Как избавить ребенка от страхов: советы психолога. Детские страхи Боязнь у ребенка 5 лет

Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. По сути страхи уберегают от опасности и многих рисков. А, значит, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию.

Виды страхов у детей 4-6 лет

Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и фантазийные .

Реальные страхи

К реальным можно отнести те, которые имеют под собой вполне объяснимую причину:

Эти страхи типичны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для четырех-шести - они сопровождают несколько возрастных периодов.

Фантазийные страхи

В три-четыре года у ребенка происходит активное развитие абстрактного мышления, что становится причиной появления еще одного вида страхов: фантазийных. Эта группа порождается воображением детей. К ней можно отнести:

Причины реальных страхов и как на них реагировать

Давайте более подробно рассмотрим основные детские страхи у детей от 4 до 6 лет и попробуем разобраться, что при этом нужно делать взрослым. При условии грамотного подхода и адекватной поддержки со стороны родителей, при отсутствии конфликтов в семье, детский испуг преодолевается довольно быстро.

1. Боязнь животных и насекомых

Для некоторых детей актуален страх насекомых или животных.

Что делать?

В таких случаях рекомендуется сменить эмоциональное состояние малыша - с пугающего на заинтересованное. Например, выйти вместе с ним в поле, найти там паучка, посадить его на свою ладошку. После этого следует объяснить малышу, что паук полностью открыт перед вами, ничего не замышляет и, наоборот, является более уязвимым, чем люди.

Рассказывая интересные истории о животных и насекомых, которых кроха боится, можно вызвать любопытство с его стороны. Чем больше малыш будет знать о предмете своей боязни, тем быстрее избавится от страха.

В случае с собакой тоже нужно создать благожелательный фон вокруг животного. Никогда не кричите на ребенка и не запугивайте тем, что собака может укусить или чем-то заразить. Объясните малышу, что гладить собаку без разрешения хозяина нельзя и первые контакты с животным лучше налаживать на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Полистайте книги и энциклопедии о животных, посетите выставки, продемонстрируйте способы безопасного взаимодействия с насекомыми и животными на собственном примере.

2. Боязнь белых халатов

Это опасение тесно связано со страхом боли. Укол, сделанный человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.

Что делать?

Чтобы снизить боязнь людей в белых халатах, за несколько дней до похода в поликлинику расскажите малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.

Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.

Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.

3. Страх громких звуков

Один из врожденных страхов человека - боязнь резких звуков. Природа устроена так, что громкий звук является символом опасности. Кроме того, громкие звуки способствуют перенапряжению мозговых клеток и приводят к расстройству в работе некоторых органов. Поэтому инстинкт самосохранения заставляет ребенка вздрагивать при резких окриках, грохоте, либо скрежете машин.

Что делать?

Если малыш вдруг расплакался от грома или другого резкого шума, следует стать с ним рядом, обнять его и дать понять, что вы его можете защитить, рядом с вами он находится в безопасности. Не смеяться над ним, не стыдить, иначе он начнет скрывать от вас свой испуг, но справиться самостоятельно с ним вряд ли сможет.

Лучше всего начать игры с различными звуками: от тихих - к громким. Для занятий подойдут металлофон, звонкие металлические ложки. Сходите вместе на шумный детский праздник или веселый аттракцион, где все визжат, кричат и прыгают. Радостный шум постепенно приучит малыша к громким звукам.

4. Боязнь чужих людей

Страх перед посторонними людьми возникает еще в младенчестве и имеет вполне очевидные корни. Формируется он на физиологическом уровне - малыш подсознательно начинает чувствовать опасность в незнакомце. При этом он замыкается, опускает голову и прячется за родного человека.

При правильном поведении родителей боязнь обычно проходит к трем-четырем годам. Но, если социализация в этом возрасте так и не начата, стоит проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация грозит понизить самооценку ребенка, негативно отразится на дальнейшем общении со сверстниками.

Что делать?

Так как страх в данном случае идет в ногу с застенчивостью, родителям нужно самим предпринимать первые шаги. Например, подойти вместе с малышом на детской площадке к детям, которые уже общаются между собой. Заговорить с ними, познакомить со своим ребенком. Чаще следует посещать детские центры, развивающие занятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.

Если малыш боится оставаться наедине с другим взрослым, например, с няней, нужно взять для знакомства чуть больше времени. Чтобы ребенок привык к постороннему, необходимо некоторое время провести втроем. Как только кроха начнет доверять новому человеку, первым к нему обращаться, можно смело оставлять их наедине.

