Причины детского одиночества консультация для родителей. Детское одиночество

Одиночество ребенка в семье

Игорь Малин

Православный взгляд на проблему и пути ее преодоления

«Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством »

преп. Антоний Великий (250-356), коптский раннехристианский подвижник, основатель монашества

Ради многого мы отказываемся от главного. А главное это наш близкий человек. Одним из самых близких для нас является наш ребенок…

Мы не специально обделяем вниманием своих детей. Большую часть времени каждый из нас проживает на работе, и, оказываясь в пространстве собственной семьи, чаще всего попросту не способен перестроиться. Отсюда и одна из самых распространенных ошибок в диалоге с ребенком – мы начинаем разговор о том, что создает проблемы для нас, как родителей: оценки, учебный процесс и успеваемость, здоровье ребенка, его поведение и даже целостность одежды и обуви.

Стандартные вопросы родителей: «ну как там, в школе? спрашивали?», «чем кормили на обед?», «уроки сделал?», «устал?» - предполагают подобные же ответы ребенка: «нормально», «нет», «как обычно».

Обозначенное механистичное коммуникативное поле, создаваемое нами, способствует формированию чувства одиночества у ребенка: «родителям до меня просто нет дела».

Причем нередко это может проявлять себя в уже ставших анекдотичными ситуациях. «Мальчик семи лет – «Мама, я писать хочу». Мама машинально «А ты уроки сделал?»…

По справедливому замечанию французского психоаналитика и педиатра Франсуазы Дольто (1908-1988), «о ребенке говорят много, но с ним не говорят». К сожалению, это правда. Мы говорит с ребенком о многом, говорим о внешнем: друзьях, учителях, оценках.

Однако сам ребенок, его ощущения, переживания, мечты, радости и страхи остаются вне поля зрения родителей. Тем самым все самое главное ребенок осмысливает самостоятельно, один на один, с самим собою.

Хорошо если родители воцерковленные люди, и сызмальства научили свое чадушко молиться. В таком случае у ребенка появляется реальный шанс пройдя через опыт оставленности и заброшенности самыми близкими, обрести молитвенный навык устойчивости в Боге.

Протоиерей Андрей Ткачев справедливо пишет: «Личность зреет в одиночестве, в холодной пустоте, в которой человеку ясно: и рождаться, и умирать ему приходится одному. В этой пустоте человек взыскует тепла и начинает молиться. И тогда пустота наполняется Богом, прошлая жизнь осмысливается, вечность становится очевидной. Вне одиночества, в толкотне эти вещи недоступны, и мы рискуем остаться на всю жизнь пустоцветом» .

Играя, общаясь и уча ребенка, мы готовим его к взрослению. «Детство, - замечает профессор МГУ, Дмитрий Леонтьев, - должно быть детством, но именно в нем должна постепенно вызревать взрослость». А вызревает взрослость благодаря усвоенным светлым детским воспоминаниям: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть» .

Лишенный диалога и совместной деятельности с родителями, ребенок с детства усваивает состояние апатии и начинает скучать. Названные проявления как раз свидетельствуют о крепнувшем экзистенциальном вакууме. А данный вакуум есть состояние внутренней опустошенности и бегство от реальности. Апатия, согласно австрийскому психиатру и психологу Виктору Франклу (1905-1997) - неспособность проявить инициативу. А скука есть ничто иное как неспособность проявлять интерес. Казалось бы, кому, а ребенку должно быть многое интересно и он по определению должен быть инициативен. Но в современных семьях все чаще дети обслуживают заявленный интерес своих родителей, не обнаруживая свой собственный. Да и откуда ему взяться, если его не помогли нащупать самые близкие…

Стоит ли после этого удивляться безынициативным молодым людям, которые «ничего не хотят» и им уже «ничего не нужно»?

Мы сами опустошаем своего ребенка, делая его беззащитным перед злом. На первый взгляд мы заботимся о ребёнке: его поведении, оценках, внешнем виде и физическом здоровье. И это правильно. Но с церковной точки зрения недостаточно.

