Какие факторы влияют на здоровье детей. Здоровье ребенка

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.

Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

3) уровень функционального состояния основных систем организма;

4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3-6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65-70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14-15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Критерии определения, методы и принципы изучения здоровья детского населения

Здоровье детской популяции складывается из здоровья индивидуумов, но при этом рассматривается и в качестве характеристики общественного здоровья. Общественное здоровье – это не только медицинское понятие, а в значительной степени – общественная, социальная и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни населения.

В последние годы интенсивно развивается направление, связанное с использованием многоуровневой системы оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

1) медико-демографические;

2) физическое развитие;

3) распределение детей по группам здоровья;

4) заболеваемость;

5) данные об инвалидности.

К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:

1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства;

2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;

3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения; может выражаться абсолютным числом как разность между числом родившихся и числом умерших за год, или рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности;

4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если на всем протяжении жизни этого поколения показатели смертности будут оставаться такими, какими они сложились на данный момент. Показатель средней продолжительности жизни рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности;

5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.

Следующим показателем, характеризующим состояние детской популяции, является физическое развитие.

Физическое развитие является одним из объективных и информативных показателей состояния здоровья детского населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность и др.).

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического созревания (биологический возраст). Анализ физического развития дает возможность судить о темпах биологического созревания и гармоничности морфофункционального статуса, как отдельного индивидуума, так и детской популяции в целом.

Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.).

Все вышеперечисленные факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но и в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится ребенок, во многом формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей и подростков в России являются составной частью государственной системы медицинского контроля состояния здоровья подрастающего поколения.

Алгоритм такого наблюдения включает в себя антропометрию, соматоскопию, физиометрию и стандартизованную оценку полученных данных.

Распределение детей по группам здоровья используется в качестве четкой характеристики здоровья детской популяции, как показатель санитарного благополучия. По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей в рассматриваемой популяции относятся ко II-III группам здоровья, это указывает на неблагополучие населения.

Определение критериев, характеризующих и обусловливающих распределение детей и подростков по группам здоровья, осуществляется с учетом так называемых определяющих признаков здоровья, которые рассматривались ранее.

Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского населения. В широком понимании под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или его отдельных группах (территориальных, возрастных, половых и др.).

При изучении заболеваемости необходимо пользоваться единой методологической основой, включающей правильное применение терминов и одинаковое их понимание, унифицированную систему учета, сбора и анализа информации. Источником получения информации о заболеваемости являются данные по обращаемости за медицинской помощью, данные медицинских осмотров, данные о причинах смерти.

Для изучения и характеристики заболеваемости детей выделяют 3 понятия: собственно заболеваемость, распространенность заболеваний и патологическую пораженность.

Заболеваемость (первичная заболеваемость) – число заболеваний, нигде не зарегистрированных ранее и впервые выявленных в данном календарном году.

Распространенность (болезненность) – общее число всех имеющихся заболеваний, как впервые выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном календарном году.

Между этими двумя понятиями есть существенные различия, знать которые необходимо для правильного анализа результатов. Собственно заболеваемость – показатель, более чутко реагирующий на изменения условий среды в изучаемый календарный год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить более правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение. Показатель же болезненности более устойчив по отношению к различным влияниям среды, и его возрастание не означает отрицательных сдвигов в состоянии здоровья детского населения. Это возрастание может быть обусловлено улучшением лечения больных детей и продления их жизни, что приводит к «накоплению» контингентов детей, состоящих на диспансерном учете.

Заболеваемость по обращаемости позволяет установить также кратность обращений, выявить детей, болеющих длительно и многократно, и не болевших в календарном году ни разу.

Количество часто болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Часто болеющими принято считать детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Количество длительно болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Длительно болеющими принято считать детей, которые по одному заболеванию болеют более 25 календарных дней.

Количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах, к общему числу обследованных определяется как «индекс здоровья».

Патологическая пораженность – совокупность выявленных при медицинских осмотрах заболеваний, а также морфологических или функциональных отклонений, преморбидных форм и состояний, которые в дальнейшем могут обусловить болезнь, но к моменту обследования еще не вынуждают их носителя обращаться за медицинской помощью.