5. Боязнь одиночества

Страх надолго оставаться без мамы считается распространенной боязнью у малышей. Ни в коем случае его нельзя принимать за избалованность или необоснованные капризы. Боязнь потерять маму вполне естественна и требует деликатного подхода.

Что делать?

Всегда объясняйте ребенку, когда вы вернетесь. Например: - «После того, как ты поспишь и съешь полдник». Такие согласования рекомендуется сделать регулярными. При этом следует не только доброжелательно договариваться с малышом, но и своевременно выполнять свои обещания.

6. Страх темноты и ночных кошмаров

Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Фантазия малыша развивается бурно, подсовывая ему чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать.

Что делать?

Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного».

Убедите малыша в том, что он находится в полной безопасности. Для этого оставляйте дверь в его комнату открытой, купите забавный детский ночник.

Предложите нарисовать или вылепить того, кого он боится, затем придайте герою комический вид и вместе посмейтесь над ним.

Придумайте интересную сказку со страшным персонажем из детского воображения, закончив ее позитивно. Ваш герой должен постепенно превратиться в хорошего друга и помощника.

Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова.

7. Клаустрофобия

Со страхом темноты перекликается боязнь замкнутого пространства. Малыш может не озвучивать проблему и родители замечают ее сами, закрывая вечером дверь в его комнату, либо застряв с ним в лифте. Частые проявления клаустрофобии сопровождаются приступами паники, головокружениями. Дети могут среди ночи прибежать к родителям и начать плакать.

Эта навязчивая боязнь возникает чаще у единственного ребенка в семье, имеющего ограничения в общении со сверстниками. Особенно страдают ею дети, получающие чрезмерную порцию ласки и любви.

Что делать?

Прежде всего, ребенка в такой ситуации следует успокоить и научить ровному дыханию. Ругать за немотивированный на ваш взгляд страх, категорически запрещается. Нельзя идти от противного и закрывать его в комнате.

Результативными бывают игры, направленные на преодоление скованности, возникающей в замкнутом пространстве. Например, специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».

Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.

8. Страх наказания

Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.

Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.

Что делать?

Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные. Подробнее об этом виде боязни можно почитать в статье «Страх сказочных героев и вымышленных персонажей».

Причины фантазийных страхов и как на них реагировать

Просыпаясь после хорошего сна, взрослые могут пребывать какое-то время в сладостной эйфории, не отделяя сновидение от яви. В такой момент им легко понять деток 4-6 лет, которые находятся под воздействием собственного богатого воображения практически весь день. Компьютерные игры, сказки, мультфильмы населяют мир малышей вымышленными персонажами, а иногда - даже целыми корпорациями монстров.

1. Боязнь вымышленных персонажей

Особо впечатлительный ребенок во время просмотра детской передачи, мультфильма или после прочтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в своем воображении в любое время суток.

Большую роль в этом играют родители, которые с усиленной артистичностью передают образы волка, мифического Бабая или Бабы-Яги. Некоторые взрослые заходят еще дальше - пугают малыша тем, что существует некоторое зло, способное забрать непослушного ребенка от родителей даже без их ведома.

Что делать?

Боязнь вымышленных героев тесно переплетается со страхом наказания. Поэтому, прежде всего, нужно полностью исключить манипуляцию страшными героями в собственных интересах, когда хотите добиться от крохи безупречного поведения. Такие запугивания могут сделать его психику неустойчивой надолго и в далеком будущем есть риск столкнуться с настоящими неврозами.

Лучше всего придумать сказку, в которой страшный главный герой становится добрым и начинает всем помогать.

Уместна арт-терапия. То есть, зло можно нарисовать максимально смешным и сделать его уязвимым перед малышом. Например, волка нарядить пожарным и отправить спасать людей, а Бабу-Ягу представить комичной и добродушной старушкой.

Как только ребенок озвучит свой страх, поговорит о нем со взрослым, в большинстве случаев боязнь почти сразу же отступает. Поэтому так важно просто побеседовать с малышом в спокойной обстановке и убедить его в полной безопасности.

2. Страх ночных кошмаров

Самыми уязвимыми дети становятся ночью, когда рядом никого из взрослых нет. Боязнь ночных кошмаров - один из самых распространенных страхов у малышей 4-6 лет. К сожалению, он приходит не один, а в комплекте с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Что делать?

Волнение перед страшным сном опасно уже само по себе. В таких случаях родителям следует помнить о ночнике, приоткрытой двери и спокойных беседах перед укладыванием малыша в постель.

Уместно придумать волшебные слова, которые будут играть роль защиты, разрешить взять любимую игрушку.