Положа руку на сердце, скажите честно, разве не о своем имидже мы заботимся в первую очередь? Ведь по нашему ребенку нередко судят о нас. Вероятно по этой причине мы часто бросаем в сердцах ребенку допустившему очередную ошибку: «как я буду людям в глаза смотреть?!»; «что теперь обо мне подумают?!».

Мы заботимся о внешнем, игнорируя внутренний мир своего ребенка. Святитель Феофан Затворник (1815-1894) пишет: «Приличие внешнего поведения и внешних отношений - это покров самого густого мрака... внешнее не ценно без внутреннего» . И от себя добавлю, - не безопасно с духовной точки зрения. Злой силе как раз нужен пустой дом .

Ребенок воспитывается сердцем. А это как? Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы вместе с ним проживали важные моменты его жизни. «Способность вступать с ребенком в со-бытие и составляет суть родительского отношения», - замечает проф. Виктор Слободчиков . А еще лаконичнее и глубже об этом сказал св. апостол Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» . Иными словами нам необходимо находиться рядом с ребенком в его переживании печального или радостного события.

Это по-христиански – быть рядом и в горести и в радости. Иногда молчать, иногда кричать, порою плакать или молиться. Но главное быть вместе с ним, быть рядом с нашим ребенком.

Родительское сострадание и сорадование, сопереживание и соучастие важные элементы как обучения так и воспитания. Нам как родителям, опираясь на церковную традицию важно обозначить верные духовные ориентиры и передать опыт общежития. Передать те навыки, с помощью которых ребенок сможет не только противостоять злу, но духовно возрастать через ежедневное усилие в добре. Таким образом, приобретая в семье навыки молитвенной жизни и бытовой аскетики ребенок не окажется застигнутым врасплох тем, «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде» .

Это важно. Поскольку детский сад, школа, техникум, армия и институт дают знания необходимые для профессиональной деятельности. Однако духовная жизнь и нравственные запросы личности оказываются на периферии процесса обучения. И семья, равно как и Церквовь в этом смысле являются местом передачи жизненного опыта.

Так, постепенно внутренний мир ребенка будет обогащаться содержанием и смыслом. А ценности церковной традиции носителями, которой являются родители, будут закрепляться в отработанных действиях (навыках) детей, что впоследствии непременно поможет им в преодолении состояние заброшенности и чувства одиночества уже у собственных детей.

Никогда не поздно начать слушать и научится слышать своего ребенка. Для воцерковленного человека нет категории упущенное время. Нельзя, слышите, ни в коем случае нельзя отказываться ради многого от главного. Нельзя отказываться от своего ребенка. Начнем действовать: начнем молиться о своем ребенке, приучим себя ходить в Церковь, преодолеем ложный стыд и обратимся за советом к священнику. Да, и вот еще что, начнем общаться со своим ребенком…

С Богом у нас обязательно все получится - «начни и делай; Господь будет с тобою» .

Список литературы

1. Ткачев А., прот. Лаборатория одиночества // Отрок.ua. Православный журнал для молодежи. № 5(29), 2007.

2. См.: Книга Второзаконие 4, 9.

3. См.: Евангелие от Луки 11, 23-28.

4. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. – М.: Благо, 1996. С.125-126.

5. Слободчиков В.И. Антропологические перспективы отечественного образования. – Екатеренбург: Издательский отдел Екатеренбурской епархии, 2009. С. 231.

6. См.: Послание к Римлянам 12, 15.

7. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собрание сочинений в 15-ти томах. - Л.: «Наука», 1991. Том 9-10.

8. См.: Евангелие от Иоанна 10, 1.

9. См.: 1-я Книга Паралипоменон 22, 16.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Одиночество ребенка в семье.

