Работая по программе «От рождения до школы», ориентируясь на ФГОС ДО, педагог создаёт условия для развития у детей чувства прекрасного, любви к литературе, бережного отношения к произведениям искусства и умения видеть красоту окружающего мира. Решать задачи художественно-эстетического развития педагогу позволяют картины , на которых изображена осенняя пора, стихи русских поэтов и классическая музыка, звучащая в группе на протяжении недели. Дети рассматривают, сравнивают, составляют рассказы по репродукциям картин Остроухова, Щербакова, Кончаловского, знакомятся с образом осени в стихах А. Пушкина, Н. Некрасова и т.д. Последовательность рассматривания картин, стихи для заучивания, игры-аттракционы, считалки и познавательные игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень в стихах и картинах».
В области социально-коммуникативного развития продолжается работа по формированию основ безопасного поведения, дети учатся оценивать поступки и их последствия, чинят книги и представляют, что рассказала бы картина, если бы ожила.
Решая задачи познавательного развития взрослый организует работу с геометрическими фигурами, побуждает детей вносить зарисовки в дневник наблюдений, учит критически оценивать действительность и продолжает работать над расширением знаний детей о природе, разнообразии стеблей и умением определять неживые природные объекты.
В области речевого развития идёт работа по правильному построению и согласованию слов в предложении, разучивание стихов об осени и составление рассказов по картинам знаменитых художников. Воспитатель предлагает детям природный материал для развития дыхательной системы и моторики.
Педагог продолжает знакомить детей с жостовской росписью, предлагает разнообразный материал для конструирования, создавая условия для художественно-эстетического развития. Итогом недели становится игровая ситуация «Экскурсия в музей «Красота осени», в ходе которой старшие дошкольники закрепляют знания о художниках и средствах выразительности, которые используют творческие люди.
Дети разучивают считалки, вспоминают о способах сохранения и , а так же знакомятся с подвижными играми других народов, что благотворно влияет на физическое развитие детей.
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Дидактическая игра «Логическое лото». Цель: уточнить знания детей об использовании специфических орудий труда в определенных профессиях. | Работа с кольцами Луллия «Живое — не живое». Цель: способствовать развитию креативного мышления. | Игра «Составь предложение». Цель: продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. | Открытие музея «Красота осени», рассматривание картины И. Остроухова «Золотая осень». Цель: формировать эмоциональное отношение к природе. | Физминутка «Осень, по утрам морозы…». Цель: познакомить детей с игрой. |
Про- гулка | С.р. игра «Пекарня». Цель: закрепить знания детей о процессе появления хлеба, формировать уважение к труду взрослых. | Познавательно-исследовательская деятельность «Живое — не живое». Цель: закрепить умение выделять и определять объекты живой и неживой природы. | Игра «Нужные знаки». Цель: учить определять интонацию предложения. | Сбор и сравнение осенних листьев. Цель: развивать чувство прекрасного, умение воспринимать оттенки цвета. | П.и. «Не попадись». Цель: учить детей перепрыгивать шнур на двух ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами. П.и. «Сильный удар». Цель: учить подпрыгивать и приземляться на носки полусогнутые ноги. |
ОД | |||||
2 п.д. | Беседа: «Почему важно, чтобы в группе был порядок». Цель: формировать основы безопасности. | Графический диктант по выбору воспитателя. Цель: развивать пространственное восприятие. | Чтение стихотворений А.С. Пушкина об осени. Цель: продолжить знакомство с творчеством поэта. | Конструктивно-модельная деятельность с подгруппой из природного материала по замыслу детей. Цель: закрепить умение работать с сухими листьями и семенами, воспитывать аккуратность. | П.и. «Африканские салки». Цель: повторить правила игры. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Беседа «Нож на столе». Цель: закреплять умения намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. | Игра «Пересчитай». Цель: знакомить детей со счётом в пределах 20. | Составление рассказов об осени. Цель: упражнять в подборе эпитетов и сравнений. | Рассматривание картины Щербакова «Осенняя пора». Цель: продолжать учить рассматривать картины об осени, определять их характер и настроение. | Беседа «Здоровье на грядке». Цель: вспомнить о пользе витаминов для здоровья. |
Про- гулка | Труд на огороде. Цель: формировать трудовые навыки, желание трудиться сообща. | Экскурсия по территории сада. Цель: определить изменения, произошедшие с растениями, вспомнить признаки осени. | Имитационное упражнение «Ходит осень в нашем парке». Цель: способствовать развитию выразительности речи. | Раскраски по теме «Жостовская роспись». Цель: продолжить знакомство с особенностями росписи. | П.и. «Волк во рву». Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной — 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. П.и. «Волшебная скакалка». Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в слове слогов. |
ОД |
Светлана Блиядзе (Кузнецова)
Тематическая неделя «Поздняя осень»
Тематическая неделя «Поздняя осень »
День первый
Дидактическая игра «Кто у кого» .