Нежные прикосновения мамы, расслабляющий массаж, поцелуй перед сном - лучшие способы убедить малыша в том, что он любим, а значит - защищен.

Что важно учитывать в борьбе со страхами

  1. Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
  2. Нельзя ругать и идти от противного - заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
  3. Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью - это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
  4. Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.

А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.

Видео

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа

Родителям это может показаться удивительным, но детям необходимо бояться, чтобы развиваться. Часть страхов (так называемых возрастных) относится к нормальным психическим явлениям, другая (тревожность и испуг) требует наблюдения и легкой коррекции.

Бить тревогу следует, когда есть отклонения от возрастных норм или формируются устойчивые фобии. Именно с ними чаще всего невозможно справиться без помощи специалиста. А вот если ребенок всего боится в 3 года, скорее всего, ему не хватает жизненного опыта и эффективной поддержки со стороны взрослых. Если такая проблема возникает лишь к 6–7 годам, нужно обратить внимание на общее психологическое состояние дошкольника и стиль семейного воспитания.

Из этой статьи вы узнаете

Диагностика страхов

К сожалению, нет универсальной инструкции, как избавить ребенка от страхов. Каждый малыш слишком уникален для этого. С одной стороны, детские боязни являются движущей силой психологического и социального развития, с другой – они могут это развитие затормозить, если сила страха превышает возможности нервной системы малыша.

Существуют специализированные опросники для детей, предназначенные для выявления боязней, начиная со старшего дошкольного возраста. У деток помладше самым надежным остается метод беседы. Основной родительский инструмент в борьбе со всем страшным и опасным – здравый смысл. Внимательное наблюдение и доверительные диалоги с ребенком творят чудеса в деле коррекции поведения.

Инструменты психологов

Существует тест «Красный дом. Черный дом» (модифицированный метод А.И. Захарова). Одновременная диагностика и проработка проблемы происходит через рисунки и образы. Ребенку предлагается расселить (записать) опасности в нарисованные домики: страшные – в черный дом, нестрашные – в красный.

В конце занятия черный дом нужно запереть (ребенок сам рисует навесной замок), а ключик выбросить или потерять. Обитатели черного дома – актуальные страхи. Будучи ритуально запертыми на надежный замок, они немного отступают.

Домашняя модификация теста. Чтобы сделать это занятие более увлекательным и доступным для деток, не умеющих писать (от 3 лет), страхи можно изобразить в виде символов. Если все детали выполнить на самоклеящейся бумаге, это вдвое сократит время занятия (для трехлеток – не более получаса). Опасности возьмите из «Страшного списка» ниже по тексту.

Не сравнивайте с другими

Отталкивайтесь не от соседских мальчишек или утверждений психологов, а от личности собственного ребенка. Так, если именно ваш пугливый в 4 года, обратите внимание, насколько сформирована у него самооценка, бытовые и коммуникативные навыки, жизненный опыт.

Причиной появления страхов порой становится индивидуальный дисбаланс между психическим и физиологическим развитием, когда рослый и внешне развитый дошкольник оказывается не приспособленным к жизни.

Говорите с детьми

Довольно часто одна боязнь цепляется за другую, и только путем диалога можно выяснить почему. Например, кроха начал бояться ходить в лес или весь сжимается, встречая определенного человека.

Попробуйте аккуратно расспросить о страхах. В диалоге не стоит прямо интересоваться «Чего ты боишься?», с детьми преддошкольного и дошкольного возраста лучше действовать издалека. Рассмотрим примеры.

Проблема Цель Неудачные фразы Хорошие фразы
Ребенок боится ходить в лес Выяснить предмет страха. – Ты боишься леса? – Мы собираемся погулять в лесу, ты хочешь пойти?
– Нет, там живет страшный серый волк!
Выяснить причину страха. – Почему ты боишься волка?
Есть риск, что детское сознание не заметит ни вопросительной интонации, ни вопроса «почему» и воспримет фразу как установку.
– А чего такого страшного натворил волк?
– Он ест маленьких пушистых кроликов и охотится на детей!
Утилизировать страх, сделать его незначимой деталью. – Перестань! Волк совсем не страшный! – А ты знаешь, что волки бывают разные? Одни живут на севере, другие – на юге. В нашем лесу волки совсем не водятся!
– А кролики есть?
– К сожалению, кроликов тоже нет, и медведей нет, и даже лис нет. Зато есть отличное озеро с пляжем и мороженым!
– А там можно купаться?

