Дорогие, мамочки! А давайте поиграем вместе с вашим малышом в песочек! Как это здорово покопаться в песочке, полепить куличики, поискать друг у друга спрятанные ручки в песочке и многое другое, во что можно поиграть в песке. Ведь игра для ребёнка является основным видом деятельности. А песочница – это ещё и естественная среда, где Ваш малыш может свободно и безопасно самовыражаться.
Игры с песком и водой относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым.
Основополагающая идея песочной терапии: «Игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения во вне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики».
Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, общению со сверстниками Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции.
Играть с песком можно и летом на даче или во дворе, а можно соорудить песочницу в домашних условиях (зима длинная, зачем терять драгоценное время).
Для песка можно использовать пластиковый таз или другую удобную ёмкость, а можно приобрести готовую песочницу. Песок можно использовать речной, заготовленный заранее, или приобрести в садоводческих магазинах. В целях безопасности здоровья малыша, перед использованием, песок просеять и прокалить в жаровочном шкафу. Необходимо подобрать игровой материал: лопатки, сита, воронки, разнообразные пластиковые формочки, формочки для теста, миниатюрные игрушки (5-10см.) (игрушки из «киндер-сюрпризов» с детьми до 3 лет, в целях безопасности, не использовать!). А с детьми постарше можно использовать и бросовый материал: камешки, большие пуговицы и т.д.
Игры с песком подходят для детей от 1 года.
Перед тем, как начать играть в песочек, обязательно проговорите с малышом о том, что песок преднамеренно из песочницы нельзя раскидывать, брать песок в рот, а после игры необходимо помыть руки.
Для начала делайте все совместно в песочнице «рука в руке», затем скажите малышу: сделай как я (по образцу), в дальнейшем, Ваш малыш в песочнице будет действовать самостоятельно.
Что дают занятия с песком:
Развивают мелкую моторику;
Мощно стимулируют тактильную чувствительность, за счет сыпучести;
Воздействуют на развитие активной речи за счет мелкой моторики и эмоциональной включенности, дети 1-1,5 лет используют слова в ситуации эмоционального возбуждения;
Развивают предметные действия и мышление (совочкам копать, граблями равнять, формочки - делать фигурки);
Снимают повышенное нервно-психическое напряжение, особенно при гиперактивности.
Совместные игры в песочнице с ребенком позволяют почувствовать малышу семью, что он любим и значим для своих родителей.
Очень важно, чтобы у родителей было желание и настроение играть со своим малышом в песочнице!
Светлана Мясникова
Середина лета, июль. Веселой гурьбой на улицу высыпали мои воспитанники из второй младшей группы детского сада. И тут же, придя на участок своей группы,первым делом милые детки с удовольствием осадили песочницу.
Вооружившись ведерками, совочками, формочками и другими песочными атрибутами маленькие Полины, Лены, Вани, Мишы копошатся в песочнице.
Вместе с детьми, мы - воспитатели,психологи,логопеды помогаем выстраивать на песке города , лепим всякие «вкусности» , или играем в игру «Секретик» . Помните,как в детстве, находили стекло любого цвета, красивые камешки, листики, цветочки, и раскопав совочком раскладывали в песок сначала композицию из найденных «сокровищ» , сверху закрывали стеклышком и засыпали песком . Затем дружной гурьбой рылись в песочнице и искали запрятаные нами же «клады» . Только теперь мы с ребятами вместо стекла используем оргстекло ,оно не травмоопасное.
А вы когда-нибудь задумывались, почему детям так нравятся игры с песком ,чем он их так завораживает? И есть ли польза для воспитанников от игр с песком и если есть , то какая?В чем же она заключается?
Сегодня игру с песком и другими сыпучими материалами используют в своей работе многие детские специалисты : психологи, психотерапевты, педагоги, логопеды, неврологи.
Специалисты утверждают :
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие,настроить на добродушный лад. Игра с песком , как с мокрым, так и с сухим - успокаивает импульсивных, чересчур активных (гиперактивных) детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.