Рост распространенности тяжелых форм патологии во многом обусловливает рост частоты детской инвалидности.

5. Инвалидность у детей (по ВОЗ) – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек, распространенность детской инвалидности составляет 200 на 10 000 детского населения. При этом более 65 % инвалидов – это дети подросткового возраста (10-17 лет включительно). В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимают инфекционные и соматические заболевания (25,7 %).

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

2) образ жизни;

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов -20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

Факторы, влияющие на здоровье детей: условия жизни в семье

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

Сделайте его крепким и здоровым».

Жан-Жак Руссо

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем российского образования. Создание благоприятных педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей не является достаточно эффективной мерой. Общеизвестно, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

Одна из важных задач семьи – растить детей здоровыми, крепкими, сильными. От образа жизни семьи полностью зависит их физическое развитие. Родителям необходимо создавать условия в семье для воспитания здорового ребенка. Именно семья организует рациональный домашний режим – выполнение домашнего задания, сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание.

Особое значение имеет режим дня. Его соблюдение способствует нормальному функционированию организма его внутренних органов и физиологических систем, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление, рационально сочетать умственный и физический труд, умение правильно выбрать время и вид отдыха. Очень строго взрослым надо следить за тем, какое количество времени проводят дети за телевизором, компьютером, играют в игры на мобильном телефоне. Непрерывное пользование этой техникой влияет на нервную систему детей, утомляет их, снижается работоспособность, нарушается сон.

Не менее важное условие - оптимальный двигательный режим и двигательная активность. Л.А. Каменский отмечал: «чем больше ребенок что-либо делает: бегает, играет – тем лучше он спит, тем лучше работает его желудок, тем он быстрее растет, сильнее он становится физически и духовно». («Искусство быть здоровым» 1987г. стр.4).

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие сохранения здоровья. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, а это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Во-первых, родители должны контролировать занятия утренней гимнастикой. Ее цель: ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо провариваемой комнате, при открытом окне или форточке. Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности, важно и необходимо.

Для сохранения здоровья и развития мужества имеют большое значение общие игры, особенно на свежем открытом воздухе, походы, рыбалки, занятия спортом. Родители должны предоставить ребенку возможность заниматься гимнастикой, кататься на коньках, лыжах, в лодке, на велосипедах, приобрести спортивные атрибуты (мячи, скакалки и т.д.). С ребенком следует проводить прогулки пешком, экскурсии. Пример родителей побуждает ребенка самого заботиться о своем здоровье и заниматься спортом.

Одним из условий хорошего здоровья является рациональное питание. Оно должно быть разнообразным, с достаточным количеством витаминов. Пища должна быть калорийной, с разнообразием фруктов и овощей. Важно учитывать режим питания.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает уход за телом, гигиену одежды и обуви. Важно приучать детей в семье с малых лет к чистоплотности, соблюдению элементарных гигиенических норм.

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия - умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Поэтому родителям необходимо создать условия для психологического комфорта своих детей. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Какие дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей - создать условия жизни, помогающие сохранить и укрепить здоровье своего ребенка, донести значение ежедневной заботы о здоровье до его сознания, обучить искусству укрепления здоровья. Он должен осознать, что здоровье для человека - важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. И помнить, что здоровье детей в их руках!


Каждой маме хочется, чтобы ее малыш был счастлив и здоров. Но далеко не все родители при этом понимают, из чего же складывается нормальное состояние их ребенка. Какие факторы оказывают воздействие на состояние его здоровья? Что из этих влияний важнее, а что отходит на второй план? Однако ответы на эти вопросы помогут маме понять, на какие именно стороны жизни ей нужно обратить особенное внимание. Так что сегодня мы как раз таки и разберем поподробнее те факторы, которые влияют на детское здоровье.

Здоровье родителей

Как известно, генетическая составляющая играет довольно важную роль в становлении здоровья. Однако многие списывают на наследственность гораздо больше, чем стоило бы. На самом деле, вероятность развития тех или иных патологических состояний в большей степени зависит от воздействия окружающей среды.