Чувство одиночества, ненужности возникает уже самого раннего возраста. Как ни странно это звучит, но его начинают формировать родители ребенка. Я не раз слышала такие фразы: «Будешь плохо себя вести, отдам другой маме». Или «Отдам дяде», «Оставлю тебя на улице», «Оставайся один». Родители не задумываются над этими фразами, шутливыми угрозами. Но эти фразы, произнесенные самыми близкими людьми, уже зарождают у ребенка тревогу, неуверенность, страх.

Ради многого мы отказываемся от главного. А главное это наш близкий человек. Одним из самых близких для нас является наш ребенок.

Мы не специально обделяем вниманием своих детей. Большую часть времени каждый из нас проживает на работе, и, оказываясь в пространстве собственной семьи, чаще всего попросту не способен перестроиться. Отсюда и одна из самых распространенных ошибок в диалоге с ребенком – мы начинаем разговор о том, что создает проблемы для нас, как родителей: оценки, учебный процесс и успеваемость, здоровье ребенка, его поведением и даже целость одежды и обуви. Стандартные вопросы родителей: «ну как там, в школе? спрашивали?», «чем кормили на обед?», «уроки сделал?», «устал?» - предполагают подобные же ответы ребенка: «нормально», «нет», «как обычно». Играя, общаясь и уча ребенка, мы готовим его к взрослению. «Детство, - замечает профессор МГУ, Дмитрий Леонтьев, - должно быть детством, но именно в нем должна постепенно вызревать взрослость». А вызревает взрослость благодаря усвоенным светлым детским воспоминаниям: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть».

Лишенный диалога и совместной деятельности с родителями, ребенок с детства усваивает состояние апатии и начинает скучать. Названные проявления как раз свидетельствуют о крепнувшем экзистенциальном вакууме. А данный вакуум есть состояние внутренней опустошенности и бегство от реальности. Апатия, согласно австрийскому психиатру и психологу Виктору Франклу (1905-1997) - неспособность проявить инициативу. А скука есть ничто иное как неспособность проявлять интерес. Казалось бы, кому, а ребенку должно быть многое интересно и он по определению должен быть инициативен. Но в современных семьях все чаще дети обслуживают заявленный интерес своих родителей, не обнаруживая свой собственный. Да и откуда ему взяться, если его не помогли нащупать самые близкие…

Стоит ли после этого удивляться безынициативным молодым людям, которые «ничего не хотят» и им уже «ничего не нужно»? Мы сами опустошаем своего ребенка, делая его беззащитным перед злом. На первый взгляд мы заботимся о ребёнке: его поведении, оценках, внешнем виде и физическом здоровье. И это правильно. Положа руку на сердце, скажите честно, разве не о своем имидже мы заботимся в первую очередь? Ведь по нашему ребенку нередко судят о нас. Вероятно по этой причине мы часто бросаем в сердцах ребенку допустившему очередную ошибку: «как я буду людям в глаза смотреть?!»; «что теперь обо мне подумают?!».

Никогда не поздно начать слушать и научится слышать своего ребенка.

Ребенок воспитывается сердцем. А это как? Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы вместе с ним проживали важные моменты его жизни. «Способность вступать с ребенком в событие, и составляет суть родительского отношения», - замечает проф. Виктор Слободчиков. А еще лаконичнее и глубже об этом сказал св. апостол Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Иными словами нам необходимо находиться рядом с ребенком в его переживании печального или радостного события.

Педагог-психолог МОБУ СОШ им. Ф. Султанова

Трубкулова Римма Махмудовна

Увы, но не все родители относятся к своим детям с теплотой и любовью. Кто-то считает, что для ребенка более важно материальное обеспечение и не балует чадо любовью. Кто-то воспитывает человека с богатым духовным миром, но при этом забывает, что для этого необходимо душевное тепло.

Проблемы детского одиночества

В результате ребенок остается один со своими детскими проблемами и не находит рядом человека готового просто выслушать и понять. В этом и лежат корни детского одиночества. Того самого, которое впоследствии продолжает отравлять взрослую жизнь. А родители продолжают заниматься своими важными делами и их мало волнуют причины и последствия детского одиночества.

«Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким… «, -Фаина Раневская

Вы знаете о том, что дети, еще в младенчестве оставленные родителями и выросшие в детских домах, никогда не плачут. Они просто понимают, что на их плач никто не отзовется. Этот ребенок одинок практически с самого рождения. И если его усыновляют ему очень сложно изменить себя и привыкнуть к жизни в семье. По большому счету ребенок и не испытывает необходимости в чьей-то заботе и любви. Он просто не знает, что это такое. Поэтому ребенок и не привязывается ни к кому.

Что говорит история

Считается, что в неполных семьях дети никогда не получат полноценную психологическую защиту. Не случайно, что в таких семьях, в семьях алкоголиков и в семьях, где родственники враждуют друг с другом, где существует опыт суицидального поведения, попытки самоубийства детей встречаются очень часто. Это самый страшный результат одиночества.

Было время, суицидальность приходилась на страны Западной Европы.

В настоящее время Россия, к сожалению, занимает первое место в мире по количеству самоубийств. Причем на первом месте среди причин смерти стоят суициды среди подростков (от 14 до 18 лет).

Причин, которые подталкивают детей на суицид, очень много, в первую очередь это особенности подросткового возраста:

  1. максимализм,
  2. неумение прогнозировать результат и непонимание того, что смерть — это конец жизни.

Маленькие дети и под ростки считают смерть переходом в другое состояние, а не концом жизни. Подростков подталкивает к суициду присущая возрасту эмоциональная неустойчивость, завышенная самооценка, заниженная ценность жизни, маленький жизненный опыт. Подростку кажется, что то, что произошло с ним, никогда и ни с кем не происходило, и единственный способ выхода из ситуации — это выход из жизни вообще.

Ребенок который растет в семье, не чувствует одиночества с самого первого дня своей жизни. Даже если мать и не испытывает к младенцу любви, она все – равно вынуждена о нем заботиться. Одиночество приходит позднее. Когда ребенок подрастает и понимает, что все это формальность и у родителей нет ни времени, ни желания дарить ему свою любовь.

Что делает в таком случае маленький ребенок?

Он пытается обратить на себя внимание.

  • ребенок стал замкнут;
  • пропала жизнерадостность;
  • нарушился сон;
  • исчезли друзья;
  • ребенок перестал следить за собой, появилась небрежность в одежде;
  • исчезли доверительные отношения со взрослыми.

Он старается стать послушным и воспитанным, думая, что таким образом заслужит хоть немного любви. А вскоре становится невоспитанным и дерзким, чтобы его просто замечали.

Как родителям избежать детского одиночества

После четырех лет ребенку становится необходимо общение со своими сверстниками. Поначалу не идет разговора о серьезной дружбе. Детям просто нравиться проводить время за общими играми. Но после двенадцати лет возникает острое желание иметь друга. Часто он становиться не просто приятелем, но своего рода психотерапевтом, готовым выслушать посоветовать, помочь.

Растет ребенок, растет его потребность в самовыражении и ему трудно без умных взрослых, способных и обязанных помочь.

Чаще всего дети склонны скрывать, что у них нет друзей, не с кем играть, не с кем даже просто поговорить. О том, что ребенку нужна психологическая помощь, любящие родители без особого труда могут понять сами, понаблюдав за ребенком вовремя прогулок, на отдыхе, во время общения с другими детьми.

Если друг не оправдал доверие, ребенок ищет нового. Близкую для себя душу.

При этом он может совершенно порвать все связи с бывшим приятелем. Чем увереннее чувствует себя подросток, тем скорее он рвет с теми друзьями кто, по его мнению, недостоин этого названия. А вот неуверенный в себе ребенок часто не решается порвать даже с неподходящей компанией. Из чувства страха остаться одному, он может мириться даже с издевательствами над собой.