В целях диагностики, а также для коррекции, многие психологи используют в своей работе пескотерапию ,использование которой дает хорошие результаты.
Игры с песком полезны для физического здоровья. Очень полезно ходить по песку босиком . Вспомните,ведь мы с удовольствием бегали без обуви в детстве по песку и траве ,при этом получали прилив бодрости и сил! Всем известно, что на стопе человека расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела.
Игры с песком очень нужны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений ребенка. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.
Т. к,в наше время все острее встает проблема поздно говорящих детей, необходимо для развития речи, кроме занятия с логопедом и чтения книг с родителями а также непосредственного общения взрослого с ребенком и сверстниками :
Рисовать пальчиками на песке различные фигуры ;
Пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика или чашки в другую чашечку ярких цветов;
Рыть ямки, погружать руки в песок;
Искать в песке зарытые мелкие игрушки (игра «Секретик» );
Лепить руками из мокрого песка заборчики , домики, пирожки и т. п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками,листочками,рядом растущими растениями и пр.
Насыпать песок в ведерко лопаткой или ладошкой.
Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Очень много чего можно вылепить из влажного песка : фигурные пироженки,тортики, домики, гаражи, города и др.
Играя в песочнице с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных вопросах, которые обязательно возникают в игровых ситуациях. Вырабатывается навык умения договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права. Все это пригодится в жизни подрастающему человечку.
Вот сколько полезных свойств у песка !Убедила я вас, дорогие мои друзья и коллеги в пользе игры с песком ? Бежим с нашими ребятами из второй младшей группы в песочницу играть! Уверена, вам понравится в нашей песочнице! Предлагаю вашему вниманию наш фотоотчет.
Публикации по теме:
Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной деятельности детей, насыщенной новыми и яркими впечатлениями. Ребенок дошкольного.
«Песочная терапия в детском саду». Знакомство с песком. Игры с песком ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проектное событие): Игры с песком.
Игры и опыты с песком. Наблюдения на прогулке. Творческие задания Игры с песком Опыт 1. Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А.
Игры и упражнения с песком. Песочная терапия проводится для коррекции эмоциональной сферы детей. Играя, ребенок развивает и выражает свою.
(1 голос : 5.0 из 5 )Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».
Анна Прохорова, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального школьного образования МГПУ
Для игр с песком существуют специальные пластмассовые наборы. Их можно купить, а в случае необходимости сделать самим: из пластиковых бутылок, из баночек от кремов, леденцов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть. Ребенку интересно, когда формочки разные — прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным. Покажите ребенку, как можно играть с воронкой, пересыпая песок. Пусть он экспериментирует!
Для утрамбовывания песка подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Не останутся без дела и игрушки: куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные
Ребенок в возрасте от одного года до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы — мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смотреть и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша — это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло…
Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого — рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.
Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки — куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты. На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки — можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.
Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь.
Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.
Малыш отварачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупт, что это. Затем поменяйтесь ролями.
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке» Мама и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.
С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.
Например, чтобы сделать башни у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте все это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.
Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока все сооружение еще не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек.
Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья — воткните в песок прутики или травинки. А потом сбегайте за фотоаппаратом и сфотографируйте ребенка на фоне этого ансамбля, чтобы позже, показывая снимок, с гордостью рассказывать бабушке, как вы вместе со своим чадом сделали это архитектурное чудо.
Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, ее легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребенок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.
Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.
С его помощью появилась возможность организовать домашнюю песочницу, обладающую множественными полезными качествами: компактностью, практичностью, отсутствием грязи на детских ладонях и ковре, безопасностью.
Кроме того, домашний песок не менее полезен, чем обычный, поскольку также предоставляет широчайший простор для творческой активности и созидания. Родителям стоит обратить внимание на этот материал, его достоинства и новые возможности.
Кинетик – это разработанный учёными из Швеции инновационный материал, который предназначен для игры с ребёнком. Все новые качества обеспечиваются необычным составом вещества.