Тем не менее, от того, как родители готовились к рождению крохи, зависит многое в становлении его здоровья на начальном этапе, ведь предрасположенность к тем или иным заболеваниям закладывается еще в материнской утробе. Так если мама и папа еще до зачатия крохи прошли все необходимые исследования, отказались от вредных привычек, вылечили все болезни, то их ребенок имеет больше шансов на рождение абсолютно здоровым.

Экология

К сожалению, этот фактор оказывает достаточно значимое влияние на формирование здоровья ребенка. Во время беременности будущей маме желательно побольше находится в зеленых зонах, не дышать дымом и . После рождения ребенка нужно гулять с ним на природе, выезжать на лето к морю либо подальше от шумного города, например, в деревню.

Микроклимат в семье

Данный фактор играет очень важную роль на становление здоровья ребенка и подростка. Многие специалисты утверждают, что болезни, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни, в большей части имеют психосоматическую природу. Это значит, что они провоцируются какими-то неприятностями, неразрешенными конфликтами и другими проблемами.

У маленьких детей весь их мир – это семья, поэтому если родители любят друг друга, дарят друг другу внимание и нежность, то ребенок имеет все шансы вырасти эмоционально адекватным и физически здоровым. Влияние постоянных скандалов, ссор и даже драк приводит не только к психологическим травмам, но и к явным заболеваниям. Кроме того дети с эмоциональной нестабильностью часто становятся агрессивными, связываются с дурными компаниями, пробуют в раннем возрасте алкогольные напитки и сигареты, что соответствующим образом сказывается на состоянии их здоровья.

Образ жизни

Основное влияние на здоровье ребенка оказывает тот образ жизни, который ведет семья и согласно которому приходится жить ему самому. Этот фактор включает в себя несколько подпунктов, а именно правильное рациональное питание, адекватные физические нагрузки и воздействие свежего воздуха (закаливание, прогулки и т.п.).

Питание

Так здоровье малыша и правильное рациональное питание тесно взаимосвязаны. Этот факт известен каждому из нас. Многие уверены, что здоровые дети должны есть исключительно по расписанию – четыре раза в день. Однако такое мнение ошибочно. При правильном подходе к питанию ребенок должен есть по аппетиту, соответственно не нужно заставлять его есть, если он не хочет.

Желание подкрепится – это наглядный индикатор состояния организма, и переедание может приносить вред. При насильственном кормлении как раз таки и возникает переедание, а это перенагружает желудок и приносит множество неприятностей.

Для полноценного питания в рационе ребенка должны обязательно присутствовать овощи и фрукты, рыба, нежирное мясо, яйца. Не стоит забывать и о молочных продуктах, соках, кашах. Родители должны грамотна распределить питательный набор на целый день, так, чтобы ребенок получал все необходимые ему вещества, обеспечивающие полноценный рост и развитие.

Физические нагрузки

Детей нужно с малых лет привлекать к спорту. Еще с грудничками можно посещать занятия в бассейне, ходить на сеансы массажа и лечебной физкультуры.

Деткам более старшего возраста на пользу пойдут различные платные тренировочные мероприятия, либо просто длительные .

Особенно полезно проводить максимально много времени с ребенком, показывая ему на своем примере, что физкультура и спорт это хорошо. Отличной традицией являются семейные воскресные прогулки на роликах, утренние либо вечерние пробежки на ближайшем стадионе.

Во время любых спортивных занятий родителям стоит учитывать, что кровообращение у ребенка работает гораздо лучше, чем у взрослого, поэтому одевать активного малыша нужно легче, чем себя.

Свежий воздух и закаливание

Чтобы вырастить действительно здорового малыша нужно уделять время его закаливанию. Это и обливания прохладной водой, и прогулки в любую погоду, и хождение босиком. Еще с грудного возраста нужно оставлять малыша голеньким для своеобразных воздушных ванн. Все эти мероприятия тренируют иммунную систему, помогая ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Благодаря этому ребенок будет нормально переносить сквозняки, похолодания, атаки микробов и вирусов, а при заболеваниях выздоровление будет наступать намного быстрее.