Термин «компьютерная зависимость»

Еще одно обстоятельство, подталкивающее детей к одиночеству – это то, что благодаря компьютерам, еще не умея читать и писать, дети погружаются в виртуальный мир, который с легкостью заменяет им этот ненадежный и шаткий, непонятный и враждебный мир реальный.

Причины и последствия детского одиночества не исчезнут сами собой. Тем более, что дети часто бывают слишком жестоки. И будут проявлять агрессию к тому, кто не похож на них. Тем самым, загоняя одиночку в угол, из которого он не сможет выбраться, пока не станет увереннее в себе.

Часто детям очень нужен родительский совет, но они не могут его получить из-за занятости взрослых. Позже они могут начать бояться наказания или насмешки. Подробнее об этой «незаметной», но очень серьезной проблеме современного общества читайте ниже.

Сущность детского одиночества

Детдомовские дети, оставленные во младенчестве, никогда не кричат и не плачут. Это происходит потому, что на их крик и плач никто не реагирует, и они отвыкают подавать таким образом сигнал о своем физическом или эмоциональном дискомфорте. Такой ребенок с первых дней жизни привыкает к своему одиночеству, и даже если он потом попадает в семью, справиться с этим будет непросто. Такому ребенку никто не нужен по большому счету — он не чувствует особой потребности в чужой любви, так как никогда ее не получал. Он и сам не умеет, не хочет и боится любить и привязываться к кому-то.

Если же ребенок растет в семье, первое время он не ощущает постоянного одиночества, так как мама все-таки реагирует на его плач, кормит его, баюкает, чтобы успокоить. Но маленькая личность постепенно развивается, и малыш начинает все чаще обращать внимание, что родителям все время не до него, что от него слишком часто отмахиваются. Сначала это просто озадачивает ребенка, потом он пытается привлечь родительское внимание хвастовством или послушанием, затем, если эффекта никакого, плохим поведением.

Если говорить о допереходном возрасте, дети склонны переживать ощущение одиночества, недостатка внимания и ласки особенно остро в возрасте 5-6 лет (после начнется школа, учеба, новые друзья, и это несколько снимет остроту данной проблемы). Чем старше становится такой ребенок, тем меньше он начинает доверять своим родным, так как осознает, что если тебя не любят или любят недостаточно, вряд ли тебе дадут совет, который пойдет во благо. Это основные причины одиночества детей этого возраста. Однако есть и позитивная сторона этого процесса, и она заключается в том, что ребенок рано становится самостоятельным и независимым, стремится сам решать свои проблемы (хотя самостоятельность можно обрести и иным путем — когда ребенок гордится родительским доверием). Независимость при низкой самооценке может вызвать и самые печальные последствия одиночества - наркоманию и алкоголизм. Как только кто-то проявит к одинокому ребенку внимание, он может легко попасть под чужое влияние (хорошо, если позитивное) и даже стать жертвой растлителя.

Мы все нуждаемся друг в друге

Потребность иметь сверстников для общения формируется к 4-5-летнему возрасту. Многие взрослые относятся к детской дружбе скептически: мол, все это несерьезно. И действительно, примерно до 9 лет дети стремятся быть с ровесниками из желания вместе играть, весело проводить время. Но в подростковом возрасте возникает стремление утвердить свою личность, почувствовать свой авторитет. В 12 и старше друг, умеющий выслушать, понять, посоветовать, становится своеобразным психотерапевтом. На друзей равняются, что важно и необходимо при взрослении. Придуманный или увиденный в кино идеал взрослого слишком недостижим, реальные взрослые слишком непонятны и заняты, к тому же существует дистанция в общении и нередко проблемы взаимного доверия, а друзья и их успехи — вот они, рядом. В итоге мнение ровесников приобретает для подростков ценность несоизмеримо большую, чем для вчерашнего ребенка. Оно значит гораздо больше мнения даже самых близких и авторитетных людей для тинейджера— родителей.

Зачем подростку друзья

Умение прийти на помощь (в первую очередь), чувство юмора, знания и разносторонность интересов, ум, спортивные достижения, взрослость и привлекательность внешнего вида, самостоятельность, смелость. Если друг проявляет невнимание, тинейджер может устремиться на поиски новой близкой души, чтобы отмести свое детское одиночество. При этом возможен полный разрыв отношений с прежним «лучшим» другом или же постепенное отдаление. Чем выше у подростка самооценка, тем быстрее он перестанет мириться с равнодушием и недостатками вчерашних «закадычных» приятелей (как правило, сам подросток собственной неидеальности пока не осознает). А вот ребенок с комплексами может терпеть даже откровенные издевательства «друзей» из страха остаться в одиночестве.

Обычно вместе сходятся ребята с общими интересами и взглядами на жизнь, но могут дружить и подростки, очень отличные по характеру. При этом они могут искать друг в друге те качества (общительность или уравновешенность плюс рассудительность), которых им самим недостает, чтобы развить их. Отсутствие у ребенка друзей может говорить о серьезных эмоциональных проблемах. Скорее всего, причины одиночества не в том, что он отвергает предлагаемый круг общения, а в том, что ребята по тем или иным причинам отвергают подростка. Чаще всего не хотят дружить и общаться с неуверенными в себе, замкнутыми, болезненными или истеричными ребятами. А также слишком агрессивными, заносчивыми или равнодушными к делам группы. Такой подросток, в конце концов оказавшись в социальной изоляции, чувствует себя еще более неуверенным и лишенным поддержки, тем более что тинейджеры могут проявлять агрессию и даже жестокость к «изгою», не входящему в их компанию, отличающемуся от них. Это может сказаться на самооценке подростка, его характере и жизни в дальнейшем, потому что развитие навыков общения и умение ладить с людьми, причем разными, плюс умение отстаивать свое мнение необходимы для каждого, кто живет среди людей.

Бывает, родители не могут понять, почему их ребенок вдруг стал агрессивным, замкнутым, капризным, непослушным и привычные методы воспитания на него уже не действуют. Мамам и папам кажется, что их сына или дочь как будто подменили. Что делать в таких случаях?

Об этом - наша беседа с детским аналитическим психологом Юлией Лариной.

Мы испытываем одиночество тогда, когда нам кажется, что связь с близкими людьми разорвалась. Периодически дети ощущают обрыв этих связей, к примеру, когда их отдают в детский сад, приводят в первый класс школы или отправляют на лето в лагерь. А особенно остро - в момент конфликтов. Книга помогает ребенку выразить свои чувства и подсказывает способы, как восстановить разорванные отношения. С детьми нужно об этом говорить.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя частью рода, частью системы отношений в обществе, частью окружающего мира. Одиночество переживается иначе, если ты вписан в этот контекст.

Безопасная привязанность

Как должна вести себя мама, чтобы ребенок не страдал от одиночества?

Состояние одиночества дети переживают по-разному. Одна из главных тем, которая сегодня разрабатывается в мировой детской психологии, связана с концепцией привязанности ребенка к матери.

Крепкая связь ребенка с матерью является залогом его будущих хороших отношений с миром и с самим собой.

Достаточно хорошая мать, по мнению известного британского педиатра и детского психоаналитика Дональда Вудса Винникотта, - та, которая откликается на потребности ребенка, которая достаточно чувствительна и понимает, сколько времени ребенок может выдержать без нее. Она «включается» в проблемы ребенка, когда нужно, и когда нужно, оставляет его в покое. С такой матерью ребенок, как правило, устанавливает безопасную привязанность, позволяющую ему уже в полтора года в магазине, удерживая родителей в поле зрения, отойти на три метра, чтобы посмотреть на заинтересовавшую его игрушку. Или в трехлетнем возрасте прийти в детский сад и там чувствовать себя комфортно без мамы. А в 6 -7 лет полдня проводить в школе и ощущать себя в безопасности.