На 98 % кинетик состоит из обыкновенного кварцевого песка, остальные 2 % представлены синтетической силиконовой добавкой E900. Невзирая на минимальное присутствие, именно эта присадка обеспечивает новые свойства кинетического песка.
Изобретённый материал внешне напоминает привычный нам песок, однако более пластичен. Он сочетает текучие свойства и способностью принимать заданную форму, плотность и наличие многочисленных пор. Песчинки в таком материале удерживаются вместе благодаря полимерным связям.
Таким образом, кинетик не разлетается отдельными частицами, а представляет собой однородную массу, которую можно с лёгкостью собрать вручную и поместить в контейнер. При этом песок не оставляет грязных или жирных следов на руках и поверхностях.
Силиконовую добавку, применяемую для изготовления кинетического песка, также используют в пищевой промышленности. Именно поэтому она считается полностью безопасной и не может навредить ребёнку. Единственное исключение – аллергия на это вещество.
Достаточно часто мамы интересуются: зачем приобретать новый материал, если поблизости имеется песочница с обычным песком. Ответ очевиден: в осенне-зимний период в ней играть невозможно по объективным причинам, а лепить куличики из кинетического песка можно круглогодично.
Имеются и другие серьёзные аргументы в пользу занятий с инновационным материалом:
Таким образом, кинетик можно использовать с самыми разными целями: обучающими, терапевтическими и развлекательными. Но в любом случае – польза от таких занятий будет очевидна всем участникам процесса.
Преимущества кинетического песка основываются, прежде всего, на его физических свойствах, о которых было сказано выше, и уникальном химическом составе.
Другие достоинства отмечают мамы, которые уже опробовали этот инновационный материал со своими ребятишками:
Однако имеются у кинетика и определённые недостатки, о которых упоминают опытные родители:
Не используйте при занятиях с домашним песком формы из силикона. Кинетик липнет к стенкам ёмкости, не высыпается полностью, поэтому для очищения придётся использовать воду.
Согласно рекомендациям фирмы-производителя, использовать данный продукт можно с трёх лет. С чем связаны подобные ограничения? Это обычная предосторожность, поскольку ребёнок раннего возраста тянет в рот буквально всё, что попадётся ему под руку.
Подобная проблема может подстеречь родителей и в обычной песочнице, однако там песок буквально кишит болезнетворными бактериями, грязью и остатками животных экскрементов.
Таким образом, песок для домашних игр можно использовать без особой опаски уже с годовалого возраста, естественно, под родительским надзором. Кинетик безвреден, поэтому даже если ребёнок случайно его проглотит, паниковать не стоит.
Кварцевый минерал и силиконовый полимер не вступают в реакцию с пищеварительным соком, а выводятся из организма в неизменном составе естественным путём.
Фирменный песочный чудо-материал от шведского производителя Waba Fun продаётся в различной фасовке: 1 и 5 килограммов (в последнем случае упаковка содержит две упаковки по 2,5 кг, поэтому нередко продавцы реализуют их по отдельности).
Недавно фирма начала изготавливать цветной продукт жёлтого, красного, зелёного, синего, фиолетового и розового оттенков. Упаковка такого товара весит порядка 2,27 кг. Можно также приобрести пакет с песком двух цветов того же веса. Средняя стоимость – 2 000 рублей.
Имеется в продаже и разноцветный кинетик – песок для детей необычной окраски, выпускаемый в серии «Драгоценные камни» (изумруд, оникс, сапфир, аметист). Добавление переливающихся частиц придаёт песку удивительный оттенок. Средняя цена составляет 1 460 рублей за 454 г.
Дополнительно можно приобрести:
Сколько песка понадобится, чтобы ребёнок смог играть полноценно? Всё зависит от возраста малыша. Полуторагодовалым детям хватит 1 килограмма (1 000 рублей), трёхлеткам нужно уже минимум 2,5 кг песка (1 600 рублей).
А компании из нескольких ребятишек потребуется уже 5-килограммовая упаковка кинетического песка для возведения серьёзных сооружений. Стоить она будет примерно 3 200 рублей.