Заключение

Навскидку видно, что более чем на три четверти факторы влияющие и формирующие здоровье детей зависят от их родителей. Конечно, здоровье ребенка зависит от множества факторов, но основной критерий его становления – это правильный образ жизни, как малыша, так и его родителей. И не нужно перекладывать свою ответственность на садик и школу. Не занимайтесь самообманом! Что посеете – то и пожнете…

Петрова Марина Авенировна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: МАОУДО "Дом детского творчества" г.Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Факторы риска, влияющие на здоровье детей и подростков в условиях учебно–воспитательного процесса"
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дополнительное образование

Петрова Марина Авенировна, педагог-организатор МАОУДО «Дом

детского творчества» города Чебоксары, кандидат педагогических наук

Факторы риска, влияющие на здоровье детей и подростков (в

условиях учебно-воспитательного процесса в школе и в учреждении

дополнительного образования)

Образ жизни и здоровье – актуальная проблема, далеко вышедшая за пределы

интересов здравоохранения. В рамках программы «Тропа здоровья» МАОУДО «Дом

детского творчества» города Чебоксары был проведен анализ обусловленных факторов,

влияющих на здоровье подрастающего поколения. В ходе деятельности насторожил тот

факт, что по данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований, за

последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков

улучшения не отмечается. Более того, современное общество, где накопился огромный

груз патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей почти нет.

Цель исследования: изучить учебные и внеучебные факторы, влияющие на

здоровье детей и подростков.

Задачи:

1. Выявить те факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и

здоровье детей и подростков.

2. Проанализировать эти факторы по значимости и силе их влияния.

3. Показать, что учебные и внеучебные факторы риска имеют суммарное

воздействие, и оно оказывается значимым.

Материал и методика исследования . Учащимся учебным объединений ДДТ были

предложены анкеты, позволяющие оценить их знание основ здорового образа жизни

(младшим школьникам), анкетирование по проблемам питания, оценка собственного

здоровья, по проблемам молодежи (среднее и старшее звено). Анонимное анкетирование

учащихся позволило выявить основные факторы риска здоровью и динамику их

формирования. Таким образом, была получена информация об образе жизни детей и

подростков, их отношении к познанию основных составляющих здорового образа жизни.

Основная часть . Мы выделили в учебно-воспитательном процессе группу

факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и

состояние здоровья растущего организма. Это:

1. Недостаточная двигательная активность.

2. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.

3. Нарушение гигиенических требований к учебной и кружковой деятельности.

4. Нарушение организации питания.

5. Отсутствие у учащихся гигиенических навыков, наличие вредных привычек.

6. Неблагоприятный психологический микроклимат в школе и учреждении

дополнительного образования.

Здоровый образ жизни немыслим без следующих элементов: рациональный режим

труда и отдыха, полноценное питание, искоренение вредных привычек, двигательная

активность, знание правил личной гигиены и неукоснительное их исполнение, а также

процедур закаливания и борьбы с вредными привычками. Рассмотрим эти факторы.

Недостаточная двигательная активность. Прилежный ребенок должен

заниматься (школа + дом) по 10-12 часов в сутки, что ведет к переутомлению, дефициту

двигательной активности, уменьшению продолжительности сна и пребывания на свежем

Учебно-воспитательный процесс . Для оценки эффективности

здоровьесберегающей деятельности применили психофизиологический мониторинг, в

процессе которого проводится оценка таких личностных качеств учащихся, как

мотивация, стрессоустойчивость, информационная работоспособность, индивидуальная

выносливость, утомляемость. Влияние на психическое здоровье учащихся и процессы

адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация

учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и

функциональным возможностям учащихся, соблюдение гигиенических нормативов и

правил организации учебного процесса, которые обеспечивают профилактику учебных

перегрузок и утомления. Анкетирование показало, что психологическое состояние

большинства учащихся (64 %) не вызывает тревоги, а оставшиеся 36 % имеют высокий

уровень психологического напряжения, у них возникает риск возникновения

психологической дезаптации, высокой тревожности. Таких учащихся отличает сниженная

сопротивляемость стрессовым факторам, неуверенность в отношениях с педагогами.