В ходе разговора малыш может указать на «острые зубы и когти», что символизирует страх боли. Темный лес олицетворяет одиночество и разлуку с семьей. Старайтесь заранее продумать разные варианты развития диалога. Дети порой задают очень неожиданные вопросы, к которым вы должны быть готовы. Учитывайте возрастные особенности проявления страхов, чтобы переключать внимание малыша на нестрашные вещи.

У страха глаза велики. Обсудите эту пословицу со своим чадом. Пусть он на собственном примере проработает собственные реакции, заодно и расскажет о сопутствующих страхам фантазиях.

Возрастные страшилки

Страхи у детей дошкольного возраста сменяют друг друга или накапливаются, и это страшит уже не самих детей, а их родителей. От 3 до 7 лет дети переживают пиковый момент в становлении воли, морали, совести и многих других важных личностных качеств.

К началу этого периода исчезают ситуативные страхи (кабинет стоматолога, процедурная с уколами, лаборатория по забору крови). Но символы этих ситуаций могут перейти в трехлетний возраст. Например, дети начинают бояться боли или крови, а также различных шумов.

Чем старше становится малыш, тем более его опасения связаны с обществом и общепринятыми нормами. Фокус постепенно смещается с детского «я» и собственных ощущений во внешний мир:

  • В 3–5 лет во снах оживают сказочные персонажи. Особенно страшат детей образы анти-родителей – Баба-яга и Кощей. Любовь – одно из важнейших чувств, в котором у малыша в этот период не должно быть недостатка. Если любви мамы и папы не хватает, появляется боязливость и тревога.
  • Возрастной период 5–7 лет наиболее урожайный на страх собственной смерти. Днем ребенка волнуют как сама смерть, так и близкие события: болезни, операции. Ночью на малыша нападают чудовища и людоеды, проглатывают акулы или кусают ядовитые змеи.
  • После 7 лет Баба-яга превращается в ведьму, а Кощей приобретает облик скелета. Если школьник посвящен в религиозные мотивы, начинают действовать они: дьявол, черти, смерть с косой и т.д. Ночные кошмары все еще могут преследовать дошколенка, как и страх смерти. Но теперь малыш опасается не за собственную жизнь, а за жизнь мамы и папы. Поступление в школу заставляет детей бояться новых неприятностей: опозданий и наказаний за нарушение общих правил.

Чего боятся дети

Попробуйте поговорить со своим ребенком и выяснить, сколько настоящих опасностей тревожит его. Подготовьте карточки с названиями страхов. Придумайте любой способ распределить их на две категории: «да» и «нет». Для тех, что вызывают у ребенка тревогу, заранее придумайте «казнь».

Например, предложите прикреплять карточки к деревянным палочкам, часть из которых потом может стать основой костра. Другой вариант – сделать из бумажных карточек какую-то добрую поделку, тем самым сменив знак эмоций с минуса на плюс.

«Страшный список»

Ученые постоянно подсчитывают, чего чаще боятся дети. В списке около 30 пунктов. Для подсчета используются специальные бланки, опросники и диагностические игры. И, хотя, не так уж важно, сколько карточек получится в итоге, всё же не пренебрегайте даже теми, которые наверняка не относятся к вашему малышу. Возможно, в ходе диалога удастся выяснить интересные подробности. Итак, на карточках должны быть страхи:

Архаичные:

  • огонь, вода, ветер и другие стихии;
  • животные (не сказочные: собака, насекомое, паук);

Пространственные:

  • открытое пространство;
  • тесные комнаты;
  • глубина или высота;
  • самолет, поезд, автобус, канатная дорога и другие виды транспорта.

Социальные:

  • врачи;
  • болезни;
  • уколы и процедуры;
  • пожар;
  • нападение преступника;
  • война.

Витальные:

  • кровь;
  • боль или неприятные ощущения;
  • неожиданный громкий звук;
  • смерть собственная или родительская.

Школьные:

  • опоздание в детский сад или школу;
  • наказание за нарушение правил.

Магические:

  • страх оставаться в одиночестве;
  • определенные люди;
  • сказочные персонажи;
  • момент засыпания (потеря контроля);
  • страшные сны.

Если свести воедино всю информацию о том, что страшит малышей, то выходит такая занятная статистика :

  • 3 года: у мальчиков больше страхов (9), чем у девочек (7), а в 4 года все с точностью до наоборот;
  • от 5 до 7 лет девочки лидируют (12) по отношению к мальчишкам-дошкольникам – 8-9);
  • у семилеток количество страхов снижается: мальчики – 6, девочки – 9.