Приобрести кинетический песок можно не во всех детских магазинах в силу недостаточной распространённости игрового материала, поэтому оптимальным вариантом может стать заказ по интернету и доставка прямо на дом.
Песок для детского творчества – незаменимая вещь. Что же может сделать ребёнок с несколькими горстями этого чудо-материала? Специалисты предлагают 10 вариантов использования песка.
Они очень просты и не требуют от родителей особых знаний и умений.
Невзирая не безопасность материала, взрослым следует следить за тем, чтобы песок не попадал в ротовую или носовую полость, ушные раковины и глаза ребёнка.
Ну а чтобы дольше наслаждаться уникальными свойствами чудо-материала, необходимо при применении и хранении следовать нескольким простым правилам:
Собирать кинетик довольно просто. Достаточно сформировать небольшой комок и с его помощью «притянуть» более мелкие частица. При этом нужно следить, чтобы в массу не попала грязь и волосы. В конце уборки можно использовать пылесос.
Кинетик, который будет максимально напоминать оригинальный материал, вполне по силам сделать из кварцевого песка, борной кислоты и обычного канцелярского клея, в состав которого входит силикат.
2 чайные ложки кислоты необходимо смешать с 1 чайной ложкой клея, а затем к ним нужно добавить песочек (300 г). Результатом тщательнейшего перемешивания становится самодельный кинетик.
Поскольку такой материал содержит борную кислоту (а это токсичное вещество), ребёнок должен играть с ним исключительно в перчатках.
Ну а лучше всего использовать другие, более безопасные рецепты самодельного кинетического песка.
Для получения нетоксичного песка лучше воспользоваться менее агрессивными веществами. Народным умельцам необходимо заранее запастись нужными ингредиентами. Вам потребуется:
Также необходимо подготовить ёмкость для смешивания (подойдёт обычный небольшой пластиковый таз) и лопатка для «взбивания» всех требуемых ингредиентов.
Сделать песок очень просто. Нужно выполнить всего несколько элементарных действий:
Всё, домашний вариант кинетика готов, осталось только опробовать его свойства в деле.
Ингредиенты в этом случае потребуются те же самые. Меняется только очерёдность их смешивания:
Чтобы получить кинетик различных оттенков, воспользуйтесь пищевыми красителями (в крайнем случае, их можно заменить безопасными детскими красками для младенцев).
Требуемый краситель нужно развести и добавить в песчано-крахмальную смесь до вливания воды. Затем необходимо будет добиться оптимальной консистенции. Если песок будет быстро твердеть, в него можно доливать немного водички.
Песок игровой для дома бывает также живым и космическим. Неудивительно, что родители постоянно интересуются, есть ли разница между этими материалами?
Отличия действительно существуют, но они минимальны. Так, например, космический песок более мягкий за счёт мелких песчинок.
Фигуры из него характеризуются большей прочностью и чёткостью контуров. Стоимость несколько ниже, чем у кинетического, поскольку это отечественный продукт.
Живой песок, который производят в Южной Корее, отличается белоснежным цветом, поскольку в его составе не кварцевый песок, а ракушечник. Имеются различия и в свойствах.
Если кинетик поместить в воду, то он не изменит свои физические качества, а вот живой песок под воздействием универсального растворителя попросту исчезнет.
Летние игры с водой и песком для дошкольников
Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста
Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Для принятия участия в играх с песком и водой требуется широкий спектр приспособлений.
Оборудование для игр с песком:
Чистый песок для песочницы. Это важный момент, желательно, чтобы песочница закрывалась крышкой и в нее не ходили животные. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет увлажненным.
Игрушки небольшого размера, можно из под киндеров, хорошо, если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
Оборудование для игр с водой:
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов или кокосов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игры с песком:
По-скольку сегодня мы говорим о младшем и среднем дошкольном возрасте, то со сложными сюжетами лучше немного повременить, а начать со знакомства с песком и водой
.
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.