Сегодня среди выпускников школ только 3 % здоровых детей. По расчетам НИИ гигиены и

охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в 5-м классе, например, при 5-дневной рабочей

неделе в эту самую неделю должно быть 28 уроков, не больше. Анкетирование показало, что

многие родители целиком полагаются на школу и учреждения дополнительного образования и

вообще не знают суммарной часовой нагрузки в неделю. При шестидневной – 31 урок. В 6-м

классе при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32. Норма на приготовление уроков дома

для учеников 5–6 классов – 2,5–3 часа. Мы выявили, что родители не устанавливают для детей

нижний и верхний порог времени, которое должно отводиться на домашнюю работу, что ведет к

бесконтрольности и плохой успеваемости учащихся. Значит, задавать на дом больше, чем можно

сделать за это время, нельзя. Пяти-шестиклассники не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда

для здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причем 3 км за те

часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать,

запоминать. Гулять они каждый день должны 3 часа. Следить за правильной организацией

режима дня детей и подростков должны родители, но школа и учреждения дополнительного

образования не могут оставаться в стороне. Любой педагог обязан знать, что учебная перегрузка

неминуемо скажется на структуре режима дня, потому что увеличит время на приготовление

домашних заданий и уменьшит время, отведенное на сон и выполнение домашних заданий, а

также нахождение на свежем воздухе.

Проблема питания и современная школа . На примере одной из школ Московского района города

Чебоксары в ходе нашего исследования оказалось, что учащиеся школы употребляют мясо (50 %)

и рыбу (15%) ежедневно. Отсюда мы делаем вывод, что дефицит белка, который является

строительным материалом для клеток, может стать причиной серьезных функциональных

нарушений. Овощи потребляют только 70% учащихся, фрукты и соки - 75 %. Безусловно,

недостаток витаминов и углеводов ведет к частым болезням, так как снижает иммунитет. Если

рассматривать питание детей, то по результатам анкетирования можно понять, что питаются три

раза в день только 25%, 45% - когда захотят. На самом деле норма – 4-5 разовое питание,

принимать пищу реже 4 раз в день или когда придется – большая нагрузка на организм, особенно

на желудочно-кишечный тракт. Если посмотреть частоту заболеваний, то болеют от 3 до 5 раз в

день 42 % учащихся, 2 раза в год – 16 %, а 1 раз только четверть учащихся. Не завтракают 20 % -

регулярный отказ от завтрака приводит к повышенной утомляемости, снижению внимания,

плохой успеваемости, набору лишнего веса.

Что же предпринимать школе и учреждениям дополнительного образования

для сохранения здоровья своих учащихся? Было проведено анкетирование детей и

подростков, педагогов и родителей. Самым важным шагом считают организацию

здорового питания (2,4), на втором месте - проведение физкультминуток (3,4).

Анкетирование детей показало, что физминутки проводятся очень редко, а то и не

проводятся в среднем и старшем звене. Исключение составляет начальная школа – там

постоянно проводят динамические паузы, что благоприятно сказывается на здоровье детей

и подростков, снижает утомляемость и гиподинамию. На третьем месте – строгое

соблюдение режима проветривания кабинетов (4,0). На самом деле, выявлен очень низкий

процент проветривания кабинетов, особенно перед началом учебных занятий и в конце

дня в кружках. Примерно столько же считают, что сохранение здоровья решит

организация дополнительных занятий спортом, а именно открытие кружков и секций.

перемены (4,7 и 4,8), хотя организовать это не представляется возможным на сегодняшний

день, так как школа численностью 1000 человек вряд ли сможет это воплотить в жизнь.

Такой же процент (5,2) составляет предложение добавить уроки физкультуры в школе,

хотя сейчас увеличено число уроков во всех классах до 3. Некоторые ученики хотели бы

посещать 5-6 уроков физкультуры в неделю (35 %), но некоторые - только один урок (25

Оценка собственного здоровья. Оздоровление общества в широком понимании

немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как

жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт

здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех

сферах жизни. Анкетирование показало, что для детей и подростков здоровье находится на

первом месте (83 %), счастье – на втором (42 %), труд, к сожалению, только составляет 33

%, а материальное благополучие имеет значение только для 17 %.