Конечно, это всего лишь усредненные цифры. Но, как мы видим, дети могут бояться многого. И в большинстве случаев страхи являются нормой. Но у тревожных деток могут возникать состояния, в которых они боятся всего подряд. И работать с такими детьми лучше психологу без присутствия родителей. Так результаты диагностики и коррекции будут более точными, а побороть проблему удастся быстрее.

Вот, что думает о детских страхах и методах борьбы с ними детский психолог Марина Романенко:

Тревожные дети

Тревога имеет свойство нарастать от нормального уровня, свойственного возрастному этапу, до серьезных невротических расстройств. Борьба со страхом у высокотревожного ребенка может потребовать вмешательства профессионала!

Определить, насколько чадо нуждается в помощи, поможет специальный родительский тест, разработанный психологом А.И. Захаровым. Будьте максимально честны с собой. Не обдумывайте ответы слишком долго и старайтесь не делать исправлений.

Признаки тревожности у ребенка + (признак ярко выражен) 0 (происходит периодически) – (никогда не сталкивались)
Принимает все слишком близко к сердцу, часто расстраивается, очень много переживает обо всем на свете.
Плачет по любому поводу навзрыд, а также часто ноет, ворчит, долго успокаивается.
Пугающе часто раздражается по пустяковым поводам, капризничает. Не может терпеть или ждать.
Обижается, не переносит замечаний, сразу дуется.
Неустойчив в настроении, может даже одновременно смеяться и плакать.
Грустит без видимого повода, не говорит о причинах.
Сосет палец, соску, постоянно вертит какой-нибудь предмет в руках.
Без света очень трудно засыпает. Долго ворочается, сон беспокойный. Утром трудно приходит в себя.
Возбудим, когда необходимо спокойствие, и впадает в ступор, когда нужно выполнять задание.
В неизвестных ситуациях, в присутствии новых людей, в новых местах выражает излишнее беспокойство.
Нерешителен, не уверен в себе, в своих поступках. Этот признак нарастает.
Быстро устает, часто отвлекается, трудно концентрируется, и эти признаки усиливаются со временем.
Общий язык с ребенком найти все труднее, он часто уходит от диалога. Меняет решения.
Чаще стал жаловаться на головные боли и дискомфорт в животе. Краснеет, бледнеет, испытывает зуд, потеет.
Показывает плохой аппетит, который все больше снижается. Болеет подолгу, температура может повыситься без причины. Часто пропускает школу или детский сад.

Плюсики весят 2 балла, нолики – 1. Чтобы оценить результаты, подсчитайте баллы. Нормальным показателем уровня тревоги с учетом возрастных особенностей считается сумма менее 5 баллов!

Если получилось 5–9 баллов, нужно уделить внимание малышу. Поговорить, понаблюдать и подумать: возможно, он просто застенчивый. Если баллов от 10 до 15, нервное расстройство уже есть, но еще не достигло стадии заболевания, преодолевать его можно самостоятельно.

Начинать бороться и искать, что делать, если ребенок всего боится, следует, когда сумма баллов достигла 15–20. Это первые признаки подкравшегося невроза. 20–30 баллов набирают родители, которые столкнулись с серьезной проблемой детского невроза, нужно обязательно обратиться к доктору!

Демонстрация страха

Иногда внешняя картина поведения очень похожа на ужас, но человек не испытывает его на самом деле. Причиной тому – характер, яркие его черты, комплексы, особенности. Чаще всего это характер демонстративного типа, и нередко приходится наблюдать его у избалованных детей, которым позволена яркая экспрессия. Отучить их бояться бывает сложнее, чем избавляться от истинной боязни.

Чтобы отличить настоящую трусость от актерских уловок, направленных на привлечение внимания, обращайте внимание на физиологические признаки, а также поручите разговор о страшилках нейтральному члену семьи, на которого уловки не действуют. Физиологические признаки сильного страха помогут отличить его и от привычки стесняться, и от демонстраций, и от протестов: расширенный зрачок, дрожание рук и тела, потеря ориентировки в пространстве, заикание или потеря способности говорить, плач.

Боящийся может вздрагивать, часто моргать, терять равновесие или иногда и сознание, пытаться убежать, отказываться от диалога, терять контроль над собой и даже драться. Если страх настолько силен, желательно обратиться к детскому психотерапевту.

В чем причины

Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.

Цепочки из прошлого: последствия испуга

Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить. Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.

Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.

Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.

Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.

Важно! Никогда не наказывайте детей за то, что они чего-то боятся. Это сформирует новое звено в цепочке и не избавит от проблемы.

Она тебя обязательно укусит, или внушенный страх

Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.

Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере. Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.

Отдам тебя дядьке! Пугать маленького безобразника чужим дядей, детским домом или собственной смертью – метод неопытных и нервных мам. Нужно срочно взять себя в руки и научиться реагировать более конструктивно.

Сила воображения

Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит. Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка.

Совет против монстров. Секретное волшебное оружие против ночных страшилищ (обычный диодный фонарь) поможет чаду самостоятельно убирать с глаз долой всех комнатных монстров и почувствовать себя настоящим супергероем.

Проделки Бабы-яги и Кощея

Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.

Когда боится мама

Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце». Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.

Чего делать

Чего боится подкроватный монстр? Как договориться с лешим? Как перевоспитать Кощея? Как обмануть Бабу-ягу? Дети живут в сказках, и до школы большую часть проблем психологического становления можно решить через чтение сказочных историй, волшебные игры и придумывание несуществующих животных.

Проективные методы и сказки

Проекция помогает облечь страхи в некую форму. Как только маленький человек сталкивается с образом, ранее существовавшим только в его воображении, страх постепенно начинает снижаться. В качестве совета: в диалогах и занятиях придерживайтесь уровня восприятия своего ребенка. Не спешите. Вот некоторые стандартные методики для избавления от страхов:

  1. Рисунок «Несуществующее животное», «Страшное несуществующее животное», «Доброе несуществующее животное». Говорите о нарисованном, исправляйте рисунок, помогайте животному отрастить крылья вместо колючек. Страшных монстров можно сжигать или отправлять с балкона на самолете.
  2. Несуществующее животное – лепка. Пластилин – прекрасный материал, который позволяет олицетворить страх, а затем превратить его в нечто доброе и прекрасное или просто размазать в лепешку!
  3. Народные сказки о победе над страшащим объектом: стихией, животным, человеком.
  4. Авторские сказки для проработки современных ситуаций, пугающих ребенка. Если ребенок боится стоматологов, почитайте ему сказку «про крокодила, который никогда не чистил зубы».

Один в поле не воин: детям нужна поддержка

Ребенку очень легко преодолевать любые трудности в своей жизни, когда он чувствует поддержку со стороны самых близких людей. Как поддерживать кроху, чтобы избавлять его от лишних страхов:

  • «Пойдем вместе посмотрим» вместо «Ты уже большой, Посмотри, там никого нет!»
  • «А ты можешь его описать? Какой он?» вместо «Что ты выдумываешь! Нет там никакого чудовища!»
  • «Смотри, у этой собаки ушки на макушке, добрые глазки, а хвостик помахивает. Она не злится сейчас, но мы не будем трогать ее без разрешения» вместо «Не трогай собаку! Укусит!»
  • «А ты знаешь, что в самолетах детям дают специальные наборы с игрушками и угощения? Сейчас попросим стюардессу принести и вместе поиграем» вместо «Как тебе не стыдно, такой большой, а такой трус! Вон мальчик на соседнем кресле спокойно сидит!»

Дружной семье ничего не страшно

Родители, которые проводят с детьми много времени в полезных играх, прогулках, ответах на массу детских «почему» редко сталкиваются с проблемой страхов. Если дошколенку или младшему школьнику недостаточно такого внимания, если он вынужден справляться сам с множеством обязанностей, если родители заняты карьерой, то рано или поздно растущий человечек начнет бояться чего-нибудь.

Стиль воспитания тоже влияет на психологическое становление детей. Гиперопека столь же вредна, как и дефицит внимания. Педагогическая запущенность возникает в обоих случаях. Педагогическая запущенность – это прежде всего недостаток информации. А там, где не хватает сведений об окружающем мире, появляются страхи, реальные или надуманные, собственные или навязанные. Неизвестность страшит детей не меньше, чем взрослых.

Профессиональная помощь

Консультация психолога время от времени нужна любой семейной паре с детьми. Родительский опыт не появляется из ниоткуда. Неплохо, если вы посетите родительскую школу или индивидуальное занятие. Профессиональные знания адресны и уже структурированы. Их не нужно где-то искать и примерять к собственным детям.

Запрещенные приемы

  1. Не внушайте страхи. Не указывайте, что кто-то злой или опасный. Предупреждайте об опасностях аккуратно.
  2. Не акцентируйте внимание на боязни. Не унижайте ребенка перед другими.
  3. Не шантажируйте и не подкупайте!
  4. Не игнорируйте детские чувства, но и не бросайтесь на помощь, когда она не требуется.
  5. Не ругайте! Не стыдите! Не запугивайте!

