представлено 30 тем, созданных для пополнения словарного запаса и чистого воспроизведения.

Посоветую Вам также свои любимые книги по развитию речи, артикуляционной гимнастике и автоматизации звуков:

    Елена Косинова "Уроки логопеда. Игры для развития речи ". Отличная подборка упражнений для пальчиков, сказки про язычок, упражнения для тренировки язычка, огромное количество скороговорок. Эта книга подойдет не только деткам, которым нужно исправлять речь, но и всем детям от 0 до 6 лет. Меня в этой книге еще подкупило то, что в ней есть реальные фото выполнения артикуляционных упражнений (очень удобно для родителей).

    Володина В.С. "Альбом по развитию речи ". Эту книгу мне советовал логопед, хотя на тот момент мы ее уже приобрели. Отличное пособие, понятные и интересные развивающие задания.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов». Сюда вошло 4 альбома: автоматизация свистящих звуков С,С", З,З", Ц , автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ , автоматизация сонорных звуков Л, Ль , автоматизация сонорных звуков Р, Рь . Данные альбомы также были куплены по совету нашего логопеда.
  2. Ольга Земцова, «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей .» У нас есть на возраст 2-3 года и на возраст 3-4 года. В книге есть и математика, и развитие речи, и развитие внимания, и развитие графических навыков.

Литературные пособия при ЗПР

Когда требуется небольшая коррекция, можно прибегнуть к вышеуказанной литературе. Но когда диагноз более серьёзный, нужна особенная методика. Я не говорю, что это приговор. Нет! Помните, дорогие читатели, что рано обнаруженную проблему исправить допустимо. Бывают пограничные стадии при задержке психического формирования.

  1. Засыпкина А.Н. «Парциальная образовательная программа для работы с детьми 3 4 лет с ЗПР ». Это практическая методика с множеством игр, способствующих раскрепощению и тренировке важных зон головного мозга. Гимнастика для внимания, мышления, памяти, фантазии.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-педагогическая помощь для дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии ». Предложен ряд мероприятий для профилактики и коррекции незначительных отклонений. Пособие будет полезно и воспитателям, и врачам-дефектологам и родителям.
  3. Павлова Л.Н., Руденко Л.Г. «Умные картинки ». Описанные мероприятия пригодятся для общего кругозора и применимо для решения ЗПР. Представлены темы «Окружающий мир», «Профессии», «Времена года», которые помогают в преодолении словесного барьера. Тренируется мышление, память, фантазия, увеличивается кругозор.

На этом, уважаемые читатели блога, позвольте попрощаться. Помните, что на ранних стадиях можно вылечить практически любую болезнь или отклонение. Здоровья Вам и Вашим близким. Не забудьте подписаться на обновления блога.

Логопедические упражнения для детей помогут развить правильную речь, важнейшую форму общения. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых. Артикуляцию обеспечивает сложенная работа мышц языка, глотки, гортани, неба, дыхательной мускулатуры. Отклонения слуха, даже минимальные, могут усложнять этот процесс.

К 4-5 годам у большинства детей формируется достаточно правильное, чистое произношение, все реже наблюдается уменьшение слов. К концу пятого года ребенок чаще всего способен выговаривать все звуки своего языка, хотя иногда возникают сложности с шипящими и «р». Но некоторые малыши испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителей беспокоит, как помочь крохе, и может ли все пройти без вмешательства. К сожалению, обычно этого не происходит, нужны специальные занятия.

Развитие малыша с младенчества

Чтобы проблем с речью не возникало, с первых месяцев важно развивать мелкую моторику малыша. Отделы головного мозга, которые отвечают за эти функции, расположены довольно близко и тесно взаимосвязаны. Различные положительно влияют на то, как ребенок будет говорить.

Полезно делать массаж пальчиков и ладошек, предлагать для изучения предметы, отличающиеся материалами и фактурами. Хорошо для развития подходит совместное рисование, в том числе пальчиковыми красками, или теста, нанизывание бусин, пазлы, мозаика, различные шнуровки, конструкторы. Также большое значение имеет общение старших с малышом. Важно с первых недель жизни разговаривать с ним, рассказывать стихи и сказки, проговаривать свои действия.


С чего начинать логопедические упражнения?

Чтобы заняться исправлением нарушений речи крохи 4-5 лет, начать необходимо с определения, какие именно звуки малыш не может выговорить. Для этого необходимо последовательно ему показывать картинки, чтобы ребенок называл слова. Нужный звук должен находиться в разных частях слова: в начале, середине, конце. После того, как будут выявлены проблемные звуки, можно начинать с ними работать. Делать это следует с каждым по отдельности, от легких к более сложным.

Чтобы ребенок 4-5 лет научился правильно говорить, сначала необходимо работать над произношением отдельных звуков, а не слов. Важно правильно объяснить малышу, как должен быть расположен язык и губы. Ему будет проще понять и выполнить указания, если давать их в игровой форме. После того, как у крохи будет получаться, необходимо вводить выученный звук в повседневную речь. Это процесс часто небыстрый и может занять не один месяц. В это же время следует приступать к работе над следующим звуком.


Занятия необходимо начинать с особой разминки для языка и губ. Делают ее сидя, в таком положении у ребенка спина выпрямлена, а тело расслаблено. Важно, чтобы он видел лицо взрослого и свое лицо. Так он сможет контролировать правильность выполнения. Поэтому проводить зарядку нужно перед зеркалом достаточного размера.