Анализ экологического состояния школы и учреждения дополнительного

образования. Так как дети и подростки проводят большую часть времени в школе и в

кружках дополнительного образования, которые по праву могут считаться вторым домом,

то и отношение к ним должно измениться. В создании благоприятной атмосферы

помогают комнатные растения. К сожалению, только начальная школа и некоторые

кабинеты могут претендовать на «зеленую зону». Во многих кабинетах вообще

отсутствуют цветы. К оформлению школы и учреждения дополнительного образования

должны привлекаться сами дети и подростки, что даст им больше возможностей показать

свои знания на практике и проявить свою фантазию и дизайнерские способности.

Выводы. Необходимо больше заниматься физическими упражнениями - это

наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению

будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятию

любимым делом и вообще к жизни.

Нужно вести разъяснительную работу по основам рационального питания, которая

должна проводиться не только на уроках, но и на классных часах, в кружках, в личных

беседах, в том числе и с родителями. Продолжать профилактическую работу по

предупреждению травматизма и профилактике инфекционных заболеваний. Необходимо

усилить мотивацию детей на ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек,

для контроля самими учащими времени, отводящегося на сон и выполнение домашнего

задания, ввести дневники контроля, которые помогут учащимся реально оценить

положение дел и внести коррективы в свой образ жизни.

порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, который должен

строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности. Важно помнить,

что любое нарушение режима может стать причиной задержки роста и нормального развития

организма. Необходимо в течение недели подсчитать и внести время, затраченное учащимися на

каждый элемент режима. Затем сравнить с гигиеническими нормативами. Это окажется не

простым, но полезным делом. Это поможет понять, почему одни дети и подростки успешно

справляются с учебной нагрузкой, а другие – нет. Во-вторых, будет собран материал для

выстраивания эффективной работы по сохранению здоровья детей и подростков, а также для

оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы и учреждения

дополнительного образования.

Заключение. Полученный положительный опыт по формированию здорового

образа жизни позволит начать целенаправленную просветительную работу с детьми и

подростками, родителями по вопросам профилактики заболеваний, важности соблюдения

рационального режима дня, личной и общественной гигиены, в которую могут быть

вовлечены культурно – досуговые и культурно- просветительные учреждения.

Ухудшение состояния здоровья учащихся нельзя связывать с негативным влиянием

только школьных факторов. Нужно учитывать и неблагоприятные социальные,

экономические условия, отрицательное влияние экологических факторов. Но изменить эти

негативные факторы, за исключением школьных факторов в ближайшее время

невозможно. Мы сделали вывод, что информация, которую получают дети и подростки на

уроках и в кружках, разрозненна, не систематизирована, нет эффективных методов

формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровьесберегающее

учреждение – это место, где здоровью ребенка ничто не угрожает, где он может спокойно

развиваться и учиться без излишнего утомления и нервного напряжения. Нами внесены

предложения школьной администрации, учителям, классным руководителям, педагогам

дополнительного образования и самим учащимся.

Список литературы:

1. Поляков С.Д, Хрущев С.В, Корнеева И.Т. Мониторинг и коррекция физического

здоровья школьников. – М.: Айрис, 2006 - 96с.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология

развития). Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических

вузов. – М.: Академия, 2001.

3. Исаева С.А. Переменки и динамические паузы в школе. Практическое пособие. –

М.: Айрис-пресс, 2009. – 48 с.: ил. – Культура здоровья с детства.

4. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986. -173 с.

5. Семенова А., Васильева А. Осторожно простуда! – СПб.: ИД «Невский

проспект», 1999. -185 с.

6. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов. Россия, 1989. - 64 с.

7. Сонькин В. Рациональное питание. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. –

(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 24).

8. Ходош Ю.Р. Культура потребления. – М.: Политиздат, 1987. -128 с.

9. Ланда Б.Х. Как провести физкультминутку? – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. –

(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 29).

10. Пиманова Л. Вкусно и полезно. М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка

«Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 34).

Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.

В формировании здоровья детей участвуют следующие важ­нейшие факторы:

· здоровье и возраст родителей на момент рождения ребен­ка, осложнения беременности и родов;

· социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологи­ческий климат в семье);

· эпидемиологические;

· экологические;

· факторы учебного процесса.

Здоровье и возраст родителей играют существенную роль в формировании здорового поколения. Наличие у родителей вредных привычек, хронических и некоторых инфекционных заболеваний может отрицательно повлиять на здоровье ребен­ка. Эти моменты неблагоприятно отражаются на развитии пло­да в период его зачатия и внутриутробного развития, являясь причиной таких наследственных заболеваний, как дальтонизм, гемофилия, пороки развития, уродства и т.д., на долю которых, по данным ВОЗ, в разных странах мира приходится от 4 до 8 % патологии детского возраста.

Известно также, что чем моложе будущие родители или, на­против, старше, тем неблагоприятнее это обстоятельство для здоровья ребенка.

В возрасте до 1 года важнейшими для здоровья детей явля­ются такие социальные факторы, как характер семьи и образо­вание родителей. В 1-4 года значение этих факторов остается весомым, но увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, наличие животных в доме, курение взрослых, посещение ДДУ. В возрасте 7-10 лет наибольшее значение имеют жилищ­ные условия, доход семьи, наличие животных и курение родственников в жилище.

Ведущими биологическими факторами во всех возрастных группах детей являются болезни матери во время беременности и осложнения беременности и родов.

Существует условная классификация социально-гигиеничес­ких факторов, влияющих на развитие и состояние здоровья де­тей и подростков, представленная в табл. 10.1.

Питание как фактор, формирующий здоровье населения, стал заметен в нашей стране в последнее десятилетие, когда произошло резкое экономическое расслоение обществе. В се­мьях с высокой материальной обеспеченностью часто встреча­ются дети с нарушениями жирового обмена, а в семьях с низ-

Таблица 10.1. Социально-гигиенические факторы, значимые для здоровья детей

Благоприятные (оздоровительные) факторы Факторы риска
Соответствие условий окружаю­щей среды гигиеническим нор­мативам Нарушения гигиенических тре­бований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности
Оптимальный двигательный ре­жим Гипо- или гипердинамия
Закаливание Нарушение режима дня и учеб­но-воспитательного процесса
Сбалансированное питание Нерациональное питание
Рациональный суточный режим Отсутствие гигиенических навы­ков и здорового образа жизни
Здоровый образ жизни Неблагоприятный психологи­ческий климат в семье и коллек­тиве

ким и доходами резко увеличилось число детей и подростков с пониженным пищевым статусом вследствие дефицита в пище белка, особенно животного происхождения, витаминов и энер­гетической недостаточности питания.

Дефицит витаминов в среднем наблюдается у 40 % населе­ния, он в первую очередь касается витаминов С, А, Е и бета-каротина, составляющих основу антиоксидантной защитной системы организма, наблюдается во всех возрастных группах населения, во всех регионах и во все сезоны года.

Отмечается дефицит кальция и железа в связи с недостаточ­ным потреблением молока, молочных продуктов и мяса как ос­новного источника железа.

Дефицит микроэлементов (меди, селена, цинка, йода, фтора) стал национальной проблемой у нас, а также в Европе и Аме­рике, причем селен является важным элементом в антиокси­дантной защите человека.

К тому же сами продукты в ряде случаев не могут считаться доброкачественными в гигиеническом отношении, будучи за­грязненными микроорганизмами и многочисленными ксено­биотиками (солями тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, нитритами, нитратами, нитрозаминами, пестицидами и анти­биотиками). От 60 до 70 % чужеродных веществ поступает в организм с пищей.

Образ жизни - емкое понятие. Под здоровым образом жизни следует понимать не только отсутствие вредных привычек, но и наличие двигательной активности, рациональные режимы питания, труда и отдыха. Давно доказано, что вредные привыч­ки (табакокурение, злоупотребление алкогольсодержащими на­питками, прием наркотиков) оказывают крайне негативное влияние на соматическое и психическое здоровье детей и под­ростков.