Цель : Закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во мн. ч., Р п.
Инд/р. по лепке Тема «Мисочка»
Цель : Учить детей лепить, используя уже знакомые приёмы и новые – вдавливания и оттягивания краёв.
СРИ «Салон красоты»
Цель : расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты» , вызвать желание выглядеть красиво.
Прогулка
Наблюдение за корой деревьев.
Цель : Предложить детям рассмотреть кору деревьев, выяснить, что для многих насекомых кора служит домом, где они могут провести зиму. Учить детей различать деревья по внешнему виду.
Подвижная игра «Птички и кошка» - к
Цель : Учить детей двигаться в соответствии с текстом игры, создавать радостный эмоциональный настрой.
Цель : Формировать у детей осознанное отношение к порядку, учить рассказывать, что нужно сделать для того, чтобы навести порядок, действовать сообща, ценить результаты труда.
Вторая половина дня
Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихов об осени .
Цель : Вместе с детьми вспомнить и прочитать стихи об осени : А. Плещеев «Осень наступила » , «Скучная картина» .
Дидактическая игра «Когда это бывает?» - к
Цель : Актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток.
Дидактическая игра «Что лишнее?» - ИКТ
Цель : Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя вой выбор.
Настольно-печатные игры.
Цель
Вечерняя прогулка
Наблюдение за живой природой «Ель поздней осенью » .
Цель : Расширять представления детей о деревьях, продолжать знакомить с особенностями хвойных растений (прямой ствол, хвоинки вместо листьев, на ветвях - шишки, особый «хвойный» запах, листья-хвоинки остаются на ветвях круглый год, обратить внимание детей на то, что ель не сбрасывает свои иголки.
Д. /и «Что где лежит?»
Цель : Учить детей называть пространственные ориентиры, используя в речи существительные в согласовании с предлогами «под» , «на» , «в» , «у» и др.
День второй
Рассматривание картины «Поздняя осень » . Чтение «Осень » , Е. Головин.
Цель : Закрепление знаний детей о периодах осени (ранняя, золотая, поздняя , характерных признаках каждого периода.
Пальчиковая игра «Гроза» - к
Цель : развитие мелкой моторики
Настольно-печатные игры.
Цель : Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре.
Прогулка
Наблюдение за погодой.
Цель : Уточнить знания детей о характеристиках погоды, формировать умение описывать ее состояние.
Д. /и на ознакомление с окружающим миром Рассматривание домов и построек.
Цель : Учить детей видеть разнообразие домов по высоте, по ширине, по цвету, по этажности, назначению, учить различать и называть этажность дома, закреплять понятия «один» и «много» .
Цель : Учить детей правильно выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Вторая половина дня
Дидактическая игра «Подберем игрушки» - ИКТ
Цель : Закрепить правильное произнесение детьми звука «ж» в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Театрализованная игра
Муз/дид игра «Заинька» .
Цель : Учить детей сохранять форму круга при движении хоровода, исполнять движения по тексту песни, приобщать к культуре русского народа.
Настольно-печатные игры.
Цель : Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре.
Вечерняя прогулка
Наблюдение на участке. Признаки поздней осени .
Цель : В ходе осмотра участка выявить с детьми признаки поздней осени , учить детей рассказывать о своих наблюдениях, используя конструкции «Раньше., а теперь»
Подвижная игра «Мыши и кот» .
Цель : Учить детей подчинять свои действия сигналам ведущего, концентрировать внимание, упражнять детей в беге с изменением направления и темпа движения. Развивать активность в подвижных играх.
Дидактическая игра «Ласковые слова» .
Цель : Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
День третий
Наблюдение «Береза поздней осенью » .
Цель : Продолжать знакомство детей с различными породами деревьев, учить узнавать березу по белому стволу, форме ветвей, называть отличительные признаки.