Однако бывает, что привязанность ребенка к матери в силу разных причин не носит безопасный характер: иногда это связано с состоянием здоровья ребенка или самой матери, сложными семейными обстоятельствами. Такие дети в новых для себя ситуациях ведут себя иначе: они могут быть чересчур прилипчивыми, очень конфликтными, часто не способны адаптироваться к новому коллективу.

Чувство одиночества возникает у ребенка, когда он перестает ощущать внутреннюю связь с матерью.

Почему дети так истошно и отчаянно плачут, когда родители ругаются между собой или с ним? Потому что в этот момент они переживают обрыв связей. В этот момент ребенку ничего невозможно объяснить. Нужно сначала его успокоить, а потом уже с ним говорить.

С какими проблемами родители приводят к вам на прием своих детей чаще всего?

С разными. В первую очередь родители реагируют на какое-то особенное поведение ребенка. Когда он очень капризный, тревожный, агрессивный, не может адаптироваться в коллективе и наладить контакты со сверстниками, у него возникают конфликты с братьями и сестрами и т.п. Когда начинаешь работать с этой семьей, понимаешь, что происходит и почему.

До тех пор, пока родители справляются с любой ситуацией, связанной с развитием ребенка, они могут обойтись без помощи психотерапевта. Но если они сталкиваются с глобальным непониманием происходящего с ребенком, и это вызывает у них огромное количество переживаний и тревог, а привычные методы взаимодействия уже не работают, это является основанием для того, чтобы привести ребенка к детскому психологу.

Допустим, ребенок проявляет повышенную агрессивность. С чем это может быть связано?

Есть нормативная, а есть не нормативная агрессия. Когда ребенок находится в фазе сепарационных процессов, когда его отделяют от матери, допустим, отправляя в детский сад, у него всегда будет повышаться агрессивность. Это нормально. Но встречается и немотивированная детская агрессия и с этим надо серьезно разбираться. За ребенком надо наблюдать, искать причину такого поведения. Дети - всегда зеркало семьи. Что-то такое происходит в отношениях родителей, на что ребенок так или иначе реагирует. Часто, работая с семьей, надо балансировать всю систему взаимоотношений в ней.

Правила поведения для родителей подростков

Родителей подростков беспокоят проблемы взросления ребенка, семейные конфликты, связанные с сепарацией сына или дочери и отстаиванием их права на автономность, - рассказывает психолог Юлия Ларина. - Для всей семьи это очень непростой период. Родители пытаются, как и прежде, нормировать поведение ребенка, но с подростками это плохо получается.

Подросток всегда отстаивает свою независимость. И тут важно, чтобы родители были очень терпеливы. Необходимо, чтобы они устанавливали для подростка подходящие границы в поведении. То есть такие границы, которые не слишком жесткие и не слишком размытые, чтобы было все ясно и понятно.

Следует четко обозначать свою позицию по тем или иным вопросам, но и давать подростку право на эксперимент. При этом надо понимать, что любой подросток будет пытаться эти границы разрушить. Но он должен чувствовать прочность и надежность этих границ, знать, что семья, родители - его надежный тыл и опора.

Родители любят говорить: «Вот я в твои годы…». Детей это страшно раздражает. Положа руку на сердце, в подростковом возрасте родители творили примерно то же самое, только плохо об этом помнят.

Родители должны учитывать то, что подростки очень чувствительные, реактивные, ранимые и не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Но они все время это показывают, экспериментируя со своей внешностью, совершая странные с точки зрения взрослых поступки, оспаривая чужое мнение, зачастую в резкой форме, могут нагрубить и даже нахамить.

Если родители, недовольные каким-то поступком или заявлениями подростка, начинают возмущаться, кричать, скандалить, возникает очень небезопасная ситуация и процесс подростковой сепарации затягивается. Основная причина конфликта отцов и детей - это непонимание внутри семьи.