Эпидемиологические факторы резко отрицательно отражаются на состоянии здоровья населения, в том числе и детского. Из­вестно, что детские инфекции составляют около 15 % от всей детской заболеваемости. Следствием игнорирования прививоч­ной работы в нашей стране стали возобновление и рост в сере­дине 90-х годов таких забытых инфекций, как дифтерия, полио­миелит и корь.

Под воздействием эндемических факторов у населения по­являются эндемический зоб, уролитиаз, флюороз, кариес зубов, стронциевый и молибденовый рахит. Развитию этих и других заболеваний способствует наличие биогеохимических провин­ций, искусственно созданных промышленной деятельностью человека, влияние которых на здоровье населения требует даль­нейших научных исследований.

Из перечисленных факторов питание, эндемические и эпи­демиологические (природно-очаговые болезни - риккетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит, геморрагическая лихорад­ка и др.) могут быть отнесены и к экологическим. Не случайно, по данным ВОЗ, экологические факторы в настоящее время обусловливают более 25 % всех заболеваний человека, а по ряду стран и регионов этот показатель достигает даже 40 %, причем с учетом эндемических и эпидемиологических факторов он ста­новится еще выше.

Годы пребывания в школе (с 6-7 до 17-19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, нерациональные учебные пособия, нарушение правил чтения могут привести к миопии. Количество близоруких детей увеличивается в вы­пускных классах.

Нерационально устроенная школьная мебель и неправиль­ная посадка (поза) ученика во время урока приводят к наруше­нию осанки - кифозу и сколиозу.

Несоблюдение режима учебных занятий в школе и дома мо­жет вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в орга­низме.

В детском возрасте, как уже говорилось, происходит развитие и совершенствование иммунной системы организма. Тесное общение в детских коллективах, где могут быть инфекционные больные, способствует развитию детских эпидемических ин­фекций: кори, ветряной оспы, коклюша, скарлатины, дифте­рии, краснухи и др.

Технические средства обучения (ТСО), все шире применяе­мые в современных образовательных учреждениях, включая школы и детские сады, обеспечивают лучшее восприятие учеб­ного материала, повышая внимание и интерес к изучаемому ма­териалу. К ТСО относятся кино-, диа- и эпипроекторы, те­левизоры и видеомагнитофоны, персональные компьютеры. Однако использование аудиовизуальных ТСО и компьютерной техники с видеодисплейным терминалом (ВДТ) требует регла­ментирования времени их непрерывного применения в учебном процессе вследствие их отрицательного влияния на состо­яние зрительной и общей работоспособности организма детей и подростков под влиянием длительного статического напря­жения и напряжения зрения.

Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в им­мунной, нервной и сердечно-сосудистой системах и, по мне­нию некоторых ученых, создает опасность риска заболевания экземой при работе с дисплеем в течение 2=6 ч и более в день, что объясняют способностью этих полей повышать концентра­цию положительных ионов в рабочей зоне, которые адсорби­руют пылевые частицы, являющиеся причиной аллергизации организма. Известно также, что электромагнитные поля меша­ют появлению новых условных рефлексов и ухудшают процесс запоминания.

Переменное электрическое поле влияет на минеральный об­мен: резко изменяются состав мочи и потребность организма в раде минеральных веществ. Так, увеличивается выброс каль­ция и резко задерживается фосфор, что объясняют либо акти­вацией деятельности надпочечников, гормоны которых регули­руют минеральный обмен, либо непосредственным влиянием электромагнитных излучений на ионные каналы клеточных мембран.

Компьютеры влияют на центральную нервную систему де­тей. Ритмические сигналы от монитора могут стать причиной плохого самочувствия. При длительной работе на компьютере у некоторых школьников отмечаются психологические рас­стройства, раздражительность, нарушение сна, нежелание при­ступать к работе с компьютером, а также снижение работоспо­собности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрес­сивных состояний.

Работа на компьютере происходит в вынужденной рабочей позе, вследствие чего отмечаются повышенная нагрузка на ос­тисто-крестцовые мышцы, боли в шейном и грудном отделах позвоночника.