Дидактическая игра «Подбери пару» - к
Цель : Учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых предметов, активизировать в речи детей соответствующие понятия.
Дидактическая игра «Какое небо?»
Цель : Учить детей подбирать относительные прилагательные, описывать явления природы.
Прогулка
Наблюдение «Каштан осенью » .
Цель : Расширять представления детей о деревьях, познакомить с характерными особенностями строения листьев и плодов каштана, учить узнавать каштан среди других деревьев.
Игры по ОБЖ «Можно – нельзя» - к
Цель : закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.
Индивидуальная работа по развитию речи.
Цель : В игровых упражнениях закрепить умение детей правильно употреблять форму мн. ч., Р. п., сущ-х (вилок, яблок, туфель и т. д.) .
Трудовые поручения. Наведение порядка на участке.
Вторая половина дня
СРИ «Театр» - к
Цели : Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.
Д/и «Угадай игрушку» - к
Цель : формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Настольно-печатные игры.
Цель : Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре.
Вечерняя прогулка
Подвижная игра «Лиса в курятнике» .
Цель : Упражнять детей в выполнении спрыгивания со скамейки, в беге.
Словесная игра «Наоборот» - к
Цель : формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
День четвёртый
Наблюдение за транспортом.
Цель : Продолжать знакомить детей с грузовым транспортом, с названиями частей машины, о назначении различных машин.
Д. /и «Скажи, какой?» - к
Цель : Учить детей выделять признаки предмета.
Прогулка
Наблюдение за живой природой «Ель поздней осенью » .
Цель : Расширять представления детей о деревьях, продолжать знакомить с особенностями хвойных растений.
Подвижная игра «Огуречик, огуречик» - к
Цель : Способствовать совершенствованию выполнения детьми основных движений при ходьбе и беге, учить перемещаться по всей площадке, соблюдать правила безопасности, развивать быстроту реакции.
Инд/р «Лови мяч!»
Цель : Учить детей бросать и ловить мяч.
Вторая половина дня
Игры со строительным материалом «Строим двухэтажный дом» .
Цель : Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями. Учить использовать постройки для совместной игры.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» .
Цель : Учить детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом и интересов товарищей.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за наступлением вечера.
Цель : Дать детям представление о том, что световой день становится короче, а темное время - вечер и ночь - длиннее.
Подвижная игра «Самолеты» .
Цель : Способствовать совершенствованию выполнения основных движений, развивать ловкость, внимание, творчество в двигательной деятельности.
Д. /и «Назови одним словом» - к
Цель : учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
День пятый
Наблюдение за трудом взрослых
Дежурство в уголке природы. Рыхление почвы.
Цель : Обсудить с детьми назначение данной трудовой операции, учить ребят в ходе осмотра выявлять, под какими растениями необходимо рыхлить почву, формировать умение правильно и аккуратно выполнять рыхление.
Инд/р со стихотворением на тематику
Обучение рассказыванию
Прогулка
Рассматривание одежды детей.
Цель : Предложить детям рассказать, какие изменения произошли в одежде людей по сравнению с ранней осенью .
Коллективный труд : наведение порядка в песочнице.
Цель : Обсудить с детьми суть и назначение предстоящей работы, формировать у детей соответствующие умения, воспитывать ответственность за порученное дело.
Индивидуальная работа. Рисование дерева.
Цель : Актуализировать знания детей о строении деревьев, названии основных частей дерева, учить рисовать ствол, ветви, передавая их характерные отличительные особенности.
Словесная игра «А что потом?» - к
Цель игры. Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
СРИ «Семья» - к
Цель : Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место; учить развивать сюжет (связанный с прошедшими выходными, праздниками, значимыми для детей событиями - день рождения, поход в кино, и цирк и т. д.)
Вторая половина дня
Работа по ОБЖ. «Ребенок и огонь» . Чтение С. Маршак «Пожар» .
Цель : Обсудить с детьми, к чему может привести неумелое обращение с огнем, предложить сформулировать и запомнить правила безопасности, связанные с огнем.
Настольно-печатные игры.
Цель : Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре.
Вечерняя прогулка
Дидактическая игра «Из чего сделана посуда?»
Цель : Основываясь на представлениях детей о разных видах посуды (чайная, столовая, кухонная, уточнить, какие предметы входят в эти наборы, какие признаки отличают материалы, из которых они сделаны : внешний вид (прозрачность, цвет, прочность, хрупкость, пластичность, использование; развивать зрительное и тактильное восприятие детей.
Согласно программе «От рождения до школы», продолжается работа по знакомству детей с сезонными изменениями. Старшим дошкольникам говорят о том, почему день становится короче, солнце греет меньше. Через художественную литературу дети узнают о том, почему происходит листопад, как в старину называли и как . Описание проблемных ситуаций, экологических игр, упражнений по теме и стихи об осени вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень в лесу».
В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о доброте, игры и этюды на развитие умения принимать на себя разные образы. Дети отгадывают загадки о дорожных знаках и , узнают о заповедных местах края. Воспитатель знакомит детей с осенними приметами и рассказывает о работе лесничего.
Продолжается познавательное развитие детей. Для этого педагог вносит игровое пособие «Палочки Кьюзенера», математические раскраски по теме «Осень». Дети выясняют, что существует три царства растений и закрепляют знания о животных леса через домашние заготовки.
Игры на развитие фонематического слуха, упражнения типа «Кто чем питается», «Я знаю», способствуют речевому развитию так же, как и составление рассказов «Осень в лесу». Взрослый предлагает детям составить творческий рассказ на тему «Что снится дереву», читает экологические сказки и стихи об осени.
Приобщая детей к искусству взрослый учит дошкольников внимательно рассматривать репродукции картин. Для этого он предлагает детям упражнения «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто самый внимательный» и т.д. Художественно-эстетическому развитию способствуют музыкальная игра «Ритмическое лото» и рисование «Животные в лесу». Для развития моторики взрослый планирует лепку «Кисть рябины» и рисование по мокрому песку.
Развивая ловкость и выносливость воспитатель организует подвижные игры «Краски», «В школе мяча», «Дорожка препятствий». Физическому развитию способствуют беседы «От куда берётся кариес», «Для чего нужны прививки».
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Беседа «Что такое доброта». Цель: формировать дружелюбное отношение к окружающим. | Просмотр презентации «Ласковый сентябрь». Цель: показать красоту первого осеннего месяца, объяснить, что такое примета. | Составление творческих рассказов «Что снится дереву». Цель: развивать творческое воображение и речь. | Упражнение «Смотри внимательно» (репродукция картины А.Чернышова «Лесная сказка»). Цель: учить внимательно рассматривать картину. | Физминутка «Выросли деревья в поле». Цель: познакомить с игрой, выучить слова. |
Про- гулка | С.р. игра по желанию детей. Цель: учить придерживаться игрового сюжета, доводить игру до конца. | Наблюдения за деревьями. Цель: рассмотреть изменения, происходящие в природе ранней осенью. | Знакомство детей с игрой «Светофор». Цель: развивать фонематический слух. | Сбор листьев для изготовления панно. Цель: поддержать интерес к творческой деятельности. | П.и. «Встречные перебежки». Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Народная игра «Краски». Цель: познакомить с правилами игры. |
ОД | |||||
2 п.д. | Игра — этюд «Что случилось?». Цель: развивать воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики. | Внесение логических таблиц по теме «Осень». Цель: познакомить детей со способом решения логических задач. | Чтение сказки «Девочка-осень». Цель: обсудить произведение. | Конструктивно-модельная деятельность из полосок бумаги. Цель: развивать воображение, фантазию. | Изготовление книги «Режим дня» (рисунки детей). Цель: побудить детей пополнить уголок здоровья. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Отгадывание загадок о правилах дорожного движения. Цель: развивать мышление, умение отгадывать загадки. | Чтение стихов о двойке. Цель: познакомить детей с цифрой 2. | Домашние заготовки «Рассказ о хвойных деревьях». Цель: расширять знания детей о деревьях. | Музыкально-дидактическая игра «Кто самый внимательный?» Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением. | Самостоятельные игры в физкультурном уголке. Цель: способствовать развитию физических качеств. |
Про- гулка | Этюд «Семья ежей». Цель: учить проникать в мир художественных образов, развивать фантазию. | Наблюдение за небом. Цель: обогащать словарь детей, развивать наблюдательность. | Игра «Кто чем питается?». Цель: закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. | Самостоятельные игры с разными видами театра. Цель: развивать выразительность речи, фантазию. | П.и. «Караси и щука». Цель: упражнять в приседании по сигналу. Народная игра «Краски». Цель: разучить слова. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой или левой рукой прицеливаясь. |
ОД |
Любовь Гончарова
Тематическое планирование в подготовительной группе по теме: «Краски осени».
Тематическое планирование в подготовительной группе по теме :
«Краски осени »
(художественно – эстетическое развитие) .
Цель : Расширение знаний детей об осени . Формирование обобщенных представлений об осени как времени года , приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование первичных представлений об экосистемах , природных зонах. Расширение представлений о неживой природе.
Задачи :
1. Пн. - Закрепить умение детей наблюдать за изменениями в природе осенью , видеть изменения в окраске листьев на деревьях и кустарниках. Совершенствовать технику рисования акварельными красками .
2. Вт. – Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой. Составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них и записывать результат счета. Познакомить детей с часами.
3. Ср. – Учить детей рассматривать иллюстрации в книгах, составлять небольшие рассказы по ним и объяснять свой выбор. Учить детей вырезать двойные силуэты разных деревьев, передавая характерные особенности строения ствола и ажурной кроны. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
4. Чт. – Формирование познавательных действий, предпосылок учебной деятельности, первичных представлений о форме, цвете, количестве, числе и времени.
5. Пт. – Учить детей устанавливать зависимость факторов неживой природы от живой.
Итоговое мероприятие : викторина «Здравствуй, осень » .
ПОНЕДЕЛЬНИК
Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .
Беседа «Осень . Что ты о ней знаешь?»
И/у «Подбирай, называй, запоминай» , «Найди ошибки» .
Д/и «Когда это бывает?»
Рассматривание репродукции «Золотая осень » И. И. Левитана, описательные рассказы детей.
Заучивание стихотворения
И. Мазнина «Осень » .
Отгадывание загадок о месяцах осени , ознакомление с народными приметами.
Игра - путешествие в осенний лес .
Слушание музыки Чайковского П. И. «Осень » .
Просмотр мультфильма «Смешарики. Картонное солнце» .
И изобразительной (рисование) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Познание «Листопад, листопад – листья желтые летят…»
2. Рисование «Золотая осень » .
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей :
Раскрашивание картинок на осеннюю тематику .
темы :
Репродукции картины «Золотая осень »
И. И. Левитана.
ППС насыщена иллюстрациями об осени . Разные осенние листья . Букет из осенних веток . Осенние раскраски , альбомные листы, фломастеры и акварельные краски . Подобрать книги о природе для самостоятельного чтения и рассматривания иллюстраций на тему осени .
Книги энциклопедического содержания
Серия демонстрационных картин «Круглый год» .
Работа с родителями :
предложить родителям понаблюдать вместе с детьми за изменениями в природе утром и составить рассказ «Осень в нашем городе » .
Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .
Просмотр презентации «Краски осени » .
Словесная игра «Доскажи слово» .
Работа с пословицами и поговорками :
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости .
Чтение стихотворения Трутневой «Осень » .
Наблюдения :
Осмотр участка - игра «Следопыты : приметы осени » .
Чтение произведения П. Вяземского «Осень » .
Игровые ситуации :
«Угадай по действию погодное условие» , «Считаем листочки» .
П/ игры : «Пройди бесшумно» ,
«Быстрые ручейки» .
Индивидуальные беседы.
Тема «Какие изменения в природе ты заметил (а) по дороге в детский сад?».
Организация НОД на основе познавательной (ФЭМП) и музыкальной деятельности.
Математические игры .
Слушание музыки об осени и разучивание песни «Осень , милая шурши…»
ППС насыщена иллюстрациями, книгами об осени . Разные осенние листья . Букет из осенних веток .
Работа с родителями :
предложение родителям составить с детьми стихотворение про осень и записать его .
Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .
Беседа об осенних деревьях , листопаде.
Наблюдение за деревьями на участке, сравнение листьев по размеру, цвету.
Д/игра «С какого дерева лист?»
И/упр : «Собери осенние листья » .
Экспериментирование с листьями и плодами
«Тонет – не тонет» .
Чтение отрывков из книги В. В. Бианки «Синичкин календарь» .
Просмотр мультфильма «Листопадничек» .
Художественное творчество
Отпечатки листьями.
Организация НОД на основе коммуникативной и изобразительной (аппликация) деятельности.
1. Коммуникация «Осенние мотивы » .
2. Аппликация «Кудрявые деревья» .