У родительского страха глаза настолько велики, что юный бояка вдруг предстает перед ними трусом вселенского масштаба. Но еще ни один страх не возник внезапно, без причин. Если даже малыш боится всего на свете, это началось не вчера.

Обычно дошколята ограничиваются шестью–семью основными страхами, которые укладываются в рамки возрастной нормы и корнями уходят в раннее детство. Задача родителей – поддерживать, объяснять, оставаться добрыми и любить без условий.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Консультация для родителей детского сада. Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.

Шароварина Людмила Викторовна, воспитатель МАДОУ МО "Детский сад №113", г.Краснодар.
Описание материала: Предлагаю вам конспект консультации для родителей на тему: "Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними." Данный материал будет полезен как воспитателям, так и родителям, у которых дети 4-5 лет. Консультация о том, с какими страхами борятся дети в этом возрасте и какими методами можно побороть эти страхи.

Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному. В этот период ребенок начинает активно развиваться, начинает открывать для себя окружающий мир с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
В период 4-5 лет у ребенка формируется самый важный показатель развития личности - самооценка, которая зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок начинает активно копировать поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно то поведение, которое вызывает интерес у окружающих.
Так же этот возраст характерен тем, что у ребенка отлично развивается фантазия – замечательная почва для зарождения страхов.
Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. Все дети чего-нибудь боятся. Как ни странно, многие страхи детям необходимы, это естественный фактор развития. Но если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию. Тема детских страхов и методов борьбы гораздо серьезнее, чем кажется взрослым. Мы говорим: «Ты же уже большой мальчик, ну как тебе не стыдно бояться такой маленькой собачки (воды, машин, строгой соседки и т. п.)?» - часто говорим мы, отмахиваясь от «пустяковых» страхов ребенка. То ли дело наши страхи: здоровье близких, безденежье, грозный шеф, невыполненный квартальный план...
Но от того, как ребенок переживает свои детские страхи и методы борьбы в детстве, во многом зависит, насколько счастливым и уверенным он вырастет. И в родительских силах ему помочь.
И сегодня мы рассмотрим наиболее характерные страхи для этого возраста:


1. Страх темноты:
Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Бурная фантазия малыша развивается бурно, и придумывает чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать. монстров и чудищ, сидящих под кроватью, прячущихся в шкафу или под столом. Лично я в детстве жутко боялась опустить руку, лежа в кровати. Мне казалось, что кто-то за нее потянет и утащит. Сейчас это смешно – тогда это было страшно.
Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного». Нужно убедить ребенка в том, что он находится в полной безопасности. Для этого можно оставлять дверь в его комнату открытой, можно купить красивый детский ночник, также можно нарисовать или слепить того, кого он боится, затем придать герою комический вид и вместе посмеяться над ним. А еще можно придумать сказку с этим чудовищем, где он занимает роль положительного персонажа и концовка в сказке будет позитивная.


Еще один из методов борьбы со страхом темноты – игра «эмоциональные качели». Вы вместе с малышом забегаете в темную комнату, еще лучше будет, если вы будете это сопровождать веселым гиканьем и также быстро выбегать. Таким образом, малыш, испытывая эмоции от негативной до положительной со временем избавится от страха.

2. Клоутрофобия (страх замкнутого пространства).


Чаще всего этим страхом страдают дети, у которых нет пока ни братьев, ни сестер, которые имеют ограничения в общении со сверстникамии еще страдают ею дети, которые получают чрезмерную порцию ласки и любви.
Самое главное, нельзя ругать за это ребенка и нельзя идти от противного, т.е.закрывать в комнате одного. В детской комнате необходимо оклеить стены в более светлые тона, освободить пространство от ненужных предметов мебели, а на ночь не закрывать дверь в его комнату.


Специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».
Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.
3. Ребенок боится спать один.


Психологи объясняют, что вероятнее всего не хватает вашей любви – он посещает детский сад, всевозможные кружки, секции,родители допоздна на работе – отсюда и возникает недостаток внимания. Для того, чтобы преодолеть этот страх можно сделать ремонт в комнате ребенка по его желанию, т.е. он может выбрать себе кровать, пастельное белье, также можно повесить на стену постеры с изображением его любимых героев, предложить брать ему с собой любимую игрушку. Уделяйте больше внимания своей крохе. Каждый день, перед сном, читайте вместе сказку – таким образом, малыш будет чувствовать себя защищенным, нужным, любимым. Не стесняйтесь говорить ему, как крепко вы его любите, как скучали за ним весь день.