После того, как выбрано правильное место, взрослый, применяя игровые приемы, рассказывает, какое упражнение сейчас надо будет делать. Затем он показывает его, а малыш повторяет. Взрослый контролирует процесс, если надо, помогает с помощью маленькой ложки, чистого пальца или другого предмета.

Упражнения могут быть такими:

  • растянуть губы в улыбке, зубы при этом спрятаны;
  • губы вытянуть в виде хоботка;
  • при стиснутых челюстях приподнять верхнюю губу;
  • делать вращательные движения вытянутыми в трубочку губами;
  • вытянуть губы, обхватить их пальцами, массируя при этом;
  • надуть сначала две щеки, затем каждую по отдельности, втянуть щеки;
  • открыть рот, круговым движением облизать губы;
  • высунуть язык, тянуться им вверх и вниз, он при этом должен быть напряжен;
  • при открытом рте прижать язык к небу и тянуть вниз нижнюю челюсть.


После того, как гимнастика выполнена, можно переходить к постановке звуков. Как правило, чаще всего проблемы возникают с «р». Очень многие карапузы не могут справиться с этим сами и в срок до 5-6 лет. Чаще всего дети или пропускают этот звук, или заменяют его другим. Поэтому родители должны помочь им, для этого существуют специальные логопедические приемы.

Хотя большинство упражнений родители могут сами делать со своим ребенком, консультация у логопеда желательна. Нередко проблемы с речью, и особенно с этим звуком, у детей 4 и 5 лет возникают по физиологическим причинам. Например, дело может быть в недостаточно развитой уздечка, из-за которой язык не достает до неба. Это может определить только и специалист, он же даст рекомендации для исправления ситуации: назначит массажи или хирургическое вмешательство.

Чтобы проверить, как кроха справляется с этим непростым звуком, следует попросить его порычать, затем — произнести слова, в которых «р» присутствует. Если у него не получается одиночный звук, то ставить нужно именно его. Если же проблема возникает только с целыми словами, то прорабатывать слоги. Для некоторых упражнений применяют особый шпатель, который можно купить в специализированных магазинах. Действовать им следует аккуратно, но уверенно.

Занятия чаще всего состоят из ряда упражнений.

  • Малыш, открыв рот и прижав язычок к месту роста верхних зубов, быстро проговаривает «д» несколько раз подряд. Затем делает то же самое, дуя на кончик языка. Так он сможет запомнить вибрацию, сопровождающую «р».
  • Кроха, широко открыв рот, должен произносить «ж». При этом язык необходимо потихоньку поднимать к верхним зубам. После этого взрослый аккуратно вставляет шпатель под язык и двигает им в одну и другую сторону, создавая вибрацию. Малыш в это время должен подуть.
  • Ребенок проговаривает слог «за», оттягивая язык как можно дальше назад. Если в это время ввести шпатель и совершать им ритмичные движения в стороны, то можно услышать явный звук «р».
  • Для более мягкого «р» повторяют предыдущее упражнение, только малыш при этом приговаривает слог «за».


Упражнения для постановки шипящих

Шипящие начинают ставить с «ш», на основе чего в дальнейшем получается «ж». Для этого ребенок произносит слог «са», плавно поднимая язычок к основанию зубов. Когда возникает шипение, взрослый с помощью зеркала помогает запомнить этот момент. Затем малыш дует и добавляет к выдоху «а», так что получается слог «ша».

Ребенок проговаривает «са», а взрослый шпателем устанавливает язык в желаемое положение. После нескольких проб он проверяет, может ли малыш сам ставить язык правильно. После освоения этого звука можно изучить «ж», включая голос во время произнесения.

Чтобы поставить «щ», обычно используют «с». Ребенок произносит «си», протягивая шипящий компонент, а взрослый шпателем сдвигает язык назад, приподнимая его. Звук «ч» ставят через «т», слог может быть как прямым, так и обратным. Малыш выговаривает его с заметным выдохом на согласной. Взрослый с помощью шпателя отодвигает кончик языка назад.

Дети любят подражать взрослым, поэтому старшие обязательно должны показывать, как правильно выполнять упражнения. Малыш должен видеть лицо взрослого, мимику и движения губ. Для ребенка 4 или 5 лет важно, чтобы заниматься было интересно. Родителям следует разнообразить занятия, дополнить их элементами веселой игры. Для крохи речевые упражнения - большой труд. И если он будет приносить удовольствие и положительные эмоции, то гораздо проще будет достичь успеха.

Урок 1. Логопедические упражнения. Вашему ребенку почти 3 года, а он все еще молчит? Или начал говорить, говорит много, но “во рту каша”? Как разговорить маленького молчуна? Как помочь ребенку преодолеть нарушения звукопроизношения? Наши логопедические упражнения направлены на развитие речи у детей в возрасте от 2 до 4 лет. В работе логопеда или дефектолога с детьми этого возраста есть свои особенности. В этом возрасте дети еще не могут подолгу удерживать свое внимание на учебной деятельности. Все обучение должно проводиться в игровой форме, продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Нами был разработан специальный цикл занятий по развитию речи у маленьких детей в помощь родителям, а также специалистам: логопедам и дефектологам. Особое внимание в наших логопедических упражнениях отводится пальчиковой и артикуляционной гимнастике, использованию ритма в развитии речи (рифмованные загадки, детские стихи на развитие речи).

Самое популярное в разделе чтение


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...