Инд. работа :
Игр. упр. «Найди лист» на развитие зрительного внимания.
Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы :
Предметные картинки с изображением разных деревьев, цветная бумага, бумажные силуэты деревьев и листьев. Букеты из осенних веток и листьев .
Работа с родителями :
Предложить родителям сходить на прогулку в осенний парк и собрать букет из листьев.
Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .
Составление рассказа по предметным картинкам «Явления природы» .
Напомнить детям, что наступил второй осенний месяц – октябрь , его в народе называют «листопадом» . Почему?
Работа в календаре природы : внести изменения.
Д/игра «Что лишнее?» .
Сл. игра «Закончи предложение» .
П/игры «Осень просим » , «1-2-3-к дереву беги» .
Чтение и пересказ рассказа
«4 желания» Ушинского.
Составление коллажа из осенних листьев «Осенний хоровод » .
Организация НОД на основе познавательной (ФЭМП) и изобразительной (лепка) деятельности :
1. ФЭМП «Я решаю логические задачи» .
2. Лепка «Осенний лист » .
Инд. работа :
Вырезание силуэта листьев из цветной бумаги.
Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы
Предметные картинки «Явления природы» , «Одежда» , «Игрушки» , «Деревья» , «Листья» .
Вырезанные силуэты листьев клена, пластилин.
Работа с родителями :
Предложить родителям принести фото для выставки «Осень в городе » .
Утренняя гимнастика «Осенние листочки » .
Беседа «За что я люблю осень ?» . Отгадывание загадок об осени .
Экскурсия в городской парк.
Сбор листьев для гербария.
П/игры «На месте не стой, вокруг дерева хоровод построй» , «С кочки на кочку» .
Аранжировка из осенних листьев и плодов
«Осенние мотивы » .
Д/игра «Кто больше запомнит?»
Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» .
С/р игра «Путешествие в осенний лес » .
Просмотр мультфильма
«Детские фантазии с тетушкой Совой и домовенком Непослухой» .
Организация НОД на основе познавательно - исследовательской и музыкальной деятельности.
«Как листья становятся питанием для растений» .
Инд. работа :
Игр. упр «Заштрихуй аккуратно» .
Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы :
Репродукции картин известных художников на тему «Осень золотая » .
Изображения листьев и деревьев для инд. упр.
Атрибуты для с/р игры.
Осенние листья и плоды для составления аранжировки.
Работа с родителями :
Предложить родителям вместе детьми оформить поделку из даров осени .
На этой неделе мы будем продолжать закреплять знание
названий осенних месяцев, характерных признаков осени, понятий «сезонная одежда», «сезонная обувь», «головные уборы».
— рассказать ребенку о ранней и поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе;
— рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;
— вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;
— обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице?
— обсудить, куда и почему улетают птицы;
** *
Падают, падают листья - в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают - гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.
* * *
Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.
Листья желтые летят прямо на руки ребят.
* * *
«Подарки осени»
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине, фартук розовый - осине,
Зонтик желтый - тополям, фрукты осень дарит нам.
— выучить загадку;
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(Дерево)
— во время прогулки рассмотреть листья различных деревьев и засушить их для гербария.
Поиграйте с детьми:
«Сосчитай-ка» (согласование существительных с числительными)
один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов;
одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип;
одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
«Скажи наоборот»
Осень ранняя – осень поздняя
День солнечный — день пасмурный
Облако белое – туча черная
«Закончи предложение»
Солнце светит (как?) … ярко.
Дождь идет (как?) … часто, сильно.
На улице (как?) … холодно, пасмурно, дождливо.
«Чего не стало?» с указанием количества предметов от 2 до 10
Не стало двух листочков, пяти деревьев, трех грузовых машин и т.д.
«Составление описательного рассказа про осень»
Наступила дождливая осень. Дни стали короче. По небу гуляют серые тучи. Солнце светит мало. Птицы улетели в теплые края. Листья на деревьях пожелтели и осыпаются. В саду и на дорожках много опавших листьев. Земля похожа на красивый ковер.
«4-й лишний?»
Трактор, грузовая машина, танк, комбайн. Тракторист, комбайнер, водитель, парикмахер.
« Дорисуй!»
У ребенка изображение половинки листка (по вертикали). Необходимо дорисовать вторую половину и раскрасить карандашами, красками, фломастерами, восковыми мелками.