4. Страх перед человеком, в белом халате.
Мы все прекрасно понимаем, что этот страх зарождается ребенком, после сделанного укола, человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами, который надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызывемой процедурой.


Чтобы снизить эту боязнь можно рассказать малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.


Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.
Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.
5. Страх наказания


Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это. Строгие мама и папа контролируют жизнь ребенка путем накладывания запретов на «все и вся». Таким образом, ребенок со временем просто боится сделать лишний шаг, познакомиться с новыми сверстниками на детской площадке или играть с новой игрушкой.
Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.
Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.
Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные.
Для преодоления страха наказания - разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение - показаны подвижные игры. (Н-р: Пятнашки, Жмурки).
Игра: «Сердитый утенок» Очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. . Например, утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок сердится (ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т. п.).

Давайте теперь подведем итоги . Мы уже с вами поняли, что с любыми детскими страхами можно справиться используя различные методы, самые популярные из них это Игротерапия и Арт-терапия.
Игротерапия:


способ борьбы со страхами с помощью игры, отличное средство поднять настроение, избавиться от комплексов, подавленности и скованности. Однако продолжать игру более 30 минут, если это подвижная и активная игра, не стоит – перевозбуждение нервной системы совершенно ни к чему. Один из видов игротерапии – ролевая игра. Придумайте сюжет, основываясь на тот или иной страх, выберете главного героя – пусть его подберет малыш, и проиграйте от начала до конца, заложив в финал тот результат, к которому вы идете в борьбе. (Например, ваш малыш – супер-герой, который отважно сражается с темнотой и спасает вас от нее.)
Арт-терапия:



(это и рисование, и лепка, и аппликации – словом все, что создается своими руками) – не менее замечательный способ побороть свои страхи, путем прорисовки или лепки. Заодно и мелкая моторика будет задействована. Предложите ребенку нарисовать то, что он больше всего боится, пусть проговаривает, что он рисует (или лепит из глины, пластилина). Затем предложите малышу зарисовать, порвать, если это глина – скатать в шарик, то, что он сделал – и выбросить в мусорное ведро. А можно не ломать, не выбрасывать – попробуйте изменить рисунок, превратив его более красочный и добрый персонаж, с которым можно подружиться.




И в самом конце я хочу напмнить, что ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша – это самое лучшее лекарство. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза, говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, я ее не вижу – ты все придумал!». И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился» и со временем поборол свою боязнь.

Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия.

Непреодоленные детские страхи могут переходит во взрослую жизнь, нарушая гармоничные отношения с близкими людьми.

Страх – сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности.

Страхи переживаются и взрослыми людьми. А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

Откуда берутся: причины и особенности проявления

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Психологи выявили, что очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности («Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.).

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

  • конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);
  • семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;
  • отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;
  • невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Увеличению количества страхов способствуют следующие факторы:

  • наличие страхов у родителей;
  • строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных играх;
  • отсутствие товарищей по играм;
  • нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье.

Очень многие страхи возникают у ребенка именно в процессе его воспитания, что необходимо учитывать родителям.

Возрастные фобии и виды

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.


Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
  • 7 месяцев – год . В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
  • 1-2 года . Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
  • 2-3 года . Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
  • 3-5 лет . В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
  • 5-7 лет . В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
  • 7-8 лет . Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
  • 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
  • 9-11 лет . Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
  • 11-13 лет . Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Последствия и диагностика

Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.

Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.

Непреодоленные страхи могут повлиять и на взрослую жизнь человека, мешать гармоничной семейной жизни, передаваться его детям.

Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:

  • нервозности;
  • капризности;
  • беспокойному сну;
  • некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:

  • рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
  • лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
  • специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
  • беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.

Как бороться родителям

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Способы коррекции детских страхов

После этапа диагностики начинается работа психолога по коррекции детских страхов. Существует несколько методик, которые помогают ребенку преодолеть тревожность, полнее раскрыть свои личностные качества, стать более раскрепощенным.

Методики могут использоваться в совокупности или по отдельности, среди них нет более или менее эффективных. Но все они должны соответствовать особенностям ребенка и не идти вразрез с его желаниями (если ребенок не любит и не хочет рисовать, то не следует использовать такие формы занятий).

Методы и приемы работы с детскими страхами разнообразны.

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Сказки со «страшными» эпизодами способствуют формированию приемов преодоления эмоционального напряжения. Но если у ребенка страх конкретного сказочного персонажа (например, Бабы-Яги), то страшные истории с его участием ребенку лучше не читать, особенно перед сном.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.

Терапия

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Видео: Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами